№ 1 - 2/ 2015
3. Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. Т.2. Методологическая
парадигма и управленческая аналитика. М., 2004. - 364 с.
4. Бадью А. Тайная катастрофа. Конец государственной истины // Социологос (альманах): Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2002. - С.15-17.
5. Балыкова И.Е. К вопросу о содержания понятия «потенциал» // Интеллектуальный
потенциал XXI века: ступени познания: сборник материалов XXIV Молодежной
международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С.31—34.
6. Беспалов И.А. Профессиональный акмеологический потенциал руководящих кадров
государственной службы Российской Федерации: дис...канд. психол. наук. - М., 2008. - 262
с.
7. Гагин Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека: Учеб. пос. /СПб ГАСУ; Балтийская педагогическая академия. - СПб., 1994. - 75 с.
8. Жигулин А.А. Акмеологический потенциал педагога как основа его профессионального самоопределения // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С.1223-1225.
9. Земцова В.И., Леонтьева Е.А. Теоретические предпосылки развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей // Педагогическое образование в России. - 2010. - №4. - С.137-144.
10. Кузнецов А.Г., Селезнева С.М. Факторы развития акмеологического потенциала менеджера // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 45. - С.12-19.
11. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2004. - 453 с.
12. Мотыгуллин, Д.Н. Формирование акмеологического потенциала будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. - Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2001. - 202 с.
13. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под. ред. О.Б. Акимовой. -Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «РГППУ», 2012. - 251 с.
© И.Е. Балыкова, 2015
УДК 37.06
В.В.Бородина
Директор КГУ «Верхерезовская СШ» Восточный Казахстан
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности развития лидерского потенциала старшеклассников. Исследованы особенности взаимосвязи лидерского потенциала и личностных качеств старшеклассников. Обобщен опыт по развитию личностных качеств и лидерского потенциала во внеурочной деятельности.
188
Международный научный журнал «Инновационная наука»
Ключевые слова:
Лидер, лидерский потенциал, личностные качества лидера, развитие личностных качеств.
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Общество нуждается в гражданах, способных по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Актуальность исследования связана с возникшей в условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности - человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. Задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны в перспективе взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является чрезвычайно насущной.
Методологические и теоретические аспекты интересующей проблемы рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Б.Д. Парыгина, И.П. Иванова, В.И. Зацепина, М.С. Полянского, А.В. Мудрика, Р.Л. Кричевского, К.Бэрда, Р.Стогдилла, Ф. Фидлера, К.Левина и других. Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства, теории и практике выявления лидеров, и реализации ими организаторских и лидерских функций посвящены работы А.Н. Лутошкина, Л.И.Новиковой, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, О.С. Газмана, В.А. Караковского, Е.А. Ямбурга, Г.М. Андреевой и др.
У многих подростков есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Современные социальноэкономические условия развития общества актуализировали проблему определения эффективных способов не только выявления, но и способов формирования лидерских качеств и личностного развития.
Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией») концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. «Ситуационная теория лидерства» пришла на смену теории черт, которая в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Два крайних подхода породили третий вариант решения проблемы, который был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например, длительность ее существования. В этом смысле
189
№ 1 - 2/ 2015
системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве. Потому что лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы. Различают: формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. Поначалу, когда исследования лидерства только еще начинались, ученые не различали лидеров, не предполагали их классификацию. Дальнейшие исследования позволили выявить и описать различные типы лидеров: по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель); по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер); по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д.[1 c.365]
Общество сверстников - это и важный канал информации, и вид эмоционального контакта, и опыт совместной деятельности и межличностных отношений, которые вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными; формируют сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи, что не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Ведь одна из особенностей подросткового возраста состоит в том, что у ребенка существует объективная потребность во внимании со стороны учителей, родителей и особенно сверстников, потому что в этот период именно эта группа является наиболее значимой (референтной).[2 c.194]
В соответствии с программой «Мы вместе» по организации совместной деятельности учащихся Верх-Березовской средней школы и детских и молодежных общественных объединений и организаций Восточно-Казахстанской области разработан проект «Я - лидер». По типу проект - практико - ориентированный (прикладной), т.е. в нём изначально обозначен результат деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы.
Для работы над проектом определены его цель, задачи и структура; организована система занятий, повышающих активность и социальный интеллект подростков. В основу проекта легла концепция деятельностного подхода к развитию личности, в рамках которой очевидно, что развитие возможно только в деятельности.
Цель проекта - подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений и организаций во внеурочной деятельности - решается через реализацию ряда задач:
• формирование способности к самостоятельному выбору;
• готовности брать ответственность на себя;
• получение опыта лидерства, руководства;
• развитие инициативы, умение не терять самообладания в нестандартных и критических ситуациях.
Большое внимание уделено вопросу формирования таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, а так же умения принимать решения, плодотворно взаимодействовать с другими членами общества.
За время реализации проекта «Я - лидер» накоплен практический опыт, обогащено содержание теоретической части, разработаны практические занятия. Целевое и упорядоченное функционирование в режиме внеурочной деятельности позволило отработать
190
Международный научный журнал «Инновационная наука»
методы и средства обучения и воспитания, процесс коммуникации, диагностический инструментарий.
На этапе реализации проекта для формирования лидерских качеств предполагается одновременное создание во внеурочном пространстве таких условий, как прогнозирование и развитие качеств личности на основе психолого-педагогической диагностики, использование современных диагностических методик для мониторинга лидерских качеств у детей; отбор содержания разных видов деятельности, способствующих проявлению лидерских качеств у старшеклассников; создание временного или постоянного поля самоактуализации для социального развития, что способствует формированию позитивных лидеров, способных организовывать социально значимую деятельность. Не всякая деятельность привлекает современных старшеклассников. Обозначим те проекты, что стали успешными у нас, те, что помогли сплотить, направить интерес в стабильно-поступательное русло, те, что несомненно помогли развитию лидерской позиции. Это: « Театр? Театр!», спортивное ориентирование, туризм, прикладное творчество, компьютерное программирование, научно- исследовательские проекты «Дети войны», «Минералы Восточного Казахстана», «Экобиоцентр», «Ботанический сад», «Школьный двор», «Мисс школа», «Сэлфи», моделирование PR- кампаний, создание школьного сайта. Формы организации деятельности старшеклассников так же обширны: фестивали, конкурсы, соревнования, КТД, коучинги, сетевое сообщество, упражнения игрового характера, энергизаторы, активаторы, тренинги - разминки. Всё это дает школьникам возможность узнать мнение окружающих о себе, сравнить себя с ними, почувствовать свою близость, свою уникальность, свою значимость и способность к позитивному лидерству .
В заключении необходимо сделать акцент на том, как важно педагогическое стимулирование лидерства. Педагогам важно направить усилия старшеклассников на то, чтобы деятельность была целесообразной, социально значимой. В конкретных делах, улучшающих существующую действительность, должны проявляться умение жить и работать в постоянно меняющемся мире, разрабатывая собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор, неся за него ответственность, вырабатывать в себе умение использовать особенности своей индивидуальности для раскрытия индивидуальности другого человека [ 3 с.23].
Список использованной литературы:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - c.365
2. Вежевич, Т. Школа лидера - школа патриота / Т.Вежевич // Народное образование. - 2009. -№3. - с. 194-197.
3. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера / М. Емельянова // Воспитание школьников. -2006. - №5. - с. 23-25.
© В.В Бородина 2015
191