Научная статья на тему 'ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ, ЦЕННОСТИ, СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ НАЧАЛА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ'

ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ, ЦЕННОСТИ, СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ НАЧАЛА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТРЕСС / СООТНОШЕНИЕ "ЦЕННОСТИ" И "ДОСТУПНОСТИ" / T-КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ященко Е. Ф.

В статье выполнен обзор изученности проблемы внутриличностной конфликтности, ценностей и стратегий преодоления стрессовых ситуаций в современной литературе. Представлены результаты авторского исследования, выявляющего психологические характеристики студентов транспортного института до начала и после начала специальной военной операции. С помощью методик по выявлению уровня внутриличностной конфликтности А.И. Шипилова, «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций SACS» С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой; «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, «Фрайбургского многофакторного личностного опросника FPI» И. Фаренберга, Х. Зарга и Р. Гампела в адаптации А.А. Крылова и Т.И. Ронгинской описаны и проанализированы психологические портреты студентов до начала специальной военной операции и после ее начала. У студентов до начала специальной военной операции психологическими характеристиками являются: конфронтация притязаний с их реальным потенциалом, тревожность, вступление в социальный контакт для решения проблемных ситуаций, ценность настоящих друзей, направленность на текущие события и поведение по мужскому типу, стремление добиваться поставленных целей, уверенность в себе, поиск социальной поддержки, любви, смелость и стремление к общественному признанию. Психологический портрет студентов после начала специальной военной операции включает в себя сниженное критическое отношение к себе, сниженную тревожность, снижение ценности друзей, большую агрессивность в отстаивании своих интересов, уменьшение социальных контактов, моральный и адаптационный конфликты, конфликтность мотивации, долженствования, отсутствие ассертивных действий, внутреннюю напряжённость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ященко Е. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPERSONAL CONFLICT, VALUES, STRATEGIES FOR OVERCOMING STRESS SITUATIONS OF STUDENTS BEFORE AND AFTER THE START OF A SPECIAL MILITARY OPERATION

The article provides an overview the study of the problem of intrapersonal conflict, values and strategies for overcoming stressful situations in the modern literature. The results of the author’s research identifying the psychological characteristics of students of a transport university before and after the start of a special military operation are presented. Using methods to identify the level of internal conflict A.I. Shipilov, “Strategies for overcoming stress situations SACS” S. Hobfall in the adaptation of N.E. Vodopyanova, E.S. Starchenkova; «The level of the ratio of “value” and “accessibility” in various life spheres» by E.B. Fantalova, «Freiburg multifactorial personal questionnaire FPI» by I. Farenberg, H. Zarg and R. Gampel in the adaptation of A.A. Krylov and T.I. Ronginskaya described and analyzed psychological portraits of students before the start of a special military operation and after its beginning. Before the start of a special military operation, students’ psychological characteristics are: confrontation of claims with their real potential, anxiety, entering into social contact to solve problematic situations, the value of real friends, focus on current events and male-type behavior, the desire to achieve the goals set, self-confidence, seeking social support, love, courage, and the pursuit of public recognition. The psychological portrait of students after the start of a special military operation includes a reduced critical attitude towards themselves, reduced anxiety, a decrease in the value of friends, greater aggressiveness in defending their interests, a decrease in social contacts, moral and adaptation conflict, conflict of motivation, obligation, lack of assertive actions, internal tension.

