Развитие внутренней позиции личности
001: 10.31862/2073-9788-2022-1-128-143
Екатерина Чурилова
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ НА СЕБЯ
Аннотация. Феномен внутренней позиции личности является одним из ключевых понятий концепции феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной. Согласно В.С. Мухиной, внутренняя позиция личности представляет собой особое, ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще.
Выявляется своеобразие внутренней позиции личности как возможного условия развития рефлексии на себя в подростковом и юношеском возрастах.
Ключевые слова: личность; внутренняя позиция личности; саморазвитие личности; рефлексия; рефлексия на себя. ценностные ориентации; ценностное отношение к себе и другим; творческая личность; самосозидание; стремление «быть личностью».
Abstract. The phenomenon of a person's inner position is one of the key concepts of V.S. Mukhina's concept of "Phenomenology of personality development and being". According to V.S. Mukhina, a person's inner position is a special, valuable attitude towards oneself, towards other people, towards one's own life path and life in general.
The peculiarity of a person's inner position as a possible condition for development of self-reflection in adolescence and youth is revealed.
Keywords: personality; person's inner position; person's self-development; reflection; reflection on oneself; value orientations; value attitude towards self and others; creative personality; self-creation; striving to "be a personality".
«Быть личностью, по-моему, - неустанно трудиться душевно и духовно, стремиться созидать свой мир ценностей, сообразуя его с ценностями Великого поля общественного самосознания, стремиться свободно и упорно их отстаивать в помыслах и поступках» [1, с. 956].
В.С. Мухина
«Быть личностью - созидание самого себя, творческая, ответственная, нескончаемая работа души и духа» [1, с. 956].
В.С. Мухина
Понятие «внутренняя позиция» в работах отечественных психологов
Предпосылки формирования понятия «внутренняя позиция»
Автором понятия «внутренняя позиция» является Л.И. Божович [2, с. 23 - 35]. Внутреннюю позицию Л.И. Божо-вич определяет как совокупность внутренних факторов развития. Одним из самых значимых таких факторов является отношение субъекта (например, подростка) к тому объективному положению, которое он занимает в системе межличностных отношений, в окружающем мире, и к тому, которое хотел бы занимать. Данное отношение субъекта обусловлено и опосредовано его предшествующим опытом, имеющимися у него возможностями, потребностями и устремлениями. Внутренняя позиция, согласно Л.И. Божович, выступает условием для формирования отношения ребенка к окружающим людям и к самому себе: «Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор пока эти требования не войдут в структуру собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития. А потребность выполнить то или иное требование возникает лишь в том случае, если его выполнение может удовлетворить его внутреннюю позицию» [3, с. 174].
Понятие «внутренняя позиция» восходит к термину Л.С. Выготского «значащие переживания» (в некоторых работах ученого - «ключевые переживания»). Л. С. Выготский считал, что переживание какой бы то ни было ситуации определяет то, как эта ситуация может повлиять на развитие личности [4]. Таким образом, Л.С. Выготский в контексте проблемы личности и среды рассматривал ключевое переживание в качестве единицы анализа личностного развития. Личность в своем развитии обязательно претерпевает череду психологических кризисов, причем именно в критические периоды происходит смена типа переживания, а это, в свою очередь, ведет к изменению способов взаимодействия со средой. С другой стороны, Л.С. Выготский предполагал, что причиной смены типа
Феномен внутренней позиции личности
Внутренняя позиция личности определяется и формами телесного бытия
Внутренняя позиция и чувство личности
переживания являются изменения в мотивационной сфере личности. С появлением у ребенка новообразований его возможности расширяются и возникают новые потребности, новые мотивы. Для кризиса характерно кардинальное, коренное изменение отношения личности к среде, в связи с чем можно говорить о переломном моменте в жизни личности. Изменения в мотивационно-потребностной сфере в свою очередь влияют на характер дальнейшего взаимодействия личности со средой и отражаются на последующей жизни человека.
