СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОСУГА
УДК 379.8
http://doi.org/10.2441 /2310-1679-2024-152-143-150
Нина Михайловна ГЕНОВА,
доктор культурологии, профессор кафедры
театрального искусства и социокультурных
процессов, факультет культуры и искусств,
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Омск, Российская Федерация,
e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье анализируется организация свободного времени современной семьи. Актуализируется влияние содержания свободного времени на формирование личности. При этом, как показано в статье, изменение методологического подхода к формированию личности влечёт изменение ценностных ориентаций семейного досуга. В то же время важно научиться пользоваться свободным временем в жизни, заниматься самовоспитанием, чтобы использовать это время конструктивно. Семейный досуг влияет на формирование отношений в семье и выработку ценностных ориентаций с целью духовного обогащения и удовлетворения культурно-досуговых интересов. Возникает необходимость поиска новых форм организации семейного досуга. Предлагается для рассмотрения опыт работы по организации досуга в клубах многодетных семей в Омском регионе. Используются методы анализа, синтеза, обобщения и наблюдения.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, личность, свободное время, воспитание, трансформация досуга.
Для цитирования: Генова Н. М. Внутрисемейные ценности: трансформация досуга // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2024. №1 (52). С. 143-150. http://doi.org/10.2441/2310-1679-2024-152-143-150
FAMILY VALUES:
THE TRANSFORMATION OF LEISURE
Nina M. Genova,
DSc in Cultural Studies, Professor at the Department of Theatre Art and Socio-Cultural Processes, Faculty of Culture and Arts,
Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract: The article analyzes the organization of free time of a modern family. The influence of the content of free time on the formation of personality is actualized. At the same time, as shown in the article, a change in the methodological approach to personality formation entails a change in the value orientations of family leisure. At the same time, it is important to learn how to use free time in life, engage in self-education in order to use this time constructively. Family leisure influences the formation of family relationships and the development of value orientations for the purpose of spiritual enrichment and satisfaction of cultural and leisure interests. There is a need to find new forms of organizing family leisure. It is proposed to consider the experience of organizing leisure activities in clubs of large families in the Omsk region. Methods of analysis, synthesis, generalization and observation are used.
Keywords: family, family values, personality, free time, upbringing, transformation of leisure.
For citation: Genova N. M. Family values: the transformation of leisure. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2024, no. 1 (52), pp. 143-150. (In Russ.). http://doi.org/10.2441/2310-1679-2024-152-143-150
Духовная культура семьи представляет комплекс ценностно-смысловых, информационно-познавательных, художественно-образных явлений, которые объективируются и развиваются в пределах общественного, группового и индивидуального сознания.
Семья - первичная институализированная социальная группа, представляющая общую жизнь людей и выполняющая важнейшую роль в воспроизводстве жизни, воспитании детей, их социализации и связи с обществом на всех уровнях современной социокультурной практики. Будучи компонентом социальной структуры общества, семья фокусирует на себе практически все сферы социально-культурной деятельности, включая организацию свободного времени.
Суть свободного времени заложена во внутренней основе той деятельности, которую осуществляет член семьи вне необходимых часов труда и непременных занятий вне рабочего времени. Содержанием свободного времени является всестороннее развитие личности. Структура свободного времени способствует эффективному его использованию, что означает, прежде всего, осуществление разнообразного творчества и культурной деятельности.
С методологической точки зрения в основе изучения личности для создания процессуальной модели ее формирования присутствуют разные концептуальные подходы: системный, деятельностный, личностно-ориентированный и культурологический. Здесь можно согласиться с Л. С. Жарковой в том, что «методологический подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности регулируется функциями досуга» [5]. Изменение методологического подхода к формированию личности включает интенсивный поиск новых путей в работе с семьей, направленный на повышение ценностных ориента-ций семейного досуга.
Современная семья, по мнению Т. Н. Ивановой, на организацию досуга путем привлечения к совместной деятельности тратит меньше времени по сравнению с другими составляющими досуга. Почти совсем исчезли семейные чтения, музицирование, пение и т. д. Ничто так не объединяет семью, как общие увлечения, общие интересы родителей и детей. Увлечения помогают сохранить дружбу и взаимопонимание, уважение и любовь, сближают семью [6].
