Научная статья на тему 'Анализ некоторых аспектов конкурентоспособности сферы туризма (на примере Краснодарского края)'

Анализ некоторых аспектов конкурентоспособности сферы туризма (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конкуренция / конкурентоспособность / сфера туризма / модернизация / национальные проекты / Competition / competitiveness / tourism / modernization / national project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салеева Татьяна Васильевна, Борисенко Эльвира Игоревна

В настоящее время конкуренция на туристическом рынке очень высока. Требования к стандартам сервиса постоянно растут. В России успешно реализуются национальные проекты. Следует отметить, что органы власти и частные инвесторы сделали большой вклад в модернизацию отечественного санаторно-курортного и туристского комплекса, в том числе в рамках реализации национальных проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of some aspects of competitiveness spheres of tourism (on the example of Krasnodar region)

Competition in the tourist market today is very high. Standards of service are constantly growing. National projects are successfully implemented in Russia. It should be noted that the state and private investors have done a lot to modernize the domestic tourist and recreational complex, including within the framework of the implementation of national projects

Текст научной работы на тему «Анализ некоторых аспектов конкурентоспособности сферы туризма (на примере Краснодарского края)»

DOI: 10.18572/2686-858X-2024-21-1-41-47

Анализ некоторых аспектов конкурентоспособности сферы туризма (на примере Краснодарского края)

Analysis of some aspects of competitiveness spheres of tourism (on the example of Krasnodar region)

Салеева Татьяна Васильевна,

начальник отдела экономики и прогнозирования министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, г. Краснодар, Российская Федерация

E-mail: saleeva_tv@mail.ru

Борисенко Эльвира Игоревна,

заместитель начальника отдела сопровождения финансов министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, г. Краснодар, Российская Федерация E-mail: elviranice31@rambler.ru

Tatyana Saleeva,

Head of the Economics and Forecasting Department of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Memory of the Krasnodar Territory, Krasnodar, Russian Federation

Elvira Borisenko,

Deputy Head of the Support Department of the Financial Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Memory of the Krasnodar Territory, Krasnodar, Russian Federation

Аннотация. В настоящее время конкуренция на туристическом рынке очень высока. Требования к стандартам сервиса постоянно растут. В России успешно реализуются национальные проекты. Следует отметить, что органы власти и частные инвесторы сделали большой вклад в модернизацию отечественного санаторно-курортного и туристского комплекса, в том числе в рамках реализации национальных проектов.

Ключевые слова: Конкуренция, конкурентоспособность, сфера туризма, модернизация, национальные проекты.

Jel code: L83, Z39

Abstract. Competition in the tourist market today is very high. Standards of service are constantly growing. National projects are successfully implemented in Russia. It should be noted that the state and private investors have done a lot to modernize the domestic tourist and recreational complex, including within the framework of the implementation of national projects.

Keyword: Competition, competitiveness, tourism, modernization, national project.

1. ВВЕДЕНИЕ

Для осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого гражданина Президентом Российской Федерации В.В. Путиным издан Указ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В рамках данного Указа определены следующие национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года:

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможности для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д) цифровая трансформация. Также Указом установлены целевые показатели, характеризующие достижение указанных национальных целей, в том числе:

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 %;

обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;

обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;

реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 % по сравнению с показателем 2020 года;

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации сформирован Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее — Единый план), который определяет стратегические приоритеты Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей развития и целевых показателей, характеризующих их достижение, на ближайшие 10 лет.

Реализация Единого плана обеспечит возврат к траектории устойчивого экономического роста и роста доходов населения, а также достижение национальных целей развития.

Продолжительность жизни — один из важнейших индикаторов качества жизни людей. В России продолжит расти доля населения старших возрастов, в том числе за счет возврата на траекторию увеличения продолжительности жизни. Соответственно, расширится потребность в инфраструктуре, соответствующей потребностям населения старших

возрастов — как традиционной для этого поколения инфраструктуре здравоохранения и социального обеспечения, так и прежде не востребованной в таких масштабах досуговой, образовательной, туристической.

