Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в сфере туризма в России'

Государственно-частное партнерство в сфере туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
461
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / STATE & PRIVATE SECTOR PARTNERSHIP / TOURISM / TOURISM AND RECREATION SPECIAL ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гласова Екатерина Сергеевна, Сафронова Светлана Эдуардовна

В данной статье рассматривается история государственно-частного партнерства в сфере туризма в России, проблемы и перспективы развития ГЧП данной сферы в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State & Private Sector Partnership in tourism in Russia

The article is on history and possibilities of State & Private Sector Partnership in tourism in Russia.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в сфере туризма в России»

УДК 338.26

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РОССИИ © Гласова Е. С., Сафронова С. Э., 2017

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье рассматривается история государственно-частного партнерства в сфере туризма в России, проблемы и перспективы развития ГЧП данной сферы в будущем.

№ 1 • 2017

Бизнес-образование в экономике знаний 12

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, туризм, туристско-рекреационные зоны, туристические кластеры.

Сфера туризма является важным направлением деятельности правительства любой страны, поскольку привлечение туристов приносит определенный доход в казну государства. Кроме того, высокоразвитый туризм создает определенный имидж страны, позволяет совершенствовать популярные туристические регионы и усиливает чувство патриотизма в жителях. Однако зачастую правительство не располагает нужными финансовыми ресурсами для успешного развития туризма. Одним из решений данной проблемы становится привлечение средств извне — государственно-частное партнерство.

Государственно-частное партнерство в сфере туризма существует уже достаточно давно, однако его официальным оформлением принято считать 2 августа 2011 года — именно в этот день была принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Именно в данной программе были заложены основные идеи и принципы привлечения инвесторов к значимым для правительства туристическим проектам. Согласно данной программе, из планируемых 139 миллиардов рублей на развитие туризма 70 % являются привлеченными со стороны [1].

Лидером среди городов, в которых успешно внедряются проекты ГЧП в сфере туризма, является Санкт-Петербург — второй после Москвы по популярности город для иностранцев, приехавших в Россию. В 2015 году «вторую столицу» посетило около 6,5 миллионов туристов, среди которых около 3 миллионов иностранцев [2].

В Санкт-Петербурге реализуются не только проекты, имеющие прямое отношение к туризму, но и проекты в других сферах, которые также влияют на привлечение туристов. Правительство уделяет большое внимание инфраструктурным проектам, реализация которых позволит увеличить пассажиропоток в город. Это и модернизация аэропорта «Пулково», и строительство платной дороги Москва — Санкт-Петербург, и возведение Орловского тоннеля.... Однако реализуются в Санкт-Петербурге и исключительно туристические проекты. Так, в городе успешно функционируют городской водный туристско-экскурсионный автобус и городской экскурсионный автобус «Сити-тур», построенные на основе ГЧП [3]. Кроме того, развивается и событийный туризм, основанный на поддержке инвесторов.

Также важным направлением деятельности ГЧП в туризме является создание туристско-рекреационных зон — особых экономических зон, создаваемых для развития и оказания услуг в сфере туризма. На сегодняшний день в России создано семь таких зон: в Калининградской и Иркутской областях, в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском крае, в республиках Алтай и Бурятия

[4]. Большая часть средств на создание и развития данных зон была привлечена извне. Так, из 30 миллиардов рублей, вложенных в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» на Алтае, средствами государства являются лишь 12, остальные 18 миллиардов — вложения частных партнеров [5].

Кроме создания туристско-рекреационных зон, государственно-частное партнерство применяется в различных проектах, направленных на развитие культурно-познавательного туризма и сохранение историко-культурного наследия. Примером является «Насон-город» в Вологде — туристический кластер, состоящий из целого комплекса культурных, развлекательных и оздоровительных заведений. Общая стоимость проекта, запущенного в 2013 году, составляет 6,9 миллиардов рублей, из которых около 5 миллиардов являются средствами инвесторов [6]. Согласно статистике, туристический поток в Вологду с 2010 года вырос в 3 раза, что большинство аналитиков связывают именно с развитием комплекса «Насон-город». На настоящий момент осуществлена значительная часть проекта, в ближайшие годы планируется построить на территории кластера еще 2 многофункциональных комплекса, 3 гостиницы, восстановить 9 памятников культурного наследия.

Другим примером является туристический кластер «Этническая Чувашия» в Чебоксарах, в который будут входить этноэкологический комплекс «Ясна» и этнокомплекс «Амазония». В 2014 году правительство выделило на осуществление данной идеи около 280 миллионов рублей, внебюджетные же инвестиции составили порядка 540 миллионов [7].

Таким образом, в нашей стране существует достаточно много уже выполненных и только запланированных проектов в сфере туризма на основе привлечения средств частных инвесторов. Однако в сложившейся непростой экономической ситуации отношения на основе ГЧП сталкиваются с рядом проблем. В первую очередь стоит отметить относительно невысокую популярность внутреннего туризма в нашей стране. Несмотря на популяризацию российских туристических направлений, большая часть жителей предпочитает отдых за рубежом. К причинам данной проблемы можно отнести недостаточный уровень сервиса и сравнительно высокие цены.

