Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТУРИНДУСТРИЯ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТУРИНДУСТРИЯ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИНДУСТРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ РЕГИОН / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА / ПЛАТФОРМЕННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Г. М., Онищенко Е. В.

На основе исследования динамики развития отечественной туриндустрии в период с 2011 г. по настоящее время обоснована значимость роли туризма в решении задач по наращиванию человеческого потенциала, обеспечению социально-экономической и экологической устойчивости туристско-рекреационных регионов в условиях цифровизации. Определено, что пандемия COVID-2019 спровоцировала как количественные, так и качественные изменения глобальных трендов туриндустрии, сократив объёмы туристских и финансовых потоков, изменив потребности как отрасли, так и туристов. Статистический анализ показателей, характеризующих наличие и эффективность использования туристско-рекреационного потенциала России, объём и динамику туристского потока по въездному, выездному и внутреннему туризму, экономические показатели отрасли и её вклад в ВВП страны, позволил выявить и структурировать проблемы отрасли по блокам (нормативно-правового, инфраструктурного, экономического, социального, институционального, экологического характера), учитывая значительную роль государства в поддержке отрасли в кризисный период и обратив внимание на потребность дальнейшего развития этих инструментов. На основе компаративного анализа и экспертных оценок выявлены противоречия туриндустрии, характерные для многих российских туристско-рекреационных и курортных регионов. Выдвинута гипотеза о том, что для повышения роли и значения туристской сферы в системе устойчивого развития регионов России с использованием платформенного подхода необходимо выходить на обеспечение конкретных факторов и условий, где особое место должно принадлежать критериям по обеспечению саморазвития туристско-рекреационных регионов (аллокативная, адаптивная, социальная, экологическая эффективность), предполагающее гармонизацию интересов туристов и местного населения. Исследование опирается на использование общенаучных и общеэкономических методов, системный и платформенный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC TOURINDUSTRY IN THE SYSTEM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TOURIST AND RECREATION REGIONS OF RUSSIA: PROBLEMS AND CONTRADICTIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

On the basis of the study of the dynamics of the domestic tourism industry development in the period from 2011 to the present the significance of the role of tourism in solving problems of building human potential, socio-economic and environmental sustainability of tourist and recreational regions in the conditions of digitalization was substantiated. It was determined that the COVID-2019 pandemic provoked both quantitative and qualitative changes in global trends in the tourism industry, reducing the volume of tourist and financial flows, changing the needs of both the industry and tourists. Statistical analysis of indicators characterizing the presence and effectiveness of the use of the tourist and recreational potential of Russia, the volume and dynamics of tourist flow on entry, exit and domestic tourism, the economic indicators of the industry and its contribution to the country's GDP, made it possible to identify and structure the problems of the industry by blocks (regulatory, infrastructural, economic, social, institutional, environmental), taking into account the significant role of the State in supporting the industry during the crisis period and drawing attention to the need for further development of these instruments. On the basis of comparative analysis and expert evaluations the contradictions of the tourism industry, typical for many Russian tourist-recreational and resort regions, have been revealed. The hypothesis that in order to increase the role and importance of the tourism industry in the system of sustainable development of Russian regions using a platform approach, it is necessary to go to the provision of specific factors and conditions, where a special place should belong to the criteria which, according to the authors, are essential to ensure the self-development of tourist and recreational regions (allocative, adaptive, social, environmental effectiveness). The study is based on the use of general scientific and general economic methods, systemic and platform approaches.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТУРИНДУСТРИЯ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

lü.Marquardt M. Right questions - an effective method of management: how leaders find optimal solutions by asking questions. - M.: Publishing house "Omega-L": Smartbook, 2008. - 240 p.

11.Nikolaev M.A., D.P. Malyshev D.P. Methodology for constructing a mechanism for managing investment activities in the region // Bulletin of Pskov State University. Series "Economic and Technical Sciences". 2014. No. 4. S. 3-17.

12. Novikov D.A Introduction to the theory of management of educational systems. - M. : Egves, 2009. - 156 p.

13.Novikov D.A Management mechanisms - a constructor for managers // Management consulting. 2011. No. 4. S. 5-16.

14.Svetnik T.V. Organization theory. - Irkutsk: BSUEP Publishing House, 2004. - 173 p.

15. The essence ofthe control mechanism. [Electronic resource]. - URL: http://infomanagement.ru/ lekci-ya/sushchnost_mekhanizma_upravleniya (date of access: 10/14/2021).

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-275-290

Г.М. Романова - д.э.н., профессор кафедры управления и технологий в туризме и рекреации, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, [email protected],

G.M. Romanova - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Management and Technologies in Tourism and Recreation, Sochi State University, Sochi;

Е.В. Онищенко - к.э.н., заместитель директора научно-образовательной библиотеки, старший научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, [email protected],

E.V. Onishchenko - Candidate of Economic Sciences, Deputy Director ofthe Scientific and Educational Library, Senior Researcher ofthe Research Center, Sochi State University, Sochi.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТУРИНДУСТРИЯ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ DOMESTIC TOURINDUSTRY IN THE SYSTEM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TOURIST AND RECREATION REGIONS OF RUSSIA: PROBLEMS AND CONTRADICTIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Аннотация. На основе исследования динамики развития отечественной туриндустрии в период с 2011 г. по настоящее время обоснована значимость роли туризма в решении задач по наращиванию человеческого потенциала, обеспечению социально-экономической и экологической устойчивости туристско-рекреационных регионов в условиях цифровизации. Определено, что пандемия COVID-2019 спровоцировала как количественные, так и качественные изменения глобальных трендов туриндустрии, сократив объёмы туристских и финансовых потоков, изменив потребности как отрасли, так и туристов. Статистический анализ показателей, характеризующих наличие и эффективность использования туристско-рекреационного потенциала России, объём и динамику туристского потока по въездному, выездному и внутреннему туризму, экономические показатели отрасли и её вклад в ВВП страны, позволил выявить и структурировать проблемы отрасли по блокам (нормативно-правового, инфраструктурного, экономического, социального, институционального, экологического характера), учитывая значительную роль государства в поддержке отрасли в кризисный период и обратив внимание на потребность дальнейшего развития этих инструментов. На основе компаративного анализа и экспертных оценок выявлены противоречия туриндустрии, характерные для многих российских туристско-рекреационных и курортных регионов. Выдвинута гипотеза о том, что для повышения роли и значения туристской сферы в системе устойчивого развития регионов России с использованием платформенного подхода необходимо выходить на обеспечение конкретных факторов и условий, где особое место должно принадлежать критериям по обеспечению саморазвития туристско-рекреационных регионов (аллокативная, адаптивная, социальная, экологическая эффектив-

ность), предполагающее гармонизацию интересов туристов и местного населения. Исследование опирается на использование общенаучных и общеэкономических методов, системный и платформенный подходы.

Abstract. On the basis of the study of the dynamics of the domestic tourism industry development in the period from 2011 to the present the significance of the role of tourism in solving problems of building human potential, socio-economic and environmental sustainability of tourist and recreational regions in the conditions of digitalization was substantiated. It was determined that the COVID-2019 pandemic provoked both quantitative and qualitative changes in global trends in the tourism industry, reducing the volume of tourist and financial flows, changing the needs of both the industry and tourists. Statistical analysis of indicators characterizing the presence and effectiveness of the use of the tourist and recreational potential of Russia, the volume and dynamics of tourist flow on entry, exit and domestic tourism, the economic indicators of the industry and its contribution to the country's GDP, made it possible to identify and structure the problems of the industry by blocks (regulatory, infrastructural, economic, social, institutional, environmental), taking into account the significant role of the State in supporting the industry during the crisis period and drawing attention to the need for further development of these instruments. On the basis of comparative analysis and expert evaluations the contradictions of the tourism industry, typical for many Russian tourist-recreational and resort regions, have been revealed. The hypothesis that in order to increase the role and importance of the tourism industry in the system of sustainable development of Russian regions using a platform approach, it is necessary to go to the provision of specific factors and conditions, where a special place should belong to the criteria which, according to the authors, are essential to ensure the self-development of tourist and recreational regions (allocative, adaptive, social, environmental effectiveness). The study is based on the use of general scientific and general economic methods, systemic and platform approaches.