Значительная часть семей довольно редко обращается к культурно-досуговой деятельности, связанной с искусством. По данным исследования А. Г. Никандровой, почти половина населения страны не бывает в театре, 3Л - на выставках, в музеях, на концертах классической музыки. Такое явление, как компьютеризация, способствует распространению только массовой культуры [8]. Как отмечает Н. Ф. Хилько, радикальное повышение внимания наблюдается в привлечении молодых членов семьи к Интернет-сети. В целом на сегодняшний день пользуются Интернетом 55,2% россиян. Если в 2003 году в Интернете проводили свое время только 4,6% респондентов, то в 2022 году - это самый популярный способ проведения свободного времени. В частности, слушают музыку в Интернете 47,9% россиян, смотрят фильмы, сериалы 41,2%. Активно изменяет Интернет и практику общения. Принимают и отправляют сообщения по электронной почте 53,9% россиян; общаются в социальных сетях («Одноклассники», «В контакте» и т. п.) 43,2%; в чатах, на форумах, блогах - 27,6%; знакомятся на сайтах знакомств 7,8% опрошенных [13]. Справедливости ради стоит отметить, что Интернет выполняет функцию незаменимого оперативного источника информации. Ищут в нем информацию, необходимую для обучения и работы около 40% семей, информацию для семейных и бытовых дел - 32,7%.
Характеризуя внутрисемейное культурное наполнение, можно отметить, что в основном доминирующая роль принадлежит телевизионным каналам. Имея возможность принимать большое количество каналов, семья, особенно ее молодое поколение, почти все свое свободное время (нередко даже во вред учебе, занятиям трудовой деятельностью, спортом) посвящает бессистемному просмотру телевизионных программ различных каналов.
Приходится заметить, что жилые зоны современной квартиры приспособлены преимущественно к пассивному отдыху, к потреблению культуры, и отнюдь не рассчитаны на активный досуг, например, занятие живописью, пением и т. д. Недостаточная материальная база любительского творчества в семье, согласно мнению А. С. Фатеевой, снижает продуктивную активность семьи в сфере досуга. В настоящее время редко встретишь семью, где практикуется совместная работа родителей и детей по оформлению жилья для совместных любительских занятий взрослых и детей [12].
Как заметил Аристотель, для умения пользоваться досугом в жизни нужно чему-то учиться, во многом воспитываться. Особенно важны, на наш взгляд,
его замечания по поводу умения пользоваться свободным временем в жизни, необходимости учиться этому и во многом воспитываться, особенно, когда не приучены использовать это время конструктивно. Если человек будет проводить досуг надлежащим образом, то обретет в нем идеальное свое состояние, подчеркивает Аристотель [2]. Однако подробных инструкций по организации свободного времени для самосовершенствования философ не делает. Здесь все индивидуально.
В современных условиях необходимо иметь представление о тех социально-культурных ценностях, на которые ориентирован каждый член семьи в свое свободное и досуговое время, и о жизнедеятельных факторах, которые обуславливают эту ориентацию. Семейный досуг рассматривается как фактор, непосредственное влияние которого обращено на формирование социально-культурных отношений в семье и выработку ценностных ориентаций с целью духовного обогащения и удовлетворения культурно-досуговых интересов каждого, развития истинно человеческих граней - разума, взаимоотношений, души. Г. А. Аванесова предлагает при этом следующие виды досуга для современной семьи:
- индивидуальное использование культуры (чтение газет, журналов, книг, прослушивание радио, просмотр телепередач и т. п.);
- публично-зрелищное использование культуры (посещение театров, концертов, музеев, спортивных зрелищ, заведений культуры и т. п.);
- общение (с друзьями, родственниками, близкими, соседями);
- спорт и физические занятия (занятия отдельными видами спорта, утренняя и вечерняя гимнастика, водные процедуры);
- занятия, развлечения и игры, снимающие умственное и физическое напряжение, способствующие развитию личности, ее духовному обогащению, созданию хорошего настроения (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, дискотеки, вечера отдыха, туристические походы и поездки) [1].
Согласно мнению Г. И. Грибковой, для того чтобы добиться определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, где люди приобретают навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения, необходимо отказаться от заор-ганизованности, единообразия и шаблонности культурно-досуговых форм. В основу деятельности следует положить структуру и характер запросов человека, надо постоянно стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нетрадиционные и нестандартные формы развлечений, образования, общения и творчества [4]. В результате приведенных выше данных мы наблюдаем в семье тенденцию «одомашнивания досуга».