Феномен внутренней позиции личности является одним из центральных в концепции феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной. В.С. Мухина говорит именно о внутренней позиции человека как личности [1, с. 739 - 832]. Именно это определяет уникальность развиваемого ученым подхода к трактовке понятия «внутренняя позиция». Внутренняя позиция и развитие личности определяется В.С. Мухиной как особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще. Она, наряду с генотипическими предпосылками и внешними условиями развития и бытия, отображает особенности жизненного пути человека. «Внутренняя позиция определяется телесными самоощущениями, переживанием соединенности тела, психики и духа, и присущим человеку чувством личности» [1, с. 739].
Значимость внутренней позиции личности состоит в том, что она, наряду с генотипическими предпосылками и условиями развития и бытия личности, позволяет познавать феноменологию жизненного пути человека.
В процессе формирования ценностного отношения к себе, являющегося неотъемлемым критерием внутренней позиции личности, значимым представляется осмысление (и присвоение) человеком своих физических особенностей, форм собственного телесного бытия. Согласно В.С. Мухиной, «каждый образованный человек должен: уметь расслаблять и напрягать свое тело; знать о возможности потери телесных способностей' к здоровому расслаблению и напряжению. В экстремальных обстоятельствах умение и знание могут обеспечить возможность разрешать определенные проблемы телесного и психического здоровья» [1, с. 771].
В.С. Мухина пишет, что внутренняя позиция личности определяется двумя основными факторами: 1 - социально-историческими условиями; 2 - внутриличностным миром самого человека и его чувством личности.
В.С. Мухина говорит о том, что «Самосознание человека и его чувство личности побуждают его к определению для себя
Внутренняя позиция человека как социальной единицы и уникальной личности
Внутренняя позиция личности в контексте развития
и функционирования механизмов идентификации и обособления
Взаимосвязь внутренней позиции личности и самосознания личности
принципиальных ориентиров и следованию этим ориентирам в самостоянии в обыденной повседневной жизни, в экстремальных ситуациях и в творчестве» [1, с. 739].
Согласно воззрениям В.С. Мухиной, человек развивается и бытует в двух ипостасях: «Человек не только уникальная личность, но и социальная единица. Это не раздвоенность человека, а его истинно сущностная целостность» [1, с. 860]. Качества, презентирующие человека как социальную единицу и как уникальную личность, не только присутствуют в нем, но посредством взаимодействия друг с другом должны созидать личность.
Концепция феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной гласит, что личность, будучи продуктом общественным, историческим, культурным, в то же время всегда индивидуальна. В.С. Мухина определяет личность как индивидуальное бытие общественных отношений: «Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию человека, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение, свою идеологию» [1, с. 821]. Мотивы, ценности, смыслы, имеющийся жизненный опыт человека всегда определяют его дальнейший выбор, жизненные ориентиры: «В индивидуальном всегда просматривается всеобщее для человеческого рода» [1, с. 832].
В.С. Мухина видит неотъемлемую связь между внутренней позицией личности, генотипом и условиями и механизмом идентификации-обособления: «Совершенно правомерно рассматривать развитие и функционирование механизмов идентификации и обособления в контексте биологических и социальных факторов, при этом следует иметь в виду и внутреннюю позицию человека по отношению к самим этим механизмам и к тому, как можно управлять ими» [1, с. 483].
Во внутренней позиции личности, как и в генотипических основах и социальных факторах, проявляется механизм идентификации-обособления.
Личность представляет собой феномен становящейся, постоянно развивающейся персоны, в первую очередь, подразумевающий самосознание. Структура самосознания по В.С. Мухиной не только раскрывает сущностные многоаспектные особенности личности, но также является «продуктом» отражения системы отношений личности к себе и к окружающему миру. Это, в свою очередь, опосредует все действия, эмоции, чувства, переживания и эмоции личности. Самосознание личности, согласно В.С. Мухиной, состоит из пяти структурных звеньев: 1. Имя, соединенное с личным местоимением, физическое «Я» и индивидуальная духовная сущность
Внутренняя позиция личности в процессе ее становления
Внутренняя позиция
(духовное «Я»); 2. Притязание на признание; 3. Половая идентификация; 4. Психологическое время личности; 5. Социально-нормативное пространство личности (система прав и обязанностей). Внутренняя позиция человека органически сопряжена со всеми структурными звеньями самосознания.
