Маликов Р. И., к. э. н., д. э. н. научный руководитель Гафурова Г.М. магистрант
«Уфимский государственный университет экономики и сервиса»
Россия, РБ, г. Уфа ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье анализируются основные внутренние и внешние факторы стратегии развития предприятия, выделяются основные направления стратегического планирования и стратегического управления.
Ключевые слова: внешние и внутренние факторы, деятельность предприятия, инвестиции, стратегическое планирование стратегическое управление, стратегия.
Становление рыночных отношений в России, уход от централизованного планирования и регулирования создали условия, которые коренным образом изменили влияние внешних и внутренних факторов окружающей среды на функционирование предприятий. Реформы, проводимые в рамках рыночных отношений, усилили воздействие внешних факторов на благополучное развитие предприятий в сфере материального производства. Однако эти же условия создали ситуацию, при которой существенно изменились факторы, зависящие от деятельности самого предприятия. При таких обстоятельствах важным моментом является разработка и реализация стратегии развития предприятия с помощью эффективного стратегического управления. Но прежде необходимо поставить стратегическую цель, в которой будет выражена будущее состояние экономической системы предприятия. Как правило, стратегическая цель является результатом стратегического прогнозирования [1].
Предмет стратегического планирования и управления определятся основными ориентирами:
- проблема, решение которой непосредственно связано с реализацией цели деятельности предприятия, достижением его эффективности с помощью обеспечение взаимосвязи ресурсов, результатов и задач;
- проблемы и решения, связанные с некоторыми элементами предприятия, необходимыми для достижения поставленных целей, но в данный момент отсутствующими или не имеющимися в нужном объеме;
- проблемы, связанные с внешними и внутренними факторами, которые трудно контролировать.
Как правило, большее влияние оказывают внешние факторы. Отсюда можно сделать вывод, что во избежание ошибок необходимо определить, какие политические социальные, экономические, научно-технические и
другие факторы окажут наибольшее влияние на будущее предприятия при выборе стратегии и направления его развития [2].
Два направления стратегического управления
На современном этапе экономического развития России выделяют два направления стратегического управления.
Первое направление основано на развитии стратегического планирования, а именно на анализе и развитии стратегии. Стратегическое планирование придает организации не только индивидуальные черты, но и определенность, которая гарантирует ему результативность последующих действий [3].
Второе направление - основано на решении стратегических задач, которые неожиданно возникают в процессе управления предприятием.
В современных условиях разработка на предприятии инвестиционной стратегии базируется на концепциях стратегического менеджмента, которые активно реализуются с 70-х годов двадцатого века в крупных компаниях США и стран Западной Европы.
Концепции стратегического менеджмента показывает четкую позицию предприятия, которая представляет систему принципов и целей его функционирования, механизмов взаимодействия субъекта и объекта управления, характер взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структур и форм адаптации к постоянно изменяющимся условиям внешней среды [4].
Управление инвестиционной деятельностью предприятия
Инвестиционная деятельность самого предприятия напрямую связана со стратегией его развития и миссией. Разрабатывая инвестиционную программу и формируя впоследствии инвестиционный портфель предприятия, менеджмент предприятия должен не только рассматривать и просчитывать показатели эффективности инвестиционного портфеля, но и проводить стратегический анализ и оценку влияния данного мероприятия на его позиции, и экономический потенциал. Формирование инвестиционной деятельности предприятия можно представить в виде следующих шагов:
1) формулировка проекта
2) подготовка проекта
3) экспертиза проекта
4) осуществление проекта, то есть реальное развитие бизнес-плана. Здесь менеджмент отслеживает и анализирует все виды деятельности по мере их выполнения;
5) оценка результатов. Производится по завершении или в процессе выполнения проекта.
Управление реализацией стратегии предприятия
Основная цель заключается в том, чтобы получить реальную обратную связь между заложенными идеями и степенью их фактического выполнения.
Стоит также обратить внимание на оперативное управление реализацией стратегии развития предприятия.
Разработанная модель оперативного управления реализации стратегии предприятия предусматривает: организацию мониторинга выполнения оперативных и стратегических планов, разработку методов экономической оценки резервов и недостатков, разделение всей полученной оперативной информации, влияющей на достижение оперативных и стратегических задач, формирование базы данных о недостатках и резервах, о причинах и виновниках, а также о потенциальных потребителях этой информации, организацию сбора, обработки и передачи информации в режиме времени с использованием доступных средств, организацию пользования оперативной информацией с учетом фильтрации и корректировки, текущих и стратегических планов, увязку результатов достижения оперативных и стратегических целей персонала со служебной карьерой и вознаграждением.
Управление реализацией стратегии представляет собой стратегические и тактические изменения, которые обеспечиваются следующими моментами:
- четкая постановка задач и доведение оперативных и стратегических планов до исполнителей;
- организационная структура, способная успешно выполнять стратегические задачи;
- возможности реализации стратегии, концентрация необходимых ресурсов на стратегически важных направлениях;
- персонал, заинтересованный в выполнении поставленных задач;
- своевременное доведение до исполнителей принимаемых решений, обеспечиваемое системным мониторингом и контролем;
- объективная оценка результатов, оперативное, стратегическое регулирование на основе экспресс диагностики.
Таким образом, управление реализацией стратегических планов представляет собой динамичный процесс, при котором должны отслеживаться негативные причины, риски и тенденции развития по сферам управления и принятия своевременных необходимых решений по их предупреждению или разработке мер по их ликвидации [5].
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что планирование инвестиций является стратегической и наиболее сложной задачей управления предприятием. При этом важно учитывать все аспекты экономической его деятельности, начиная от окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития рынка, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта. Объективный анализ всех этих показателей и корректная оценка рынка, а также сильных и слабых сторон предприятия являются надежной основой правильного стратегического выбора высшего руководства предприятия.
Использованные источники:
1.Вайсман А.Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху /А. Вайсман пер.с нем. - М.:АО "Интерэксперт", Экономика, 2011.-344 с.
2.Акулич М.В. Способы повышения эффективности использования глобальных стратегий бизнеса и маркетинга / М.В. Акулич // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №6. - С.39.
3.Альтшулер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 450 с.
4.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 2011. - 422 с.
5.Багиев Г.Л. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. - М.: Экономика, 2011.
6.Балабанов И.Т. Основы стратегического менеджмента. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 528 с.
7.Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2011. - 341 с.
Маликов Р. И., к. э. н., д. э. н. научный руководитель Гафурова Г.М. магистрант
«Уфимский государственный университет экономики и сервиса»
Россия, РБ, г. Уфа ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.
В статье рассматривается общие принципы формирования стратегии развития предприятия. Описывается матрица Ансоффа и его структура.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, стратегия организации, рынок, диверсификация.
В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но