Психологические науки
УДК 159.99+316.7+008 DOI:10.24412/2303-9744-2021-1-103-118
О ПЕСНЕ МАНИЖИ И ЭКСПЕРТИЗЕ, ЧТО ПЛИНТУСА НИЖЕ
Л.Ф. Чупров
Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири (Черногорск, Россия); ORCID: 0000-0002-7878-5245
Н.А. Хохлов
Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (Москва, Россия); Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия); ORCID: 0000-0003-0748-7547
Аннотация. В статье рецензируется «Комплексное заключение» И.В. Понкина и В.И. Слободчикова на музыкальный номер, представленный от России на конкурс «Евровидение - 2021». В тексте «Комплексного заключения» имеется много привнесений, не соответствующих исполнению музыкального номера. В выводах экспертов просматривается предвзятое отношение, не подкреплённое результатами экспертного исследования. Негативное влияние «Комплексного заключения» иллюстрируется примерами его некритичного упоминания в СМИ и блогосфере.
Ключевые слова: психология творчества, идентификация, проекция, зависть, рецензия экспертизы, «горе-эксперты», «Евровидение-2021», патриотизм, толерантность, СМИ, Манижа
UDC 159.99+316.7+008
DOI: 10.24412/2303-9744-2021-1-103-118
ABOUT MANIZHA'S SONG AND THE EXPERTISE, THE LOWEST OF THE LOW
L.F. Chuprov
Bulletin of Pedagogics and Psychology of Southern Siberia (Chernogorsk, Russia);
ORCID: 0000-0002-7878-5245
N.A. Khokhlov
Centre for Testing and Development "Gumanitarnye Tekhnologii" [Humanitarian Technologies] (Moscow, Russia);
Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia);
ORCID: 0000-0003-0748-7547
Abstract. The article is devoted to reviewing the "Comprehensive expert decision" by I.V. Ponkin and V.I. Slobodchikov on Manizha's music performance submitted to Eurovision 2021 from Russia. The text of the conclusion reveals many additions that do not correspond to the content of the musical number. In the experts' findings, there is a biased attitude that is not supported by the results of an expert study. The negative impact of the "Comprehensive decision" is shown by examples of its uncritical mention in the media and the blogosphere.
Keywords: psychology of creativity, identification, projection, envy, review for expertise, "would-be experts", "Eurovision-2021", patriotism, tolerance, media, Manizha
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся, -И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать...
Ф.И. Тютчев, 1869 г.
Стремительно несётся время. Но почему-то по кругу. Совсем недавно
мы делали рецензию неудачных экспертиз эстрадного творчества «Comedy Woman» и Егора Крида [11; 12]. И вот опять. Уже о Маниже*.
Поводом стало вот это сообщение о проведённой «экспертизе»6. Кто проводил экспертизу, автор сообщения не указал, как и того, где она опубликована. Только результаты, что представил Сергей Мардан: «Судя по всему, у Манижи и её продюсеров был "умысел на теракт". Следственный комитет снова разоблачил русофобию, - комментирует журналист Сергей Мардан в своём Telegram-канале». Эту шутку про «теракт» и следственный комитет без критики растиражировали СмИ и Интернет-ресурсы.
Интернет хранит всё. Удалось ознакомиться с этой «экспертизой».
Но.
1. Это не экспертиза. Это мнение двух специалистов (оно так и названо как «Комплексное заключение»). Один - юрист, а второй -специалист по детской и христианской психологии. Про первого специалиста можно только сказать, что он лишний в психолого-лингвистической экспертизе. А вот почему второй специалист допустил две грубые ошибки не известно. Первая - Манижа давно вышла из возраста детства. О второй общей ошибке, допущенной специалистами, чуть ниже.
2. Эти специалисты исследовали «элементы и особенности представленного аудиовизуального материала, с позиции их психологической и юридико-лингвистической оценки в рамках поставленного перед экспертами вопроса» (стр. 2). О какой лингвистической оценке материала может идти речь, если авторы не исследовали текст?