В.С. Мухина утверждает: «Внутренняя позиция личности отражает ценностные ориентации, концентрируемые через контекст всех звеньев структуры самосознания, а также через индивидуальное понимание общественных отношений людей и своего места в этих отношениях» [1, с. 831]. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания обусловлено социальными условиями, в которые человек включен. Личностные преобразования, обусловленные внешними или внутренними факторами, не предполагают изменения основных значений и смыслов структурных звеньев самосознания личности.
Говоря о внутренней позиции личности, В.С. Мухина пишет, что на этапах, предшествующих появлению внутренней позиции, происходит стихийное, не направляемое самосознанием складывание личности: «В этот период подготавливается рождение сознающей себя личности, когда у ребенка проявляется полимотивированность и соподчиненность его действий» [1, с. 537]. В процессе взросления и личностного развития закрепляется способность человека активно участвовать в выработке собственной' внутренней' позиции. В процессе личностного развития внутренняя позиция и самосознание на разных этапах онтогенеза постепенно интегрируют представления человека о себе как о субъекте деятельности. Специфическое звучание при этом играет творчество как особый способ и средство деятельности, направленной на самопознание и самопринятие.
В.С. Мухина определяет внутреннюю позицию личности
^жш^^ включенного как уникальное ценностное отношение человека к самому себе,
в творческую деятельность
другим, к собственному жизненному пути и к окружающему миру вообще.
Говоря о внутренней позиции человека, включенного в творчество как деятельность, В.С. Мухина пишет: «Включенный в творчество человек, погруженный в поиск научной истины или в поиск художественного образа, зачастую настолько переключается на сам процесс творчества, что именно оно становится сутью его жизни - его смыслом, счастьем и отчаянием» [1, с. 914]. Для личности, погруженной в творческую деятельность, развивающейся и самовоплощающейся в ней, внутренняя позиция и творчество соединяются воедино. Н.А. Бердяев писал: «Творчество предлагает забвение о личном совершенстве и жертву личностью» [5, с. 196].
Рефлексия в контексте внутренней позиции личности
Стремление творческого человека быть личностью
Отрочество и юность как этапы активного формирования внутренней позиции личности
Говоря о значимости для развивающейся личности самопознания, рефлексии, В.С. Мухина пишет: «Внутренняя позиция творческой личности как раз и состоит в том, что она рефлексирует свои интеллектуальные возможности и старается развить свой потенциал» [1, с. 916]. И далее: «Пристально исследующий самого себя творческий человек лучше понимает и тайны мироздания, и себя как часть этого мироздания. Видя себя насквозь, творчески ориентированная личность не сосредоточивается на своих достоинствах и недостатках - она занята творчеством» [1, с. 916]. В.С. Мухина определяет рефлексию как высшую феноменологическую способность человека. Рефлексия на самого себя сопряжена с самосознанием личности.
Рефлексия в контексте внутренней позиции личности может способствовать решению проблемных ситуаций, организации психических процессов, самовыражению человека в различных сферах (например, в эмоциональной, в мотивационной).
В.С. Мухина пишет: «Безусловно очевидно, что внутренняя позиция человека, погруженного в творчество, определяет многое в его реальных достижениях и в специфике его личности» [1, с. 922]. Солидаризируясь с ученым, отмечу, что творческая деятельность тесно связана с внутренней позицией, являясь и средством и условием для личностного развития и самопознания.
В.С. Мухина исходит из того, что личность «является творением самого человека, результатом его самосозидания» [1, с. 955]. Значимость называться личностью, быть ею и проявлять себя как развитая личность в настоящее время является значимой тенденцией среди подростков и юношества. Актуальность идеи В.С. Мухиной не теряет своей выраженности у современных старшеклассников и студентов: «Стремление быть (уникальной. - В.М.) личностью... благодаря философам, психологам и представителям других заинтересованных профессий стало предметом субъективного внимания многих миллионов людей во всем мире» [1, с. 729]. Стремление «быть личностью постепенно становится осознаваемой и заявляемой ценностью развивающегося нового поколения землян» [1, с. 967].
