Научная статья на тему 'Внутренние факторы конкурентоспособного развития российских предприятий в современных условиях'

Внутренние факторы конкурентоспособного развития российских предприятий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОР / МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шибакова Т.В.

В современных условиях конкурентоспособность предприятия определяется не только внешними условиями его развития, но и внутренними факторами, используемыми как ресурсы для достижения стратегических целей фирмы. Существует ряд внутренних факторов конкурентоспособности, формирующих «портрет» и вектор развития российских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шибакова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренние факторы конкурентоспособного развития российских предприятий в современных условиях»

"Ко-Як^^еЯтасаособЯост^ 25 (154) - 2009

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Т.В. ШИБАКОВА,

старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» Камская государственная инженерно-экономическая академия

В современных условиях конкурентоспособность предприятия определяется не только внешними условиями его развития, но и внутренними факторами, используемыми как ресурсы для достижения стратегических целей фирмы. Существует ряд внутренних факторов конкурентоспособности, формирующих «портрет» и вектор развития российских предприятий.

Ключевые слова: конкурентоспособность, фактор, модель, развитие.

Современные представления о конкурентоспособности предприятий основываются на изменившихся за последнее время условиях их функционирования. Переходная экономика, череда национальных и мировых кризисов ставили перед российскими предприятиями довольно противоречивые требования. Поэтому объективно необходимо выделить факторы конкурентоспособности национального и международного значения, так как реалии функционирования и взаимодействия российских предприятий все еще значительно отличаются от мировых стандартов. Отличия отмечаются не только во внешней среде, но и во внутренней организации предприятий. В последнее время трансформировался сам термин «фирма», появилось разделение между «классическая фирма» и «новая фирма». «Классическая фирма» характеризуется следующими признаками:

— капиталоемкость и материальный характер активов;

— яркое проявление вертикальной интеграции и стремление установить полный контроль над поставщиками и потребителями;

— зависимость работников от менеджмента;

— недостаточное применение инновационных технологий;

— жесткая региональная привязка фирмы, вызванная либо проводимой стратегией, либо объективными условиями рынка.

С развитием глобальных рыночных отношений выделяется новый формат фирмы, который обладает следующими чертами:

— нематериальный характер активов, ведущим из которых выступает человеческий капитал;

— гибкие соглашения с поставщиками и потребителями, сотрудниками фирмы;

— расширенные границы предприятия;

— конкурентоспособность обеспечивается не самими активами, а их мобильностью;

— широкое применение инновационных ресурсосберегающих технологий,

— экологичность производства [2, с. 80].

Очевидно, новая форма организации экономических субъектов была осуществлена в ответ на требования глобальных рынков, из чего следует вывод: характеристики новой фирмы отражают универсальные признаки предприятия, конкурентоспособного на международном рынке.

Проведенные исследования позволили отметить, что большинство рассматриваемых предприятий по своим характеристикам ближе к традиционной форме, чем к новой. Осуществить изменения в сторону модели, конкурентоспособной на международном уровне, смогли (или посчитали необходимым) только предприятия, функционирующие в относительно стабильной среде и обладающие значительными финансовыми

ресурсами. В ходе анкетирования было отмечено, что респонденты, выделяющие в качестве основных проблем недостаток или невозможность привлечения финансовых ресурсов, демонстрировали большую приверженность традиционным моделям организации и функционирования.

В итоге по проведенным опросам респондентов со стороны предприятий, многие из которых осуществляют экспортную деятельность и вынуждены так или иначе приспосабливаться к требованиям мировых рынков, был выделен ряд признаков современного предприятия, конкурентоспособного на глобальном и национальном уровнях:

• хорошее или удовлетворительное финансовое состояние, которое выражается не только в стандартных показателях финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, но и в возможности привлекать финансовые ресурсы для развития в виде кредитов или инвестиций;

• диверсификация (нефтяная и нефтехимическая отрасль, торговля, пищевая промышленность) или, наоборот, территориальное или товарное фокусирование (строительство) в зависимости от условий деятельности или возможностей предприятия;

• эффективная логистика, включающая в себя низкозатратную и быструю транспортировку продукции или комплектующих, и минимальное использование складских помещений;

• высокий уровень послепродажного обслуживания;

• долгосрочные контракты с потребителями и другими участниками рыночных отношений, стратегически важныхдля предприятия;

• наличие современных производственных мощностей и их своевременное обновление;

• использование современных конкурентоспособных технологий производства, ориентированных на снижение себестоимости посредством ресурсосбережения;

• использование высококвалифицированного персонала с возможностями его обучения и стимулирования;

• благоприятные или нейтральные взаимоотношения с органами власти.

Однако некоторые предприятия не соответствуют характеристикам конкурентоспособности. Как правило, число таких предприятий зависит от того, насколько благополучным является состояние вида экономической деятельности: чем более конкурентоспособным является вид деятельности,

тем больше в ней сконцентрировано конкурентоспособных предприятий.