3. Допущен грубый методологический и религиозно-правовой просчет
* Manizha - полное имя Манижа Далеровна Сангин (урожденная Хамраева) родилась 8 июля 1991 года в Душанбе, Таджикской ССР, СССР. Российская певица таджикского происхождения, с 1994 года живёт в Москве, где училась в музыкальной школе по классу фортепиано, из которой через год ушла и стала заниматься у частных педагогов по вокалу. Окончила факультет психологии в Российском государственном гуманитарном университете в Москве.
6 «У Манижи был "умысел на теракт"»: опубликовано комплексное заключение по клипу «Russian woman». URL: https://tsargrad.tv/news/u-manizhi-byl-umysel-na-terakt-opublikovano-kompleksnoe-zakljuchenie-po-klipu-russian-woman_342656 и «В Роттердам придётся отпрашиваться у следователя: Маниже грозит уголовное дело». URL: https://tsargrad.tv/news/v-rotterdam-pridjotsja-otprashivatsja-u-sledovatelja-manizhe-grozit-ugolovnoe-delo_341452
(вот эта вторая ошибка). Авторы выяснили, что Манижа по происхождению из Таджикистана, но не поинтересовались ее отношением к религии. Может она не христианка, или вообще не верующая (атеистка) или исповедует другую религию? Даже самая жестокая испанская католическая инквизиция такой ошибки не делала. Она осуществляла следствие только над крещёнными в католицизме единоверцами и в дела других религий не вмешивалась.
Все это в совокупности породило шквал привнесений. От названия «экспертиза», до того, что там задумывался теракт. Нигде в тексте заключения специалистов этой фразы нет. Она появилась в СМИ («Царьград»). Хотя, в этом «Комплексном заключении» специалисты написали много такого, что при пристальном анализе как аудиовизуального материала, так и текста на русском и английском языках, не выявляется. Широкая эрудиция это хорошо, но в данном случае она излишня.
Впрочем, попробуем защитить журналиста от обвинений в заведомо ложном сообщении об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), обратившись к философии и социологии постмодерна. Жан Бодрийяр в книге «Симулякры и симуляция» писал: «Однажды надежда уравновесить добро и зло, истинное и ложное и даже противопоставить друг другу некоторые ценности одного и того же порядка, как и более общая надежда на какое-то соотношение сил и какую-то цель, исчезла без следа. Система слишком сильна. Она властвует. Везде и всегда. Чтобы противостоять этой гегемонии системы, можно прославлять ухищрения желания, создавать революционную микрологию повседневности, прославлять молекулярный дрейф или даже создавать апологию кухни. Но это не решает насущной необходимости нанести вполне определённое поражение системе. Это может сделать лишь терроризм. Это та черта реверсии, которая перечёркивает всё остальное, так же как одна ироническая ухмылка перечёркивает весь дискурс, а одна вспышка неповиновения раба перечёркивает всю власть и всё право господина» [5, с. 212]. Позже в работе «Дух терроризма» он сформулировал следующее: «Терроризм, как и вирусы, повсюду. Терроризм проник везде, он следует как тень за системой господства, всегда готовый выйти из тени, подобно двойному агенту. Больше нет демаркационной линии, которая позволяла бы его обозначить, терроризм находится в самом сердце культуры, которая с ним борется, а видимый разрыв (и ненависть), который в глобальном плане
разделяет эксплуатируемые и слаборазвитые страны с западным миром, тайно соединяется с внутренним разломом в господствующей системе. Эта система может противостоять любому видимому антагонизму. Но другой, вирусной структуре - как если бы диспозитив власти выделял свой антидиспозитив, фермент своего собственного исчезновения, - такой форме практически автоматической реверсии своей собственной мощи система ничего не может противопоставить. И терроризм является ударной волной этой бесшумной реверсии» [3, с. 97-98]. Будем надеяться, что Сергей Мардан и другие журналисты, использовавшие выражение «умысел на теракт» в отношении песни Манижи, рассматривали «теракт» как метафору в рамках постмодернистского дискурса. Также рекомендуем заинтересованному читателю ознакомиться со статьёй Ю.П. Зинченко и Р.С. Шилко [7], посвящённой разнообразию возможных отношений между терроризмом и медиа.