Ключевые слова: туризм, туриндустрия Российской Федерации, устойчивое развитие регионов, туристско-рекреационный регион, цифровизация, цифровая экосистема, платформенный подход.

Keywords: tourism, tourism industry of the Russian Federation, sustainable development of regions, tourist and recreational region, digitalization, digital ecosystem, platform approach.

Введение

Тему развития туризма сегодня всё чаще и чаще связывают с несколькими, на наш взгляд, весьма важными задачами, вытекающими из национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года. Первая задача - это наращивание человеческого потенциала. Включает в себя не только сохранение населения и его здоровья, но и обеспечение его благополучия, духовного обогащения, самореализации каждой отдельно взятой личности. Вторая задача - обеспечение устойчивого социально-экономического и экологического развития регионов России, в т.ч. за счёт повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала и формирования новых моделей саморазвития территориальных систем. И третья задача - это достижение «цифровой зрелости» индустрии туризма как одного из ключевых секторов экономики и социальной сферы. Связанный с пандемией COVID-2019 кризис здесь ещё больше наметил давно назревшую потребность в её цифровизации.

В этой связи следует отметить, что согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [1] в качестве перспективных экономических специализаций для развития туризм обозначен в 72 регионах, а деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - лечебно-оздоровительный туризм или санаторно-курортная деятельность - в 10 из 85 субъектов страны. Что свидетельствует об огромных возможностях и перспективах туристской сферы, практически, на 85 % территории России. Для определения основных проблем и противоречий отечественной туриндустрии в цифровую эпоху попытаемся рассмотреть её развитие в динамике за последние 10 лет сквозь призму обозначенных выше задач, учитывая также современные тренды мирового туристского рынка.

Материалы и методы

Исследование опирается на документы и источники Всемирного совета по туризму (ЮНВТО), международных консалтинговых компаний, статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Федерального агентства по туризму, информационные ресурсы сети Интернет, а также материалы научных конференций, монографий, пуб-

ликаций в периодической печати. Инструментарно-методический аппарат включает общенаучные и общеэкономические методы и приёмы исследования: синтез и анализ, обобщения и группировки, систематизации и сравнения, структурно-функциональный анализ, анализа динамических рядов, компаративный анализ.

Обсуждение

Позиция России в различных рейтингах, оценивающих страны по состоянию их репутации и «мягкой силе», существенно различается. Хотя оценка туристского потенциала страны со стороны мирового сообщества в последние годы несколько улучшилась. Так, согласно доклада Всемирного экономического форума в 2019 г., по привлекательности для иностранных туристов (TTCI) России стало принадлежать уже 39-е место в мире (после 43-го в 2017 г.). Причём, наивысшую оценку 6,7 баллов Россия получила за критерий «Здоровье и гигиена» [2]. По данным рейтинга национальных брендов С. Анхольта (Anholt-GfK Nation Brands IndexSM -NBISM, 2020 г.), Россия заняла 27 место в общем зачете и в категории «Туризм» вошла в 30 лучших стран. Наиболее привлекательной стороной оценили большое наличие исторических зданий, наименее слабой - нежелание иностранных туристов посещать страну [3]. По исследованиям FutureBrand Country Brand Index в 2020 г. России принадлежит 31 место [4], а по Индексу глобального присутствия (Elcano Global Presence Report) - даже 7-е место. И, тем не менее, позиция России далека от лидерских, особенно в сфере цифровизации экономики.

Согласно отчёту в рейтинге самых инновационных экономик мира Bloomberg Innovation Index 2020, цифровая конкурентоспособность России за последние три года уменьшилась на 67 баллов [5]. Оценка проводилась по двум группам показателей: цифровая экосистема, характеризующая развитие цифрового бизнеса (включая доступность венчурного капитала), и цифровое мышление - группа показателей, характеризующая цифровые навыки активного населения, разнообразие кадров и готовность компаний использовать инновационные и рискованные идеи.

Пандемия коронавируса оказалась весьма серьёзным потрясением для мировой турин-дустрии. Число путешествующих в мире в 2020 г. сократилось на 74 % или 1 млрд., а экспортные доходы от туризма - на 1,3 трлн долл., что в 11 раз превышает потери от глобального экономического кризиса 2009 г. Под угрозой оказалось от 100 до 120 млн. рабочих мест в сфере туризма, большинство из которых - в малом и среднем бизнесе» [6]. За год мировой ВВП сектора туризма и путешествий «просел» по сравнению с 2019 г. на 50,9 %, а инвестиции в основной капитал в сфере туризма почти на 30 % (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели туризма в мировой экономике в 2019-2020 гг. (источник данных: [7])

Показатели 2019 2020

1 2 3

Мировой ВВП сектора туризма и путешествий, в % к предыдущему году 103,5 50,9

Мировой ВВП, в % к предыдущему году 102,5 96,3

Вклад туризма в мировой ВВП, трлн долл. США 9,2 4,7

в % от мирового ВВП 10,4 5,5

Число рабочих мест в сфере туризма, млн. ед. 334 272

в % от общего числа рабочих мест в мире 10,0 8,9

Инвестиции в основной капитал в сфере туризма, млрд. долл. США 986,2 693,2

в % от общего объёма инвестиций 4,4 3,2

Финансовые потери туристски привлекательных стран мира оказались колоссальными. Испания сократила доходы от сферы путешествий и туризма на 62,7 %, Великобритания - на 62,3 %, Китай - на 59,9 %, Канада - на 53 %. Отрицательная динамика наблюдалась и в других странах, в том числе и в России (- 47 %), где доля отрасли в ВВП уменьшилась до 2,7 % (40,1 млрд долл. США) (таблица 2).

Таблица 2 - Общий вклад сферы путешествий и туризма в ВВП стран мира в 2019-2020 гг. (млрд. долл. США, обменный курс 2020 г.) (источник данных: [8] )

Страны Позицияв рейтинге Общий вклад сферы путешествий и туризма в ВВП, млрд. долл. США Позиция в рейтинге Общий вклад сферы путешествий и туризма в ВВП, млрд. долл. США Прирост в % к 2019 г. Доля сферы путешествий и туризма в ВВП страны, в %

2019 2020 2020 2019 2020

США 1 1869,7 1 1103,7 - 41 8,6 5,3

Китай 2 1665,6 2 667,2 - 59,9 11,6 4,5

Япония 4 373,0 3 234,9 - 37 11,6 4,5

Германия 3 391,3 4 208,8 - 46,9 9,8 5,5

Италия 6 269,8 5 132,2 - 51 13,1 7

Франция 7 240,5 6 123,2 - 48,8 8,5 4,7

Индия 9 191,3 7 121,9 - 36,3 6,9 4,7

Ве лико бр итания 5 305,0 8 115,0 - 62,3 10,1 4,2

Мексика 10 175,6 9 91,2 - 48,1 15 8,5

Австралия 11 149,1 10 81,4 - 45,4 10,7 6

Бразилия 12 115,7 11 78,0 - 32,6 7,7 5,5

Испания 8 202,1 12 75,4 - 62,7 14.1 5,9

Канада 13 111,6 13 52,4 - 53 6,4 3,2

Саудовская Аравия 14 79,2 14 48,5 - 38,8 9,8 7,1

Россия 16 75,5 15 40,1 - 47 4,9 2,7

Корея 17 73,2 16 39,9 - 45,5 4,4 2,4

Турция 15 77,6 17 35,5 - 54,2 11 5

Для понимания места России на мировом туристском рынке достаточно сравнить данный показатель со странами - лидерами туриндустрии. На туризме в 2020 г. Россия заработала в 27,5 раз меньше, чем США, в 16,6 раз меньше, чем Китай, в 5,9 раз меньше, чем Япония.

