Виктор Басюк
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
Аннотация. Обсуждается проблема развития и бытия личности. Анализируются философский и научные аспекты изучения развития бытия личности в науке и подходы к данной проблеме в контексте конкретной научной школы В. С. Мухиной, а также рассматриваются авторские подходы к решению государственных вопросов через понимание и принятие основных положений представленной научной концепции.
В качестве базового ориентира при рассмотрении проблемы развития и бытия личности выступает научное направление «Феноменология бытия и развития личности», разработанное В. С. Мухиной. Приводятся те позиции В. С. Мухиной, которым автор придает принципиальное значение: личность по своей сути - уникальный феномен и социальная единица; условия развития внутренней позиции человека как личности; значение для развития личности механизмов идентификации и отчуждения; объективная необходимость включения человека в сферы мировой культуры, необходимость психологического включения нового поколения во все реалии, сложившиеся в процессе истории человечества, и др. Рассматривается роль научной школы В. С. Мухиной в развитии науки и решении государственных задач.
Ключевые слова: развитие личности; внутренняя позиция личности; личность - уникальный феномен и социальная единица; сферы человеческой культуры: внешние реалии; реальность предметного мира; реальность образно-знаковых систем; природная реальность; реальность социально-нормативного пространства; механизмы развития и бытия человека как личности: идентификация и отчуждение; национальная идентичность; этническое самосознание и этническая идентичность; межэтнические отношения (консолидация и ксенофобия), программа овладения культурой; значение посредника; организация психолого-педагогического содействия.
Abstract. The problem of development and existence of the personality is discussed. Philosophical and scientific aspects of studying of development and existence of the personality in science and the approach to this problem in the context of the concrete scientific school of V. S. Mukhina are analyzed. Author's approaches to the policy solutions through the understanding and accepting the main positions of this scientific conception are also considered.
The scientific school "Phenomenology of personality development and existence" of V. S. Mukhina is the main landmark in considering the problem of development and existence of the personality. The positions of V. S. Mukhi-na's conception that are principle for the author are described: the personality
in the essence is an unique phenomenon and a social unit; the conditions of development of the inner position of a person as a personality; the importance of the mechanisms: identification and alienation for development of personality; the real necessity of the inclusion of a person in world culture's spheres and the necessity of psychological inclusion of new generation in all realities formed in the history of humanity etc. The role of the scientific school of V. S. Mukhina in the development of science and in solving the public problems is considered.
Keywords: development of personality; inner position of personality; personality - unique phenomenon and a social unit; spheres of human culture: external realities; the reality of the objective world; reality of image and sign systems; the natural reality; the reality of socio-normative space; mechanisms of development and existence of a person as a personality: identification and alienation; national identity; ethnical self-consciousness and ethnical identity; interethnic relationships (consolidation and xenophobia); program of cultural mastering; the importance of the mediator; organization of psychological and pedagogical assistance.
О проблеме физического, психического и духовного развития человека философы размышляли еще до нашей эры. Платон и Аристотель специально трудились над проблемой воспитания человека и его социализации. Их внимание касалось движения человека к акме в физическом, психическом и нравственном отношении.
В то же время древние философы размышляли о месте человека в государстве, о включении человека в законы мегаполиса.
В историческом времени появлялись отдельные отрасли знаний: этика, педагогика, психология (с большим количеством отраслей науки), социология, политология.
В процессе истории в разные времена государственная политика, имея специальные цели и задачи, нередко выпускала из-под своего контроля реально значимые направления философии и отраслей гуманитарных наук, ответственных за развитие и воспитание нового поколения, а также за психологическое сопровождение и социальный контроль граждан нашего государства.
В психологии целый ряд отраслей знаний берет на себя ответственность за развитие полноценной личности, способной к свободному выбору жизненного пути, к развитию в себе личностных качеств, содействующих индивидуальному саморазвитию, и качеств, значимых для общества.