Вернёмся к тексту «экспертизы». Странно, где авторы отыскали суржик в надписи на куртке? Надпись сделана на английском языке, просто первое слово записано кириллицей, а второе латиницей.
Поскольку, на наш взгляд, психологические аспекты в этом «комплексном заключении» присутствуют весьма мало (точнее, вообще отсутствуют, что не удивительно, вроде это же подтверждает В.И. Слободчиков7), попробуем остановиться на некоторых психологических моментах.
Идентификация и самоидентификация. Если среди мужчин редко встречается феномен идентификации, то среди женщин он наблюдается чаще. В нашем многонациональном государстве, доставшимся нам по наследству от СССР, указание на национальность женщины как нерусской воспринималось и до сих пор воспринимается как личное оскорбление. Несколько в стороне отстоят армяне: не стремятся они называться русскими
7 Шевелев А. «Друзья хихикают»: автор экспертизы песни Манижи о реакции на свою работу. Автор экспертизы объяснил свои выводы о номере Манижи для «Евровидения». Цит.: «Отвечая на претензии к формулировкам в тексте экспертизы - каким образом авторы сделали вывод об оскорблении "всех русских женщин" и "русского народа" - Слободчиков заявил, что в своих оценках полагался на российское законодательство». URL: https://www.gazeta.rU/culture/2021/04/07/a 13550462.shtml (07.04.2021).
и не оскорбляются. А вот за рубежом любой гражданин России воспринимается как русский, независимо от этнических корней и родословной.
Кому-кому, а психологам хорошо известен этот феномен, когда люди ждут повод, чтобы вымазать дёгтем ворота какой-нибудь девушки. В своё время он же лежал и в основе запуска репрессий 30-х годов прошлого столетия. Проекция называется.
Ну, а теперь о тексте песни. Благо, что есть и русскоязычный, и англоязычный варианты в Интернете.
Как можно было в них отыскать какой-то намёк на экстремизм и тем более задумку теракта? Что, специалисты психолог и юрист текста не читали? Так, вроде в «Комплексном заключении» они его цитируют.
1 куплет
Поле, поле, поле, я ж мала
Поле, поле, поле, так мала
Как пройти по полю из огня?
Как пройти по полю, если ты одна?
А-а-а, ждать мне чьей-то ручечки, ручки?
А-а-а, а кто подаст мне ручку, девочки?
Испокон веков, с ночи до утра, с ночи-ночи
Ждём мы корабля, ждём мы корабля очень-очень
Ждём мы корабля, ждём мы корабля, ждём мы корабля
А чёждать? Встала и пошла.
Припев
Каждая русская женщина обязана знать (Ха, ха) Ты достаточно сильна, чтобы проломить любую стену (Эй, эй) Каждая русская женщина обязана знать (Ха, ха) Ты достаточно сильна, чтобы проломить любую стену (Эй, эй) Шо там хорохорится? Ой, красавица
2 куплет
Ждёшь своего юнца? Ой, красавица
Тебе уж за 30, алло, где же дети?
Ты в целом красива, но вот, похудеть бы
Надень подлиннее, надень покороче
Росла без отца, делай то, что не хочешь
Ты точно не хочешь? (Не хочешь, а надо)
Послушайте, правда, мы с вами - не стадо
Вороны, прошу отвалите-е-е
Плюс всякие причитания:
Теперь зарубите себе на носу
Я вас не виню, а себя я чертовски люблю
Борются, борются
Все по кругу борются, да не молятся
Сын без отца, ночь без отца
Но сломанной семье не сломать меня.8
Что касается намёка на феминизм или нетрадиционную сексуальную ориентацию, что усмотрели некоторые из артистов, «чьи сказки уже закончились». Да кому, какое дело, кто, куда, когда и сколько, если это не является прямым посягательством и прямым развратным действием. Среди творческих людей девиации встречаются чуть чаще, чем среди представителей не творческих профессий. И если человек не афиширует и не навязывает назойливо другим, то никто, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, не старается заглядывать в трусы артисту, поэту или художнику. Ни одного нормального человека не оскорбляет нагота персонажей античных и средневековых произведений изобразительного искусства или ваяния, и он не будет настаивать на трусиках для «Давида» Микеланджело Буонарроти или лифчике для Венеры Милосской9.
