Научная статья на тему 'Внутриличностный конфликт как социальное явление'

Внутриличностный конфликт как социальное явление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8185
763
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ПРОБЛЕМА / ПРОТИВОРЕЧИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Валеева А. С.

Переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутреннего мира, осознание изменчивости собственных желаний и притязаний, зачастую невозможности их реализации, колебания самооценки, борьба мотивов все это является полем внутриличностных конфликтов. В предложенной статье внутриличностный конфликт рассматривается как результат влияния на индивида окружающей действительности и раскрываются особенности взаимодействия конфликтности личности и социальной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутриличностный конфликт как социальное явление»

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 88.52+60.55

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

© А. С. Валеева

Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450077, ул. Ленина, 3.

Тел. +7 (347) 272 56 94.

E-mail: ole-a@mail.ru

Переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутреннего мира, осознание изменчивости собственных желаний и притязаний, зачастую невозможности их реализации, колебания самооценки, борьба мотивов — все это является полем внутриличностных конфликтов. В предложенной статье внутриличностный конфликт рассматривается как результат влияния на индивида окружающей действительности и раскрываются особенности взаимодействия конфликтности личности и социальной среды.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, окружающая среда, личность, общество, проблема, противоречие, последствия.

Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые разные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и страны, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым разным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т. д. Но каждый из нас знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Существует борьба на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры человека, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт на личностном уровне не является менее актуальным. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация «и хочется, и колется» (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания - с другой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между одинаковыми по значимости ценностями).

По мнению некоторых авторов, внутриличност-ный конфликт не относится к социальноым кон-фликам, а представляет собой лишь разновидность психологического конфликта, не охватываемый объемом понятия «социальный» и не имеющий к социальному конфликту прямого отношения. Но такая точка зрения вызывает возражение, например исследователя Г. И. Козырева. «Личность,- пишет он,-устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличност-ный конфликт является социальным конфликтом» [1].

Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в

социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации. Это объективное противоречие между индивидом и обществом изначально предопределяет появление различных внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития человека.

Отношения индивида к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выскочить» из целостной системы противоречивых отношений, которые в конечном счете детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир [2].

Французский социолог Эмиль Дюркгейм писал, что общество есть «реальность sui generic». Оно, несомненно, стоит над человеком, каждый индивид, появляющийся на свет, застает общество и его институты в готовом виде. Он черпает свои представления об окружающем мире благодаря тому, что общество создает средства восприятия этого мира: основные понятия, формирующие сознание человека, закреплены в речи, в языке, и сами они представляют собой определенную проекцию общественных отношений в индивидуальном сознании.

В сознании каждого индивида существует как бы два сознания: «одно, общее нам со всей нашей группой, которое представляет собой не нас самих, а общество, живущее и действующее в нас; другое, наоборот, представляет собой то, что в нас есть личного и отличного, что делает из нас индивида» [3]. В этой двойственности индивидуального сознания заключаются решающие предпосылки внутрилично-стного конфликта.

На возникновение и развитие внутриличност-ного конфликта влияют, прежде всего, рыночные отношения. Для России этот вопрос является особо актуальным, потому что страна совсем недавно встала на путь рыночной экономики. И хотя в отечественной литературе этот вопрос еще не изучен в должной мере, мы можем обратиться к исследованиям, имеющимся в других странах, давно вставших на путь экономического либерализма.

Изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, К. Хорни показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличност-ного конфликта, и даже на формирование невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества.

Постоянное соперничество и конкуренция в условиях всеобщей борьбы перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе, в постоянное недовольство собой. При господстве рыночных отношений и социокультурная среда характеризуются соперничеством и индивидуализмом, которые не только являются движущей силой экономики, но пронизывают всю нашу личную жизнь.

В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой. С одной стороны, ее успехом восхищаются почти независимо от того, какими средствами он достигнут, с другой, - общество рассматривает скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели и вознаграждает за эти качества хвалой и признанием. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличност-ного конфликта в условиях господства рыночного либерализма [4].

В своих работах К. Хорни выделила ряд противоречий в рыночной культуре, которые лежат в основе типичных внутриличностных конфликтов, приводящих даже к неврозам [4].

1) Противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью,- с другой. С одной стороны, все делается для достижения успеха, а это означает, что мы должны быть не только напористыми, но и агрессивными, способными столкнуть других с дороги. С другой стороны, мы глубоко впитали христианские идеалы, утверждающие, что эгоистично хотеть чего-либо для себя, а должно быть смиренными, подставлять другую щеку, быть уступчивыми.

2) Противоречие между стимуляцией наших потребностей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения. По экономическим причинам в рыночной культуре потребности постоянно стимулируются рекламой, демонстрацией образцов потребительства, идеалом быть на одном уровне с кем-то. Однако для огромного большинства реальное осуще-

ствление этих потребностей жестко ограничено. Психологическое следствие для человека состоит здесь в постоянном разрыве между желаниями и их осуществлением.

3) Противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями. Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей волей; «великая игра жизни» открыта для него, и он может получить то, что хочет, если, конечно, энергичен. В действительности же для большинства людей все эти возможности ограничены. Шутливое выражение о том, что родителей не выбирают, можно распространить на жизнь в целом - на выбор работы, друга, отдыха, В итоге человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.

«Эти противоречия, заложенные в нашей культуре,- делает вывод К. Хорни,- представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозве-личиванию и ощущению личной беспомощности» [4].

Значительный вклад в разработку вопроса о влияния рыночных отношений на внутриличностный конфликт внес известный американский психолог и философ Эрих Фромм (1900-1980), считавший, что современное западное общество, характеризующееся «рыночным характером», является «больным обществом». Основная болезнь его - всеобщая конкуренция и отчуждение, которые пронизывают все сферы и уровни «развитого капитализма»: общество в целом, отношения между социальными слоями и группами, общностями и отдельными индивидами. Они проникают даже в семью, где происходит борьба за власть, престиж и статус. Наконец, отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности. Происходит отчуждение человека от своей сущности. Возникает конфликт между сущностью и существованием личности.

Все это, по словам Э. Фромма, приводит также к потере своей собственной независимости и утрате самоидентичности личности. Если вообще у зрелых, здоровых и творческих личностей чувство самоидентичности возникает в результате понимания того, что человек - сам источник своих сил и творец своей судьбы и это самочувствие кратко можно выразить словами: «Я есть то, что я делаю», то в условиях рынка человек рассматривает свои возможности и способности как товар, отчужденный от него. Личность и ее способности и силы не составляют более единого целого. Теперь состояние человека выражается словами: «Я таков, каким вы хотите меня видеть». Вот этот разрыв между тем, кем человек ощущает себя, его способностями и возможностями, с одной стороны, и тем, что от него требуется на рынке,- с другой, и лежит в основе постоянного внутриличностного конфликта [5].

Эта внутренняя конфликтность личности общества «рыночного характера» постоянно поддержива-

ется и стимулируется социальной средой, принятыми ценностями и стандартами, когда главным считается не «быть», а «иметь». Здесь главное состоит не в том, кем человек является по своей деятельной сущности, а в том, каким капиталом он обладает. Но в этой ситуации, если человек теряет капитал, терпит фиаско на рынке, то он теряет все, его жизнь превращается в драму, а часто и в трагедию. Поэтому не только неудачники, но и состоятельные люди живут в условиях страха и тревоги перед будущим, в условиях постоянного внутриличностного конфликта.

Отрицательные последствия влияния рыночных реформ на психику человека, развитие внутрилич-ностных конфликтов проявляются уже достаточно ощутимо и в России, поэтому к испытаниям, связанным с увеличением внутриличностных конфликтов, фрустраций, стрессов и неврозов, следует быть готовым и нам.

Необходимо отметить, что причиной увеличения внутриличностных конфликтов в стране служат не только непосредственно рыночные отношения, но и другие факторы социальной жизни, являющиеся новыми для нашего общества и связанными с началом его реформирования. Именно с этого времени у нас резко возросло количество неврозов у всех представителей слоев населения. Глубинные преобразования российского общества, возникший в их процессе системный кризис затронул не только важнейшие сферы жизнедеятельности людей: политику, экономику,

культуру и др., но и глубоко проник в общественные, межгрупповые и межличностные отношения, обусловил рост напряженности и конфликтности. Неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияя на психическое состояние человека, приводит к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентаций, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что так или иначе влияет на возникновение конфликтов между отдельными членами группы и различными группами.