Изучение научных работ Г. А. Аванесовой, О. Б. Петровой и др. доказывает, что в плоскости досуга продолжают взаимодействовать две противоположные тенденции: пассивный способ проведения свободного времени
и необходимость активизации культурно-досуговой деятельности личности с помощью активных занятий. Обе тенденции имеют своих сторонников. Первая тенденция связана с индивидуализацией досуга и «одомашниванием» духовной культуры [19]. Сегодня дом превращается в настоящий центр культурной жизни, отдыха и семейного досуга (А. В. Бережная, Т. Н. Иванова, Т. А. Кудрявцева) [3; 6; 7]. Вторая тенденция - с проведением активных форм занятий как в семье, так и вне домашней среды (А. Г. Никандрова, Т. Ю. Семак, А. В. Симонян и др.) [8; 10; 11].
Усиление тенденции к пассивному проведению свободного времени усложнило и обострило ряд проблем досуга. Это, прежде всего, воспитание культурных потребностей и вкусов членов семьи, которые стимулировали бы организацию соответствующих форм домашнего досуга. Опасность названной тенденции заключается и в том, что она порой обуславливает потребительские настроения, привычки, отношение к досугу. Такая позиция свойственна людям пассивным и не оставляет малейшего намека на их собственную активность. Пассивный досуг - слишком ограниченный способ проведения свободного времени. Он имеет смысл только в сочетании с активным отдыхом. Такой отдых начинается с перехода от потребительского, зрелищного способа использования свободного времени к формам досуго-вой деятельности, предполагающим прямое или косвенное взаимодействие в семье, через которое усваиваются духовные ценности.
Характеризуя изменения в структуре свободного времени семьи, можно констатировать, что в настоящее время выкристаллизовывается своеобразная поляризация форм досуга: с одной стороны, расширяется время пользования культурно-организационными услугами отдыха, преимущественно активными его формами, с другой - прослеживается увеличение доли семейного досуга в домашних условиях. Этот факт можно объяснить резким расслоением общества по возникшему в последнее время имущественному фактору. Иными словами, определенная часть общества имеет значительное преимущество в возможностях использования свободного времени. При этом, телевидение постепенно вытесняет такие досуговые формы, которые традиционно проводились в домашних условиях (самодеятельные творческие занятия, пение, рукоделие и другие любительские увлечения).
Обобщая вышесказанное, отметим, что досуг - это совокупность занятий, с помощью которых восстанавливаются физические, умственные и психические силы каждого человека. Рассмотрев структуру, содержание, типы и функции семейного досуга, можно сделать вывод, что повышение роли досуга в формировании духовной культуры семьи связано и с реализацией ряда требований, включая введение рационального использования еженедельного бюджета свободного и досугового времени семьи; уменьшение объема времени, отводимого на средства массовой информации, в частности на телеви-
дение, Интернет; усиление культурологического влияния на семейный досуг, ликвидация стихийности в проведении свободного времени; планирование досуговых занятий семьи в будние, выходные и праздничные дни; улучшение содержательного наполнения свободного и досугового времени, рационализация отдыха, активизация досуговых занятий членов семьи; содействие научной организации семейного досуга, учет достижений культурологической и педагогической наук; заполнение свободного и досугового времени семьи такими видами занятий, как общение, физическая культура и спорт, чтение, самообразование, любительские занятия, культпоходы и путешествия.
Можем ли мы в этой связи говорить о новом опыте проведения семейного досуга? Под досуговыми инновациями будем понимать такие явления и формы, которых не существовало на предыдущей стадии развития общества, но которые возникли на данной стадии. Это может произойти и посредством трансформации существовавших ранее форм и способов. К тому же традиции передачи новым поколениям могут претерпевать изменения в содержании или старые элементы традиции могут заменяться на новые.
