Научная статья на тему 'Внутренние факторы формирования направленности педагогического общения тренеров'

Внутренние факторы формирования направленности педагогического общения тренеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТИПЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРОВ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власова Елизавета Викторовна

В статье приводятся результаты исследования коммуникативных характеристик личности тренеров по настольному теннису и типов направленности их педагогического общения тренеров по настольному теннису. Однако главным здесь является отражение полученных взаимосвязей между психологическими свойствами личности тренеров (коммуникативными) и типами направленности их педагогического общения (гуманистическим, функциональным, демонстративным и манипулятивным). Полученные взаимосвязи позволили выявить факторы типов направленности общения, что позволит учитывать и использовать эти свойства в процессе разработки и реализации технологии коррекции этих типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Власова Елизавета Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal factors in the formation of the orientation of coaches pedagogical communication

The article presents the results of investigation of the communicative characteristics of the personality of table tennis trainers and types of the directivity of their pedagogical contact as table tennis coaches. However, the reflection of the obtained interrelations between the psychological properties of the personality of trainers (communicative) and the types of the directivity of their pedagogical contact is the main thing here (humanistic, functional, demonstrative and manipulation). The obtained interrelations made it possible to reveal the factors of the types of the directivity of contact, which will make it possible to consider and to use these properties in the process of development and realization of the technology of the correction of these types.

Текст научной работы на тему «Внутренние факторы формирования направленности педагогического общения тренеров»

2. Zaitseva, N.V. (2003), Relationship between mental and physical education in preschool, dissertation, Moscow.

3. Lyakh, V.I., Meyksoi, G.B. and Kofman, L.B. (1996), "The concept of physical education of children and adolescents", Physical education: education, education, training, No. 1, pp. 5-10.

4. Markovа, N.G. (1976), Differentiated approach to preschool stone based on the account of their typological features, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.

5. Panasiuc, T.V. (1999), "The combination of different criteria of biological age at the turn of the first and second childhood", Sports biology and medicine to improve the quality of life, Moscow, Russian Federation, pp. 152-157.

6. Sologub, S.A. (2003), Personality-oriented physical education preschool children by means of complex diagnostics, dissertation, Smolensk, Russian Federation.

Контактная информация: vadyuhinps@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2015.

УДК 796.01:159.9

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ТРЕНЕРОВ

Елизавета Викторовна Власова, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования коммуникативных характеристик личности тренеров по настольному теннису и типов направленности их педагогического общения тренеров по настольному теннису. Однако главным здесь является отражение полученных взаимосвязей между психологическими свойствами личности тренеров (коммуникативными) и типами направленности их педагогического общения (гуманистическим, функциональным, демонстративным и манипулятивным). Полученные взаимосвязи позволили выявить факторы типов направленности общения, что позволит учитывать и использовать эти свойства в процессе разработки и реализации технологии коррекции этих типов.

Ключевые слова: гуманистический и функциональный типы направленности общения, профессиональная направленность личности тренеров, социально-коммуникативная компетентность, коммуникативные умения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p232-236

INTERNAL FACTORS IN THE FORMATION OF THE ORIENTATION OF COACHES PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Elizabeth Viktorovna Vlasova, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of investigation of the communicative characteristics of the personality of table tennis trainers and types of the directivity of their pedagogical contact as table tennis coaches. However, the reflection of the obtained interrelations between the psychological properties of the personality of trainers (communicative) and the types of the directivity of their pedagogical contact is the main thing here (humanistic, functional, demonstrative and manipulation). The obtained interrelations made it possible to reveal the factors of the types of the directivity of contact, which will make it possible to consider and to use these properties in the process of development and realization of the technology of the correction of these types.

Keywords: humanistic and functional types of the directivity of contact, professional directivity of the personality of trainers, social- communicative competence, communicative skills.

ВВЕДЕНИЕ

Проведенный анализ научной литературы показал, что от качества общения тренера со спортсменом напрямую зависит успешность воспитательной, образовательной, соревновательной и оздоровительной составляющих тренерской деятельности. По мнению Г. И. Савенкова, всякое общение имеет определенную направленность [3]. Однако выбор направленности общения тренеров со спортсменами изучен крайне слабо. Между тем, для специального целенаправленного развития наиболее рациональных типов направленности педагогического общения у будущих тренеров необходимо иметь представление о психологических качествах, влияющих на формирование этих типов. Зная факторы направленности общения, появляется возможность не только их учитывать при разработке и реализации технологии развития и коррекции типов этой направленности, но и изменять их. Это дополнительный резерв развития наиболее ценных типов направленности общения. Из анализа литературы стало ясно, что типы направленности общения во многом определяется личностными качествами тренера: коммуникативными, интеллектуальными, волевыми, эмоциональными, а также свойствами темперамента. В то же время, вопрос о том, какие именно личностные характеристики опосредуют те или иные варианты направленности и стилевые особенности общения тренеров, практически не изучен в современных науках о спорте, в педагогике и психологии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании важно определить особенности взаимосвязей свойств личности и типов направленности педагогического общения у тренеров. Исследовались следующие группы психологических свойств: направленности личности, коммуникативной компетентности и коммуникативных умений. Для исследования направленности общения тренеров использовалась авторская анкета для спортсменов, направленная на оценку общения тренеров [1], где спортсмены в анонимной форме оценивали проявления признаков по каждому из типов направленности общения их тренеров.

