Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (CHATGPT) В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (CHATGPT) В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация обучения / ChatGPT / искусственный интеллект / чат-бот / эффективность обучения / digitalization of learning / ChatGPT / artificial intelligence / chatbot / learning efficiency

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахматуллаева К.Ш., Иплина А.А.

В данной статье мы рассматриваем использование искусственного интеллекта, а в частности – ChatGPT для преподавания и обучению иностранного языка в высших учебных заведениях Узбекистана. Данное нововведение позволит улучшить эффективность обучения студентов посредством предоставления дополнительной информации по темам занятий, обратной связи и других видов функций программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE (CHATGPT) IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING

In this article, we consider the use of Artificial Intelligence ChatGPT learning process in education of Uzbekistan. These innovations make it possible to learn subjects more efficiently and help students who fall behind the schedule by creating personal extra plan for them to catch up.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (CHATGPT) В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Список использованной литературы:

1. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.- 228 с. - Текст: непосредственный.

2. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи М, Изд-во АПН РФ, 2002- 301с. - Текст: непосредственный.

3. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском

саду для детей с нарушениями речи. - М., 2006. - 305с. - Текст: непосредственный.

4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада М., 2009. - 184с. - Текст: непосредственный.

5. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 2001. - 402с. - Текст: непосредственный.

© Линник О.А., Юсупова М.Р., 2023

УДК 37

Рахматуллаева К.Ш.

Бакалавр 2 курса факультета английской филологии НамГУ Научный руководитель: Иплина А.А.

PhD, НамГУ, факультет английской филологии г. Наманган, Узбекистан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (CHATGPT) В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье мы рассматриваем использование искусственного интеллекта, а в частности -ChatGPT для преподавания и обучению иностранного языка в высших учебных заведениях Узбекистана. Данное нововведение позволит улучшить эффективность обучения студентов посредством предоставления дополнительной информации по темам занятий, обратной связи и других видов функций программы.

Ключевые слова:

цифровизация обучения, ChatGPT, искусственный интеллект, чат-бот, эффективность обучения.

Rahmatullayeva K.Sh.

2nd year student at NamSU, English philology Scientific supervisor: Iplina А.А

PhD, NamSu, English philology Namangan, Uzbekistan

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE (CHATGPT) IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Annotation

In this article, we consider the use of Artificial Intelligence ChatGPT learning process in education of

Uzbekistan. These innovations make it possible to learn subjects more efficiently and help students who fall behind the schedule by creating personal extra plan for them to catch up.

Key words:

digitalization of learning, ChatGPT, artificial intelligence, chatbot, learning efficiency.

Формат проведения уроков и наличие новых методов - важная составляющая в преподавании, а в частности - в преподавании иностранных языков. За последнее десятилетие особенно важно стало внедрение современных технологий в процесс обучения: всё больше образовательных институтов проходят этап цифровизации - электронные дневники, журналы, интерактивные доски, заменившие традиционные методы использования мела и маркеров, а также планшеты со стилусами вместо привычных ручек и тетрадей. Всё это значительно облегчает процесс, как преподавания, так и обучения, поскольку в результате автоматизации многих процессов время, отведённое на изучение материала, увеличивается за счёт сокращения времени на рутинные дела - заполнение журналов, дневников, мониторинг посещаемости и проверка письменных работ и тестов вручную.

Однако наряду с вышеупомянутыми технологиями, в мир образования недавно ворвалось новейшее изобретение - искусственный интеллект (Artificial Intelligence). Одно из новейших изобретений в этой области - ChatGPT. При разработки были учтены миллионах текстовых данных, включая статьи, книги, журналы и т.д. Используя эту модель в качестве основы для чат-бота, возможно создать систему, которая может помочь ученикам изучать иностранный язык более эффективно. Один из наиболее эффективных способов использования ChatGPT в обучении иностранным языкам — это создание чат-бота, который может быть настроен на работу с любым языком, в том числе и английским.