В этой связи Правительством России были предприняты многочисленные меры поддержки отрасли. Выделены 3,5 млрд. руб. на возмещение затрат туроператоров, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам, а также с организацией вывоза туристов из иностранных государств; введены отсрочка или рассрочка по налогам со сроками уплаты в 2020 г., льготное кредитование предприятий на выплату зарплат сотрудникам, снижение совокупного объёма страховых взносов с 30 до 15 % для части зарплат, превышающей МРОТ, разработана программа «Туристический кэшбэк» и др.

Вместе с тем, по мнению международных и российских экспертов, «любой кризис -самое удобное время для радикальных перемен», и нынешняя ситуация «бьёт по глобализму» [9], хотя результаты исследований учёных показывают, что темпы внедрения цифровых технологий возрастают с увеличением уровня глобализации [10]. Основными детерминантами открытых инноваций как раз являются цифровые технологии и глобализация [11], и это стимулирует распространение знаний и конкуренции. Происходящая сегодня трансформация мировой туриндустрии - наглядный тому пример.

Всемирный совет по туризму и консалтинговая компания Oliver Wyman в своём отчёте выявили современные тенденции, изменившие сферу путешествий и туризма в период пандемии COVID-19. Это «рост популярности внутреннего туризма, повышенное внимание к безопасности и гигиене, ускорение внедрения инноваций, повышение значимости устойчивого, инклюзивного развития и защиты окружающей среды» [12], что в целом ориентирует каждую страну на поиск новых форм и методов обеспечения устойчивости экономики в условиях современных трендов и вызовов XXI века, какими выступают глобальное потепление климата и экологические проблемы, транснационализация и создание ряда экосистем с цифровыми платформами, государственные кризисы и угроза потери человеческого капитала и др.

В этой связи считаем целесообразным оценивать состояние и динамику развития отечественной туриндустрии по трём группам параметров:

- показатели, характеризующие наличие и эффективность использования туристско-рекреационного потенциала (природно-рекреационные, культурно-исторические, материально-технические, кадровые ресурсы);

- показатели, характеризующие объём и динамику туристского потока по въездному, выездному и внутреннему туризму;

- экономические показатели развития туриндустрии.

Туристско-рекреационный потенциал регионов России огромен. Являясь крупнейшей биосферной державой, она занимает 1-е место в мире по территории, где расположено 30 % от мировой площади, так называемой дикой, не тронутой человеком природы. По площади особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) страна занимает второе место после США [13], по числу объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - 9-е место. Это 19 объектов культурного и 11 объектов природного наследия.

Группа природно-рекреационных ресурсов, такие как климат, ландшафт, водные, фа-унистические ресурсы, как правило принимают опосредованное, но активное участие в рекреационном процессе, обеспечивая полноценное функционирование учреждений туризма и отдыха. В т.ч. непосредственно участвуя в туристском производственном потреблении, как это происходит в отношении бальнеологических, минералогических и др. ресурсов, вовлекаемых в воспроизводство региональных турпродуктов, являясь одним из ключевых факторов мотивации туристов в ту или иную дестинацию. Проведённый нами статистический анализ динамики развития имеющихся показателей в этой сфере на основе данных Росстата [14], свидетельствует об увеличении с 2011 по 2019 гг. площади заповедников и других охраняемых государством территорий, росте числа природных заповедников (темп прироста - 5,9 %) и национальных парков (53,7 % соответственно) в России. Наблюдается также ежегодный рост числа экологических троп и маршрутов, а также численности посетителей национальных парков, что свидетельствует об увеличении интереса туристов к экологическому и зелёному туризму.

Исследования показывают, что пандемия оказала также существенное влияние и на трансформацию спроса, переориентировав путешествующих на внутренний туризм и экологически чистые и зелёные виды турпродуктов [15; 16; 17]. Вместе с тем, эти процессы в настоящее время наталкиваются на неподготовленность многих регионов к такому развороту событий из-за отсутствия в них комплексных систем учёта и мониторинга всех имеющихся туристско-рекреационных ресурсов. Сегодня их состояние, качество запасов, глубина и эффективность потребления систематически не исследуются. Зачастую нет и определённой рекреационной и экологической ёмкости регионов во избежание техногенных и антропогенных перегрузок на данные территории. В результате, в случае дальнейшего механического наращивания внутренних и въездных туристских потоков большинство регионов России могут столкнуться с крайне негативными проявлениями овертуризма.

Культурно-исторические ресурсы России в рейтинге привлекательности стран в сфере путешествий и туризма (ТТС1) отмечаются мировыми экспертами в качестве её важнейшего конкурентного преимущества. По данным Минкультуры РФ, в 2019 г. на государственном учете состояли 95798 объектов культурного наследия и 55276 объектов археологического наследия. [14]. По значимости объекты культурного наследия распределяются следующим образом: 17 % объектов относятся к памятникам федерального значения, 80 % - регионального значения и 3 % - местного значения. По мнению экспертов, небольшой процент памятников местного значения объясняется тем, что бюджеты муниципальных образований просто не могут позволить себе их содержать в силу отсутствия финансовых средств. Эта же причина не способствует постановке на государственный учет вновь выявленных объектов культурного наследия.

Распределение памятников по федеральным округам России выглядит следующим образом. По объектам культурного наследия лидером выступает Центральный федеральный округ (преимущественно г. Москва, Московская, Костромская области и др.), ему принадлежит 33,9 % от общего числа памятников (в абсолютном значении - 32510). На 2-ом месте находится Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт -Петербург, Ленинградская, Новгородская области и др.) - 18,3 % (17494 соответственно). И на 3-ем месте - Приволжский федеральный округ - 13,3 % (12784 памятника культуры). По объектам археологического наследия лидирует Южный федеральный округ, сосредоточивший на своей территории (главным образом в Ростовской области и Краснодарском крае) 26,6 % (14701 памятников). Значительным потенциалом археологического наследия располагают также Центральный и Сибирский федеральные округа.

Базовую основу материально-технической базы отечественной туриндустрии составляют коллективные средства размещения, объекты общественного питания и другая необходимая инфраструктура, предназначенная для путешествующих. Согласно данным Рос-стата, с 2010 по 2020 гг. коллективные средства размещения (далее - КСР) в России имели стабильную тенденцию роста (109,2 %), увеличившись в абсолютном значении с 13062 до 27328 [7; 21]. Количество мест в них за указанный период также увеличилось на 91,1 %, достигнув показателя с 1294,4 до 2473 тыс. Вместе с тем, динамика количества размещённых лиц в КСР была значительно ниже - 26,7 %, свидетельствуя об имеющейся недозагрузке.

В общем объёме КСР преобладающую долю в 2020 г. занимали гостиницы и аналогичные средства размещения - 74,7 %, доля специализированных средств размещения, включающих в себя санаторно-курортные организации (СКО), организации отдыха и туристские базы, составляла порядка 25,3 %. С 2010 по 2020 гг. число гостиниц и аналогичных средств размещения увеличилось с 8416 до 20410 (рост 142,5 %), количество мест в них на 138,4 %. Специализированные средства размещения также имели тенденцию роста (48,9 %). Но это произошло главным образом за счет увеличения организаций отдыха и туристских баз. Количество же санаторно-курортных организаций в стране значительно снизилось. Что объясняется кризисными явлениями в российской экономике, недостаточным финансированием, тенденцией объединения и перепрофилирования санаторно-курортных организаций. К 2020 году их стало 1729, что на 5,9 % меньше, чем в 2016 г. Существенной проблемой отрасли остается устаревшая материально-техническая база. Около 7 % всех санаториев в стране изношены на 80 и более процентов. Только в 5 % учреждений созданы условия для инвалидов.