Так, главной целью проектов организации досуга в семье в Омском сельском доме культуры централизованной клубной системы является обеспечение условий для активного образа жизни, оказание морально-психологической поддержки в организации свободного времени семьи, устранение конфликтных ситуаций, формирование чувства собственного достоинства, целесообразности приложенных усилий и положительной самооценки, избегание дестабилизирующих факторов. Как считают работники сельского дома культуры, многодетные семьи по проблемам воспитания нуждаются в помощи специалистов. В многодетных семьях сложно уделить внимание организации совместного культурного отдыха по причине отсутствия свободного времени из-за бытовых вопросов. При этом и родителям, и детям в многодетных семьях, помимо решения бытовых и материальных проблем, необходима личностная реализация. Поэтому родителям предлагается программа семейного клуба как форма организации совместного семейного досуга. В рамках реализации программы в МБУ ЦКС «Омский сельский дом культуры» ведется следующая документация: приказ об утверждении положения о программе для родителей, воспитывающих детей в многодетных семьях; график работы семейного клуба «Доверие» на год, утвержденный руководством МБУ ЦКС «Омский сельский дом культуры»; тематический план программы.
В рамках программы действуют такие формы досуга, как самостоятельные объединения по интересам, концерты, игровые программы. Работа выстраивается по определённой схеме. Она включает как теоретические аспекты работы с родителями, воспитывающими детей в многодетной семье, так и практическую часть, а также организацию культурного отдыха. В ходе проведения встреч родители усваивают формы конструктивного взаимодействия с ребёнком на культурных мероприятиях. На практических занятиях родители
получают информацию, делятся опытом, имеют возможность задать специалистам интересующие их вопросы. Кроме того, на данных занятиях родители узнают, как учитывать возрастные особенности ребёнка, каким образом создавать благоприятную обстановку для его социализации и развития, выбирать виды и способы деятельности, в которых ребёнок сможет достичь успеха. Итогом работы является обратная связь. Участники делятся предложениями об использовании и применении полученной ими информации.
Опыт работы семейного клуба для многодетных семей не единственный в Омском регионе. Кстати сказать, в свое время Омская область стала одной из первых в стране по созданию культурно-спортивных комплексов, которые успешно функционируют и по сей день. Опыт Омского сельского поселения по организации досуга находит продолжение в малом городе региона - Называевске. Там открылся семейный многофункциональный культурный центр при поддержке муниципальной власти.
В духовной жизни общества сложились неоднозначные и противоречивые тенденции. С одной стороны - существенный рост потребностей населения в активизации участия в любительской деятельности, направленной на изучение культурного наследия, народных традиций, обрядов, праздников, создание семейных фольклорных коллективов, а с другой - очевидное снижение общего культурного уровня, масштабный прагматизм, как проявление распространения индивидуалистических настроений, наступление коммерческой массовой культуры, ставящей целью высокие прибыли.
Изучение особенностей организации семейного досуга позволяет говорить о значительном социально-культурном потенциале и возможностях его использования в социализации личности и обогащении духовного потенциала общества в целом. Эволюция семьи как человеческого социума неразрывно связана с воспитанием гармонично развитого человека. Это основная цель современной государственной культурной политики РФ. Тем не менее, проблема разработки и применения социально-культурных и, в частности, клубных технологий в работе по организации семейного досуга недостаточно освещена в литературе, поэтому требует дальнейшего изучения и освещения.
Список литературы
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие. Москва: Аспект Пресс, 2006. 236 с.
2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. Минск: Литература, 1998. 1391 с.
3. Бережная А. В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи // Научная палитра, 2016. № 4 (14). https://culture.esrae. ги/ги/40-г283
4. Грибкова Г. И. Некоторые особенности управления проектами в социально-культурной сфере // Международный академический вестник, 2015. С. 56-59.
5. Жаркова Л. С. Методологический подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2010. С. 109-116.
6. Иванова Т. Н. Культурная цифровая среда современного семейного досуга (эмпирический опыт исследования) // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 2020. С. 35-40.
7. Никандрова А. Г. Организация семейного досуга в Чувашской республике // Мир культуры - взгляд в будущее. Сборник научных статей XVIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 2018. С. 59-61.
8. Петрова О. Б. Исторический и культурологический аспекты организации семейного досуга // Вопросы педагогики, 2022. С. 137-139.
9. Семак Т. Ю. Личностно-ориентированный подход в организации семейного досуга // Социально-культурная деятельность в проекции будущего: инновации, управленческие технологии, креативные практики. Материалы Всероссийского научного форума, 2019. С. 222-227.
10. Симонян А. В. К вопросу об организации семейного досуга в современных семьях // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, 2018. С.275-276.
11. Фатеева А. С. Актуальные проблемы организации семейного досуга в России // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, 2019. С. 96-100.
12. Хилько Н. Ф. Инновационные направления развития технологий семейного и молодежного досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2022. С. 113-119.