Практическая психология
Внутренняя позиция личности
Нина Низовских
ФЕНОМЕН ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОРАЗВИТИЯ
Аннотация. Понятие «внутренняя позиция личности» является одним из значимых понятий концепции развития и бытия личности В.С. Мухиной. В.С. Мухина определяет внутреннюю позицию личности как особое, ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще. Обсуждается эвристический потенциал введенного в психологию В.С. Мухиной понятия «внутренняя позиция личности».
Рассматриваются возможности эвристического потенциала понятия для построения теории и развития практики личностного саморазвития человека. Особое внимание автор уделяет феномену жизненных принципов как средству личностного развития, релевантного понятию «внутренняя позиция личности».
Ключевые слова: личность; внутренняя позиция личности; саморазвитие личности; ценностные ориентации; ценностное отношение к себе и другим; жизненные принципы.
Abstract. The notion "internal personality position" is one of the basic notions of the V.S. Mukhina's conception of the being and the development of personality. V.S. Mukhina defines the "inner personality position" as a value attitude of a person towards himself, towards people around him, towards his own life path and towards life in general. The purpose of the article: to reveal the heuristic potential of the concept "internal personality position" introduced into psychology by V.S. Mukhina, to show its possibilities for building a theory
and a practice of personal self-development of a person. The author pays special attention to the phenomenon of life principles as a means of personal development, correlated with the concept of the "internal personality position". Keywords: personality; internal personality position; self-development.
Быть личностью — созидание самого себя, творческая, ответственная, нескончаемая работа души и духа.
В.С. Мухина
А может, быть личностью — новый миф?
В.С. Мухина
Проблема
внутренней позиции в отечественной психологии
Анализ понятия
«внутренняя
позиция»
Понятие «внутренней позиции» является одним из востребованных в современной отечественной психологии. Ввела данное понятие в психологию личности Л.И. Божович и, как она сама указывала, к необходимости данного понятия она пришла в процессе психологического исследования школьников, когда перед ней стояла задача изучить индивидуальные особенности аффективного отношения детей к действительности и определить условия, влияющие на формирование этих особенностей. Л.И. Божович анализировала две сменяющие друг друга в школьном возрасте внутренние позиции: «внутреннюю позицию подростка» и «внутреннюю позицию старшего школьника» [1, с. 281—285], кроме того, она рассматривала «внутреннюю позицию школьника» [Там же, с. 170]. Л.И. Божович многократно пересматривала содержание понятия «внутренняя позиция ребенка» [Там же, с. 147, 371], однако в ее работах, как считала Т.А. Нежнова, данное понятие так и осталось скорее интуицией автора, чем четко сформулированным теоретическим конструктом [2, с. 2].
Подчеркивая значимость вклада Л.И. Божович в разработку понятия «внутренняя позиция», отмечу, что в ее концепции данное понятие сопряжено лишь с одним аспектом, одной линией развития ребенка — его вхождением в социальную жизнь в контексте его учебной деятельности.
В XXI столетии вышли обзорные статьи, посвященные анализу понятия «внутренняя позиция» в психологических исследованиях [3—5]. Сегодня в контексте культурно-исторического и субъектного походов внутренняя позиция рассматривается в качестве регуляторной системы высокого уровня. Введение в науку понятия «внутренняя позиция» знаменует собой первое рождение личности, придает
Понятие
«внутренняя
позиция» получило
фундаментальную
теоретическую
разработку
Внутренняя позиция личности как форма телесного бытия и особое ценностное отношение человека
Формы телесного бытия также должны быть осмыслены человеком в контексте ценностного отношения к себе
жизни человека смысловую насыщенность и устремленность в будущее. Авторы сходятся в том, что «внутренняя позиция», отражая активность субъекта, систему его отношений к миру, формирует его как личность.
Я полагаю, что весьма значимо рассматривать внутреннюю позицию в качестве отправной точки саморазвития личности.
Фундаментальную теоретическую разработку понятие «внутренняя позиция» получило в концепции развития и бытия личности В.С. Мухиной [6].
Цель моей статьи: раскрыть эвристический потенциал введенного в психологию В.С. Мухиной понятия «внутренняя позиция личности», показать его сущностные возможности в построения теории и практики личностного саморазвития человека.
Для достижения данной цели и понимания контекста личностного саморазвития представлю основные положения концепции В.С. Мухиной о феномене «внутренняя позиция личности».
Феномен внутренней позиции личности — один из центральных в концепции развития и бытия личности В.С. Мухиной*. Понятие «внутренняя позиция личности» в своем составе имеет знаковое слово «личность». На нем и следует делать акцент. Речь здесь всегда идет именно о внутренней позиции человека как личности. Именно это определяет уникальность и эвристичность развиваемого В.С. Мухиной подхода к трактовке понятия «внутренняя позиция».
