Научная статья на тему 'Психология, педагогика: грани многоаспектности (вступительная статья выпускающих редакторов)'

Психология, педагогика: грани многоаспектности (вступительная статья выпускающих редакторов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание журнала / педагогика / психология / многогранность / статьи / эссе / критические обзоры / journal content / pedagogy / psychology / versatility / articles / essays / critical reviews

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бафаев М. М., Завоеванная Н. С.

Статья выпускающих редакторов по содержанию данного номера журнала. Авторы делают обзор материалов выпуска, знакомя читателей с опубликованными статьями, и делятся собственным видением в плане многоаспектности. Тема номера – психология и педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology, Pedagogy: The Facets of Multidimensionality (Editorial)

An article by the issuing editors on the content of this issue of the journal. The authors review the materials of the issue, acquainting readers with the published articles and share their own vision in terms of multidimensionality. The theme of the issue is psychology and pedagogy.

Текст научной работы на тему «Психология, педагогика: грани многоаспектности (вступительная статья выпускающих редакторов)»

Вступительная статья

УДК 159.99

□С!:10.24412/2303-9744-2021-1-8-15

ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА: ГРАНИ МНОГОАСПЕКТНОСТИ (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ВЫПУСКАЮЩИХ РЕДАКТОРОВ)

М.М. Бафаев

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (Ташкент, Республика Узбекистан); СРСЮ: 0000-0002-8501-8458

Н.С. Завоеванная

Российский государственный профессионально-педагогический университет

(Екатеринбург, Россия)

Аннотация. Статья выпускающих редакторов по содержанию данного номера журнала. Авторы делают обзор материалов выпуска, знакомя читателей с опубликованными статьями, и делятся собственным видением в плане многоаспектности. Тема номера -психология и педагогика.

Ключевые слова: содержание журнала, педагогика, психология, многогранность, статьи, эссе, критические обзоры

UDC 159.99

DOI:10.24412/2303-9744-2021-1-8-15

PSYCHOLOGY, PEDAGOGY: FACETS OF MULTIDIMENSIONALITY (EDITORIAL)

M.M. Bafaev

Tashkent State Pedagogical University named after Nizami (Tashkent, Republic of Uzbekistan); ORCID: 0000-0002-8501-8458

N.S. Zavoyevannaya

Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia)

Abstract. An article by the issuing editors on the content of this issue of the journal. The authors review the materials of the issue, acquainting readers with the published articles and share their own vision in terms of multidimensionality. The theme of the issue is psychology and pedagogy.

Keywords: journal content, pedagogy, psychology, versatility, articles, essays, critical reviews

Представленный первый номер выпуска журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» за 2021 год, подготовлен коллективом редакционной коллегии на основе поступивших в редакцию материалов. Тематика и содержание статейных материалов действительно многоаспектная: от обобщения собственного опыта до экспериментальных и теоретических исследований.

Самым многочисленным по авторству и материалам является раздел «Психологические науки».

Пара материалов в данном выпуске журнала посвящена наиболее актуальным вопросам, волнующим не только редакцию издания. Это психологическое (или психолого-педагогическое) просвещение. ГосДума РФ приняла поправки в Закон об образовании как раз в части просветительной деятельности. Авторы журнала и, этого его выпуска неоднократно обращались к данному направлению работы психолога-практика. В частности, обсуждались вопросы о роли, месте и специфики этой работы. Мы уже уделяли на страницах наших журналов внимание этому вопросу [1; 2; 4; 9]. Вот и теперь психологическому просвещению и его судьбе в свете новых законодательных инициатив посвящается статья Л.Ф. Чупрова и О.Н. Селицкого [7]. В определенной степени психологическое просвещение в СМИ описывает статья из опыта работы, просветительства и болезни: Мантикова А.В., Сураева М.В. «Из опыта оффлайн- и онлайн-консультирования и

терапии в период пандемии. Описаны рекомендации по доступной самопомощи при ковиде и восстановлении после перенесённого заболевания» [3]. Кроме того, авторы этой статьи рассматривают плюсы и минусы удаленной работы психолога с клиентом. На наш взгляд, перечисленные ими позитивные и негативные стороны перехода в режим дистанционной работы вполне могут быть применимы ко всем социальным видам профессиональной деятельности. Трудно переоценить актуальность данного вопроса на сегодняшний день.

Вторая тема из «горячих новостей» связана с предстоящим конкурсом «Евровидение - 2021». В рамках этой темы обсуждается очередное творение на почве «экспертной деятельности» дуэта заказных экспертов: И.В. Понкина и В.И. Слободчикова. Этот дуэт уже прославился своими «экспертизами» творчества «Pussy Riot», российского художественного фильма режиссёра Алексея Учителя «Матильда» и выставки работ скульптора Вадима Сидура. В.И. Слободчиков участвовал в «экспертизе» программ «Comedy Woman». Нынешним пристрастным заключением, не имеющим ни какого отношения к психолого-лингвистической экспертизе, подвергнуты Манижа (М.Д. Сангин) и ее клип. О качестве и предвзятости этого «Комплексного заключения» читайте в статье Л.Ф. Чупрова и Н.А. Хохлова [8]. Вероятно, «экспертизам» в области эстрадного и художественного творчества стоит посвятить отдельную статью с разбором навязываемых «нравственных императивов», мало имеющих отношение к науке и к нравственности заказных «экспертов» [5; 6]. Культуру не насаждают. Ее воспитывают и не методами фальсификаций и пристрастных умозаключений. На наш взгляд, данная статья - это попытка предотвратить разжигание межнациональной розни и внести долю здравого смысла в обсуждение формы и содержания выступления Манижи (М.Д. Сангин).

