Научная статья на тему 'ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ ПЕРЕД ПАРЛАМЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ 2020 ГОДА'

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ ПЕРЕД ПАРЛАМЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
143
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ПАРЛАМЕНТ КЫРГЫЗСТАНА / KYRGYZ REPUBLIC / PARLIAMENTARY ELECTIONS / PARLIAMENT OF KYRGYZSTAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Осмоналиев Кайрат

В статье анализируется внутриполитическая обстановка в Кыргызской Республики в преддверии парламентских выборов 2020 г. Выявляются возможные источники конфликтов, которые могут возникнуть в ходе и после выборов, а также даются рекомендации по их урегулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNAL POLITICAL SITUATION IN KYRGYZSTAN AHEAD OF THE 2020 PARLIAMENTARY ELECTIONS

The article analyzes the internal political situation in the Kyrgyz Republic on the eve of the 2020 parliamentary elections. Possible sources of conflicts that may arise during and after elections are identified, and also gives recommendations on their settlement

Текст научной работы на тему «ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ ПЕРЕД ПАРЛАМЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ 2020 ГОДА»

Внутриполитическая ситуация в Кыргызстане перед парламентскими выборами 2020 года

КАЙРАТ ОСМОНАЛИЕВ,

доктор юридических наук, профессор, член Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется внутриполитическая обстановка в Кыргызской Республики в преддверии парламентских выборов 2020 г. Выявляются возможные источники конфликтов, которые могут возникнуть в ходе и после выборов, а также даются рекомендации по их урегулированию.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кыргызская Республика; парламентские выборы; парламент Кыргызстана

The internal political situation in Kyrgyzstan ahead of the 2020 parliamentary elections

KAIRAT OSMONALIEV,

Doctor of Law, Professor, Member of the Central Commission for Elections and Referenda of the Kyrgyz Republic ANNOTATION

The article analyzes the internal political situation in the Kyrgyz Republic on the eve of the 2020 parliamentary elections. Possible sources of conflicts that may arise during and after elections are identified, and also gives recommendations on their settlement. KEYWORDS: Kyrgyz Republic; parliamentary elections; parliament of Kyrgyzstan

Парламентские выборы, запланированные на 4 октября 2020 г., являются, безусловно, наиболее значимым ожидаемым политическим событием этого года. Полномочия Жогорку Кене-ша (Парламента) Кыргызской Республики были значительно расширены после референдума 26 июня 2010 г., в стране был взят курс на продвижение и укрепление парламентаризма. Однако фактически страна осталась президентско-пар-ламентской, поскольку резкого поворота к парламентской форме правления на деле не произошло. По замыслу разработчиков поправок в Конституцию, Парламент страны должен был стать наиболее влиятельным органом в системе государственной власти, для чего ряд полно-

мочий Президента урезан и перераспределен в пользу Парламента. По пути усиления некоторых полномочий Премьер-министра через изъятие их у Президента также пошли и разработчики новых поправок в Конституцию, утвержденных референдумом 11 декабря 2016 г. Вместе с тем, позиция Президента осталась все так же решающей и краеугольной в стране. Ни один серьезный вопрос в республике не решается без открытого или скрытого участия Президента.

Относительно Парламента в обществе укоренилось мнение, что его нынешний состав самый конформный в истории независимого Кыргызстана, хотя потенциальные возможности для проведения Парламентом своей независимой

политики Конституцией и соответствующими конституционными законами предусмотрены.

К сожалению, рейтинг нынешнего состава парламента, действительно, самый низкий по сравнению с прошлыми созывами. Это признают и сами отдельные депутаты. Почему это произошло? Существование символической оппозиции, не способной заставить официальные власти работать эффективнее, допущение грубых и не совсем понятных, иногда непростительных, можно сказать возмутительных юридических и политических ошибок при принятии некоторых политико-правовых решений, перечень которых нет смысла приводить, также не добавляют авторитета законодательному органу страны. Народ от нынешнего состава ждал, конечно, иного. Открытость процедур обсуждения законопроектов, обеспеченная новыми цифровыми технологиями, мессенджерами, обнажившаяся некомпетентность депутатов, избранных по партийным спискам, неспособность большинства из них придерживаться принципиальных позиций и многое другое также повлекло падение рейтинга высшего законодательного органа страны, а отдельные депутаты, включая торага (спикера) Парламента, стали предметом насмешек и откровенного подтрунивания в социальных сетях и оппозиционных СМИ. Отсюда и небывалый интерес к выборам в парламент, в обществе развилась политическая активность, на которую не повлияла даже пандемия коронавируса, обсуждение, перерастающее в осуждение, действующих депутатов парламента активно происходит в социальных сетях.

