Научная статья на тему 'Возможности развития внутреннего туризма в Нарынской области Кыргызской республики'

Возможности развития внутреннего туризма в Нарынской области Кыргызской республики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1041
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / TOURISM / INTERNAL TOURISM / TOURISTIC COMPLEXES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сариева Ш. К.

На сегодняшний день развитие внутреннего туризма становится все более актуальным. В статье проведен анализ привлекательности рынка внутреннего туризма Нарынской области Кыргызстана, а также обозначены проблемы развития данной отрасли в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности развития внутреннего туризма в Нарынской области Кыргызской республики»

Сариева Ш.К. ©

Старший преподаватель, экономический факультет,

Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В НАРЫНСКОЙ ОБЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация

На сегодняшний день развитие внутреннего туризма становится все более актуальным. В статье проведен анализ привлекательности рынка внутреннего туризма Нарынской области Кыргызстана, а также обозначены проблемы развития данной отрасли в регионе.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, туристские комплексы.

Keywords: tourism, internal tourism, touristic complexes.

Туризм, позиционируемый в качестве приоритетной отрасли экономики Кыргызской Республики, может оказать позитивное влияние на решение не только экономических задач, но и на достижение цели социального характера, а также обеспечить охрану окружающей среды. Туризм, особенно в Кыргызской Республике с ее природными возможностями и культурным наследием, может внести большой вклад для роста занятости населения и экономического продвижения.

В стране не располагающей значительными запасами нефти и газа, развитие индустрии туризма имеет стратегически важное значение. В то же время за все эти годы туристическая отрасль не продвинулась значительно. Имеется большой потенциал, который пока не удается реализовать. Кыргызская Республика обладает богатым историческим и культурным наследием, а в отдельных регионах - нетронутой, дикой природой, что является предпосылкой развития различных форм туризма.

Посещение привлекательных мест Кыргызстана всеми категориями туристов позволяют участникам рынка формировать предложение на потенциально высокий спрос.

По Чуйской области наиболее популярными местами посещения внутренних туристов являются город Бишкек и природный парк Ала-Арча.

В Таласской области большой интерес туристов вызывает комплекс “Манас-Ордосу”. Так же большим спросом пользуется заповедник Беш-Таш.

В Иссык-Кульской области наиболее посещаемыми местами туристов всех категорий является побережье самого озера Иссык-Куль, город Каракол, а также курорт Джети-Огуз.

Сегодня растет популярность озера Сон-Куль и комплекса Таш-Рабат в Нарынской области.

В Джалал-Абадской области туристов привлекает курорт Арсланбоб, заповедник Сары-Челек и лечебно-оздоровительный курорт Жалал-Абадской области.

В Баткенской области большая доля туристов всех категорий предпочитает посетить село Карабулак, городище Исфана и Булак-Башы.

В Ошской области большим спросом пользуется святая гора Сулейман, заповедник Бешик - Таш, а также альплагер “Памир”.

Виды мероприятий, которые осуществили туристы во время пребывания в Кыргызстане, треть туристов стран СНГ провела на побережье озера Иссык- Куль, таковых туристов из ДЗ и внутренних туристов составило в среднем 16,5.

Среди внутренних туристов в большей степени, чем у иностранных туристов популярен оздоровительный туризм (лечение натуральными и природными продуктами).

© Сариева Ш.К., 2015 г.

Подавляющее большинство внутренних туристов также выразили желание снова вернуться в места своего отдыха.

Рассмотрим возможности Нарынской области Кыргызской Республики для развития внутреннего туризма.

Несмотря на то, что Кыргызская Республика является небольшой страной с точки зрения занимаемой территории, она входит в число 200 приоритетных экологических регионов планеты. Это обусловлено наибольшей концентрацией видового разнообразия флоры и фауны. Так, здесь встречается около 2 % видов мировой флоры и 3 % видов мировой фауны.