Несомненный интерес представляет статья по юридической психологии: Савич И.И., Канунников Р.И. «Деформация ценностных ориентаций у сотрудников органов внутренних дел: теоретические аспекты». Данная статья посвящена рассмотрению причин развития профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел, различных проявлений такой деформации и способам профилактики ее появления и развития. При этом читатель может почувствовать вовлеченность авторов статьи в

практическую деятельность сотрудников ОВД. Тем самым, перед нами взгляд на проблему изнутри, а не извне.

Материал А.М. Виганд и А.А. Костригина «Ценности молодежи с различной направленностью политической активности» продолжает эмпирические исследования современной молодежи. Данный материал интересен тем, что предпринята попытка рассмотреть ценности современной молодежи, учитывая политические установки и испытуемых. Им удалось найти различия в ценностях молодых людей с различной политической направленностью политической активности. В этом как раз просматривается многоаспектность психологии и педагогики, т.к. учитывая доминирующие ценности личности и ее отношение к политической обстановке можно эффективнее выстроить педагогический процесс. Таким образом, на наш взгляд, у данного исследования большой потенциал. Надеемся увидеть результаты данного исследования на более обширной выборке и с более объемной методической базой, что позволит получить детальный психологический портрет участников исследования.

Публикация статьи Н.А. Хохлова и П.И. Яремченко «Половые различия в состоянии высших психических функций у детей и подростков 4-17 лет» продолжает серию нейропсихологических исследований ВПФ у детей и подростков, проводимую Никитой Александровичем и его соавторами. Данное исследование позволяет увидеть есть ли различия в развитии ВПФ в разных половозрастных группах на обширной выборке участников. Таким образом, оно помогает увидеть закономерности развития ВПФ. В целом, данное исследование производит впечатление хорошо, с научной точки зрения, организованной и проведенной работы.

Два психологических эссе представляют междисциплинарные исследования студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород). Это статьи К.Р. Закировой «Психология и кино. Анализ сюжетной арки главной героини американского мини-сериала «Wanda Vision» с помощью модели Кюблер-Росс» и П.О. Савиновой «Дихотомия души и тела в романе Милана Кундеры "Невыносимая лёгкость бытия"». К.Р. Закирова оригинально рассматривает пять стадий переживания горя, используя популярный сериал. Это, безусловно, должно заинтересовать кинолюбов, особенно фанатов фентази.

П.О. Савинова предприняла попытку рассмотреть проблему соотношения «индивид-личность-индивидуальность» и экзистенциальную проблему принятия себя через призму художественного романа.

Исследование студентки Ю.Д. Штрикер посвящено социальным аспектам проблемы инфантилизма. Долгое время инфантилизм изучался в рамках дизонтогенеза у детей. Здесь же автор рассматривает явление с социально-психологических позиций. Читайте статью Штрикер Ю.Д. «Взаимосвязь социального интеллекта и инфантильности личности». И увидите яркий пример того как формируются предпосылки к предпочтению тех или иных направлений в научно-исследовательской работе.

Раздел «Педагогические науки» представлен всего двумя материалами. Это статьи по обобщению опыта: Ефимов А.А. «Роль Интернет-технологий в организации самостоятельной работы студентов непрофильных вузов при изучении французского языка». Данная статья раскрывает особенности, возможности и ограничения интернет-технологий при формировании новых знаний, умений и навыков, в том числе и при дистанционной форме. Актуальность данной темы в сегодняшних реалиях переоценить трудно. Кому-то может показаться узкой область приложения интернет-технологий в данном случае. Спешим успокоить читателя - это не так. Отметим, что выпускающие редакторы - соавторы вступительной статьи имеют опыт организации и проведения обучения в рамках онлайн-курса по психометрике и конструированию тестов знаний, также преподавания в условиях пандемии. Этот опыт позволяет говорить о том, что многие выделенные А.А. Ефимовым особенности интернет-технологий, плюсы и минусы их применения, можно распространить на обучение вообще (по крайней мере на такие разные области, как лингвистика и психометрика), а не только на лингвистическое обучение. Таким образом, здесь также прослеживается многоаспектность педагогики. Савельев Е.М. «Особенности работы учителей истории и обществознания в физико-математических лицеях». Самым ценным в заключительной статье данного выпуска журнала является, на наш взгляд, перечисление автором способов поддержания интереса современных школьников к такому сложному предмету, как история.

Итак, данный выпуск журнала включил в себя самые разнообразные по темам и содержанию, даже по форме, публикации. Что свидетельствует о

многоаспектности педагогики и психологии. Надеемся, читатель убедится в этом в процессе чтения данного выпуска.

