УДК 330.341.4 Е.В. СИБИРСКАЯ
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета E-mail: [email protected] Л.В. ОВЕШНИКОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансового менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: [email protected]
UDC 330.341.4 E.V. SIBIRSKAYA
doctor of Economics, professor, department of Merchandising, service and trade infrastructure OkI state
university
E-mail: [email protected] L.V. OVESHNIKOVA
candidate of Economic Sciences, associate professor of the department "Financialmanagement", Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*
THE CONTENTS AND FUNCTIONS OF STRATEGIC PLANNING INFRASTRUCTURE SECURITY ENTERPRISE
Применение стратегического планирования в предпринимательской деятельности приобретает особую актуальность. Авторами проведен литературный обзор, исследован процесс стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности и дано его авторское рассмотрение. Авторы предложили свой взгляд на классификацию функций стратегического планирования, которые позволяют эффективно разрабатывать и реализовывать стратегические планы.
Ключевые слова: стратегическое планирование, функции, содержание, предпринимательская деятельность, инфраструктурное обеспечение.
The use of strategic planning in the business is of particular relevance. The authors conducted a literature review to investigate the process of strategic planning infrastructure support business activity and consideration given to its author. The authors offered their view on the classification of the functions of strategic planning, which can effectively develop and implement strategic plans.
Keywords: strategic planning, function, content, entrepreneurship, infrastructure provision.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. [1].
С середины 60-х годов зарубежные исследователи стали предпринимать попытки формализации процесса стратегического планирования. Однако, как справедливо отмечает Г. Минцберг, который является одним из современных исследователей в области стратегического планирования и управления, все они практически основываются на одной теоретической конструкции, или базовой модели, отличаясь между собой главным образом в деталях, а не в фундаментальных принципах построения [6].
Основной базовой моделью стратегического планирования принято считать модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы), лидером которой по праву считается К. Эндрюс. Эта модель разрабатывалась американскими исследователями в течение достаточно продолжительного периода времени [3]. Г. Минцберг называет эту модель «моделью школы проектирова-
ния», поскольку в ее основе лежит уверенность в том, что формулирование стратегии как процесс опирается на несколько базовых постулатов, которые в своей совокупности обеспечивают «проектирование стратегии» [6].
Слово «стратегия» произошло от греческого - «искусство генерала». Автором исследована обширная интерпретация понятия «стратегия», часть которой представлена в приложении 1, таблице 2.
Стимулами к его появлению были насыщение рынка и замедление роста ряда фирм. В то время причины насыщения и замедления понимались слабо. Однако было ясно, что планировать будущее фирмы на основе экстраполяции прошлых тенденций, как это делается при долгосрочном планировании, стало сложно. Основу стратегического планирования составляет выбор стратегии.
В стратегическом планировании, в сравнении с долгосрочным, пространство функционирования организации становится объемнее, оно включает в себя как ключевые категории внутренней среды, так и внешние составляющие: политические и социальные условия, предпочтения потребителей, стратегии конкурентов и
* Статья подготовлепа по результатам госзадапия ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», регистрационный помер 8.1445.2011 (прикладные исследования)
© Е.В. Сибирская, Л.В. Овешникова © E.V. Sibirskaya, L.V. Oveshnikova
т.д. Кроме того, долгосрочные цели организации в стратегическом планировании уже не простое отражение условий текущей работы, а результат исследования тенденций внешней и внутренней среды.
Вопросы стратегического планирования имеют широкий спектр исследования. Авторами исследовано большое количество научных взглядов по трактовке данной категории. Содержанию стратегического планирования, разработке и реализации стратегий уделяли внимание многие зарубежные авторы: И. Ансофф, К. Боуэн, Ф. Абраме, А. Вайсман, Б. Карлоф, Ф. Котлер, М. Мескон, Г. Минцберг, Г. Хамел, М. Альберт, Ф. Хедоури, К. Хофер, М. Портер, А.А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд, а также отечественные ученые О. С. Виханский, И.Н. Герчикова, А.П. Градов, Н.К.Моисеева, З.П Румянцева, Р.А. Фатхутдинов. В области методологии стратегического планирования особое место занимают прикладные разработки таких фирм - лидеров консалтингового бизнеса, как BostonConsultingGroup, McKinsey, Artur D. Little.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в РФ понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности. Стратегическое планирование осуществляется путем разработки кон -цепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития РФ с учетом задач обеспечения национальной безопасности» [9].
Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х - начало 80-х гг., когда оно воспринималось как средство решения любых проблем.
Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, имеющих место в процессе управления, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное (перспективное) планирование. Причем это отличие заключается не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта планирования, а, прежде всего, в направлении вектора планирования. Традиционно вектор долгосрочного планирования направлен из прошлого в будущее. Стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора анализа и принятия управленческих решений из будущего в настоящее [6].
Термины «стратегический» и «долгосрочный» не тождественны. Главное отличие состоит в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции сложившихся структурных пропорций и тенденций. В системе стратегического планирования идут от будущего к настоящему, заменяя экстраполяцию анализом перспектив организации [6].
Стратегическое планирование должно быть направлено на развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-
технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества деятельности. Стратегическое планирование актуально во многих областях - в инновационной, инвестиционной, предпринимательской и многих других видах деятельности.
Если говорить о предпринимательской деятельности, то применительно к ней стратегическое планирование является особенно важным. Это можно объяснить тем, что в предпринимательстве все управленческие действия имеют стратегический характер, так как направлены на существенные изменения и предпринимаются в условиях неопределенности. В бизнесе стратегическое планирование помогает построить свои ожидания на перспективу, определить необходимые ресурсы и принять определенные меры, чтобы достигнуть поставленных целей.
Отечественные исследователи современного предпринимательства В.А. Абчук, А.К. Кантарбаева, В.М. Яковлев, Е. Балацкий, А.В. Бусыгин, А. Потапова, Г.Б. Клейнер, М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, И.Н. Герчикова, Г.Я. Гольдштейн, Д.С. Львов, М.З. Ильчикова, М.А. Петрова, В.Р. Веснин, А.О. Блинов, В.Я. Горфинкель, А.А. Крупанин, О.С. Виханский и др. рассматривают вопросы предпринимательства и стратегического планирования применительно к российской экономике.
При этом, исследуя научную литературу, авторы отмечают, что в большинстве случаев процессы предпринимательства и стратегического планирования рассматриваются с отрывом друг от друга. Большинство исследований сосредоточены либо на раскрытии проблем предпринимательства, либо на раскрытии ключевых вопросов стратегического планирования. Этот момент, на наш взгляд, требует доработки, поскольку предпринимательство тесно взаимосвязано со стратегическим планированием.
Экономическую эффективность работы системы можно рассматривать как величину полезности, производимой предпринимательством. Соответственно, эффективность предпринимательской деятельности зависит от наличия и развития составляющих предпринимательской деятельности, к которым, по мнению автора, относятся: субъекты предпринимательства, область деятельности, факторы среды (макро-, мезо-, микро-), инфраструктура предпринимательства.
Инфраструктура - это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. А инфраструктура предпринимательства включает в себя самые разнообразные общественные отношения и институты: строительство дорог, каналов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение, банковскую систему и др. [7].
Инфраструктуру предпринимательства, по мнению автора, можно разделить на следующие компоненты: передающую, поддерживающую, инвестиционную, инновационно-развивающую и организующую. Передающая включает: дороги, связь, различные коммуни-
кации и т.д. Поддерживающая представлена фондами поддержки, ассоциациями предпринимателей, комитетами при администрациях и др. Инвестиционную инфраструктуру составляют банки, кредитные учреждения, инвестиционные фонды. Инновационно-развивающая включает научные организации (технопарки, научно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, финансово-промышленные группы, подразделения НИОКР);образовательные организации (вузы, ссузы), институты инновационного развития (патентные службы, службы рецензирования и аккредитации, сертификация и стандартизация, службы экспертизы, консалтинговые, инжиниринговые компании). Организующая включает различные контролирующие органы, кадровые службы, налоговые инспекции.
Под инфраструктурным обеспечением предпринимательской деятельности авторами понимается совокупность взаимосвязанных факторов и возможностей, сформированная в виде комплексной системы общественных отношений, институтов, структур и объектов, создающих условия для эффективного функционирования предпринимательства.
Под стратегическим планированием инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности авторами понимается управленческий процесс, последовательный и согласованный в пространстве и во времени, определяющий максимально эффективное
использование инфраструктурного обеспечения, в соответствии с направлениями функционирования предпринимательства, обеспечивая его рост и устойчивое развитие.
Содержание логики стратегического планирования раскрывают следующие ее структурные элементы (рис. 1.)