В отрочестве и юности происходит активное становление внутренней позиции личности, рефлексивного самосознания и самоопределения жизненного пути. «Самость» человека обретает статус внутренней опоры мировоззрения, развиваются рефлексивные способности. В процессе развития от подросткового к юношескому возрасту происходят существенные изменения социальной ситуации, влияющей на развивающуюся личность, а также глубинные преобразования ее внутреннего мира, становление внутренней позиции. Изменяются ключевые
Подростковый возраст как период
проявления тенденции к личностному развитию
Рефлексия на себя как путь к саморазвитию
Юношеский возраст как период
проявления тенденции к рефлексии на себя
личностные проблемы, которые требуют от развивающегося человека осознания и выработки собственного отношения, обретения психологических средств саморегуляции, произвольности социального поведения и т.д.
Первичным этапом онтогенеза для проявления тенденции к личностному развитию является отрочество (период с 12-13 до 16-17 лет).
В.С. Мухина говорит о том, что в подростковом возрасте начинается активное становление рефлексивного самосознания на фоне физического, психического и социального развития: «Вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности» [6, с. 475]. Развивающееся самосознание подростка определяет духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения.
Посредством рефлексии на себя подростки прилагают усилия к развитию себя как личности через соотнесение своих поступков с общественными ожиданиями и устоями [6, с. 720]. В.С. Мухина пишет: «Многие люди пропускают мимо своего сознания основные постулаты прав и обязанностей - неотъемлемых условий существования человека среди людей. <...> Множество людей не осознает основные принципы, определяющие место человека в социальном пространстве, не осознает основополагающие достижения человечества в сфере прав и обязанностей. Общение, обогащающее и развивающее человека, не может не подчиняться своду регламентирующих его прав и обязанностей» [6, с. 721]. Далее ученый пишет: «Человек по природе своей социален, потому включен в общественное бытие и стандартизируется им» [6, с. 721].
Внутренняя позиция сопряжена со структурными звеньями самосознания, которое представляет собой осознание человеком себя как уникальности, индивидуальности, понимание самого себя, своих возможностей и потребностей, своих жизненных ориентиров личностного развития. С.Л. Рубинштейн, отмечал, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой» [7, с. 713].
В юности же самосознание человека становится все более интимным, ориентированным на свои чувства, переживания, мысли. И.С. Кон говорил [8, с. 85] о том, что при переходе с
Рефлексия на себя как путь к нравственной стабильности личности
подросткового на юношеский возраст притязание на признание в собственной уникальности, непохожести на других постепенно приходит чувство одиночества. В юношеском возрасте из-за внутренних противоречий, переживаний, активной рефлексии часто возникает смутное беспокойство или чувство внутренней пустоты, которую необходимо заполнить. Поэтому у юноши растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность и все чаще он притязает на уединение для того, чтобы иметь возможность рефлексировать.
Юноша способен к более глубокой и частой рефлексии, в первую очередь на самого себя. В этот период человек осознает свою индивидуальность, пытается самоутвердиться.
С точки зрения В.С. Мухиной [6] период юности не является стабильным, скорее, его уникальная динамика может привести личность к данной психологической и нравственной стабильности. Во-многом, это происходит из-за того, что у юношей и девушек все еще не хватает опыта практической и духовной жизни, как в обществе, реализуя различные социальные роли, так и в своей индивидуальной психической жизни.
Доминирующим процессом развития личности в данном возрасте можно считать механизм идентификации с самим собой. Данная идентификация сопровождается активной рефлексией по поводу своей реализации в обществе, в виде профессиональной, академической реализации, а также, реализации в плане межличностных отношений. Особое место занимают интимно-личностные отношения с партнером. Анализ допустимой близости и раскрытия собственной личности в процессе общения с близкими и новыми знакомыми, друзьями приобретает особую значимость.
По мысли В.С. Мухиной, «быть личностью» предполагает «неустанно трудиться душевно и духовно, стремиться созидать свой мир ценностей, сообразуя его с ценностями Великого поля общественного самосознания, стремиться свободно и упорно их отстаивать в помыслах и поступках» [1, с. 956]. Кроме того, стремление «быть личностью - это созидание самого себя, творческая, ответственная, нескончаемая работа души и духа» [1, с. 956].