В современных условиях, когда большая часть предприятий уже завоевала определенные, более или менее постоянные доли рынка или виды экономической деятельности, они заинтересованы в стабилизации своего рыночного положения с сохранением резерва для роста. Здесь на первое место выходит проблема создания конкурентного преимущества как результата осуществления совокупности видов внутрихозяйственной деятельности предприятия — инновационной, производственной, финансовой, инвестиционной, маркетинговой, управления персоналом, логистики — на пути создания конечного продукта предприятия.

Также важнейшим элементом достижения конкурентоспособности экономического субъекта, региона, страны является их включение в глобальную экономику. Основой развития глобализации являются рыночный механизм, либерализация хозяйственных связей в мире, постоянное расширение международного взаимодействия экономических субъектов. Ключевым элементом глобальной конкурентоспособности экономического субъекта является его включенность и активное участие в инновационных проектах, высокий уровень научно-технического роста и развития производства, следствием которого становится высокое качество продукции. К сожалению, Россия по данным параметрам находится на одном из последних мест в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Сравнительно сильными сторонами российских фирм эксперты считают инновационный потенциал, товарный дизайн, наличие технологических цепочек, объединяющих разные предприятия в одном производственном комплексе. Сравнительно слабыми сторонами они считают плохую ориентацию на потребителя (включая маркетинг) и низкое качество производственного процесса. К сильным сторонам российской предпринимательской среды эксперты относят высокий уровень научно-исследовательских институтов, высокую квалификацию инженеров, конструкторов и ученых, разветвленную сеть железных дорог. Слабые стороны, по их мнению, — низкое качество телефонной и факсимильной связи, вялая конкуренция на региональном уровне и неэффективность антимонопольной политики [1].

Для объяснения сущности конкурентного преимущества М. Портер воспользовался концепцией цепочки создания стоимости, в которую включается не только деятельность самого предприятия,

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго-ръЯ-Ъ.'Н'Р?4'К'ШЪ.Ъ4

27

но и вклад поставщиков, и функционирование каналов дистрибуции и сбыта. Несмотря на общие межхозяйственные предпосылки, каждое предприятие обладает собственной цепочкой создания стоимости, так как все предприятия имеют разную историю, осуществляют различные стратегии и имеют другие отличия. В этих различиях можно выделить источники для образования новых кон-курентныхпреимуществ [3, с. 125].

Необходимо рассмотреть межхозяйственные цепочки создания стоимости на исследуемых предприятиях и выделить конкурентные преимущества некоторых из них, обладающих сильными позициями на рынке. Данное исследование можно провести в ведущих видах экономической деятельности, таких как нефтегазовая, нефтехимическая промышленность и автомобилестроение, которые являются наиболее конкурентоспособными в Республике Татарстан и могут служить основой развития в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Особенно показателен пример нефтегазовой промышленности, предприятия которой создают добавленную стоимость в рамках вертикальной интеграции. Российские вертикально-интегрированные нефтегазовые корпорации (ВИНК) в условиях снижающейся эффективности нефтедобычи стремятся дифференцировать свою деятельность, переключаясь на нефтепереработку и нефтехимию. Развитие конкурентных преимуществ ВИНК возможно только при осуществлении технологической эволюции, позволяющей повысить эффективность нефтегазодобычи, или при продолжении процессов интеграции в сторону нефтепереработки и нефтехимии.

В стратегиях устойчивого развития учитывается, что в будущем в России также, как в настоящее время в Европе и США, высокая конкуренция в секторе нефтепродуктов приведет к стабилизации цен и уменьшению нормы прибыли. Следовательно, только стратегии увеличения объемов и повышения качества нефтепереработки, а также совершенствования сети продаж нефтепродуктов обеспечат при меньшей рентабельности рост массы прибыли и оправдают инвестиции в этот сектор.

Было осуществлено исследование области конкурентных преимуществ российских нефтяных и нефтеперерабатыващих компаний, в число которых входили: ОАО «Лукойл», ТНК-ВР, ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Татнефть». В качестве данных аспектов деятельности компаний выступали: внутренняя логистика, производственный процесс, внешняя логистика, маркетинг и торговля, сервис.

Критериями оценки конкурентных преимуществ являлись: структура организации, ее расположение и статус; материально-техническое и ресурсное обеспечение производства; технологическое развитие производства; социальная деятельность и управление персоналом; взаимодействия с другими участниками отрасли и государством и резервы конкурентных преимуществ.

Были выявлены следующие области деятельности нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний, которые обеспечивают их конкурентные преимущества на российском и мировом рынке: эффективная низкозатратная логистика — использование железнодорожного транспорта и морских терминалов; высокий объем и коэффициент восполнения запасов; высокие инвестиционные возможности; эффективные розничные сети; высокие показатели финансовой устойчивости; реализация рентабельных инвестиционных проектов; наличие системы контроля качества; развитие партнерства с привлечением иностранных инвестиций; применение современных ресурсосберегающих и экологичных технологий.

