Научная статья на тему 'Внимание на экран'

Внимание на экран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Югринова

«Важнейшее из искусств» — один из немногих рынков в России, который пока не падает. В 2015 году публика продолжала активно ходить в кино, а операторы кинопоказа по инерции открывали новые кинозалы, в том числе в дорогих, высокотехнологичных форматах IMAX, Real D, Dolby 3D и др. Но уже в самое ближайшее время, уверяют эксперты, рынок затормозит и кинотеатрам придется перейти к антикризисным стратегиям — пересмотреть расходы и даже репертуар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внимание на экран»

РЫНОК

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН

НАТАЛЬЯ ЮГРИНОВА

Замедление рынка уже чувствуется. В 2015 году кинотеатры едва сумели собрать ту же кассу, что годом ранее (44 млрд рублей против 43,3 млрд), а посещаемость немного снизилась — с 176 млн проданных билетов в 2014-м до 173,9 млн. Аналитики компании «Невафильм» считают, что повода для волнений пока нет: колебания кассовых сборов и посещаемости вызваны не столько кризисом, сколько не слишком удачным репертуаром кинотеатров; год от года количество успешных фильмов в прокате разнится. Однако вскоре ситуация может обостриться. Кинотеатры уже отмечают изменения в поведении зрителей, которые все реже приобретают товары в кинобарах и избирательнее подходят к выбору фильма.

— Зритель стал более искушенным, — утверждает представитель сети кинотеатров «Каро Фильм» Юлия Доровских. — Если раньше смотрели все подряд, то сейчас выбирают блокбастеры или авторское кино. Падает интерес к «фильмам-сериалам», даже несмотря на безусловный успех в прокате «Форсажа-7» и «Мира Юрского периода». Все хотят видеть оригинальное кино, нужны свежие идеи. Это вполне явная тенденция. Поэтому мы даже запустили специальный проект «Каро Арт», в рамках которого показываем фильмы на английском языке, театральные постановки, фестивали иностранного кино.

С точки зрения контента 2015 год для прокатчиков стал не слишком выигрышным. По данным «Невафильм», в российском кинопрокате было 386 новых релизов — ниже уровня 2012 года. В то же время резко выросло число проектов «креативного контента». На рынок вышел новый игрок — «Театральная Россия» — с прямыми показами спектаклей московских и петербургских театров в регионах; в 2016-м у него уже успел появиться конкурент «ТеатрЖИВ». В три

I «Важнейшее из искусств» — один

из немногих рынков в России, который пока не падает. В 2015 году публика продолжала активно ходить в кино, а операторы кинопоказа по инерции открывали новые кинозалы, в том числе в дорогих, высокотехнологичных форматах IMAX, Real D, Dolby 3D и др.

Но уже в самое ближайшее время, уверяют эксперты, рынок затормозит и кинотеатрам придется перейти к антикризисным стратегиям —

□ пересмотреть расходы и даже репертуар.

раза выросло число релизов короткометражных программ Feature Shorts, растет популярность короткометражных анимационных подборок.

ЗАЛ ОЖИДАНИЯ

Диверсификация репертуара кинотеатров неизбежна. Однако извлечь из нее коммерческий успех смогут только многозальные кинотеатры, в которых можно одновременно, в любой период времени показывать и блокбастеры, и сложное авторское кино, и мультики. Федеральные сети кинозалов задумались о праве выбора зрителя еще в середине 2000-х, когда в Москве начался бум строительства мультиплексов — площадок на 9-15 кинозалов. Располагались они, как правило, в крупных торговых центрах и являлись одним из якорных арендаторов. Это партнерство, выигрышное для обеих сторон: кинотеатры получали трафик от посетителей торгового

20 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016

Российский рынок кинопоказа

1 204 4 021

кинотеатров кинозал

Динамика рынка в 2015 году

▲88 ^59

кинотеатров кинотеатров открыто закрыто

центра, а центр — дополнительную публику, которая пришла в кино, но заодно могла заглянуть в фуд-корт или пройтись по магазинам. Вскоре с легкой руки федеральных операторов процесс строительства многозальных кинотеатров набрал обороты и в регионах России.