Внутренняя позиция личности определяется В.С. Мухиной как особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще [6, с. 913]. Значение внутренней позиции личности состоит в том, что она, наряду с генотипическими предпосылками и внешними условиями развития и бытия**, изучает и обсуждает феноменологию жизненного пути человека.
Согласно представлениям В.С. Мухиной: «Внутренняя позиция (личности) определяется телесными самоощущениями, переживанием соединенности тела, пси-
* В отличие от Л.И. Божович, которая изучала развитие (формирование) личности в школьном возрасте и обсуждала внутреннюю позицию подростка и старшеклассника, В.С. Мухина специально изучала феномен внутренней позиции самой личности как человека. — Ред.
** В.С. Мухина выделила в качестве внешних условий четыре реалии, которые человечество создало в процессе своей истории.
Внутренняя позиция
человека
как социальной
единицы
и уникальной
личности
Внутренняя позиция личности постепенно формируется через развитие системы личностных смыслов
хики и духа, а также присущим человеку чувством личности» [6, с. 739]. Формы телесного бытия также должны быть осмыслены человеком в контексте ценностного к себе отношения. По мысли В.С. Мухиной, «каждый образованный человек должен: уметь расслаблять и напрягать свое тело; знать о возможности потери телесных способностей к здоровому расслаблению и напряжению, о возможности астенических состояний, острых хронических напряжений; знать, что он не застрахован от состояний ступора, оглушений и комы. В экстремальных обстоятельствах умение и знание могут обеспечить возможность разрешать определенные проблемы телесного и психического здоровья» [Там же, с. 771].
В своей концепции развития и бытия личности В.С. Мухина исходит из того, что личность традиционно рассматривается как человеческий индивид, продукт общения и познания, обусловленный конкретными историческими условиями жизни общества, но в то же время личность индивидуальна. В.С. Мухина поддерживает определение личности как индивидуальное бытие общественных отношений: «Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию человека, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение, свою идеологию» [Там же, с. 831]. Индивидуально окрашенные ценностные ориентации определяют выбор линии поведения человека, задают его проекции в будущее. Валерия Сергеевна убеждена: «В индивидуальном всегда просматривается всеобщее для человеческого рода» [Там же, с. 832].
По мысли В.С. Мухиной «человеческое существо может подняться в своем развитии до уровня личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение того духовного опыта, который накоплен человечеством» [Там же, с. 815]. Свою собственную внутреннюю позицию личности человек формирует постепенно, это происходит главным образом через развитие системы личностных смыслов.
Как пишет В.С. Мухина: «Внутренняя позиция человека как уникальной личности обусловлена всеми условиями его развития и бытия, которые оказали влияние на развитие самосознания. Внутренняя позиция человека как уникальной личности обусловлена гено-типическими его особенностями, так как они незримо или зримо вплетены в существо его личности.
Социально и исторически заданные условия определяют ориентиры самосознания личности. Правда,
Человек
как уникальная
личность
и социальная
единица
Личность рождается дважды
Сущностное содержательное наполнение уровней развития личности
сама личность, исходя из своих внутренних позиций, определяет: делать или не делать себе имя; в какой мере и на что притязать в своей жизни; какую занять для себя роль в плане половой идентификации (гендер-ной роли); как распорядиться своим собственным временем в своем собственном самосознании — на чем сделать акцент: на прошлом, настоящем или будущем, притязать на Вечность или созерцать творения Господа и радоваться жизни "здесь и теперь"; принять существующие ценности, объявленные права и обязанности человека, занять протестные позиции или расслабиться и плыть по течению жизни» [6, с. 858].
Вместе с тем, в соответствии с воззрениями В.С. Мухиной: «Человек не только уникальная личность, но и социальная единица. Это не раздвоенность человека, а его истинно сущностная целостность» [Там же, с. 860]. Размышляя над двоичной сущностью человека, В.С. Мухина приходит к пониманию, что «человек должен обладать набором качеств, презенти-рующих его как социальную единицу и как уникальную личность» [Там же, с. 837]. Эти качества, присутствуя в человеке и взаимодействуя друг с другом, должны созидать личность.
В.С. Мухина размышляет о том, что человек как личность рождается дважды.
