Научная статья на тему 'Внутреннее профессиональное обучение работников и профессиональные стандарты'

Внутреннее профессиональное обучение работников и профессиональные стандарты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARDS / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ / QUALIFICATION LEVEL / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ТРУДА / DOMESTIC LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Петр Петрович, Новикова Тамара Рашитовна

Рассматривается профессиональное обучение как один из видов образования. Анализируются особенности внутреннего профессионального обучения работников, являющегося важной формой организации образовательного процесса. Раскрывается взаимосвязь внутреннего профессионального обучения с профессиональными стандартами и уровнями квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутреннее профессиональное обучение работников и профессиональные стандарты»

Internal professional training of employees and professional standards Novikov P.1, Novikova T.2 Внутреннее профессиональное обучение работников и профессиональные

стандарты Новиков П. П.1, Новикова Т. Р.2

'Новиков Петр Петрович /Novikov Petr — кандидат экономических наук, главный специалист, отдел обучения и развития персонала, Публичное акционерное общество Московская объединенная энергетическая компания;

2Новикова Тамара Рашитовна / Novikova Tamara — научный сотрудник, Центр методологии бухгалтерского учета, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, г. Москва

Аннотация: рассматривается профессиональное обучение как один из видов образования. Анализируются особенности внутреннего профессионального обучения работников, являющегося важной формой организации образовательного процесса. Раскрывается взаимосвязь внутреннего профессионального обучения с профессиональными стандартами и уровнями квалификации.

Abstract: the paper considers professional training as one of the types of education. Analyzes the characteristics of internal professional training of employees, which is an important form of organization of the educational process. The interrelation of internal professional learning to professional standards and skill levels is revealed.

Ключевые слова: внутреннее профессиональное обучение, профессиональный стандарт, уровень квалификации, внутренний рынок труда.

Keywords: professional training, professional standards, qualification level, domestic labour market.

УДК 331.102.323

Законодательство определяет профессиональное обучение как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков и формирование компетенции, необходимой для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [1].

Профессиональное обучение относится к работникам различного возраста и направлено на приобретение ими профессиональной компетенции, получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Различают три вида программ профессионального обучения по профессиям рабочих и должностям служащих: профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации. При этом продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой этого вида образования, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов при их наличии. Содержание же действующих основных программ профессионального обучения должно актуализироваться с учетом принимаемых профстандартов [2].

Следует обратить внимание, что когда речь идет о служащих, то в рамках профессионального обучения подразумевается та их категория, которой для занятия должности не требуется наличие среднего профессионального или высшего образования. В законодательстве это не выделено, и имеет место некоторая неопределенность, вызывающая в ряде случаев путаницу с той категорией служащих, которым требуются названные уровни образования и на которых распространяется действие статей о дополнительном профессиональном образовании как подвиде дополнительного образования.

Известно, что одним из основных требований работодателей является профессиональное развитие работников организации, предприятия. Исследования, опыт свидетельствуют о том, что важным путем решения этой задачи является внутренняя форма организации профессионального обучения, направленная на обновление и прирост знаний, умений, профессиональных навыков (в целом компетенций). Речь идет о развитии способности и готовности работников к продуктивной трудовой деятельности в конкретных производственных условиях, наращивании, расширении знаний прикладного характера, их перевод в качественно новое состояние.

Это форму обучения в различных источниках называют по-разному: внутрифирменное, внутрикорпоративное, внутрипроизводственное, внутриорганизационное обучение и т. д. Заметим, что в законодательстве об образовании предусмотрена возможность осуществления

профессионального обучения на производстве [1]. Мы используем достаточно устоявшееся понятие «внутреннее профессиональное обучение», поскольку все названные выше термины идентичны по своей экономической сущности, отражая, в той или иной мере, организационные, педагогические и другие особенности обучения работников непосредственно в организации, на предприятии [3].

При этом целесообразно выделить следующий существенный момент. Образование в целом, профессиональное образование в частности, профессиональное обучение как вид образования являются социальным правом, а не потребительским товаром [4; 5]. Поэтому внутреннее профессиональное обучение входит в сферу интересов работника - удовлетворенность зарплатой, повышение качественного уровня трудовой деятельности, профессионально-образовательный рост и т.д. Одновременно в этом обучении в равной мере заинтересован и работодатель - удовлетворение потребностей заказчика, получение прибыли, повышение производительности труда, повышение качества оказываемых услуг, выпускаемой продукции.

Внутреннее профессиональное обучение сопряжено с внутренним рынком труда, являющимся разновидностью рынка труда, которая характеризуется состоянием занятости в конкретной организации, предприятии. Этот рынок представляет собой органическое единство двух взаимосвязанных рынков (рабочей силы и рабочих мест), а его состояние определяется их качественным и количественным соотношением [6]. Внутренний рынок относят к регулируемому рынку труда, так как имеет место использование работодателями нормативных правовых и иных актов, включая акты, связанные с профессиональным обучением работников, профессиональными стандартами для определения требований к квалификации, должностных обязанностей [2].