Для определения личностных свойств использовались следующие методики: «Оценка профессиональной направленности личности учителя» С. Л. Братченко (по кн.: Рогов Е. И.) [4, с. 267-273]; «Диагностика социально-коммуникативной компетентности (КСК)» Е. Н. Рогова [4]; и модифицированный вариант методики экспертной оценки коммуникативных умений у будущих учителей физической культуры С. А. Цыценко [5, с. 86-90] (методика вторично стандартизирована). Все данные переводились в стандартные баллы - стэны. Выборка испытуемых составляла группа тренеров по настольному теннису в количестве 41-го человека, 18 женщин и 23 мужчины, от 23-х до 53-х лет. Выборка репрезентативна как по полу, так и по возрасту.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ранее [2] было выявлено, что гуманистический тип направленности общения у тренеров по настольному теннису является фактором следующих показателей их деятельности: успешности воспитательной и образовательной, а также успешности в целом. На показатель успешности подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает влияние функциональный тип направленности их общения. Манипулятивный и демонстративный типы направленности общения тренеров не оказывают прямого влияния ни на один показатель успешности деятельности. Демонстративный и манипулятивный типы направленности общения тренеров не оказывают влияния ни на профессиональные умения, ни на их отношения со спортсменами.

Все показатели направленности личности тренеров выражены средне, и незначительно превышают значение в 5 стэнов. Исключение составляет интеллигентная направленность, она существенно ниже остальных (3,62 стэна), правда при высоком коэффициенте вариативности (23,5%). Отдельно, в силу тематики исследования, тщательно следует

рассмотреть коммуникативную направленность личности тренеров и находится на среднем уровне (5,19 стэна). Однако выявлено очень высокое значение коэффициента вариативности (32,7%). Коммуникативная направленность личности тренеров связана с организаторской (г=0,58 при р<0,001) и с предметной (г=0,39 при р<0,01) направленностями. Других внутренних взаимосвязей не выявлено.

Коммуникативная компетентность так же у тренеров находится на среднем уровне. Наиболее высоко выражены показатели: уступчивости в общении со спортсменами (5,75 стэна) и алгоритмичности (5,65 стэна). При 99-процентной достоверности обнаружена лишь одна достоверная (отрицательная) взаимосвязь: алгоритмичность связана с стремлением к самоутверждению (г=-0,47 при р<0,01; самоутверждение за счет вариативности общения.

Коммуникативные умения тренеров выражены разнородно: различия составляют более чем 3,5 стэна. Наиболее выраженными являются умения: объяснять упражнения (6,69 стэна); предотвращать конфликты (5,49 стэна); организации собственной речи (5,24 стэна). Слабо выражены следующие умения: использования приемов общения (3,03 стэна); слушать собеседника (3,58 стэна); установления и поддержания контакта (4,14 стэна). Зафиксирована средняя вариативность проявления этих умений. Выявлена лишь одна достоверная взаимосвязь: между использованием приемов общения и самоконтролем в процессе общении (г=0,46 при р<0,01).

Обращение к межблоковым взаимосвязям компонентов направленности личности тренеров, коммуникативной компетентности и коммуникативным умениям позволило выявить две плеяды характеристик (при р<0,01). Первая включает в себя сразу семь показателей и представляет собой цепочку: уступчивость - умение борьбы с конфликтами (она еще связана с алгоритмичностью) - организаторская направленность - умение слушать - коммуникативная направленность - толерантность. Вторая плеяда состоит из одной связи: стремление к самоутверждению - использование приемов общения.

Утверждать, о наличии каких-либо интегральных свойств нет основания, поскольку, во-первых, теснота взаимосвязей в плеядах не столь значительная, а во-вторых, получено относительно мало взаимосвязей. Полученные взаимосвязи могут помочь при подборе средств формирования и оптимизации типов направленности педагогического общения тренеров, поскольку могут быть выявлены не только непосредственные внутренние факторы типов направленности общения, но и опосредованные.

Поскольку выявлены два наиболее ценных типа направленности педагогического общения тренеров (гуманистический и функциональный), то, казалось бы, можно ограничиться выявлением факторов именно и только этих типов, но, в таком случае, будут не использованы возможности коррекции других типов, которые не следует развивать, если они могут помешать формированию педагогически ценных типов.