Из рисунка следует, что логика построения процесса стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательства, базирующегося на соответствующих принципах и процедурах, говорит о необходимости обеспечения реализации определенных функций стратегического планирования [8].
Функции стратегического планирования, по мнению авторов, - это конкретные направления деятельности в области стратегического планирования, которые обеспечивают формирование и применение способов и процедур влияния на инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности.
В научной литературе функции стратегического планирования рассмотрены недостаточно. В основном говорится о функции планирования в составе менеджмента организаций. В своей научной работе В .И. Ляско рассматривает функции планирования как определение предпочтительных направлений и траекторий развития предприятия, постановку целей, распределение ресурсов, т. е. те мероприятия, которые обеспечивают предприятию достижение конкурентных преимуществ [3].
к я
Я в
Гг н
С и
& я н
IL Я С я
с ш к
(J
с й о я =1 о
в я
Я в;
и S- я & я я В"
о я
0J
а 1
^ о
ч
я п
с г
и. о
я >
я - а
J я я > о н
я я
я с
я -4-
и. m
с я
Рис. 1. Структурно-логическая схема стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательства.
Таблица 1.
Функции стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательства
Функции Характеристика
Целеутверждающая функция Данная функция призвана обеспечить правильную постановку стратегических целей. Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления функционирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, обеспечивающие ее рост и развитие. Качество стратегического планирования - это качество целеполагания. От того, какие цели будут поставлены, зависит то, какие стратегические направления будут выбраны, и в конечно итоге ожидаемый результат.
Распределительная функция Деятельность по распределению материальных, финансовых, инвестиционных, трудовых, информационных и других видов ресурсов. Базируется на эффективном потреблении ресурсов, разработке направлений снижения издержек инфраструктурного обеспечения предпринимательства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важной функцией стратегического планирования.
Адаптирующая функция Адаптацию следует интерпретировать как приспособление предпринимательской деятельности к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Внешняя среда всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия. Стратегический план заставляет оценивать свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в окружающей среде. Задача данной функции — приспособить механизм инфраструктурного обеспечения предпринимательства к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами и предотвратить возможные угрозы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предпринимательства новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации инфраструктурного обеспечения предпринимательства к внешней среде.
Согласующая функция Стратегический план стимулирует регулирование и обеспечение координации различных функциональных направлений. Данная функция предполагает согласование функционирования компонентов инфраструктурного обеспечения для достижения целей, предусмотренных стратегическим планом. Стратегии предпринимательства включают сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими сферами и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе при стратегическом планировании. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть согласованы по ресурсам, структурным подразделениям, исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием в инфраструктуре предпринимательства соответствующих координационных подразделений.
Организационная функция Эта деятельность проявляется в проведении различных организационных преобразований в сфере инфраструктурного обеспечения предпринимательства, которые состоят в перераспределении функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегических планов и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция объектов предпринимательства на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.
Прогнозирующая функция Это деятельность по определению перспективных направлений развития предпринимательства. Стратегический план задает направления для предпринимательской деятельности и позволяет ей правильно систематизировать и структурировать процессы изучения тенденций и явлений инфраструктурного обеспечения предпринимательства, применение методов и процедур прогнозирования, таких как упорядочение прошлых данных; сглаживание временного ряда; экстраполяция, выделение трендов; расчет прогнозных значений показателей.
Аналитическая функция Вид деятельности, обеспечивающий применение процедур оценки инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности на основе фиксации полученных результатов, состояния протекания процессов в предпринимательской деятельности, анализа факторов внешней среды, которые воздействуют на инфраструктуру предпринимательства. Важно установить, почему это произошло именно так, что может быть сделано, имеются ли для этого возможности. Данный вид деятельности предназначен для оценки состояния и эффективности потенциала, а также принятия управленческих решений в отношении развития инфраструктурного обеспечения предпринимательства на основе результатов проведенного анализа.
Оптимизационная функция Это функция стратегического планирования, связанная с выбором стратегических альтернатив. Она определяет альтернативные действия или комбинацию действий, которые можно предпринять в соответствии с поставленными целями, имеющимися ресурсами, возможными затратами и т.д. Выбрав определенную стратегическую альтернативу, необходимо обратиться к конкретной стратегии. Главная цель — выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность. Для этого необходимо иметь четкую концепцию бизнеса и его будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск; знание прошлых стратегий; фактор времени и т.д. При этом выбор оптимального по всем параметрам варианта функционирования является ключевой задачей, поскольку обеспечивает разработку эффективных стратегических направлений развития инфраструктурного обеспечения предпринимательства..
