Научная статья на тему 'Внутренний контроль качества в аудите: этапы развития'

Внутренний контроль качества в аудите: этапы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1581
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
RULES (STANDARDS) OF AUDITOR ACTIVITIES / АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АУДИТОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЗОРНЫЕ ПРОВЕРКИ / AUDIT / INTERNAL QUALITY CONTROL / AUDIT ORGANIZATIONS / ETHICAL REQUIREMENTS / MONITORING SINGULAR MONITORING PLURAL MONITORINGS / SELF-REGULATING ORGANIZATIONS / SURVEY CHECKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булавина Людмила Николаевна, Булавина Раиса Владимировна

В статье определены и охарактеризованы этапы развития отечественного внутреннего контроля качества в аудите, обозначены проблемы, требующие решения, а так же направления совершенствования. Особое внимание уделено современному этапу в развитии внутреннего контроля качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булавина Людмила Николаевна, Булавина Раиса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal quality control in audit: development stages

In the article are determined and characterized the development stages of the domestic internal quality control in audit, are taken up the problems requiring the decision, as well as the directions of improvement. The special attention is given to the present stage in development of internal quality control.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль качества в аудите: этапы развития»

0 X

1

О

О

О

г

г

X

а

58

INTERNAL QUALITY CONTROL IN AUDIT: DEVELOPMENT STAGES

Bulavina Lyudmila Nikolaevna, PhD of Economics, Professor, Stavropol State Agrarian University, Director of LTD "Universal-Audit", Stavropol E-mail: universal_audit@mail.ru

Bulavina Raisa Vladimirovna, Student, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

In the article are determined and characterized the development stages of the domestic internal quality control in audit, are taken up the problems requiring the decision, as well as the directions of improvement. The special attention is given to the present stage in development of internal quality control. Keywords: audit; internal quality control; rules (standards) of auditor activities; audit organizations; ethical requirements; monitoring; self-regulating organizations; survey checks.

УДК 657.633

© Булавина Л.Н., 2013 © Булавина Р.В., 2013

БУЛАВИНА Людмила Николаевна,

кандидат

экономических наук, профессор, Ставропольский государственный аграрный университет, директор ООО "УниверсалАудит",

Ставрополь

universal_audit@mail.ru

БУЛАВИНА

Раиса Владимировна,

студентка, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

внутренний контроль качества в аудите: этапы развития

В статье определены и охарактеризованы этапы развития отечественного внутреннего контроля качества в аудите, обозначены проблемы, требующие решения, а также направления совершенствования. Особое внимание уделено современному этапу в развитии внутреннего контроля качества.

Ключевые слова: аудит; внутренний контроль качества; правила (стандарты) аудиторской деятельности; аудиторские организации, этические требования; мониторинг; саморегулируемые организации; обзорные проверки.

Аудит - это главный источник информации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и финансовом состоянии хозяйствующих субъектов. В этой связи качество аудита является одним из основныхтребований, предъявляемых к аудиторам государством, профессиональными организациями, пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности. Недостатки и упущения в работе аудиторов могут привести к принятию неправильных управленческих решений на макро и микроуровнях.

Основная цель контроля качества работ в аудите - обеспечение разумной уверенности в том, что они:

- соответствуют требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и других нормативных актов Российской Федерации, Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), стандартов, разрабатываемыхсаморегулируемыми организациями аудиторов;

- гарантируют высокое качество выполнения всех заданий.

Поэтому контроль качества в аудите является неотъемлемой частью управления аудиторской деятельностью в Российской Федерации.

Контроль качества в аудите подразделяется на внешний и внутренний.

Внутренний контроль качества представляет собой систему организационных мер, методики процедур, установленных аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) для проверки соблюдения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности. Он позволяет получить уверенность в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.

Термин "внутренний контроль качества" в отечественной практике аудита появился в 1998 г., когда Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации было одобрено правило (стандарт) "Внутрифирменный контроль качества аудита". Этот стандарт состоял из четырех разделов: общие положения; функции

сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита; требования к контролю качества работы внутри аудиторской организации; обеспечение надлежащего качества работы входе конкретной аудиторской проверки.

В третьем разделе правила (стандарта) содержалось требование о том, чтобы в каждой аудиторской организации была создана и поддерживалась внутрифирменная система контроля качества работы. Какой быть этой системе -должно решать руководство аудиторской организации.

Система контроля качества для разных аудиторских организаций может быть различна. Внутреннее содержание, затраты на функционирование такой системы зависят от:

- размера аудиторской организации, ее специализации и организационной структуры;

- наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственной удаленности;

- экономической эффективности применяемой системы контроля качества.