В науке сегодня одним из прогрессивных подходов к трактовке проблемы развития и бытия личности явля-
Тенденции подходов к проблеме развития и бытия личности в истории человечества
Феноменология личности
отношении в личности
ется научное направление «Феноменология бытия и развития личности», разработанное и внедряемое в жизнь современным ученым Валерией Сергеевной Мухиной, заслуженным деятелем науки РФ, академиком РАО, профессором, доктором психологических наук. В основе концепции В. С. Мухиной лежит идея, что личность — уникальный феномен и социальная единица. Человек рассматривается как совокупность двух исторически формирующихся начал: 1 — человек как социальная единица; 2 — человек как уникальная личность. Оба этих начала развивались в процессе исторического развития человечества [1].
Бытие общественных По мнению ученого, бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение материальной и духовной культуры, общественно значимых ценностей, усвоение социальных нормативов и установок. Потребности и мотивы, хотя и представлены в психологии конкретного человека, но отражают общественно-исторические ориентации той культуры, в которой он развивается и действует.
Основными методологическими позициями научной школы В. С. Мухиной стали следующие концептуальные идеи.
Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и ее сознание опосредованы системой общественных отношений, ее развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственной внутренней позиции человека как личности; потребностей, выходящих за пределы наличных общественных условий.
Концепция воспитания и развития личности строится, прежде всего, на признании диалектического единства трех факторов: 1 — генотипа, врожденных особенностей; 2 — внешних условий (исторически обусловленных реалий); 3 — внутренней позиции самого человека как личности.
При характеристике развития личности на этапах онтогенеза учитываются особенности социальной ситуации, в которой, собственно, и происходит становление человека как личности.
Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: 1 — предметный мир, созданный человеком в его истории; 2 — природа, преломленная историей в самосознании человека; 3 — образно-
Методологические позиции научной школы
В. С. Мухиной
Исторически
обусловленные
реалии
Развитие и наполнение структурных звеньев самосознания
Диапазон идей и практических результатов
Принципиальная позиция в отношении к изучаемым проблемам
знаковые системы как психологическое пространство, в которое человек входит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития и бытия); 4 — социально-нормативное пространство, также формирующееся в процессе истории человечества и оказывающее затем влияние на развитие личностных ориентаций каждого нового поколения. Реалии существования человека определяют особенности развития его самосознания.
Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций, наполняющих звенья самосознания. Звенья самосознания развиваются и изменяются по своему содержанию в зависимости от социального окружения, особенностей индивидуального развития личности и ее внутренней позиции. В. С. Мухина показала, что звенья самосознания по своей структуре не изменяются во времени в истории человечества и на всей протяженности населяемого человечеством пространства. По своему содержанию звенья самосознания отражают общие тенденции — культурную, этническую, конфессиональную, возрастную, гендерную (половую) принадлежность человека, а также его индивидуальную внутреннюю позицию по отношению к себе, другим и миру в целом.
Вышеописанные научные идеи позволили В. С. Мухиной, творческому, талантливому ученому, сделать ряд научных открытий в различных направлениях ее теоретических и эмпирических исследований. Вот только основные из них: 1 — возрастная психология в норме на всех этапах онтогенеза; 2 — возрастные особенности развития человека как личности; 3 — изучение менталь-ности и психологической идентичности, этнического самосознания различных народностей мира (этнопсихология); 4 — психологическая помощь и психокоррекция, оказываемые детям, подросткам и взрослым в экстремальных ситуациях; 5 — символическая функция сознания; 6 — психологическое сопровождение людей, оказавшихся в особых условиях проживания и развития (пожизненно заключенные; психически больные дети; воспитанники интернатных учреждений; делинквент-ные подростки и взрослые).
Принципиальная позиция в отношении к проблемам своего исследования у Валерии Сергеевны заключается в том, что для понимания феномена личности ее необходимо изучать в разных ареалах обитания (обязательно изучать личность на многих территориях, внутри многих этносов) — иначе невозможно обнаружить общую
Проблема развития и бытия личности в государстве
Формирование
идентичности
россиян
Межэтнические отношения: консолидация и ксенофобия
типологию особенностей самосознания человеков и мен-тальности разных этносов. Позиция В. С. Мухиной такова: лишь исследуя различные этносы, можно выстроить типологию различных форм этнического самосознания.