Целью данного исследования является оценка эффективности искусственного интеллекта ChatGPT в преподавании, а конкретнее - его точность, полноту и надежность ответов; его влияние на академические показатели студентов и грамотность персонализации обучения. Для достижения этой цели были поставлены такие задачи, как провести обзор литературы и исследований, связанных с использованием ChatGPT и подобных моделей в преподавании и образовательных процессах; провести эксперименты и сбор данных посредством сравнительного метода и метода анкетирования для получения обратной связи от студентов; проанализировать полученные данные и сделать выводы на основе результатов исследования и предложить рекомендации по дальнейшему использованию ChatGPT в преподавании английского языка в ВУЗах Узбекистана.

На сегодняшний день, теме использования искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка посвящено не так много исследований, однако стоит выделить те, в которых были отмечены компетентные положения. Так, например, в своей статье российские ученые О.А. Пырнова. и Р.С. Зарипова [1] отмечали, что искусственный интеллект может быть применен в таких аспектах, как:

1) автоматическая оценка;

2) обратная связь для учителей: чат-боты как интервьюеры, собирающие данные об учителях и их компетентности;

3) виртуальные помощники. К данному разделу можно отнести ChatGPT, которому посвящена данная статья и который, в свою очередь, способен выполнять запросы учителей и студентов (найти точную информацию, составить план, написать код);

4) чат Кампус. Данный проект способен помогать студентам, только что пришедшим в кампус освоиться (категория первокурсников или тех, кто перевелся из другого университета). Данная программа служит как гид, который сопровождает первое время новичков, знакомит со зданием университета и преподавательским составом.

issn 2410-6070

международный научный журнал «инновационная наука»

№ 7-2 / 2023

5) прокторинг. Он представляет собой контроль соблюдения правил во время дистанционных экзаменов. И многих других.

Выведение автоматической оценки с помощью искусственного интеллекта (ИИ) пойдет на пользу не только преподавателям ВУЗов, снимая с них часть нагрузки, но и самим учащимся. Ведь, как утверждается в статье Дарьи Судаковой [2]: «Человек не всегда бывает объективным, поэтому учащиеся часто получают оценки, не соответствующие их реальному уровню знаний». К сожалению, это достаточно распространенная проблема, когда некомпетентность преподавателя или межличностные отношения со студентом препятствуют получению справедливой оценки. Данная ситуация может быть решена посредством использования искусственного интеллекта для оценивания работ.

Также, в данной статье отмечается, что инструменты ИИ позволяют сэкономить в финансовом плане в тех случаях, когда студенту, например, требуются дополнительные курсы, чтобы подтянуть знания по предмету из-за пропусков или непонимания какой-то темы. Так, уже существуют приложения-репетиторы, которые даже изучение математики могут превратить в увлекательную игру.

К тому же, исследователь Патчара Ванитчвасин [3] из университета Касетсарт в Бангкоке, Таиланд, указал, что использование чат-ботов позитивно отразилось на студентах бизнес факультета. Данное нововведение помогло облегчить процесс обучения и направить фокус на развитие таких навыков, как креативность и навык решения проблем, что является важной составляющей в предпринимательстве.

В процессе исследования нами были использованы такие методы, как сравнительный метод, позволяющий провести параллель между традиционными уроками и теми, что ассисстируются языковыми платформами, а также метод анкетирования для сбора обратной связи от студентов. В последнем была использована анкета, которую можно пройти по следующей ссылке: https://docs.google.eom/forms/d/14wz-sIZRLzg5oxygFIWdph499fkZ4zfVAVryLZCOtTc/edit

Согласно результатам нашего опросника (см. рис.1), в котором принимало участие 20 студентов аспектами, в которых ChatGPT справляется лучше преподавателя являются персонализация обучения и осуществление автоматической обратной связи, которые являются одним из главных, ведь без обратной связи студент не сможет выявить свои ошибки и учесть их на будущее, а индивидуальный подход (план обучения, упражнения для закрепления) к каждому из студентов - просто необходим. Однако зачастую, один преподаватель не всегда способен уделить достаточно времени на 20 и более подопечных, и обучает в основном по установленному универсальному плану занятий, которого, в большинстве случаев, недостаточно для некоторых членов группы (больше объяснений и примеров).