Текст научной работы на тему «ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ, ЦЕННОСТИ, СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ НАЧАЛА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ»

УДК 159.923.2; 159.9:316.6:37 DOI 10.26425/1816-4277-2023-2-212-220

Внутриличностная конфликтность, ценности, стратегии преодоления стрессовых ситуаций студентов до и после начала специальной военной операции

Ященко Елена Федоровна

Д-р психол. наук, зав. каф. прикладной психологии ORCID: 0000-0001-5172-9385, e-mail: elfed58@mail.ru

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

В статье выполнен обзор изученности проблемы внутриличностной конфликтности, ценностей и стратегий преодоления стрессовых ситуаций в современной литературе. Представлены результаты авторского исследования, выявляющего психологические характеристики студентов транспортного института до начала и после начала специальной военной операции. С помощью методик по выявлению уровня внутриличностной конфликтности А.И. Шипилова, «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций SACS» С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой; «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, «Фрайбургского многофакторного личностного опросника FPI» И. Фаренберга, Х. Зарга и Р. Гампела в адаптации А.А. Крылова и Т.И. Ронгинской описаны и проанализированы психологические портреты студентов до начала специальной военной операции и после ее начала. У студентов до начала специальной военной операции психологическими характеристиками являются: конфронтация притязаний с их реальным потенциалом, тревожность, вступление в социальный контакт для решения проблемных ситуаций, ценность настоящих друзей, направленность на текущие события и поведение по мужскому типу, стремление добиваться поставленных целей, уверенность в себе, поиск социальной поддержки, любви, смелость и стремление к общественному признанию. Психологический портрет студентов после начала специальной военной операции включает в себя сниженное критическое отношение к себе, сниженную тревожность, снижение ценности друзей, большую агрессивность в отстаивании своих интересов, уменьшение социальных контактов, моральный и адаптационный конфликты, конфликтность мотивации, долженствования, отсутствие ассертивных действий, внутреннюю напряжённость.

Ключевые слова

Внутриличностный конфликт, копинг-стратегии, стресс, соотношение «ценности» и «доступности», ^критерий Стьюдента, корреляционный анализ

Для цитирования: Ященко Е.Ф. Внутриличностная конфликтность, ценности, стратегии преодоления стрессовых ситуаций студентов до и после начала специальной военной операции// Вестник университета. 2023. № 2. С. 212—220.

© Ященко Е.Ф., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Interpersonal conflict, values, strategies for overcoming stress situations of students before and after the start of a special military operation

Elena F. Yashchenko

Dr. Sci. (Psy.), Head of the Department of Applied Psychology ORCID: 0000-0001-5172-9385, e-mail: elfed58@mail.ru

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint-Petersburg, Russia

Abstract

The article provides an overview the study of the problem of intrapersonal conflict, values and strategies for overcoming stressful situations in the modern literature. The results of the author's research identifying the psychological characteristics of students of a transport university before and after the start of a special military operation are presented. Using methods to identify the level of internal conflict A.I. Shipilov, "Strategies for overcoming stress situations SACS" S. Hobfall in the adaptation of N.E. Vodopyanova, E.S. Starchenkova; «The level of the ratio of "value" and "accessibility" in various life spheres» by E.B. Fantalova, «Freiburg multifactorial personal questionnaire FPI» by I. Farenberg, H. Zarg and R. Gampel in the adaptation of A.A. Krylov and T.I. Ronginskaya described and analyzed psychological portraits of students before the start of a special military operation and after its beginning. Before the start of a special military operation, students' psychological characteristics are: confrontation of claims with their real potential, anxiety, entering into social contact to solve problematic situations, the value of real friends, focus on current events and male-type behavior, the desire to achieve the goals set, self-confidence, seeking social support, love, courage, and the pursuit of public recognition. The psychological portrait of students after the start of a special military operation includes a reduced critical attitude towards themselves, reduced anxiety, a decrease in the value of friends, greater aggressiveness in defending their interests, a decrease in social contacts, moral and adaptation conflict, conflict of motivation, obligation, lack of assertive actions, internal tension.

Keywords

Intrapersonal conflict, copying strategies, stress, the ratio of «value» and «accessibility» , Student t-criterion, correlation analysis

For citation: Yashchenko E.F. (2023) Interpersonal conflict, values, strategies for overcoming stress situations of students before and after the start of a special military operation. Vestnik universiteta, no. 2, pp. 212—220.

