ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ПОЭТАПНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Л.Г. Григорьева
Гимназия № 32, г. Новокузнецк, Россия
Изменения в образовании начинаются с учителя. Поэтому одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является совершенствование учительского корпуса. Принципиально обновлены
квалификационные требования и
квалификационные характеристики
учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические
компетенции. Среди последних ИКТ-компетенции важны и необходимы.
Сегодня в нашей стране созданы условия для массового перехода к новому уровню образования на основе ИКТ, благодаря значительным материальным вложениям, техническому и программно-методическому оснащению учебных заведений. Создана система федеральных образовательных порталов, функционирует федеральный
центр информационно-образовательных ресурсов, реализована программа
подключения школ и вузов к сети Интернет. Но использование ИКТ в учебном процессе и системе управления образованием по своим масштабам не соответствует вложенным ресурсам. Одной из причин этого является низкая квалификация в области ИКТ значительной части педагогических кадров и административно-управ-ленческого персонала образовательных учреждений. А
ведь с 2008 г. в соответствии
с реализацией Федеральной целевой программы развития на 2006-2010 гг. разработаны в рамках отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности кодификаторы требований к необходимому
уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компе-тентности учащихся,
преподавательского состава и
административно-управленческого персонала общеобразовательных
учреждений. В Кемеровской области действует пока единственный Региональный центр по указанной сертификации в г. Юрга. Опыт других регионов говорит о том, что таких центров в перспективе будет несколько, и процедура прохождения сертификации каждые
5 лет - вопрос времени.
Таким образом, одной из важных задач в информатизации гимназии становится подготовка всех педагогов и администрации к сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности. Эта задача решается несколькими путями.
1. Совершенствование материально-технической базы в гимназии как условие профессионального развития педагога в области ИКТ.
2. Разработка содержания
внутришкольной системы формирования информационной культуры педагога в соответствии
с кодификаторами требований к
необходимому уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности [2].
Выработана система подготовки кадрового состава гимназии к
использованию компьютерных
телекоммуникаций. Она действует по следующим направлениям:
внутрикорпоративные обучающие семинары (табл. 1), курсы повышения квалификации в ИПК (табл. 2) и взаимообучение.
Таблица 1
Внутрифирменная система обучения персонала в гимназии в 2009-2010 уч. году
Тематика семинаров Продолжитель ность, час Результат
1. Возможности программы Microsoft Office Excel для работы классного руководителя 7 Все классные руководители (31) перешли на электронный документооборот в части планирования воспитательной работы
2. Электронная почта: возможности использования в образовательном процессе 7 36 педагогов завели личные почтовые ящики и используют их для деловых и личных коммуникаций
3. Знакомство педагогов с российской 5 15 создали личные профили на сайте
сетью творческих учителей и создание личных профилей 30 педагогов используют разработки уроков, размещенные на сайте www.it-n.ru
4. Методика выполнения межпредметных проектов с использованием ИКТ 7 Созданы условия для выполнения межпредметных проектов
5. Подготовка материалов для публикаций на гимназическом web-сайте 4 Грамотное выполнение материалов на гимназическом web-сайте
6. Оптимизация процесса разработки обучающих мультимедийных презентаций 6 Разработаны качественные обучающие мультимедийные презентации, используемые в учебном процессе
7. Работа в редакторе PhotoShop 8 Сформированы базовые навыки обработки графических изображений средствами редактора PhotoShop
Общее кол-во часов 44
Таблица 2
Тематика курсовой подготовки на базе Института повышения квалификации персонала гимназии в 2007-2010 уч.гг.
Тематика семинаров Продолжитель ность, час Кол-во человек Результат
1. Использование ИКТ в научноисследовательской деятельности 72 20 20 педагогов овладели технологией использования ИКТ в научно-исследовательской деятельности: обработка статистических данных в электронных таблицах; оформление текстов статей в текстовом редакторе; изучение научных ресурсов в Интернете и т. д.
2. Пользователь ПК 72 49 Достигнут базовый уровень компьютерной грамотности и ИКТ: все работают со «Школьным помощником», умеют пользоваться локальной сетью, выходить в Интернет.
3. Использование информационных технологий в образовательном процессе 72 38 Проведение мультимедийных уроков
4. Конструирование педагогических тестов 72 14 14 человек регулярно разрабатывают тесты обучающего и контролирующего характера
Общее кол-во часов 288 221
Всего за 3 учебных года разработано 15 тематических семинаров суммарной продолжительностью 90 часов.
Кроме того, обучение осуществлялось в институте повышения квалификации (табл. 2).
Как видно из таблиц 1 и 2, в первую очередь педагоги изучают то содержание, которое актуально «здесь и сейчас». А при подготовке к сертификации необходимо также включить в процесс обучение такие разделы, как:
1. Применение ИКТ во внеучебной работе.
2. Знакомство с федеральными ЦОРами и ЭОРами.
3. Использование ТСО.
4. Использование элементов
дистанционного обучения.
В феврале 2010 г. заместителем директора по информатизации проведено тестирование ИКТ-компетентности учителей гимназии.
Его прошли 38 учителей.