В обществе растет недовольство властью, есть претензии ко всем ее ветвям. Правительство обвиняется в ухудшающемся социально-экономическом положении страны, неспособности провести реформы. Год назад в социальных сетях и СМИ премьер-министр обвинялся в кумовстве, в памяти еще свежи воспоминания о так называемом «бажагейте» («бажа» на кыргызском означает «свояк»), есть претензии прак-

тически ко всем чиновникам правительства, проявившим свой непрофессионализм, замеченным в лоббировании частных интересов, скандалах и коррупции. Судебная власть тоже является объектом критики, даже задержанные с поличным взяточники-судьи не сразу отстраняются от должностей. Но чаще всего претензии предъявляются к депутатам Парламента, которые наряду с законодательной деятельностью обладают полномочиями парламентского контроля, но в полной мере его не осуществляют, а чаще просто поддерживают политику Президента и Премьер-министра, заигрываясь в интриги. Поэтому с приближением электорального цикла в обществе растет запрос на реформы и новые лица в Парламенте. Ситуация недовольства будет только усугубляться в связи с возвращением десятков тысяч трудовых мигрантов, особенно тех, кто испытал на себе тягости обратного пути на родину, когда исполнительная власть продемонстрировала бездушие, формализм и нерасторопность, а Парламент, в общем-то, равнодушие к проблемам трудовых мигрантов, которые на своих плечах последние годы тянут экономику страны.

Любые выборы, несут определенный конфликтный потенциал, ибо они представляют одну из форм активной политической борьбы. Конфликтогенный потенциал закладывается нередко в нормах выборных процедур, которые необоснованны и не отражают позицию большинства политических акторов. Конечно, нельзя сравнивать выборы, проходившие еще десять лет назад и ранее, которые стали катализаторами политических потрясений 2005 и 2010 гг., с теми, которые проводятся с 2015 г. Наша нынешняя избирательная модель считается наиболее продвинутой не только в регионе, но и далеко за его пределами. Введение биометрики, автоматически считывающих урн, принятие нового избирательного законодательства сняло множество вопросов и решило проблему «каруселей», вбросов и других ма-

хинаций во время выборов. Должен отметить, что с каждыми выборами, начиная с 2015 г., растет уровень доверия к тому, как организуются и проводятся выборы, это подтверждают результаты независимых социологических исследований.

В целом, реализация основных положений Стратегии совершенствования выборного законодательства проходит успешно. В прошлом году приняты поправки в выборное законодательство, которые позволят улучшить нашу избирательную модель. Так, внесены поправки в Конституционный закон КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», Конституционный закон «О референдуме КР» и Закон КР «О выборах депутатов местных ке-нешей». Уточнены многие понятия выборного законодательства, регламентирован переход от Государственной регистрационной службы к ЦИК комплекса действий по актуализации, уточнению списка избирателей, их идентификации в период выборов, введено определение злоупотребления административным ресурсом, увеличен объем дебатов между кандидатами. Установлена обязательность дачи письменного согласия на сбор и обработку персональных данных, в том числе на наличие или отсутствие гражданства иного государства у кандидатов в Президенты или депутаты ЖК КР. Установлена обязанность СМИ, интернет-изданий по требованию кандидата, политической партией бесплатно публиковать опровержение, также установлены требования о публикации предвыборных программ кандидатов в Президенты и программ политических партий на выборах в ЖК КР не менее чем в одном республиканском периодическом печатном издании, а также на своем официальном сайте. Устанавливается предельная сумма расходов кандидата в Президенты - за счет избирательного фонда - не более 2 млн расчетных показателей, политических партий на выборах депутатов ЖК за счет средств избирательного