Нарынская область располагает уникальными природными и историко-культурными ресурсами, формирующими благоприятную среду для развития туристической отрасли и создания новых туристических продуктов, таких как горный туризм, эко-туризм, приключенческий горный туризм и охотничьи туры. Область отличается от других регионов республики богатой флорой и фауной, здесь произрастают реликтовая Тянь-шаньская голубая ель, арча Туркестанская и т.д., обитает большое количество зверей и птиц, имеющих охотничье-промысловое значение, туров, в частности на архары Марко Поло и козероги, к которым проявляют большой интерес зарубежные охотники.

В Нарынском заповеднике охраняется крупный массив еловых лесов, высокогорные луга и другие горные экосистемы, характерные для внутреннего Тянь-Шаня. На территории заповедника встречаются такие редкие виды животных и птиц, как снежный барс, рысь, медведь, архар, серпоклюв и др. Территория заповедника -единственное место в республике, где сохранилась высокая численность марала.

Традиционно основными направлениями туризма в регионе являются культурнопознавательный (51%) и курортно-рекреационный (29%). В последние годы начинают развиваться экологический и приключенческий виды туризма, на их долю приходится соответственно 18% и 2% туров. Развитие нетрадиционных, альтернативных, направлений туризма в регионе обусловлены уникальным горным рельефом региона - горные вершины, ледники, пещеры, озера, реки создают возможности для развития альпинизма, горнолыжного туризма, рафтинга, и удивительными оздоровительными свойствами местных гор -Нарынский регион по праву может считаться высокогорной здравницей.

В настоящее время по Нарынской области зарегистрировано 44 туристские фирмы, однако, из них активно работают только 9: СВТ-Тревель, ОсОО «Шахида», санаторий «Чон-Туз», «СВТ плюс Эко», ОсОО «Тянь-Шань», РТМ-2, КГПС «Горизонт Тревель», ОсОО «Топ Азия», ОО «Шепердель лайф». Также по области функционируют 27 кафе и 4 ресторана, 39 гостиниц и гостевых домов. Ежегодно организуются юртовые городки у высокогорного, живописного озера Сонкуль, около архитектурного памятника средних веков Караван-сарая, Ташрабат, в зоне отдыха Салкын-Тор и вагоны в участке Торугарт и по популярным туристическим маршрутам, таким как: места захоронения Тоголок-Молдо, Тайлак-Баатыра, замок Шырдабек-Баатыра, место отдыха «Келинташ», лечебница «Жылуусуу», пастбища «Аксай», «Бычан», «Арпа», «Кашкасуу», «Кызкоргон», «Акмойнок», «Балатапан» и другие.

По Нарынской области в сфере туризма занято более 500 человек, из них в гостиничном бизнесе - более 200 человек, в том числе частные предприниматели, оказывающие туристические услуги в юртах. В ресторанном бизнесе, предоставляющем блюда национальной и европейской кухни, занято более 250 человек.

В Нарынской области за последние четыре года с 2011 по 2014 гг. число гостиниц увеличилось на 46,9% и составила 72 гостиницы, предприятия отдыха и туризма - на 35,9%, количество ресторанов, баров и столовых - почти на 54%, туристические агентства, санаторно-курортные учреждения, природные парки и заповедники остались без изменений

[3].

Таблица 1

Количество хозяйствующих субъектов, в том числе юридических лиц, осуществляющих свою

деятельность в сфере туризма

2011г 2012г 2013г 2014г

всего в т.ч. юрид. лица всего в т. ч. юрид. лица всего в т. ч. юрид. лица всего в т. ч. юрид. лица

гостиницы 49 7 52 7 62 7 72 7

предприятия отдыха и туризма 64 4 67 4 75 4 87 5

рестораны, бары и столовые 26 1 30 1 36 1 40 1

туристические агентства 85 53 81 52 84 53 85 53

санаторно- курортные учреждения 3 3 3 3 3 3 3 3

природные парки и заповедники 2 2 2 2 2 2 3 2

При этом, как видно из данных приведенной таблицы 1, количество юридических лиц осталось практически неизменным.

Если рассматривать ценовую политику хозяйствующих субъектов, то можно отметить по Нарынской области, как и в целом по республике, небольшую разницу в стоимости койкосуток для граждан нашей страны и иностранным туристам (табл. 2).

