УДК 338.3
А. М. Хисматуллина, Е. Ю. Гирфанова
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: конкурентная среда, нефтепереработка, нефтедобыча, нефтехимия, нефтеперерабатывающая отрасль.
В данной статье авторы рассматривают современные методики оценки конкурентных отношений предприятий в нефтеперерабатывающей отрасли России и Республики Татарстан.
Key words: competitive environment, oil, petroleum, petrochemical, oil refining industry.
In this article, the authors examine the economic models and modern techniques evaluation of competitive relations companies in the refining industry in Russia and Tatarstan.
Сегодня в России сложилась уникальная стратегическая и экономическая ситуация, которая в ближайшие годы позволит совершить значительный рывок в развитии нефтепереработки и нефтехимии. Модернизация отрасли даст возможность сократить экспорт нефтяного сырья и увеличить производство качественных нефтепродуктов, обладающих высокой добавочной стоимостью, и тем самым ускорит развитие экономики России в целом.
Нефтеперерабатывающая промышленность в России была создана в 50-80-е гг. XX века.
По объему первичной переработки нефти Россия занимает четвертое место в мире, а по объему мощностей - второе после США.
Основными проблемами нефтеперерабатывающей отрасли России продолжают оставаться:
- углубление переработки нефти;
- получение продуктов мирового уровня качества.
Углубление переработки нефти - путь экономии этого невосполнимого стратегического ресурса. Этот путь обеспечивает получение большой экономии затрат, сохраняет нефть как ресурс для ее продажи и покрытия топливных нужд России.
Данная проблема может быть решена развитием деструктивных процессов переработки вакуумных дистиллятов и нефтяных остатков. Однако доля этих процессов (гидрокрекинг разных видов, каталитический крекинг, термические процессы) в схемах отечественных нефтеперерабатывающих заводов в несколько раз ниже, чем в других странах.
Сегодня экономика России и Республики Татарстан испытывает существенную потребность в современных производствах по переработке газового конденсата. Следовательно, реализация инвестиционного проекта «Нефтеперерабатывающий комплекс ОАО «ТАИФ-НК» в г. Нижнекамск является образцом решения экономических и технологических проблем нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли республики и России в целом.
Другая целевая задача, которая неминуемо встанет перед отраслью, - обеспечение сырьём растущих потребностей нефтехимической промышленности и увеличение экспорта продуктов для нефтехимических производств, цены на которые значительно выше цен на основные продукты нефтепереработки.
Чтобы решить данные задачи и обеспечить качество видов топлива и других нефтепродуктов на современном мировом уровне, требуется соорудить и модернизировать многие десятки технологических установок. Необходимо уже сегодня перестраивать отношение к нефтепереработке - вкладывать значительные средства в ее модернизацию и развитие.
Для реализации мероприятий по повышению качества продуктов нефтепереработки в 2008 г. ОАО «ТАИФ-НК» была существенно модернизирована установка сероочистки дизельного топлива с полной заменой внутренних устройств и каталитической системы реактора сероочистки и созданием узла введения добавок в дизельное топливо.
Наиболее потребляемые виды продукции нефтепереработки на внешних и внутренних рынках являются автомобильные бензины, дизельное топливо, мазут и вакуумный газойль.
Однако даже в случае быстрого роста потребления бензина на внутреннем рынке значительным резервом характеризуется экспорт автобензина. Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в 2011 году составил 203,091 млн. тн (4,967 млн. барр в сутки), что на 6,2 % ниже показателя 2010 года. Экспорт нефтепродуктов для большинства НПЗ находящихся в центре России, менее рентабелен по сравнению с реализацией на внутреннем рынке. Поэтому в случае роста потребления автобензина в России нефтяные компании без ущерба для себя сократят экспорт и переориентацию сбытовую политику.
Доли рынка большинства компаний в 2010 и 2011 гг. сократились за счет роста двух крупнейших игроков на российском рынке нефтепереработки, Роснефть и Лукойла.
