Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ'

ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / АНАЛИЗ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шошина Л.Н.

Данная статья может быть полезна местным администрациям при решении вопросов местного значения в части организации и осуществления контроля за исполнением бюджетов муниципальных образований. В статье рассматриваются правовые основы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и приводятся характерные недостатки в деятельности местных администраций по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, выявленные Управлением Федерального казначейства по Челябинской области в ходе проведения аналитических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL UNDER UNIFORM RULES

This article can be useful to local administrations when solving issues of local importance in terms of organizing and monitoring the execution of the budgets of municipalities. The article discusses the legal basis for the implementation of internal state (municipal) financial control and provides characteristic shortcomings in the activities of local administrations for the organization and implementation of internal municipal financial control, identified by the Department of the Federal Treasury in the Chelyabinsk region during analytical activities.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ»

УДК 336.1

Шошина Л.Н.

начальник отдела внутреннего контроля и аудита Управление Федерального казначейства по Челябинской области

Россия, г. Челябинск

ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ

Аннотация: Данная статья может быть полезна местным администрациям при решении вопросов местного значения в части организации и осуществления контроля за исполнением бюджетов муниципальных образований. В статье рассматриваются правовые основы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и приводятся характерные недостатки в деятельности местных администраций по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, выявленные Управлением Федерального казначейства по Челябинской области в ходе проведения аналитических мероприятий.

Ключевые слова: внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, Бюджетный кодекс, федеральные стандарты, анализ, мониторинг.

Shoshina L.N.

Head of Internal Control and Audit Department Department of the Federal Treasury for the Chelyabinsk region

Russia, Chelyabinsk

INTERNAL STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL UNDER UNIFORM RULES

Annotation: This article can be useful to local administrations when solving issues of local importance in terms of organizing and monitoring the execution of the budgets of municipalities. The article discusses the legal basis for the implementation of internal state (municipal) financial control and provides characteristic shortcomings in the activities of local administrations for the organization and implementation of internal municipal financial control, identified by the Department of the Federal Treasury in the Chelyabinsk region during analytical activities.

Key words: internal state (municipal) financial control, Budget Code, federal standards, analysis, monitoring.

В современных условиях государственный (муниципальный) финансовый контроль (далее - Г(М)ФК) является ключевым инструментом финансовой политики государства и муниципальных образований для построения эффективной системы управления бюджетными ресурсами.

Правовые основы Г(М)ФК в Российской Федерации заложены в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) (Рисунок 1).

Согласно действующим сегодня нормам Бюджетного кодекса, Г(М)ФК осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Г(М)ФК подразделяется на два вида - внешний и внутренний Г(М)ФК, каждый из которых имеет свой перечень органов контроля с конкретными полномочиями. Бюджетным кодексом определены объекты Г(М)ФК и методы его осуществления. Основные элементы системы Г(М)ФК приведены на Рисунке 2.

Рисунок 1. Правовая основа

|1 Ртл. .ШрСГМ№Н>1 III \1\ BIIIHIHE.I T1.FI. Чи| 'НнСИИи' 'ИП1 II

ЪкЧПрм.М

1к4иг.| ГЧ I . ц ;. даре I Пс11Ш Л1 I ЧЧ Г(|1||||Г||1 1Н1ЫРМ ^цилкппык!

Ш^НЛк I 1.11 и

■ к-ИННЫ

Рисунок 2. Основные элементы системы Г(М)ФК

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Полномочия органов контроля

Полномочия органов внутреннего Г(М)ФК (далее - ОВГ(М)ФК) определены статьей 269.2 Бюджетного кодекса (Рисунок 3).

Регламентация деятельности ОВГ(М)ФК

В связи с изменениями в Бюджетный кодекс, вступившими в силу с 1 июля 2020 г., внутренний Г(М)ФК должен осуществляться в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации (Рисунок 4).

Рисунок 4. Перечень федеральных стандартов

Следовательно, ранее действующие нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты местных администраций, регламентирующие деятельность ОВГ(М)ФК, а также стандарты осуществления внутреннего Г(М)ФК утратили свою актуальность.

Сегодня ОВГ(М)ФК могут издавать ведомственные правовые акты (стандарты), обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, но только в случаях, предусмотренных федеральными стандартами (Рисунок 5).

