УДК 902 https://doi.org/10.24852/pa2022.2.40.198.205
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ МИГРАЦИИ В ПРИМОКШАНЬЕ
В XIII-XV ВЕКАХ © 2022 г. Ю.А. Зеленеев, Р.М. Валеев
Миграции в истории человечества по разным причинам происходили всегда и везде. В Примокшанье в XIII-XV вв. наблюдаются внешние и внутренние миграции, обусловленные как переселением из-за пределов региона, так и последующим перемещением масс населения внутри его. Основное население Примокшанья до XIII в. -мордва. К началу XIII в. на западе региона и на нижней Мокше появляется русское население. Возможно, что здесь было и небольшое количество болгар. Внешние миграции особенно усилились в связи с монгольским завоеванием XIII в.. Отмечается значительный приток тюркоязычного населения. Внешние миграции приводят и к внутренним миграциям в регионе. Соотношению двух форм миграций и их значению для этнокультурного развития региона посвящена данная статья.
Ключевые слова: миграции, археологические памятники, мордва, тюрки, русские, Мохши, Темников, Итяковское городище, Золотая Орда.
К 1237 г. большая часть Примокшанья была заселена мордвой-мокшей. Это хорошо подтверждается наличием здесь большого числа археологических памятников этого народа. Русское продвижение на восток в бассейн Цны и Мокши приводит к тому, что в начале XIII в. граница между Рязанским княжеством и мордвой проходила в основном по реке Цне и по правому берегу нижнего течения Мокши. Не позднее XII в. на нижней Цне возникает известный археологам Темгеневский городок с тремя селищами-посадами, а под 1209 г. в летописи упоминается русский город Кадом в низовьях реки Мокши (Зеленеев, 2011, с. 136-138). Однако это не означает, что мордва, заселявшая до XII в. бассейн Цны, полностью покинула данную территорию. Частично происходит её аккультурация, но в некоторых местах Поценья мордва с её самобытной культурой, как показали исследования последнего времени, сохранилась и в золотоордынский период (Андреев, 2020).
В массиве самого мордовского населения Примокшанья перед монгольским завоеванием, возможно, произошло появление болгарских переселенцев. На это указывает по-
явление гончарной керамики болгарского типа и городищ с мощными многорядными укреплениями. Таких как Скановское и Саровское. Правда, нужно отметить, что городища с многорядными укреплениями в Х!-ХШ вв. известны и с мордовской лепной керамикой. К тому же Саров-ское городище находится в районе с распространением топонимов, связанных с Пургасом - сёла: Пургасо-во, Пурдошки; городище Пургасово. Раскопки Саровского городища, пусть и сильно разрушенного, дают некоторые основания считать, что здесь находился центр раннегосударственного объединения мордвы во главе с Пургасом.
Скановское городище тоже, скорее всего, оставлено мордовским населением. Косвенным свидетельством об этом может быть легендарное сообщение о Нарчатке, погибшей здесь во время борьбы с монголами. Имя Нарчатка - мордовское дохристианское. Возможно, по её имени назван населённый пункт Наровчат. С мордовского языка переводится как полевые болота или при произношении Наручадь - тинное болото. Современное мордовское название Наровчата -Норзяд. Мордовское население в дан-
ном районе фиксируется с III в. (Тези-ковский могильник) и до настоящего времени - село Печеуры (современное произношение Печуры).
После 1239 года сюда начинает переселяться тюркская золотоордын-ская знать. М.Г. Сафаргалиев, изучавший фонд Саровского монастыря, указывает, что в нём имеются родословные татарских князей Сеид-Ахме-товых, Кудашевых, Тенишевых и Ян-галычевых, происходивших от князя Бехана (беханиды). Впоследствии они известны как «темниковские татары», а владения их располагались в бассейне реки Мокши, где до настоящего времени сохранились названия мордовских сёл, которыми они владели. Например, Тенишево в Красносло-бодском районе Мордовии.