Кому-то не нравится поведение Манижи на сцене. Так тоже
8 Более подробный текст на русском и английском языках представлен на «Дзен»: Это провал! Манижа представит Россию на «Евровидение-2021». URL: https://zen.yandex.ru/media/zametkivorchuna/eto-proval-manija-predstavit-rossiiu-na-evrovidenie2021-6046ffc89e9a5735c128e6c7 (09.03.2021).
9 Каннер Юрий. Согнать и обрезать. URL: https://echo.msk.ru/blog/y_kanner/2818924-echo/ (09.04.2021).
достаточно прокрутить «плёнку» воспоминаний. Каждый артист выбирает свою манеру движений и хореографии. Ту, которая ему сподручна и органична. Были и артисты, стоящие на сцене, как оловянный солдатик, были танцующие или переминающиеся с ноги на ногу, были и бегающе-прыгающие. И ни у кого это не вызывало, да и до сих пор не вызывает какой-то негативной реакции. Порой, кто-то представил в памяти хореографию артиста на сцене, за ней по ассоциации потянулся мотив, а уж потом вспоминаются слова. Другое дело, что с некоторых пор стал теряться индивидуальный «танец» артиста, исчезла мелодия, замещённая рэпом, а слова стали даже лишними.
Перформанс Манижи хорошо отражает судьбу искусства в эпоху постмодерна: «В этом всё двуличие современного искусства: оно претендует на ничтожность, незначимость, нонсенс, стремится к нулю, в то время как уже является ничем. Стремится ничего не значить, в то время как уже ничего не значит. Претендует на поверхностность, в то время как уже не имеет никакой глубины. На самом деле ничтожность - это таинственное свойство, на которое не может претендовать, кто или что попало. Незначимость, подлинная бессмыслица - это вызов, победный вызов смыслу, нищете смысла» [4, с. 174]. Однако обсуждаемая нами «экспертиза» возникла скорее не из-за художественной ценности произведения, а из-за его публичного характера. Публичное выступление можно рассматривать как одно из проявлений власти. Р. Ленуар отмечает: «Говорить, прежде всего, означает уметь говорить, особенно, если речь идёт о публичных выступлениях. Говорить - это тоже власть: ведь не все имеют право выступать публично. Я употребил термин право, поскольку он подчёркивает тот факт, что выступление, а также манера выступать социально обусловлены. Не все могут выступать, а если некоторые это делают, то только от лица кого-либо, в определённых обстоятельствах и при определённых условиях. То же самое можно сказать о молчании. Не все могут позволить себе промолчать. Молчание подразумевает, что нет никаких вопросов, что никому даже в голову не приходит усомниться в установленном порядке вещей. В этом смысле фундамент власти - это то, что само собой разумеется. Что уж говорить тогда о дискурсе власти, т.е. когда сам дискурс становится властью? Этот вопрос не нов. Если обратиться к специалистам в области социальных
наук, особенно антропологам и историкам, то из их работ вытекает, что во всех обществах, во всех сообществах функция публичного выступления строго регулируется, даже регламентируется и контролируется» [8, с. 169].
Стало каким-то повальным явлением, типа эмоционального заражения, выискивать что-то негативное в интервью какого-нибудь сына ушедшего мэтра театра. Фолловеры и блогеры так и ждут, чтобы «оттоптаться». Неудачно заметил Павел Табаков, российский актёр театра и кино, сын Олега Табакова и Марины Зудиной, что в стране нет толерантности, а есть патриотизм. Неудачное противопоставление. Ему простительно. Ни социолог, ни политик, ни психолог. И началась как по команде «Ату, его!» - травля. А почему именно сына известного актера и основателя театра-студии сделали предметом травли, как-то никто и не задумался.
