Научная статья на тему 'Внутренний мир одаренного подростка как психологическая открытая система'

Внутренний мир одаренного подростка как психологическая открытая система Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ МИР / ОТКРЫТОСТЬ / ОБЪЕКТИВАЦИЯ / ОБЪЕКТЫ КАРТИНА МИРА / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / СОСТОЯНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОДИНОЧЕСТВА / INNER WORLD / OPENNESS / OBJECTIVIZATION / OBJECTS OF THE WORLD PICTURE / COPING STRATEGIES / PSYCHOLOGICAL PROTECTION / CONDITION OF SUBJECTIVE LONELINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Климонтова Татьяна Анатольевна

Статья посвящена открытости как свойству системы внутреннего мира одаренных подростков. В качестве показателей открытости рассматриваются выраженность состояния субъективного одиночества, генерализация защитных форм поведения и объективация при оценке объектов картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

a gifted teenager's inner world as an open psychic system

The article is devoted to the openness as a system attribute of the gifted teenagers' inner world. The subjective loneliness intensity, generalization of the protective forms of behavior and objectivization while estimating the objects of the world picture are considered as the openness parameters.

Текст научной работы на тему «Внутренний мир одаренного подростка как психологическая открытая система»

УДК 159.928.22 ББК 88.8

Климонтова Татьяна Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент г. Иркутск

Klimontova Tatiana Anatolievna Candidate of Psychology,

Associate Professor Irkutsk

Внутренний мир одаренного подростка как психическая открытая система A Gifted Teenager’s Inner World as an Open Psychic System

Статья посвящена открытости как свойству системы внутреннего мира одаренных подростков. В качестве показателей открытости рассматриваются выраженность состояния субъективного одиночества, генерализация защитных форм поведения и объективация при оценке объектов картины мира.

The article is devoted to the openness as a system attribute of the gifted teenagers’ inner world. The subjective loneliness intensity, generalization of the protective forms of behavior and objectivization while estimating the objects of the world picture are considered as the openness parameters.

Ключевые слова: внутренний мир, открытость, объективация, объекты картина мира, копинг-стратегии, психологические защиты, состояние субъективного одиночества.

Key words: inner world, openness, objectivization, objects of the world picture, coping strategies, psychological protection, condition of subjective loneliness.

В настоящее время в условиях постнеклассического этапа развития психологической науки, связанного с изучением сложных самоорганизующихся систем, наблюдается сближение внутреннего и внешнего миров жизни человека.

Внутренний мир человека относится к кругу тех психологических проблем, решение которых вызывает трудности на всех уровнях анализа: методологическом, теоретическом и методическом. Отмечая значимость изучения внутреннего мира человека, следует констатировать, что данная проблема в эмпирическом плане остается малоисследованной.

Вместе с тем, в настоящее время повышенный интерес исследователей вызывает одаренность как системное качество личности, а также специфика психологии интеллектуально одаренного человека. Однако в этой области сложилась определенная традиция, сводящая изучение психологии одаренного человека к констатации особенностей и уровня выраженности определенных психо-

логических и психических свойств, личностных характеристик. В свете новых постнеклассических тенденций, изменения категориального аппарата психологии, представлений о реальности и причинности, необходимо пересмотреть подходы к определению специфики психологии одаренного человека.

В методологическом плане решение данной проблемы возможно с позиции теории психологических систем, развивающей идею «целостного человека» и его становления. Для этого, необходимо рассмотреть внутренний мир как открытую и самоорганизующуюся психическую систему. Мы считаем, что установление особенностей внутреннего мира одаренного человека не может быть сведено только к констатации различий в отдельных составляющих внутреннего мира. С позиции системного подхода речь должна идти об особенностях внутреннего мира одаренного человека как системы, и поиске свойств, определяющих специфику функционирования этой системы. При этом отдельные психологические образования должны быть рассмотрены через анализ их участия в мире внутренней жизни одаренного человека.

Очевидна необходимость прояснения тех психологических реальностей, работа которых обеспечивает систему разным уровнем открытости и самоорганизации.