После образования Золотой Орды эта территория входит в состав государства чингизидов. М.Г. Сафарга-лиев считал, что Примокшанье было передано в управление Бехану ещё Бату-ханом и не исключал возможность появления центра этого владения Наровчата-Мохши ещё в XIII в. (Сафаргалиев, 1996, с. 361-362). Археологические данные не подтверждают наличия слоёв XIII в. в Мохши-Наровчате. Как и для большинства золотоордынских городов, его расцвет относится к XIV в.
Первоначально наименование города Мохши стало известно при изучении Х.Д. Френом нумизматического материала, но связать его с каким-то либо археологическим объектом не представлялось возможным. В дальнейшем В.М. Терёхин в конце XIX в. отмечает, что к юго-западу от Наров-чата имеются следы золотоордынско-го городища. В центральной части Наровчата им были найдены массивные белокаменные блоки, которые он относил к какому-то значительному архитектурному сооружению.
В годы Первой мировой войны во время учений запасных частей были
найдены различные предметы золо-тоордынского времени. Эти находки привлекли внимание саратовского археолога А.А. Кроткова, который пришёл к выводу, что монеты с чеканкой Мохши происходят из городища в селе Наровчат. Впоследствии он провёл во второй половине 20-х гг. ХХ в. разведки и раскопки на территории Наровчата и в ряде своих статей попытался обосновать, что именно здесь находился ордынский город Мохши. При этом начальной датой его основания он определял 1313 г. - по наиболее ранней монете найденной здесь.
В начале XXI в. была найдена монета чеканенная, по мнению некоторых исследователей в Мохши в 1309 г. После изучения коллекций монет из различных музеев и сборов оказалось, что таких монет известно около десятка. Т.е. чеканка города Мохши началась ещё при Тохте (Голубев, без года. Без страницы).
Если согласиться с мнением М.Г. Сафаргалиева, то можно предположить, что Примокшанье было предано под управление Бехану и беханидам ещё во второй половине XIII в. Возникает вопрос, в каком статусе был этот регион и каков был титул его правителя. В литературе иногда встречается такое название как Мордовский улус. Но в письменных источниках такое название отсутствует. В средние века у монголов и тюрок слово улус обозначало государство, область (в вольном переводе). В XIII в. оно всё больше обозначало область, например, Улус Джучи как часть Монгольской империи. Исходя из этого, называть Примокшанье Мордовским улусом нет достаточных оснований. Скорее всего, эта область была той административной единицей, ко -торая могла выставить десять тысяч воинов - тумен. Набираемый здесь тумен был смешанным - тюркско-мордовским. Мордва в нём составляла большинство, являясь основным
Рис. 1. Предполагаемые ставки темника в Примокшанье в XIII - нач. XVI вв.
Fig. 1. The estimated rates of the temnik in Primokshan in the 13th - beginning 16th centuries .
народом на данной территории. Косвенно об этом говорят факты участия мордвы-мокши ещё в походе Бату-ха-на в Европу в 1241-1242 гг. Русские источники XVI в., касаясь событий Ливонской войны, отмечают среди войск Русского государства «темни-ковских татаровей», помещая рядом с ними мордву (Документы..., 1940, с. 152). Создаётся впечатление, что сохраняется прежняя структура организации тумена: темник, татарские тысячники и сотники со своими дружинами, и мордовские ратники. Главное же и в XVI в. здесь сохраняется топоним - город с названием Темников, т.е. ставка темника.
Где была ставка темника в Примокшанье в XIII в. определить, опираясь на известный сейчас круг археологических, нумизматических и письменных источников проблематично. Правда, М.Г. Сафаргалиев не приводя ссылок на документы, пишет, что город Темников существовал уже в 90-х годах XIII в., что весьма возможно.
Исходя из находок монет 1309 г. чеканенных в городе Мохши, мы можем выдвинуть гипотезу, что ставка темника в начале XIV в. уже находилась на месте Наровчатского городища. С этого времени начинается и формирование культурного слоя золо-
тоордынского города. К XIII в. можно отнести существование здесь мордовского поселения и одновременных ему могильников. Слои мордовского поселения XIII - начала XIV в. по результатам проведённых на настоящее время исследований также не выделяются. Возможно, они уничтожены при формировании золотоордынского города в XIV в. С полной уверенностью можно говорить только о том, что в нижней части культурного слоя Наровчатского городища имеется значительное количество мордовской лепной керамики.
