Научная статья на тему 'Вневедомственный контроль качества оказания медицинской помощи СМО ОБК «Кузбасс»'

Вневедомственный контроль качества оказания медицинской помощи СМО ОБК «Кузбасс» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вневедомственный контроль качества оказания медицинской помощи СМО ОБК «Кузбасс»»

ШЕЙКИНА Л.Г., ПУСТОВИТ Л.М.

СМО Областная больничная касса «Кузбасс»

ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СМО ОБК «КУЗБАСС»

Вневедомственный контроль, осуществляемый страховыми медицинскими организациями, — важная часть системы контроля качества оказания медицинской помощи, созданный в здравоохранении области. В СМО ОБК «Кузбасс» экспертная работа по вневедомственному контролю качества, объемов и условий оказания медицинской помощи предусматривает два уровня контроля. Двухуровневый подход позволяет ОБК «Кузбасс» рационально организовывать экспертную работу и привлекать к ней, при необходимости, наиболее квалифицированные кадры.

Первый уровень контроля обеспечивают эксперты-организаторы (менеджеры экспертной работы) страховой компании. В их функциональные обязанности входит организация экспертной работы. На первом уровне менеджеры-организаторы страховой компании определяют размер выборки и производят отбор случаев оказания медицинской помощи застрахованным, подлежащих медицинской экспертизе, а также осуществляют подбор независимых экспертов, компетентных оценить объем, качество и условия оказания медицинской помощи застрахованным, их соответствие требованиям Территориальной программы ОМС.

Эксперты-организаторы ОБК экспертируют часть медицинской документации. Обязанностью эксперта-организатора является и защита результатов проведенных экспертиз в лечебном учреждении. Результаты обсуждаются менеджером-организатором страховой компании с руководителями лечебных учреждений и предоставляются в органы управления здравоохранением территорий.

Второй уровень предусматривает контроль независимыми экспертами, при этом ОБК пользуется услугами специалистов из числа определенных в качестве специалистов-экспертов департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области, по согласованию с Кузбасской ассоциацией страховых организаций и ассоциацией врачей Кузбасса.

В страховой компании разработана система отбора специалистов для использования в качестве экспертов. Основной показатель, по которому оценивается работа специалиста-эксперта, приглашенного страховой компанией, — это количество обоснованных отклонений специалистами ЛПУ экспертного заключения, подготовленного

специалистом. Методика контроля качества медицинской помощи, применяемая как при внутриведомственном, так и вневедомственном контроле, базируется на медико-экономической стандартизации алгоритмов медицинских технологий, единых для всех ЛПУ области, работающих в системе ОМС.

Эксперты СМО при проведении экспертной работы руководствуются также «Положением о системе контроля качества медицинской помощи и оценке деятельности органов и учреждений здравоохранения Кемеровской области».

Методическое единство контроля качества медицинской помощи, внутриведомственной и независимой вневедомственной экспертизы позволяет органам управления здравоохранением и медицинским страховым организациям проводить сопоставимый анализ результатов контроля.

Система контроля качества и условий оказания медицинской помощи в Кемеровской области получила дальнейшее развитие. В 2002 году областной согласительной комиссией утверждено положение «О Рейтинге деятельности здравоохранения муниципальных образований и лечебно-профилактических учреждений в системе обязательного медицинского страхования», которое интегрирует оценки деятельности ЛПУ с точки зрения здравоохранения, страховой организации и пациентов. Рейтинг ЛПУ устанавливается по результатам оценки:

- удовлетворенности качеством медицинской помощи на основе анкетирования пациентов;

- результатов экспертизы СМО;

- деятельности ЛПУ по модели конечного результата;

- эффективности использования ресурсов.

Специалисты страховых компаний, в том числе ОБК «Кузбасс», принимают активное участие в определении рейтинга ЛПУ муниципальных образований.

Страховые медицинские организации представляют данные по двум из выше приведенных показателей: оценку удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи ЛПУ, полученную в результате анкетирования пациентов, и результаты экспертизы качества.

Рейтинг деятельности системы здравоохранения муниципального образования оценивается на основании трех показателей:

- оценки удовлетворенности качеством медицинской помощи на основе анкетирования;

- коэффициента достижения результативности;

- оценки выполнения муниципального задания (мониторинга).

В 2004 году рейтинг ЛПУ и муниципальных образований здравоохранения проводился на 29 территориях, в т.ч. в 15 городах и 14 сельских районах, в 81 лечебно-профилактическом учреждении области.