В этом году мы начинаем ребрендинг нашего журнала. На первом этапе мы ввели цифровой идентификатор объекта (англ. digital object identifier, сокр. DOI). DOI - это уникальный код публикации, указывающий на ее электронное местонахождение, используемый в качестве международного стандарта предоставления информации в сети Интернет. С помощью DOI осуществляется передача метаданных публикаций в базу данных Crossref, что позволяет статье сохраняться в сети Интернет.

Кроме того, в ближайшее время мы изменим требования к публикациям в плане их макетирования и оформления. Последнее нововведение позволит, на наш взгляд, значительно сократить время на подготовку оригинал-макета журнального выпуска. Подробная информация в отдельном файле по адресу https://disk.yandex.ru/d/V3MkUI-BoehGlQ

Литература

1. Бафаев М.М., Чупров Л.Ф. Просвещение и пропаганда специальных знаний в системе психологического обеспечения населения // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 1. С. 115-121.

2. Завоеванная Н.С., Чупров Л.Ф. Особенности психологического просвещения с помощью Интернет-ресурсов (на примере авторского психологического сайта) // Психология в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. 2017. С. 318-321.

3. Мантикова А.В., Сураева М.В. Из опыта оффлайн- и онлайн-консультирования и терапии в период пандемии. Рекомендации по доступной самопомощи при ковиде и восстановлении после перенесённого заболевания // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 1. С. 46-55.

4. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1-2. С. 164-241.

5. Чупров Л.Ф., Белобрыкина О.А., Хохлов Н.А., Завоеванная Н.С. О критериях качества психологической экспертизы (по материалам четырех

дискуссионных сетевых площадок) или психологический «Балет дроздования» в шести действиях с эпилогом // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 1. С. 13-41.

6. Чупров Л.Ф., Хохлов Н.А. Экспертиза как проекция эксперта: ревизия (рецензия) экспертизы творчества Егора Крида // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 4. С. 21-32.

7. Чупров Л.Ф., Селицкий О.Н. Вновь о психологическом просвещении и его месте в практической психологии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 1. С. 94-102.

8. Чупров Л.Ф., Хохлов Н.А. О песне Манижи и экспертизе, что плинтуса ниже // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 1. С. 103-118.

9 Щукин А.С., Чупров Л.Ф. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в психологической практике // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 3. С. 51-59.

References

1. Bafaev M.M., Chuprov L.F. Prosveshhenie i propaganda special'nyh znanij v sisteme psihologicheskogo obespechenija naselenija // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2014. № 1. Pp. 115-121.

2. Zavoevannaja N.S., Chuprov L.F. Osobennosti psihologicheskogo prosveshhenija s pomoshh'ju Internet-resursov (na primere avtorskogo psihologicheskogo sajta) // Psihologija v sovremennom mire. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. O.V. Kashheeva, I.V. Antonenko, I.N. Karickogo. 2017. Pp. 318-321.

3. MantikovaA.V., Suraeva M.V. Iz opyta offlajn- i onlajn-konsul'tirovanija i terapii v period pandemii. Rekomendacii po dostupnoj samopomoshhi pri kovide i vosstanovlenii posle perenesjonnogo zabolevanija // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2021. № 1. Pp. 46-55.

4. Chuprov L.F. Psihologicheskoe prosveshhenie v sisteme psihoprofilakticheskoj raboty prakticheskogo psihologa: osnovy teorii i metodika // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1-2. Pp. 164-241.

5. Chuprov L.F., Belobrykina O.A., Hohlov N.A., Zavoevannaja N.S. O

kriterijah kachestva psihologicheskoj jekspertizy (po materialam chetyreh diskussionnyh setevyh ploshhadok) ili psihologicheskij «Balet drozdovanija» v shesti dejstvijah s jepilogom // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2019. № 1. Pp. 13-41.

6. Chuprov L.F., Hohlov N.A. Jekspertiza kak proekcija jeksperta: revizija (recenzija) jekspertizy tvorchestva Egora Krida // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2019. № 4. Pp. 21-32.

7. Chuprov L.F., Selickij O.N. Vnov' o psihologicheskom prosveshhenii i ego meste v prakticheskoj psihologii // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2021. № 1. Pp. 94-102.

8. Chuprov L.F., Hohlov N.A. O pesne Manizhi i jekspertize, chto plintusa nizhe // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2021. № 1. Pp. 103-118.

9. Shhukin A.S., Chuprov L.F. Retial'naja kommunikacija i informacionnye tehnologii v psihologicheskoj praktike // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2014. № 3. Pp. 51-59.

— • —

Сведения об авторах

Мухиддин Мухаммадович Бафаев, PhD по психологическим наукам по специальности 19.00.05 - Социальная психология. Этнопсихология, старший преподаватель кафедры психологии Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами (Ташкент, Республика Узбекистан); e-mail: ped_mahorat@inbox.ru

Наталья Сергеевна Завоеванная, педагог-психолог. Российский государственный профессионально-педагогический университет

(Екатеринбург, Россия); e-mail: natasha_z_ya@mail.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.