С позиций системного подхода целостные (интегральные образования) должны рассматриваться, как части больших систем, в которые они интегрированы. С нашей точки зрения, внутренний мир является системой, интегрированной в большую систему жизненного мира человека. Системы, которые обмениваются со средой энергией, информацией, колебаниями, веществом, называются открытыми.

Мы считаем, что внутренний мир человека может иметь разную степень открытости по отношению к поступающей извне информации, чувствам, оценкам других людей, продуктам культуры. Перейдем к рассмотрению открытости как свойства системы внутреннего мира и осмыслению психологических феноменов и явлений, стоящих за свойством открытости.

Все социальные и информационные воздействия со стороны внешнего мира многомерны и многозначны, качество включения человека в ту или иную ситуацию зависит от того, как субъект ее познает, проблематизирует, интерпретирует.

Внешний мир воздействует не прямо, информация, поступающая из него, особым образом репрезентируется в сознании человека посредством построения ментальных репрезентаций. М. А. Холодная [10] в своей онтологической теории рассматривает интеллект как особую психическую реальность, форму организации ментального опыта. По мнению автора, именно интеллект участвует в построении ментальных репрезентаций. Автор выделяет построение объективированной репрезентации, отличающейся своей объектной направленностью, определяемой логикой самих вещей, присущих им свойств и отношений, и субъективированной репрезентации, при которой на первый план выходит логика субъекта, по данным М.А.Холодной у интеллектуально одаренных индивидов эта репрезентация является объективированной, позволяющей получить инвариантное знание.

Итак, интеллект определяет особенности репрезентации предметной действительности во внутреннем мире человека. Если это утверждение принять за тезис, то, развивая мысль, мы приходим к пониманию того, что индивиды с разным уровнем интеллектуального развития будут по разному репрезентировать, т.е. иметь субъективные формы видения, понимания, интерпретации происходящего. При этом у интеллектуально одаренного подростка поступающая извне информация должна быть более объективирована, в отличие от ординарных сверстников.

В связи с этим, нами было предпринято психосемантическое исследование картины мира интеллектуально одаренных и обычных подростков. Предварительно, с целью выявления объектов идентификации, был проведен ассоциативный эксперимент, в ходе которого испытуемые должны были выделить объекты, составляющие, с их точки зрения, картину мира. Анализ выделенных

объектов позволил составить методику семантического дифференциала, которая включала 26 биполярных шкал и 12 объектов для оценивания.

Остановимся на анализе установленных статистически достоверных различий в оценке различных объектов картины мира интеллектуально одаренных и обычных подростков. Данные, полученные при оценка объекта «Я» позволяют утверждать, что интеллектуально одаренные подростки оценивают свое «Я» как более «тусклое» (р< 0,0023) и как более «далекое» (р< 0,049). С нашей точки зрения, полученные результаты согласуются с данными изучения самосознания данной категории детей [5], в частности, было установлено, что для интеллектуально одаренных подростков характерен нереалистично высокий уровень притязаний, постановка целей, превышающих возможности подростка, приводит к снижению его самооценки, возможно, в связи с этим свое «Я» они воспринимают как более тусклое, так как считают, что всегда есть люди, проявляющие себя более ярко, имеющие более насыщенную внутреннюю жизнь. Оценка своего «я» происходит на основе социального сравнения, для того, чтобы его произвести, необходимо «построить образ» другого человека. Наше предположение согласуется с данными И.А.Шишкиной [11], которая установила, что одаренные подростки в целом более позитивно оценивают других людей и воспринимают их как более симпатичных, выделяют в них больше достоинств, считают других превосходящими их по различным параметрам сравнения.

Интеллектуально одаренными и обычными испытуемыми объекты «реальность» и «жизнь» оцениваются неодинаково, так, одаренные подростки считают реальность более «худой» (р< 0,009), а жизнь более «полезной» (р< 0,05) и более «разумной» (р< 0,05). Реальность по отношению к жизни выступает как более частное понятие, реальность - эта та часть жизни, с которой контактирует конкретный человек, оценка реальности как более «худой» связана, очевидно, с наличием большого числа разнородных сложностей в социальной адаптации интеллектуально одаренных подростков, таких как диссиннхрония развития [6], сложности в отношениях со сверстниками из-за демонстрации ярких способно-

стей и т.д. Интересно, что объект «жизнь» одаренные дети воспринимают как более «полезный» и «разумный». Учитывая незаурядные интеллектуальные способности таких детей, можно предположить, что они в большей степени способны взглянуть на жизнь как некий объективный, эволюционирующий, культурно-исторический процесс и выделить логику и позитивную динамику его развития. С нашей точки зрения, это свидетельствует о высокой объективации восприятия окружающей действительности.