Созидание самого себя Говоря о стремлении человека «быть личностью» и рефлексия В.С. Мухина определяет созидание самого себя: «Самосозида-
ние - творческие усилия, направленные человеком на самого себя. Самосозидание требует способностей к рефлексии на самого себя, на других, а также на те значимые для саморазвития человека сущности Великого идеополя общественного самосознания, которые могут продвинуть человека в его стремлении к созиданию себя как личности» [1, с. 836]. И далее:
Стремление «быть личностью»
«Самосозидание всегда требует от человека сосредоточения на своих особенностях, которые он помышляет развить или от которых хочет избавиться» [1, с. 837].
По идее В.С. Мухиной, «самосозидание требует от человека человечности как свойства человеколюбия. <...> Человечный человек - внимательный, отзывчивый, чуткий к другим людям» и «только подлинная личность обладает человечностью» [1, с. 837]. Только человек, обладающий эмпатией, умеющий и желающий почувствовать и вчувствоваться в другого, а не только в самого себя, готовый поддержать и помочь, может дерзать «быть личностью».
Стремление «быть личностью» и действительная способность проявлять себя как таковая не всегда являются одним и тем же. Активность, инициативность и желание действовать, быть субъектом при построении своего жизненного пути -неотъемлемые критерии развития и бытия личности.
Рефлексия как В психологии рефлексия определяется как мыслительный
феноменологическая (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание,
способность личности
осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д. В отечественной науке предпосылками для изучения проблемы рефлексии являются идеи И.М. Сеченова. Ученый в своих трудах изучал проявления рефлекторного принципа, где устанавливал главным признаком «я» самосознание. Он писал, что у человека, начиная с детского возраста, развиваются две формы «я»: «я»-чувствую и «я»-действую, которые образуют специфические «ряды личности».
В.С. Мухина определяет рефлексию как высшую феноменологическую способность человека, но говорит о том, что «... рефлексия ... - путь к проявлению сочувствия и сорадости в обстоятельствах обыденной жизни» [1, с. 456]. Рефлексия на самого себя является одним из основных новообразований становящейся личности, начинающихся в отрочестве и активно развивающихся в юности [1, с. 720]. Рефлексия на себя всегда сопряжена с самосознанием личности и естественным для человека выступает вопрос, который он задает самому себе: «Кто Я?».
Рефлексия Рефлексия на себя в подростковом и юношеском возрастах
в подростковом имеет свою динамику, уникально встраиваясь во внутреннюю
и юношеском
позицию личности и развиваясь во взаимодействии с ней.
возрастах -1 г п
В.С. Мухина пишет: «... в отрочестве у разных подростков намечается большой разрыв между детской инфантильностью одних и способностью к углубленной рефлексии и к выраженной самостоятельности других. Этот разрыв может сохраняться или углубляться не только в юности, но и во все последующие годы жизни человека: люди развиваются по-разному» [1, с. 721].
Внутренняя позиция личности как условие развития рефлексии на себя
Формирование внутренней позиции личности в отрочестве и юности
Проблема исследования внутренней позиции личности как условия развития рефлексии
При переходе от подросткового к юношескому возрасту рефлексия на себя становится более глубинной, осознанной и многоплановой, ее вектор обращается все чаще на проблемы экзистенциального характера, волнующие развивающуюся личность, на категорию собственных смыслов, на конструирование собственного жизненного пути с учетом особенностей всех реалий развития и бытия личности.
Внутренняя позиция личности в процессе развития тесно связана с рефлексией человека. Активно формируясь, начиная с подросткового возраста, внутренняя позиция выступает условием для становления рефлексии на себя. Личностное становление подростков и юношей предполагает постоянно развивающуюся рефлексию на себя, на свой жизненный путь, систему ценностей, категории смыслов, которые определяют внутреннюю позицию личности.
Отрочество и юность - сензитивные периоды для формирования внутренней позиции личности и для развития рефлексии на себя.