Реализация Единого плана будет происходить в условиях серьезных структурных изменений мировой и российской экономики, вызванных, в том числе, изменениями потребительских предпочтений, а также новым балансом между глобализацией и регионализацией экономики.

Возможное снижение спроса на традиционные товары российского экспорта должно компенсироваться встраиванием в новые цепочки создания добавленной стоимости, выходом на новые экспортные товарные и географические рынки, расширением экспорта услуг (медицинских, образовательных, туристических).

Кроме того, важнейшим фактором устойчивого роста является высокий уровень инвестиционной активности, снятие инфраструктурных ограничений, прежде всего, транспортных и энергетических, для возможностей гибкого и эффективного развития экономики. Неопределенность мировой геополитической ситуации определяет также необходимость развития импортозамещения.

1. РОЛЬ РЕГИОНОВ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Важнейшую роль в работе по достижению национальных целей развития играют субъекты Российской Федерации. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации несут персональную ответственность за реализацию национальных целей развития на своей территории. Аналогичную ответственность несут главы органов местного самоуправления.

Единый план содержит только верх-неуровневую систему показателей и основные задачи. Детализация задач, мероприятий, инструментов, а также индикаторов содержится в национальных проектах и государственных программах, региональных проектах и государственных программах регионов.

«Национальный проект» — это набор мероприятий, целей, ответственных исполнителей, а также целевое финансирование, которые согласовано направляются на достижение стратегических целей развития страны, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Всего в настоящее время в Российской Федерации находятся в стадии реализации 14 нацпроектов. Каждый из них отражает приоритетные направления вектора развития в конкретной области: демография, здравоохранение, образование, жилье, экология, цифровая экономика, культура. А еще: безопасные и качественные дороги, модернизация транспортной инфраструктуры, производительность труда, наука. Также в рамках нацпроектов развиваются малое и среднее предпринимательство, международная кооперация и экспорт, туризм и индустрия гостеприимства. Общий бюджет указанных общероссийских проектов превысит 25 трлн рублей. Существует еще один — пятнадцатый «Атомный проект», который не фигурирует в официальной статистике Минфина. И тем не менее федеральный бюджет его тоже финансирует.

Только в 2022 году объем федеральных средств направленных на осуществление национальных проектов, составил 3,31 трлн руб., при этом бюджетное исполнение достигло 99%, что говорит о высокой ответственности исполнителей, в первую очередь властей, и серьезном контроле финансирования и реализации мероприятий проектов со стороны федерального центра.

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» реализуется

Министерством экономического развития Российской Федерации и направлен на достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации:

возможности для самореализации и развития талантов;

увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;

достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

комфортная и безопасная среда для жизни;

сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

цифровая трансформация. Реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» рассчитана до 2030 года.

Росстат отмечает, что в настоящее время вклад туризма в ВВП России составляет 3-4 % по сравнению с 8,5 % во Франции, 11,3 % в Китае и 14,3 % в Испании. У России есть все предпосылки для увеличения показателя в несколько раз, в том числе в результате реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВВП РФ в период 2019 — 2022 годов приведена в таблице 1.

Валовая добавленная стоимость ту-руслуг в Российской Федерации за 3 года выросла почти на 30%. Несмотря на некоторое снижение удельного веса отрасли (в связи с изменением структуры экономики в новых геополитических условиях) сохраняется стабильный вклад сферы туризма в экономику страны, которая консолидирует более 50 отраслей народного хозяйства.

В 2022 году в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостепри-

Таблица 1

Доля ВДС туристской индустрии в ВВП Российской Федерации, данные Росстата

Годы 2019 2020 2021 2022 (оценка) Темп роста 2022 к 2019

ВВП РФ, млрд руб. 109608,3 107658,1 135295,0 153435,2 139,9%

Валовая добавленная стоимость туриндустрии в РФ, млрд руб. 2789,9 2324,9 3169,8 3623,1 129,9%

Доля туризма, % 2,8 2,4 2,6 2,6 92,9%

имства» более 30 регионов получили субсидии в размере более 4 млрд рублей, из которых Краснодарский край получил 750 млн рублей.