Другой существенной проблемой является отсутствие подходящей инфраструктуры. Развивая туризм в регионах, необходимо уделять внимание и совершенствованию автомобильных дорог, аэропортов и вокзалов. Туристы должны иметь возможность удобно и быстро добираться до курортных и туристических мест.

Кроме того, необходимо проводить масштабную рекламу. В России проводится

13 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2017

популяризация курортных направлений, таких как Сочи и Крым, однако стоит задуматься о рекламе исторических и культурных мест нашей страны: Костромы, Вологды и т. д.

Однако прогнозы весьма оптимистичны. Сложившаяся политическая ситуация и меры государства по развитию и продвижению туризма в России привели к тому, что в 2016 году впервые внутренний туризм обогнал по популярности выездной [8]. Кроме того, по словам экспертов, рост популярности туристических направлений в России продолжится. Таким образом, пока туризм в России будет набирать популярность, интерес со стороны частных инвесторов не будет снижаться. ■

1. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: ФЗ от 01.12.2014 N 384-Ф3 (ред. от 28.11.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - 2016.

2. В этом году в Петербург могут приехать почти 3 млн иностранных туристов [Электронный ресурс] // Ведомости: Электронное периодическое издание - URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/04/29/63956 2-peterburg-turistov (Дата обращения:: 15.12.2016).

3. Власова Т. И. Государственно-частное партнерство - один из основных факторов динамичного развития индустрии туризма и гостеприимства [Электронный ресурс] // Все о туризме: Интернет-портал - URL: http://tourlib.net/statti_tourism/vlasova3.htm (Дата обращения:: 17.12.2016).

4. Туристско-рекреационные зоны России [Электронный ресурс] // Туризм в России: Интернет-портал - URL: http://sokolov33.ru/index.php/osnovy-turizma/97-turistsko-rekreatsionnye-zony-rossii (Дата обращения:: 17.12.2016).

5. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Алтайского края -URL:

http://invest.alregn.ru/institutes/zones/sez_turquoise_katun/ (Дата обращения:: 20.12.2016).

6. Проект «Насон-город» для популяризации Русского Севера. Инвестиции - 6,9 млрд рублей [Электронный ресурс] // Инвестиции в туризм: Интернет-портал - URL: http://rusturinvest.ru/article/proekt-nason-gorod---dlya-populyarizacii-russkogo--1982.html (Дата обращения:: 20.12.2016).

7. Создание туристско-рекреационного кластера «Этническая Чувашия» [Электронный ресурс] // Официальный портал города Чебоксары - URL: http://gov. cap .ru/SiteMap.aspx?gov_id=81 &id= 1945810 (Дата обращения:: 20.12.2016).

8. Туристы выбирают родное [Электронный ресурс] // Газета.Ру: Интернет-портал - URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/09/12/10190135. shtml (Дата обращения:: 20.12.2016).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Власова Т. И. Государственно-частное

партнерство - один из основных факторов

динамичного развития индустрии туризма и гостеприимства [Электронный ресурс] // Все о туризме: Интернет-портал - URL: http ://tourlib.net/statti_tourism/vlasova3 .htm (Дата обращения:: 17.12.2016).

В этом году в Петербург могут приехать почти 3 млн иностранных туристов [Электронный ресурс] // Ведомости: Электронное периодическое издание -URL:

http://www.vedomosti.ru/business/artides/2016/04/29/ 639562-peterburg-turistov (Дата обращения:: 15.12.2016).

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Алтайского края - URL:

http://invest.alregn.ru/institutes/zones/sez_turquoise_ka tun/ (Дата обращения:: 20.12.2016).

О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: ФЗ от 01.12.2014 N 384-Ф3 (ред. от 28.11.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - 2016.

Проект «Насон-город» - для популяризации Русского Севера. Инвестиции - 6,9 млрд. рублей [Электронный ресурс] // Инвестиции в туризм: Интернет-портал - URL:

http://rusturinvest.ru/article/proekt-nason-gorod—dlya-populyarizacii-russkogo--1982. html (Дата

обращения:: 20.12.2016).

Создание туристско-рекреационного кластера «Этническая Чувашия» [Электронный ресурс] // Официальный портал города Чебоксары - URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=81&id=194581 0 (Дата обращения:: 20.12.2016).

Туристско-рекреационные зоны России [Электронный ресурс] // Туризм в России: Интернет-портал - URL:

http://sokolov33.ru/index.php/osnovy-turizma/97-turistsko-rekreatsionnye-zony-rossii (Дата

обращения:: 17.12.2016).

Туристы выбирают родное [Электронный ресурс] // Газета.Ру: Интернет-портал - URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/09/12/10190135.s html (Дата обращения:: 20.12.2016).

State & Private Sector Partnership in tourism in Russia

© Glasova E., Safronova S., 2017

The article is on history and possibilities of State & Private Sector Partnership in tourism in Russia.

Keywords: state & private sector partnership, tourism, tourism and recreation special economic zone

№ 1 • 2017

Бизнес-образование в экономике знаний 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.