С данным обстоятельством связана и оценка одаренными детьми объекта «мое настоящее», который группа интеллектуально одаренных испытуемых определила как более «зависимый» (р< 0,012).необходимо отметить, что при выраженном стремлении интеллектуально одаренных подростков к независимости и автономности испытуемые более осознают свою зависимость от окружающего социального и предметного мира.

Объект «мое будущее» оценивается интеллектуально одаренными подростками как более «скрытый» и менее «очевидный» (р< 0,02), более «туманный» (р< 0,038). Представления о будущем предполагают осуществление прогноза, а прогноз предполагает не только построение желаемого сценария развития событий, но и определение альтернатив. Очевидно, что чем больше сценариев развития событий будет построено, тем менее очевидным и туманным представляется будущее, что также может свидетельствовать о выраженной объективации, кроме того, объект «мое будущее» оценивается одаренными как более «тревожный» (р< 0,026), что может быть связано с тем, что увеличение количества альтернатив при осуществлении прогноза будущего снижает вероятность развития событий по желаемому для подростка сценарию, ставит под угрозу достижение целей, связанных с ожиданиями окружающих и близких, усиливая тревогу.

Интересными представляются различия, выявленные в оценке объектов «ответственность» и «личная независимость». Интеллектуально одаренные испытуемые считают ответственность более «спасительной» (р< 0,002). Поскольку события в жизни и внутреннем мире человека имеют внешнюю и внутрен-

нюю детерминацию, установление закономерностей развития событий жизни предполагает определение локуса контроля, который может быть локализован во внутреннем мире человека либо вне его, во внешнем мире, то есть через принятие ответственности интеллектуально одаренный подросток получает возможность относительно стабилизировать жизнь. Установлено, что интеллектуально одаренные подростки имеют более выраженную интернальность [5]. С этими данными согласуется оценка одаренными подростками объекта «личная независимость», которая рассматривается как более сложная (р< 0,008). Принять ответственность - значит признать ограниченность своих возможностей, в таких условиях поддержание собственной независимости - более сложная задача для достижения.

Наибольшее число статистически значимых различий выявлено при оценке объекта «смерть». Возможно, это связано с тем, что подростковый возраст характеризуется осознанием конечности существования человека и актуализацией страха смерти [3]. Для интеллектуально одаренных подростков смерть представляется более «активной» (р< 0,016), более «худой» (р< 0,025), более «глубокой» (р< 0,035), «забирающей» (р< 0,033), и «тревожной» (р< 0,023). Установленные различия могут быть осмысленны следующим образом. Оценка смерти как более активной свидетельствует об осознании интеллектуально одаренными подростками негативного влияния смерти на процесс жизни, забирающей различные возможности в жизни, близких людей.

В целом проведенный анализ указывает на высокую степень объективации при оценке объектов картины мира, что позволяет нам говорить о том, что внутренний мир одаренных подростков более открыт восприятию информации из внешнего мира, а ее репрезентация в меньшей степени задается логикой системы внутреннего и в большей степени - внешнего мира.

Таким образом, внутренний мир интеллектуально одаренного подростка характеризуется большей степенью открытости к информации, поступающей из внешнего мира. В качестве механизма, обеспечивающего открытость, выступа-

ет построение объективированных ментальных репрезентаций происходящего, определяемых интеллектом.

Существуют психологические предпосылки переживания человеком отчужденности от окружающего мира, обедняющие внутренний мир, одним из них является выраженность состояния субъективного одиночества, сопряженного с переживанием внутренней изоляции от других людей, снижающего открытость системы внутреннего мира человека.

Вышесказанное согласуется с интегративной теорией одиночества У.Садлера [12], в которой оно рассматривается в контексте внутреннего мира и определяется как субъективное переживание, которое вызывает комплексное и острое чувство, отражающее раскол реальной сети отношений и связей внутреннего и внешнего мира. Речь идет о том, что закрытость, выражающаяся в утрате разного рода связей с миром, является причиной переживания одиночества. В тоже время, открытость, выражающаяся в построении разного уровня связей с миром препятствуют переживанию одиночества.