Для понимания сущности феноменологии развития личности следует изучать человека в разных социальных условиях: относительная норма (полная благополучная семья и др.); отклонения от желаемой нормы (неполные семьи, асоциальные семьи); условия развития и бытия в учреждениях интернатного типа; на разных уровнях получения образования; условия, которые ориентируют человека на социально ожидаемое и на аморальное поведение.
Мною уже была отмечена особая роль концепции развития и бытия личности в государственной политике. Для государства обсуждаемые научные подходы принципиально значимы — они затрагивают сущностные основы большого количества сфер общественных отношений. На некоторых из сфер общественных отношений я остановлюсь более подробно.
Прежде всего, методологические подходы В. С. Мухиной в отношении проблем идентичности россиян должны быть положены в основы формирования идентичности россиян.
Президент страны В. В. Путин, выступая на заседании 10-го клуба «Валдай», объявил: «Наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения. <...> Вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер» [2].
Так, сегодня в России широко обсуждается декларация русской идентичности, которая вызывает массу противоречивых мнений и суждений. Последние события на международной арене показывают, что стране необходима четко выраженная, построенная на основе традиционной русской идентификации гражданская позиция, которая позволит не отсоединяться, не отчуждаться, не закрываться от большого мира, а напротив — открыто идти в этот мир: привлекать этнические и культурные общности, создавая новое российское пространство.
На территории России проживает огромное количество национальностей и народностей — этносов, имеющих свою традиционную культуру, обычаи и веру. Стратегически важно, бережно храня идентичность каждого из этносов, сохранять единое геосоциальное пространство России.
Принципы психологии воспитания и развития личности ребенка должны стать основой государственной политики
Обращая особое внимание на важную сторону межэтнических отношений, В. С. Мухина писала: «История человечества — это и история межэтнических связей: идентификации (консолидации), обособления и отчуждения (ксенофобии). Сегодня мы должны уметь ориентироваться в динамике межэтнического восприятия, понимания стереотипов, взаимодействия рядом живущих этнических общностей. Наибольшие проблемы возникают в отношениях соседствующих народностей и наций. <...> Особое влияние на самосознание соседствующих этносов оказывают различия в вероисповедании [1, с. 195].
Еще в 1975-1985 годах В. С. Мухина стала разрабатывать теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых было включено: 1 — эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; 2 — притязания на признание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности (индивидуальное, а также историческое время всей истории человечества); 5 — социально-нормативное пространство личности — ее права и обязанности [3].
С позиции этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных личностных проявлений, в том числе связанных с групповыми и этническими проблемами.
Научные экспедиции на Крайний Север, Дальний Восток (Южный Сахалин и острова Курильской гряды), Командоры, Чукотку, Камчатку, проводившиеся около двадцати лет под руководством В. С. Мухиной, позволили еще в советское время ввести ряд таких понятий, как «этническое самосознание», «этническая идентичность» и др., разрабатывать адекватные программы психологической и социальной поддержки коренного населения Крайнего Севера, поднять проблему значимости этнического самосознания на правительственный уровень.
Весомая часть научных трудов академика В. С. Мухиной посвящена детству — воспитанию и развитию личности ребенка. Основные содержательные компоненты концепции, представленной ученым, должны стать основой для формирования политики в области образования в стране.
К сожалению, в последние десятилетия государственная политика в области образования строилась без учета последних достижений психологии. Общеизвест-
но, что структурными элементами образования являются обучение, воспитание и развитие. Содержательно упор был сделан на обучении. Декларируемая вариативность обучения не дала ожидаемых результатов. Сегодня необходимо прежде всего:
• формировать у ребенка внутреннюю позицию по отношению к самому себе, понимание значимости для него обучения — усвоения новых знаний; предоставить возможность выбора образовательных программ, адекватных интересам детей и подростков;
• определить эффективность механизмов взаимодействия педагога и ученика в формировании внутренней позиции личности самого ребенка через посредническую функцию взрослого как человека, помогающего ученику адекватно воспринимать окружающую действительность.
