Научная статья на тему 'ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ'

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Э. В.

В статье рассматривается феномен внутренней картины здоровья с точки зрения его ценностных составляющих. Анализируется структура внутренней картины здоровья в соотношении с социальными ценностями личности, содержательно относящихся к здоровью человека. Приводятся результаты исследования связи ценностного компонента внутренней картины здоровья с такими ценностями здоровья, как собственно здоровье, физическая сила и выносливость, нормальное функционирование памяти, внимания, мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»

УДК 159.9

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

© 2020 Э. В. Смирнова

аспирант кафедры общей и социальной психологии e-mail:2012smirnova @ mail. ги

Воронежский государственный университет

В статье рассматривается феномен внутренней картины здоровья с точки зрения его ценностных составляющих. Анализируется структура внутренней картины здоровья в соотношении с социальными ценностями личности, содержательно относящихся к здоровью человека. Приводятся результаты исследования связи ценностного компонента внутренней картины здоровья с такими ценностями здоровья, как собственно здоровье, физическая сила и выносливость, нормальное функционирование памяти, внимания, мышления.

Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, личность, детерминанты внутренней картины здоровья, социальные ценности, ценности здоровья.

Для всех гуманитарных наук одним из главных объектов познания выступает личность. Этот феномен сам по себе является существенной научной проблемой, он сложен, неоднозначен и противоречив. Общепризнано, что личность - это объект общественных отношений, однако, с другой стороны, она одновременно и субъект этих отношений, поскольку выступает как активное, инициативное, самостоятельное начало в социальных взаимодействиях. Следовательно, личность - это конкретный человек, осознающий самого себя и свое отношение к окружающей социальной действительности, включенный в многообразные социальные отношения в качестве их непосредственного участника, занимающийся каким-либо видом деятельности и наделенный специфическими индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями [Асмолов 1984].

При этом следует иметь в виду, что осознанное и адекватное отношение человека к своим потребностям, интересам и поведению невозможно без пристального внимания к собственному здоровью. Как представляется, ключевую роль в этом вопросе играет внутренняя картина здоровья как органическая составная часть самосознания личности. В нашем понимании внутренняя картина здоровья - это целостная интегрированная система представлений, переживаний и установок человека в отношении своего физического, психического, психологического и социального состояния, своего здоровья в прошлом, настоящем и будущем. Именно на основе и в рамках этого психологического образования у личности формируется собственная имплицитная концепция здоровья, которая задает определенный модус поведения в отношении собственного тела и здоровья, проявления определенной активности в целях его поддержания и укрепления.

Как любое психическое явление, внутренняя картина здоровья отличается сложным строением. Предложим свое видение структурных компонентов внутренней картины здоровья и охарактеризуем каждый из них.

1. Аксиологический компонент включает базовые социальные принципы, идеалы и ценности здоровья, разделяемые личностью. Все они носят нормативно-ценностный характер, задают критерии деятельности, общие ориентиры и направленность представлений человека о своем организме и здоровье. Аксиологический компонент не столько отражает действительность, сколько

определяет ее значимость для конкретного индивида и общества в целом. Кроме того, этот компонент определяет некие параметры желаемого или идеального состояния здоровья, которые служат стимулами для индивидуальной активности [Бочарова 2005].

2. Когнитивный компонент содержит знания и представления человека о своем организме и его здоровье. Заметим, что данный компонент охватывает как представления индивида о собственном здоровье, так и разделяемые им общественные представления о нормах и стандартах человеческого здоровья, его идеалах. Неоднозначность этого компонента структуры внутренней картины здоровья обусловлена во многом тем, что он включает не только достоверную информацию, скажем, объективные данные медицинских осмотров, но еще и циркулирующие в любом социуме и составляющих его группах социальные мифы, стереотипы и слухи, а также убеждения, мифы, стереотипы и предрассудки, складывающиеся в индивидуальном сознании. Все эти разнородные знания и представления составляют целостную интегрированную систему информации о здоровье.

3. Психофизический компонент представляет собой самочувствие человека и его личные ощущения своего состояния (физического, психического и др.), собственного тела. Считаем, что этот компонент является в структуре внутренней картины здоровья основополагающим, исходным как во временном, темпоральном смысле, так и в онтологическом плане, так или иначе определяя все остальные компоненты рассматриваемой структуры. Ведь именно самочувствие личности во многом задает как содержание личных представлений о своем здоровье, так и их направленность. Тем самым самочувствие детерминирует субъективно-эмоциональное отношение личности к своему организму, а через него влияет на оценочные, волевые и диспозиционные составляющие структуры внутренней картины здоровья.