Моментально появились «специалисты по терминологии». Всё дело в том, что патриотизм, интернационализм, прививаемый людям идеологией почившего в бозе СССР, не противоречит толерантности [1]. Не является патриотизмом и указание на национальность исполнительницы песни «Русская женщина». Тем более что она идентифицирует себя как русская, как и большинство представительниц неславянской национальности, жившие в СССР и ныне проживающие в России.
Вряд ли критики и авторы «комплексного заключения» поняли о ком, и о чём поёт Манижа? Может, поёт она о самой себе? 10. Да. О себе11.
И что в клипе рассмотрели авторы «Комплексного заключения»? Само комплексное заключение специалистов здесь: http://moral-law.ru/files/Ponkin-et-Slobodchikov Conclusion on Manizha-Rus-woman.pdf
Что же мы в нём находим?
Стр. 4. «Для внедрения, акцентирования и закрепления у зрителей понимания того, что перед ними в сценическом номере именно образ русской женщины, на спине части сценического костюма М.Д. Сангин (Манижи) огромными жёлтыми буквами на смеси суржика с английским
10 Президент Таджикистана восхитился певицей Манижей. URL: https://news.rambler.ru/starlife/46198293-prezident-tadzhikistana-voshitilsya-pevitsey-manizhey/
11 «О людях, которые советуют похудеть и завести детей»: Manizha про песню для «Евровидения». URL: https://news.rambler.ru/starlife/46202421/
языком написано, что это русская женщина («рашн woman», последняя буква выглядит на видеозаписи невнятно), что, помимо всего прочего, вызывает аллюзии к обязательным для ношения евреями в нацистском Третьем Рейхе жёлтым шестиконечным звёздам на одежде».
Это - полёт фантазии. С таким же успехом можно обвинить и жёлтый свет у светофора.
Стр. 7 «Тот факт, что этнически не имеющая вообще никакого отношения к русским М.Д. Сангин («Манижа»), говорит по-русски и прожила в России какое-то время, само по себе, никаким образом не делает её русской, не даёт оснований для её национально-культурной идентификации как русской женщины (признания третьими лицами, из которых здесь юридически значимо признание именно русскими людьми) или самоидентификации её как русской женщины».
Здесь явная ложь. Манижа наша соотечественница по СССР. Она родилась в Душанбе в 1991 г., до развала Союза, живет в России с 1994 г.
Стр. 9. «Тем самым, этот ролик активно и реально провоцирует и возбуждает религиозную и национальную ненависть и вражду между русскими людьми и указанной этнической группой».
Стр. 11-12. «Указанный сценический номер направлен на возбуждение межнациональной розни, ненависти и вражды, с одной стороны, между русскими и представителями среднеазиатских народов, а с другой стороны - между русскими и евреями».
Вот как-то даже нет намёка на евреев. Разве, что цвет надписи, так и у светофора «жёлтый»12. Да и место надписи не совпадает с «маркировкой» в концлагерях. Там нашивки делали не на спине, как в настоящее время у охранников и Росгвардии, МЧС, путейцев и т.п., а на груди слева и на левой штанине. Вот только кто возбуждает шовинистические настроения, авторы «Комплексного заключения» не уточнили. Может, именно они?
Вообще говоря, проблема этнической и национальной идентичности не имеет простых решений. В.М. Пивоев выделяет следующие черты
12 На красном фоне для нормального восприятия можно писать только белым (например, цвета государственного флага Турции) или жёлтым (например, цвета государственного флага Китая и СССР). Усматривать здесь намёки на антисемитизм - явная подтасовка.