Первое рождение обусловлено условиями всего потенциала бытия общественных отношений и отражает особенности содержания структурных звеньев самосознания человека. Первое рождение личности начинает складываться с обретения имени и с освоения сущностного значения местоимения «я», а также с начала развития потребности в признании другими людьми. Второе рождение личности связано с формированием мировоззрения и идеологии, активной воли, с построением связной системы личностный смысл. Именно второе рождение обусловливает выраженный «подъем чувства личности». Принятая человеком идеология, сформированное мировоззрение и стремление соответствовать внутренней позиции не только на словах, но и в проблемных для себя ситуациях определяют развитие человека как личности.
На уровне первого рождения личности каждый уподобляется каждому, поскольку каждый индивид вынужден присваивать человеческую культуру самосознания: он, как и другие, идентифицируется со своим именем, полом, притязает на признание других людей, соотносит свое нынешнее «Я» со своим прошлым, насто-
ящим и будущим, так или иначе относится к социальному «надо» и к своим человеческим правам.
На уровне второго рождения личности однозначного суждения быть не может. Это связано с тем, что личность человека проявляется не во всякое время его обыденно протекающей жизни. Человек не проявляет себя как личность, когда он тяжко болен, в бреду или без сознания, а также, когда он действует по сложившемуся стереотипу. В.С. Мухина исходит из положения о том, что «человек предстает перед другими и перед самим собой как личность, когда он включен в ситуацию, в которой он должен активно и свободно отстоять свою позицию» [6, с. 498]. «Личностное в человеке -это (в видении В.С. Мухиной) постоянная озабоченность проблемами человечества, постоянная обращенность на себя с точки зрения требований личности: "Кто я? Что должен успеть сделать в жизни для себя, для других, для человечества?". Мнение о стабильном бытии личности в индивиде неверно.
Человек тогда личность, когда занимает активную и социально позитивную позицию» [Там же, с. 499].
Личностное бытие человека обеспечивается работой его самосознания, структурные звенья которого заданы исторически и социально обусловлены.
Внутренняя позиция В соответствии с концепцией В.С. Мухиной, самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся и социально обусловленной структуры блоков, определяющих это самосознание: имя собственное, соединенное с личным местоимением, за которым стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность, самоутверждение; притязание на признание; половая идентификация; самобытие в прошлом, настоящем, будущем; долг и права. Внутренняя позиция человека органически сопряжена со всеми структурными звеньями самосознания.
Данные положения исключительно значимы и эври-стичны для развития теоретических представлений о саморазвитии и психологических практик, содействующих саморазвитию. В.С. Мухина утверждает: «Внутренняя позиция личности отражает ценностные ориентации, концентрируемые через контекст всех звеньев структуры самосознания, а также через индивидуальное понимание общественных отношений людей и своего места в этих отношениях» [Там же, с. 831]. Структура самосознания личности трактуется при этом как «совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориен-таций и мировоззрения человека, обеспечивающих его
личности
органически
сопряжена
со структурными
звеньями
самосознания
Связь внутренней позиции личности и содержания структуры самосознания
личности обладает устойчивостью
Первое звено самосознания
уникальную целостность и тождественность самому себе» [6]. Я выражаю согласие с положением В.С. Мухиной о том, что «данная структура самосознания строится внутри порождающей ее системы — той человеческой общности, к которой личность принадлежит. При внешних и внутренних изменениях, происходящих с личностью, основные значения и смыслы структурных звеньев самосознания личности сохраняются. Сам человек может и не осознавать связанность своей внутренней позиции со структурными звеньями самосознания. Внутренняя позиция Внутренняя позиция личности обладает относительной устойчивостью. Чем взрослее и зрелее человек, тем в большей степени он способен активно участвовать в выработке собственной внутренней позиции. На этапах, предшествующих «появлению внутренней позиции, происходит стихийное, не направляемое самосознанием складывание личности. В этот период подготавливается рождение сознающей себя личности, когда у ребенка проявляется полимотивированность и сопод-чиненность его действий» [Там же, с. 537].
Начало развития личности, в соответствии с концепцией В.С. Мухиной, обусловлено следующими событиями в жизни ребенка. В первую очередь ребенок выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошкольного возраста). В основу структуры самосознания личности ложится выделение себя как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «я» и определенный физический облик). Психологически Я-образ формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка.
Рано начинает проявляться и притязание на признание (имеющее как позитивное направление развития, так и негативное). Притязание на признание В.С. Мухина определяет как «безусловное социальное ожидание, которое формировалось в поле общественного сознания человечества» [Там же, с. 553]. Вместе с тем «притязание на признание обусловлено не только социальными ожиданиями, но внутренней позицией (идеологией. - В.М.) самого человека» [Там же, с. 581]. Наиболее адекватный человеку принцип бытия в мире В.С. Мухина формулирует следующим образом: «Одолевая дух тщеславия и дух гордости, дерзать и притязать на признание со стороны других людей, со стороны собственного "Я" и, конечно же, со стороны Бога» [Там же, с. 592].