Рисунок - 1

Также, согласно результатам, студенты оценивают качество данного чат-бота как «среднее», что не позволяет на данный момент полностью заменить учителя в преподавании. Максимум - как ассистента. Это свидетельствует о том, что преподавательская роль всё ещё актуальна и не стоит переживать, по поводу того, что искусственный интеллект может оставить без работы миллионы учителей (см. рис. 2):

предоставляемых С1ШСРТ

# Очень высокое качество и

достоверность в Среднее качество и достоверность Ф Низкое качество и достоверность

Рисунок - 2

Также стоит отметить, что по мнению опрашиваемых ChatGPT справляется лучше в случаях, когда нужны дополнительные объяснения или примеры. Вероятно, это связано с тем, что многие студенты испытывают чувство стыда и/или стеснения (или получают отказ, потому что, к сожалению, не все преподаватели могут найти свободный час в своём загруженном графике) (см. рис. 3):

В каких случаях лучше обратиться к СЬа1:СРТ вместо преподавателя?

21 ответ

Когда нужны быстрые ответы на простые вопросы

Когда нужны дополнительные объяснения или примеры

Когда требуется индивидуализированная под,-.

Когда требуется экспертное мнение и обратная связь

Всегда предпочитаю обращаться к преподавателю...

0 5 10 15 20

Рисунок - 3

Несмотря на полученные результаты в эффективности обучения с ChatGPT, в некоторых случаях преподаватель справляется лучше чат-бота, то есть когда нужна индивидуализированная поддержка и рекомендации (социально-коммуникабельный фактор), который отсутствует у искусственного интеллекта, а также при необходимости экспертного мнения и обратной связи, так как ChatGPT не всегда может быстро ответить на некоторые комплексные вопросы, требуя больше пояснений по теме. Соответственно, выбор студента падает на живого человека, который умеет быстрее понимать суть вопроса, исходя из контекста (см. рис. 4):

В каких случаях луча

21 ответ

Когда нужны быстрые ответы на простые вопросы

Когда нужны дополнительные объяснения или примерь»

Когда требуется индивидуализированная под...

Когда требуется экспертное мнение и обратная связь

Всегда предпочитаю обращаться к СПа1СРТ

Рисунок - 4

Таким образом, исходя из всего нами вышеизложенного и полученных результатов, мы пришли к выводу, что около 80% опрашиваемых студентов сошлись во мнении, что ChatGPT - достаточно хорошее нововведение в образовательной системе изучения иностранных языков, и на данном этапе его непременно стоит внедрить в систему высшего образования Узбекистана для поднятия эффективности преподавания и обучения (см. рис. 5):

В целом, какое у Вас мнение по поводу использования данного ИИ в обучении?

21 ответ

# Положительное, его стоит внедрить в образование Узбекистана

# Отрицательное, ведет к деградации человека Нейтральное

# Положительное, его стоит внедрить в обязательном порядке

Рисунок - 5

Список использованной литературы:

1. Пырнова О.А., Зарипова Р.С. Технологии искусственного интеллекта в образовании // Russian Journal of education and Psychology. - 2019. - №10. - С. 41 - 44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii

2. Судакова Д. Искусственный интеллект в образовании: пять способов улучшить учебный процесс [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://letaibe.media/articles/iskusstvennyj-inteNekt-v-obrazovanii-pyat-sposobov-uluchshit-uchebnyj-proczess/

3. Patchara Vanitchvasin. Impact of Chatbots on Student Learning and Satisfaction in the Entrepreneurship Education Programme in Higher Education Context // International Education Studies. - 2022. - № 6. - p. 15 - 26. URL: https://www.researchgate.net/publication/365650702_Impact_of_ Chatbots_on_Student_Learning_and_ Satisfaction_in_the_Entrepreneurship_Education_Programme_in_Higher_Education_Context

© Рахматуллаева К.Ш., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.