Научная статья на тему 'Коммуникативные умения как средство развития спортивных достижений молодежи в настольном теннисе'

Коммуникативные умения как средство развития спортивных достижений молодежи в настольном теннисе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1223
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ В СПОРТЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кострюков Андрей Всеволодович, Скачков К. С.

В статье рассмотрены некоторые аспекты влияния коммуникативных умений на спортивную подготовку игроков в настольный теннис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные умения как средство развития спортивных достижений молодежи в настольном теннисе»

Кострюков А.В., Скачков К.С.

Оренбургский государственный университет E-mail: kostrukov@mail.osu.ru

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МОЛОДЕЖИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ

В статье рассмотрены некоторые аспекты влияния коммуникативных умений на спортивную подготовку игроков в настольный теннис.

Ключевые слова: коммуникативные умения в спорте.

Проблема развития коммуникативных умений личности является одной из основных в воспитательном пространстве любой общности, так как существует постоянная необходимость подготовки взрослеющего человека к естественному вхождению в мир человеческого сообщества.

Процесс коммуникативного развития личности неразрывно связан с социализацией, обеспечивающей становлении жизненной позиции личности. Процессам социализации, коммуникативного развития личности отечественная и зарубежная педагогика уделяет большое внимание в аспекте гуманистических идей образования, отнеся ее к разряду проблем интеграции молодежи в жизнь общества. [1]

Научный интерес к процессу коммуникативного развития личности как к педагогическому феномену, связан в первую очередь с становлением нового типа общества, ориентирующегося на будущее с возрастанием значимости индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизни современного человека.

Специфика педагогического процесса коммуникативного развития личности во многом зависит от особенностей социальных сфер, в которых формируются коммуникативные умения, одной из них является физическая культура и спорт, включая спорт высших достижений, предоставляющий молодым людям возможность достичь успеха, реализовать свои физические, моральные, нравственные, коммуникативные возможности.

Учебно-тренировочный процесс и спортивные соревнования обеспечивают широкий спектр не только физического совершенствования, но и гуманного межличностного взаимодействия, развивает установки молодежи на позитивную коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствование нравственно-деловых отношений в современном социуме.

Коммуникативные умения спортсменов должны выступать интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и специфические проявления в спортивной деятельности. Эффективность спортивной подготовки создание победных ситуаций в спортивных соревнованиях во многом определяются уровнем развития коммуникативных умений спортсменов как в индивидуальных так и командных видах спорта. В этом аспекте развитие коммуникативных умений, в процессе спортивной подготовки должны рассматриваться как средство и условие формирования у спортсменов интегрального мышления, понимания сущностных основ своего вида спортивной деятельности и реализации функционального инструментария - способов, методов, моделей в различных условиях, в том числе и соревновательных ситуациях.

Основным результатом системы спортивной подготовки является спортивное достижение, уровень которого в каждом конкретном случае определяется одаренностью спортсмена и эффективностью реализации системы педагогической подготовки. Формирование спортивных компетенций является длительным, целостным процессом развития личности и важная роль в этом процессе принадлежит педагогическим технологиям, создающим особые условия развития коммуникативных умений.

Исследования, проведенные специалистами в области физической культуры и спорта, показывают, что совершенствование двигательных действий приобретает осмысленность при формировании коммуникативных умений и положительно изменят индивидуально-личностные качества спортсменов [2].

Необходимость развития коммуникативных умений подтверждают и данные, полученные в результате исследований, проведенных Р. Саппоуа

[3]. В процессе занятий большим теннисом они изучали мотивацию молодежи, выявляя вопрос о том, что является движущей силой их самореализации в этом виде спорта. В итоге были получены следующие данные: стремление показать себя профессионалом обнаружили 20% опрошенных; желание следовать современной моде отдали предпочтение 35% опрошенных; забота о здоровье - 18% и стремление к коммуникации - 30% опрошенных. Эти данные показывают, что достаточно большой процент молодежи видит в занятиях спортом возможность и необходимость развития своих коммуникативных умений.

Анализ научных исследований показал, что в педагогический науке уделяется большое внимание проблеме развития коммуникативных умений молодежи в различных сферах деятельности, как одной из важнейших задач отечественного образования. В месте с тем, на наш взгляд, недостаточно разработаны педагогические технологии развития коммуникативных умений молодежи в учебно-тренировочном процессе подготовки спортсменов, не полно раскрыты психолого-пе-дагогические условия влияния коммуникативных умений на результаты спортивных достижений, в частности в настольном теннисе.