Второе звено самосознания притязание на признание
Третье звено самосознания — половая идентификация
Четвертое звено самосознания — психологическое время личности
Пятое звено
самосознания —
социально
нормативное
пространство
личности
Валерия Сергеевна предупреждает об опасностях, которые подстерегают человека, который притязает на признание в той сфере, где он «обречен на провал, где не видать ему успеха». Это происходит, например, в том случае, если человек «творит для себя миф о самом себе, который не соответствует его реальным возможностям». И когда человек сталкивается с этим и начинает это понимать, он «ломается или озлобляется, начинает завидовать успешным» [6]. И далее: «Притязание на признание движет человека к достижениям в социальном пространстве и во внутреннем, духовном плане», высвечивая «сущностные социально-психологические характеристики человека» [Там же, с. 593].
Чувство половой принадлежности в значительной степени определяет особенности развития личности. Как пишет В.С. Мухина: «Индивидуальное воплощение половой идентификации зависит от многих составляющих», в том числе и «от внутренней позиции человека по отношению к себе как представителю пола; от внутренней позиции человека по отношению к своим жизненным целям; от отношения человека к семье, к своим детям и др.» [Там же, с. 648].
Ощущение себя во времени, когда для ребенка появляются прошлое, настоящее и будущее, открывает перспективы его собственного развития. Чувственное проживание времени обладает для человека ценностью. Можно говорить, полагает В.С. Мухина, о феномене временной непрерывности индивидуальной жизни, о феномене континуума индивидуального времени жизни [Там же, с. 693]. Соотнесение себя с культурными образами прошлого и будущего выступает как естественная для развития и бытия человека позиция. Психологическое время личности позволяет человеку «стремиться осознавать свой уникальный путь индивидуальной жизни, стремиться объективно оценивать себя в своих притязаниях на всех этапах жизни» [Там же, с. 701].
Важнейшее значение для развития личности имеет понимание того, что человек среди людей должен иметь обязанности и права. Мир устроен так, что в современных обществах «вхождение человека в социальное пространство так же, как и в исторические ранние времена, осуществляется через усвоение прав и обязанностей» [Там же, с. 716]. Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества, по мысли В.С. Мухиной, через притязание на признание становится достоянием личности.
Амбивалентная сущность человека
Внутренняя позиция личности — позиция человека, включенного в творчество как деятельность
Контекст внутренней позиции человека присутствует в проявлениях творческой личности
Феномен двоичной сущности человека (человек — социальная единица и уникальная личность), которую показала В.С. Мухина, а я обсуждала выше, обусловливает как неизбежную зависимость человека от других людей, так и его побуждающую к активности свободу. При этом и то и другое относительно.
С точки зрения моего исследования важно то, что освоение прав и обязанностей обусловлено не только местом, где протекает жизнь человека, не только стилем и содержанием общения в контексте данной культуры, но и тем, что в качестве определяющих сил выступает «внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному историческому явлению» [6, с. 719].
«Психологическое пространство человека как личности строится на основе внутренней позиции, которая складывается в результате неких идеальных представлений о себе в обществе, на основе личного жизненного опыта и стремления отстаивать эти представления в проблемных ситуациях» [Там же, с. 734]. Я разделяю убежденность В.С. Мухиной в том, что «устойчивым психологическим пространством обладает личность, контролирующая свои позиции не только в стабильном и определенном социуме, в межличностных отношениях, но и в экстремальных обстоятельствах природных катаклизмов и социальных катастроф» [Там же, с. 734].
Самосознание личности на этапах онтогенеза постепенно вбирает в себя представление о себе как деятеле, субъекте деятельностей. Особую роль в актах самопознания и саморазвития играет творчество.
Творчество, в соответствии с воззрениями В.С. Мухиной, является феноменологической сущностью личности: «Включенный в творчество человек, погруженный в поиск научной истины или в поиск художественного образа, зачастую настолько переключается на сам процесс творчества, что именно оно становится сутью его жизни — его смыслом, счастьем и отчаянием» [Там же, с. 914]. Творчество превращается в образ жизни человека, которому подчинена сама его жизнь. Если развитая личность включена в творческую деятельность, она может быть самодостаточной и пребывать в собственном психологическом пространстве достаточно продолжительное время [Там же, с. 723]. Я разделяю подобное видение развития и бытия личности.
