Научная статья на тему 'Внутренняя картина болезни как фактор социализации в подростковом возрасте'

Внутренняя картина болезни как фактор социализации в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ БОЛЕЗНИ / PERSONAL SENSE OF THE DISEASE / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / BRONCHIAL ASTHMA / MENTAL IMAGE OF ILLNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова В.В.

В статье анализируются особенности социализации подростков с хроническим соматическим заболеванием на модели бронхиальной астмы. Обосновывается актуальность исследования психологических факторов, осложняющих процесс социализации в подростковом возрасте. Рассматривается внутренняя картина болезни в рамках психологии телесности, как важный феномен самосознания. Такой подход позволяет расширить представления о влиянии хронической соматической патологии на все сферы социализации подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL IMAGE OF ILLNESS AS A FACTOR OF SOCIALIZATION IN THE CHILDHOOD

The investigation of psychological factors, which influence on the socialization of adolescents with a chronic somatic diseases, is conditioned by the nowadays actual problem. The understanding of the peculiarities of mental image of illness, as one of the important factors, influencing on the socialization, is necessary for the working out of the effective methods of psychological help for children suffering from chronic somatic diseases. The investigation of psychological factors, which influence the peculiarities of formation and course of chronic somatic diseases in the childhood, is conditioned by the nowadays actual problem of the health of the growing up generation. The understanding of the peculiarities of mental image of illness of adolescents with bronchial asthma, as one of the important factors influencing the course and prognosis for a disease, is necessary for the working out of the effective methods of psychological help for adolescents suffering from bronchial asthma. The actuality of the research is determined by the logic of such psychological branch development as the psychology in the somatic clinic and by the medical inquiry as well.

Текст научной работы на тему «Внутренняя картина болезни как фактор социализации в подростковом возрасте»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского

Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 108-113.

УДК 159.9:61

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Романова В.В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

E-mail: taymyr2014@mail.ru

В статье анализируются особенности социализации подростков с хроническим соматическим заболеванием на модели бронхиальной астмы. Обосновывается актуальность исследования психологических факторов, осложняющих процесс социализации в подростковом возрасте. Рассматривается внутренняя картина болезни в рамках психологии телесности, как важный феномен самосознания. Такой подход позволяет расширить представления о влиянии хронической соматической патологии на все сферы социализации подростка.

Ключевые слова: социализация, внутренняя картина болезни, личностный смысл болезни, бронхиальная астма.

ВВЕДЕНИЕ

Хроническое соматическое заболевание затрагивает все сферы жизни личности, оказывает негативное влияние на различные аспекты социализации. Процесс социализации, осложненный наличием хронического соматического заболевания, имеет в подростковом возрасте свои специфические особенности. С этой точки зрения изучение особенностей социализации подростков с хроническим соматическим заболеванием достаточно актуально не только в теоретическом, но и в практическом отношении.

В отечественной традиции выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер [1]. В нашем исследовании, проведенном в рамках психологии телесности, внутренняя картина болезни (ВКБ) рассматривается как феномен самосознания. Исследование ВКБ как феномена самосознания позволяет рассмотреть, как наличие хронической патологии проявляется во всех сферах социализации подростка. Различными авторами (Б. В. Зейгарник, 1976; Ю. Ф. Поляков, 1996 и др.) неоднократно отмечалось, что в условиях патологии раскрываются механизмы и структурные компоненты психической деятельности, скрытые при нормальном протекании психических процессов, и это может оказать существенную помощь для решения общепсихологических проблем. Такой подход позволяет проследить, как осуществляется процесс социализации подростка с хронической соматической патологией и выявить его особенности. Анализ данного процесса нами был проведен на модели такого хронического соматического

заболевания, как бронхиальная астма (БА). Выбор нозологии обусловлен тем, что, по статистике Всемирной организации здравоохранения, отмечается постоянное увеличение числа детей, страдающих БА. Данное заболевание относится к числу наиболее тяжелых хронических соматических патологий у детей, ограничивает их жизнедеятельность, снижает социальную и физическую активность, посещаемость школьных занятий, что становится причиной значительного снижения качества жизни. Также необходимо отметить, что БА характеризуется определенными особенностями течения в подростковом возрасте [2].