Основное конкурентное преимущество НК «Роснефть» - размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22.3 млрд. барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. При этом по запасам жидких углеводородов Роснефть является безусловным лидером. Роснефть успешно реализует стратегию ускоренного роста добычи, в том числе благодаря внедрению самых современных технологий. В 2010 г. Компания добыла более 106 млн. тн. нефти (2,12 млн. барр./сут). Таким образом, за последние 5 лет добыча нефти
Компании выросла в пять раз. На фоне столь впечатляющей динамики Роснефть демонстрирует высокую эффективность своей деятельности и имеет самый низкий уровень удельных операционных расходов на добычу нефти не только среди российских, но и среди основных международных конкурентов.
Лукойл является одной из крупнейших мировых вертикально-интегрированных компаний, занимающейся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. В основных сферах своей деятельности Компания занимает лидирующие позиции на российском и мировом рынках:
- 1,1% общемировых запасов нефти и 2,3% общемировой добычи нефти
-18% общероссийской добычи нефти и 19% общероссийской переработки нефти
Крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с ежегодным оборотом более 107 млрд. долл. и чистой прибылью более 9,1 млрд. долл.
Представляет интерес тенденция сокращения объема переработки третьего крупнейшего конкурента (совокупная доля рынка Уфимских заводов порядка 11%).
Это косвенно свидетельствует о том, что в России растет количество автозаправок крупных ВИНК, в то время как темпы прироста независимых заправочных станций невелики.
Рынок нефтепродуктов относится к недифференцированному рынку, поскольку НПЗ должны производить топливо в соответствии с существующими едиными для всех предприятий стандартами.
Научное направление изучения структуры и организации рынков рассматривает концентрацию рыночной власти и ее влияния на конкурентную среду, как на национальном, так и на региональном рынках. Представителями этой школы были разработаны методы определения размеров рынков и географических границ рынков, изучена система факторов, определяющих структуру рынка, которые послужили основой для анализа конкурентной среды отраслевых рынков.
Лидером производства автомобильных бензинов на российском рынке является Роснефть, производство которого в 2010 году составил 6268,0 тыс. тн.
Что касается ОАО «ТАИФ-НК», объем производства автомобильного бензина в 2008 году составил 272,3 тыс. тн, в 2009 году объем производства составил 489,1, в 2010 году объем производства составил уже 627,5 тыс. тн.
Анализируя деятельность двенадцати предприятий нефтеперерабатывающей отрасли на рынке автомобильных бензинов и дизельного топлива, представим основные показатели (таблица 1).
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что российский рынок автомобильных бензинов характеризуется средней степенью концентрации, т.е умеренно концентрированные рынки. Значение индекса Херфиндаля Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии рыночных долей, который используется для измерения неравенства размеров фирм, действующих на рынке.
Таблица 1 - Показатели конкурентной среды рынка производства автомобильного бензина
Годы 2009 2010 2011
Индекс концентрации 0,485 0,574 0,681
Показатель дисперсии 0,000127 0,000167 0,000168
Индекс Херфин-даля-Хиршмана 882,27 1230,77 936,04
Амплитуда колебаний долей рынка - 0,10222 0,01895
С целью определения интенсивности конкурентных отношений на рынках сбыта продукции нефтепереработки, воспользуемся методикой оценки амплитуды колебаний долей рынка.
Согласно рассчитанным значениям амплитуды колебаний долей рынка интенсивность конкуренции снижается. Так, в 2010 году произошло перераспределение 10,2% долей рынка, а в 2011 - 1,8% долей рынка, что меньше по сравнению с 2010 годом на 8,4%.
В России потребление дизельного топлива ежегодно увеличивается на 1,5 - 3%. Это обусловлено на наш взгляд, ростом грузооборота автомобильного транспорта, сопряженного с увеличением тарифов на железнодорожный транспорт, на долю которого приходится около 30% всех поставок. Крупный сегмент рынка также составляет сельское хозяйство и автобусные перевозки (по 17-19%). На долю остальных приходится около 30%, сюда включено потребление железнодорожным и водным транспортом, а также потребление дизтоплива энергетическими компаниями. Доля дизельного топлива, потребляемого населением, - 28%, а доля бензина, реализуемого на внутреннем рынке населению, -76%. Таким образом, мы склонны утверждать, что спрос на бензин будет характеризоваться большей эластичностью в сравнении с дизельным топливом.