Настольный теннис - лично-командная высокодинамическая и сложнокоординированная игра, требующая от спортсмена хорошей функциональной и психологической подготовки. Отличительной особенностью настольного тенниса является приобретение игроком способности к экстраполяции, т. е. своеобразному предвидению, антиципации предстоящих событий, недостаточное развитие у спортсменов этой способности лимитирует эффективность игровой деятельности. Экстраполяция позволяет теннисисту эффективно решать весьма сложные игровые ситуации, возникающие в быстро изменяющейся обстановке спортивной борьбы за счет предвидения характера действий соперника и нахождения необходимых тактических и технических приемов для противодействия ему, а также координации совместной спортивной борьбы при парных спортивных соревнованиях [4].

Способность к экстраполяции в высоком проценте случаев определяется генетическими факторами спортсменов, тем не менее несомненно, что экстраполяция приобретается как в учебно-тренировочном процессе, так и в процессе общения и контакта (коммуникации) с

соперниками, коллегами по спортивной команде, тренерами и другими лицами, связанными в различной степени с подготовкой и проведением спортивных соревнований. Таким образом в структуре личности игрока в настольный теннис особое значение приобретают коммуникативные умения, позволяющие через приобретенное свойство экстраполяции раскрыть тактический план соперника, собирая и анализируя информацию о нем, и умение скрывать свои собственные планы и намерения, а также взаимодействовать с партнерами в парной игре, членами команды, тренерским составом.

Педагогический процесс подготовки спортсменов - игроков в настольный теннис охватывает две взаимосвязанные стороны: преобразовательную, в процессе которой спортсмен совершенствует и преобразует свои физические данные и познавательную, в процессе которой он осваиваете систему знаний, умений, навыков, в том числе коммуникативных умений, необходимых для достижения высоких спортивных результатов и дальнейшей жизни в современном постиндустриальном обществе.

Как было отмечено выше успешность молодого человека в спортивной деятельности, в частности игрока в настольный теннис, во многом зависит от получения и эффективной обработки большого количества информации о бы-строменяющемся в физическом и психологическом состоянии спортсмена, игровой ситуации и скорости реагирования на эти изменения. Скорость реагирования, в свою очередь, зависит от своеобразного предвидения предстоящих действий противника - экстраполяции. Антипа-ция предстоящих событий на базе уже имеющейся в памяти информации это важнейший механизм функционирования нервной системы игрока в настольный теннис.

Коммуникативные умения исследовали многие авторы. Л. Тайлер выделяет два типа коммуникативных умений:

- стратегические, выражающие возможности личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней соорентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения;

- тактические, обеспечивающие непосредственное участие личности в коммуникации.

А.А. Леонтьев выделяет две группы коммуникативных способностей: первая связана с уме-

нием коммуникативного использования личностных особенностей в общении, а вторая с владением техникой общения и контакте. Эти две группы способностей объединяют целый комплекс качеств личности (умений), обеспечивающих успешное участие в коммуникации; умение понимать и учитывать особенности других людей; управлять своим поведением; устанавливать и поддерживать контакт; проявлять инициативность и взаимопонимание. Развернутую характеристику коммуникативных умений А.Н. Леонтьев: владеть социальной перцепцией или чтением по лицу; понимать, а не только видеть, т. е. адекватно моделировать личность человека, его психологической состояние и т. п. по внешним признакам; умение «подавать себя» в общении, определять состояние по жестам, мимике, пантомимике [6]. А.В. Мудрик выделил пять основных блоков коммуникативных умений:

1) умение переносить известные знания, навыки. Приемы общения в условиях новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;

2) умение для каждой коммуникативной ситуации находить новое решение из комбинации уже известных идей, знаний, навыков, приемов;

3) умение создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной проблемы;

4) умение ориентироваться в ситуации, во времени и партнерах, а также в отношениях с ними;

5) умение общаться в группе [7].

