Психологические науки
УДК 159.99
DOI:10.24412/2303-9744-2021-1-94-102
ВНОВЬ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ И ЕГО МЕСТЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Л.Ф. Чупров
Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири (Черногорск, Россия);
ORCID: 0000-0002-7878-5245
О.Н. Селицкий
Учреждение здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер» (Минск, Беларусь)
Аннотация. Размышления специалистов по психологическому просвещению и его месте в практической и медицинской психологической деятельности. Материал подготовлен по горячим следам в ходе обсуждения поправок в Закон об образовании, принятом Государственной думой РФ. Авторы выделяют два варианта психологического просвещения. Первый - просто распространение психологических данных среди населения и в Интернете. Второй - как составную часть психопрофилактической работы специалиста.
Ключевые слова: психопрофилактика, практическая психология, психологическое просвещение
UDC 159.99
D0I:10.24412/2303-9744-2021-1-94-102
AGAIN ABOUT PSYCHOLOGICAL EDUCATION AND ITS PLACE IN PRACTICAL PSYCHOLOGY
L.F. Chuprov
Bulletin of Pedagogics and Psychology of Southern Siberia (Chernogorsk, Russia);
ORCID: 0000-0002-7878-5245
A. Selitsky
Health care institution "City Clinical Psychiatric Dispensary" (Minsk, Belarus)
Abstract. Reflections of specialists on psychological education and its place in practical and medical psychological activity. The material was prepared in hot pursuit during the discussion of amendments to the Law on Education adopted by the State Duma of the Russian Federation. The authors distinguish two variants of psychological education. The first is simply the dissemination of psychological data among the population and on the Internet. The second - as an integral part of the psychoprophylactic work of a specialist.
Keywords: psychoprophylaxis, practical psychology, psychological education
Для начала, причина нашего обращения (точнее, возвращения) к теме психологического просвещения? Здесь два момента. Первый - эта тема хорошо известна авторам, много работ написано по психологическому просвещению, имеется богатый опыт публицистических выступлений в рамках этой тематики. Второй - предстоящее утверждение поправок к «Закону об образовании» в части просветительной деятельности3. Эти поправки вызвали критику со стороны учёных и специалистов. В частности, Вице-президент российской Академии наук, академик РАН Алексей Хохлов на парламентских слушаниях «Человеческий потенциал России и стратегия «Образование - для всех» обратил внимание на поправки к закону об образовании в части просветительской деятельности, которые, с одной стороны, направлены на увеличение бюрократизации, с другой - путают такие понятия как просвещение и пропаганда. «Громадное количество деятельности, которое раньше образовательное учреждение могло делать
3 Госдума приняла закон о просветительской деятельности в образовании. ТАСС (16 марта 2021) URL: https://tass.ru/obschestvo/10913911. (Дата обращения: 21 марта 2021).
самостоятельно, теперь нужно согласовывать с министерством. А в министерстве нет такого количества кадров, чтобы квалифицированно давать заключения. Другая часть, это, ну явно, люди путают просвещение и пропаганду. Просвещение - это высокая деятельность, которую нужно поддерживать, а не ограничивать», - подчеркнул он4.
Как известно, практическая психология, а точнее ее второе рождение, берет свое начало в конце 80-х гг. прошлого столетия, тогда еще доживавшего свои последние годы Советского Союза.
Было издано «Положение о психологической службе в системе образования», где в приложении к Постановлению описывались основные направления деятельности этой службы. Среди них упомянуто и психологическое просвещение.
Надо отметить, что психологическое просвещение существовало и до этого. Им занимались такие известные ученые, как Г.И. Челпанов, К.К. Платонов, Я.Л. Коломинский - авторы учебников (учебных пособий) по психологии для школ и популярных книг по психологии. В СССР специалисты в области психологии были участниками общества «Знание», «Педагогического общества». Но это все было так называемое «просвещение в общем», в котором специалисты психологи принимали посильное участие.
С возрождением практической психологии в СССР и в постперестроечной России, в частности, стало понятно, что просвещение народа нельзя сводить только к публикациям в СМИ и массмедиа материалов по психологии. Есть два варианта психологического просвещения, и с этим необходимо считаться.
Первый - это популяризация или просто распространение психологических знаний среди населения без определенной конкретной цели. Так называемое повышение психологической культуры населения. В этом варианте накоплен огромный опыт, еще со времен СССР, но результативность его стремится к нулю. Массовый потребитель психологического просвещения не готов самостоятельно отделять «зерна от плевел». Поэтому в этом варианте профессиональные психологи и
4 Соколова Мария. «Путают понятия...» Академик РАН раскритиковал «оптимизацию» образования и просветительской деятельности // Новый день. 22.03.2021. URL: https://newdaynews.ru/moscow/719447.html
психологи-практики не могут конкурировать с огромной армией всяких парапсихологов и неспециалистов. Подробно этот вариант психологического просвещения исследован С.С. Степановым. Есть помимо статей отдельная его книга по поп-психологии [9].