Цель нашего исследования состояла в изучении влияния хронического соматического заболевания на социализацию школьников подросткового возраста, обобщении данных, полученных при исследовании ВКБ здоровых и болеющих подростков, для уточнения факторов влияния на социальную ситуацию развития в подростковом возрасте.

Описание выборки. Экспериментально-психологическое исследование проводилось у подростков с диагнозом БА и у подростков, не имеющих хронических соматических патологий. Возраст детей, участвовавших в исследовании, был от 11 до 17 лет. В исследовании приняли участие 49 подростков с диагнозом «бронхиальная астма I, II и III ступеней». Проводилось исследование на базе пульмонологического отделения областной детской клинической больницы г. Симферополя. Контрольную группу составили 25 учеников 5-10 классов без хронических соматических патологий.

Методики исследования. Экспериментально-психологическое исследование проводилось с помощью проективных методик. Такой подход позволил определить отношение к болезни и очертить ту социальную ситуацию развития, которая складывается у подростка в связи с его заболеванием. Также выявлялись основные тенденции, ценности и потребности подростков, исследовалась самооценка. Все перечисленные аспекты в психологии телесности рассматриваются как ВКБ. В исследовании использовались следующие методики: пиктограммы, незаконченные предложения, самооценка Дембо-Рубинштейн, методика «Игра в волшебника» и рисуночная методика, где подросткам предлагалось нарисовать три рисунка «Я здоровый», «Я больной» и «Как я себя чувствую, когда болею». Также с целью более глубокого и детального понимания психологических механизмов, приводящих к формированию ВКБ, ее структуры и динамики, с подростками, страдающими данным заболеванием, проводилась клиническая беседа.

Результаты исследования. Особенности и проблемы социализации подростков, страдающих бронхиальной астмой, ярко проявились в результате нашего исследования ВКБ. Структура ВКБ в нашем исследовании рассматривалась в рамках психологии телесности, на модели, предложенной А. Ш. Тхостовым [5]. В данной концепции субъективное отражение болезни состоит из следующих уровней: чувственная ткань, первичное означение (означенное телесное ощущение), вторичное означение (миф болезни) и личностный смысл. А. Ш. Тхостов считает что значение болезни может наполняться различным смыслом. Возможны следующие варианты соотношения болезни и мотивации: болезнь как условие, препятствующее достижению мотива (преградный, негативный смысл болезни), болезнь как условие,

способствующее достижению мотива (позитивный смысл болезни), и болезнь как условие, способствующее достижению одних мотивов и препятствующее достижению других (конфликтный смысл болезни). Именно личностный смысл, как составляющая структуры ВКБ, наиболее четко высветил все сложности, деформации и противоречия в процессе социализации больного подростка. Для большинства подростков с БА болезнь чаще носит конфликтный смысл. Зачастую заболевание не только препятствует жизненным планам, но и используется ребенком для решения проблем и манипуляции окружающими. Подростки также указывают на связь между приступами астмы и эмоциональным напряжением, конфликтными ситуациями. Достаточно часто звучали высказывания: «В школе мои учителя очень строгие, когда не могу ответить, бывает приступ» (подросток К. Х.), больная С. З. рассказывает: «Мама с папой ругались, я увидела, и приступ». Подросток Я. Т. говорит: «Приступ бывает, если мне родители не разрешили что-нибудь». Очень часто подростки связывают свое плохое самочувствие с конфликтами в семье. Необходимо отметить, что здоровые дети никак не связывают свое плохое самочувствие с конфликтными ситуациями, и болезнь для большинства из них носит негативный смысл.

Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является самосознание. Самосознание - одна из важнейших сфер, развитие которой влияет на процесс социализации. Формируется самосознание в деятельности общения. Общение со сверстниками является значимым фактором социализации подростка и представляет собой систему социальных отношений, основанных в первую очередь на общности интересов. Болеющие подростки воспринимают болезнь как условие, препятствующее общению со своими сверстниками. Продолжительное нахождение в стационаре отрывает ребенка от привычного круга общения, от совместных форм деятельности со сверстниками. Часто дети с данным диагнозом находятся на домашнем обучении, что осложняет их коммуникацию с одноклассниками, иногда они совсем ее лишены. Подростки с БА остро воспринимают многочисленные ограничения, связанные с заболеванием. Это могут быть ограничения, связанные с физической активностью, характером питания, необходимостью строго следовать рекомендациям врача. Например, подросток К. А. говорит: «У меня есть определенные запреты, и я не могу осуществить то, что хочу», или другой подросток утверждает: «Если бы я не был болен, то был бы самым обыкновенным человеком». Хроническое заболевание тормозит развитие активных форм деятельности, обусловливает и создание для больного ребенка режима ограничений и запретов, что усложняет процесс социализации. Так, подросток Р. Д. считает, что «Счастливые те, кто бегает и прыгает - я не очень счастливый», подросток С. Р.: « Когда я выздоровею, я начну бегать, заниматься спортом, у меня будет полное развитие». Связь между возникновением приступов БА и физической нагрузкой сокращает сферу взаимодействия со сверстниками, приводит к переживаниям чувства одиночества, неуверенности в себе. Серьезной проблемой становится достижение комплайенса между врачом, родителями и больным подростком, что является серьезным препятствием в достижении контроля над заболеванием. У подростков с БА часто встречается некритичное отношение к своему самочувствию, что приводит к значительным нарушениям режима лечения. Звучали

такие высказывания: «Я себя считаю здоровой, я точно не больная» (подросток С. З.), описывая рисунок «Как я себя чувствую, когда болею» подросток К. А говорит: «Ничего не чувствую, расслабление от школы». Зачастую подростки, страдающие БА, не признают свою болезнь серьезной или утверждают, что они не больны. Такое неадекватное отношение к своему заболеванию является препятствием на пути к стабилизации состояния здоровья и выздоровлению. Серьезной проблемой в жизненной ситуации болеющего ребенка является воспитание в условиях гиперопеки. Такой стиль воспитания формирует инфантилизм и эгоцентрические установки, которые изменяют поведение и нарушают социальную адаптацию подростка.

Наличие такого серьезного соматического заболевания, как БА, создает препятствия на пути удовлетворения многих актуальных потребностей подростка. Изменяется мотивационная сфера ребенка, прежде всего, перестраивается иерархия мотивов: ведущим становится мотив выздоровления. В методике незаконченные предложения, чаще всего предложение «Я всегда хотел...» дети продолжают так: «не болеть». У старшеклассников с БА болезнь препятствует реализации планов на будущую профессиональную деятельность, ограничивает их выбор дальнейшего жизненного пути. Потребности подростков, не имеющих хронического заболевания, никак не связаны с состоянием здоровья.

В нашем исследовании был выявлен ряд проблем в восприятии актуальной жизненной ситуации, как у здоровых, так и у болеющих подростков. Нами были выявлены следующие проблемные категории: «болезнь», «семья», «школа», «общение со сверстниками», «ограничения в жизнедеятельности». У детей с БА отчетливо проявились в той или иной мере все перечисленные проблемные категории. Для здоровых детей были выделены сходные проблемы, однако проблемные категории «болезнь» и «ограничения в жизнедеятельности» в актуальной жизненной ситуации не проявлялись. Важно отметить, что у подростков экспериментальной группы все выявленные проблемные категории связаны с диагнозом БА.