В.С. Мухина пишет: «Внутренняя позиция творческой личности как раз и состоит в том, что она рефлексирует свои интеллектуальные возможности и старается
Личность является творением самого человека, результатом его самосозидания
Отрочество
как начальный этап
проявления
тенденции
к личностному
развитию
развить свой потенциал» [6, с. 916]. И далее: «Пристально исследующий самого себя творческий человек лучше понимает и тайны мироздания, и себя как часть этого мироздания. Видя себя насквозь, творчески ориентированная личность не сосредоточивается на своих достоинствах и недостатках — она занята творчеством» [Там же]. Контекст внутренней позиции человека как личности присутствует во многих проявлениях творческой личности, в частности в интуитивных решениях, например, проблемных ситуаций. Внутренняя позиция творца отражается в организации психических процессов, в чертах характера, в эмоциональной сфере, в способности к эмоциональной изоляции («к капсулированию на разрабатываемой идее»), в особой мотивации и т.д.
«Безусловно очевидно, что внутренняя позиция человека, погруженного в творчество, определяет многое в его реальных достижениях и в специфике его личности» [Там же, с. 922]. Я соглашаюсь также с тем, что творчество сопряжено с чувством личности и побуждает человека к саморазвитию.
Отмечая значимость врожденных особенностей и условий развития и бытия личности, В.С. Мухина исходит из того, что личность «является творением самого человека, результатом его самосозидания» [Там же, с. 955]. Потребность быть личностью сегодня является выраженной тенденцией новых проявлений учащейся молодежи: «Стремление быть (уникальной. - В.М.) личностью... благодаря философам, психологам и представителям других заинтересованных профессий стало предметом субъективного внимания многих миллионов людей» во всем мире [Там же, с. 729]. Стремление «быть личностью постепенно становится осознаваемой и заявляемой ценностью развивающегося нового поколения землян» [Там же, с. 962—967].
Наряду с отмеченной тенденцией В.С. Мухина видит и иную перспективу: «Сегодня встает проблема сохранения в человеке не только чувства личности, но и самого феномена личности: условия интернализации и глобальной аккультурации внедряются и трансформируют психологическое пространство самой личности» [Там же, с. 733].
Начальным этапом проявления тенденции к личностному развитию является отрочество (период с 12—13 до 16—17 лет). В этот период, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению себя как личности, соотнося поступки и действия с социальными ожиданиями [Там же, с. 720]. И далее: «Многие
люди пропускают мимо своего сознания основные постулаты прав и обязанностей — неотъемлемых условий существования человека среди людей. <...> Множество людей не осознает основные принципы, определяющие место человека в социальном пространстве, не осознает основополагающие достижения человечества в сфере прав и обязанностей [6, с. 721]. Общение, обогащающее и развивающее человека, не может не подчиняться своду регламентирующих его прав и обязанностей. «Человек по природе своей социален, потому включен в общественное бытие и стандартизируется им» [Там же, с. 729]. Психологическое пространство личности определяется социальными ожиданиями, которые на протяжении истории позволили выкристаллизовать представление о феномене личности. Однако следует помнить: «западная цивилизация акцентирует внимание человека на его личности (Я-идентичность), восточная цивилизация — на общности (Мы-идентичность)» [Там же, с. 730].
Развитие личности Опосредование развития личности системой обще-
ственных отношений и присвоением основ материальной и духовной культуры, выработанной человечеством, по мысли В.С. Мухиной, «не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий и осуществляющих индивидуальную трансформацию социальных ожиданий в собственном психологическом пространстве.» [Там же, с. 730-731].
Человек В.С. Мухина утверждает: «Человек неисчерпаем в
неисчерпаемв своем своем стремлении быть личностью» [Там же, с. 585].
Быть личностью, по мысли В.С. Мухиной, это значит «неустанно трудиться душевно и духовно, стремиться созидать свой мир ценностей, сообразуя его с ценностями Великого поля общественного сознания, стремиться свободно и упорно их отстаивать в помыслах и поступках» [Там же, с. 956]. Кроме того, стремление «быть личностью - это созидание самого себя, творческая, ответственная, нескончаемая работа души и духа» [Там же].
В.С. Мухина утверждает: «Самосозидание — творческие усилия, направленные человеком на самого себя.
предполагает усилия
Самосозидание требует способностей к рефлексии на самого себя, на других, а также на те значимые для саморазвития человека сущности Великого идеополя общественного самосознания, которые могут продвинуть человека в его стремлении к созиданию себя как личности» [Там же, с. 836]. И далее: «Самосозидание всегда требует от человека сосредоточения на своих особенностях, которые он помышляет развить или от кото-
опосредуется системой общественных отношений
стремлении быть личностью
Самосозидание человека
Жизненные принципы как фундаментальная психологически значимая позиция и средство личностного саморазвития человека
Жизненные принципы как важнейшее средство личностного саморазвития
Понятие «жизненные принципы» релевантно понятию «внутренняя позиция личности» В.С. Мухиной
рых хочет избавиться» [6, с. 837]. По мысли В.С. Мухиной, «самосозидание требует от человека человечности как свойства человеколюбия» [Там же]. Я разделяю этот взгляд: «человечный человек — внимательный, отзывчивый, чуткий к другим людям» и «только подлинная личность обладает человечностью» [Там же].