Непонятны пока и причины начала чеканки дирхемов в Мохши при Тохте. Более объяснимы причины массовой чеканки монеты (в том числе и медной) при Узбеке, который в начальный период своего правления находился на севере своего государства - сначала в Укеке, потом в Булгаре. Может быть, в какой-то отрезок времени он находился и в Мохши. Чеканка монет от его имени, начавшаяся здесь в определённой мере подтверждает этот тезис. С этого времени наблюдается быстрое развитие этого провинциального золотоордынского города. Оно продолжалось относительно недолго - на протяжении около пятидесяти лет, как впрочем, и большинство ордынских городов.
В первой половине XIV в. миграции мусульманского населения в Мох-ши и в целом в Примокшанье, судя по археологическим данным, усиливаются, что не противоречит общей исторической ситуации начала правления Узбека. Материальная культура этого города обретает облик, схожий с золотоордынскими городами Нижнего Поволжья. Появляются усадьбы с постройками из сырцового кирпича, гончарные мастерские с горнами ордынского провинциально типа. В центре города возвышается мечеть, от которой сохранились белокаменные блоки фундамента. Вторая мечеть
была возведена в мусульманской части городского кладбища (это место и сейчас носит название «Мизгить» -мечеть). Здесь примыкая к рядовым мусульманским захоронениям, находятся значительное количество (?) для этого региона мавзолеи. Раскопавшая несколько из них А.Е. Алихова указывает на некоторые среднеазиатские элементы в их устройстве (мавзолей № 1, который по монетам датируется серединой XV в.), что говорит о смешанном характере мигрировавшего в этот регион мусульманского населения (Алихова, 1973, с. 233). Надо отметить, что это не противоречило общему ходу исторического развития, так как определённые контакты с обобщённым Востоком и Югом существовали ещё до монгольского завоевания. Другое дело, что переселенческие процессы и межкультурное взаимодействие в первой половине XIV в. являлись в основном результатом внутриордынского характера.
Но, несмотря на изменения в этно-конфессиональном составе жителей города можно предположить, что новое население всё-таки большинством не являлось. Мордва, если иметь в виду наличие крупных языческих могильников этого времени (Старо-сотенский могильник к северо-западу от Наровчата, разрушенный при рытье пруда), численно преобладала. К тому же Старосотенский могильник практически смыкается с мусульманским некрополем на Мизгити и есть некоторые основания думать, что и там хотя бы частично захоронена ис-ламизированная мордва. Элементы мусульманского погребального обряда А.Е. Алихова отмечала и в мордовском языческом Старосотенском могильнике (Алихова, 1973, с. 227).
Судя по всему, основное мордовское население Мохши, которое проживало здесь и до середины XIV в. продолжало заниматься традиционным сельским хозяйством. Вновь
прибывшие переселенцы в конце XIII, особенно в первой половине XIV в., представляли собой феодальную военно-административную прослойку, ремесленников, небольшое количество мусульманского духовенства и скорее всего торговцев. Возможно, что кроме мордовского и тюркского населения в Мохши проживали и русские. По крайней мере, М. Д. Полубоярино-ва выделяет в материалах из раскопок А.Е. Алиховой малое количество русской керамики (Полубояринова, 1978, с. 116-120). Поэтому город Мохши в период его расцвета можно считать полиэтничным и мультикультурным, что вообще-то характерно для золото-ордынских городов.