© Yashchenko E.F., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Объявленная в стране частичная мобилизация в рамках специальной военной операции (далее -СВО) усилила актуальность исследования внутриличностной конфликтности, внутриличностных конфликтов, ценностей и стратегий преодоления стрессовых ситуаций вообще и у студентов транспортного университета в частности. Изучение внутриличностных конфликтов студентов является актуальным вопросом в рамках проблемы психического здоровья субъектов образовательного процесса. Разработка данной проблематики способствует обогащению теоретических основ и прикладных аспектов современной психологии и конфликтологии [1].

А.В. Гуров отмечает, что в настоящее время в системе высшего образования приоритетное внимание, безусловно, уделяется образовательному процессу, реализации федеральных государственных образовательных стандартов и другим направлениям деятельности, что требует усилий и напряженной деятельности от студентов. Общество нуждается в здоровых, профессионально подготовленных студентах. Соответственно, должное внимание необходимо уделять влияющему на эффективность учебной деятельности психологическому состоянию студентов. Однако, как показал анализ деятельности студентов в процессе обучения в вузе, они сталкиваются не только с различного рода образовательными, но и жизненными ситуациями, которые влекут за собой снижение учебной активности и психологического благополучия. Такие ситуации могут способствовать развитию негативных сценариев: студенты находятся в напряженном психическом состоянии, влекущем за собой внутриличностные противоречия, осложнения в отношениях между преподавателем и студентом, сказывающихся на успеваемости и эффективности освоения ими учебных программ [2].

О.Е. Никулинкова полагает, что процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся в Высших учебных заведениях, сопровождается внешними и внутренними противоречиями, особое место среди которых занимают внутриличностные конфликты, которые на протяжении всего периода обучения в университете не только не устраняются, но и, напротив, актуализируются, углубляются [3].

М.А. Шаталина отмечает, что переживание внутриличностного конфликта — особая форма активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основой переживания является психоэмоциональное напряжение, имеющее субъективное качество и предметное содержание. Интегральными показателями внутреннего конфликта являются нарушение нормального механизма адаптации личности и усиление переживаний психологического стресса [4].

О.В. Кузьменкова и В.В. Ксенофонтова говорят о том, что сегодня наблюдается дефицит теоретических исследований в области психологии внутриличностного конфликта. При большом количестве публикаций, трудов, посвященных практическим аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизнь индивида [5].

По мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, к концу XX в. проблеме внутриличностного конфликта было посвящено лишь 8 % публикаций в отечественной конфликтологии, тогда как на изучение межличностных конфликтов приходится около 83 % работ [6].

Е.А. Белова повествует, что проблема возникновения стресса и отражения его влияния на результатах деятельности в последние годы становится одной из актуальных в мировой психологической науке и практике. Важное значение приобретает изучение особенностей протекания стрессовых реакций у женщин и мужчин [7].

В литературе о совладающем поведении до сегодняшнего момента нет единой точки зрения на проблему существования определенных гендерных различий в способах преодоления. Так, автор трансакционной теории стресса Р.С. Лазарус считал, что между мужчинами и женщинами отсутствуют устоявшиеся разногласия в копинг-стратегиях [8]. Но во многих научных трудах по вопросу поведения преодоления отмечается, что на выбор копинг-стратегии в сложной жизненной ситуации оказывают влияние полоролевые стереотипы [9].

В связи с отсутствием на данном историческом этапе в обществе четких идеологических ориентиров, интерес к определению ценностей и ценностных ориентаций у молодежи не прекращается и имеет по-прежнему междисциплинарный характер. Проводился сравнительный анализ личностных ценностей российских и американских студентов с целью выявления сходства и различий. С помощью эксплицитных и имплицитных методов вскрывались универсальные, наиболее и наименее приоритетные ценности. При этом специфическими, культурно обусловленными ценностями для российской молодежи, проживающей в Сибири, заявляются аффилятивные и материальные ценности [10]. Студенты

Башкирии связывают свое будущее с проживанием в России. Их приоритетными ценностями являются материальные, а также здоровый образ жизни, семья, друзья, индивидуализм, прагматизм, личностная успешность, способность самостоятельно добиваться материального благополучия и социального статуса [11]. Изучению ценностей студентов посвящены и некоторые наши исследования, которые проводились в Санкт-Петербурге, Челябинске и Лондоне [12, 13].