Поскольку вектор главного назначения внутреннего профессионального обучения работников направлен именно на продуктивную трудовую деятельность, то работодатели более охотно инвестируют в него средства, осуществляя затраты в соответствии с реальными потребностями организации, предприятия, фирмы.

В целом, с экономической точки зрения внутреннее профессиональное обучение можно рассматривать как определенное движение занятости, которое вызвано потребностями внутреннего рынка труда организации и направлено на повышение производительности труда, качества рабочей силы, уровня квалификации.

В Трудовом кодексе Российской Федерации квалификация работника определена как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт - как характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [7].

В более развернутом виде профессиональный стандарт представляет собой многофункциональный документ, раскрывающий с позиций сферы труда, объединений работодателей и/или профессиональных сообществ в рамках определенного вида профессиональной деятельности его цель и содержание через обобщенные трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации, требования к образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника [2].

В настоящее время утверждено 833 профессиональных стандартов, которые охватывают более 55% занятого населения. Во многих из них в качестве конкретного образовательного маршрута, и прежде всего для профессий рабочих, указывается именно профессиональное обучение, необходимое для выполнения обобщенной трудовой функции, обусловленное ее содержанием и уровнем квалификации. Подчеркнем, что в нормативном правовом акте Минтруда России установлены девять уровней квалификации [8], которые направлены на обеспечение межотраслевой сопоставимости квалификаций. Уровни квалификации представляют собой результат их ранжирования и раскрываются через показатели (дескрипторы), которые являются обобщенным описанием совокупности требований к полномочиям и ответственности, характеру умений и знаний, требующихся работнику в профессиональной деятельности, а также основным путям достижения каждого из девяти уровней.

Профессиональное обучение, включая внутреннее обучение работников по всем названным выше трем видам основным программ, является наряду с другими одним из основных путей достижения со 2 по 5 уровней квалификации. В зависимости от класса (типа) решаемых задач показатель «полномочия и ответственность» отражает степень самостоятельности профессиональной деятельности, ее масштаб, вид ответственности. Показатель «характер умений» определяет требования к умениям в зависимости от особенностей профессиональной деятельности: вариативность способов решения профессиональных задач, необходимость выбора или разработки этих способов, степень неопределенности рабочей ситуации.

Показатель «характер знаний» зависит от класса решаемых задач, объема и сложности используемой информации, соотношения теоретических и практических знаний [9; 10].

Так, например, на 3-м уровне квалификации речь идет о деятельности рабочего (служащего) под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач, о планировании собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи, об индивидуальной ответственности. В этом случае характер умений связан с решением типовых практических задач, с выбором способов действия на основе знаний и практического опыта, с корректировкой действий с учетом условий их выполнения. Характер знаний на этом уровне квалификации обусловлен пониманием технологических или методических основ решения типовых практических задач, применением специальных знаний. Подчеркнем, что основные программы профессионального обучения, а также соответствующий практический опыт, являются, по сути, единственным основным путем достижения рассматриваемого уровня квалификации.

Для внутреннего профессионального обучения работников важно, что единые требования к квалификации, установленные названными уровнями, могут быть уточнены на основе структурно-функционального анализа с учетом специфики видов профессиональной деятельности, отраслевых особенностей, а затем конкретизированы в корпоративных стандартах.

Следует отметить, что внутреннее профессиональное обучение завершается квалификационным экзаменом, который включает в себя практическую и теоретическую составляющие в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и/или профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Общий вывод. Современный этап технологического развития характерен высокой степенью взаимодополняемости между технологиями и профессиональными компетенциями, умениями, знаниями, необходимыми для осуществления продуктивной трудовой деятельности. Внутреннее профессиональное обучение должно в полной мере соответствовать требуемым уровням квалификации работников. Поэтому освоение программ внутреннего профессионального обучения, разработанных на основе профессиональных стандартов, повышает способность работников адаптироваться в рамках отраслевой специфики к требованиям внутреннего рынка труда, развивает горизонтальную и вертикальную профессиональную мобильность.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Система «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 08.09.2016).

2. Формирование системы профессиональных квалификаций: словарно-справочное пособие. М.: Издательство «Перо», 2016. 48 с.

3. Новиков П. П. Формирование и развитие системы внутреннего профессионального обучения персонала предприятия // Наука и практика, 2012. № 2 (8). С. 129-135.

4. Моисеев А. В., Маштакеева Д. К., Новиков П. Н. Формирование и развитие системы профессиональных квалификаций финансового рынка // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2016. № 2. С. 28-40.

5. Осипова И. В. Реализация инновационной стратегии в программе развития образования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2014. № 4. С. 91 -98.

6. Кязимов К. Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала. М.: МИК, 2013. 240 с.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. [Электронный ресурс]: Система «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 12.10.2016).

8. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Утверждены приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н. [Электронный ресурс]: Система «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70266852/ (дата обращения: 03.10.2016).

9. Батрова О. Ф., Блинов В. И., Волошина И. А. и др. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: Изд-во Федерального института развития образования, 2008. 13 с.

10. Волошина И. А., Новиков П. Н. Квалификация и ее уровни - важные элементы сопряжения сфер труда и профессионального образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2015. № 48. С. 53-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.