Таблица 2

Средняя стоимость койко-суток, сом

2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011г 2012г 2013г

Резиденты 208 225 253 274 305 349 384 411

Нерезиденты 318 266 299 323 396 386 432 442

Соответственно, полученный доход гостиниц от обслуживания внутренних туристов превышает доход, полученный от иностранных туристов (табл.3).

Таблица 3

Динамика дохода, полученного гостиницами от обслуживания туристов,

тыс. сомов

2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011г 2012г 2013г

Резиденты 520 945 1239,7 1561,8 1708 2233,6 1843,2 1849,5

Нерезиденты 667,8 558,6 598 549,1 673,2 694,8 820,8 1016,6

Для того, чтобы посмотреть насколько реально рос доход, полученный от туризма в области и исключить влияние инфляции, переведем полученный доход в тысячах сомов по среднему курсу доллара США на соответствующий период времени (табл.4).

Таблица 4

Динамика дохода, полученного гостиницами от обслуживания туристов, тыс.долл.

2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011г 2012г 2013г

Резиденты 12,9 25,3 33,9 36,4 37,2 48,4 39,2 38,2

Нерезиденты 16,6 15,0 16,4 12,8 14,6 15,1 17,5 21,0

Как видим, доход за изучаемый период стабильно возрастал, в отдельные годы даже был большой скачок, затем опять пошло снижение. Как видно из таблицы 4, доход, полученный гостиницами от иностранных туристов, неуклонно растет.

В то же время, объем предоставленных рыночных услуг деятельности туристических агентств по Нарынской области за период с 2006 по 2013 гг. возрастал до 2010 г - 3,9 млн. сомов и после 2010 года резко снизился почти в два раза - 1,8 млн. сомов (табл.5)

Таблица 5

Динамика изменения объема предоставленных рыночных услуг деятельности туристических

агентств, млн.сом

2006г 2007г 2008г 2009 г 2010г 2011г 2012г 2013г

Объем предоставленных рыночных услуг млн.сом 2,1 2,5 2 3,5 3,9 2,3 2 1,8

Если рассматривать в долларах США, то максимальный объем предоставленных услуг составил 84860 долларов США в 2010 году и минимальный - 37160 долларов в 2013 году. Данный показатель ярко демонстрирует слабую работу туристических агентств по развитию внутреннего туризма.

Несмотря на благоприятные условия и уникальные рекреационные ресурсы, уровень их освоенности в области относительно низкий.

Проблемы развития отрасли внутреннего туризма в Нарынской области заключаются в следующем:

• система размещения не отвечает потребностям различных социальных групп, существует проблема несоответствия цены и качества предоставляемых услуг;

• низкий уровень развития систем общественного питания. Постоянно нарушаются санитарные нормы, технология приготовления блюд, мытья посуды, не соблюдаются правила личной гигиены сотрудников;

• плохое состояние транспортных коммуникаций;

• развитие многих видов туризма тормозится отсутствием или низким качеством специальной инфраструктуры;

• очень остро стоит проблема систематической подготовки и переподготовки кадров для разных секторов туризма;

• отсутствует взаимодействие власти, представителей туристского бизнеса и сервисных служб в продвижении туризма.

Таким образом, можно констатировать, что Нарынская область Кыргызстана обладает значительными памятниками природы, истории и культуры, что позволит в перспективе развить внутренний туризм в Кыргызстане.

Литература

1. Дудашвили С.Д. Туристические ресурсы Кыргызстана. Бишкек, 2004.

2. Койчуев Т.К. О переходе республик современной Советской Центральной Азии на рыночную экономику (По материалам выступления на Центрально-азиатском исследовательском форуме, состоявшемся 8-16 ноября 1990 г в г.Лондоне) Известия АН Республики Кыргызстан. Общественные науки. 1991 г., N 1, стр.6

3. Статистический сборник “Туризм в Кыргызстане”, Бишкек 2013

4. Официальное издание “Кыргызстан в цифрах”, Бишкек 2013

5. Исследование рынка туризма Кыргызстана, SIAR Research&Consulting, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.