Научная статья на тему 'ВНЕСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ'

ВНЕСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
самовольная постройка / право собственности / легализация / «иной порядок» / внесудебный порядок

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.С. Бусоргина

В статье анализируются положения гражданского законодательства, посвященные возможности признания права собственности на самовольную постройку во внесудебном порядке. Делается вывод о том, что до настоящего времени, иной (внесудебный) порядок легализации самовольных построек законодателем не установлен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ»

Е.С. Бусоргина

ВНЕСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ

В статье анализируются положения гражданского законодательства, посвященные возможности признания права собственности на самовольную постройку во внесудебном порядке. Делается вывод о том, что до настоящего времени, иной (внесудебный) порядок легализации самовольных построек законодателем не установлен.

Ключевые слова: самовольная постройка, право собственности, легализация, «иной порядок», внесудебный порядок.

В п. 3 ст. 222 ГК РФ содержатся положения, допускающие возможность установления права собственности на самовольную постройку. В том числе п. 3 ст. 222 ГК РФ устанавливает два пути легализации самовольной постройки: судебный порядок и иной порядок, установленный законом [1].

Совершенно справедливо Н.Н. Далбаева [7, с. 138] и В.А. Бетхер [5, с. 140] отмечают в своих работах, что законодатель, указывая на «иной порядок» (внесудебный) не указывает орган, в который необходимо обращаться, а также отсутствует ссылка на нормативноправовой акт, регулирующий иной механизм признания права собственности на самовольную постройку.

Под внесудебным порядком А.Н. Маленков [9, с. 18] и Р. Сайфуллина [10, с. 63] предлагают понимать введенный с 2006 года механизм «дачной амнистии» (установленный ч. 1, 2 ст.49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ [3]; п. 2, 3 ст. 3, ч. 7, 9, 11 ст. 54 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ [4]; п. 39 ст. 1, ч. 17 ст. 51, ч. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ) определяющий порядок регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимости, где указывается, что граждане, обладающие титульным правом (собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании) имеют право зарегистрировать объект недвижимости на основании документов правомочия владения земельным участком.

Цивилисты выделяют особую группу объектов недвижимости не подпадающую под действия статьи 222 Гражданского кодекса РФ. Позиция указанных авторов неверна, на наш взгляд. Наличие регистрации недвижимого объекта не исключает наличие признаков самовольной постройки.

Следовательно, зарегистрированное строение во внесудебном (ином) порядке, обладающее признаками самовольного строительства, в судебном порядке может быть признана самовольной, что повлечет наступление правовых последствий, указанных в ст. 222 Гражданского кодекса РФ. Правовые способы признания права собственности на самовольную постройку через суд или через внесудебный (иной) порядок между собой не равны.

Таким образом, внесудебный (иной) порядок законодателем, на наш взгляд, продуман не до конца и имеет ряд проблемных моментов, требующих разрешения. Так, В. А. Бетхер и Н. Н. Далбаева предлагают в качестве внесудебного (иного) порядка легализации самовольных построек закрепить законодателю «административный порядок» и возложить функции по регистрации и проверки на наличие признаков самовольного строительства на органы, осуществляющие ввод созданных объектов недвижимости в эксплуатацию.

Д.И. Квотков считает, что принятие «решения о регистрации во внесудебном (ином) порядке должно быть возложено на органы местного самоуправления» [8, с. 88]. Согласно пп. 20 п. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], пп. 5 п.1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ органы местного самоуправления имеют полномочия по выдачи разрешения на строительство.

Безусловно, внесудебный (иной) порядок, предусмотренный законодателем, нуждается в доработке. Поскольку уже существует сложившаяся процедура регистрации строения во внесудебном (ином) порядке через Росреестр, а орган, осуществляющий данную регистрацию, изменять нельзя [6, с. 123].

© Е.С. Бусоргина, 2021.

Росреестр при поступлении документов на регистрацию, направляет запрос по средствам межведомственного взаимодействия в муниципальный орган и только после получения ответа от муниципального органа осуществляет регистрацию права.

На наш взгляд, законодателю необходимо расширить список документов, необходимых для регистрации строения, путем внесения в статью 49 Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» наличие заключения эксперта об отсутствии признаков самовольного строительства.

При выявлении самовольной постройки, регистрирующий орган должен отказывать в регистрации со ссылкой на ст. 222 Гражданского кодекса РФ. Наличие экспертизы позволит исключить возможности регистрации самовольных построек без дополнительного обременения Росреестра. Сама по себе экспертиза нисколько не усложняет процедуру «дачной амнистии», наоборот, выступает гарантом того, что при возникновении судебного спора у лица будут иметься на руках все доказательства, подтверждающие, что принадлежащее ему строение прошло экспертизу и соответствует всем требованиям закона.

Таким образом, во внесудебном порядке право собственности признается иным предусмотренным законодательством лицом. При этом никаких указаний на орган, регистрирующий право собственности не предусмотрено в законе. Кроме этого, для проверки условий признании права собственности на самовольную постройку необходимо проведение экспертизы (например, для установления соответствия постройки установленным требованиям).

В этой связи и учитывая практические потребности оборота, полагаем, в качестве иного порядка легализации самовольных построек в законодательстве следует закрепить административный порядок с возложением соответствующих функций на те же органы, которые вводят вновь созданные объекты недвижимости в эксплуатацию при их строительстве в законном порядке, дабы избежать ещё большей путаницы относительно полномочий и компетенции различных органов. Как представляется, такой вариант более всего соответствует существу складывающихся отношений и избавляет как суд, так и органы местного самоуправления от выполнения несвойственных им функций. При этом административный порядок должен превалировать во всех случаях, когда самовольный застройщик обладает земельным участком на каком-либо праве, допускающем такое строительство, включая право аренды.

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (Часть первая) (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Об обшдх принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - ст. 3822.

3. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 29 (часть I). - Ст. 4344.

4. О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 31 (Часть I). - ст. 4766.

5. Бетхер В.А. «Иной» порядок легализации самовольных построек: востребованная необходимость // Вестник Омского университета. Серия «Права». - 2016. - № 1 (46). - С. 140-143.

6. Ворончихин Н.А. Внесудебный порядок признания права собственности на самовольную постройку // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CXXII международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 123-127.

7. Далбаева Н.Н. Признание права собственности на самовольную постройку // Иркутский институт (филиал) ВГУЮ РПА Минюста России. - 2017. - № 16. - С. 38-41.

8. Квотков Д.И. «Иной» (внесудебный) порядок признания права собственности на самовольную постройку // Право и экономика. - 2018. - № 12. - С. 87-90.

9. Маленков Н.А. Самовольная постройка: вопросы правового режима и права на земельный участок // Право и экономика. - 2019. - № 10. - С. 18-21.

10. Сайфуллина Р. Регистрация права на самовольные постройки // Жилищное право. - 2012. - № 6. - С. 6366.

БУСОРГИНА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Частное образовательное учреждение высшего образования "Академия управления и производства" (ЧОУ ВО АУП), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.