С 2010 по 2020 гг. сократилось также число потребителей санаторно-курортных услуг в России на 27,3 %. Если в 2016 г. доля пациентов санаториев составляла 4,2 % от всего населения России, то в пандемийный 2020 г. она снизилась до 2,7 % [18]. Данный тренд является весьма негативным, учитывая тенденцию ухудшения здоровья россиян и последствия от пандемии. По данным Росстата, смертность в России в 2020 г. выросла на 18 %, или на 323,8 тыс. человек, из них около половины - это умершие от коронавируса [19]. Очевидно, что государство сегодня не уделяет должного внимания этой стороне проблемы. Хотя «об эффективности санаторно-курортного лечения свидетельствует, например, то, что после долечивания в санатории больные в 3-4 раза чаще и в 1,5-2,5 раза быстрее возвращаются к производительному труду. В результате курса санаторного лечения и оздоровления в 2-4 раза снижается уровень трудопотерь по болезни» [20].

Анализ показателей деятельности коллективных средств размещения в 2020 г. в разрезе федеральных округов показывает, что лидерами по их количеству и числу мест традиционно является группа регионов, обладающих наибольшим туристским потенциалом: Южный федеральный округ (преимущественно Краснодарский край и Республика Крым) - 30 % от общего количества, Центральный федеральный округ (в основном г. Москва) - 16,9 %, Приволжский федеральный округ - 15,3 %, г. Санкт-Петербург. Но по численности размещённых лиц на 1 месте находится Центральный федеральный округ, разместив в 2020 г. в коллективных средствах размещения 31,3 % от всех путешествующих по России [7].

Среди серьёзных препятствий, сдерживающих развитие туризма, можно отметить недостаточно высокий уровень туристской транспортной логистики в современном туристском пространстве страны, что негативно сказывается на системной организации авиа-, железнодорожного, водного и автосообщения, влияющей на значительное удорожание и недоступность региональных туристских продуктов, а также неразвитость сопутствующей инфраструктуры, обеспечивающей их качество и аттрактивность. Плюс, как показывают результаты наших исследований, несмотря на определённый опыт успешного брендирования ряда туристских регионов, грамотная политика по региональным брендам мало где проводится, в целом все пока в этой сфере складывается спонтанно и стихийно [22].

Рассматривая кадровое состояние отечественной туриндустрии в числе положительных моментов следует отметить происшедшие изменения в системе статистического учёта. С 2018 г. Росстатом стала рассчитываться средняя численность работников по собирательной группировке «Туризм», что позволяет теперь более полно следить за кадровым обеспечением отрасли. Но и здесь также можно отметить тревожные явления. Без учёта субъектов малого предпринимательства в 2020 г. данный показатель составил 1146,4 тыс. человек, сократившись с 2017 г. по всем видам деятельности на 3,8 %.

Количество лиц, работающих в КСР в 2020 г., составило 316,4 тыс. человек, уменьшив уровень 2011 г. на 74,9 тыс. чел., или на 19,1 % [7; 21]. Основное сокращение произошло за счёт сотрудников санаторно-курортной отрасли, где средняя их численность в период с 2016 по 2020 гг. уменьшилась со 189,7 до 156,9 тыс. чел. или на 17,3 %, ещё раз подтверждая негативную тенденцию развития данной сферы в стране. Количество лиц, работающих в туристских фирмах, хоть и уменьшилось во время кризиса, в целом за 10 лет выросло со 47,5 тыс. до 60,8 тыс. чел., т.е. на 28 %. В то же время, в связи с проявлениями последствий пандемии коронавируса, когда планирование деятельности ведётся в условиях неопределённости, в отрасли следует отметить существенное обострение проблем взаимоотношений между туроператорами и турагентами из-за претензий туристов, действий принимающих сторон при организации туров за рубежом, из-за невозможности обеспечить безопасность туристов и др.

С другой стороны, в отечественной туриндустрии на различных уровнях её функционирования можно наблюдать зарождение платформенной модели управления [23; 24], а также кардинальные изменения в самих бизнес-процессах, которые стали перестраиваться в соответствии с концепцией развития цифровой экономики. Речь идёт не только об использовании электронной коммерции, систем распознавания образов, искусственного интеллекта, мобильных приложений и т.д., но и формировании экосистем, использующих формирующиеся Big data с аналитикой ключевых показателей туристской отрасли по регионам страны. Примером может служить разработанный СберАналитикой новый продукт для бизнеса и госсектора - панель «Туризм» - интерактивная web-страница (дашборд), позволяющая с помощью анализа обезличенной информации, передовых механизмов визуализации данных, машинного обучения составлять аналитические отчёты о поведении туристов в том или ином регионе (география и сегменты турпотока, социально-демографические характеристики, потребительские модели поведения на отдыхе и т.д.) [25]. Анализом туристского рынка стали заниматься и российские мобильные операторы, используя данные о движении людей в пространстве регионов. И данная тенденция будет только нарастать. Так, согласно результатам опроса руководителей 1784 организаций из 30 регионов России, проведенного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», «сегодня уже 46 % руководителей российских организаций планируют расширить применение цифровых технологий, при этом каждый третий - в течение ближайших 5 лет» [26].

Существующая система подготовки профессиональных туристских кадров в России в последние годы также немного изменилась. Наибольшее количество вузов по направлению «Сервис и туризм» (около 30%) здесь всё также сосредоточено на территории пяти регионов страны - г. Москвы, Свердловской области, Ставропольского края, г. Санкт -Петербурга и Краснодарского края. Но проведённый анализ показывает, что за последнее десятилетие на

фоне снижения общего количества вузов и выпускников в них наблюдается увеличение числа средних учебных заведений и числа в них обучающихся. Вместе с тем, развитие туризма и повышение качества оказываемых туристских услуг диктует необходимость повышения уровня профильного образования в отрасли с учётом современных требований к компетенциям специалистов, способных работать в условиях цифровизации экономики.

Изменились пропорции и соотношения туристских потоков в России. Согласно данным Росстата, с 2011 по 2018 гг. в стране наблюдалась тенденция роста как по въезду-выезду туристов, так и по внутреннему туристскому потоку [28]. Но пандемия с 2020 г. внесла изменения по сокращению числа поездок, в т.ч. и внутри страны, несмотря на переориентацию россиян с зарубежных курортов на российские. За год количество путешествующих по России сократилось с 68 млн. человек до 40 млн. человек. В 2020 г. внутренний туризм оставался лидирующим, на 2-ом месте находился выездной туризм (12,4 млн. чел.), на последнем - въездной (6,4 млн. чел.). По данным Ростуризма, за первое полугодие 2021 г. внутренние поездки по России совершили уже около 49 млн. россиян, что связано с более мягкими ограничительными мерами с COVID-19, чем за рубежом [27].

В путешествиях внутри страны следует отметить новые появившиеся тренды: микротуризм (путешествия по достопримечательностям рядом с домом), популярность медицинского туризма (как профилактического и восстановительного после болезни), bleisure -туризм (совмещение работы и отпуска, где главным условием является наличие стабильного и высокоскоростного Интернета ), глэмпинг-отдых на природе, slow-туризм (неспешный отдых с философией осознанных путешествий), авторские (индивидуальные) туры, виртуальные путешествия. Что, с одной стороны, стало следствием изменения спроса россиян в условиях ограничений, а с другой, выдвинуло на передний план необходимость развития новых технологий и соответствующей инфраструктуры для его удовлетворения в регионах России. Так, исследования, проведённые Высшей школой экономики в 2020 г., позволили выявить модели поведения среднего туриста нашей страны. Результаты опроса россиян показали, что 70 % туристов самостоятельно планируют своё путешествие и выбирают поставщиков услуг, в основном с использованием агрегаторов или сайтов гостиниц. Инвентаризация информационных туристических ресурсов (было проанализировано 20 цифровых платформ, 9 порталов агрегаторов и 7 информационных порталов) выявила статистику присутствующих на них компонентов туристкого продукта, а также наличие всевозможных сервисов [29], без которых, объективно, туристские продукты становятся неконкурентоспособными при выборе туристской дестинации.