Значимой особенностью подросткового возраста является половое созревание. Это определяет подростковый возраст как критический или переломный в жизни человека. Фактор полового созревания нарушает прежнее устойчивое равновесие, сложившееся в эпоху первого школьного возраста [9, с. 210]. В связи с этим открывается целый мир внутренних переживаний, побуждений, влечений; внутренняя жизнь постоянно усложняется; отношения с окружающими становятся более сложными, впечатления из внешнего мира подвергаются более глубокой переработке (развивается рефлексия). Еще одной характерной особенностью в отрочестве (но часто потом и в юности) является повышенная эмоциональность, чувственная возбудимость - эмоция или возбудимость возникает, когда нарушается равновесие со средой. И именно слово позволяет легче передавать сложные отношения, особенно внутреннего характера. По отношению же к внешней действительности слово лучше передает движение, динамику, сложность событий. По мнению аналитика детской речи В.П. Вахтерова [10], чем богаче жизненный опыт ребенка, тем чаще он возвращается к пережитому, а на долю настоящего и будущего приходится меньше словесных выражений. Активность же речи подростка является отражением активности этого возраста.
Проблема исследования внутренней позиции личности как условия развития рефлексии в подростковом и юношеском возрастах представляет научный интерес по ряду причин, которые обусловлены спецификой данных возрастных периодов в процессе развития человека в онтогенезе.
В отрочестве и юности происходит активное становление внутренней позиции личности, рефлексивного сознания и
«Глубинные» методы исследования
Теоретико-методологические основы исследования внутренней позиции личности как условия развития рефлексии на себя
Эмпирический инструментарий исследования внутренней позиции личности как условия развития рефлексии на себя
самоопределения жизненного пути. «Самость» человека обретает статус внутренней опоры мировоззрения, развиваются рефлексивные способности.
В процессе развития от подросткового к юношескому возрасту происходят существенные изменения социальной ситуации, влияющей на развивающуюся личность, а также глубинные преобразования ее внутреннего мира, становление внутренней позиции. Изменяются ключевые личностные проблемы, которые требуют от развивающегося человека осознания и выработки собственного отношения, обретения психологических средств саморегуляции, произвольности социального поведения и т. д.
Исследование внутренней позиции личности как условие развитие рефлексии на себя в подростковом и юношеском возрастах предполагает использование таких методов как рефлексивные тесты-самоотчеты, методики совободного самоописания, рефлексивные эссе.
Именно глубинные методы, в первую очередь, позволяют проследить живой процесс становления и формирования внутреннего плана развития личности, рефлексии на себя, ценностных ориентаций и интенциональных норм.
В качестве теоретико-методологических основ моего исследования внутренней позиции личности как условия развития рефлексии на себя стали утвердившиеся в отечественной психологии:
• идея о понимании развития внутренней позиции личности во взаимосвязи с социокультурными условиями, опосредуемыми знаковой функцией сознания, раскрытая в культурно-исторической теории Л.С. Выготского [11];
• идея диалогичности сознания и самосознания человека, раскрытая в работах М.М. Бахтина [12];
• идея В.С. Мухиной о феноменологической природе внутренней позиции личности [1];
• идея субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, позволяющая рассматривать используемые мной письменные рефлексивные методы как особый вид психической деятельности, а сам текст, порождаемый при этом респондентом, - как один из инструментов становления субъектности и внутренней позиции личности [13].
Для реализации исследования использовались следующие методы: 1 - рефлексивный тест-самоотчет В.С. Мухиной «Кто я?»; 2 - рефлексивное эссе на тему «Что я представляю собой как личность?»; 3 - рефлексивное эссе на тему «Моя внутренняя позиция личности.»; метод контент-анализа (для интерпретации рефлексивных эссе); 4 - метод семантического дифференциала.
Рефлексия на переживания одиночества в подростковом возрасте
Негативные
коннотации
переживания
одиночества
в подростковом
возрасте
Рефлексия
на содержание реалии социально-нормативного пространства в юношеском возрасте
Выборку исследования составили 200 респондентов подросткового и юношеского возрастов, среди которых: 100 - старшеклассники СОШ г. Москвы в возрасте от 13 - 17 лет; 100 -студенты ВУЗов г. Москвы в возрасте от 18 - 21 года.
Переходя к основным выводам, важно отметить следующие результаты. В подростковом возрасте внутренняя позиция личности изобилует рефлексией на переживания одиночества, на чувство отчуждения (самостоятельного или вынужденного, навязанного):
• переживания подростков одиночества совпадают с нормами развития личности в подростковый период онтогенеза; подростки испытывают переживания на темы - общение с близкими, включенность в референтную группу, наличие важных близких в круге их общения;
• подростки, испытывающие одиночество, рефлексируют на сильные переживания, когда не могут поделиться своими эмоциями или же высказать мысли близким; данный аспект их жизни объясняется формированием персонального мифа, отход от ориентации на внешний мир и появлением интереса к собственному «Я», которое они пытаются осмыслить и попытаться понять, как видят и воспринимают их другие в социуме.