Лидером рынка производства дизельного топлива в России, является ОАО «ЛУКОЙЛ», с объемом производства в 2010 году 10 6158,0 тыс. тн., в 2011 году - 13 201тыс. тн.
ОАО «ТАИФ-НК» объем производства дизельного топлива в 2009 году составил 1980,5 тыс. тн, в 2010 году - 1926,3 тыс. тн., в 2011 году -1918,6 тыс. тн.
Таблица 2 - Показатели конкурентной среды рынка производства дизельного топлива
Годы 2009 2010 2011
Индекс концентрации 0,45 0,601 0,596
Показатель дисперсии 0,000131 0,000275 0,000269
Индекс Херфин-даля-Хиршмана 807,16 1311,91 1329,61
Амплитуда колебаний долей рынка - 0,10621 0,01810
Исходя из полученных данных (табл. 2), мы можем сказать, что для одного и того же числа крупнейших фирм индекс концентрации с каждым годом увеличивается (за рассматриваемый период увеличение произошло на (14,6%), что говорит о том, что тип исследуемого рынка является рынком совершенной конкуренции.
Российский рынок по производству дизельного топлива характеризуется средней степенью концентрации.
В 2010 году произошло перераспределение 10,6% рынка, а в 2011 - 1,8% долей рынка. Интенсивность конкуренции снижается.
Если руководствоваться критериями, принятыми в практике антимонопольного законодательства, конкурентная среда на рынках автобензина и дизельного топлива должна быть благоприятной для реализации активной инновационной политики, поскольку оба рынка имеют коэффициенты концентрации менее 1400, что характеризует их как умеренно концентрированные рынки.
Расчет амплитуды колебаний долей рынка дизельного топлива показал, что на данном рынке интенсивность конкуренции несколько выше. Это обусловлено, тем, что крупными потребителями дизельного топлива являются сельское хозяйство и оборонный комплекс страны. Борьба за данные группы потребителей и обусловила во многом перераспределение долей рынка на рынке дизельного топлива.
Достижение высокой конкурентоспособности товаропроизводителей промышленных отраслей должно стать приоритетом экономической политики страны, так как их успешное функционирование является необходимым условием национальной безопасности, включая оборонный и экономический аспекты, повышение жизненного уровня населения страны, насыщение внутреннего рынка и обеспечение успешного интегрирования в мировой экономический процесс.
Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для анализа экономической ситуации в народном хозяйстве. Как правило, ее применяют в качестве критерия оценки и индикации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Различают следующие основные виды оценки:
- конкурентоспособность национальной промышленности или всей экономики на страновом уровне;
- конкурентоспособность товаропроизводителей;
- конкурентоспособность конкретных видов промышленной продукции или услуг.
Достижение высокой конкурентоспособности товаропроизводителей промышленных отраслей должно стать приоритетом экономической политики страны, так как их успешное функционирование является необходимым условием национальной безопасности, включая оборонный и экономический аспекты, повышение жизненного уровня населения страны, насыщение внутреннего рынка и обеспечение успешного интегрирования в мировой экономический процесс.
В современных условиях хозяйствования необходимым условием обеспечения конкурентоспособности предприятий нефтеперерабатывающей промышленности является разработка и функционирование эффективной системы качества на предприятиях, которая должна быть интегрирована с системой стратегического управления предприятием, обеспечивающей возможность использования сильных сторон и повышения адаптационной способности предприятия с учетом преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации.
Развитые страны, в первую очередь США, Япония и ФРГ, решают вопросы достижения конкурентоспособности различными способами, исходя из интересов собственных стран. Так, целью США в этой области является обеспечение национальной безопасности своей страны на основе глобального экономического лидерства. Основы политики формируются Национальным советом по конкурентоспособности этой страны.