Остановимся, прежде всего, на том понимании внутриличностного конфликта, которое указывает на его связь с повседневной жизнью и повседневными отношениями. Стимулов для возникновения внутренних конфликтных ситуаций в повседневном обиходе в условиях кризиса и дестабилизации экономики и политики более чем достаточно. Главные каналы воздействия связаны с резким снижением жизненного уровня значительной массы населения, ускорившимся процессом социальной дифференциации, разрушением производственных связей и структур, оборачиваю-щиемся угрозой массовой безработицы. Человек в сложившейся ситуации склонен рассматривать все это как свою собственную неспособность адаптироваться к жизни, переживает это как конфликт между требованиями действительности и индивидуальными возможностями. У такого индивида может возникнуть конфликт неадекватной самооценки, сопровождаемый повышенной эмоциональной тревожностью, стрессом или даже невротическим срывом.

Мы функционируем в сформированной системе ценностей. Любая атака извне, угрожающая нашим верованиям, изначально вызывает внутренний конфликт, а впоследствии может стать причиной и внешней агрессии. Современный этап общественного развития характеризуется глубинными социальными изменениями, связанными, прежде всего, с обновлением системы ценностей, что является важнейшим источником продуцирования конфликтов, разворачивающихся в сфере повседневности. Это создает специфическую ситуацию, требующую от каждого человека самостоятельного решения относительно цели, смысла жизни, понимания сущности своего бытия. Кризис системы ценностей охватил всю общественную систему. За несколько последних лет изменились смысловые значения общественно-политических отношений и структур, произошли существенные сдвиги в области культурных ориентаций. То, что представлялось ранее значимым и важным, перестало быть таковым в условиях ценностного кризиса, который проявляет себя во всех областях жизни как кризис рациональности. Целое поколение людей оказалось неспособным адаптироваться к рыночным ценностям или не захотело их принять. Оказалось, что идеалы, которыми оно жило, в которые верило на протяжении десятков лет, никому не нужны, стали неактуальными. И эта ситуация не могла не вызвать чувства разочаровании, апатии и никчемности.

Эти внешние изменения сопровождаются негативными психологическими последствиями, т. к. не подкрепляются адекватными изменениями в системе ценностей самого индивида, не находят опору в его личностно-смысловых образованиях. В этих случаях проявляется недостаточная сформированность механизмов личной адаптации. Одной из форм наступающей дезадаптации в аналогичных ситуациях является внутриличностный конфликт, который сопровождается такими выраженными негативными последствиями, как индивидуальная необустроенность, нестабильность и неопределенность, потеря эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. В конечном итоге все это приводит к неустойчивости и неуравновешенности психики, несбалансированности ее проявлений.

Переплетение экономического, политического и идеологического кризиса порождает ситуацию саморазрушения и хаоса. С точки зрения взаимодействия конфликтов на макро- и микроуровнях этот кризис означает, прежде всего, переход в ситуацию неопределенности, внутреннего конфликта для каждого отдельного человека и для его семьи. Общественные структуры не предлагают индивиду четко очерченных путей и способов социализации. Возникают новые масштабы свободы выбора и самоопределения, к которым человек оказывается психологически и нравственно не подготовлен. Наоборот, все большее распространение получает десоциализация личности, потеря жизненных ориентиров, формирование асоциальных способов личностной мотивации [6].

Настоящей проблемой для многих россиян является то, что работающий профессионал не в состоянии обеспечить себе и своей семье достойный жиз-

ненный уровень. «Работающие нищие» - это парадокс для любого государства [7]. В наиболее тяжелой ситуации «опустошения», «разочарования» и «неопределенности» оказались высококвалифицированные специалисты - врачи, инженеры, учителя, ученые и другие работники бюджетной сферы. Именно они стали весьма частыми пациентами клиник. Профессия продавца и рыночного работника стала престижнее перечисленных профессий. Но не каждый инженер, врач, учитель может без психической травмы сменить свою профессию, чтобы занять место продавца в рыночном ряду.