За счет субсидий предприниматели получили возможность улучшить инфраструктуру существующих объектов, обустроить новые пляжные территории и туристские маршруты, повысить доступность бассейнов, приобрести оборудование для лиц с ограниченными возможностями здоровья, построить модульные отели, кемпинги и автокемпинги.

В рамках федеральных программ на территории Краснодарского края реализуются мероприятия по созданию трех туристско-рекреационных кластеров: «Абрау-Утриш» (г. Новороссийск, Анапа), «Изумрудный мир» (Туапсинский район), «Веселовка-Голубицкая» (Темрюкский район).

Цель создания кластеров: формирование комфортной среды, способствующей привлечению российских и иностранных туристов, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности туристской сферы региона.

За счет бюджетных средств в рамках создания кластеров реализуются проекты по строительству и реконструкции объектов обеспечивающей инфраструктуры (пляж, водоводы, канализационный коллектор, берегоукрепление).

В последние годы в России проделана значительная работа в области развития туризма, в первую очередь въездного и внутреннего. Безусловно, не только государство, но и бизнес вносит значительный вклад в обеспечение модернизации отечественного туристско-рекреационного комплекса, в его инновационное развитие.

Конкуренция на туристическом рынке сегодня крайне высока. Требования к стандартам сервиса, в т.ч. в сфере туризма, постоянно растут. При этом традиционно привлекательные для туристов страны, например: Испания, Франция, Италия, начали развивать индустрию гостеприимства около 150 лет назад. Однако следует отметить, что отечественный туризм сегодня достойно представлен на международном туристском рынке.

Борьба за клиента заставляет представителей туристского бизнеса искать

новые формы обслуживания, внедрять инновационные информационные технологии и прочее. Для этого в Краснодарском крае внедрен стандарт пляжного отдыха, разработана концепция развития яхтенного туризма. Впервые в России презентован стандарт оказания услуг «все включено» и «ультра все включено». Все мероприятия реализуются исключительно в соответствии с запросами и ожиданиями туристов.

Конкурентоспособность предприятия (отрасли, региона) включает в себя комплекс экономических характеристик, определяющих отличия уровня развития данного предприятия (отрасли, региона) от конкурирующих по степени эффективности производства и качества удовлетворения потребителя. При анализе конкурентоспособности оцениваются: количественные и качественные характеристики, экономические показатели, сравнение с конкурентами, ценовая политика и пр.

Особенностью бизнеса в туристской сфере являются: высокая неопределенность рыночной ситуации, сезонность спроса на туристские услуги, зависимость от погодных факторов, от внешней политики страны, а также усиление конкуренции со стороны туристских дестинаций (как регионов внутри одной страны, так и других стран).

Дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности предприятий туриндустрии будут определять эффективный менеджмент на основе маркетинга, обеспечивающий необходимые условия для производства и реализации продукции и услуг, а также внедрение системы качества, позволяющей обеспечить конкурентоспособность сервиса и доходность предприятия.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятий (дестинаций) туристской отрасли, могут быть следующими:

изучение регионов-конкурентов и совершенствование аналогичных товаров и услуг, с целью достижения конкурентных преимуществ;

внедрение инноваций, возможных модификаций турпродукта путём повышения качественных характеристик,

в т.ч. диверсификация турпродукта с учетом сезонности предложения;

оптимизация ценовых факторов турпродукта, в том числе с учетом государственной поддержки (авиасубсидирование, налоговые льготы, льготные кредиты и пр.).

Помимо бюджетных инвестиций большую роль в развитии отечественного туризма играют частные инвестиции. Краснодарский край устойчиво занимает одно из ведущих мест среди регионов страны по привлекательности для инвесторов. Это связано не только с объективными конкурентными преимуществами края (географическое расположение, климат, инфраструктура и т.д.), но и является результатом последовательно проводимой властями инвестиционной политики, совершенствованием инвестиционного законодательства, предоставлением благоприятных условий инвесторам.

