Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КЫРГЫЗСТАНА И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО'

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КЫРГЫЗСТАНА И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
183
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / внутренний туризм / государственно-частное партнерство / комплексный туристский центр / культурное наследие / дестинация / tourism / internal tourism / public-private partnership / complex touristic center / Cultural Heritage / destination

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ш.К. Сариева

В последние годы развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) становится чрезвычайно актуальным в различных сферах деятельности, в том числе и в туризме. На сегодня в Кыргызстане уже работают 15 проектов ГЧП. Одним из небезуспешных внедрений является программа «Умный город» в развитии города Бишкек. Статья посвящена вопросам использования ГЧП как наиболее эффективного варианта развития внутреннего туризма в Кыргызстане. В условиях финансово-экономического кризиса одной из основных задач становится развитие внутреннего туризма. Обозначены наиболее перспективные возможности реализации государственно-частного партнерства в сфере внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC TOURISM OF KYRGYZSTAN AND PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Last few years the development of the public-private partnership has been becoming essentially topical in different areas as well as in tourism. Today 15 PPP (Public Private Partnership) projects are already working in the Kyrgyz Republic. One of the successful implementations is the "smart city" program in the development of the city of Bishkek. The article is devoted to the issues of using public-private partnership as the most effective way to develop an internal tourism in Kyrgyzstan. The most perspective possibilities of the realization of the public-private partnership were highlighted. The most perspective possibilities of the realization of the publicprivate partnership were highlighted.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КЫРГЫЗСТАНА И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО»

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КЫРГЫЗСТАНА И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ

ПАРТНЕРСТВО

Ш.К. Сариева, канд. экон. наук, доцент

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10729

Аннотация. В последние годы развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) становится чрезвычайно актуальным в различных сферах деятельности, в том числе и в туризме. На сегодня в Кыргызстане уже работают 15 проектов ГЧП. Одним из небезуспешных внедрений является программа «Умный город» в развитии города Бишкек. Статья посвящена вопросам использования ГЧП как наиболее эффективного варианта развития внутреннего туризма в Кыргызстане. В условиях финансово-экономического кризиса одной из основных задач становится развитие внутреннего туризма. Обозначены наиболее перспективные возможности реализации государственно-частного партнерства в сфере внутреннего туризма.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, государственно-частное партнерство, комплексный туристский центр, культурное наследие, дестинация.

Сегодняшний статус туризма это статус особого положения в социально-экономическом пространстве государств мира. Правительство Кыргызской Республике придаёт большое значение туризму. Так, туризм выделен в одну из преимуще-

Туризм, как объект научного изучения занимает достойное место в исследованиях ведущих экономистов республики. Акаде-

ственных курсов прогресса экономики Кыргызстана.

Вклад данного сектора в ВВП страны растет с каждым годом, за исключением периодов, связанных с политической нестабильностью в республике.

мик Национальной академии наук Кыргызской Республики, доктор экономических наук Койчуев Т.К. видит в создании

Рис. Доля сферы туристической деятельности в ВВП, в процентах

крупной высокодоходной и структурно-гибкой индустрии туризма объективные предпосылки для поднятия национальной экономики. Развитие индустрии туризма в республике обусловит и рост сопряженных с ним инфраструктурных производств, таких как, ювелирное, сувенирное, пищевое, сельскохозяйственное, транспортное и т.д. [2].

По мнению ведущих международных исследователей, в т.ч. Российской Федерации, развивающимся странам, таким как Кыргызстан, целесообразно возрождать подъём экономики страны именно с развития туризма: «Важный аргумент в пользу развития международного туризма - высокие темпы оборачиваемости капитала, быстрая (как правило, в течение 2-4 лет) окупаемость. Именно поэтому многие страны, находившиеся или находящиеся в тяжелом валютно-финансовом положении, делали ставку на туризм как то звено экономики, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь экономических проблем» [6].

Богатый и разнообразный природно-рекреационный потенциал, а также культурное наследие Кыргызстана формируют определенные потенциальные условия для стабильного регионального роста, повышения благосостояния местного населения, а также активизации развития отраслей, которые сопряжены с туризмом.

Кыргызстан представляет интерес для туристов вообще, и для тех кто, прежде всего, отправляется за историческими и культурными познаниями, за впечатляющим эффектом от новых встреч.

В условиях финансово-экономического кризиса одной из основных задач становится развитие внутреннего туризма. Многие кыргызстанцы, осуществлявшие отпускной отдых за рубежом, ныне не могут дозволить себе такое положение. И, как следствие, будет исследоваться другой потенциал внутри страны.