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Существуют различия между показателями внутриличностной конфликтности, внутриличностных конфликтов, ценностей, стратегий преодоления стрессовых ситуаций у студентов до и после начала СВО.

2. Существуют различия в структуре связей внутриличностной конфликтности, внутриличностных конфликтов, ценностей, стратегий преодоления стрессовых ситуаций и личностных черт у студентов до и после начала СВО.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методический инструментарий исследования включает в себя следующие методики: «Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности» А.И. Шипилова, «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций SACS С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, «Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI» И. Фаренберга, Х. Зарга и Р. Гампела в адаптации А.А. Крылова и Т.И. Ронгинской.

Методами математической обработки данных стали t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ г-Пирсона на определение взаимосвязей.

Выборку исследования составили студенты 1-5 курсов технического направления подготовки в возрасте от 18 до 25 лет очной формы обучения в количестве 65 человек, из них 45 девушек, 20 юношей, средний возраст испытуемых 20 лет. 30 студентов были опрошены до начала СВО и 35 студентов — после ее начала.

Исследование проводилось до 24 февраля и в марте 2022 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С помощью t-критерия Стьюдента выявлялись различия между показателями внутриличностной конфликтности, внутриличностных конфликтов, ценностей, стратегий преодоления стрессовых ситуаций у студентов до начала СВО и после ее начала.

Было обнаружено различие между показателями шкалы «Конфликт неадекватной самооценки» методики «Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности» А.И. Шипилова (t = 2,29; при p < 0,05) (М „„„ = 9,50; М „„„ = 7,53). Перед лицом возникшей социальной опасности у сту-

J- ' / V до начала СВО ' ^ после начала СВО '/r^^ ^ J J

дентов уменьшилось критическое отношение к себе и тревожность, они собрались и сосредоточились на главном для себя, снизив уровень притязаний и мотивацию достижений, возможно, те проблемы, из-за которых они переживали раньше, уже показались им не такими существенными. Также были выявлены различия между показателями двух шкал методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций SACS С. Хобфула: «Вступление в социальный контакт» (t = 2,69; p < 0,01) (Мдо начала СВО = 22,50; Мпосле начала СВО = 19,62). Студенты до начала СВО в стрессовой ситуации чаще предпочитали вступать в социальный контакт для того, чтобы совместными усилиями с другими более эффективно разрешить критическую ситуацию; и «Агрессивные действия» (t = -2,00; p < 0,01) (Мдо начала СВО = 17,57; Мпосле начала СВО = 20,06): студенты после начала СВО во время стрессовой ситуации стали проявлять в большей степени агрессивные действия, направленные на других людей, испытывать негативные чувства при неудачах и конфликтах с другими людьми, обвинять окружающих в чем-либо, испытывать чувство гнева, раздражения, внутренней напряженности, разочарования и неудовлетворенности.

Между показателями ценности «Наличие хороших и верных друзей» методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой получены значимые различия у студентов до и после начала СВО (t = 2,50; p < 0,05; М „„„ = 6,87; М „„„ = 5,41):

до начала СВО после начала СВО

для студентов до начала СВО одной из ценностей были хорошие и верные друзья, однако после начала СВО этот показатель снизился, что говорит о проблеме потери близких друзей, о получении новой информации о них, что обычно происходит в периоды социальных потрясений («друг познается в беде»).

Между показателями средних значений личностных черт методики «Фрайбургского многофакторного личностного опросника БРЬ» ( И. Фаренберг, Х. Зарг и Р. Гампел) у студентов до начала СВО и после начала СВО значимых различий не обнаружено, что подтверждает устойчивость личностных качеств.

