Научная статья на тему 'ВНИМАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР'

ВНИМАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНИМАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР»

УДК 37

Линник О.А., Юсупова М.Р.

Воспитатели МБДОУ «Детский сад №6 «Ромашка» Г. Междуреченск

ВНИМАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Развитие человека возможно только при развитии функции внимания. Поэтому этот вопрос требует особого рассмотрения. Проблемой изучения внимания занимались такие учёные как Р. С. Немов, Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин.

В общем понимании внимание - это направленность и сосредоточенность сознание человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Внимание - это психическое состояние, определяющее насыщенность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности в относительно ограниченном действии, предмете, явлении. Внимание - весьма значительный психический процесс, который является условием эффективной реализации любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное осуществление.

По данным Немова Р. С., основная точка зрения по вопросу развития внимания в онтогенезе была сформулирована в работах Л. С. Выготского и развита его соратниками и учениками в рамках культурно-исторического концептуального подхода.

Л.С. Выготский писал, о том, что с самых первых дней жизни новорожденного развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов - указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов - стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок раннего детства начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в том, что сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы - указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет.

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же средство овладения вниманием

по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Список использованной литературы:

1. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.- 228 с. - Текст: непосредственный.

2. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи М, Изд-во АПН РФ, 2002- 301с. - Текст: непосредственный.

3. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском

саду для детей с нарушениями речи. - М., 2006. - 305с. - Текст: непосредственный.

4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада М., 2009. - 184с. - Текст: непосредственный.

5. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 2001. - 402с. - Текст: непосредственный.

© Линник О.А., Юсупова М.Р., 2023

УДК 37

Рахматуллаева К.Ш.

Бакалавр 2 курса факультета английской филологии НамГУ Научный руководитель: Иплина А.А.

PhD, НамГУ, факультет английской филологии г. Наманган, Узбекистан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (CHATGPT) В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье мы рассматриваем использование искусственного интеллекта, а в частности -ChatGPT для преподавания и обучению иностранного языка в высших учебных заведениях Узбекистана. Данное нововведение позволит улучшить эффективность обучения студентов посредством предоставления дополнительной информации по темам занятий, обратной связи и других видов функций программы.

Ключевые слова:

цифровизация обучения, ChatGPT, искусственный интеллект, чат-бот, эффективность обучения.

Rahmatullayeva K.Sh.

2nd year student at NamSU, English philology Scientific supervisor: Iplina А.А

PhD, NamSu, English philology Namangan, Uzbekistan

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE (CHATGPT) IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Annotation

In this article, we consider the use of Artificial Intelligence ChatGPT learning process in education of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.