4. Эмоционально-оценочный компонент - это совокупность различных переживаний и субъективных оценок и эмоций человека по отношению к собственному телу и состоянию его здоровья. Отношение личности к своему здоровью, как правило, практически всегда эмоционально окрашено, глубоко личностно и весьма динамично в силу особого значения здоровья в жизни человека. Заметим, что человеческие эмоции и оценки определяются как объективными факторами - например, состоянием здоровья организма, которое фиксируется соответствующими медицинскими методами, - так и субъективными факторами, такими как самочувствие, настроение, темперамент, эмоциональный баланс личности и т.п.

5. Регулятивно-поведенческий компонент объединяет разнообразные поведенческие стереотипы, установки и ориентации, которые формируют внутреннюю готовность личности к определенным действиям по достижению целей, связанных с защитой своего здоровья. Ведь мало просто знать состояние своего здоровья и иметь по этому поводу какие-то оценки и переживания. Необходимо, чтобы все эти разнородные психологические феномены привели к каком-то практическим действиям и поступкам, направленным на сохранение приемлемого уровня здоровья. Именно конативно-диспозиционный компонент трансформируют идеалы, ценности и сформировавшиеся у личности представления о состоянии своего организма в конкретную и целенаправленную практическую деятельность. Поэтому, по нашему убеждению, конативно-диспозиционный компонент выступает наивысшим уровнем отношения личности к своему здоровью. Пусковым механизмом конативно-диспозиционного компонента внутренней картины здоровья выступают намерения. В этом качестве можно использовать, несколько перефразируя, известное положение Л.П. Буевой: внутренняя картина здоровья выступает как своеобразный механизм «внутреннего регулятора социальной деятельности и поведения личности» [Буева 1968].

Подчеркнем, что все выделенные нами компоненты структуры внутренней картины здоровья органично взаимосвязаны и тесно переплетены, взаимно индуцируя друг друга. Их взаимодействие носит высокодинамичный и гибкий характер, что создает возможность адекватной адаптации человека к изменяющимся внешним и внутренним условиям жизни, их учета (а в случае необходимости и преобразования) в целях сохранения и укрепления своего здоровья.

Однако следует заметить, что недостаточно, с нашей точки зрения, изучить строение внутренней картины здоровья. Чтобы эти знания имели практическую пользу, требуется обязательно выделить и раскрыть те разнообразные факторы, которые существенно влияют на внутреннюю картину здоровья, детерминируют ее. Научный подход в любом научно-психологическом исследовании обязательно предполагает выявление и тщательный анализ причин и условий изучаемых объектов, явлений, процессов, их функционирования и развития. Поэтому для научного познания ключевое значение приобретает понятие детерминации. Это в полной мере относится и к такой проблемной области, как социальная психология здоровья.

В центре наших научных интересов находятся социально-психологические детерминанты внутренней картины здоровья. Под социально-психологическими детерминантами мы предлагаем понимать разнообразные проявления социально-психологической реальности, которая порождается социальными процессами, протекающими в обществе и, в частности, во взаимодействии и взаимовлиянии людей и их групп. Это те или иные объекты, явления, события, которые по отдельности или в некоторой совокупности закономерно порождают и обусловливают изучаемый феномен (в нашем случае - внутреннюю картину здоровья), так или иначе определяя его. На наш взгляд, социально-психологические детерминанты внутренней картины здоровья можно разделить на личностные, групповые (микросоциальные) и социетальные (макросоциальные).

Ниже сосредоточимся на социетальных, или макросоциальных, социально-психологических детерминантах, то есть действующих на уровне общества в целом. Среди всего их разнообразия особую роль, по нашему мнению, играют социальные ценности. По мнению Т.И. Ежевской, ценности выступают как идеал и одновременно как показатель значимости какого-либо объекта, процесса или свойства для конкретного индивида, для социальной группы, общества в целом [Ежевская 2010: 55].

Для психологической науки основополагающий философский, концептуально-методологический тезис аксиологической проблемы сформулировал в свое время С.Л. Рубинштейн: «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру для человека, для его жизни» [Рубинштейн 1997: 166].

Применительно к рассматриваемой нами проблеме внутренней картины здоровья следует выделить, прежде всего, такие ценности, содержательно относящиеся к здоровью, как ценности жизненного психологического комфорта, телесной красоты и гармоничности, физической силы и выносливости, но в первую очередь - ценность собственно здоровья, без которого все остальные ценности в значительной степени обесцениваются, утрачивают свое мобилизационное и мотивационное воздействие на психику и поведение личности. Здоровье относится к числу как инструментальных, так и одновременно терминальных ценностей человека. Это одна из абсолютных ценностей, точнее - само-ценностей [Абишев 2012; Беляев 2014 и др.].