Средняя оценка рейтинга ЛПУ области составила 17,1 балла (в 2003 г. — 16,75 баллов), в т.ч. по показателям:

- оценка удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи — 4,2 балла (в 2003 г. - 4,05 балла);

- оценка по результатам медицинской экспертизы — 4,4 балла (в 2003 г. — 4,4 балла);

- оценка показателей деятельности ЛПУ -4,2 балла (в 2003 г. — 4,1 балла);

- оценка эффективности использования ресурсов — 4,3 балла (в 2003 г. — 4,15 балла).

Средняя оценка рейтинга муниципальных образований здравоохранения области составила 10,07 баллов (в 2003 г. — 11,35 баллов), в т.ч.:

- оценка удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи — 4,2 балла (в 2003 г. — 4,05 балла);

- коэффициент достижения результата по модели работы здравоохранения территории — 0,62-1,74 балла (в 2003 г. — 0,74-3 балла);

- оценка выполнения муниципального задания — 4,15 балла (в 2003 г. — 3,8 балла).

За годы работы в страховой компании сложилась своя система контроля качества медицинской помощи и условий ее оказания, позволяющая проводить от 40 до 50 тысяч экспертиз ежегодно. Но положительных результатов можно достичь, только объединив усилия. Результатом совместной работы страховых медицинских организаций и органов управления здравоохранением дала определенный результат.

Показатель уровня качества лечения увеличился до 92 %. Экспертами ОБК отмечена прямая зависимость уровня качества лечения и категории ЛПУ. Чем выше категория, тем выше качество оказания медицинской помощи. Так, в больницах категории «А» (высшая) уровень качества оказания медицинской помощи составляет 96-99,5 %.

Основными замечаниями экспертов при экспертизе качества оказания медицинской помощи, как по стационару, так и по АПУ, являются невыполнение лечебно-диагностических мероприятий в соответствии с алгоритмами медицинских технологий:

- неполное выполнение диагностических мероприятий в стационаре отмечено в 15 % случаев, в АПУ — в 31,3 %;

- неполное выполнение лечебных мероприятий в стационаре отмечено в 10,8 % случаев, в АПУ — в 21,9 %;

- неудовлетворительная оценка диагноза в стационаре отмечена в 6,4 % случаев, в АПУ — в 13,9 %;

- конечный результат лечения по стационару не достигнут в 5,1 % случаев, по АПУ — в 9,7 %.

Важно не только выявить нарушение, но и устранить причину его появления. За выявленные нарушения при оказании медицинской помощи ОБК «Кузбасс» предъявляет ЛПУ финансовые претензии, из которых 70 % возвращены в ЛПУ для приобретения медикаментов, оборудования, обучение медицинских кадров.

Только в 2004 году за счет снятых с ЛПУ по результатам экспертизы контроля качества медицинской помощи и средств фонда профилактических мероприятий приобретено для ЛПУ:

- оборудование — на сумму 14,1 млн. рублей;

- запасные части и расходные материалы для медицинского оборудования — на сумму 3,3 млн. рублей;

- обучение медицинских кадров в количестве 100 человек — на сумму 458,6 тыс. рублей.

В то же время, анализ претензий застрахованных ОБК показал, что около одной трети из них не связаны с качеством оказанной медицинской помощи. В основном, это жалобы на недостатки в общей организации лечебно-диагностического процесса, санитарно-гигиенические условия, работу среднего и младшего медицинского персонала. ЛПУ области имеют разные условия оказания медицинской помощи, от весьма неудовлетворительных до очень хороших.

Соответственно, ЛПУ несут разные затраты на организацию больничного сервиса. Отсутствие внимания к уровню сервиса может привести к снижению и без того не слишком высокого сервиса медицинских услуг, минимизации затрат на его обеспечение.

Это обстоятельство определило необходимость контроля условий оказания медицинской помощи застрахованным. ОБК «Кузбасс», совместно с ведущими специалистами ЛПУ, фармацевтического управления Департамента охраны здоровья населения, областного Центра госсанэпиднадзора была разработана и с 1995 года успешно применяется методика оценки условий пребывания больных в ЛПУ и условий оказания медицинской помощи. Методика включает в себя четыре блока-оценки:

- общая организация лечебно-диагностического процесса;

- сестринские технологии;

- фармацевтический порядок;

- санитарно-гигиенические условия и больничный сервис.

Таким образом, система вневедомственного контроля качества, построенная и осуществляемая ОБК «Кузбасс», действительно способствует

решению очень важной общей задачи — повышения качества оказания медицинской помощи населению и условий ее оказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.