Рисунок 5. Позиции федеральных стандартов, по которым ОВГ(М)ФК вправе издать ведомственные правовые акты (стандарты)_

| ► Определение значении критериев «вероятность» и «существенность» (подпункт «ж» п^такта 9 и подп^кт «д»

Стандарт № 208 пункта 10)

► Указание шповых тем плановых контрольных мероприятий в проекте плана контрольных мероприятий (гп'нкт 14)

Стандарт № 1095

I_Л

Порядок рассмотрения акта, заключения и иных материалов контрольного мероприятия (пункт 6)

Формы запросов объекту контроля и форма акта о непредоставаении доступа к информационным системам, непредставлении информации, документов, материалов и пояснений (пункт Е)

Порядок внесения изменений в решение о назначении контрольного мероприятия (пункт 14)

^ Необходимость использования рабочего плана (плана-трафика) контрольного мероприятия и предусмотрены его форма, требования к содержанию, порядок формирования и изменения в случае принятия решения о внесении изменений в решение о назначении контрольного мероприятия (пункт 16)

^ Правила определения объема выборки данных из совокупности документов, информации и материалов, проверяемой при осуществлении контрольного мероприятия выборочным способом (пункт 17)

^ Перечень типовых вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольных мероприятий, и подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов в ходе проведения контрольных мероприятий (пункт 19) Стандарт № 1235 ► Порядок назначения (организации) экспертиз (пункт 23)

^ Форма акта по результатам контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля (пункт 24)

Детальная информация об однородных нарушениях с использованием приложений к акту, заключению, если это определено ведомственным стандартом (пункт 52)

Г

Ста ндарт№ 1237

► Создание в органе контроля из числа его должностных лип

коллегиального органа (коллегиальных органов) для рассмотрения жало о (т^нкт 8)

► Порядок рассмотрения жалооы и принятия решения

руководителем (уполномоченным лицом) органа контроля по результатам рассмотрения жалооы (пункт 9)

Анализ исполнения бюджетных полномочий ОВГ(М)ФК

Федеральное казначейство, как орган внутреннего государственного финансового контроля, кроме полномочий, предусмотренных статьей 269.2 Бюджетного кодекса, имеет еще одну, особую, зону ответственности (Рисунок 6) - проведение анализа исполнения бюджетных полномочий ОВГ(М)ФК (далее - Анализ).

Рисунок 6. Особое полномочие Федерального казначейства

Порядок проведения Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - Порядок), в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, утвержден приказом Минфина России от 31 декабря 2019 г. № 263н.

Указанным Порядком определены: участники проведения Анализа и их полномочия (Рисунок 7); способы обмена информацией и документами между участниками данного процесса; требования к деятельности Федерального казначейства по планированию, проведению Анализа в отношении ОВГ(М)ФК и оформлению его результатов, составлению и представлению отчетности.

Рисунок 7. Участники проведения Анализа и их полномочия

С 2020 года, в целях совершенствования деятельности по исполнению бюджетных полномочий ОВГ(М)ФК, Федеральное казначейство и его территориальные органы (далее - ТОФК) ориентированы на выявление и обобщение лучших практик осуществления внутреннего Г(М)ФК, выявление типовых недостатков и системных проблем в деятельности ОВГ(М)ФК, а также установление причин и условий, повлиявших на качество осуществления ОВГ(М)ФК внутреннего Г(М)ФК.

Анализ осуществляется на основании информации и документов о деятельности ОВГ(М)ФК, находящихся в открытом доступе, либо представленных ОВГ(М)ФК в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 157 Бюджетного кодекса по запросу ТОФК.

При проведении Анализа обязательному изучению подлежат: организационно-штатная структура и обеспечение принципа функциональной независимости ОВГ(М)ФК; исполнение требований нормативных правовых и (или) правовых актов, регламентирующих деятельность ОВГ(М)ФК; осуществление производства по делам об административных правонарушениях; направление соответствующих исков в суд; взаимодействие с правоохранительными органами (при необходимости) и информация о принятых мерах по результатам предыдущего Анализа. По результатам Анализа в адрес ОВГ(М)ФК направляется соответствующее Заключение.