Стремление быть личностью и реальная возможность проявлять себя в качестве личности не одно и то же. Провозглашать ценности — это одно, реализовывать их в своей жизни — совсем другое. В.С. Мухина отказывает имеющим идеологию, но ничего не предпринимающим для ее осуществления в своей жизни в свойстве «быть личностью».
Личностное саморазвитие человека было исследовано нами в диссертации в контексте научной школы феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной и психосемантического подхода, разрабатываемого в отечественной психологии В.Ф. Петренко.
Саморазвитие определяется нами как «специфическая внутренняя и внешняя деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с побуждениями внутренней субъективной реальности и жизненными задачами при помощи специальных психологических средств» [7, с. 21]. Данная трактовка саморазвития была принята за основу в учебнике по психологии саморазвития, подготовленном мною в соавторстве с В.Г. Мараловым и М.А. Щукиной [8].
Рассматривая жизненные принципы в качестве важнейшего средства личностного саморазвития, я исходила из того, что жизненные принципы — это распространенный психологический феномен, представленный в самосознании человека наряду с целями и смыслами жизни. Данному феномену была посвящена отдельная статья [9] в журнале «Развитие личности», который отмечает в этом году замечательный юбилей — свое двадцатипятилетие. Содержание жизненных принципов отражает базисные ценностные ориентации и отношения человека и выступает как его жизненная философия (идеология). Как писал А.А. Хвостов, предельно обобщенным принципом для человека является смысл жизни [10, с. 68]. Жизненные принципы выступают как фундаментальная психологически значимая позиция.
Понятие «жизненные принципы» релевантно понятию «внутренняя позиция личности» В.С. Мухиной, поскольку феноменологически жизненные принципы представляют собой речевые высказывания, ценност-
Жизненные принципы сущностно связаны с самосознанием человека
Ориентиры
личностного
саморазвития
ные суждения, идеи, избранные человеком в качестве основополагающих, определяющих его позицию и поступки. Жизненные принципы, по сути, и есть некоторая внутренняя позиция, определяющая поведение и характер действий человека. Посредством осознанных жизненных принципов, выступающих ценностными ориентирами, человек выступает как творящая себя личность. Наличие осознанных жизненных принципов свидетельствует о личностной позиции человека в мире. Нельзя не согласиться с А.А. Хвостовым, который писал, что «в общественном сознании способность не изменять своим принципам воспринимается как атрибут достойной личности» [Там же, с. 60].
Жизненные принципы сущностно связаны с самосознанием человека, развивающегося внутри исторически сложившейся социально обусловленной структуры, выделенной В.С. Мухиной. Жизненные принципы затрагивают «Я» человека, его физический облик, индивидуальную духовную сущность, притязания на признание, половую идентификацию, его прошлое, настоящее и будущее, его социально-нормативное пространство. Посредством жизненных принципов личность определяет и переопределяет свое «Я», свои притязания, свои временные перспективы, долженствование и права.
Концепция развития и бытия личности В.С. Мухиной, ее воззрения на природу и сущность феномена «внутренняя позиция личности» позволяют использовать их для дальнейшего развития теоретических представлений о саморазвитии, а также для развития психологических практик и формирования психотехник саморазвития.
Это является отличительной особенностью вклада В.С. Мухиной в разработку проблемы внутренней позиции в психологии личности.