Теоретическое изучение рассматриваемой проблематики привело нас к выдвижению гипотезы о том, что социальные ценности здоровья являются важными социально-психологическими детерминантами внутренней картины здоровья личности, связанными с ее структурными компонентами. Проверка выдвинутой гипотезы составила цель проведенного нами эмпирического исследования.

Его базой послужили образовательные организации и подразделения ряда силовых структур МВД, ФСИН, ФСВНГ РФ (Росгвардии) г. Воронежа. Объектом эмпирического исследования явились, соответственно, педагоги системы дополнительного образования и сотрудники правоохранительных органов и других силовых структур. В выборку исследования было включено 150 человек в возрасте от 23 до 39 лет, средний возраст - 31 год. Соотношение испытуемых по полу составило 31,3% женщин и 68,7% мужчин.

В эмпирическом исследовании использовался следующий комплекс диагностических методик.

1. Методика изучения социальных ценностей. За основу нами была взята методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности») [Фанталова 2013]. Однако в целях проводимого исследования мы модифицировали ее стимульный материал таким образом, что включили в него, помимо имевшейся ценности «здоровье» еще ряд ценностей, непосредственно связанных со здоровьем человека (в его физических, психических, психологических аспектах), а именно: «удовлетворенность своим физическим состоянием», «нормальное функционирование памяти, внимания, мышления», «привлекательная внешность, физическая красота», «душевное благополучие, чувство жизненной устойчивости», «физическая сила и выносливость». Общее количество подлежащих оценке ценностей, как и в оригинальной методике, составило 12. Предварительно проведенная экспертная оценка (в качестве экспертов выступили 7 преподавателей кафедры общей и социальной психологии Воронежского государственного университета, все кандидаты психологических наук) показала правомерность включения перечисленных ценностей в состав стимульного материала методики. Как и у Е.Б. Фанталовой, испытуемым предлагалось оценить ценности не только по их значимости для них (собственно ценности), но и по доступности.

2. Авторский опросник «Структура внутренней картины здоровья», позволяющий выявлять структуру внутренней картины здоровья. Согласно нашим теоретическим представлениям о структуре изучаемого феномена, в опросник включены 5 шкал, каждая из которых содержательно отражает тот или иной компонент структуры: 1) аксиологический компонент, 2) когнитивный компонент, 3) психофизический компонент, 4) эмоционально-оценочный компонент, 5) регулятивно-поведенческий компонент. Каждая шкала образована тремя пунктами опросника. В каждом пункте испытуемому предлагается 9 вариантов ответа, из которых он должен выбрать от 1 до 3. Это позволяет в конечном итоге определить степень сформированности того или иного компонента внутренней картины здоровья, а также определить интегральный показатель степень ее сформированности в целом.

Полученные эмпирические данные были подвергнуты как качественному, так и количественному анализу. В частности, была проведена статистическая обработка с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона (предварительно с помощью процедуры процентильной нормализации «сырые» баллы по обеим методикам были переведены в сильную шкалу). Результаты представлены в таблицах 1 и 2. В силу того что полученный большой массив данных трудно представить в одной статье, в этих таблицах мы отразили связи структурных компонентов внутренней картины здоровья лишь с тремя из изученных ценностей: здоровье; физическая сила и выносливость; нормальное функционирование памяти, внимания, мышления. Подчеркнем при этом, что эти ценности оказались для наших испытуемых, по их собственным оценкам, не только значимыми, но и доступными.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа ценностей здоровья и компонентов структуры внутренней картины здоровья (аспект значимости, т.е. собственно ценности)

Структурные компоненты внутренней картины здоровья Ценности здоровья

здоровье физическая сила и выносливость нормальное функционирование памяти, внимания, мышления

Аксиологический 0,75 0,73 0,71

Когнитивный 0,62 0,60 0,52

Психофизический 0,14 0,09 0,11

Эмоционально -оценочный 0,63 0,54 0,24

Регулятивно-поведенческий 0,56 0,51 0,53

Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые коэффициенты корреляции (уровень значимости а < 0,05).

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа ценностей здоровья и компонентов структуры внутренней картины здоровья (аспект доступности ценностей)

Структурные компоненты внутренней картины здоровья Ценности здоровья

здоровье физическая сила и выносливость нормальное функционирование памяти, внимания, мышления

Аксиологический 0,75 0,69 0,67

Когнитивный 0,71 0,70 0,59

Психофизический 0,18 0,12 0,08

Эмоционально -оценочный 0,48 0,61 0,43

Регулятивно-поведенческий 0,65 0,67 0,59

Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые коэффициенты корреляции (уровень значимости а < 0,05).