фонда - не свыше 3 млн расчетных показателей. И еще один важный момент - ограничено участие в выборах политических партий, зарегистрированных менее чем за шесть месяцев до даты назначения выборов. Закреплена публикация поступивших на центральный сервер ЦИК сканированных документов (протоколов и т.п.) на сайте ЦИК, а также передача сведений УИКом о количестве проголосовавших в ТИК через каждые два часа для публикации на сайте ЦИК. В качестве еще одного новшества можно отметить требование о формировании на всех уровнях избирательных комиссий координационных групп оперативного реагирования, в состав которых входят представители правоохранительных органов. Основными функциями этих групп являются оперативное реагирование на нарушения избирательного законодательства и информирование граждан о принимаемых мерах.

Однако существуют и нормы, которые могут стать источником конфликтов в ходе и после выборов. Например, эксперты и политики еще недавно активно обсуждали необоснованность введения 9% порога проходимости в ЖК для партий на парламентских выборах. В итоге, соответствующий законопроект по понижению данного порога до 7% (как это и было раньше) уже рассматривается в Парламенте и с большой долей вероятности будет принят, а затем закон будет подписан Президентом.

По мнению отдельных экспертов, даже 5% порог был бы вполне уместен, так как обеспечивал бы большее количество партийных фракций в Парламенте. При массовом подкупе голосов многие партии, имеющие своих сторонников, но не преодолевшие 9%-ный барьер, могут поставить под сомнение результаты выборов 2020 г. и, объединившись, организовать митинги протеста и демонстрации, что в последующем способно привести к дестабилизации в стране. Это могут быть партии, набравшие 8, 6, 7 или 5% списка избирателей, принявших уча-

стие в голосовании. В совокупности это может составить 25 или 30% активных избирателей или членов партий.

Если обратиться к опыту предыдущих избирательных кампаний, выборы в парламент Кыргызстана с участием политических партий изначально проходили с участием фаворита в предвыборной гонке. Так, во времена правления А. Акаева в 2004-2005 гг. это была партия «Алга-Кыргызстан», во времена президентства К. Бакиева таковой в 2007 г. стала партия «Ак-Жол». И в последующем после смены власти в 2010 г. доминирующей партией стала партия А. Атамбаева - СДПК - Социал-Демократическая партия Кыргызстана. Тогда А. Атамбаев использовал преимущества своего должностного положения в целях обеспечения подавляющей победы на парламентских выборах именно партии СДПК, которую сам же и называл «президентской партией» вопреки официальному приостановлению в ней своего членства. Соответственно Аппарат Президента, Правительство, местные государственные администрации и органы местного самоуправления «отработали» на победу этой партии. Необходимо отметить, что А. Атамбаев выстроил стратегию по превращению СДПК в доминирующую партию задолго до парламентских выборов 2015 г.

В период 2012-2015 гг. СДПК постепенно утверждала свое главенство в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления, расставляя повсеместно на должности глав местных государственных администраций и органов местного самоуправления своих соратников, а также завоевав большинство депутатских мандатов на выборах в местные кенеши (советы).

К осени 2015 г., перед выборами депутатов шестого созыва, практически вся власть по вертикали и горизонтали в стране «принадлежала» СДПК. Другое дело, что эта стратегия быстро «канула в лету» после прекращения президентских полномочий А. Атамбаева. Конфликт

между А. Атамбаевым и избранным Президентом С. Жээнбековым, завершившийся зачисткой политического поля от ближайших соратников А. Атамбаева и заключением под стражу его самого, привел к коллапсу и расколу СДПК.

Выборы депутатов Жогорку Кенеша седьмого созыва имеют отличительную особенность - отсутствие на политическом поле доминирующей партии.

