Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ВЫРАЖЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ'

КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ВЫРАЖЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / тип реагирования / стратегия поведения / межличностный конфликт / внутриличностная конфликтность / когнитивные аспекты / student / type of reaction / strategy of behavior / interpersonal conflict / intrapersonal conflict / cognitive aspects

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башкин М.В.

В статье автором представлены результаты проведенного исследования особенностей поведения в межличностном конфликте студентов, имеющих высокую выраженность внутриличностной конфликтности. Установлены когнитивные аспекты стратегий поведения в межличностном конфликте данной группы испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Башкин М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ASPECTS OF BEHAVIOR IN INTERPERSONAL CONFLICT OF STUDENTS WITH A HIGH LEVEL OF SEVERITY OF INTRAPERSONAL CONFLICT

In the article, the author presents the results of the study of the characteristics of behavior in interpersonal conflict among students with a high severity of intrapersonal conflict. Cognitive aspects of the types of responses to interpersonal conflict of this group of subjects have been established.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ВЫРАЖЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ»

КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ

КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ВЫРАЖЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ

Башкин М.В. (Ярославль, ЯрГУ им. П.Г. Демидова)1 280784@list.ru

Аннотация. В статьеавтором представлены результаты проведенного исследования особенностей поведения в межличностном конфликте студентов, имеющих высокую выраженность внутриличностной конфликтности. Установлены когнитивные аспекты стратегий поведения в межличностном конфликте данной группы испытуемых.

Ключевые слова: студент, тип реагирования, стратегия поведения, межличностный конфликт, внутриличностная конфликтность, когнитивные аспекты.

COGNITIVE ASPECTS OF BEHAVIOR IN INTERPERSONAL CONFLICT OF STUDENTS WITH A HIGH LEVEL OF SEVERITY OF

INTRAPERSONAL CONFLICT Bashkin M.V. (Yaroslavl, YarSU named after P.G.Demidov) 280784@list.ru

Abstract. In the article, the author presents the results of the study of the characteristics of behavior in interpersonal conflict among students with a high severity of intrapersonal conflict. Cognitive aspects of the types of responses to interpersonal conflict of this group of subjects have been established.

Keywords: student, type of reaction, strategy of behavior, interpersonal conflict, intrapersonal conflict, cognitive aspects.

Изучение межличностных и внутриличностных конфликтов студентов является актуальным как в контексте психологического здоровья субъектов высшего образования, так и в контексте личностного развития будущих профессионалов. Внутриличностная конфликтность студентов является специфическим новообразованием и состоянием психики, проецируемым в паттернах сознания и поведения. Анализ научных подходов к данной проблеме позволил определить внутриличностное противоречие как субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т.п.) в самосознании личности, которые взаимодействуют и изменяют друг друга в процессе развития.

В своей работе мы придерживаемся определения Е.Б. Фанталовой, согласно которому внутриличностный конфликт - это вид конфликта, характеризующийся состоянием разрыва в системе «сознание-бытие», а именно разрывом между потребностью в достижении субъективно значимых ценностей и доступностью такого достижения в реальности (Фанталова Е.Б., 2001).

В эмпирическом исследовании приняли участие 80 студентов Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Возраст испытуемых - 19-22 года.

Диагностический аппарат исследования составили: методика «Диагностика внутреннего конфликта» (Е.Б. Фанталова); опросник ведущего типа реагирования в конфликте (М.М. Кашапов, Т.Г. Киселева); индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик; опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (в адаптации Н.В. Гришиной); тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха), методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-013-00102а).

303

В ходе исследования была выявлена взаимосвязь внутриличностной конфликтности студентов со следующими показателями по методике К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (в адаптации Н. В. Гришиной): «Соперничество» (г= 0,88; р<0,01), «Сотрудничество» (г= -0,42; р<0,05), «Компромисс» (г= -0,57; р<0,05).

Внутриличностная конфликтность связана с такими типами реагирования на межличностный конфликт, как: «Агрессия» (г= 0,42; р<0,05), «Оптимальное решение» (г= -0,51; р<0,05). Установлена связь внутриличностной конфликтности с агрессивным коммуникативным типом личности (г= 0,51; р<0,05). Нами выявлены также связи внутрилич-ностной конфликтности со следующими индивидуально-типологическими свойствами личности: «Спонтанность» (г= 0,42; р<0,05), «Ригидность» (г= 0,45; р<0,05), «Интровер-сия» (г= 0,54; р<0,05). Разберем полученные результаты подробнее.

