Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / внутренний туризм / подготовка кадров / профессиональное образование

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпильман В. И.

В настоящее время туризм постепенно восстанавливается после эпидемии, что позволяет прогнозировать увеличение турпотока. Исходя из прогнозных сценариев специалистов Всемирной туристской организации (ЮНВТО) на 2024 год, число международных туристских прибытий может достичь 80-95% от допандемического уровня, даже несмотря на различные вызовы, включая экономическую ситуацию и сохраняющуюся геополитическую неопределенность. Согласно новым данным ЮНВТО, в 2022 году более 900 млн. туристов совершили международные поездки, что вдвое превышает число, зарегистрированное в 2021 году. Во всех регионах мира было зафиксировано заметное увеличение числа международных туристов. Однако развитие туризма определяется не только количественными, но и качественными изменениями. При выборе турмаршрута туристы руководствуются, как и прежде соотношением цены и качества, а также направлением путешествия ближе к дому в ответ на сложный экономический климат. Несмотря на положительную динамику в сфере туризма, в отрасли отмечается существенный дефицит высококвалифицированных работников, отсутствие гибкости системы подготовки кадров под меняющиеся запросы рынка труда. В статье рассмотрен внутренний туризм как фактор развития профессионального образования. Представлены статистические данные, иллюстрирующие развитие внутреннего туризма в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шпильман В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 338.48, 378, 379.85

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шпильман В.И.

Генеральный Директор IQ Vector - Национальный образовательный ресурс Вице-Президент Федерации Рестораторов и Отельеров по туристской деятельности г. Москва, Российская Федерация vadshp@gmail.com

Аннотация. В настоящее время туризм постепенно восстанавливается после эпидемии, что позволяет прогнозировать увеличение турпотока. Исходя из прогнозных сценариев специалистов Всемирной туристской организации (ЮНВТО) на 2024 год, число международных туристских прибытий может достичь 80-95% от допандемического уровня, даже несмотря на различные вызовы, включая экономическую ситуацию и сохраняющуюся геополитическую неопределенность. Согласно новым данным ЮНВТО, в 2022 году более 900 млн. туристов совершили международные поездки, что вдвое превышает число, зарегистрированное в 2021 году. Во всех регионах мира было зафиксировано заметное увеличение числа международных туристов. Однако развитие туризма определяется не только количественными, но и качественными изменениями. При выборе турмаршрута туристы руководствуются, как и прежде соотношением цены и качества, а также направлением путешествия ближе к дому в ответ на сложный экономический климат. Несмотря на положительную динамику в сфере туризма, в отрасли отмечается существенный дефицит высококвалифицированных работников, отсутствие гибкости системы подготовки кадров под меняющиеся запросы рынка труда. В статье рассмотрен внутренний туризм как фактор развития профессионального образования. Представлены статистические данные, иллюстрирующие развитие внутреннего туризма в современных условиях.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, подготовка кадров, профессиональное образование

Для выявления предпосылок изменения региональный системы профессиональной подготовки туристских кадров представляется целесообразным исследование, в первую очередь, внутреннего туризма с позиции его сущностных характеристик.

Внутренний туризм определен законодателем как «туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации».

Внутренний туризм как сфера деятельности объединяет в себе различные функции, в числе которых экономическая, социальная, коммуникативная, гуманитарная [2]. Для настоящего исследования интерес представляет экономическая функция внутреннего туризма, которая содействует эффективному функционированию национальной экономики, в результате объединения различных аспектов туристского потребления. Процесс потребления в туризме сопряжен с движением туриста к месту потребления, при этом задействована транспортная инфраструктура, средства размещения, предприятия питания и торговли, культурно-досуговые и спортивные учреждения и другие объекты.

Реализация экономической функции внутреннего туризма способствует росту оборота на потребительском рынке. Наряду с этим строительство инфраструктурных объектов как туризма, так и объектов смежных отраслей и транспортной инфраструктуры привлекает инвестиции в регион, способствует созданию новых рабочих мест и формирует потребность в туристских кадрах.