Система контроля качества работы аудиторской организации должна была включать:

- соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

- укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

- поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенн остя мэтихзаданий;

- выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе указаний, текущего контроля и проверки работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

- получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

- разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов. Руководители аудиторской фирмы еще на стадии предварительного знакомства с клиентом должны отсеивать неблагонадежных экономических субъектов. Для этого аудиторам важно договориться о внутренней политике своей фирмы в отношении таких клиентов;

- осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;

- принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы оформлялись в виде внутрифирменного стандарта и должны быть доведены до сведения каждого сотрудника.

Наличие стандарта, раскрывающего вопросы внутрифирменного контроля качества, было отражено в качестве обязательного условия в лицензионныхтребованиях на осуществление аудиторской деятельности. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 № 190 "О лицензировании аудиторской деятельности". В случае внешнего контроля качества аудита данное требование должно быть проверено в первую очередь и в случае его несоблюдения организация (индивидуальный аудитор) могла быть лишена лицензии.

Опыт показывает, что внедрение правила (стандарта) "Внутрифирменный контроль качества аудита" было недостаточно действенным, т.к. основные принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита не были в нем раскрыты, и поэтому их практическое применение было затруднено.

Указанный недостаток был устранен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 405, которым было введено в действие Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 "Внутренний контроль качества аудита".

Этот стандарт предписывал использовать всем без исключения аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита. В отличие от прежнего стандарта по внутреннему контролю качества в новом Правиле основные принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита подробно расписаны и даны в приложениях. Проанализировав их, можно сделать вывод -как и прежде, они должны обеспечивать:

- независимость, честность и объективность аудитора, его профессиональную компетенцию;

- разумную организацию работы аудитора с учетом текущего контроля на всех уровнях и поручения ему работы, соответствующей уровню его квалификации;

- возможность консультации аудитора со специалистами, обладающими соответствующими знаниями;

- постоянную оценку потенциальных аудируемых лиц и анализ работы с существующими клиентами;

- наблюдение за уровнем эффективности применяемых принципов внутреннего контроля качества аудита.

К данному Стандарту были разработаны Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, Протокол № 18 от 21-22 октября 2003 г. Положения этого документа носили рекомендательный ха-

tn

О

гч

0

а__

с

Г*'-

Ом

\

59

г

г

0

І'-.П

I-

0

X

IP—

0 X

1

о

о

о

г

г

X

9-

60

рактер и помогали аудиторским организациям в разработке процедур, направленных на выполнение требований Правила (стандарта) № 7.

Практическое применение Правила (стандарта) № 7 "Внутренний контроль качества аудита" показало, что его структура была не достаточно четкой, т.к. включала в себя требования по обеспечению внутреннего контроля качества аудита как к деятельности организации в целом, так и к выполнению отдельных аудиторских заданий. Кроме того, основная часть элементов системы контроля качества в рамках Правила (стандарта) № 7 "Внутренний контроль качества аудита" практически не рассматривалась.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 № 863 внесло значительные изменения в структуру и содержание Правила (стандарта) № 7. Новое название Стандарта № 7 - "Контроль качества выполнения заданий по аудиту". Данный Стандарт направлен на организацию внутреннего контроля качества при проведении аудита. Кроме того, Постановлением Правительства № 557 введено в действие Правило (стандарт) № 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях". Данный Стандарт рассматривает в основном контроль качества аудита применительно к деятельности организации в целом и контроль за оказанием сопутствующих и прочих услуг.

Названные аудиторские правила (стандарты) декларируют нормативные требования к качеству и надежности аудита, выполнение которых призвано обеспечить определенный уровень результатов аудиторской проверки.

Для организации внутреннего контроля качества аудита советом по аудиторской деятельности при Минфине России разработаны Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации, которые учитывают специфику правил (стандартов) по контролю качества. Они призваны оказать практическую помощь аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам в определении основных процедур для организации действенного внутреннего контроля качества аудиторских услуг с тем, чтобы обеспечить проведение аудита и сопутствующих услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила (стандарты) № 7 и № 34 предусматривают двухуровневую систему внутреннего контроля качества аудита. Аудиторская организация может предусмотреть и более сложную систему внутреннего контроля.

В соответствии с Правилом (стандартом) № 7 аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должна определить принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы. Например, в отношении навыков и профессиональной компетентности работников участники аудиторской группы могут полагаться на принципы и процедуры найма работников

и непрерывного профессионального обучения; в отношении независимости - на принципы и процедуры сбора и сообщения соответствующей информации о независимости; в отношении поддержания взаимоотношений с клиентами - на принципы и процедуры, регулирующие порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующими клиентами; в отношении соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и профессиональных стандартов - на мониторинг.

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также от факторов, связанных с соотношением затрат и выгод.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правило (стандарт) № 34 определило структуру системы внутреннего контроля, предполагающую обязательное наличие следующих шести элементов:

- обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;

-этические требования;

- принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;

- кадровая работа;

- выполнение задания;

- мониторинг.