Необходимо созидать По стойкому убеждению ученого, необходимо созидать не только условия, но и отношение к ним. Внешние условия (реалии, сложившиеся в истории человечества) глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к самому себе, к окружающим людям и к самим реалиям. Условия развития на каждой ступени возрастного становления создают внутреннюю позицию, имеющую непреходящее значение и определяющую дальнейшее развитие личности.
Деятельность организаций общего образования в последние годы достаточно четко определена. Прописаны конечные результаты деятельности педагогических коллективов. К сожалению, в нормативных документах не нашла отражения позиция, согласно которой развитие личности должно выступать как основополагающая цель государственной политики в области образования и являться результатом деятельности образовательной организации. Человек как личность не выступает и не оценивается как важный показатель работы школы. Несомненно, развитие в человеке чувства личности и ее уникальных ориентиров — сложный и многогранный процесс: нельзя сформировать личность по заранее определенным моделям. Факторами развития личности должны выступать не столько наследственность и среда как сплав врожденного и условий развития, сколько сама личность, ее внутренняя позиция, ее самосознание как система уникальных отношений человека с миром.
С управленческих позиций это означает, что результаты любых внешних воздействий должны зависеть от
не только условия развития и бытия личности, но и отношение к ним
Развитие личности должно стать основополагающей целью
государственной политики
Новое поколение должно быть предупреждено и научено ориентироваться в смыслообразующих ценностях
Воспитание как главное условие развития личности
самой личности, от того, какое самостоятельное решение примет сам человек по отношению к условиям внешних воздействий.
В. С. Мухина настойчиво обращает внимание организаторов управленческих процессов в образовании на то обстоятельство, что от самих жизненных условий человека зависят особенности его личностного развития: 1 — ценностные ориентации на мир; 2 — особенности рефлексий на себя; 3 — доминирование идентификации или обособления, эмоциональный тон и другие проявления этих механизмов.
Исходя из мировоззренческих позиций Валерии Сергеевны, необходимо организовать такую программу взаимодействия со средой образовательной организации, чтобыребенок, благодаря системе условий, создаваемых школой, получал опыт и приобретал способность правильно с точки зрения общественного и индивидуального блага идентифицироваться с лучшим, обособляться (отстаивать и культивировать в себе это лучшее), отчуждаться не только от худшего в себе, но и от негативных проявлений окружающих его людей.
Молодое поколение должно быть предупреждено и научено ориентироваться в смыслообразующих ценностях нового времени, открытых мыслителями во всей истории человечества и осмысленных современными представителями философии, психологии и других наук, заинтересованных в понимании феномена человека как личности и путей его позитивного развития.
Государством многие годы не уделялось достаточного внимания вопросам воспитания и развития ребенка в процессе школьного образования. И только в последнее время эту ответственность начинает брать на себя федеральное правительство. По его поручению, Министерством образования и науки РФ разрабатывается межведомственный документ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». В проект Стратегии внесены предложения, что одним из приоритетов государственной политики в области образования должно стать создание условий для формирования внутренней позиции личности (отношение ребёнка к окружающей действительности) и нравственных ори-ентаций в воспитании ребенка.
Процессы разумного эффективного воспитания должны быть направлены: на усвоение человеком умения употреблять и сохранять предметы; на умение успешно общаться с другими людьми; на развитие
познавательной деятельности; на развитие сознания, самосознания и мотивов поведения; на развитие самой личности как феномена активного, индивидуального бытия общественных отношений. При этом важно своевременно выявлять позитивные достижения и негативные образования, которые естественным образом возникают на разных этапах онтогенеза.
Важно создать условия для того, чтобы заинтересованные структуры могли научиться управлять условиями развития личности ребенка, учитывая закономерности развития.