Инвестиционные программы в индустрии кинопоказа принимаются на довольно длительный срок — от двух-трех лет. Поэтому вплоть до 2016 года в столице и регионах реализовывались проекты по экспансии, запланированные в 2010-2013 годах. Девелоперы продолжали вводить в эксплуатацию торговые центры и другие объекты торговой недвижимости, строительство которых началось еще в благополучные годы, — и для многозальных кинотеатров это было хорошим резервом площадей. Так, в 2015-м открылось 88 новых кинотеатров и 375 новых залов. Однако обстоятельства уже начали меняться. «Открытие новых киноплощадок в 2015 году стало значительно менее привлекательным бизнесом, — объясняет Артём Чулочников, директор по развитию сети «Премьер-Зал». — В первую очередь — из-за удорожания стоимости входа. Строительство кинотеатра крайне зависимо от импорта. Доля иностранных компонентов доходит до 90%: это оборудование для показа, элементы отделки, программное обеспечение, кинобары. Даже сами проекты киноплощадок многие игроки привыкли заказывать за рубежом».

В результате рост киносетей «вширь» постепенно сменяется ростом «вглубь» — совершенствованием репертуара, маркетинговой политики, развитием новых премиальных форматов кинопоказа. За счет того, что федеральные игроки быстро развивались в 2000-х, у большинства из них есть пул кинотеатров, над повышением эффективности которых сегодня можно работать. Многие уже взялись за оптимизацию и избавляются от неэффективных активов. По данным

«Невафильм», в 2015 году в России закрылся 171 кинозал (почти вдвое больше, чем годом ранее); около половины из них пришлось на залы федеральных сетей, которые устраняют устаревшие «малозальники» в больших городах или уходят с перенасыщенных и не оправдавших себя рынков (к примеру, в Воронеже по этой причине был закрыт шестизальный «Киномакс»). Практически все остальные закрывшиеся площадки — те, что не смогли идти в ногу с прогрессом и перейти с пленочных технологий на цифровые.

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ

Российские кинотеатры начали осваивать цифровые технологии в 2007 году. «Цифру» спешили открывать из-за роста популярности фильмов в формате Digital 3D — технологии, которая позволяла создать иллюзию глубины пространства, объемной картинки. Киностудии стали производить специфические версии фильмов, снятые двумя камерами или стереоскопической камерой с двумя объективами. Для показа таких фильмов требовалось обустроить залы цифровыми кинопроекторами, адаптировать экраны и закупить специальные очки для зрителей. На трехмерные фильмы возлагались надежды по «спасению кинопоказа»: в эпоху расцвета видеопиратства и стриминговых сервисов зрителей в кинозалы можно было привлечь только чем-то эксклюзивным, обещая им совершенно особенный опыт просмотра кино. Так и оказалось: на фоне падения продаж билетов в традиционные кинотеатры прибыли от стереопроката росли. Впрочем, цифровыми кинопроекторами обзаводились даже 2D-залы: более мощные проекторы обеспечивали высокое разрешение с четкой картинкой. К тому же распространение цифровых копий оказалось гораздо проще возни с пленкой: их можно записывать на жесткие или оптические диски либо передавать по спутниковым каналам.

Российские кинопрокатчики с азартом включились в гонку по «оцифровке» бизнеса: если для открытия первых пятидесяти цифровых залов им понадобилось почти два года, то для второй полусотни — всего восемь месяцев, для третьей — три. К 2016 году, утверждают аналитики «Невафильма», переход на цифровые технологии полностью завершился: в России сегодня насчитывается 4 021 цифровой коммерческий кинозал в 1 204 кинотеатрах. Редкие оставшиеся пленочные залы демонстрируют архивные фильмы (из советских фондов) или перешли на DVD-показ.

Вместе с тем силами крупнейших сетей («Синема Парк», «Формула Кино», «Каро», «Киномакс», «Премьер-Зал» и других) началось развитие новых премиальных видов кинопоказа — с суперзвуком, супербольшими экранами, эффектами движения. По данным «Невафильма», к началу 2016 года в России насчитывалось 33 зала с эффектами движения — оборудованные специальными креслами D-Box или 4DX, которые синхронизируются с происходящим на экране и могут вибрировать и наклоняться в разные стороны. Кроме этого, 80 залов оборудовано премиальными форматами звука — Dolby Atmos и Barco Auro. Эти технологии подразумевают размещение многоканальных источников звука не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Несколько «слоев» акустических систем расположены на полу, в стенах и потолке кинозала под разными углами таким образом, чтобы вокруг головы каждого зрителя образовалась полусфера звука. Такое размещение позволяет максимально вовлечь

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016 21

РЫНОК

аудиторию в фильм и создать иллюзию того, что действие картины происходит здесь и сейчас.

Неплохо себя чувствует и премиальный формат IMAX, который пришел в Россию в 2003 году и используется в 43 залах. По словам Джона Шрайнера, вице-президента корпорации IMAX по развитию бизнеса на территории России, СНГ и в странах Ближнего Востока, залы IMAX обеспечивают в России более 30% кассы кинокомплексов. Помимо IMAX, в России насчитывается 13 залов «премиального супербольшого формата», включая Luxe RealD и залы без аппаратуры известных брендов. В каждом из них гигантский экран сочетается с идеальным изображением, яркой картинкой высочайшего разрешения, премиальным звуком.