Безусловно, стоит обратить внимание на очень сильную взаимосвязь показателей «Высокая внутриличностная конфликтность» и «Соперничество». Данная связь свидетельствует: чем выше уровень внутриличностной конфликтности, тем чаще студенты используют такой способ реагирования на межличностный конфликт, как соперничество. Мы можем отметить, что во внутриличностном конфликте эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональным напряжением личности. Психоэмоциональная напряженность является формой представленности в психике студента личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворения его потребностей. Психоэмоциональное напряжение характеризуется субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.

По субъективному качеству психоэмоциональное напряжение, как и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, является отрицательным эмоциональным переживанием. К нему относят такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, дискомфорт и т.п. Неблагоприятное эмоциональное состояние может воздействовать на физиологические процессы в организме студента и способствовать развитию многих хронических заболеваний.

Предметное содержание психоэмоционального напряжения составляют ситуации, условия и события, происходящие в жизнедеятельности студента, которые воспринимаются и интерпретируются им как препятствия на пути удовлетворения потребностей. Это, как правило, трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутренней жизни студента. То есть, мы можем говорить о том, что студент с высоким уровнем внут-риличностной конфликтности является очень чувствительным по отношению к окружающей его среде, в том числе и к внезапному возникновению ситуаций межличностного конфликта. В данном случае студент акцентирует свои интеллектуальные усилия на разрешении своих противоречий, поиск способов и методов их разрешения. При этом, будучи вовлеченным в центр межличностного конфликта, такой студент скорее предпримет попытку соперничества - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражающийся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. В подобных ситуациях у него будет доминировать следующая цель - как можно скорее выйти из данной ситуации конфликта, не задумываясь о последствиях.

Данный факт подтверждает и коэффициент корреляции внутриличностной конфликтности с такими стратегиями поведения в межличностном конфликте, как «Сотрудничество» (г= -0,42; р<0,05) и «Компромисс» (г= -0,57; р<0,05). В данном случае мы наблюдаем следующую картину: чем сильнее у студента проявляется внутриличностная конфликтность, тем меньше вероятность того, что он будет стремиться разрешить межличностный конфликт способом поиска альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон или же путем компромисса как соглашения между участниками конфликта, достигнутого путем взаимных уступок.

Несомненно, стоит обратить внимание на выявленную связь внутриличностной конфликтности студентов с агрессивным коммуникативным типом личности» (г=0,53;

p<0,05). Опираясь на психологическую теорию деятельности А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина и пользуясь ее терминологией, агрессивный речевой акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть переход, в результате которого внешние по своей форме процессы, преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, то есть в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации.

Речевая агрессия может возникать и как особое намерение - целенаправленное желание говорящего нанести коммуникативный урон адресату - унизить, оскорбить, высмеять и тому подобное или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности - самоутверждения, самозащиты, самореализации и другое.

Вербальная агрессия на уровне негативных эмоций и чувств выступает как агрессивное речевое поведение - мало осознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных студентом либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Преднамеренное, целенаправленное, инициативное словесное нападение является агрессивной речевой деятельностью и определяется как осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность.

У студентов выявлены положительные корреляции высокого уровня внутрилич-ностной конфликтности с показателями «вспыльчивость» (r=0,62; p<0,05), «обидчивость» (r=0,55; p<0,05), «негативная агрессивность» (r=0,46; p<0,05), «общий показатель конфликтности» (r=0,72; p<0,05).

В ходе проведенного нами дополнительного исследования было выявлено, что креативность студентов оказывает влияние на выбор ими стратегии оптимального разрешения конфликта (Кашапов, 2019, с. 124). Творческое восприятие студентами конфликтной ситуации, способность проявлять гибкость мышления и поведения способствуют принятию ими конструктивного решения в конфликте.

Творческий подход к конфликту предполагает, на наш взгляд, способность личности отказаться от стандартных и зачастую неэффективных способов его решения и перейти к выработке новых, оригинальных стратегий для разрешения сложившихся противоречий. Таким образом, студент, обладающий высоким уровнем развития креативности, способен не только предвидеть и предотвращать появление конфликтных ситуаций, но и уметь своевременно и безболезненно разрешать их, выбирая при этом оптимальный тип реагирования. Формирование креативности должно являться, по нашему мнению, одной из ключевых задач в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста.

Литература

1. Кашапов М.М. Психология конфликтной компетентности / М.М. Кашапов, М.В. Башкин. М.:Юрайт, 2019. 124 с.

2. Когнитивно-акмеологические основы профессионального становления субъек-та:монография / под ред. М.М. Кашапова, Ю.В. Пошехоновой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. 296 с.

3. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.