Второй вариант - психологическое просвещение с профилактической целью. Это вариант или составная часть психопрофилактической работы практического и практикующего психолога. Собственно этому варианту психологического просвещения и посвещены наши исследования, осуществленные ранее [1; 2; 4; 9; 10; 11; 12; 13].
Этот вариант психологического просвещения имеет существенные отличия от так называемого «просвещения в целом» и поп-психологии. Иногда это осуществляется в русле общенационального тренда, например, поддержка в кризисных общенациональных ситуациях (при ковиде)[3; 5]. Чаще же для осуществления этого варианта психологического просвещения требуется детальное изучение ближайшего (внутри и около образовательного учреждения) и отдаленного социума. Дело в том, что психологическое просвещение, как раздела психопрофилактической работы, невозможно осуществлять в «одном, отдельно взятом» образовательном или лечебном учреждении.
Психологическое просвещение на сегодняшний день это та целина, которую еще плохо освоили педагоги и психологи. При всем изобилии информации во Всемирной паутине, ценных «зерен», легко отделимых от плевел, отыскать трудно. Интернет заполнен информацией от неспециалистов или от любителей психологии. Психологи зачастую использую Интернет лишь для общения между собой. Неоднозначное отношение к психологическому просвещению отмечает в своем исследовании О.Б. Симатова [7]. Неготовность к психологическому просвещению части психологов образования констатирует и В.Э. Пахальян [6].
На сегодняшний день в России сложилась весьма интересная ситуация: Закона о психологической деятельности нет, и когда будет неизвестно, а в Закон об образовании уже внесены поправки по разделу просветительной деятельности.
Когда поправки к «Закону об образовании» будут приняты, то, вероятнее всего, просвещение в плане популяризации будет
лицензироваться. Т.е. популяризатор должен приобретать лицензию для осуществления такого рода деятельности. И этот процесс будет контролироваться каким-нибудь органом или отделом, возглавляемым соответствующим чиновником не всегда компетентным в вопросе.
Такое мнение не безосновательно. Подобный эксперимент уже проходит в Республике Беларусь. Где принято Приложение к приказу Минздрава РБ от 29 июня 2018 года о примерном перечне методов и методиках оказания психологической помощи. Документ пока носит рекомендательный характер, но уже вызывает массу вопросов. Таким образом, назвав почти все методики, некоторые оказались за бортом юридического списка. Означает ли это, что они не рекомендованы? Или они окажутся, запрещены: получи документ предписывающий такое занятие. А ведь согласно немецкому энциклопедическому изданию сейчас существует около 2000 школ и направлений психотерапии. Даже узкий специалист в психотерапии или в психологии, вряд ли имеет полное представление о большей части из них.
Очевидно, что столь активно растущая отрасль будет регулярно добавлять и новые понятия, и новые школы, и методики. Поспеет ли за ней закон?
Не добавляет оптимизма и реальное отношение чиновников, которые не готовы руководствоваться документом. Так имея соответствующие ссылки на пункт названного документа, они отказывались допускать к печати, заказанные ранее материалы. Мотивируя это общим лозунгом Минздрава «Депрессия - это болезнь». В то время как приложение допускало тактики переориентации понимания пациента с болезни на симптом.
Если профилактическое психологическое просвещение не будет включено в раздел психопрофилактики (в практической психологии) и психогигиены (в медицинской практике), то этот вариант психологической помощи прикажет долго жить.
Поскольку неизвестно, что там закон грядущий нам готовит (уже есть поправки: см.: https://sozd.duma.gov.ru/download/A6636592-522B-4617-91AF-C261886B8177), то неизвестна и судьба профилактического психологического просвещения. Без этого варианта просвещения выхолащивается как сама психологическая профилактика, так и порождаются сложности в отношении
психологического сопровождения образования.
Вот на этой грустной ноте нам приходится завершать свое повествование. И в завершение информация, что и сами (некоторые) инициаторы законопроекта решили отозвать свою фимилию (например, Депутат ГД Н.В.Поклонская) с законопроекта5.
Литература:
1. Бафаев М.М., Чупров Л.Ф. Просвещение и пропаганда специальных знаний в системе психологического обеспечения населения // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 1. С. 115-121.
2. Белобрыкина О.А. Нам по пути: программа организации просвещения родителей в условиях дошкольного учреждения // Школьный психолог - Первое сентября. 2007. № 13. С. 18-25.
3. Жижина М.В. Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях // ПГ Электронное издание https://psy.su/feed/8927/ (Дата обращения: 27 марта 2021).
4. Костригин А.А., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии среди населения: новые вызовы // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2015. Т. 5. № 5. С. 17-24.