По состоянию на май 2020 г. действующая политическая власть публично не определилась, на какую партию будут делать ставку на предстоящих выборах депутатов Жогорку Кенеша седьмого созыва, хотя до выборов осталось менее полугода. Поэтому общественно-политические деятели,политологи, всякого рода эксперты сегодня усиленно «вангуют» на эту тему. Но в небольшой стране утаить такие секреты весьма сложно. Так, в начале марта 2020 г. экс-депутат ЖК КР Алманбет Шыкма-матов в интервью СМИ Кыргызстана отметил, что «партии власти и президента - это „Бирим-дик", партия Матраимова „Мекеним Кыргызстан", возглавляемая Канатом Исаевым „Кыргызстан" и КЛДП Жанара Акаева. Я с этими четырьмя партиями не собираюсь идти на выборы». Бывалый политик сказал, видимо, правду. Можно дать следующие разъяснения высказывания А. Шыкмаматова. Хотя официально и не заявлено, партия «Биримдик» в среде экспертов прочно ассоциируется с братом Президента А. Жээнбековым, бывшим спикером Парламента. Притчей во языцех стала «непотопляемость» экс-заместителя Государственной таможенной службы Р. Матраимова, которого в социальных сетях обвиняют в коррупции и аффилированности семье действующего Президента. Фракция партии «Кыргызстан» в Парламенте, лидером которой является К. Исаев, внезапно и чудесным образом при нынешнем президенте оправданный Верховным судом КР, хотя ранее был осужден за должностные преступления к 12 годам лишения свободы, доста-

точно лояльна к действующей власти. Недавно, видимо, под выборы образованная Кыргызская либерально-демократическая партия, под предводительством молодого депутата Ж. Акаева имеет определенные шансы пробиться в Парламент, однако и ее отдельные СМИ связывают с семейством Матраимовых.

Перечисленные политические партии, ассоциируемые с действующей властью, за исключением «Кыргызстан», являются как бы относительно новичками,ранее они не участвовали в парламентской гонке. Одним из козырей, которые будут использоваться ими, является как раз это обстоятельство, так как в обществе есть запрос на новые лица и партии в политике.

В последние месяцы большую популярность на фоне снижения политической активности партий приобретают новые движения, новые лидеры, ранее не известные широкой публике, но уже заявляющие о политических амбициях, в том числе о желании участвовать в выборах в Парламент. Например, в кыргызстанском сегменте социальной сети Фейсбук стремительно растет популярность движения «Чон Казат» (в переводе с кыргызского «Большой поход», описываемый в известном эпосе Манас). Несколько лидеров этого движения и одноименной политической партии открыто критикуют коррупционеров во власти, призывая к активным действиям по разоблачению коррупции,и заявляют требования о люстрации и изъятии имущества высокопоставленных чиновников. Взывая к справедливости, учитывая недовольство общества в целом теми, кто обогащался коррупционными методами, это движение стремительно набирает электорат. Если власть реально планирует реформы, то можно создавать такие подконтрольные проекты, ведь руками подобных активистов можно зачистить политическое поле от коррупционеров и таким образом его кардинально обновить.

Однако не стоит списывать и действующие парламентские партии, которые имеют жела-

ние побороться за депутатские кресла на выборах 2020 г., хотя их шансы заметно поубавились за прошедшие пять лет. В настоящее время в Парламенте представлены шесть фракций политических партий: СДПК, «Республи-ка-Ата-Журт», «Кыргызстан», «Бир-Бол», «Ону-гуу-Прогресс», «Ата-Мекен».

В настоящее время ряды СДПК дезорганизованы и дезориентированы за счет отсутствия лидера и наличия двух СДПК «СДПК Абдрахма-нова» и «СДПК Атамбаева».

Политическая партия «Республика-Ата-Журт», вторая по численности фракция в Парламенте, также со сменой лидера и заявлением о распаде партии «Республика-Ата-Журт» потеряла широкие возможности для завоевания большинства мест в парламенте. В то же время даже при распаде этой партии на две самостоятельные партии «Республика» и «Ата-Журт» они имеют своих потенциальных сторонников на местах, с активистами с членскими билетами и постоянными сторонниками. Эти две партии уже проходили в парламент на выборах 2011 г. При распаде они приобретают региональный характер, поскольку электорат партии «Ата-Журт» преимущественно проживает на юге республики.