Ситуация в Примокшанье и конкретно в Мохши изменилась в период великой замятни. После децентрализации Золотой Орды, которая наступила на рубеже 50-60-х годов XIV в. а не смогли сохранить стабильность в регионе и темники Примокшанья (беханиды?). Предположительно в 1361 г. Мохши подчинил себе пришедший с Нижнего Поволжья Тагай, а в 1366-1367 гг. исходя из некоторых (в основном нумизматических) данных здесь обосновался Пулад-Тимур. Междоусобная борьба, а также ликвидации администрации темника в Мох-ши приводит к постепенному упадку этого города. Сообщения в некоторых статьях и книгах о том, что этот город уничтожил Тимур, не подтверждаются ни письменными, ни археологическими источниками. Нужно отметить, что находок последней трети XIV-XV вв., а тем более археологического слоя на территории Наров-чатского городища пока не обнаружено, кроме мавзолея середины XV в. Следующий по времени археологический период относится уже к моменту постройки здесь русской крепости в XVII в. Хотя некоторые типы русской гончарной керамики можно датировать и более ранним временем
(XVI в.), но этот материал никто серьёзно не изучал. В XV в. в районе Мохши сохранился только религиозный центр, т.е. возможно мечети, и продолжал функционировать некрополь в районе Мизгити, как место захоронения родственников.
В XIV в. археологически фиксируются факты появления русского населения в Примокшанье (Аксёнова, Зеленеев, Шакиров, 1990). Для этого времени русская миграция в Среднее Примокшанье ещё не было массовым явлением. На левобережной Цне русские поселения как отмечалось выше появляются ещё в предмонгольский период. Но усиленное русское заселение Поценья происходит, начиная с позднезолотоордыского времени, когда здесь увеличивается количество русских селищ. В качестве примера можно привести селище у села Поль-ное Ялтуново XV-XVII вв. на левом берегу Цны (Милонов, 1944, с. 7-8).
Ставка темника была перенесена ниже по реке Мокше, что связано с неблагоприятной политической обстановкой в Верхнем Примокшанье. Город Мохши приходит в упадок. Одновременно отмечается, что в XIV в. ряд мордовских могильников этого региона прекращает функционировать.
С последней трети XIV в. на месте городища эпохи раннего железа в Нижнем Примокшанье формируется укреплённое поселение позднезоло-тоордынского времени, получившее в историографии название Итяковского городища. По моему мнению, именно сюда была перенесена ставка темника после великой замятни. Подтверждением этому является и находка на городище бляхи с надписью «Тохта-мыш», которая могла принадлежать какому-то административному лицу. Возможно, уже в это время данный замок получил название Темников. Судя по археологическому материалу, городище существовало по первую треть
XVI в. (Степанов, 1963). Создаётся впечатление, что замок прекратил своё существование с 1536 г., когда город Темников был перенесён ниже по реке Мокше на то место, где он находится и в настоящее время.
В окрестностях города Темникова есть городище Старый город, который иногда считают Темниковым до 1536 г. Но данное городище, во первых, очень небольшое и слабо укреплённое для XV-XVI вв., а во вторых, по археологическому материалу относится к раннему железному веку (Мартьянов, 1976, с. 147). Название же, скорее всего, оно получило от местного населения как старое городище, но с Темниковым не соотносимое и лишь впоследствии у местных краеведов начало формироваться ошибочное мнение, что это старый город Темников, до переноса его на новое место.
Существование города под названием Темников до 1536 г. считают возможным и историки, при этом определяя его как город темника (Ак-чурин, Ишеев, 2017, с. 633). В этом году город был только перенесён на несколько километров западнее, сохранив прежнее название. Итяковское городище находится в 4-х километрах восточнее современной окраины Тем-никова. В XVI в. это расстояние было несколько больше. Причины переноса могут быть разные. Но основной видится изменение русла реки Мокши. Современное русло реки проходит несколько южнее от Итяковского городища, а вблизи городища проходит её старица. Современный Темников возник в 1536 г. на берегу реки Мокша, где находится и в настоящее время.
Таким образом, следует признать, что Примокшанье уже с III века было заселено мордвой. В предмонгольское время, возможно, здесь появляется болгарское население. Русские же в это время осваивают Цнинское левобережье и Нижнюю Мокшу, появляясь в Среднем Примокшанье не ранее последней трети XIV в. Наибольшее же изменение связано с монгольским завоеванием и миграцией сюда тюрко-язычного населения. Первоначально, на мой взгляд, это была военно-феодальная элита, затем переселяются и другие социальные группы. Археологические данные подтверждают смешение культур в регионе, что является следствием миграций. Например, у мордвы, сохранявшей традиционную этническую культуру обнаруживаются черты, связанные с принятием ислама. Процесс исламизации не был завершён, но к середине XIV в. он чётко прослеживается.