За счет частных инвестиций реализуются проекты по созданию гостиничных комплексов, объектов спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой и торговой инфраструктуры, что ведет к повышению привлекательности курортной сферы.

Объем инвестиций в основной капитал предприятий курортно-туристской индустрии Краснодарского края на протяжении ряда лет показывает стабильный рост. В таблице 2 приведен объем инвестиций в основной капитал организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в период 2019—2022 годов.

Согласно сведениям, приведенным в таблице, объем инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру за последние 4 года вырос в 2,4 раза, что свидетельствует о заинтересованности инвесторов развивать данную отрасль в постпандемийный период.

Отметим, что условием сохранения сложившейся положительной динамики

является поддержание конкурентоспособности сферы туризма. Для этого требуется обеспечить привлекательное ценообразование, расширить перечень предлагаемых услуг и гарантировать их высокое качество, повысить доступность внутрирос-сийских авиа и ж/д направлений.

Также в период стремительно меняющейся экономической обстановки немаловажную роль в поддержании стабильной работы предприятий сферы туризма играет государственная поддержка.

В 2022 году реализован ряд мер, в том числе:

налоговые льготы;

льготное кредитование, в том числе на инвестиционные цели;

субсидии на развития инфраструктуры туризма;

отсрочка уплаты налогов и страховых взносов и др.

Помимо государственных мер поддержки актуальными являются государственные программы туристического и детского кэшбека. За счет поездок, совершаемых в рамках туристического кэшбека увеличивается заполняемость средств размещения в период межсезонья, что позволяет предприятиям снижать издержки.

В результате реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности сферы туризма, показатели, характеризующие состояние российского туризма в целом и Краснодарского края в частности, показывают положительную динамику.

По уточненным данным Росстата, россияне в 2022 году совершили более 68 млн туристических поездок с размещением в коллективных средствах размещения. Это на 17 % больше предыдущего года и в целом даже превысило составленные прогнозы, что позволяет говорить не только о восстановлении внутреннего туризма, но и о его укреплении.

Выездной турпоток из России в 2022 году вырос на 21 % относительно предыду-

Годы 2019 2020 2021 2022 Темп роста 2022 к 2019

Объем инвестиций, млрд руб. 6,9 7,1 9,3 16,8 243,5%

Таблица 2

Объем инвестиций в основной капитал организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, данные Краснодарстата

щего года — до 23 млн поездок. Однако это более чем вполовину меньше, чем в 2019 году. Изменились и направления для турпоездок. Если до пандемии россияне путешествовали в основном в Турцию и Европу, то в 2022 году — в Абхазию, Турцию, ОАЭ, страны СНГ.

В 2022 году рынок въездного туризма оказался самым уязвимым. Россию посетили 8 млн иностранных туристов — в три раза меньше, чем в 2019 году. Тогда Россию наравне с гражданами стран СНГ посещали туристы из Европы, Азии и США. В 2022 году большинство турпоездок в Россию совершили граждане стран СНГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краснодарский край традиционно является популярным направлением для отдыха, в особенности в летнее время. Туристический поток Краснодарского края имеет тенденцию к росту. Динамика туристического потока Краснодарского края за 2019 — 2022 годы приведена в таблице 3.

Как видно из таблицы, за исключением пандемийного 2020 года, региональный турпоток показывает стабильный ежегодный прирост.

Новые геополитические условия, влияющие на функционирование как туристского рынка, так и экономики

страны в целом, с учетом ограничений и разрушения ранее сложившихся экономических связей, тем не менее, обеспечили кубанской индустрии гостеприимства положительную динамику развития, что позволяет отметить реальную конкурентоспособность кубанских курортов.

Обобщающим показателем экономической деятельности региона является валовый региональный продукт (ВРП). По данным Краснодарстата ВРП Краснодарского края отличается уверенным ежегодным ростом (почти на 1 трлн руб. с 2019 по 2022 год).