Для выявления связей между внутриличностной конфликтностью, ценностями, стратегиями преодоления стрессовых ситуаций и личностными чертами у студентов до начала СВО (рис. 1) и после начала СВО (рис. 2) был проведен корреляционный анализ Пирсона.

Корреляционный анализ показал следующие взаимосвязи шкал исследования у студентов до начала СВО (п = 30, при р = 0,05>0,36, при р = 0,01 > 0,47) (рис. 1).

Ассертивные действия связаны обратной связью с застенчивостью и прямыми связями с общительностью и уравновешенностью: чем выше ассертивные действия, при которых человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих, тем меньше застенчивость и выше потребность в общении, гиперактивность, устойчивость к стрессу и уравновешенность. Агрессивные действия прямо связаны с раздражительностью: чем больше проявляются агрессивные действия, направленные на других людей, и негативные чувства при неудачах и конфликтах с другими людьми, тем больше склонность к аффективному реагированию. Любовь (доступность) связана обратной связью со спонтанной агрессивностью: чем выше доступность любви, тем меньше импульсивность в поведении. Свобода (доступность) прямо связана с экстраверсией-интроверсией и маскулинностью-феминностью: чем выше доступность независимости в поступках и действиях, тем выше выраженность экстравертированности личности и протекание психической деятельности преимущественно по мужскому типу. Ролевой конфликт прямо связан с раздражительностью, застенчивостью и эмоциональной лабильностью и обратно — с уравновешенностью и маскулинностью-феминностью: чем сильнее невозможность человека реализовать несколько ролей, тем выше неуверенность в себе, уклонение от выполнения своих обязанностей, неуравновешенность и чаще поведение по женскому типу. Адаптационный конфликт прямо связан с застенчивостью, эмоциональной лабильностью, избеганием и агрессивными действиями и обратно — с уравновешенностью: чем больше нарушение равновесия между человеком и окружающей средой, тем выше нерешительность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость. Адаптация тем успешнее, чем меньше человек стремится избегать решения проблемы и учится добиваться своего. Долженствование прямо связано с избеганием, агрессивными действиями, раздражительностью, застенчивостью и эмоциональной лабильностью и обратно — с уравновешенностью и доступностью активной, деятельностной жизни. Чем выше необходимость совершения какого-либо действия, тем чаще уход от долга, раздражительность, меньше доступность деятельной, продуктивной жизни; чем выше необходимость совершить то, что надо, тем больше неуравновешенность, уклонение от выполнения своих обязанностей, неуверенность в себе, меньше свобода от внутренних конфликтов. Самооценка прямо связана с застенчивостью, эмоциональной лабильностью и агрессивными действиями и обратно связана с уравновешенностью, маскулинностью-феминностью и доступностью активной, деятельностной жизни: самооценка определяет стремление добиваться своего, но чем она выше, тем менее уравновешен человек и способен к активной жизнедеятельности.

Общий уровень внутриличностной конфликтности связан прямыми связями с раздражительностью, застенчивостью и эмоциональной лабильностью, а также обратными связями — с уравновешенностью и маскулинностью-феминностью. Чем выше неуравновешенность нервно-психической деятельности, тем выше напряжение, враждебность по отношению к окружающим людям, нерешительность, неуравновешенность и женский тип поведения. Любовь прямо связана с поиском социальной поддержки: чем выше духовная и физическая близость с любимым человеком, тем выше стремление делиться своими переживаниями с другими людьми, искать у них поддержку и понимание. Уверенность в себе связана прямой связью с агрессивными действиями: чем выше свобода от внутренних противоречий и сомнений, тем выше настойчивость, возможность открыто заявлять о своих взглядах. Творчество прямо связано с импульсивными действиями и избеганием: чем выше возможность творческой деятельности, тем выше мобильность и спонтанность поведения. Общий уровень внутриличностной конфликтности прямо связан с агрессивными действиями и обратно — с доступностью активной, деятельностной жизни: чем выше неуравновешенность нервно-психической деятельности, тем выше агрессивные действия по отношению к другим и тем ниже доступность насыщенной полноценной жизни.