русского национального типа: «во-первых, эстетизм, пессимистичность, склонность к унынию, мягкость, покорность, лень, пассивность, искренность и наивность, доверчивость, религиозность, отзывчивость, озабоченность судьбой всего мира, созерцательность, мессианизм, интровертность, самокопание и рефлексивность, больная совесть, надрыв, страдательность и жертвенность, миролюбие, терпимость, иррациональность, справедливость; во-вторых, беззаботность, общительность, экстравертность, оптимизм, упование на авось, вера в доброго царя, максимализм, устремлённость в будущее, широта, доверчивость, патриотизм, свободолюбие, воля, разгул, удаль, анархизм, буйство, самодурство» [9, с. 321]. При этом автор отмечает, что «устойчивые черты национального или этнического характера могут быть исторически вариативными, обусловленными изменчивыми условиями исторической жизни» [9, с. 321]. Зависимость типичных черт русского человека от развития культуры и организации общественной жизни хорошо показана в обширном исследовании Дж.Х. Биллингтона [2]. Вряд ли сегодня многие согласятся с описанием русской женщины, представленном в Домострое. Согласно этому памятнику русской литературы XVI века, жене предписывается быть доброй, трудолюбивой, молчаливой и во всех делах советоваться с мужем, а традиционная обязанность русской женщины -управлять домашним хозяйством [6].
Если же мы говорим не о типичном характере русской женщины, а об этнической и национальной идентичности конкретного человека, то здесь нужно принимать во внимание следующее. Национальная идентичность обычно формируется к подростковому возрасту на основе этнической осведомлённости и этнической самоидентификации [10]. По мнению В.М. Пивоева, «в основе идентичности лежат три важных момента: 1) самопонимание (ответ на вопрос: кто я такой?); 2) основа для самоуважения и уважения извне (ответ на вопрос: за что меня можно уважать?); 3) защита и сохранение ценностей "своего" мира» [9, с. 312-313]. Идентичность нельзя свести только к этническому аспекту, не менее важными выступают региональный и национальный виды идентичности. Проще говоря, чтобы идентифицировать себя как русского, человеку необязательно быть этническим славянином. В Конституции РФ указано, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации
является её многонациональный народ» (ст. 3.1). М.Д. Сангин является гражданкой Российской Федерации, поэтому никакие «эксперты» не могут запретить ей называть себя русской. Более того, попытка такого запрета сама по себе балансирует на грани разжигания межнациональной розни.
Ещё сомнительнее заявления некоторых авторов потока материалов по предстоящему конкурсу, что вот-де не будет в этом году победы России на «Евровидении». А что, мы все предыдущие годы пьедестал не покидали?
Впрочем, альтернативная интерпретация происходящего состоит в том, что все нападки на Манижу, включая обсуждаемую «экспертизу», являются частью её выступления на «Евровидении». Это мероприятие никогда не являлось собственно музыкальным конкурсом. Во всяком случае, в последние десятилетия. Его можно рассматривать как парад скандалов, разоблачений, культурных и политических высказываний (формальный запрет на политические высказывания лишь подчёркивает необходимость творчески использовать метафоры). Именно скандальность исполнителя и разнообразие нападок на него со стороны представителей разных общественных сил обеспечивает участнику интерес со стороны зрителей. Вновь вспомним Ж. Бодрийяра: «Искусство вовсе не является машинальным отражением позитивных или негативных состояний мира. Искусство - это его обострённая иллюзия, его гиперболическое зеркало. В мере, обречённом на безразличие, искусство может лишь усиливать это безразличие. Вращаться вокруг пустоты образа, вокруг пустоты объекта, который больше не является таковым» [4, с. 182].
Вряд ли стоит «снявши голову плакать по волосам» и тем более уподобляться персонажу басни «Лисица и виноград». Не первый канал прогнил, не телевидение и, даже не СМИ. Просто тотальное падение культуры. Завершилась эпоха Зыкиных, сестёр Фёдоровых, Руслановых, Кобзонов. Ушла музыка Пахмутовых, Пакрассов, Дунаевских. Осталась только песня «Плот». Но он, же маленький этот плот13.