В административном отношении Примокшанье являлось частью территории Золотой Орды. Регион выставлял тумен воинов и управлялся темником. С начала XIV в. и до последней его трети его ставкой был крупный региональный центр - город Мохши. С последней трети XIV в. и по первую треть XVI в. центром являлось поселение, находящееся на месте Итяковского городища, которое возможно называлось Темниковым, а с 1536 г. оно было перенесено на место, где и сейчас находится город под этим названием.
Миграции XIII-XV вв. оказали существенное влияние на всю последующую этнокультурную историю этого края.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксёнова Т.В., Зеленеев Ю.А., Шакиров А.Г. Поселение Шаверки IV // Новые источники по этнической и социальной истории финно-угров Поволжья. I тыс. до н. э. -I тыс. н. э. / Отв. ред. Ю.А. Зеленеев. Йошкар-Ола: МарГУ, 1990. С. 147-165.
2. Акчурин М.М., Ишеев М.Р. Темников - город темника. К истории городов «мордовских украин» в XV-XVI вв. // Золотоордынское обозрение. 2017. № 3. (Т. 5). С. 629-658.
3. Алихова А.Е. Мавзолеи города Мохши-Наровчата // СА. 1973. № 2. С. 226-237.
4. Андреев С.И. Бокинский могильник средневековой мордвы // РА. 2020. № 2. С. 151-166.
5. Голубев В. О. Чекан монет Мохши. Пенза: типография ИП Соколова А.Ю., 2020. 44 с.
6. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. I. Саранск: МНИИЯ-ЛИЭ при СНК МАССР, 1940. 436 с.
7. Зеленеев Ю.А. Нижнее Примокшанье в XIII-XV вв. (о золотоордынско-рязан-ской границе) // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды». Вып. 2 / Отв. ред. И.М. Миргалеев. Казань: Фолиант, 2011. С. 136-138.
8. Мартьянов В.Н. Археологическая разведка в Мордовской АССР и южных районах Горьковской области / Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 63 / Отв. ред. Г. А. Федоров- Давыдов. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1976. С. 147-157.
9. Милонов Н.П. Отчёт об археологических исследованиях по берегам р. Цны и её левым притокам рр. Азе и Алешне в 1944 г. / Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. № 2.
10. ПолубояриноваМ.Д. Русские люди в Золотой Орде. М.: Наука, 1978. 136 с.
11. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций. М.: Инсан, 1996. 768 с.
12. Степанов П.Д. Итяковское городище // Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 24 / Ред. кол. К.А. Котков, Л.Г. Филатов, С О. Циркин. Саранск, 1963. С. 116-130.
Информация об авторах:
Зеленеев Юрий Анатольевич, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории. Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); [email protected]
Валеев Рафаэль Миргасимович, доктор исторических наук, профессор, Заместитель директора по научной работе Института международных отношений, вице-президент национального комитета Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС); руководитель центра «Всемирное культурное наследие» Казанский (Приволжский) федеральный университет; (г. Казань, Россия); [email protected]
THE INTERNAL AND EXTERNAL MIGRATIONS IN THE MOKSHA LITTORAL DURING THE 13TH-15THCENTURIES
Yu.A. Zeleneev, R.M. Valeev
Migrations in the history of mankind took place at all times and everywhere for various reasons. The external and internal migrations in the Moksha Littoral to be occured in the 13th-15th centuries, caused by both resettlement from outside the region and the subsequent displacement of the masses of the population within it. The main residents of the Moksha Littoral before the 13th century were the Mordvins. By the beginning of the 13th century Russian population appeared in the west of the region and on the Lower Moksha. It is possible that there were a small number of the Volga Bulgarian settlers. As a result of the Mongol conquest in the 13th century the external migrations intensified. There was a significant influx of the Turkic-speaking population. The external migrations also led to internal resettlement in the region. The article deals with the correlation of these two forms of migration and their significance for the ethnic-cultural development in the region.