Для оценки вклада туриндустрии в социально-экономическое развитие России с 2011 по 2020 гг. проанализируем такие показатели, как объём оказанных платных услуг населению, экспорт услуг по статье «Поездки», инвестиции в основной капитал отрасли, доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВВП и др. [7]. Проведённый анализ свидетельствует в основном о появившейся в 2020 г. негативной динамике их роста. До 2019 г. темп прироста объёма туристских услуг составил 59,4 %, но в 2020 г. резко сократился до минус 18,5 % (в абсолютном значении 91,9 млрд. руб.), равно как и объёмы платных услуг гостиничного сектора, а также услуг санаторно-курортных организаций. В то же время показатель инвестиций в основной капитал средств размещения в 2020 г. наоборот вырос до 46691,2 млн. руб. По финансовым показателям деятельности организаций, входящих в собирательную группировку «Туризм» (без учёта индивидуальных предпринимателей), в период с 2017 по 2020 гг. можно отметить сокращение их выручки (с 5584,3 млрд. руб. до 5212,4 млрд. руб.), а также прибыли с 380,2 млрд. руб. до 254,6 млрд. руб. В связи с увеличением убытков сальдированный финансовый результат организаций составил минус 216,8 млрд. руб. Число прибыльных организаций уменьшилось на 12,4 %, а убыточных выросло на 26,4 %.

На динамику показателя экспорт услуг по статье «Поездки», его географическое распределение и целевую структуру существенное влияние оказали введенные в условиях пандемии ограничительные меры по въезду иностранных граждан на территорию России и выезду

россиян за рубеж. В результате в 2020 г. экспорт услуг по статье «Поездки» сократился до 2,9 млрд долл. США, или на 74 % по сравнению с 2019 г., а падение стоимости полученных услуг за рубежом или импорт по статье «Поездки» - до 9,1 млрд долл. США (в 2019 г. - 36,2 млрд. долл.) [30]. Таким образом, сальдо платёжного баланса РФ по данному показателю хоть и уменьшилось, но до сих пор остаётся отрицательным (в 2020 г. - 6,2 млрд. долл. США). А доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВВП Российской Федерации, по данным 2019 г. (3,9 %) всё так же далека от аналогичного показателя туристски развитых стран в допандемийный период (среднее значение в мире - 10 %). Хотя опыт таких стран, как США или Франция, показывает, что доля туризма может достигать и 35 %.

На уровне регионов также наблюдаются низкие доходы от туриндустрии даже в ведущих дестинациях России, таких как Краснодарский край, Республика Крым и г. Севастополь, Ставропольский край, где их доля в ВРП составляет не более 3-4 %.

Анализ и обобщение полученных результатов исследования позволило систематизировать весь комплекс сложившихся на сегодняшний день проблем отечественной туринду-стрии в несколько блоков (таблица 3).

Таблица 3 - Структурирование проблем развития туриндустрии Российской Федерации в пандемийный период (составлено авторами по [1-36])

Группы Описание проблем

1 2

Проблемы нормативно-правового характера Несовершенство законодательного обеспечения отрасли, выражающееся в зауженной трактовке понятия «туристский продукт», отсутствии понятий, связанных с комплексным развитием туристских территорий («региональный туристский продукт», «туристский сектор экономики региона», «турист-ско-рекреационная и курортная агломерация» и др.). Отсутствие комплексного нормативного туристского законодательства (Туристского кодекса). Необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования по установлению границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов. Недостаточный государственный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Отсутствие правовых основ саморегулирования в экономике туризма, в т.ч. активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков, страховых компаний и др. субъектов, участвующих в воспроизводстве региональных турпродуктов). Несовершенство статистических форм учёта, в т.ч. отсутствие сателлитных счетов туризма, что не позволяет в полной мере всесторонне анализировать межотраслевой характер развития сферы туризма и осуществлять её мониторинг. Отсутствие расчётов таблиц «затраты-выпуска» по полному кругу отраслей туристского сектора экономики регионов (более 50 отраслей и сфер деятельности) вследствие прекращения бюджетного финансирования данной работы. Отсутствие методологического обеспечения системы стратегического планирования туристских и курортных территорий. Отсутствие стандартов в области применения сквозных цифровых технологий в тур индустрии.

Проблемы инфраструктурного характера Отсутствие туристской транспортной логистики в пространстве России, в результате чего доля транспортной составляющей в отечественных региональных турпродуктах чрезмерно высока, обуславливая их низкую конкурентоспособность и транспортную недоступность даже туристски привлекательных дестинаций страны. Неравномерность распределения туристских ресурсов по регионам страны. Недостаток туристского продукта, способного удовлетворить потребителей разного ценового сегмента и обеспечить загрузку коллективных средств размещения. Несоответствие инфраструктуры (жилищной, транспортной, сопутствующей) мировым стандартам качества и уровня обслуживания в большинстве регионов (низкий уровень сервиса, завышенные цены, низкое качество питания, плохое качество связи и пр.). Имеющаяся тенденция точечного строительства отдельных «туристских магнитов», в т.ч. средств размещения в крупных городах, без комплексного туристского градостроительного обеспечения в регионах туристко-курортной специализации. Частичная стандартизация и классификация объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъектов РФ. Проблема обеспечения качественного турпродукта со стороны специалистов смежных отраслей, обслуживающих туристов.

Проблемы экономического характера Отсталость России от лидеров мирового туристского рынка по ряду важнейших социально -экономических показателей (ВВП на душу населения, средней продолжительности жизни, составу и стоимости турпродуктов в потребительской корзине, туристской подвижности и т.д.).

Продолжение таблицы

Группы Описание проблем

1 2

Диспропорция в показателях выездного и въездного туризма, оказывающая влияние на «вымывание» доходов из страны. Высокие риски ведения бизнеса в России. Сложные процедуры привлечения государственных инвестиций и недостаточность стимулов для частных инвестиций в цифровизацию туриндустрии. Неразвитость механизма финансирования рисковых проектов. Недостаточность инвестиций для формирования инновационной активности санаторно-курортной отрасли, хотя отечественные лечебно-оздоровительных турпродукты до настоящего времени пока ещё остаются одними их самых конкурентоспособных на мировом туристском рынке. Незначительная доля вклада туризма в ВВП страны, что является следствием несовершенства и невысокого технологического уровня системы управления развитием туризма в регионах, недостаточность государственного и частного финансирования отрасли. Неравномерное и не сопряжённое межрегиональное распределение инвестиций сферы тури зма по регионам. Отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимых бизнес-структурам, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Распыление финансовых средств в процессе стратегического и тактического планирования ту ристско-курортных территорий вследствие отсутствия понимания приоритетности развития тех или иных видов туризма («ядро» и периферия регионального турпродукта). Отсутствие количественных и качественных показателей, характеризующих имеющиеся виды туризма в региональных программах развития, что не позволяет оценить объёмы их финансирования и вклад в общий туристский поток. Сокращение доходов КСР из-за увеличения затрат на обеспечение санитарно-гигиенических условий безопасности туристов.

Проблемы социального характера Социальное расслоение россиян, т.е. увеличение разрыва между высокообеспеченными и низкообеспеченными категориями граждан, в результате чего для более 60 % населения страны отечественные турпродукты оказываются недоступными. Недостаточность мер по сохранению культурно-исторического наследия, обеспечению его целостности, что является одним из необходимых условий цивилизационного развития России. Дисбаланс социального и экономического развития в регионах страны. Отсутствие налаженной системы социального туризма в стране. Слабая техническая оснащённость ОУ и несовершенство системы дистанционного обучения при подготовке туристских кадров. Чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний, адекватных требованиям времени. Дефицит квалифицированных туристских кадров, обладающих цифровыми компетенциями. Дефицит специалистов в управлении развитием туризма, обладающих компетенциями в сфере технологий освоения и обустройства туристских территорий, стратегического планирования курортных территорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы инс титу цио наль -ного характера Слабая внутриотраслевая и межотраслевая координация отраслей и сфер отечественной туриндустрии, включая отсутствие возможности сбора и использования данных в системе управления развитием туризма, особенно на муниципальном уровне. Слабое взаимодействие администраций, представителей науки, бизнеса, образования, общественности, приводящее к рассогласованности действий в процессе управления воспро изводством региональных турпродуктов. Высокий уровень коррупции и теневого бизнеса. Административные барьеры, сдерживающие развитие малого бизнеса, как одного из факторов конкурентоспособности туристско-рекреационных регионов. Слабая востребованность и низкий уровень государственного и частного финансирования научных исследований в сфере туризма субъектами туристского рынка. Проблемы, связанные с доведением научно-исследовательских разработок до коммерциализации, отсутствие реально действующих механизмов функционирования трансфера технологий в туринду-стрию.