Кыргызстан обладает ощутимыми памятниками природы, культуры, историческими и архитектурными свидетельствами для прогресса внутреннего туризма. Тем не менее, внутренний туризм, по сравнению с внешним туризмом, развит намного слабее. На прогресс сегмента внутреннего

туризма оказывает влияние ряд отрицательных факторов, таких как, тяжелое положение страны социально и экономически, недостаточный уровень доходов населения, слаборазвитая инфраструктура.

Сегодня необходимо активизировать различные направления, улучшающие эффективность роста экономики Кыргызстана. Одним из таких трендов является государственно-частное партнерство, то есть эксплуатация частных фондов в целях удовлетворения нужд общества. Приложение государственно-частного партнерства является очень анонсированной сегодня, ведь именно такой тандем может форсировать прогресс внутреннего туризма в Кыргызстане.

При воплощении программ государственно-частного партнерства частный бизнес обязуется разработать, построить и профинансировать объекты общественной значимости, а также управлять ими в соответствии с государственными стандартами. В свою очередь, государство обязуется произвести оплату, размер которого зависит от достигнутых результатов.

Такой тандем государства и частного сектора, как государственно-частное партнерство, уже имеет свою долгую историю. Например, в Римской империи частным лицам передавались в управление значимые объекты, такие как порты, бани, почты станции. С помощью государственно-частного партнерства в США был построен Island Immigration Museum, где демонстрируется начало американской нации -нации иммигрантов. В результате такого сотрудничества был реализован Культурный и Конгресс-Центр в г. Люцерне (Швейцария).

Таким образом, можно констатировать, что государственно-частное партнерство приносит существенный эффект.

Одним из механизмов применения государственно-частного партнерства может быть развитие транспортной инфраструктуры регионов, в частности, улучшение автомобильных дорог.

В этой связи хотелось бы отметить, что основным туристским потоком является Иссык-кульская область. В настоящее время инфраструктура туризма области

предоставлена 132 различными оздоровительными учреждениями. Это курорты, санатории, детские и оздоровительные лагеря. В этом туристском районе выделены 24 туристские зоны, среди которых такие весьма популярные зоны как Джети-Огуз, Барскоон, Каджи-Сай, Тамга и т.д., которые находятся на южном берегу Иссык-куля.

В последнее время дестинация южного берега Иссык-куля становится очень популярным среди внутренних туристов. Но автомагистраль юга находится в очень плачевном состоянии по сравнению с автомагистралью севера. Для обеспечения соответствующего качества обслуживания туристов необходимо надлежащим образом обустроить южную автотрассу, улучшить качество дорожного полотна, повысить безопасность трассы, создать разветвленную сеть объектов дорожного сервиса, оборудовать трассы указателями и информационными табло на иностранных языках.

Другим примером реализации проектов государственно-частного партнерства в отрасли внутреннего туризма может стать внедрение городских экскурсионных автобусов и троллейбусов в крупных городах республики. Как говорится, новое - это забытое старое. В период советской власти в г.Фрунзе (ныне Бишкек) курсировал экскурсионный троллейбус, маршрут которого пролегал через пути, где когда-то проходил Великий Шелковый путь. Немногие жители могут рассказать приезжим о достопримечательностях города. Очевидно, что надо возрождать экскурсионный туризм. И в первую очередь, этот туризм должен быть направлен не на иностранцев, а на внутренних туристов. Возможно, стоит возродить троллейбусные и автобусные экскурсионные маршруты. В данном случае, человек пока едет, пусть даже две-три остановки узнает что-то новое для себя о своем городе.

Муниципальные маршруты предложат жителям города рассказ о людях и событиях, в честь которых они названы, а также об истории улиц и площадей, мимо которых проходит путь автобуса.

Механизмы государственно-частного партнерства можно использовать для реконструкции театров, музеев, спортивных сооружений, а также санаторий и здравниц. В особенности модернизация и реконструкция домов культуры, кинотеатров, стадионов необходимы в регионах страны. Такие объекты помогут формированию инфраструктуры внутреннего туризма, повышению туристской аттрактив-ности регионов, а также региональному развитию в целом.

Сегодня большинство памятников истории, культуры и архитектуры в стране находятся в плачевном состоянии, они не реставрируются, не приводятся в подобающий вид. В конце концов, они либо приходят в негодность, либо совсем уничтожаются.

Так, в течение более 10 лет не реставрировались такие памятники как архитектура «Ташрабат», башня Бурана, баня средних веков в Сулайман-тоо.

Комплекс Бурана в последний раз реставрировался более 30 лет назад. На это государство не выделяет бюджетные средства.