Keywords: archaeological sites, migrations, the Mordvins, the Turks, the Russians, Mokhshi, Temnikov, Ityakovo settlement, The Golden Horde.
REFERENCES
1. Aksenova, T. V., Zeleneev, Yu. A., Shakirov, A. G. 1990. In Zeleneev, Yu. A. (ed.). Novye istochniki po etnicheskoy i sotsial'noy istoriifinno-ugrov Povolzh'ya. I tys. do n. e. -1 tys. n. e. (The new sources on the ethnic and social history of the Finno-Ugric peoples of the Volga region. 1st millennium BC - 1st millennium AD). Yoshkar-Ola: Mari State University Publ., 147-165 (in Russian).
2. Akchurin, M. M., Isheev, M. R. 2017. In Zolotoordynskoe obozrenie (Golden Horde Review) 5 (3), 164-192 (in Russian).
3. Alikhova, A. E. 1973. In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) (2), 226-237 (in Russian).
4. Andreev, S. I. 2020. In Rossiiskaya arheologiya (RussianArchaeology) 1, 151-166 (in Russian).
5. Golubev, V. O. 2020. Chekan monet Mokhshi (MintedMohshi coins). Penza: Sokolov, A.Yu. Tipography.
6. 1940. Dokumenty i materialy po istorii bashkirskogo naroda (Documents and Materials on the History of the Mordovian ASSR) 1. Saransk: Mordovian Research Institute of Language, Literature, History and Ethnography (in Russian).
7. Zeleneev, Yu. A. 2011. In Mirgaleev, I. M. (ed.). Zolotoordynskoe nasledie. Materialy Mezh-dunarodnoi nauchnoi konferentsii «Politicheskaia i sotsial'no-ekonomicheskaia istoriia Zolotoi Ordy» (Heritage of the Golden Horde. Proceedings of the International Scientific Conference "Political and Socio-Economic History of the Golden Horde) 2. Kazan: "Foliant" Publ., 136-138 (in Russian).
8. Mart'ianov, V. N. 1976. In Fedorov-Davydov, G. A. (ed.). Trudy Mordovskiogo nauchno-issledovatel 'skiogo instituta iazyka, literatury, istorii i ekonomiki (Proceedings of the Mordovia Institute of Language, Literature, History, and Economy) 52. Saransk: "Mordovskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ., 147-157 (in Russian).
9. Milonov, N. P. 1944. Otchet ob arkheologicheskikh issledovaniyakh po beregam r. Tsny i ee levym pritokam rr. Aze i Aleshne v 1944 g. (The report on archaeological studies undertaken along the Tsna river banks and its left tributaries Aze and Aleshna rivers in 1944). Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, F-1, R-1, dossier 2 (in Russian).
10. Poluboiarinova, M. D. 1978. Russkie liudi v Zolotoi Orde (Russian People in the Golden Horde). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).
11. Safargaliev, M. G. 1996. Raspad Zolotoy Ordy (The break-up of the Golden Horde). Moscow: "Insan" Publ. (in Russian).
12. Stepanov, P. D. 1963. In Kotkov, K. A., Filatov, L. G., Tsirkin, S.O. (eds.). Trudy Mordovskiogo nauchno-issledovatel 'skiogo instituta iazyka, literatury, istorii i ekonomiki (Proceedings of the Mordovia Institute of Language, Literature, History, and Economy) 24. Saransk: "Mordovskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ., 116-130 (in Russian).
About the Authors:
Zeleneev Yuri A. Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of General History. Mari State University. Lenin Square, 1, Yoshkar-Ola, 424000, Republic of Mari El, Russian Federation; [email protected]
Valeev Rafael M. Doctor of Historical Sciences. Professor. Vice-President of Russian National Committee of ICOMOS. Deputy Director of International Relations Institute. Kazan Federal University. Kremlevskaya str., 18, Kazan, 420018, Republic of Tatarstan, Russian Federation; [email protected]
Статья принята в номер 01.06.2022 г