Проблемы экологического характера Отсутствие адекватных методик и практики определения рекреационной и экологической ёмкости рекреационных территорий, как задачи первостепенной важности при разработке стратегий их развития с целью предотвращения проявлений овертуризма. Отсутствие комплексной системы мониторинга туристско-рекреационных ресурсов, а отсюда - сложность обеспечения их рационального и эффективного использования в процессе управления развитием туризма в регионах страны. Проблемы регулирования объёмов ежегодного воспроизводства турпродуктов в масштабе туристско -рекреационных регионов, как с точки зрения удовлетворения спроса со стороны ежегодных объёмов турпотоков в регионы, так и эффективности использования их туристской ресурсной базы. Повсеместные нарушения в исполнении законодательства, регулирующего сферу безопасности и экологии, соблюдения оптимальных режимов хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территориальных пространств курортов.

Их решение зависит как от органов власти федерального уровня, так и субъектов -участников туристского рынка на уровне регионов и муниципалитетов страны. Безусловно, многие проблемы планируется решить государством в ходе реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [31], нацеленного, главным образом, на увеличение социальной и экономической роли туризма в развитии Российской Федерации.

Вместе с тем, важно отметить, что на уровне туристско-рекреационных регионов, помимо обозначенных выше проблем, проявляются имеющиеся конфликты интересов или противоречия, с одной стороны, усугубляющие сложившуюся ситуацию, а с другой, согласно теории материалистической диалектики, в случае их целевого разрешения, способные выступить «источником самодвижения и развития» [32]. К ним можно отнести следующие противоречия:

- противоречия в правовой основе, вытекающие из федерального законодательства, регулирующего правовой статус земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также округов горно-санитарной охраны (Водный кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы). Неурегулированность вопросов границ зон с особыми условиями использования курортных территорий оставляет лазейки для нарушения законодательства, подвергая курорты высокому риску природных чрезвычайных явлений и бессистемной застройке (оползни, разрушение облика курортов и пр.);

- противоречия, вытекающие из системы управления развитием туризма в регионах, когда наблюдается непоследовательность в формировании и реализации стратегической политики на туристско-рекреационных территориях, выражающаяся в нерациональном и нецелевом использовании ресурсов (финансовых, земельных, природно-рекреационных) в качестве факторов производства и воспроизводства региональных турпродуктов;

- несогласованность интересов и действий региональных и муниципальных администраций с федеральными и транснациональными собственниками активов, дислоцированных в зоне курортных городов и лечебно-оздоровительных местностей, которые способны усиливать имеющиеся диспропорции социально-экономического развития и тормозить (блокировать) полноценное стратегическое управление данной территорией, включая разработку и реализацию стратегий и программ;

- противоречия между региональными и муниципальными администрациями в вопросах достижения своих целей, в т.ч. в плане обеспечения комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения и сопутствующей инфраструктуры (транспорт, предприятия питания, аттракции и т.д.), но и социальной инфраструктуры в соответствии с экономической и социальной целесообразностью, условиями для кадрового обеспечения и экологическими требованиями региона.

Очевидно, что подобные тенденции характерны для многих российских туристско-рекреационных и курортных регионов. Полагаем, что для решения представленных проблем и противоречий, а также повышения роли и значения туристской сферы в системе устойчивого развития регионов России, необходимо выходить на обеспечение конкретных факторов и условий, способствующих их саморазвитию. Исследования источников саморазвития туристской сферы, проводимые нами ранее [33; 34], обуславливают необходимость взаимоувязки данного вопроса с теорией саморазвития территориальных социально-экономических систем, разработанной академиком А.И. Татаркиным, его коллегами и учениками [35;36].

По мнению учёных, «под саморазвитием территории по критерию ВРП понимается опережающее развитие экономики региона в сравнении со среднегодовыми темпами экономического роста по Российской Федерации в целом. Второй критерий - обеспеченность расширенного воспроизводства ВРП собственными доходными источниками». То есть, по сути, саморазвитие региона предполагает эффективное использование имеющихся ресурсов (алло-

кативная эффективность), что важно отслеживать на уровне каждого региона. И третий критерий, выносимый сегодня учёными на повестку дня и выдвинутый ещё Д. Нортом, - это адаптивная эффективность, предполагающая «необходимость формирования соответствующей институциональной среды, обеспечивающей устойчивое саморазвитие региональных систем в стратегической перспективе» [36].

Вместе с тем, возвращаясь к задаче повышения роли туризма в сохранении человеческого потенциала в современных условиях, полагаем, что цель социально-экономического развития как государства, так и регионов страны не определяется только ростом ВВП и ВРП, т.е. компонентами, формируемыми доход. Сегодня всё более значимыми, особенно на региональном уровне, становятся такие критерии развития как уровень здоровья, уровень образования населения (социальная эффективность, отражаемая в Индексе развития человеческого потенциала), экологические критерии (экологическая эффективность) и, конечно же, как было обозначено выше, институциональные критерии, обеспечивающие координацию и взаимодействие всех ключевых акторов развития данной территории. Более того, предложенная система критериев должна быть адаптирована к особенностям экономики регионов турист-ско-рекреационной и курортной специализации. В частности, должна быть дополнена такими критериями, как устойчивое воспроизводство высококонкурентных региональных тур-продуктов (РТП), оптимальным соотношением РТП / ВРП, предполагающим гармонизацию интересов туристов и местного населения и др. Заключение

Проведённый анализ показывает, что в отечественной туриндустрии накопился целый комплекс проблем нормативно-правового, инфраструктурного, экономического, социального, институционального, экологического характера, а на уровне регионов туристско-рекреационной и курортной специализации обнажились противоречия, на данный момент сдерживающие их саморазвитие как сложных социально-экономических систем. Вместе с тем, в России начал формироваться платформенный подход к цифровой трансформации туристской отрасли, а между участниками туристского рынка начинает меняться схема экономических отношений, обусловленных современными трендами развития мировой экономики.

На наш взгляд, среди наиболее перспективных проектов цифровой трансформации отечественной туриндустрии и одним из главных факторов дальнейшего успешного развития туризма в регионах нашей страны становится разработка и использование региональных интегральных цифровых технологических платформ, которые, с одной стороны, должны объединить различные информационные системы, способные собирать и обрабатывать данные для принятия решений в системе управления развитием туризмом в регионах, органически вписывая их в требования развития современной экономики, а с другой - должны содействовать цифровой трансформации бизнеса, науки, образования и общества. На уровне регионов выход на технологические аспекты управления сферой туризма, используя платформенный подход и цифровизацию в режиме Big data, по нашему мнению, раскрывает реальные перспективы гораздо более эффективного управления воспроизводством востребованных турпотоками высококонкурентных региональных туристских продуктов. В свою очередь, это значительно повысит эффективность использования туристского потенциала отечественных регионов туристко-рекреационной и курортной специализации, тем самым обеспечив их гораздо более устойчивое и гармоничное социально-экономическое саморазвитие в современных условиях.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00530\21

Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 23.03.2021) Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения: 20.12.2021).

2. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. [Электронный ресурс]. - URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf (дата обращения: 20.12.2021).

3. Россия - среди топ-30 брендов стран мира в категории «туризм». [Электронный ресурс]. -URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53160.html (дата обращения: 20.12.2021).

4. The FutureBrand Country Index 2020. [Электронный ресурс 1. - URL: https://www.futurebrand.com/uploads/FBCi-2020-Assets/FutureBrand-Country-Index-2020.pdf.