Э.Фромм [8] говорит о том, что ребенок, приходя в мир, осознает свою сущностную отдаленность от других. Эта отдаленность от мира и рождает чувство бессилия и тревоги. Пока человек является интегративной частью мира, ему нет необходимости бояться мира. Таким образом, речь идет о состоянии границ мира и человека, если границы внутреннего мира человека являются открытыми по отношению к внешнему миру, то человек не испытывает чувства одиночества.

Нами было проведено исследование уровня выраженности субъективного одиночества у интеллектуально одаренных подростков, которое показало, что 81,9% одаренных подростков имеют низкий уровень субъективного одиночества, в то время как в выборке обычных подростков низкий уровень был зафиксирован в 30% случаев. Переживание субъективного одиночества на среднем уровне выраженности наблюдается в 18, 1% в группе одаренных и в 66, 7% случаев в группе обычных испытуемых. Высокого уровня субъективного одиночества в группе одаренных детей не выявлено, в группе сравнения выражен-

ную изоляцию от других людей переживает 3,3 % подростков. Статистический анализ результатов с применением ^критерия Стьюдента показал, что интеллектуально одаренные подростки в меньшей степени переживают субъективное одиночество, по сравнению с обычными сверстниками (1=3,05, при р<0,04).

Для осмысления полученных результатов обратимся к теории А.Маслоу [4], который считал, что следует различать людей на тех, кто действительно является одиноким, и на тех, кто лишь со стороны кажется таковым, на самом деле одиноким не являясь. К подобному заключению приходит В.Д.Ушаков [7], он указывает, что высокий интеллект выступает положительным фактором адаптации, проблема одиночества одаренных детей связана с дефектами воспитания, приводящими к отчуждению от общества, когда слишком много сил затрачивается на раннюю профессионализацию и слишком мало - на социализацию.

К психологическим предпосылкам, изменяющим открытость внутреннего мира, может быть отнесена и генерализация защитных форм поведения. Защиты представляют собой неосознанно функционирующие способы поддержания интрапсихической стабилизации и адаптации к различного рода ситуациям, возникающим вследствие нарушения равновесия личности и окружающей среды, способы искажения действительности с целью купирования негативных эмоций, которые находятся на границе контакта с внешним миром. Работа психологических защит искажает или отменяет осмысление конфликта с помощью блокировки осознания мыслей и действий. Таким образом, происходит ее блокировка на входе в систему внутреннего мира. Напротив, предпочтение осознаваемых стратегий совладания с ситуацией - копинг стратегий - при минимизации работы психологических защит способствует большей открытости системы.

Проведенное исследование напряженности психологических защит и предпочитаемых копинг-стратегий показало, что репертуар психологических защит у интеллектуально одаренных более узок при доминировании копинг -стратегий. Сравнение распределения по репертуару используемых психологи-

ческих защит с использованием критерия хи-квадрат Пирсона, показало наличие статистически достоверных отличий (р=0,001), что позволяет говорить о более узком репертуаре психологических защит личности одаренных испытуемых по сравнению со обычными подростками. Наши данные согласуются с результатами исследований Ю.Д. Бабаевой [2], Алексапольского А.А. [1], С.А. Хазовой [9], которые установили, что для интеллектуально одаренных испытуемых характерно в меньшей степени использование психологических защит при доминирующем использовании стратегий совладания.

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать о низкий уровень субъективного одиночества, узость репертуара психологических защит, высокий уровень объективации объектов картины мира и свидетельствуют о большей открытости системы внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков к внешнему миру, по сравнению с ординарными сверстниками.

В связи с этим, задавая перспективу исследований по данной проблеме можно предположить, что высокая открытость системы внутреннего мира способствует тому, что интеллектуально одаренные люди быстрее и с меньшими ресурсными затратами проходят в процессе своего онтогенеза путь в познании мира и смыслов существования. Из-за высокой объективизации, они быстрее и с меньшими «отклонениями в пути» осуществляют восхождение по духовной вертикали развития.