Итак, анализ данных таблицы 1 позволяет заключить, что ценности здоровья положительно связаны с большинством структурных компонентов внутренней картины здоровья (на уровне значимости а < 0,05), причем, судя по численным значениям коэффициентов корреляции, наиболее сильная связь наблюдается между ценностями здоровья и аксиологическим компонентом внутренней картины здоровья, что логично объясняется тем, что обе переменные относятся к одной и той же ценностной сфере личности. Не удалось установить статистически значимой связи между ценностью нормального функционирования памяти, внимания, мышления, с одной стороны, и эмоционально-оценочным компонентом внутренней картины здоровья - с другой. По-видимому, данная ценность воспринимается нашими испытуемыми (педагогами и представителями силовых структур) как абсолютно естественная, органично связанная с успешностью выполнения ими профессиональной деятельности и поэтому не вызывает каких-то ярко выраженных эмоциональных оценок. Отсутствует связь между изученными тремя ценностями и психофизическим компонентом внутренней картины здоровья, по всей видимости, в силу того, что данные переменные «функционируют» как бы на разных «этажах» личностной организации и могут не зависеть друг от друга. Иными словами, полученные данные дают основание говорить о том, что ценности, связанные в целом со здоровьем, а также

с отдельными его аспектами, в частности физическим и психическим здоровьем, могут лежать в основании внутренней картины здоровья личности, в первую очередь таких ее компонентов, которые определяют ценностную, познавательную и регулятивно-поведенческую ее составляющие. От них во многом зависит, насколько значимым представляется человеку собственное здоровье, что он под ним понимает (какие знания и представления о здоровье входят в его внутреннюю картину здоровья) и то, как на деле он будет проявлять свою активность в отношении поддержания здоровья, физического и психического благополучия.

Что касается связи структурных компонентов внутренней картины здоровья с доступностью ценностей здоровья для испытуемых, то анализ данных таблицы 2 показывает картину, в общих чертах сходную с картиной значимости этих ценностей. Установлены статистически значимые положительные связи (на уровне значимости а < 0,05) между доступностью ценностей здоровья и аксиологическим, когнитивным и регулятивно-поведенческим компонентами внутренней картины здоровья. Не выявлены связи доступности ценностей здоровья с психофизическим компонентом внутренней картины здоровья. А с эмоционально-оценочным ее компонентом оказалась статистически значимо связанной лишь доступность такой ценности, как физическая сила и выносливость. Иначе говоря, доступность ценностей здоровья может детерминировать большую часть компонентов внутренней картины здоровья, связанных в первую очередь с ценностными ориентирами, представлениями о своем здоровье и действиями по отношению к нему.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично. Ценности здоровья как с точки зрения их значимости, так и доступности положительно связаны не со всеми, но с большинством структурных компонентов внутренней картины здоровья и могут рассматриваться как ее социально-психологические детерминанты. Исключение составляет психофизический компонент внутренней картины здоровья (в отношении и значимости, и доступности ценностей здоровья) и эмоционально-оценочный ее компонент (в основном в отношении доступности ценностей здоровья). По-видимому, в основе этих компонентов внутренней картины здоровья лежат иные детерминанты, не ценностной природы.

Проведенное исследование позволяет наметить пути использования на практике полученных исследовательских результатов в области психопрофилактики, консультирования, психологического просвещения граждан, реабилитационной работы с различными категориями населения. Формирование социальных ценностей в области здоровья в целом и его отдельных видов (физического, психического и др.) будет способствовать формированию целостной внутренней картины здоровья. А это, в свою очередь, можно рассматривать как важнейшее условие ответственного подхода людей к своему здоровью, проявлению собственной активности в деле его защиты и укрепления.

В качестве перспектив дальнейшего исследования проблемы внутренней картины здоровья нам видится проведение сравнительного анализа ее особенностей у представителей разных профессий, а также выявление иных социально-психологических детерминант, лежащих в основе данного явления.

Библиографический список

Абишев Р.Э. Социальная ценность здоровья // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2012. № 18. С. 6 - 8.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.

Беляев И.А. Здоровье человека как целостного природно-социально-духовного существа // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 7. С. 86-92.

Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2005. 23 с.

Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.

268 с.

Ежевская Т.И. Ценности как важный психологический ресурс личности // Гуманитарный вектор. Сер.: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 55-59.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 с.

Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Т. 2, № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/58926.shtml (дата обращения: 06.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.