Влияние педагогической направленности личности тренеров на формирование у них типов направленности общения отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Взаимосвязи направленности личности тренеров и типов направленности их педагогического общения (п=41; здесь и далее типы направленности общения помещены в

двойных рамках)

Если гуманистический тип направленности связан с организаторской и коммуникативной направленностями личности педагогов, то в число средств формирования этого типа целесообразно включить средства формирования организаторской и коммуникативной направленностей. В число же средств формирования функционального типа направленности целесообразно включить средства предметной педагогической направленности тренеров, которые в педагогике относительно известны.

На рисунке 2 отражены взаимосвязи компонентов коммуникативной компетентности и типы направленности общения тренеров со спортсменами.

Рис. 2. Взаимосвязи компонентов коммуникативной компетентности и типов направленности педагогического общения тренеров (п=41).

Наиболее педагогически ценный тип направленности общения тренеров - гуманистический, обусловлен сразу двумя компонентами коммуникативной компетентности: коммуникативной толерантностью (при р<0,001) и коммуникативной уступчивостью (при р<0,01). Функциональный тип направленности общения, так же относящийся к числу ценных типов, также обусловлен коммуникативной уступчивостью (при р<0,001).

Коммуникативные умения так же связаны с типами направленности общения (рисунок 3).

Рис. 3. Взаимосвязи коммуникативных умений и типов направленности педагогического

общения тренеров (п=41).

Гуманистический тип направленности общения тренеров со спортсменами взаимосвязан с двумя коммуникативными умениями: с умением предотвращать и устранять межличностные конфликты в команде и умением проявлять внимание к собеседнику и слушать его (обе при р<0,01).

Функциональный тип направленности общения связан лишь с одним коммуникативным умением - с умением объяснять элементы техники настольного тенниса, но зато тесно связан (при р<0,001).

Манипулятивная направленность общения тренеров зависит, с одной стороны, от использования специальных приемов общения, а с другой - от самоконтроля в общении (обе связи при р<0,01).

Получены три значимых для педагогически ценных типов направленности общения умения: регулировать отношения в команде (предотвращать конфликты), слушать собеседника и объяснять спортивные упражнения.

Таким образом, определены факторы развития и проявления различных типов направленности общения у тренеров.

Гуманистический тип направленности общения связан: с организаторской и коммуникативной направленностями личности тренеров; с коммуникативной толерантностью и уступчивостью; с умениями предотвращать и устранять конфликты в команде и с умением выслушать своих учеников; со стилем мало контактного общения (при обратной связи) и стилем активного взаимодействия.

Функциональный тип направленности связан: с предметной педагогической их направленностью; с коммуникативной уступчивостью; с умением качественно объяснять спортивные упражнения; и со стилем дифференцированного внимания.

Демонстративный тип направленности общения связан: с интеллигентной педагогической направленностью личности тренеров; со стилями общения - гиперрефлексивного и дикторского.

Манипулятивная направленность общения взаимосвязана: с коммуникативной вариативностью; с самоутверждением в процессе общения; с умением использовать приемы общения и самоконтроля в общении;

Для формирования и оптимизации педагогически ценных типов направленности общения, целесообразно развивать приведенные здесь компоненты коммуникативных особенностей личности тренеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Серова, Л.К. Виды стратегий самореализации спортсменов / Л.К. Серова, Е.В. Власова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 203-207.

2. Серова, Л.К. Типы направленности общения тренеров со спортсменами / Л.К.Серова, Е.

B. Власова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120) - С. 227-231.

3. Савенков, Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки : учеб. пособие / Г.И. Савенков. - М. : Физическая культура, 2006. - 96 с.

4. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е.И. Рогов. - М. : Владос. 1996. - 529 с.

5. Цыценко, С.А. Методика исследования коммуникативных умений у будущих учителей физической культуры / С.А. Цыценко // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы III Международной научно-практической конференции, 25 декабря 2006 года. - СПб., 2006. -

C. 86-90.

REFERENCES

1. Serova, L.K. and Vlasova, E.V. (2014), "Types of strategy of self-realization of athletes and trainers.", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 203-207.

2. Serova, L.K. and Vlasova, E.V. (2015), "Types of directional communication coaches with athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 227-231.

3. Savenkov G.I. (2006), Psychological preparation of the athlete in the modern system of sports training, tutorial, Physical culture , Moscow.

4. Rogov, E.I. (1996), Handbook of practical psychologist in education, tutorial, Vlados, Moscow.

5. Tsytsenko S.A. (2006), "Research methodology communicative skills of future teachers of physical culture", Physical education and health students: proceedings of the III International scientific-practical conference, 25 December 2006, St. Petersburg, pp. 86-90.

Контактная информация: liza161@ya.ru

Статья поступила в редакцию 07.03.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.