В исследовании И. Ансоффа говорится, что стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения [1].
Согласно мнению А. Н. Петрова, функции стратегического плана говорят о том, что стратегический план: во-первых, задает направления для деятельности организации; во-вторых, обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, в-третьих, стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений, в-четвертых, заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде, в-пятых, определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять
организация, в-шестых, создает основу для распределения ресурсов, в-седьмых, демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности [7, 10].
Основываясь на изучении научной литературы и с учетом собственных исследований, автор предлагает рассматривать следующие функции стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности (таблица 1).
Процесс стратегического планирования включает в себя восемь основных функций, выполнение которых делает его структурированным, полноценным и эффективным. Теория стратегического планирования сводится к определенной философии ведения бизнеса, поэтому его конкретный инструментарий во многом зависит от качества выполнения функций стратегического планирования, определяющих его осуществление и реализацию.
Библиографический список
1. АнсоффИ. Стратегическое управление. Пер. с англ. / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989. 306 с.
2. Ламанский М.Г. Инфраструктурное обеспечение предпринимательства / М.Г. Ламанский // Известия ИГЭА. 2009. № 5 (67). С. 124-126.
3. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2005. 288 с.
4. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль: Учебник / Ф. Котлер. 9-е международное издание Спб.: Дело. 2000. С. 120 -123.
5. МесконМ.Х. Основы менеджмента. Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2001. 800 с.
6. Минцберг Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел.. СПб.: Питер, 2000. 336 с.
7. ПетровА.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1997. 221 с.
8. Сибирская Е.В. Методология стратегического развития экономической системы региона. Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2012. № 9. С. 7-16.
9. Сибирская Е.В. Система стратегического планирования на региональном уровне. Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2012. Т. 1. С. 7-11.
10. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.uproizvod.ru/index.php?option=com_ content&task =view&id =67&Itemid=98&limit=1&limitstart=2
11. Указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования в РФ» от 12 мая 2009 г. №536 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wik
12. Шамгунов Р.Н. Стратегическое планирование или управление что выбрать? [Электронный ресурс]. Корпоративный менеджмент. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management
References
1. AnsoffI. Strategic management. Lane [text] with English. M: Economy, 1989. 306 p.
2. Lamansky M of. Infrastructure ensuring business/M of Lamansky//IGEA News. 2009 . No. 5 (67). - Pp 124 126
3. Lyasko V. I. Strategic planning of development of the enterprise: Manual for higher education institutions of [Text] / Century. I.Lyasko. M: Ekzamen publishing house, 2005. 288 pages.
4. Marketing. Management. Analysis, planning, introduction, control: Textbook / F.Kotler. - the 9th international edition - SPb. : Business. 2000 . Pp120 - 123
5. MeskonM.H.Osnovy of management of the lane with English/M. H.Meskon, M. Albert, F.Hedouri. M: Business, 2001. 800 p.
6. Mintsberg G. Schools of strategy. Strategic safari: excursion on a jungle of strategy of management / Mintsberg, B. Alstrend, D. Lempel. SPb. : St. Petersburg, 2000. 336 p.
7. Petrov A.N. Strategic planning of development of the enterprise. SPb.: Publishing house СПбУЭФ, Publishing house, - 1997. - 221p.
8. SibirskayaE.V. Methodology of strategic development of economic system of the region. Theoretical and applied questions of economy and services sector. 2012 . No. 9. Pp 7-16.
9. Sibirskaya E.V. System of strategic planning at regional level. Theoretical and applied questions of economy and services sector. 2012 . Vol. 1 . Pp 7-11.
10. Strategic management [Electronic resource]//access Mode: http://www.uproizvod.ru/index.php?option=com_content&task =view&id =67&Itemid=98&limit=1&limitstart=2
11. The decree of the President of the Russian Federation «About bases of strategic planning in the Russian Federation» of May 12, 2009 No. 536 [An electronic resource]. Access mode: http://ru.wikipedia.org/wik
12. Shamgunov R. N. Strategic planning or management what to choose? [Electronic resource].Corporate management. Access mode: http://www.cfin.ru/management