Политическая партия «Ата-Мекен» также переживает не лучшие времена. Уход А. Шы-кмаматова, возглавлявшего фракцию, из партии раскрыл противоречия в руководстве партией, а также пассивная позиция лидера партии О. Текебаева, осужденного пару лет назад, часто критикуется ее сторонниками. Партия имеет своих потенциальных сторонников на местах, активистов с членскими билетами и постоянными сторонниками.

Политическая партия «Бир-Бол» является партией в формате «бизнес-проект» и не имеет на местах широкой базы сторонников, хотя лидер фракции А. Сулайманов - достаточно популярный политик, является автором и инициатором поправок в выборное законодательство по внедрению преференциального голосования.

Политическая партия «Онугуу Прогресс» также является партией - «бизнес-проектом» и также не имеет широкой поддержки электората, больше в сознании избирателей отмечается как региональная партия Б. Торобаева.

Политическая партия «Кыргызстан», не выступавшая в открытой оппозиции в течение пяти лет, лидер которой К. Исаев вхож к Президенту, и имеющая организационные возможности для участия на выборах в Жогорку Кенеш, активно готовится к выборам депутатов местных кенешей в некоторых селах и городах, которые должны были пройти 12 апреля этого года, но из-за пандемии коронавируса отложены на неопределенный срок. Рано или поздно пандемия подойдет к концу, поэтому выборы состоятся либо летом этого года, либо будут перенесены на весну следующего года, когда пройдут выборы представительные органы местной власти в подавляющем большинстве сел и городов республики.

Если будет принято решение проводить выборы сразу после окончания пандемии в середине лета, наибольший интерес представляют выборы в местные кенеши пяти городов: Ток-мак, Ош, Майлуу-Суу, Балыкчы и Каракол, где они проходят по партийным спискам. Эксперты считают, что победа здесь станет серьезной заявкой на прохождение в новый созыв депутатов Жогорку Кенеша. В этих местных выборах принимает участие более 20 партий, однако лишь четыре из них заявили о серьезных амбициях, подав документы на участие во всех городах - «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан», «Онугуу-Прогресс» и «Кыргызстан». Не стоит сбрасывать со счетов и партии, которые подали заявки на участие в двух, в трех и даже в одном городе. Они также будут активно конкурировать на парламентских выборах: это «Ата-Мекен», «Эмгек», «Республика», «Ата-Журт», «Улуу Журт», «Бир Бол».

Поскольку, как это уже отмечалось, действующая избирательная модель свела к минимуму

возможность выборных фальсификаций, политики, жаждущие попасть в Парламент, возлагают надежды на подкуп голосов избирателей.

Согласно официальным отчетам о движениях из избирательных фондов партий в Жогорку Кенеш в октябре 2015 г. прошли партии, потратившие на выборы больше всего денег. Так, политические партии, баллотировавшиеся в парламент Кыргызстана, с начала предвыборной деятельности официально потратили 781 млн 680 тыс. 844 сомов. И это не считая неофициальных затрат, которые возможно были в разы больше. Согласно отчету о движении денежных средств из избирательных фондов партий на 4 октября 2015 г. партией, официально потратившей на выборы самое большое количество средств, стала «Республика - Ата-Журт» -131 540 711 сомов. Следующими по количеству израсходованных денег стали партии «Ону-гуу-Прогресс» - 119 110 197 сомов и СДПК -103 279 107 сомов. Во вторую «тройку лидеров» по количеству потраченных на выборы денежных средств заняли «Бир Бол» - 89 404 000 сомов, «Ата Мекен» - 80 629 839 сомов и партия «Кыргызстан» - 80 188 551 сомов.

Вышеизложенные цифры наглядно демонстрируют то, что прошедшая в 2015 г. избирательная кампания по выборам депутатов Жо-горку Кенеша была не столько конкуренцией между политическими партиями, их программами, лозунгами, личностями, сколько конкуренцией суммы денежных средств, собранных в официальных и неофициальных фондах партий. Эксперты считают, что объем неофициальных фондов на выборы, которые преимущественно будут направляться на подкуп голосов избирателей, по сравнению с прошлыми выборами возрастают в разы.