Рефлексируя на переживание одиночества, большинство подростков использует негативные коннотации:
1. В рефлексивных эссе подростков доминируют категории: отсутствие коммуникации с близкими, невозможность коммуникации с близкими, негативные проявления одиночества в жизнедеятельности подростка, эмоциональная подавленность. Подростков чрезвычайно затрагивает отсутствие человека, с которым они могут общаться, обсуждать проблемы или обмениваться опытом. В данный аспект переживаний дополнительно интегрируется специфика одиночества, которая выражается в отсутствии значимого близкого;
2. Помимо общей идеи одиночества, подростки много пишут о непонимании, страхе перманентного одиночества, неспособности вырваться из него, серьезных последствиях длительного пребывания в одиночестве, развивающихся апатичных настроениях и возможности впасть в депрессию. У подростков появляются негативные коннотации к их первичному определению одиночества, описываемому в рефлексивных эссе.
В юношеском возрасте внутренняя позиция личности насыщена рефлексией на содержание реалии социально-нормативного пространства и характеризуется:
• преобладанием негативного восприятия собственного жизненного пути в рамках неудовлетворенности, желания
Обусловленность внутренней позиции личности социально значимыми ролями в юношеском возрасте
перемен во внешней социальной обстановке, что иллюстрирует необходимость психологического сопровождения современной молодежи на пути академического, профессионального и личностного становления, набирающего наибольший темп и адаптивное значение в период юношества;
• определяя значимость процесса рефлексии на себя в период юности, можно сделать вывод о том, что социально-нормативное пространство личности как структурное звено самосознания претерпевает значительную трансформацию и консолидацию, с опорой на индивидуальные представления о нормативности, морали, правах и обязанностях личности в рамках социальных реалий;
• значимостью согласования представлений личности юношеского возраста об индивидуальных требованиях к организации собственных прав и обязанностей, а также о сопоставлении данных представлений с преобладающими нормами социального окружения.
Рефлексия на содержание реалии социально-нормативного пространства в юношеском возрасте наполняет внутреннюю позицию личности следующими характеристиками:
1. Отображением высоких и завышенных притязаний на развитие собственных личностных качеств и навыков. Данный качественный аспект самооценивания может свидетельствовать о возможной дезадаптивности современного юношества в связи с необходимостью постоянного совладания со стрессом в процессе самореализации, в рамках всех социальных ролей. Так, высокое притязание на развитие собственных личностных качеств может выступать как позитивной тенденцией стремления к саморазвитию и самоисследованию, так и негативным аспектом - отсутствием удовлетворенности собственной социальной ролью с определенной совокупностью прав и обязанностей;
2. Нивелированным присутствием позитивной оценки собственных прав и обязанностей, что может быть обусловлено как трансформацией протекания кризисов подросткового и юношеского возраста, так и спецификой самоотношения личности в период юности, основанной на необходимости адаптации к динамичным условиям и требованиям успешности в рамках каждой социальной роли;
3. Взаимным проявлением полноты отображаемых респондентами в юности идентичностей и качественной специфики опоры на формальные социально значимые роли в рамках отображения собственных прав и обязанностеи. Это может быть связано с сензитивностью возраста к формированию и стабилизации данного звена самосознания, а также с
Внутренняя позиция личности как условие развития рефлексии на себя в подростковом и юношеском возрастах
Внутренняя позиция личности в подростковом и юношеском возрастах
Динамика рефлексии на себя
в подростковом и юношеском возрастах
Внутренняя позиция как основа становления и бытия личности
инфантилизацией современного юношества в контексте отсутствия системного представления о собственных социальных ролях и соответствующих им правах и обязанностях.
Внутренняя позиция личности выступает одним из условий развития рефлексии на себя в подростковом и юношеском возрастах, насыщая самопознание и самосозидание личности уникальностью жизненного опыта и своеобразием содержательного наполнения всех звеньев самосознания.