Представим ниже извлеченные из текстов В.С. Мухиной возможные составляющие идеологии, задающей ориентиры личностного саморазвития, которые могут выступать в качестве ее жизненных принципов (правил):
• дорожить своим именем, стремиться «сделать себе имя» [6, с. 523];
• формировать отношение к себе как представителю своего пола [Там же, с. 648];
• одолевая дух тщеславия и дух гордости, дерзать и притязать на признание со стороны других людей, со стороны собственного «Я» и со стороны Бога» [Там же, с. 592];
• определить, как распорядиться своим личным временем в своей жизни [6];
Богатство идей В.С. Мухиной, применимых к жизнедеятельности и саморазвитию личности
• стремиться осознавать свой уникальный путь индивидуальной жизни [6];
• стремиться объективно оценивать себя в своих притязаниях на всех этапах жизни [6];
• осваивать свои нравственные долженствования и свои психологические права [6; 11];
• отдавать себе отчет (принять) существование взаимообусловленных связей людей в пространстве их социальных и психологических отношений [6; 11];
• освоить основные принципы, регулирующие поведение человека в социальном пространстве [6; 11; 12];
• развивать в себе личностные качества, обеспечивающие возможность успешного существования и развития личности в группе [6];
• развивать в себе личностные качества, обеспечивающие возможность успешного существования и развития самой группы [Там же];
• искать и обретать личностные смыслы своей жизни [Там же];
• соотносить себя с культурными образами прошлого, настоящего и будущего [Там же]
• неустанно трудиться душевно и духовно, стремиться созидать свой мир ценностей, сообразуя его с ценностями Великого идеополя общественного сознания, стремиться свободно и упорно их отстаивать в помыслах и поступках [6; 11];
• рефлексировать свои интеллектуальные и иные возможности, стремиться развить свой потенциал [6];
• развивать свою жизнеспособность как личности [Там же];
• отвечать за свою представленность в мире и причастность к жизни людей [6; 11; 12].
Конечно, здесь я привела лишь отдельные примеры. Тексты В.С. Мухиной отличаются богатством идей, применимых к жизнедеятельности и саморазвитию личности в качестве жизненных принципов (правил).
Замечу, что попытки оформить советы «как жить» рассыпаны на страницах множества популярных изданий самых разных авторов. Нередко встречаются и такие, которые выстроены на личном житейском опыте автора, не соотносятся с этическими координатами, предписывают человеку ориентироваться только на себя, не задумываться о последствиях своих поступках и т.д. Например, один из так называемых советов сводится к утверждению, что вы можете попытаться увести мужчину из семьи, но если брак крепкий, то у вас ничего не получится, а если он внутренне распался — значит,
Внутренняя позиция Учительства и Ученичества в актах саморазвития
Внутренняя позиция
личности
В.С. Мухиной
Личное следование идеям Валерии Сергеевны
у вас все получится, и в этом случае не следует ни о чем жалеть. Усваивая подобные принципы, человек идет против своей совести, совершая преступления против других и самого себя.
Иное у Валерии Сергеевны Мухиной, концепция внутренней позиции личности которой, выстроенная на фундаменте философского наследия прошлого и с опорой на святоотеческие традиции, побуждает созидать себя как «человечного человека», сообразуясь со своей совестью.
В эссе «Христос и его апостолы» Валерия Сергеевна пишет о том, как под влиянием чтения книги Нового Завета изменилось ее отношение к своим научным детям — ее ученикам. Исходное заинтересованное отношение к ученикам состояло в следующем: «Я — человек. Мое боренье за учеников — трудное для меня дело. Это ведение их в науку. Это страдания за их нелицеприятные поступки в жизни. Иногда я по страстности натуры готова расстаться вовсе с недостойным.» [6, с. 834].
История прощения Иисусом апостолов, которые, пройдя через свои падения и слабости и сокрушаясь о содеянном, пошли к народу проповедовать, понимать и прощать слабости и падения других людей, привела Валерию Сергеевну к новой внутренней позиции. Об этом она пишет так: «И я обернулась другой своей стороной к моим научным детям — моим ученикам. <...> Мое дело, стало быть, не изгонять их от себя, а бережно наставлять. Бог даст, может, и они станут терпеливо наставлять своих учеников, а их притязания будут прежде всего направлены к поиску истины» [Там же, с. 835].
Начиная со студенческой семьи и на протяжении многих лет, я следую в своем личностном и профессиональном саморазвитии в направлениях, определенных моим Учителем — Валерией Сергеевной Мухиной. Конечно, есть в моей жизни и другие значимые учителя и наставники. Их всех я очень люблю, ценю вклады в меня. Но во всем том, что касается моей научной темы — личностного саморазвития человека — я прежде всего обязана именно Валерии Сергеевне. Приступив к преподавательской работе в вузе, я сразу же повела, помимо прочих дисциплин, спецкурс, посвященный проблемам генезиса личности, опираясь при этом на учебное пособие Валерии Сергеевны [13]. Две диссертации я защищала при кафедре, которой руководила Валерия Сергеевна. По докторской диссертации В.С. Мухина стала моим научным консультантом. «Страстность натуры» Валерии Сергеевны во взаимодействиях с ней я ощутила на себе в полной мере.
Феномен внутренней позиции личности в саморазвитии человека
Юбилейные даты позволяют высказать слова благодарности моему Учителю. Без Вас, Валерия Сергеевна, не было бы в моей жизни такого глубокого источника творческого научного вдохновения, такого высокого образца служения своему делу, такого примера «человечного человека». И теперь, когда я уже сама веду аспирантов, руковожу магистерской программой по психологии личности, читаю авторский курс по психологии саморазвития, я могу сказать Вам, что у меня есть ученики и я терпеливо наставляю их, а мои притязания направлены к поиску истины...