При этом министерство экономики Краснодарского края отмечает, что в 2022 году драйверами в Кубанском регионе являются сельское хозяйство — темп роста по объемам продукции и услуг 102,7 %, транспорт — 101,8 % и курорты — 106 %.

Доля услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в ВРП Краснодарского края за 2019 — 2022 годы приведена в таблице 4.

Как видно из таблицы показатель выше среднероссийского (в 2022 году доля туризма в регионе выше на 2,2% российской). Допандемийный уровень вклада туризма в региональную эконом-

Таблица 3

Туристический поток Краснодарского края, данные министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Годы 2019 2020 2021 2022 Темп роста 2022 к 2019

Количество туристов, млн чел. 17,2 12,1 16,8 17,4 101,2%

Таблица 4

Доля услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в ВРП Краснодарского края, данные министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Годы ВРП Краснодарского края, млрд руб. Объем услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, млрд руб. Доля, %

2019 2 577,1 142,5 5,5

2020 2 667,2 95,2 3,6

2021 3 200,6 143,4 4,5

2022 (оценка) 3 500,0 167,8 4,8

ку (5,5%) пока не достигнут, однако три последних года демонстрируют положительную динамику (с 2020 по 2022 годы прирост на 1,2%). При этом прирост объема услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края с 2019 года составил 17,8% (с 142,5 млрд руб до 167,8 млрд руб.), а с учетом падения услуг в пандемийный период прирост объема услуг отмечается еще больше — на 76,3% (с 95,2 млрд руб. до 167,8 млрд руб.).

Несмотря на то, что доля объема услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края (прямой вклад) в экономике региона составляет 4 — 5 %, туризм очевидно оказывает большее влияние на социально-экономическое развитие Краснодарского края (с учетом косвенного вклада других отраслей, задействованных в обслуживании туристов, а также с учетом мультипликативного эффекта).

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, российский туризм убедительно доказывает, что обеспечивает положительное влияние на экономику даже в кризисные годы. Так добавленная стоимость туриндустрии в РФ с 2019 года приросла на 29,9%. Санаторно-курортный

и туристский комплекс Краснодарского края, в свою очередь, вносит весомый вклад в экономику региона — 4,8%, что выше среднероссийского показателя.

За период 2019 — 2022 годы объем инвестиций в основной капитал организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края вырос более чем в 2,4 раза; турпоток на кубанские курорты в прошлом году превысил допандемийный уровень и составил 17,4 млн человек; доля туризма в экономике края в 2022 году выше среднего по стране на 2,2%.

Анализ отраслевых и статистических показателей показал, что возобновление интереса россиян к зарубежным туристским направлениям, изменение экономической ситуации не снизили привлекательность курортов Краснодарского края для отечественных туристов.

Уверенные позиции сферы туризма в условиях новых экономических вызовов, а также своевременная поддержка сферы туризма со стороны государства, в том числе в рамках нацпроектов, позволяет уверенно говорить о конкурентоспособности и перспективах развития сферы гостеприимства Краснодарского края.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. №2765-р «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года».

3. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 ноября 2015 г. № 1007 «Об утверждении Государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса».

4. URL: Ы^://национальныепроекты.рф/.

5. URL: https://igsu.ranepa.ru/news/p198869/.

6. URL: https://kurort.krasnodar.ru/.

7. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm.

8. URL: https://23.rosstat.gov.ru/.

9. URL: https://sherpagroup.ru/analytics/3f54c93.

10. Салеева Т.В. Анализ основных аспектов сферы туризма Краснодарского края в условиях экономической ситуации 2022 года / Т.В. Салеева, Н.Н. Хуако, Э.И. Борисенко // Инновации в индустрии питания и сервисе : электронный сборник материалов V Международной научно-практической конференции (г. Краснодар, 11 ноября 2022 г.) : сборник научных статей / ответственный редактор: М.Ю. Тамова. Краснодар : Кубанский государственный технологический университет, 2023. С. 182-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.