Премиальные форматы в мультиплексах используются прежде всего для того, чтобы увеличить посещаемость кинотеатра. «Если изначально трафик мультиплекса составляет 500 тысяч человек, — поясняет Джон Шрайнер, — то после перепрофилирования одного из кинозалов в формат IMAX посещаемость возрастает до 580-600 тысяч». Причем популярность премиальных форматов практически не меняется даже в период экономического спада. «Для аудитории форматов Luxe или IMAX стоимость билета не влияет на покупательную способность, — говорит Юлия Доровских («Каро Фильм»). — Единственная разница в том, что сегодня зритель

ДЖОН

ШРАЙНЕР

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ КОРПОРАЦИИ IMAX ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ,СНГ И В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

В ближайшее время, скорее всего, замедление темпов продемонстрируют премиум-форматы, не доказавшие свою способность генерировать выручку для сетей кинотеатров. Это, как мы полагаем, не коснется залов IMAX, которые и в период сложных экономических условий обеспечивают в России более 30% кассы кинокомплексов. То, что наши сборы не падают, подтверждает и такой, например, факт: в 2015 году дважды был обновлен рекорд бокс-офиса первого уик-энда проката в российских залах IMAX. Фильм «Мстители 2: Эра Альтрона» собрал 83 млн рублей, а «Звездные войны: Пробуждение Силы» — 118 млн. Это очень серьезный результат.

В кризис людям особенно важно иметь возможность убежать от рутины и проблем, и один из наиболее действенных и требующих минимальных затрат способов — это поход в кино. Поэтому, а также вследствие эффективной работы с региональными партнерами IMAX удалось в 2015 году продолжить расширение своей сети в России и СНГ и открыть 6 новых залов.

точно знает, какое кино надо посмотреть в 3D на большом экране, а какое можно и без спецэффектов». Тем не менее «Каро Фильм» пытается привлечь зрителей в премиальные кинозалы и за счет гибкой ценовой политики, предлагая скидки в 20-30% на дневные показы. «Наличие премиального зала в многозальных кинотеатрах — некий стандарт отрасли, — продолжает эксперт. — Это дает большую гибкость при формировании расписания. И установка этих залов более чем оправдана экономически».

Впрочем, для кинотеатров внедрение новых технологий кинопоказа — все еще большой риск и серьезные денежные инвестиции. Переоборудование под премиум-формат обходится в несколько раз дороже, чем обустройство обычного цифрового 20-зала. Одна лишь лицензия IMAX, к примеру, оценивается в $1,5 млн. При этом существует вероятность, что зритель не оценит усилий показчика: технология не успеет окупиться либо количество и качество фильмов не оправдают ожиданий. Чтобы снизить риски кинотеатров, некоторые производители 30-оборудования предоставляют его в аренду на условиях уплаты роялти от кассовых сборов в премиальных залах. Обычно доходы от продажи билетов дистрибьютор фильма и кинотеатр делят пополам, в этом же случае кинотеатр дополнительно отчисляет из своей доли процент за пользование оборудованием. Таким образом, если на сеанс был продан всего один билет, расходы кинотеатра минимальны.

Эксперты до сих пор не имеют единого взгляда на будущее премиальных форматов кинопоказа. Так, Артём Чулочников («Премьер-Зал») сомневается в их бурном развитии, подчеркивая, что в большинстве крупных городов-полумиллионников такие залы уже имеются. «Дорогие билеты отсекают значительную часть публики, — аргументирует он. — Кинотеатру редко удается заработать на таких форматах. Да, дополнительную публику они привлекают. Но возникает некий паритет между зрителем, который готов доплачивать за премиаль-ность, и инвестором, который вкладывает большие средства в уникальность площадки».

СЫТАЯ ПУБЛИКА

Кроме билетов, кинотеатры зарабатывают на дополнительных услугах — продаже еды и напитков в кинобарах, показе рекламных роликов перед началом сеанса. Доходы от этих услуг могут составлять до 30-40% выручки кинотеатров, утверждают игроки рынка. Причем для кинотеатров сопутствующие услуги — бизнес высокомаржинальный: если от суммы, заработанной в кассе на продаже билетов, у компании остается лишь 45-50%, то от продаж еды и напитков — 75% и более, отмечают в сети «Формула Кино». Именно поэтому тенденция к сокращению среднего чека в кинобарах может оказаться опасной: покупатели все чаще предпочитают брать один попкорн на двоих или заказывать напитки в небольших стаканах. В ответ поставщики продуктов в кинобары ищут пути снижения издержек. Так, важнейшие поставщики попкорна компании «Деловая Русь» и «Техника+» в прошлом году частично перешли на российское сырье. «Каро Фильм» пытается стимулировать покупателей более широким ассортиментом: компания внедрила бары U-Choose, в которых, помимо попкорна и газировки, гости могут выбрать свыше ста продуктов, в том числе салаты и фрукты. Еще один способ снижения издержек,

22 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016

Посещаемость и кассовые сборы в России

37 492 ^|2262 43 316

МЛН РУБ.