На данный момент в гимназии 2 человека имеют корпоративную ИКТ-компетент-ность, 3 - организационно-
педагогическую,
9 - предметно-углубленную, 14 - базовую ИКТ-компетентность, а у 10 ИКТ-компетен-тность ниже базового уровня.
Уровень владения компьютером: 10
человек выше базового, 13 - на базовом уровне,
у 9 уровень владения компьютером близок к базовому, а у остальных 6 низкий уровень владения навыками работы на компьютере.
Анализ компонентов содержания теста
1. Хорошо освоены следующие
программные продукты: презентационный
процессор и текстовый процессор Word (только 11 % учителей не обладают базовыми навыками работы по созданию текстовых документов). Табличный процессор также хорошо освоен большинством учителей гимназии (45 % -база; 29 % - выше базового уровня).
2. 66 % учителей не владеют основами технологии построения web-сайтов и 29 % вообще не владеют базовыми интернет-сервисами и технологиями на должном уровне. Поэтому на данном этапе преподавательский коллектив не готов к массовой реализации интернет-проектов. Необходимо получить теоретические знания и наработать соответствующие умения в данной области
деятельности. Курсы будут организованы с сентября 2010 г.
3. 47 % учителей не владеют техникой подготовки графических иллюстраций. К сожалению, в это число входят те учителя, которым умение работать с компьютерной графикой продиктовано преподаваемым предметом.
4. Вызывают сложности у большинства учителей вопросы по редактированию аудио-и видеоинформации. Данный вид информации мы только прослушиваем или просматриваем. Курсы будут организованы в следующем учебном году.
5. 47 % учителей - это довольно
большой процент - не имеют представлений о наличии электронных образовательных ресурсов по преподаваемому предмету, но 95 % учителей хотят применять электронные образовательные ресурсы на своих уроках.
Незнанием ЦОРов по своему предмету объясняется низкий процент учебных заданий с использованием электронных учебников, цифровых тренажеров и компьютерных тестов.
Эта проблема будет решаться в ближайшее время, благодаря запускаемому в гимназии проекту «Внедрение ЦОРов в воспитательно-образовательный процесс школы».
Механизмы внутришкольной системы формирования информационной культуры педагога в гимназии
Внутришкольная система повышения квалификации предполагает как
традиционные формы (взаимообучение, самообразование, курсы и семинары на базе учреждений профессионального образования и повышения квалификации и профессиональной переподготовки), так и новые (мастер-классы и работа в составе творческих групп, а также работа в составе проектных коллективов).
В разрезе формирования
информационной культуры педагогов новые формы работы отличает ряд принципов.
1. Системный характер. Содержание деятельности мастер-классов, творческих групп и проектных коллективов должно охватывать всю тематику учебного плана, подлежащего освоению педагогами.
2. Принцип открытости. Каждый учитель может принимать участие в работе нескольких творческих объединений в
течение года, но не более двух в каждый
текущий момент времени (табл. 3).
Таблица 3
Примерный индивидуальный учебный план каждого педагога (серым цветом отмечены идущие семинары, а «+» - выбранные педагогом)
Номер семинара 1 2 3 4 5 6
1 четверть + +
2 четверть + +
3 четверть +
4 четверть +
3. Принцип ответственности. По итогам года каждый учитель представляет на общегимназической конференции материалы своего обучения в форме методической разработки, конкурсного материала, открытого урока, статьи, мастер-класса и т. д. Конференция является отчетной формой учебного года в направлении «Методическая работа».
4. Принцип доступности. Учитываются возможности каждого учителя.
5. Принцип параллельности. На одном занятии решаются и разбираются задачи не только по заявленной теме, но и по другим.
6. Принцип новизны. Регулярное знакомство с новыми задачами.
В структуре некоторых предметных методических объединений образовались временные творческие группы. Сюда вошли педагоги, заинтересованные в совместной работе по разработке методических материалов с применением мультимедийных средств обучения.
В гимназии создается медиацентр, где сосредоточена нормативно-правовая база, опыт использования ИКТ, диагностика уровня владения учителями информационно -коммуникационными технологиями.
Подобная структура методической службы оказывает индивидуальную действенную помощь каждому педагогу в области освоения ИКТ-компетенций.
Таким образом, представленная внутришкольная система формирования информационной культуры способствует подготовке всех педагогов и администрации к сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности.
Дальнейшее развитие состоится при внедрении в практику разработанных проектов: «Создание коллекции активных приемов обучения с ИКТ-поддержкой», «Разработка ЦОРов совместно с обучающимися», «Автоматизация управления гимназией: версия 2:0», «Гимназия: открытое
образовательное пространство» и, конечно, «Подготовка к компьютерной грамотности и ИКТ-компетент-ности учащихся,
преподавательского состава и
административно-управленческого персонала» [1]. Работа в составе проектных коллективов - это как раз один из механизмов внутришкольной системы формирования информационной культуры педагогов.
Литература
1. Вострикова Е.А., Суханова Т.А., Григорьева Л.Г. [и др.] Школа информационной культуры: интеграция проектного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий: учеб.-метод. пособие. Новокузнецк, 2010.
2. Система мониторинга и сертификации
компьютерной грамотности и ИКТ-компетент-ности: составляющие ИКТ-компетентности в
профессиональной деятельности учителя. иЯЬ: http://icttest.edu.ru/useful/kdf/101/