Рис. 1. Взаимосвязи шкал исследования у студентов до начала СВО

Для наглядного представления обнаруженных связей построена корреляционная плеяда (рис. 1). Примечание: овал — методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой, прямоугольник — «Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI» И. Фаренберга, Х. Зарга и Р. Гампела в адаптации А.А. Крылова, Т.И. Ронгинской, прямоугольник со скругленными углами — «Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности» А.И. Ши-пилова, прямоугольник со скругленными противолежащими углами — «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций SACS» С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой.

_прямая связь (p < 0,01)

------обратная связь (p < 0,01)

N = 30; при p < 0,05 r = 0.35; при p < 0,01 r = 0.45

Для выявления связи между показателями внутриличностной конфликтности, внутриличностных конфликтов, ценностей, стратегий преодоления стрессовых ситуаций и личностных черт у студентов после начала СВО также был проведен корреляционный анализ (n = 35, p = 0,05 > 0,33, p = 0,01 > 0,43). Его результаты представлены на рис. 2.

Ассертивные действия связаны обратной связью с застенчивостью и прямыми связями с общительностью, экстраверсией-интроверсией и маскулинностью-феминностью: чем выше умение самостоятельно регулировать свое поведение и за него отвечать, тем выше наличие выраженной потребности в общении, стремление к общественному признанию, лидерству, самоутверждению, чаще поведение по мужскому типу и тем меньше нерешительность и неуверенность в себе. Избегание обратно связано с общительностью и прямо — с депрессивностью, застенчивостью и эмоциональной лабильностью: чем выше избегание решительных действий, стремление отдалиться от конфликтной ситуации, тем выше сниженный фон настроения, погружённость в собственные переживания, нерешительность, неуверенность в себе, ранимость и тем меньше желание взаимодействовать с другими людьми. Непрямые действия прямо связаны с депрессивностью, уравновешенностью, реактивной агрессивностью и открытостью: чем выше скрытое управление, осуществляемое в личных целях, тем больше спокойствия и настойчивости в достижении явных целей. Асоциальные действия имеют прямые связи с уравновешенностью, реактивной агрессивностью, открытостью и экстраверсией-интроверсией: поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, способствуют уравновешенности, активной направленности на настоящее. Агрессивные действия имеют прямые связи с депрес-сивностью, раздражительностью, реактивной агрессивностью и открытостью, экстраверсией-интро-версией и эмоциональной лабильностью: стремление решить свои задачи связано со сниженным

настроением, открытостью, быстротой реакций на существующие вызовы и эмоциональной неустойчивостью. Активная, деятельностная жизнь прямо связана с экстраверсией-интроверсией: чем больше личностная активность, тем больше ее направленность на окружающее. Свобода прямо связана с уравновешенностью: самостоятельность в поступках и действиях поддерживает уверенность в себе и спокойствие. Счастливая семейная жизнь прямо связана с уравновешенностью: чем выше удовольствие от жизни в семье, тем увереннее и спокойнее студенты. Познание (доступность) прямо связано с уравновешенностью, открытостью и с осторожными действиями. Широта кругозора и знания позволяют быть свободными от конфликтов, удовлетворенными собой, своими успехами, тщательнее взвешивать все возможные варианты решений и дольше подготовиться к действиям. Моральный конфликт прямо связан с застенчивостью: чем выше конфликт между личными привязанностями и моральными принципами, тем выше нерешительность и неуверенность в себе. Адаптационный конфликт прямо связан с застенчивостью: чем выше конфликт между возможностями и требованиями человека, тем выше избегание рискованных ситуаций, ожидание неприятностей и неуверенность в себе. Мотивация прямо связана с застенчивостью и обратно — с маскулинностью-феминностью: в период после начала СВО у студентов мотивация не прояснена и реализуется по женскому типу. Долженствование прямо связано с застенчивостью: чем выше необходимость что-то сделать, тем выше неуверенность в себе и избегание рискованных ситуаций. Самооценка обратно связана с маскулинностью-феминно-стью: чем выше ценность самих себя, тем чаще поведение по женскому типу. Для наглядного представления обнаруженных связей построена корреляционная плеяда (рис. 2).