5. European Center for Digital Competitiveness - Digital Riser Report 2021. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.tadviser.ru/images/2Z29/Digital_Riser_Report-2021.pdf (дата обращения: 20.12.2021).

6. Число международных путешествий сократилось в 2020 году на миллиард. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.interfax.ru/world/748314 (дата обращения: 20.12.2021).

7. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма - 2021. [Электронный ресурс]. - URL:https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/100185 (дата обращения: 20.12.2021).

8. Ежегодное исследование Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics за 2020 год. [Электронный ресурс]. - URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения: 20.12.2021).

9. Зелёный шанс. Коронавирус меняет мировую экономику. Как Россия может выиграть от этого? [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/articles/2020/05/08/chance/ (дата обращения: 20.12.2021).

10.Marinko Skare, Domingo Riberio Soriano How globalization is changing digital technology adoption: An international perspective. Journal of Innovation & Knowledge. 2021. Accepted 07 April 2021. DOI: 10.1016/j.jik. 2021.04.001.

11.Sag Sezen, Alpkan Determinants of open innovation and their interrelations. International Journal of Innovation and Technology Management. 2019. №16.

12.Возобновление и восстановление: будущее отрасли путешествий и туризма после COVID-19. [Электронный ресурс]. - URL: https://roscongress.org/materials/vozobnovlenie-i-vosstanovlenie-budushchee-otrasli-puteshestviy-i-turizma-posle-covid-19/ (дата обращения: 20.12.2021).

13.Россия и страны мира. 2020: Стат. сб. / Росстат. - M., 2020. - 385 c.

14.Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020 - 700 с.

15.Zhu H., Deng, F. How to Influence Rural Tourism Intention by Risk Knowledge during COVID-19 Containment in China: Mediating Role of Risk Perception and Attitude. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. №17. Р.3514. doi:10.3390/ijerph17103514.

16.Попова М., Сохина Н.П., Абазян А.Г. Природно-рекреационный потенциал территории как фактор развития внутреннего туризма (на примере Краснодарского края) // Евразийское научное объединение. - 2020. - №4-4(62). - С. 264-266.

17.Онищенко Е.В., Слепченко В.А Природно-рекреационный потенциал региона: возможности и перспективы использования в постпандемийный период // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2021. - Т.7, № 3. - С. 40-54. - DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-3-0-4.

18. Анализ рынка санаторно-курортных услуг в России в 2016-2020 гг., оценка влияния корона-вируса и прогноз на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. - URL: https://businesstat.ru/russia/ services/health/resort/?yclid=4055469738441834495 (дата обращения: 20.12.2021).

19.Росстат назвал число умерших россиян c СО\ТО-19 в 2020 году. [Электронный ресурс]. -URL: // https://www.rbc.ru/economics/08/02/2021/602132e19a7947073f7ddeb5 (дата обращения: 20.12.2021).

20.О состоянии и перспективе развития санаторно-курортного обеспечения в Российской Федерации (Аналитический доклад). [Электронный ресурс]. - URL: // http://knigi1.dissers.ru/books/ library1/9957-1.php (дата обращения: 20.12.2021).

21.Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - URL: https://tourism.gov.ru/ (дата обращения: 20.12.2021).

22.Онищенко Е.В. Брендинг регионального турпродукта с точки зрения воспроизводственного подхода //Многополярная глобализация и Россия: Мат-лы VII Междунар. науч. - практ. конф. (Ростов-на-Дону, 24-26 мая 2018 г.): в 2-х т. / Южный федеральный университет. Под ред. М.А Боровской и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018. Т.2. - С. 370-374.

23.Арефьев АС. «Платформизация» как инструмент управления цифровой трансформацией в сфере туризма // Теоретическая и прикладная экономика. - 2020. - №3. - С. 22-24. -DOI: 10.25136/2409-8647.2020.3.33237.

24.Романова Г.М., Шарафутдинов ВН., Онищенко Е.В., Симонян Р.А Туристская технологическая платформа как инструмент развития туристской сферы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - №6 (126). - С. 93-98.

25.Туристический барометр: как данные помогут развивать туризм. [Электронный ресурс]. -URL: https ://sber. pro/publication/turisticheskii-barometr-kak-dannye-pomogut-razvivat-turizm (дата обращения: 20.12.2021).

26.Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. меж-дунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г. И. Абдрахманова, К. Б. Быховский, Н. Н. Веселитская, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; рук. авт. кол. П. Б. Рудник. - . М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. - 239 с.

27.Чемоданова К. До конца года: Ростуризм назвал сроки восстановления внутреннего туризма. [Электронный ресурс] - URL: https://russian.rt.com/business/article/890786-rossiya-turizm-rost-2021 (дата обращения: 20.12.2021).

28.В АТОР подвели туристические итоги 2020 года и рассказали о трёх сценариях в 2021 г. [Электронный ресурс] - URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (дата обращения: 20.12.2021).

29.Пандемия как возможность: эксперты Вышки оценили перспективы внутреннего туризма. [Электронный ресурс] - URL: https://www.hse.ru/news/433402363.html (дата обращения: 20.12.2021).

30.Банк России. Комментарий по экспорту и импорту услуг по статье «Поездки» в 2020 году / Центральный банк Российской Федерации. - Москва, 2021. - 36 с. [Электронный ресурс] -URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/128597/comment_services_2020.pdf (дата обращения: 20.12.2021).

31.Романова Г.М., Шарафутдинов ВН., Онищенко Е.В.О гипотезе новой парадигмы управления развитием туризма в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» //Профессорский журнал. Серия: рекреация и туризм. - 2020. - №4 (8). - С. 7-21. - DOI: 10.18572/2686-858X-2020-4-8-7-21.

32. Противоречие // Философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: https ://dic.academic. ru/ dic.nsf епс_рЫ^ор1ту/998/ПРОТИДОРЕЧИЕ (дата обращения: 27.11.2021).

33.Шарафутдинов ВН., Онищенко Е.В., Романов М.С. Сфера туризма в свете теории самоорганизации сложных систем // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - №31 (5). - С. 284-290. - DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10566.

34.Романова Г.М., Шарафутдинов ВН., Онищенко Е.В., Симонян Р.А. Туристская технологическая платформа как инструмент развития туристской сферы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. -№6 (126). - С. 93-98.

35.Татаркин А.И. Саморазвитие территориальных социально-экономических систем как потребность федеративного обустройства России // Экономика региона. - 2013. - №4. - С. 9-24.

36.Сергеев АМ. Критерии и условия саморазвития территориальных систем // Экономические теории. - 2017. - №3. - С. 40-45.

References:

1. Order of the Government of the Russian Federation of 13.02.2019 N 207-r (as amended on 23.03.2021) On the approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025. [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW 318094/ (date accessed: 20.12.2021).

2. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. [Electronic resource]. - URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF TTCR 2019.pdf (date accessed: 20.12.2021).

3. Russia is among the top 30 brands of countries in the tourism category. [Electronic resource]. - URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53160.html (date accessed: 20.12.2021).

4. The FutureBrand Country Index 2020. [Electronic resource]. - URL: https://www.futurebrand.com/ uploads/FBCi-2020-Assets/FutureBrand-Country-Index-2020.pdf.

5. European Center for Digital Competitiveness - Digital Riser Report 2021. [Electronic resource]. - URL: https://www.tadviser.ru/images/2/29/Digital Riser Report-2021.pdf (date of access: 12/20/2021).

6. The number of international travel decreased by one billion in 2020. [Electronic resource]. - URL: https://www.interfax.ru/world/748314 (date accessed: 20.12.2021).

7. Statistical Bulletin of Rosstat for the World Tourism Day - 2021. [Electronic resource]. - URL: https: //rosstat.gov.ru/folder/313/document/100185 (date accessed: 20.12.2021).

8. Annual survey of the World Tourism and Travel Council (WTTC) with the participation of Oxford Economics experts for 2020. [Electronic resource]. - URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (date accessed: 20.12.2021).