В случае если Заключение содержит информацию о выявленных недостатках исполнения бюджетных полномочий, а также соответствующие предложения и рекомендации, то ОВГ(М)ФК не позднее 3 месяцев со дня направления Заключения обязаны представить в ТОФК информацию о принятых мерах (Рисунок 8).

Рисунок 8. Информационный обмен по результатам Анализа_

Мключгн Шг

ГОФ1С ЛИГ £ М ьч>к

111|ф|1|>»1ИННЧ О

II |Ш НИ 11.11 Ч1')>;и

Ежегодно в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральное казначейство направляет информацию о результатах проведенных ТОФК в отчетном году аналитических мероприятий в субъектах Российской Федерации.

В срок, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, Федеральное казначейство готовит и направляет в Минфин России доклад о результатах проведения Анализа (далее - Доклад).

Доклад содержит: обобщенную информацию о результатах проведенного Анализа в отчетном году; анализ типовых недостатков, их причин и условий возникновения; предложения о совершенствовании методического обеспечения деятельности по осуществлению внутреннего Г(М)ФК.

Результаты деятельности Управления Федерального казначейства по Челябинской области по проведению Анализа

Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - Управление), как ТОФК, в пределах своей компетенции реализует на территории Челябинской области полномочия и права Федерального казначейства, определяемые федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Минфина России и правовыми актами Федерального казначейства.

Начиная с 2016 года, Управлением ежегодно проводится мониторинг ОВГ(М)ФК, осуществляющих свою деятельность на территории Челябинской области. В результате проведенных мониторингов

установлено, что в 2016 году внутренний муниципальный финансовый контроль был организован в 32 (10%) муниципальных образованиях, в 2020 году - в 257 (81%) муниципальных образованиях.

Как видим, процесс взаимодействия Управления с местными администрациями в ходе мониторинга ОВГ(М)ФК привел к определенным положительным результатам, однако проблема организации исполнения полномочий органов внутреннего муниципального финансового контроля на сегодня остается не решенной еще в 62 (19%) муниципальных образованиях.

С 2016 года Управлением проведено 85 аналитических мероприятий, из них: в отношении исполнения полномочий ОВГ(М)ФК, являющихся органами исполнительной власти Челябинской области, - 5, местных администраций - 80 (Рисунок 9).

Рисунок 9. Количество аналитических мероприятий, проведенных Управлением за 2016 - 2020 годы

По результатам каждого аналитического мероприятия в адрес руководителей ОВГ(М)ФК направлены Заключения, содержащие информацию о выявленных недостатках (Рисунок 10), а также, о причинах и условиях их возникновения (Рисунок 11); соответствующие предложения, рекомендации по исполнению бюджетных полномочий ОВГ(М)ФК.

НакОагее характерные нсдоспткн, иыяв.1 немы«1 по ртльтапм Анализа:

► неисполнение, лиоо неполное исполнение оюл;кетны.ч полномочий по осуществпеншо внутреннего м\ ш1щшального финансового контроля

• несоответствие муниципальные ] гравовыл агтов нормам Бюджетного кодекса

> несоблюдение процедур планирования. подготовки п проведения КОНТРОЛЬНЫХ меропрняпш

1 некачественное оформление документов, связанных с исполнением бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего МФК

Рисунок 11. Причины и условия, влияющие на качество осуществления ОВГ(М)ФК внутреннего Г(М)ФК

Практические результаты Анализа

Предложения Федерального казначейства о необходимости совершенствования методического обеспечения деятельности ОВГ(М)ФК по осуществлению внутреннего Г(М)ФК, направляемые в предыдущие годы в Минфин России, учтены, - утверждены федеральные стандарты, регламентирующие осуществление внутреннего Г(М)ФК.

Задачи на ближайшую перспективу

Выявление и анализ проблем, препятствующих внедрению положений единых федеральных стандартов внутреннего Г(М)ФК в деятельность ОВГ(М)ФК и созданию качественной системы внутреннего Г(М)ФК, определение путей их решения.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. № 95 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. № 100 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. № 208 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № 1235 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 г. № 1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № 1237 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1478 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности».

9. Приказ Минфина России от 31 декабря 2019 г. № 263н «Об утверждении Порядка проведения Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций)» (с изменениями и дополнениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.