Самооценка подростков с БА ниже, чем у детей контрольной группы по шкалам «здоровье», «ум» и «красота», по шкале «счастье» показатели выше в группе детей с БА, что противоречит высказываниям самих подростков с БА о том, что если бы я был здоров - я бы был счастлив. Кроме того, больные подростки в ряде случаев не признавали факта своей болезни либо ее значимости. В случаях, когда больной ребенок отрицает сам факт болезни или ее значимость, необходимо постепенно приводить ребенка к осознанию и принятию болезни и ее значимости, т. к. без осознания факта болезни невозможна мотивация больного ребенка к выздоровлению. Наличие хронической патологии, осознание длительности связанных с болезнью ограничений накладывают определенный отпечаток как на личность подростка, так и на социальную ситуацию развития. Наличие любого соматического заболевания влечет за собой переструктурирование всей социальной ситуации развития ребенка [3]. Для подростка, страдающего БА, пубертатный период является более сложным, чем для здорового подростка, поскольку любая серьезная болезнь - психологическая травма для ребенка [4]. Выявленная феноменология ВКБ позволяет выделить

основные тенденции, изменения и сложности в социализации подростков с хронической соматической патологией. Полученные данные могут быть использованы для проведения психокоррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса социализации в подростковом возрасте.

ВЫВОДЫ

1. Исследование ВКБ как феномена самосознания позволяет рассмотреть, как наличие хронической соматической патологии проявляется во всех сферах социализации подростка.

2. Личностный смысл болезни, как составляющая структуры ВКБ, наиболее четко высветил все сложности и противоречия в процессе социализации болеющего подростка.

3. Наличие серьезного соматического заболевания создает препятствия на пути удовлетворения многих актуальных потребностей подростка, деформируется вся социальная ситуация развития.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 373 с.

2. Астафьева Н. Г. Бронхиальная астма у подростков // Аллергология. - 2005. - № 2.

3. Николаева В. В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестник МГУ. - 1996. - № 2. - С.8-18.

4. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику: Психологическое исследование. -М.: Изд. Моск.ун-та, 1987. - 168 с.

5. Тхостов А. Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

UDC 159.9:61

MENTAL IMAGE OF ILLNESS AS A FACTOR OF SOCIALIZATION IN

THE CHILDHOOD

Romanova V. V.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

The investigation of psychological factors, which influence on the socialization of adolescents with a chronic somatic diseases, is conditioned by the nowadays actual problem. The understanding of the peculiarities of mental image of illness, as one of the important factors, influencing on the socialization, is necessary for the working out of the effective methods of psychological help for children suffering from chronic somatic diseases. The investigation of psychological factors, which influence the peculiarities of formation and course of chronic somatic diseases in the childhood, is conditioned by the nowadays actual problem of the health of the growing up generation. The understanding of the peculiarities of mental image of illness of adolescents with bronchial asthma, as one of the important factors influencing the course and prognosis for a disease, is necessary for the working out of the effective methods of psychological help for adolescents suffering from bronchial asthma. The actuality of the research is determined by the logic of such psychological branch development as the psychology in the somatic clinic and by the medical inquiry as well.

Keywords: socialization, mental image of illness, personal sense of the disease, bronchial asthma.

References

1. Andreeva G.M. Social psychology: Textbook. For universities. - Moscow: Aspect-Press, 2000. - 373 p.

2. Astafeva N.G. Bronchial asthma in adolescents. // Allergology .- 2005.-№2.

3. Nikolaeva VV, Anna G.A. From traditional psychosomatics to the psychology of corporeality // Vestnik MGU. - 1996. - №2 - P.8 -18.

4.Nikolayeva V.V. Influence of chronic illness on the psyche: Psychological study. - Moscow: Izd. Mosk.un-ta, 1987. - 168 p.

5. Tkhostov A.Sh. Psychology of corporeality. - M .: Sense, 2002. - 287 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.