Сильные позиции российских ВИНК позволяют говорить о высоком уровне их конкурентоспособности, тем не менее существует ряд факторов, препятствующих их развитию:

• нестабильность цен на сырую нефть на мировом рынке. При этом рост цен на марку Urals положительно повлиял на рост финансовых результатов ВИНК;

• отсутствие оценки «цена качества» в системе ОАО «Транснефть», не позволяющее реализо-вывать на экспорт большую часть сырой нефти по цене, адекватной фактическому качеству. Однако данный фактор выгоден ОАО «Татнефть», так как сырая нефть республиканского ВИНК ниже по качеству нефти федеральных компаний;

• прогрессивная шкала НДПИ: расчетные ставки налога растут быстрее цены на сырую нефть. Также на прибыли ВИНК негативно влияет рост средней ставки экспортных пошлин;

• удаленность центров нефтепереработки от месторождений, что увеличивает транспортные издержки;

Перспективы развития нефтегазодобычи состоят в углублении процессов вертикальной интеграции, развитии нефтеперерабатывающих мощностей и расширении нефтехимического комплекса. Между российскими ВИНК обостряется конкуренция в сегменте геолого-разведочной

деятельности и лицензирования, что требует осуществления крупных инвестиций, привлекаемых либо за счет чистой прибыли, или привлечения синдицированных кредитов. Тем не менее очевидно, что ОАО «Роснефть» и ОАО «Лукойл» лидируют в этой области, оставляя другие ВИНК далеко позади. Поэтому развитие других компаний зависит оттого, насколько быстро и эффективно они будут расширять нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства.

Выделим основные факторы, которые негативно влияют на конкурентоспособность отечественных предприятий:

1. В целом по итогам опроса респондентов выяснилось, что непосредственное негативное влияние на конкурентоспособность в 2006 — 2008 гг. оказывало изменение цен на сырье и материалы: почти две трети опрошенных признали отрицательное влияние этого фактора на конкурентоспособность, и только небольшая часть воспользовалась этим обстоятельством в свою пользу. Этот фактор негативно повлиял на конкурентоспособность во всех видах экономической деятельности, особенно — химии и нефтехимии и легкой промышленности, однако в пищевой отрасли отрицательное воздействие было минимальным.

2. Отрицательное влияние на конкурентоспособность исследуемых предприятий оказал рост цен на энергоносители.

3. Фактором, существенно снижавшим конкурентоспособность продукции российской промышленности в последние годы, было изменение транспортныхтарифов. По видам экономической деятельности его негативное воздействие изменялось от максимума в легкой промышленности и цветной металлургии до минимума в пищевой промышленности и лесном хозяйстве.

Также отрицательным, по мнению большинства экспертов, было и воздействие на конкурентоспособность выпускаемой продукции изменения цен конкурентов. Однако в большинстве видов

экономической деятельности уже преобладали предприятия, выигравшие от неудачной ценовой политики конкурентов.

В итоге предприятия современной российской экономики осуществляют две основных модели поведения: инерционную и адаптационную.

Инерционное развитие характерно для многих предприятий тяжелого машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, легкой промышленности, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Данные предприятия отвечают следующим характеристикам: высокий уровень влияния государственных органов и ведомств на их деятельность, высокая себестоимость продукции, постоянные и долгосрочные связи в ближнем окружении, низкий уровень использования инновационных технологий в производстве, значительная степень физического и морального износа основных фондов, позаказная организация производства, нестабильное финансовое состояние.

Адаптационную модель развития осуществляет большинство предприятий пищевой промышленности, торговли и сферы услуг, финансовые группы, и в последние годы — предприятия нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Адаптационное развитие характеризуется следующими внутренними показателями деятельности: независимостью или эпизодическим взаимодействием с государственными органами, гибкими взаимосвязями с микросредой при сохранении стратегически необходимых долгосрочных контрактов, использованием инновационныхтехнологий в производстве, высокой инвестиционной активностью, диверсификацией деятельности, применением ресурсосберегающих технологий, финансовой устойчивостью.

Одной из главных характеристик адаптационной модели поведения предприятия является стратегия, направленная на создание межфирменных взаимосвязей, спектр которых достаточно широк: стратегические альянсы, отраслевые и территориальные кластеры, субконтрактация, аутсорсингитд.

Список литературы

1. Инновационная глобализация и конкурентоспособность через призму экономик России и США. URL: Stra.teg.ru/lenta/innovation/1137.

2. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / A.A. Дынкин, Ю.П. Куренков, Ю.Л. Ауно, С.А. Афонцев, С.П. Аукуционек и др. Изд-во «Международные отношения», 2003. С. 80.

3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов // Альпина Бизнес Букс. 2005. С. 125.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'К'ШЪ.Ъ4

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.