Библиографический список

1. Алексапольский, А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы сов-ладающего поведения [Текст]: автореф.дисс. ...канд. психол. наук : 19.00.01 / Алексапольский Алексей Андреевич - М., 2008.- 26с.

2. Бабаева, Ю.Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков [Текст]: / Ю.Д.Бабаева // Одаренный ребенок. - 2003. - №1, - С. 6-24.

3. Захаров, А.И. Детские неврозы [Текст]: / А.И.Захаров - СПб., 1995.-192 с.

4. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст]/А.Маслоу // Психология личности. - М., 1982. - С.108-118.

5. Рысева, А.А. Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков [Текст]: / автореф. дисс. ...канд психол. наук : 19.00.07 / Рысева Анастасия Анатольевна - Иркутск, 2008.- 22 с.

6. Субгатуллина, И.В. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков [Текст]: дис. .д-ра психологических наук / И.В. Субгатуллина. -Сочи, 2002. - 430с.

7. Ушаков, Д.В. Одаренность, творчество, интуиция [Текст] / Д.В.Ушаков // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М., 1997. - С. 78-89.

8. Фромм, Э. Иметь или быть? [Текст]: /Э.Фром. - М., 1990. - 402 с.

9. Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / С.А.Хазова. - Кастрома, 2002. - 162 с.

10. Холодная, М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность [Текст]: /М. А. Холодная // Вопросы психологии. - 1990. - №5, - С.121-128.

11. Шишкина, И. А. Восприятие человека человеком через призму самоотношения личности с учетом уровня интеллекта [Текст] / И.А.Шишкина // Материалы пятой международной конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика». -Иркутск, 2007. - С.487-493.

12. Sadler W. Creative existence: play a partway to personal freedom and community/ W. Sadler // Humanitas - №5. - p 57-80.

Bibliography

1. Alexapolsky, A. A. Style and Level Intelligence Properties as Coping Behavior Factors [Text]: Synopsis of the Diss. ... Cand. of Psychology: 19.00.01 / A.A. Alexapolsky. - M., 2008. -26 p.

2. Babaevа, Yu. D. Features of the Gifted Children and Teenagers’ Emotional Sphere Development [Text] / Yu. D. Babayevа // A Gifted Child. - 2003. - №1. - P. 6-24.

3. Fromm, E. To have or to be? [Text] / E. Fromm - M., 1990. - 402 p.

4. Khazova, S.A. Coping Behavior of the Gifted Senior Pupils [Text]: Diss. ... Candidate of Psychology / S.A. Khazova. - Castroma, 2002. - 162 p.

5. Kholodnaya, M.A. Does the Intelligence Exist as a Mental Reality? [Text] / M.A. Kholod-naya // Questions of Psychology. - 1990 - № 5. - P. 121-128.

6. Maslow, A. Self-Aactualization [Text] / A. Maslow // Person’s Psychology. - М., 1982. -P. 108-118.

7. Ryseva, A. A. Features and Development of the Self-Attitude of Intellectually Gifted Teenagers [Text] / Synopsis of the Diss. ... Cand. of Psychology: 19.00.07/ Ryseva A.A. - Irkutsk, 2008. - 22 р.

8. Sadler W. Creative Existence: Play a Partway to Personal Freedom and Community / W. Sadler // Humanitas - №5. - P. 57-80.

9. Shishkina, I.A. Perception of a Person by a Person Through the Prism of the Personality Self-Attitude Considering Intellectual Level [Text] / I. A. Shishkina // Materials of the fifth International Conference «Psychological and Pedagogical Problems of Talent: Theory and Practice». -Irkutsk, 2007. - P. 487-493.

10. Subgatullina, I. V. Mental Development Asynergism of the Intellectually Gifted Children and Teenagers [Text]: Diss. ... Doctor of Psychology / I.V. Subgatullina. - Sochi, 2002. - 430 p.

11. Ushakov, D. V. Talent, Creativity, Intuition [Text] / D.V. Ushakov // Basic Modern Concepts of Creativity and Talent. - М., 1997. - P. 78-89.

12. Zakharov, A.I. Infantile Neuroses [Text] / A. I. Zakharov. - SPb., 1995.-192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.