9. Green Chance. The coronavirus is changing the global economy. How can Russia benefit from this? [Electronic resource]. - URL: https://lenta.ru/articles/2020/05/08/chance/ (date of appeal: 12/20/2021).

10.Marinko Skare, Domingo Riberio Soriano How globalization is changing digital technology adoption: An international perspective. Journal of Innovation & Knowledge. 2021. Accepted 07 April 2021. DOI: 10.1016 / j.jik.2021.04.001.

11.Sag Sezen, Alpkan Determinants of open innovation and their interrelations. International Journal of Innovation and Technology Management. 2019. No. 16.

12.Renewal and recovery: the future of the travel and tourism industry after COVID-19. [Electronic resource]. - URL: https://roscongress.org/materials/vozobnovlenie-i-vosstanovlenie-budushchee-otrasli-puteshestviy-i-turizma-posle-covid-19/ (date accessed: 20.12.2021).

13.Russia and the countries of the world. 2020: Stat. Sat. / Rosstat. - M., 2020. - 385 p.

14.Russian statistical yearbook. 2020: Stat. Sat. / Rosstat. - M., 2020. - 700 p.

15.Zhu H., Deng, F. How to Inence Rural Tourism Intention by Risk Knowledge during COVID-19 Containment in China: Mediating Role of Risk Perception and Attitude. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. No. 17. R.3514. doi: 10.3390 / ijerph17103514.

16.Popova M., Sokhina N.P., Abazyan AG. Natural and recreational potential of the territory as a factor in the development of domestic tourism (on the example of the Krasnodar Territory) // Eurasian Scientific Association. - 2020. - No. 4-4 (62). - S. 264-266.

17.Onishchenko E.V., Slepchenko V. A Natural and recreational potential of the region: opportunities and prospects for use in the post-pandemic period // Scientific result. Business and service technologies. -2021. - T.7, No. 3. - S. 40-54. - DOI: 10.18413 / 2408-9346-2021-7-3-0-4.

18.Analysis of the spa services market in Russia in 2016-2020, assessment of the impact of coronavirus and forecast for 2021-2025. [Electronic resource]. - URL: https://businesstat.ru/russia/ ser-vices/health/resort/?yclid=4055469738441834495 (date of access: 12/20/2021).

19.Rosstat named the number of Russians who died with COVID-19 in 2020. [Electronic resource]. -URL: // https://www.rbc.ru/economics/08/02/2021/602132e19a7947073f7ddeb5 (date accessed: 20.12.2021).

20.On the state and prospects of development of sanatorium and resort provision in the Russian Federation (Analytical report). [Electronic resource]. - URL: // http://knigi1.dissers.ru/books/library1/9957-1.php (date accessed: 20.12.2021).

21.Federal Aeency for Tourism [Electronic resource]. - URL: https://tourism.gov.ru/ (date accessed: 20.12.2021).

22.Onishchenko E.V. Branding of a regional tourist product from the point of view of a reproductive approach // Multipolar globalization and Russia: Materials of the VII Intern. scientific - practical. conf. (Rostov-on-Don, May 24-26, 2018): in 2 volumes / Southern Federal University. Ed. M.A Bo-rovskaya and others - Rostov-on-Don: SFedU Publishing House, 2018.Vol. 2. - S. 370-374.

23.Arefiev A.S. "Platformization" as a tool for managing digital transformation in tourism // Theoretical and Applied Economics. -2020. - №3. - S. 22-24. - DOI: 10.25136 / 2409-8647.2020.3.33237

24.Romanova G.M., Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V., Simonyan R.A Tourism technology platform as a tool for the development of the tourism sector // Izvestia of the St. Petersburg State University of Economics. - 2020. - No. 6 (126). - S. 93-98.

25.Tourism Barometer: How Data Will Help Promote Tourism. [Electronic resource]. - URL: https://sber.pro/publication/turisticheskii-barometr-kak-dannye-pomogut-razvivat-turizm (date accessed: 20.12.2021).

26.Digital transformation of industries: starting conditions and priorities: reports. to XXII Apr. int. scientific. conf. on the problems of economic and social development, Moscow, 13-30 April. 2021 / G. I. Abdrakhmanova, K B. Bykhovsky, N. N. Veselitskaya, K O. Vishnevsky, L. M. Gokhberg and others; hands. ed. count P. B. Rudnik. -. Moscow: NRU HSE Publishing House, 2021. - 239 p.

27.Chemodanova K Until the end of the year: Rostourism has named the terms of restoration of domestic tourism. [Electronic resource] - URL: https://russian.rt.com/business/article/890786-rossiya-turizm-rost-2021 (date accessed: 20.12.2021).

28. ATOR summed up the tourism results of2020 and talked about three scenarios in 2021 [Electronic resource] - URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (date of access: 20.12.2021).

29.Pandemic as an opportunity: HSE experts assessed the prospects for domestic tourism. [Electronic resourcel - URL: https://www.hse.ru/news/433402363.html (date accessed: 20.12.2021).

30.Bank of Russia. Commentary on the export and import of services under the item "Travel" in 2020 / Central Bank of the Russian Federation. - Moscow, 2021. - 36 p. [Electronic resourcel - URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/128597/comment_services_2020.pdf (date of access: 20.12.2021).

31.Romanova GM, Sharafutdinov VN, Onishchenko EV On the hypothesis of a new paradigm of tourism development management within the framework of the National Project "Tourism and the industry of hospitality" // Professors' journal. Series: recreation and tourism. - 2020. - No. 4 (8). - S. 7-21.

- DOI: 10.18572 / 2686-858X-2020-4-8-7-21.

32. Contradiction // Philosophical Encyclopedia. [Electronic resourcel. - URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc philosophy/998/ CONTRADICTION (date accessed: 27.11.2021).

33. Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V., Romanov M.S. The sphere of tourism in the light of the theory of self-organization of complex systems // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 31 (5). - S. 284-290. - DOI: 10.24411 / 2309-4788-2020-10566.

34. Romanova G.M., Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V., Simonyan R.A Tourism technology platform as a tool for the development of the tourism sector // Izvestia of the St. Petersburg State University of Economics. - 2020. - №6 (126). - S. 93-98.

35. Tatarkin A.I. Self-development of territorial socio-economic systems as a requirement of the federal arrangement of Russia // Economy of the region. - 2013. - No. 4. - S. 9-24.

36. Sergeev AM. Criteria and conditions for self-development of territorial systems // Economic theory.

- 2017. - No. 3. - S. 40-45.

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-290-293

А.В. Сапунов - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт экономики, управления и социальных коммуникаций, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, г. Краснодар, [email protected],

AV. Sapunov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Corporate Governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAS CHOU VOAcademy of Marketing andSocio-Information Technologies - IMSIT, Krasnodar.

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ PRINCIPLES OF DEVELOPING AN ENTERPRISE DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация. В данной научной работе рассмотрены вопросы принципов разработки стратегии развития предприятия, от которых на прямую зависит эффективность функционирования предприятия. Определена основная цель при создании бизнеса и его дальнейшего роста и развития. Показаны два способа стратегического развития предприятия, на основе которых составлен вывод о значимости стратегии. Также предоставлен ряд вопросов для осуществления концепций программ стратегического развития. Описаны отличия программного подхода от проектно-планового. Для разработки стратегии нужно руководствоваться принципами. В статье представлены принципы, которые составляют основу менеджмента с полной их характеристикой. На основе проанализированных данных принципов составлен вывод, благодаря которому при разработке стратегии появляется возможность избежать ошибок в управлении не только персоналом, но и организацией в целом.

Abstract. In this scientific work, the issues of the principles of the development strategy of the enterprise, on which the effectiveness of the functioning of the enterprise directly depends, are considered. The main goal is defined when creating a business and its further growth and development. Two ways of strategic development of the enterprise are shown, on the basis of which a conclusion about the importance of the strategy is drawn up. A number of questions were also provided for the implementation of the concepts of strategic development programs. The differences between the program approach and the project-planned approach are described. To develop a strategy, you need to be guided by principles. The article presents the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.