Одним из вариантов государственно-частного партнерства может стать создание культурных центров на базе памятников природы и истории.

Актуальными приоритетами в таком направлении являются «музеефицирован-ные памятники», которые расположены в природных парках и заповедниках. В международной практике накоплен немалый опыт создания музеев под открытым небом. В этих комплексах могут входить как природные, так и искусственные центры.

Такие комплексные центры (природно-историко-культурные) помогут обновить существующую туристскую инфраструктуру региона, в котором находится определенный объект. Создание таких центров предусматривает установление сосуществования государства с музеями, парками и общественными организациями. Комплексный туристский центр, возможно, станет актуальным источником ресурсов, который не зависит от сезонности, а также других детерминантов воздействия на область туризма, и, кроме того, располагаю-

щим абсолютно бесконечным потенциалом.

Примером программ государственно -частного партнерства, который также является эффективным, является реконструкция и модернизация аэропортов в г. Нарын и г. Каракол. Осуществление Национальной авиакомпанией «Кыргызстан аба жолдору» междугородних авиаперевозок может стать важнейшим источником поступлений от внутреннего туризма. В настоящее время перелеты производятся, в основном, в южном направлении. Особенно наиболее эффективным, на мой взгляд, может стать реконструкция аэропорта в г. Нарын. Это обусловлено горным рельефом региона. Уникальность Нарынского региона дает возможность развития нетрадиционных, альтернативных направлений туризма - альпинизма, горнолыжного туризма, рафтинга. Нарынский регион по праву может считаться высокогорной здравницей.

Еще в одном качестве может быть реализовано государственно - частное партнерство - это обеспечение безопасности границ. Примером является самая отдаленная от республиканского центра область - Баткенская. В стратегической программе развития Баткенской области выбран амбициозный и созидающий девиз: «Баткен это не край, а начало Кыргызстана» [4].

Область обладает значительным тури-стско-рекреационным потенциалом и име-

ризма. В настоящее время на ее территории работают 6 туристических объектов, регион посещают более 22,2 тыс. туристов. Однако, сегодня туристский потенциал области задействован не в полную меру из-за существующих проблем. И одной из таких проблем являются наличие пограничных постов Республики Узбекистан вокруг анклавов Сох, Шахимардан, что препятствуют развитию туризма в Баткен-ской области, так как на этих постах создаются барьеры; неурегулированность существующей в республике системы визовой и разрешительной поддержки иностранных туристов, правовая незащищенность туристов, недостаток информационных услуг.

В современных условиях решить все эти проблемы практически невозможно. Чтобы решить эти проблемы, нужны немалые финансовые вложения, а также определенный государственный аппарат, которому предстоит всем этим заниматься. На мой взгляд, государственно-частное партнерство - это и есть единственно правильный способ решения тех проблем, которые возникли в настоящее время в сегменте туризма Кыргызстана.

Итак, взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса в таком направлении как государственно-частное партнерство может стать одним из существенных и прогрессивных направлений в развитии внутреннего туризма в современных условиях.

ет полный потенциал для прогресса ту-

Библиографический список

1. Дудашвили С.Д. Туристические ресурсы Кыргызстана. - Бишкек, 2004.

2. Койчуев Т.К. О переходе республик современной Советской Центральной Азии на рыночную экономику (По материалам выступления на Центрально-азиатском исследовательском форуме, состоявшемся 8-16 ноября 1990 г. в г. Лондоне) Известия АН Республики Кыргызстан. Общественные науки. 1991 г., №1, С. 6.

3. Орозбаев К.О., Омурбекова М.О., Аксенова Ж.А. Государственно-частное партнерство в Кыргызстане. - Бишкек, 2014.

4. Программа развития Баткенской области КР на 2008-2011 годы.

5. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. - М.:ГУ-ВШЭ, 2010.

DOMESTIC TOURISM OF KYRGYZSTAN AND PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Sh.K. Sarieva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kyrgyz National University named after J. Balasagyn (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. Last few years the development of the public-private partnership has been becoming essentially topical in different areas as well as in tourism. Today 15 PPP (Public Private Partnership) projects are already working in the Kyrgyz Republic. One of the successful implementations is the "smart city" program in the development of the city of Bishkek. The article is devoted to the issues of using public-private partnership as the most effective way to develop an internal tourism in Kyrgyzstan. The most perspective possibilities of the realization of the public-private partnership were highlighted. The most perspective possibilities of the realization of the public-private partnership were highlighted.

Keywords: tourism, internal tourism, public-private partnership, complex touristic center, Cultural Heritage, destination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.