Одним из способов минимизировать конфликтный потенциал выборов является совершенствование выборного законодательства и избирательной модели. И такого рода законопроекты уже рассматриваются в Парламен-

те. В справке-обосновании к законопроекту, предусматривающему внедрение голосования по так называемым «открытым спискам» (преференциального голосования) указывается, что 42% из 120 депутатов составляют представители бизнес-кругов, а замещение мест таким числом богатых людей не лучшим образом сказывается на качестве Жогорку Кене-ша и доверии избирателей к парламентариям. Один из инициаторов поправок А. Сулайманов отмечает, что олигархи отобрали у народа право на выбор - по существующей системе избиратели голосуют за утвержденный список. Если предложенный нами законопроект будет одобрен, деньги уже не будут играть решающую роль. Одним бюллетенем можно будет проголосовать за партию и за кандидатов в ее списке.

Существуют риски, что данный законопроект не будет принят в этом созыве в силу установленных процедур и сжатости сроков.

Внедрение преференциальной системы выборов в парламент - веление времени и ответ на колоссальный запрос на справедливость и объективность в выборах, существующий в обществе. Тогда качество депутатского корпуса улучшится кардинально, пройдут реально популярные и эффективные политики и специалисты. В перспективе надо переходить к смешанной избирательной модели: половину депутатского корпуса формировать по пропорциональному принципу, другую - по принципам мажоритарной системы, что также будет решать проблему реального народного представительства в системе законодательной власти.

Нормативно-правовые акты и ли

1. Осмоналиев К. К сожалению, рейтинг нынешнего состава Парламента действительно самый низкий по сравнению прошлыми созывами. URL: http://www.pr.kg/gazeta/number846/3605/ (дата обращения 12.05.2020).

2. Шыкмаматов А. «Биримдик», «Кыргызстан», КЛДП и «Мекеним Кыргызстан» - это партии президента и власти. URL: https://knews.kg/2020/03/16/ almambet-shykmamatov-birimdik-kyrgyzstan-kldp-i-mekenim-kyrgyzstan-eto-partii-prezidenta-i-vlasti/ (дата обращения 14.05.2020).

3. Factcheck.kg проверил, есть ли связь партии Жанара Акаева с Матраимовыми. URL: https:// kaktus.media/doc/405579_factcheck.kg_proveril_est_ li_sviaz_partii_janara_akaeva_s_matraimovymi.html (дата обращения 16.05.2020).

4. Ишенбай Кадырбеков, политик, экс-депутат: эффект Люцифера. URL: http://www.sayasat. kg/policy/49016-ishenbai-kadyrbekov-politician-ex-mp-the-lcifer-effect.html (дата обращения 20.05.2020).

5. Политическая воля. Смогут ли депутаты изменить систему выборов. URL: https://rus.azattyk. org/a/30604224.html (дата обращения 25.05.2020).

Normative legal acts and literature

6. Kairat Osmonaliev: «Unfortunately, the rating of the current composition of the Parliament is really the lowest in comparison with the previous convocations.» [Electronic resource]. URL: http://www.pr.kg/gazeta/ number846/3605/ (date of access: 05/12/2020).

7. Almambet Shykmamatov: Birimdik, Kyrgyzstan, KLDP and Mekenim Kyrgyzstan are the parties of the president and the government. [Electronic resource]. URL: https://knews.kg/2020/03/16/almambet-shykmamatov-birimdik-kyrgyzstan-kldp-i-mekenim-kyrgyzstan-eto-partii-prezidenta-i-vlasti/ (date of access: 14.05.2020).

8. Factcheck.kg has checked whether there is a connection between Zhanar Akayev's party and the

Matraimovs. [Electronic resource]. URL: https://kaktus. media/doc/405579_factcheck.kg_proveril_est_li_ sviaz_partii_janara_akaeva_s_matraimovymi.html (date accessed: 16.05.2020).

9. Ishenbai Kadyrbekov, politician, ex-deputy: the Lucifer effect. [Electronic resource]. URL: http:// www.sayasat.kg/policy/49016-ishenbai-kadyrbekov-politician-ex-mp-the-lcifer-effect.html (date accessed: 20.05.2020).

10. Political will. Will the deputies be able to change the electoral system? [Electronic resource]. URL: https://rus.azattyk.org/a/30604224.html (date of access: 05/25/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.