К основным характеристикам внутренней позиции личности в подростковом и юношеском возрастах можно отнести:
1. Развитие рефлексии на себя с отрочества до юности, способствующее динамическому изменению содержания структурных звеньев самосознания;
2. В процессе личностного развития, при переходе с подросткового на юношеский возраст, рефлексия на себя в форме внутреннего диалога претерпевает динамические изменения. В подростковом возрасте доминирует внешняя диалогичность: респондент рефлексирует на различные социальные аспекты (особенности межличностных отношений, социального статуса и т. д.). В юности начинает превалировать личностно-рефлексив-ная монологичность: рефлексия приобретает характер внутри-личностной аналитичности (попытка переосмыслить что-либо, поиск смыслов, понять себя во всем личностном многообразии и т. д.) и направлена на самопознание и саморазвитие.
При переходе от подросткового к юношескому возрасту рефлексия становится менее социально ориентированной. В юности рефлексия на себя, связанная с психологическим настоящим респондентов (по сравнению с доминантой личного ближайшего прошлого в отрочестве) - для автора важнее становится то, что происходит с ним в данный момент его бытия (чувственные особенности, переживания, мысли, ожидания). Увеличивается доминанта рефлексии на себя, связанной с социальной идентификацией (на основе успешности, удовлетворения социальным статусом, ожиданий от себя в обществе). Более значимой становится рефлексия на притязания на признание со стороны самого себя (самоактуализация, самореализация). Рефлексия на себя в контексте отношения к социально-нормативному пространству не только увеличивается в своей выраженности, но и приобретает статус некой мировоззренческой опоры (рефлексивные записи анализируют различные аспекты жизнедеятельности с учетом прав, обязанностей, понятий о морали и нравственности, о нормах).
Возможность личностного становления предоставляется человеку при условии сформированной внутренней позиции. Внутренняя позиция личности находит свое отображение в
содержательном наполнении структурных звеньев самосознания, что становится возможным благодаря рефлексии.
Развитие рефлексии на себя невозможно без формирующейся и развивающейся внутренней позиции личности, которая, в свою очередь дает каждому возможность стать и «быть личностью».
1. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 7-е изд., исправленное и дополненное. М., 2020.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 23 - 35.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
4. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
5. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. М., 2003.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: 17-е изд. М., 2019.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,
8. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
9. Фёдорова Н.А. Проблема самопрезентации: подход нарративной психологии // Знание, Понимание, Умение. 2007. № 2. С. 206 - 212.
10. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. Т. 1. М.,
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М., 1982 - 1984. М., 2002.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,
13. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
REFERENCES
1. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'ternativnyi vzglyad. Sistemnyi podkhod. Innovatsionnye aspekty): 7 ed., rev. and add. Moscow, 2020. (In Russian).
2. Bozhovich L.I. Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze In: Voprosy psikhologii. 1978. № 4. Pp. 23 - 35. (In Russian).
3. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom voz-raste. Moscow, 1968. (In Russian)
4. Vygotskii L.S. Lektsii po pedologii. Izhevsk, 1996. (In Russian).
2008.
1913.
1979.
142
№ 1 - 2022
5. Berdyaev N.A. Opyt paradoksal'noj etiki. Moscow, 2003. (In Russian).
6. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya: 17 ed. Moscow, 2019. (In Russian).
7. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchej psikhologii. Saint-Petersburg, 2008. (In Russian).
8. Kon I.S. Psikhologiya rannej yunosti. M., 1989. (In Russian).
9. Fyodorova N.A. Problema samoprezentatsii: podkhod nar-rativnoj psikhologii In: Znanie, Ponimanie, Umenie. 2007. № 2. Pp. 206 - 212. (In Russian).
10. Vakhterov V.P. Osnovy novoj pedagogiki. V. 1. Moscow, 1913. (In Russian).
11. Vygotsky L.S. Coll. of works in 6 vols. Ed. A. V. Zaporo-zhets. M., 1982 - 1984. M., 2002. (In Russian).
12. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. Moscow, 1979. (In Russian).
13. Rubinshtein S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. Saint-Petersburg, 2003. (In Russian).
143
№ 1 - 2022