Исходя из вышеизложенного, экономическая функция внутреннего туризма выражается в следующем:

• инициирование притока денежных средств в национальный, региональный, местный бюджет;

• стимулирование развития экономико-хозяйственных связей различных отраслей потребительского сектора;

• развитие региональной инфраструктуры и привлечение инвестиционного капитала в отрасль;

• создание новых рабочих мест.

Руководствуясь изложенным выше, методической основой анализа внутреннего рынка туризма являются следующие показатели [8]:

• объем и доля валовой добавленной стоимости туризма в ВВП страны;

• объем туристских услуг (туристских агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги), услуг санаторно-курортных организаций и средств размещения;

• инвестиции в основной капитал;

• численность участников туристской деятельности (туроператоры, турагенты) и работников сферы туризма.

Укрупненным показателем оценки экономического развития страны и сопоставление с другими странами является внутренний валовый продукт (ВВП), в разрезе отдельных отраслей - валовая добавленная стоимость.

Анализ объема валовой добавленной стоимости туризма в ВВП страны позволил установить, что динамика роста отмечается в период 2012-2016 годы, 2018-2019 годы и по итогам 2021 года данный показатель составил 3169,9 млрд. рублей (рисунок 1). Падение объема валовой добавленной стоимости туризма в 2017 году обусловлено влиянием внешних политических и экономических факторов.

Рисунок 1 - Динамика объема валовой добавленной стоимости туризма в ВВП страны, млрд. рублей [составлено автором по данным Росстата] Сокращение предложения туров на рынке, участившиеся случаи банкротств российских турфирм потребовали от государства усиления ответственности в сфере туристской деятельности, в частности, создание новых фондов по защите туристов, обязательную классификацию отелей и аттестацию экскурсоводов, создание реестра туроператоров. Определяющим фактором падение объема валовой добавленной стоимости туризма в 2020 году являются ограничение передвижения туристов, закрытие отдельных регионов как ответ на распространение эпидемии коронавируса [4, 5].

Одним из интегральных показателей вклада туризма в развитие национальной экономики является его доля в ВВП. Этот показатель характеризуется тенденцией снижения с 2018 года и по итогам 2021 года составил 2,6% (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика доли валовой добавленной стоимости туризма в ВВП страны, %

[составлено автором по данным Росстата] По мнению экспертного сообщества причины сложившейся ситуации заключаются в неразвитости инфраструктуры, дефиците инвестиций частного капитала, административных барьерах, низкой покупательной способности россиян []. В сравнении с другими странами Россия существенно уступает по доле туризма в ВВП. По итогам 2021 года данный показатель в мире составил 6,1%, в США составлял 5,5%, в Германии - 6,4%, в Италии - 9,1%, в Мексике - 13,1%, Турции - 7,3% [10]. Учитывая масштабы территории России и обеспеченность туристскими ресурсами, стоит отметить, что отдельные территориальные субъекты имеют показатели по доле туризма в ВВП выше среднероссийского уровня и сопоставимы на мировом уровне (рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика доли валовой добавленной стоимости туризма в ВВП страны, %

[составлено автором по данным Росстата] Представленные данные показывают, что, во-первых, в 2020 году отмечается падение доли валовой добавленной стоимости туризма по всем регионам, за исключением Республики Алтай (4,6%), во-вторых, для Ставропольского края (6,1%), Республики Дагестан (7%), Краснодарского края (7,1%), Республики Крым (7,7%) этот показатель по итогам 2019 года на уровне мирового. При этом туризм в этих регионах является приоритетным направлением для развития региональной экономики.

Емкость внутреннего рынка туризма в России в рамках данного исследования оценивалась по объему услуг туристских агентств и туроператоров (оказанные как резидентам, так и нерезидентам) в денежном эквиваленте. Динамика данного показателя позитивная, с учетом тенденций 2021 года можно предположить, что по итогу 2022 года он превысит 200 млрд. рублей (рисунок 4).