34 024

МЛН РУБ

176,0

МЛН

159,9

МЛН

2011 2012 2013 2014

Кассовые сборы

44 054

МЛН РУБ.

173,9

МЛН

Посещаемость

2015

Источник: Невафильм Research

рассказывает Юлия Доровских, — автоматизированная продажа билетов: их, как и продукцию бара, можно купить с помощью автоматов, а не через кассы. Такая схема позволяет значительно сократить расходы на персонал.

Стагнация посещаемости кинотеатров и снижение доходов от сопутствующих услуг — далеко не все беды, с которыми рынку кинопоказа предстоит столкнуться в ближайшем будущем. Киносетям все сложнее открывать новые площадки: торговые центры запускаются все реже, а локации теряют в привлекательности. Однако инвестиционная подушка, которая позволит продержаться в трудные времена, у большинства операторов все-таки есть. «Удачных новых моллов открывается мало, и киносетям, желающим расшириться, остается довольствоваться торговыми центрами более низкого качества, — объясняет Джон Шрайнер из IMAX. — Зачастую они предпочитают не тратить деньги, пока не появится нечто действительно стоящее. Лидеры отрасли придерживают свободный капитал в ожидании удачных возможностей».

В регионах, по словам Артёма Чулочникова, эта тенденция получила любопытное продолжение: «В последнее время мы наблюдаем, как инвесторы, помимо запуска самого торгового центра, включаются и в строительство кинотеатров на своих объектах. Владельцы торговых центров начали массово осознавать, что завести федеральных операторов на свои площади не получится — а моллам кинотеатр нужен как воздух для генерации трафика. В какой масштаб это выльется, можно будет сказать через пару лет. В городах с населением менее 500 тысяч жителей запускаются типовые проекты кинотеатров, это сокращает бюджеты на запуск. В итоге появляется множество стандартных, дешевых в строительстве кинотеатров». Для районного или окружного торгового центра (до 40 тыс. кв. м), как правило, достаточно небольшого кинотеатра на 5-8 залов, который будет занимать до 20% площади. Возможно, появление множества мелких игроков вызовет перестановку сил на рынке — либо девелоперы

начнут сдавать в аренду кинотеатры «под ключ» специализированным региональным операторам.

Новые игроки в регионах появятся еще и в результате действия программы господдержки кинотеатров в малых населенных пунктах. В соответствии с ней в 2016 году в России будет открыто сто современных кинозалов в городах с населением до 100 тыс. человек. Строительством и управлением этими залами будут заниматься локальные инвесторы. На переоборудование старых советских кинозалов и строительство новых кинотеатров предусмотрена субсидия в 2,2 млрд рублей. По условиям программы, половину мест в прокатной сетке этих кинотеатров получат отечественные фильмы. Правда, эксперты «Невафильма» сомневаются в коммерческом успехе (а уж тем более — в способности конкурировать с существующими региональными операторами) этого начинания: в малых городах нет ни опыта работы с дистрибьюторами, ни инфраструктуры кинопрокатных контор.

Вместе с тем на рынке начались обратные процессы — укрупнение игроков. В марте стало известно об объединении двух крупнейших в России киносетей — «Синема парк» и «Формула Кино» (на них в общей сложности приходится около 14% кинозалов в стране). Сети планируют продолжать работу под собственными вывесками, однако затраты компаний за счет слияния будут оптимизированы. Понятно, что шансы выйти из кризиса с минимальными потерями у крупных федеральных сетей значительно выше. «Сложнее всего придется малозальникам, конкуренция среди которых сейчас очень велика, — полагает Юлия Доровских. — А также отдельно стоящим кинотеатрам, которым не добавляет посещаемости аудитория торговых центров». Впрочем, игроки не теряют оптимизма и надеются если не на рост, то на стабильную посещаемость кинотеатров. 2016 год, объявленный годом российского кино, обещает быть щедрым на интересные большие фильмы. Так что отечественным картинам щв можно надеяться на рекордные сборы. 1Ш1

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.