Общими направлениями деятельности правительств развитых стран в этом отношении являются:
- проведение единой государственной политики повышения конкурентоспособности, с использованием экономических, правовых и политических средств;
- поддержка приоритетных направлений промышленности и содействие структурным сдвигам в промышленном комплексе;
- осуществление государственной поддержки национальных товаропроизводителей и защиты внутреннего рынка, включая мероприятия по маркетинговой поддержке продукции отечественных производителей;
- содействие развитию рыночной инфраструктуры (создание конкурентной среды, внедрение международной сертификации, введение гармонизированных систем оценки качества и стандартов).
Для сохранения конкурентоспособности продукции осуществляется политика выпуска современных видов моторных видов топлива, приближенных по своим эксплуатационным характеристикам к европейским стандартам. В связи с этим совместно с отечественными научно-практическими центрами и лабораториями ряда зарубежных фирм завод проводить и продолжать вести активные исследования по индивидуальному подбору присадок к дизельному топливу. Индивидуальность подбора обусловлена уникальностью химического состава сырья и вырабатываемой базовой дизельной фракции.
В 2008 году топливо, выпускаемое ОАО «ТАИФ-НК», успешно прошло сертификацию на соответствие требованиям ГОСТа Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный», соответствующий стандартам ЕВРО-4. Реализация автомобильных бензинов, произведенных в ОАО «ТАИФ-НК», на территории республики в отчетном году существенно возросла и составила 42 %, тогда как в 2007 г. доля реализации высококачественного топлива ОАО «ТАИФ-НК» на рынке, отвечающего требованиям стандарта ЕВРО-4, составляла всего 19 % .
Промышленному внедрению предшествовала разработка оптимальной технологии, экономическое обоснование целесообразности применения присадок и выработка опытно-промышленной партии для проведения квалификационных испытаний. Применение данных присадок помимо улучшения низкотемпературных свойств этого топлива позволило снизить его себестоимость. В результате удается расширить ассортимент и увеличить выпуск продукции.
Литература
1. А.А. Стародубова, А.Н. Дырдонова, Е.С. Андреева, Р.И. Зинурова, Вестник Казан. технол. ун-та, 16, 4, 300-303 (2013).
2. А.Н Булкатов, Нефтепереработка и нефтехимия, 3, 11 (2008).
3. А.Н. Дырдонова Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 12 (60) - Режим доступа: http://www.uecs.ru/index.php7option =сот_йехюоПеп1А^е%'=йет8&М=2601 (2013).
4. А.Н. Дырдонова, Вестник Казан. технол. ун-та, 16,
12, 221-224 (2013).
5. А.Н. Дырдонова, Р.И. Зинурова, А.А. Стародубова, Е.С. Андреева, Вестник Казан. технол. ун-та, 17, 12, 376-379 (2014).
6. Д.Ш. Султанова, Структурное исследование взаимодействия конкурентной среды и инновационной активности предприятий нефтеперерабатывающей отрасли России. РИЦ «Школа», Казань, 2008. 35 с.
7. Е.С. Андреева, А.Н. Дырдонова, А.А. Стародубова, Р.И. Зинурова, Вестник Казан. технол. ун-та, 16, 5, 294-296 (2013).
8. Официальный сайт «Газпромнефть» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru.
9. Официальный сайт «Лукойл» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Iukoil.ru.
10. Официальный сайт «Уфанефтехим» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unh-rb.ru.
11. Официальный сайт ОАО «ТАИФ-НК» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.taif.ru.
12. Ш.М Валитов, Анализ конкурентоспособности промышленности РТ и оценка перспектив ее развития, 1, 33 (2009).
© А. М. Хисматуллина - канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института ФГБОУ ВПО «КНИТУ», [email protected]; Е. Ю. Гирфанова - канд. пед. наук, доц. каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института ФГБОУ ВПО «КНИТУ», [email protected].
© A. M. Khismatullina - PhD in Economics, Assistant Prof. of Economics and Management Department Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology KNRTU, [email protected]; E. Y. Girfanova - PhD in Pedagogics, Assistant Prof. of Economics and Management Department Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology KNRTU, [email protected].