Анализ научных работ и проведенные исследования в форме анкетирования, опросов, бесед с воспитанниками спортивных секций, тренерами-преподавателями, позволяют сделать вывод о положительном влиянии коммуникативных умений на способность спортсменов предвидеть предстоящие действия соперника и позволяют спортсмену адекватно реагировать на игру соперника в спортивных соревнованиях, протекающих в беспрерывно изменяющихся условий при дефиците времени для принятия и реализации решений при активном противодействии соперника.

Таким образом, эффективность спортивной подготовки игроков в настольный теннис во многом определяется уровнем развития их коммуникативных умений. В этом аспекте развитие коммуникативных умений в процессе под-

готовки спортсмена рассматривается как средство и условие формирования у молодого человека интегрального мышления, экстраполяции, самоконтроля над эмоциональной возбудимостью, умение взаимодействовать в командной игре, развитие нравственных качеств, способности к саморегуляции, психической деятельности и спортивного поведения.

Разработанная функциональная система, характеризующая коммуникативные умения спортсменов-игроков в настольный теннис представлена на рисунке 1.

Предлагаемая модель функциональной системы, характеризующая коммуникативные умения, как сочетание необходимых свойств личности, детерминирующих эффективность ее учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, поведение в коллективе, достижение высоких спортивных результатов, позволит осуществить разработку и проектирование структурно-функциональной модели развития коммуникативных умений, игроков в настольный теннис.

Полученные результаты указывают на необходимость продолжения исследований педа-

Рисунок 1. Функциональная система, характеризующая коммуникативные умения спортсменов

гогических технологий, психолого-педагогичес- зультатов и реализации своего Я в современ-

ких моделей развития коммуникативных уме- ном социуме, а также совершенствования про-

ний спортсменов-игроков в настольный теннис фессиональных компетенций педагогов-трене-

в целях обеспечения высоких спортивных ре- ров спортивных школ.

13.02.2011

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/ И.А. Зимняя, - М.: Издательский центр, 2005. - 480с.

2. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и физическая подготовка/ И.С. Барчуков, Ю.В. Нестеров, - М., 2007, 432с.

3. Cannova P. Социально-гуманитарное развитие современной молодежи в спорте// Социально-гуманитарные технологии личностного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/: под ред. Е.И. Тихомировой, Санкт-Петербург - Самара: ООО «Издательство АС Гард», 2011, - С.223-225.

4. Матыцин О.В. Многолетняя подготовка спортсменов в настольном теннисе/ О.В. Матыцин. - М., 2001.

5. Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена/ Ф.П. Генов. М.: Физкультура и спорт, 2006. - 176 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 1977.- 304 с.

7. Мудрик А.В. Социализация личности/А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 304 с.

Сведения об авторах:

Кострюков Андрей Всеволодович, профессор кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук Скачков К.С., аспирант кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, е-mail: kostrukov@mail.osu.ru

UDK 316.77:796.3 Kostrukov A.V., Skachkov K.S.

Orenburg state university, e-mail: kostrukov@mail.osu.ru

COMMUNICATIVE SKILLS AS A MEAN TO DEVELOP TRACK RECORDS IN YOUTH TABLE TENNIS

The article describes how communicative skills effect sport training of table tennis players.

Key words: communicative skills in sports

Bibliography:

1. Zimnaya I.A. Upbringing strategy in Russian education system: approaches and challenges/ I.A. Zimnaya. - Moscow: Publishing Center, 2005. - 480 p.

2. Barchukov I.S., Nesterov A.A. Physical culture and physical training/ I.S. Barchukov, A.A Nesterov, - Moscow, 2007. - 432 p.

3. Cannova P. Social and cultural education of modern youth in sports// Social and cultural education technologies for personality development: materials of the All-Russia theoretical and practical conference with international speakers/ ed. E.I. Tikhomirova, St. Petersburg - Samara: Publishing house AC Gard, 2011, - pp. 223 - 225.

4. Matitsin O.V. Many years training in table tennis / O.V. Matitsin. - Moscow, 2001.

5. Genov F.P. Psychological characteristics of sportsmen mobility/ F.P. Genov. - Moscow: Physical training and sports, 2006. -176 p.

6. Leontiev A.N. Activity. Mentality. Personality/ A.N. Leontiev. - Moscow: Smisl, 1977. - 304 p.

7. Mudrik A.V. Personality socialization/ A.V. Mudrik. - Moscow: Publishing house «Academiya», 2006. - 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.