Подчеркивая значимость программ: воспитания культуры вещного мира, культуры образно-знаковых систем; культуры отношения к природе как к субъекту; культуры социально-нормативного пространства, В. С. Мухина отмечает, что овладение сущностными значениями всех названных реалий сможет помочь человеку управлять собой и обстоятельствами жизни, потому что предметный мир и другие реалии взывают к психическому потенциалу человека и его исторически сложившимся возможностям. Психологическое Несмотря на предпринимаемые государством меры
сопровождение детей по снижению числа детей, нуждающихся в особой защи-
особых категорий
те и заботе государства (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, переживших трагические ситуации разного рода катастроф, делинквентных подростков и других категорий), вопрос их психологического сопровождения стоит достаточно остро.
Под руководством В. С. Мухиной наработан огромный опыт психологического сопровождения детей и подростков, нуждающихся в помощи — психологическом сопровождении для развития и формирования личностно и социально значимой внутренней позиции личности.
Одним из важнейших факторов психологического сопровождения детей является формирование ценностного отношения к реальности социально-нормативного пространства. В. С. Мухина отмечает, что реальность социально-нормативного пространства несет в себе ориентиры, организующие поведение человека, его образ мыслей и мотивов, начало, выражаемое в системе обязанностей и прав. Человек будет чувствовать себя достаточно защищенным в условиях реальности социального пространства только в том случае, если он примет за основу своего бытия существующую систему обязанностей и прав.
Особенности поведения делинквентных подростков
Эмпирические
исследования
особенностей
рефлексии
делинквентных
подростков на себя
Как полагает В. С. Мухина, происходит процесс развития внутреннего пространства личности: «Реальность внутреннего пространства личности выступает как одно из условий развития образно-знаковых систем отдельного человека, как одно из условий развития реалий поля общественного сознания» [1, с. 314].
Особенность поведения делинквентных подростков заключается, прежде всего, в том, что его асоциальное, противоправное поведение чаще всего уже становится его внутренней жизненной позицией. Это проявляется в асоциальных формах поведения (грубость, вандализм, воровство, бандитизм, оскорбление и унижение младших и др.).
Делинквентное поведение — отчужденное поведение по отношению к окружающим. Глубинная психологическая сущность такого поведения состоит и в том, что сам подросток через асоциальные проявления по отношению к другим отчуждается и от самого себя. При этом делинквентные подростки, хотя и отличаются достаточно высокой сензитивностью к некоторым социальным условиям, отдают предпочтение ценностям аморализма. Этот факт обусловлен исходными условиями (социальная среда) их бытия и развития, где, собственно, и закладываются первые запечатле-ния образцов поведения.
Мы исходим из позиции В. С. Мухиной: подростки обладают достаточно высокой сензитивностью к социальным явлениям и, в силу потенциала интеллектуального развития, могут понимать правила и закономерности многих общественных установлений. Ученый отмечает: «Я полагаю, что человек является одновременно результатом своего генотипа и творцом собственного личностного развития на протяжении всей жизни. <...> Не следует при этом забывать, что если в начале развития ребенка поддерживает онтогенетически обусловленная сензитивность к воздействиям, высокая подражательность и обучаемость, то позже развитие будет определяться самосознанием и внутренней позицией самого человека» [Там же, с. 368].
Проведенный нами глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?», разработанный и апробированный В. С. Мухиной [4, с. 116—128], показал следующие результаты. Подростки, которые входят в категорию трудных, стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и проявляют явно выраженные асоциальные черты в поведении (лгут, крадут, подвержены вспышкам агрессии, имеют склонность к бродяжничеству, к принятию алкоголя, к вандализму и насилию и т.п.).