Понятие «внутренняя позиция личности», введенное в психологию личности Валерией Сергеевной, является одним из центральных понятий концепции развития и бытия личности. Данное понятие фундаментально проработано и эвристично. Эвристический потенциал понятия «внутренняя позиция личности» проявляется, в частности, в возможности его применения для построения и совершенствования теорий и психотехник личностного саморазвития человека. Феномен внутренней позиции представлен в жизненных принципах как средстве личностного саморазвития человека.
Перспективы исследования связаны с дальнейшим осмыслением творчества Валерии Сергеевны Мухиной, ее научных прозрений о феномене внутренней позиции личности и преломлении их в практику содействия саморазвитию личности.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
2. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 1. - С. 2-8.
3. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Современное развитие понятия внутренней позиции личности в контексте субъектного подхода // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - № 2. - С. 7-16.
4. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 3 (47). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vnutrenney-pozi tsii-shkolnika-v-psihologii (дата обращения: 06.01.2018).
5. Шипова Л.В. Феноменологический анализ понятия «внутренняя позиция» в психологических исследованиях // Современные исследования социальных проб-
лем. — 2015. — № 6 (50). — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/fenomenologicheskiy-analiz-ponyatiya-vnutren nyaya-pozitsiya-v-psihologicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 06.01.2018).
6. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — Екатеринбург, 2007.
7. Низовских Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. Моск. пед. гос. ун-т. — М., 2010.
8. Маралов В.Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, Н.А. Низовских, М.А. Щукина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2017.
9. Низовских Н.А. Жизненные принципы // Развитие личности. — 2010. — № 1. — С. 112—122.
10. Хвостов А.А. Структура и детерминанты морального сознания: монография. — М., 2004.
11. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. — М., 1985.
12. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. — 2-е изд. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.
13. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. — М., 1985.
REFERENCES
1. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. Moscow, 1968 (in Russian).
2. Lubovsky D.V. Ponyatie vnutrennej pozitsii: kul-turno-istoricheskaya perspektiva izucheniya lichnosti shkol'nika. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2008, no. 1, pp. 2—8 (in Russian).
3. Ermolaeva M.V., Lubovsky D.V. Sovremennoe raz-vitie ponyatiya vnutrennej pozitsii lichnosti v kontekste sub'ektnogo podkhoda. Aktual'nye problemy psikhologiche-skogo znaniya, 2013, no. 2, pp. 7—16 (in Russian).
4. Shipova L.V. Issledovanie vnutrennej pozitsii shkol'nika v psikhologii. Sovremennye issledovaniya sotsi-al'nykh problem, 2015, no. 3 (47). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vnutrenney-pozi tsii-shkolnika-v-psihologii (accessed: 6 January 2018) (in Russian).
5. Shipova L.V. Fenomenologicheskij analiz ponyatiya "vnutrennyaya pozitsiya" v psikhologicheskikh issledova-niyakh. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 2015, no. 6 (50). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/fenomenologicheskiy-analiz-ponyatiya-vnut
rennyaya-pozitsiya-v-psihologicheskih-issledovaniyah (accessed: 6 January 2018) (in Russian).
6. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'terna-tivnyj vzglyad. Sistemnyj podkhod. Innovatsionnye aspekty). Ekaterinburg, 2007 (in Russian).
7. Nizovskikh N.A. Zhiznennye printsipy v lichnost-nom samorazvitii cheloveka. Doctoral dissertation (Psychology). 19.00.01. MPGU. Moscow, 2010 (in Russian).
8. Maralov V.G. Psikhologiya samorazvitiya: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury. V.G. Maralov, N.A. Nizovskikh, M.A. Shchukina. 2nd edition, corrected and augmented. Moscow, 2017 (in Russian).
9. Nizovskikh N.A. Zhiznennye printsipy. Razvitie lichnosti - Development of Personality. 2010, no. 1, pp. 112122 (in Russian).
10. Khvostov A.A. Struktura i determinanty moral'nogo soznaniya: monografiya. Moscow, 2004 (in Russian).
11. Mukhina V.S. Problemy genezisa lichnosti. Moscow, 1985 (in Russian).
12. Mukhina V.S. Otchuzhdennye: Absolyut otchuzh-deniya. 2nd ed. Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra, 2010.
13. Mukhina V.S. Problemy genezisa lichnosti. Moscow, 1985.
29
№ 4 - 2018