Раздражительность

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Взаимосвязи шкал исследования у студентов после начала СВО

Примечание: овал — методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, прямоугольник — «Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI» И. Фаренберга, Х. Зарга и Р. Гампела в адаптации А.А. Крылова, Т.И. Ронгинской, прямоугольник со скругленными углами — «Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности» А.И. Ши-пилова, прямоугольник со скругленными противолежащими углами — «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций SACS» С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой.

_прямая связь (p < 0,01)

------обратная связь (p < 0,01)

N = 35 при p < 0,05 r = 0.33; при p < 0,01 r = 0.42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе эмпирического исследования было выявлено, что у студентов до начала СВО и после ее начала общей является прямая связь раздражительности с агрессивными действиями. Студентам в целом присуща активность при достижении своих целей.

У студентов до начала СВО психологическими характеристиками являются: конфронтация притязаний с их реальным потенциалом, тревожность, вступление в социальный контакт для решения проблемных ситуаций, ценность настоящих друзей, направленность на текущие события и поведение по мужскому типу, стремление добиваться поставленных целей, уверенность в себе, поиск социальной поддержки, любви, смелость и стремление к общественному признанию. Психологический портрет студентов после начала СВО включает в себя: сниженное критическое отношение к себе, сниженную тревожность, снижение ценности друзей, большую агрессивность в отстаивании своих интересов, уменьшение социальных контактов, моральный и адаптационный конфликт, конфликтность мотивации, долженствования, отсутствие ассертивных действий, внутреннюю напряжённость.

Гипотезы исследования подтвердились, выявлены различия как между показателями шкал (за исключением личностных черт), так и в структуре связей внутриличностной конфликтности, внутриличност-ных конфликтов, ценностей, стратегий преодоления стрессовых ситуаций, личностных черт студентов до и после начала СВО.

Была сформулирована рекомендация снимать внутреннее напряжение через сосредоточение на качественном выполнении своей учебно-профессиональной деятельности и стремлении сохранить себя и свое психическое здоровье, рефлексировать свои мысли и поведение, учиться выбирать друзей.

Библиографический список

1. Башкин, М.В., Шавалева К.А. Связь внутриличностной конфликтности студентов с типами их реагирования на межличностный конфликт. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2019;1(47):101-104 с.

2. Гуров А.В. Особенности разрешения внутриличностного конфликта у студентов в период обучения в вузе: автореферат дис. канд. психол. наук. Самара, 2018. 26 с.

3. Никуленкова О.Е. Предупреждение внутриличностных конфликтов студентов с учетом специфики гендерной идентичности в условиях вуза. НАУ. 2015;4:4 (9):148-150 с.

4. Шаталина М.А. Особенности переживания внутриличностного конфликта интернет-аддиктами и лицами, страдающими никотиновой зависимостью. АНИ: педагогика и психология. 2018;2 (23):437-440 с.

5. Кузьменкова О.В., Ксенофонтова В.В. Стратегии разрешения внутриличностных конфликтов старших подростков. Проблемы современного педагогического образования. 2021;71(1):306-308 с.

6. Коновалова Н.А. Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков: на примере 8-9 классов: дис. канд. психол. наук. М., 2006. 153 с.

7. Белова Е.А. Особенности учебного стресса старших школьников (гендерный аспект). Женщина в российском обществе. 2013;4(69):92-97 с.

8. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlooks. Annu Rev Psychol. 1993; 44:1-21с.

9. Родина Н.В. Особенности гендерной идентичности личности в преодолении стресса. PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015;3(4):313-327 с.

10. Каширский Д.В., Сабельникова Н.В. Личностные ценности российских и американских студентов. Психология и психотехника. 2019; 2:28-39 с. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2019.2.26936

11. Никифоров А.Ю., Семенова Е.В. Жизненные ценности современного студента. Вестник Башкирского университета. 2018; 4:1301-1304 с.

12. Ермакова Е.С., Ященко Е.Ф. Самоактуализационные и ценностные характеристики в структуре карьерных ориентаций студентов-психологов и курсантов военной академии. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Т. XVII. Вып. 4, 2020. С. 50-55. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2020-17-4-50-55

13. Yashchenko E.F., Shchelokova E.G., Lazorak O.V Career Orientations, Personal Valúes and Types of Socio-cultural Adaptation of International Students. Alexey Beskopylny, Mark Shamtsyan Editors. XIVInternational Scientific Conference "INTER-AGROMASH2021" Precisión Agriculture andAgriculturalMachineiy Industry. 2021; 2:579-591. https://doi.org/10.1007/978-3-030-80946-1_54

References

1. Bashkin, M.V, Shavaleva K.A. The connection of students' internal conflict with the types of their response to interpersonal conflict. Vestnik Yaroslavskogogosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. 2019;1(47):101-104 pp. (In Russian).

2. Gurov A.V Peculiarities of resolving the internal conflict among students during their studies at the university: abstract diss. Candidate of Psychol Sciences. Samara, 2018. 26 p. (In Russian).

3. Nikulenkova O.E. Prevention of intra-personal conflicts of students, taking into account the specifics of gender identity in the conditions of the university. NAU. 2015;4:4 (9):148-150 pp. (In Russian).

4. Shatalina M.A. Peculiarities of experiencing intra-personal conflict by Internet addicts and persons suffering from nicotine addiction. ANI:pedagogy and psychology. 2018;2 (23):437-440 pp. (In Russian).

5. Kuzmenkova O.V, Ksenofontova VV. Strategies for resolving interpersonal conflicts of older adolescents. Problems of modern pedagogical education. 2021;71(1):306-308 pp. (In Russian).

6. Konovalova N.A. Interpersonal conflict and school performance of adolescents: on the example of grades 8-9: dis. Candidate of Psychol Sciences. M., 2006. 153 p. (In Russian).

7. Belova E.A. Features of educational stress of high school students (gender aspect). Woman in Russian society. 2013;4(69):92-97pp. (In Russian).

8. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlooks. Annu Rev Psychol. 1993; 44:1-21 pp.

9. Rodina N.V Features of gender identity of personality in overcoming stress. PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015;3(4):313-327 pp. (In Russian).

10. Kashirsky D.V, Sabelnikova N.V Personal values of Russian and American students. Psychology and psychotechnics. 2019; 2:2839 pp. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2019.2.26936 (In Russian).

11. Nikiforov A.Yu., Semenova E.V Life values of a modern student. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2018; 4:1301-1304 pp. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ermakova E.S., Yashchenko E.F. Self-actualization and value characteristics in the structure of career orientations of psychology students and cadets of the military academy. Social and humanities in the Far East. 17(4): 50-55 pp. https://doi. org/10.31079/1992-2868-2020-17-4-50-55 (In Russian).

13. Yashchenko E.F., Shchelokova E.G., Lazorak O.V Career Orientations, Personal Values and Types of Socio-cultural Adaptation of International Students. Alexey Beskopylny, Mark Shamtsyan Editors. XIV International Scientific Conference "INTERAGROMASH 2021" Precision Agriculture and Agricultural Machinery Industry. 2021; 2:579-591 pp. https://doi. org/10.1007/978-3-030-80946-1_54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.