2022 (январь ноябрь) 189,7

2021 ^■ 149,8 2020 91,9

2019 179.8

2018 ^■ 172,1 2017 ^■ 142,2 2016 161,3

2015 1. 158,3

2010 99,9

0 50 100 150 200

Рисунок 4 - Динамика объема туристских услуг на внутреннем рынке России, млрд. рублей [составлено автором по данным Росстата] Согласно данным Росстата, в 2021 году российский турпоток составил около 10,5 млн. человек, включая около 6 млн. путешествующих по России. Анализ российского турпотока показывает, что до 2020 года преобладал выездной туризм. Так, в 2015 году выездной турпоток россиян составил 5261 путешествующих, тогда как внутренний -2628,2 путешествующих, что в 2 раза меньше. География путешествий россиян определяется потребительскими предпочтениями, личными доходами путешествующих, возможностью безвизового въезда в страну. Безвизовыми странами для россиян являются Турция (до 60 дней пребывания), Египет (до 30 дней), Черногория (до 30 дней), Таиланд (до 30 дней), Куба и Доминикана, Израиль, Вьетнам, Мальдивы и прочие. Ситуация начала меняться в 2016 году, когда за рубеж организовано отправились 3,4 млн. россиян, по России около 3,2 млн. россиян. В период 2020-2021 годы отмечается преобладание внутреннего туризма над выездным (рисунок 5).

Рисунок 5 - Динамика числа организованных российских туристов, путешествующих за рубеж, тыс. туристов [составлено автором по данным Росстата] Рост объема туристских услуг на внутреннем рынке зависит от многих факторов, в числе которых физический объем потребления и рост цен. Сравнения динамики прироста объема туристских услуг на внутреннем рынке России в исследуемом периоде показывает, что в 2021-2022 годах рынок увеличивался преимущественно за счет увеличения их физического объема, а не роста цен на туруслуги (рисунок 6). Этому способствовала государственная поддержка российских туристов в рамках туристского кешбэка в размере 20% стоимости тура по России.

Рисунок 6 - Темп прироста объема туристских услуг на внутреннем рынке России и инфляции, % [рассчитано автором по данным Росстата] В 2022 году 2,5 млн. россиян воспользовались данной программой и приобрели путевки на 14,3 млрд. рублей. Данная мера позволила увеличить спрос на турпродукты, особенно в межсезонье: бронирования вырастают в среднем в три раза [11]. По статистике сервиса онлайн-бронирования «Ostrovok.ru», по итогам 2021 года лидирующим регионом по количеству бронирований был Крым, затем Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Московская область. В 2022 году Крым стал менее востребованным, популярен стал Татарстан, а также туристы стали обращать больше внимания на такие направления, как Карелия, Псковская область, Нижний Новгород, Казань и Дагестан.

В 2022 году отмечается существенный прирост объема услуг санаторно-курортных организаций и гостиничной сферы (рисунок 7).

2022 (январь-ноябрь)

278,6

2021

284,3

2020

183,4

2019

247,7

2018

255,7

0

50

100

150 200 250 300

Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья

Объем услуг санаторно-курортных организаций

Рисунок 7 - Динамика объема санаторно-курортных и гостиничных услуг России, млрд. рублей [составлено автором по данным Росстата] Объем гостиничных услуг в 2021-2022 году удерживается на уровне порядка 280 млрд. рублей, что больше, чем объем туристских услуг за такой же период, а объем санаторно-курортных услуг на уровне 150-160 млрд. рублей. Значение этих показателей в 1,5 раза выше, чем за 2020 года.

Позитивный прирост рынка туристских услуг в России, включая санаторно-курортные и гостиничные услуги, способствует инвестиционной привлекательности данных объектов [1, 3]. Так, объем инвестиций в основной капитал в сфере туризма по итогам 2022 года составил 474,2 млрд. рублей по текущему портфелю проектов корпорации «Туризм», что существенно больше объема инвестиций в предыдущие периоды (рисунок 8).