13 Юрий Лоза о Маниже, Лазареве и запрете песен на английском языке. URL: https://zen.yandex.ru/media/alexguitar/iurii-loza-o-manije-lazareve-i-zaprete-pesen-na-angliiskom-iazyke-6069a95009a6b71702bd0bae
Новые песни
Придумала жизнь...
Не надо, ребята,
О песне тужить.
М.А. Светлов «Гренада».
Это не экспертиза. Это «Комплексное заключение» двух специалистов (психолога и юриста), причём пристрастное. А поскольку в СМИ появились провокационные материалы со ссылкой на это «Комплексное заключение», то ещё вопрос, что хуже: рэп Манижи, который не поняли слушатели и авторы «Комплексного заключения» или именно это растиражированное «Комплексное заключение»? Там нет слов «теракт» или «терроризм». Это уже додумал журналист, который писал эти статьи. Но там идёт речь о разжигании национальной розни - это другая статья УК РФ, не терроризм.
Остаётся лишь один вопрос - можно ли будет в будущем при отсутствии осуждения М.Д. Сангин по статье 282 УК РФ трактовать последний абзац «экспертизы» как заведомо ложный донос (статья 306 УК РФ) со стороны И.В. Понкина и В.И. Слободчикова?
Литература:
1. Бафаев М.М., Чупров Л.Ф., Чудакова В.П. Шахзда милий багри кенгликни шакллантиришнинг психологик мазмуни [Психологический смысл формирования национальной толерантности у человека] // "Ёшлар таълим-тарбияси жараёнида психологик етукликни шакллан тириш ва ривожлантиришнинг илмий-амалий асослари" мазвусидаги республика илмий-амалий анжуман материаллари туплами. Тошкент: ТДПУ, 2020. Б. 58-61. [«Формирование психологической зрелости в процессе воспитания и обучения молодежи научно-практические основы становления и развития». Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. Ташкент: ТГПУ, 2020. С. 58-61].
2. Биллингтон Дж.Х. Икона и топор. Опыт истолкования русской культуры: пер. с англ. М.: Изд-во «Рудомино», 2001. 880 с.
3. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было: пер. с фр. М.: РИПОЛ классик, 2017. 226 с.
4. Бодрийяр Ж. Заговор искусства. Совершенное преступление: пер. с фр. М.: РИПОЛ классик, 2020. 250 с.
5. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция: пер. с фр. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.
6. Домострой: пер. с древнерусского. М.: Издательство АСТ, 2017. 320
с.
7. Зинченко Ю.П., Шилко Р.С. Психологические аспекты информационной безопасности и противодействия терроризму посредством медиа // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т. II: Феномен «разорванной коммуникации»: Сб. статей / Под ред. Я.Н. Засурского, Ю.П. Зинченко, Л.В. Матвеевой, Е.Л. Вартановой, А.И. Подольского. М.: Аспект Пресс, 2008. C. 199-226.
8. Ленуар Р. Социальная власть публичного выступления // Бодрийяр Ж., Бурдье П., Лаку-Лабарт Ф. Поэтика и политика. Генезис и структура бюрократического поля. Реквием по масс-медиа.: пер. с фр. / Отв. ред. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2019. С. 167-192.
9. Пивоев В.М. Философия культуры: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2009. 426 с.
10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 368 с.
11. Чупров Л.Ф., Белобрыкина О.А., Хохлов Н.А., Завоеванная Н.С. О критериях качества психологической экспертизы (по материалам четырех дискуссионных сетевых площадок) или психологический «Балет дроздования» в шести действиях с эпилогом // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 1. С. 13-41.
12. Чупров Л.Ф., Хохлов Н.А. Экспертиза как проекция эксперта: ревизия (рецензия) экспертизы творчества Егора Крида // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 4. С. 21 -32.