5. Мантикова А.В., Сураева М.В. Из опыта оффлайн- и онлайн-консультирования и терапии в период пандемии. Рекомендации по доступной самопомощи при ковиде и восстановлении после перенесённого заболевания // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 1. С. 46-55.
6. Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы // Психология и школа 2012. № 3. С. 54-72.
7. Симатова О.Б. Анализ актуальных проблем психолого-педагогического просвещения // Педагогическое образование. 2020. № 4 (54).
5 URL: https://sozd.duma.gov.ru/download/5746ED1A-CC34-43D8-A7E5-8E156AFBDD2D
С. 8-23.
8. Степанов С.С. Мифы и тупики поп-психологии. Дубна.: Феникс+, 2006. 232 с.
9.. Чупров Л.Ф. Санитарное просвещение во вспомогательных школах II Фельдшер и акушерка, 1981. № 2. С. 36 - 37.
10. Чупров Л.Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний II Журнал практического психолога. 1997. № 4. С. 123 -128.
11. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика Il PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1-2. С. 164-241.
12. Чупров Л.Ф., Щукин A.C. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в социально-психологической работе II В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы III Международной научно-практической конференции. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. 2014. С. 240-241.
13. Щукин A.C., Чупров Л.Ф. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в психологической практике II Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 3. С. 51-59.
References:
1. Bafaev M.M., Chuprov L.F. Prosveshhenie i propaganda special'nyh znanij v sisteme psihologicheskogo obespechenija naselenija // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2014. № 1. Pp. 115-121.
2. Belobrykina, O.A. Nam po puti: programma organizacii prosveshhenija roditelej v uslovijah doshkol'nogo uchrezhdenija // Shkol'nyj psiholog - Pervoe sentjabrja. 2007. № 13. Pp. 18-25.
3. Zhizhina M.V. Psihologicheskoe prosveshhenie i podderzhka v krizisnyh situacijah // PG Jelektronnoe izdanie https://psy.su/feed/8927/ (Data obrashhenija: 27 marta 2021).
4. Kostrigin A.A., Husjainov T.M., Chuprov L.F. Aktual'nye voprosy rasprostranenija special'nyh znanij iz oblasti pedagogiki, psihologii, mediciny i
loo
sociologii sredi naselenija: novye vyzovy // Nauka. Mysl': jelektronnyj periodicheskij zhurnal. 2015. T. 5. № 5. Pp. 17-24.
5. Mantikova A.V., Suraeva M.V. Iz opyta offlajn- i onlajn-konsul'tirovanija i terapii v period pandemii. Rekomendacii po dostupnoj samopomoshhi pri kovide i vosstanovlenii posle perenesjonnogo zabolevanija // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2021. № 1. Pp. 46-55.
6. Pahaljan V.Je. Psihologicheskoe prosveshhenie v rabote prakticheskogo psihologa: trudnosti i resursy // Psihologija i shkola 2012. № 3. Pp. 54-72.
7. Simatova O.B. Analiz aktual'nyh problem psihologo-pedagogicheskogo prosveshhenija // Pedagogicheskoe obrazovanie. 2020. № 4 (54). Pp. 8-23.
8. Stepanov S.S. Mify i tupiki pop-psihologii. Dubna.: Feniks+, 2006. 232
p.
9. Chuprov L.F. Sanitarnoe prosveshhenie vo vspomogatel'nyh shkolah // Fel'dsher i akusherka, 1981. № 2. Pp. 36 - 37.
10. Chuprov L.F. Sovmestnaja rabota psihologicheskoj sluzhby goroda i sredstv massovoj informacii po propagande psihologicheskih znanij // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 1997. № 4. Pp. 123 -128.
11. Chuprov L.F. Psihologicheskoe prosveshhenie v sisteme psihoprofilakticheskoj raboty prakticheskogo psihologa: osnovy teorii i metodika // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1-2. Pp. 164-241.
12. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Retial'naja kommunikacija i informacionnye tehnologii v social'no-psihologicheskoj rabote // V sbornike: Formy i metody social'noj raboty v razlichnyh sferah zhiznedejatel'nosti. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vostochno-Sibirskij gosudarstvennyj universitet tehnologij i upravlenija. 2014. Pp. 240-241.
13. Shhukin A.S., Chuprov L.F. Retial'naja kommunikacija i informacionnye tehnologii v psihologicheskoj praktike // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2014. № 3. Pp. 51-59.
— • —
Сведения об авторах
Леонид Федорович Чупров, dr. h. c. mult., кандидат психологических наук, профессор РАЕ, Full Member of EuANH, главный редактор научных журналов «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» и «PEM: Psychology. Educology. Medicine» (Черногорск, Россия), e-mail: leo-chuprov@yandex.ru
Олег Николаевич Селицкий (Алег Сялщю), медицинский психолог,Городская поликлиника № 16 (Минск, Республика Беларусь), независимый судебный эксперт-психолог, публицист; e-mail: sten330q@mail.ru
— • —