Рисунок 8 - Динамика объема инвестиций в основной капитал в сфере туризма, млрд. рублей [составлено автором по данным Росстата] * - объем инвестиций корпорации «Туризм»

Портфель корпорации «Туризм» включает 75 инвестиционных проектов, предполагающих строительство новых гостиниц и курортов совместно с частными инвесторами в 42 регионах России. Строительство курортов и ввод новых туристских объектов в эксплуатацию формирует потребность в кадровых ресурсах на новые рабочие места, подготовка которых должна осуществляться с учетом лучших мировых стандартов и передовых технологий отрасли [9].

Тенденции на внутреннем рынке туризма в России формируют потребность в кадровых ресурсах на новые рабочие места [6, 7].

Во-первых, Россия, обладая туристскими ресурсами имеет потенциальные возможности для увеличения вклада отрасли (ВВП) в национальную, региональную и местную экономику.

Во-вторых, изменилась структура турпотока в пользу внутреннего туризма, что создает устойчивый спрос на российский турпродукт со стороны россиян и иностранных граждан. Расширение географии внутреннего туризма в направлениях Краснодарского края, Татарстана, Крыма.

В-третьих, развитие туризма реализуется через государственную поддержку отрасли посредством стимулирования спроса россиян и роста объема государственных инвестиций в развитие инфраструктуры.

Литература

1. Бушуева И.В. Национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства": решение задач кадрового обеспечения отрасли - опыт РГУТИС / И. В. Бушуева // Сервис plus. - 2022. - Т. 16, № 2. - С. 33-43. - DOI 10.5281/zenodo.6963926. - EDN GBDTYF.

2. Киреева Ю.А. К вопросу о трендах в туризме и образовании: научно-популярный туризм / Ю. А. Киреева, Д. Д. Макарова // Проблемы и перспективы развития туризма региональный аспект : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 28 апреля 2023 года. - Грозный: Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, 2023. - С. 115-118. - DOI 10.36684/92-1-2023-115-118. -EDN FVULIH.

3. Морозова Н.С. Региональные особенности современного рынка труда / Н. С. Морозова, М. А. Морозов // Вестник Академии права и управления. - 2023. - № 2(72). - С. 162-167. - DOI 10.47629/2074-9201_2023_2_162_167. - EDN HMFOTW.

4. Проблемы развития регионального туризма в условиях экономической нестабильности / О. М. Лукерина, С. С. Жмурова, М. Г. Репина [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 3(140). - С. 385-388. - DOI 10.34925/EIP.2022.140.03.071. - EDN BZAOMY.

5. Полякова О.Р. Кадровое обеспечение туристской отрасли в России в современных условиях: вызовы и возможности / О. Р. Полякова // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования : Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, Елец, 20-21 апреля 2022 года. -Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. - С. 133-138. - EDN IJSHEO.

6. Романишина Т.С. Диалектика подготовки кадров в высшем образовании на современном этапе развития экономики. Методический аспект / Т. С. Романишина, Е. Е. Коновалова // Сервис plus. - 2022. - Т. 16, № 4. - С. 60-69. - DOI 10.5281/zenodo.7716012.

- EDN HSYRGO.

7. Романюк А.В. Развитие кадрового потенциала в индустрии гостеприимства и туризма России в рамках реализации национальных проектов / А. В. Романюк, Р. Р. Гареев, Ф. К. Гадимова // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2022.

- Т. 11, № 4. - С. 62-72. - DOI 10.12737/2306-627X-2022-11-4-62-72. - EDN ZRCHHF.

8. Социально-экономические аспекты развития индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации / Ю. А. Киреева, В. И. Шариков, С. А. Барков, И. В. Охотников // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 9(134). - С. 350-356. -DOI 10.34925/EIP.2021.134.9.059. - EDN GCEXCP.

9. Корпорация Туризм.РФ выполнила плановые показатели 2022 года и приступила к реализации программы 2023 года // Туризм.РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^://туризм.рф (дата обращения: 11.11.2023)

10. Статистический бюллетень Росстата к всемирному дню туризма - 2022// Государственная статистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism 2022.pdf (дата обращения: 01.12.2023)

11. Туризм // Росстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 01.12.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.