References:
1. Bafaev M.M., Chuprov L.F., Chudakova VP. Shahzda milij bafri
kenglikni shakllantirishning psihologik mazmuni [Psihologicheskij smysl formirovanija nacional'noj tolerantnosti u cheloveka] // "Joshlar ta'lim-tarbijasi zharajonida psihologik etuklikni shakllan tirish va rivozhlantirishning ilmij-amalij asoslari" mazvusidagi respublika ilmij-amalij anzhuman materiallari typlami. Toshkent: TDPU, 2020. B. 58-61. [«Formirovanie psihologicheskoj zrelosti v processe vospitanija i obuchenija molodezhi nauchno-prakticheskie osnovy stanovlenija i razvitija». Sbornik materialov respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tashkent: TGPU, 2020. Pp. 58-61].
2. Billington Dzh.H. Ikona i topor. Opyt istolkovanija russkoj kul'tury: per. s angl. M.: Izd-vo «Rudomino», 2001. 880 p.
3. Bodrijjar Zh. Duh terrorizma. Vojny v zalive ne bylo: per. s fr. M.: RIPOL klassik, 2017. 226 p.
4. Bodrijjar Zh. Zagovor iskusstva. Sovershennoe prestuplenie: per. s fr. M.: RIPOL klassik, 2020. 250 p.
5. Bodrijjar Zh. Simuljakry i simuljacija: per. s fr. M.: Izdatel'skij dom «POSTUM», 2015. 240 p.
6. Domostroj: per. s drevnerusskogo. M.: Izdatel'stvo AST, 2017. 320 p.
7. Zinchenko Ju.P., Shilko R.S. Psihologicheskie aspekty informacionnoj bezopasnosti i protivodejstvija terrorizmu posredstvom media // Informacionnaja i psihologicheskaja bezopasnost' v SMI: V 2-h t. T. II: Fenomen «razorvannoj kommunikacii»: Sb. statej / Pod red. Ja.N. Zasurskogo, Ju.P. Zinchenko, L.V. Matveevoj, E.L. Vartanovoj, A.I. Podol'skogo. M.: Aspekt Press, 2008. Pp. 199-226.
8. Lenuar R. Social'naja vlast' publichnogo vystuplenija // Bodrijjar Zh., Burd'e P., Laku-Labart F. Pojetika i politika. Genezis i struktura bjurokraticheskogo polja. Rekviem po mass-media.: per. s fr. / Otv. red. N.A. Shmatko. SPb.: Aletejja, 2019. Pp. 167-192.
9. Pivoev V.M. Filosofija kul'tury: Uchebnoe posobie dlja vuzov. 3-e izd. M.: Akademicheskij Proekt, Gaudeamus, 2009. 426 p.
10. Stefanenko T.G. Jetnopsihologija: Uchebnik dlja vuzov. 4-e izd., ispr. i dop. M.: Aspekt Press, 2009. 368 p.
11. Chuprov L.F., Belobrykina O.A., Hohlov N.A., Zavoevannaja N.S. O kriterijah kachestva psihologicheskoj jekspertizy (po materialam chetyreh diskussionnyh setevyh ploshhadok) ili psihologicheskij « Balet drozdovanija» v shesti dejstvijah s jepilogom // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri.
2019. № 1. Pp. 13-41.
12. Chuprov L.F., Hohlov N.A. Jekspertiza kak proekcija jeksperta: revizija (recenzija) jekspertizy tvorchestva Egora Krida // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2019. № 4. Pp. 21-32.
— • —
Сведения об авторах
Леонид Федорович Чупров, dr. h. c. mult., кандидат психологических наук, профессор РАЕ, Full Member of EuANH, главный редактор научных журналов «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» и «PEM: Psychology. Educology. Medicine» (Черногорск, Россия), e-mail: leo-chuprov@yandex.ru
Никита Александрович Хохлов, кандидат психологических наук, клинический психолог, нейропсихолог, преподаватель-исследователь высшей квалификации, психолог-разработчик научно-методического отдела Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (Москва, Россия); докторант кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия), e-mail: nkhokhlov@psychmsu.ru
— • —