Так же неврозы стали широко распространены и среди «новых русских», для которых бизнес - дело всей жизни. Образ жизни таких людей - это существование в перманентной стрессовой ситуации: постоянная тревога, забота, переутомление, которые не могут не сказаться на психическом и физическом здоровье. К тому же, если рушатся планы, наступает банкротство, теряется состояние, то человек испытывает сильнейший стресс. Зачастую у них и личная жизнь (любовь и брак), рассматриваются сквозь призму товарно-денежных отношений. Как отмечают специалисты, у такого человека часто происходит сублимация сексуальности, замещение этой функции работой, которая длится с утра до ночи.

Между тем, даже у домашних хозяек, женщин, не работающих на производстве, а воспитывающих детей и занимающихся работой по дому, нервно-психические расстройства встречаются в четыре раза чаще, чем у работающих на производстве. Жены «новых русских» подвержены постоянным стрессам и внутриличностным конфликтам. Эти молодые женщины, сидящие в «золотой клетке», имеющие прислугу и вообще не занимающиеся никаким хозяйством, страдают неврозом еще в большей степени, чем женщины, работающие по дому и воспитывающие детей.

В последние годы в психотерапии появился даже новый термин - «синдром домохозяек», которым страдают молодые женщины.

Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни, и нередко превосходство для одного означает неудачу для другого. Потенциальное враждебное напряжение порождает страх. Источником страха может быть также перспектива неудачи и угроза потерять чувство самоуважения. Рыночные отношения предполагают агрессивноконкурентное взаимодействие, а христианская мораль проповедует братскую любовь людей друг к другу. Реклама стимулирует наши потребности, а реальная жизнь становиться препятствием на пути их удовлетворения. В таких условиях окружающая человека среда становится одним из основных источником внутриличностных конфликтов [7].

Нельзя не отметить воздействие на человека социальной экологии. Специалисты насчитывают большое количество экологических факторов, имеющих отношение к внутриличностным конфликтам.

Среди них и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей Земли, и загрязненность окружающей среды (приводящая, кстати, к массовому самоубийству китов). Ученые Будапешта заметили строгую зависимость уровня самоубийств (вследствие внутриличностного конфликта) в этом городе и накопления над его территорией определенных морских воздушных масс - циклонов и антициклонов.

Следует отметить, люди, находящиеся в состоянии внутриличностного конфликта, представляют потенциальную опасность для межличностных отношений в группе, так как негативные последствия конфликта, чреватые стрессами, неврозами, повышенной тревожностью, общей психологической подавленностью человека или чрезмерной агрессивностью, могут быть направлены на объекты, не имеющие отношения к конфликту. А если иметь в виду тех, кто занимает высокие посты в обществе, то они могут оказывать негативное влияние и на отношения большего масштаба.

Таким образом, источником внутренних конфликтов является все-таки среда обитания. Еще в конце 19 - начале 20 вв. многие исследователи (Петр Лавров, Михаил Бакунин, Питирим Сорокин) писали о необходимости приспособления социальной среды к потребностям личности, постоянного применения свободы человека и приведения в соответствие потребностей индивида с возможностью их удовлетворения. Последствия внутренних конфликтов зачастую приводят к снижению производительности труда и даже к авариям и техногенным катастрофам. Возможность реализации своих внутренних потребностей и желаний уменьшит количество конфликтных ситуаций в обществе, что является показателем жизнеспособности самой системы [8].

В заключение можно отметить, мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностные конфликты не существуют. Они всегда результат воздействия на личность социальной среды. А это, в свою очередь, должно дать толчок для развития социальной мысли в области социальных, а именно гуманистических отношений в обществе, в государстве, в мире в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999. С. 23-24.

2. Курбатов В. И. Конфликтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С. 445.

3. Дюркгейм Э. О. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.- 352 с.

4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоана-лиз.М.: Прогресс Универс, 1993.- 544 с.

5. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.- 423 с.

6. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: АО «АСПЕКТ ПРЕСС». 1994.- 317 с.

7. Козырев Г. И. //Социологические исследования. 2006. № 12. С. 122-126.

8. Халин К. Е., Климова Ю. В., Левкина Е. В., Богатырева Н. А. Конфликтология. М.: 2006.- 189 с.

Поступила в редакцию 09.04.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.