Основная часть приведенных элементов ранее в рамках федеральных правил аудиторской деятельности не рассматривалась или была представлена менее подробно. Неизменной осталась обязанность аудиторской организации выполнять этические требования и вести кадровую работу.

Правило (стандарт) № 34 предусматривает создание и доведение до персонала документа по системе внутреннего контроля в соответствии с перечисленными элементами, предполагающего выполнение всех требований стандарта в части каждого из ее элементов и документирование практического применения данного руководства.

Новым, по сравнению с предыдущими стандартами, является требование о проведении для аудита финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов обзорных проверок, предшествующих выдаче аудиторского заключения. Под общественно значимыми хозяйствующими субъектами понимаются хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: например, открытое акционерное общество и иная организация, имеющая публично размещаемые (размещенные) и (или) публично обращающие-

ся ценные бумаги; финансовая организация, работающая со средствами физических и юридических лиц.

Также стандарт обязывает аудиторские организации помимо обзорных проверок в рамках мониторинга проводить выборочные инспекции аудиторских заданий силами независимого персонала.

Практика показывает, что выполнение требований стандартов по контролю качества оказывает существенное влияние на увеличение трудозатрат персонала, не связанных прямо с выполнением аудиторских заданий. Удорожание стоимости услуг негативно сказывается на финансово-экономическом состоянии аудиторских организаций и особенно субъектов малого бизнеса. Кроме того, отсутствие в штате мелких аудиторских фирм специалистов по методологии аудита приводит к снижению качества аудиторских услуг.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

- в динамике прослеживается тенденция совершенствования требований в области организации и содержания внутреннего контроля качества в аудите на основе всей совокупности профессиональных, рыночных и управленческих механизмов;

- в развитии нормативного регулирования внутреннего контроля в России можно выделить три этапа:

1) 1998-2003 гг.;

2) 2003-2008 гг.

3) 2008 - по настоящее время;

- создание в аудиторских организациях эффективной системы внутреннего контроля качества приводит к увеличению трудозатрат на проведение аудита и сопутствующих ему услуг и ^ в конечном итоге к удорожанию стоимости ока- г\

занных услуг. В этой связи возникает вопрос о

необходимости методической помощи со сто- ^____

роны саморегулируемых организаций субъектам малого предпринимательства.

Литература:

1. Булавина Л.Н., Скляров И.Ю., Бездольная Т.Ю. Аудит: учебное пособие / Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь: АГРУС, 2011.- 132 с.

2. Булавина Л.Н., Булавин М.В. Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности // Международный бухгалтерский учет.-2011.- № 45.- С. 35-44.

3. БулавинаЛ.Н., Булавин М.В. Аудит резервного капитала // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 28. - С. 38-46.

4. БулавинаЛ.Н., Костюкова Е.И., Кулиш Н.В. Финансовые результаты: бухгалтерский и налоговый учет: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 320 с.

5. ЛабынцевН.Т., Богров Е.Г. Стандарт "Внутрифирменный контроль качествааудита": процедуры, методика, рабочиедокументы //Ауди- | торские ведомости. - 2007. - № 6. - С. 38-45.

6. Пипко В.А., Булавина Л.Н. Бухгалтерский учет и аудит внеоборотных активов: учебно-практическое пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика - Ставрополь: АГРУС, 2006. -180 с.

7. Официальный сайт Минфина России. - Режим доступа: 61 www.minfin.ru.

EXTERNAL QUALITY CONTROL IN AUDIT OF RUSSIA: DEVELOPMENT STAGES Bulavina Lyudmila Nikolaevna, PhD of Economics, Professor, Stavropol State Agrarian University, Director of LTD "Universal-Audit", Stavropol E-mail: universal_audit@mail.ru

Shigabutdinov Rinat Failsvich, Bachelor of Economics, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

In the article are stated the questions of development of the domestic external quality control in audit, are taken up the problems requiring the decision, as well as the directions of improvement. Keywords: audit; external quality control; self-regulating organization; cyclic method.

внешний контроль качества УДК657.633

в аудите России: этапы развития

В статье освещены вопросы развития отечественной системы внешнего контроля качества в аудите, обозначены проблемы, требующие решения, а также направления совершенствования. Ключевые слова: аудит; внешний контроль качества; саморегулируемые организации; циклический метод.

© Булавина Л.Н., 2013 © ШигабутдиновРФ.,2013

Аудит является основным источником информации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и финансовом состоянии хозяйствующих субъектов. В этой связи качество аудита - это одно из основных требований, предъявляемых к аудиторам государством, профессиональными организациями, пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности. Недостатки и упущения в работе аудиторов могут привести к принятию неправильных управленческих решений на макро и микроуровнях [2]. Поэтому внешний контроль качества в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.