Государственная политика должна быть направлена на подготовку посредников
В своих рефлексивных самоотчетах подростки не проявили понимания себя как подростка с асоциальными ориентациями и асоциальным поведением. Этот дефект в самооценке происходит явно оттого, что они не осознают всей глубины своих негативных, асоциальных, аморальных позиций и таких же поведенческих проявлений. По существу, многих из этих делинквент-ных подростков можно причислить к числу социопа-тов [5, с. 63, 65, 83—90, 93]. Отсутствие понимания своей сущности, своей асоциальности в позиции и поведении у делинквентов требует специальной психологической работы (индивидуальной и в группе) с этой категорией воспитанников учреждений интернатного типа и детей из асоциальных семей.
Государственная политика должна быть направлена на специальную подготовку посредников (психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов), работающих с подростками.
Социальная адаптация и психологическое сопровождение делинквентных детей и подростков будут эффективными, если система работы с ними будет выстроена профессионально. Примером выстраивания профессиональной работы может служить взаимодействие в рамках договора о сотрудничестве Министерства образования Иркутской области и кафедры развития личности Московского педагогического государственного университета по социальной адаптации и психологическому сопровождению делинквентных подростков — воспитанников интернатных учреждений Иркутской области в период с 2010 по 2014 год. С самого начала (и на протяжении всей работы) проводились обучение и специальная подготовка специалистов, работающих с детьми. Для подростков была организована серия встреч, направленных на создание особых условий. Создавая проект программы психологического сопровождения делинквентных подростков, мы «должны были создать особые условия, которые помогли бы нам заново выстроить в голове каждого нашего подопечного внутреннюю позицию, поддерживающую подростков во время их вступления на новый этап жизненного пути» [6, с. 202-217]. Такие экспресс-встречи осуществлялись последовательно и регулярно, с обязательной рефлексией психологов и подростков по итогам встреч. Этот опыт оказался не только инновационным, но достоверно эффективным. Мы создали условия, обеспечивающие воспитание подростка на новых основах.
Воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности возможно только через
посредничество
Основываясь на концепции В. С. Мухиной, мы исходим из того, что профессионально организованное психологическое сопровождение выступает условием: 1 — обеспечения адаптации, развития социальной компетентности и формирования ориентаций на то, чтобы «быть, как все» в контексте позитивных социальных ожиданий развития; 2 — обеспечения условий развития чувства личности и внутренней позиции самого человека по отношению к самому себе (как уникальной личности), к другим людям, к своему отечеству. Это методологические подходы, которые должны быть положены в основу организационных мероприятий на различных уровнях управления образованием — от федерального до уровня учреждения.
Говоря о развитии и воспитании личности, о формировании внутренней позиции личности, необходимо понимать, что этот процесс должен координироваться извне. В этом случае важны роль и позиция посредника. Функцию посредника могут выполнять: государство в лице государственных органов или структур; общество в лице общественных организаций; конкретные люди — специалисты. При этом нельзя забывать, что посредническая роль лежит, в первую очередь, на педагоге. Неизменно главное правило: управлять процессами развития человека возможно, прежде всего, через педагога (учителя, воспитателя, психолога, социального педагога), который как профессионал-посредник воспитывает отношение к реалиям внешнего мира и содействует формированию внутренней позиции у представителей молодого поколения.
Управленческий процесс посредничества, в том числе в образовании и воспитании, должен строиться таким образом, чтобы каждый человек получил шанс стать настоящей, полноценной, социально зрелой личностью.
Стратегией и тактикой построения управленческих программ в условиях образовательных организаций, интегративным средством формирования личности школьников (благополучных и делинквентов) должна стать теоретически обоснованная организация психолого-педагогического содействия педагогических коллективов.
1. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Национальный книжный центр, 2013.
2. http://www.vedomosti.ru/politics/news/16583221/ suverenitet-samostoyatelnost-i-celostnost.html (дата обращения: 13.01.2015).
3. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. — М., 1985.
4. Мухина В. С. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?» // Развитие личности. — 2008. — № 4. — С. 116—129.
5. Мухина В. С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. — 2-е изд. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. — С. 63, 65, 83—90, 93.
6. Мухина В. С., Басюк В. С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинк-вентности?) // Развитие личности. — 2014. — № 4. — С. 202—217.