Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №5
УДК 327
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520211522
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕДРО САНЧЕСА: ГОД СПУСТЯ
Наталья Евгеньевна Аникеева
МГИМО МИД России, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8005-584X
Ссылка для цитирования: Аникеева Н.Е Внешняя политика Педро Санчеса: год спустя // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. №5. С. 15-22. DOI: 10.15211/vestnikieran520211522
Аннотация. В статье анализируется внешнеполитическая стратегия (2021-2024 гг.), принятая в начале 2021 г., год спустя после вступления Педро Санчеса в должность председателя коалиционного правительства. Этот документ появился на фоне инаугурации нового президента США Джо Байдена. Правительство П. Санчеса выразило надежду на улучшение взаимоотношений Испании и Евросоюза с США в различных сферах. На реализацию новой внешнеполитической стратегии повлиял глобальный финансово-экономический кризис, спровоцированный пандемией коронавируса. Автор констатирует, что традиционно важными для внешней политики Испании остаются отношения с Марокко и со странами Латинской Америки. Особо обозначено место Испании в налаживании диалога между ЕС и латиноамериканскими государствами.
Ключевые слова: ИСРП, Испания, внешняя политика, стратегия, ЕС, США, Латинская Америка, Марокко.
Статья поступила в редакцию: 12.09.2021.
FOREIGN POLICY OF PEDRO SÁNCHEZ: ONE YEAR ON
Natalia E. Anikeeva
MGIMO-University, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8005-584X
For citing: Anikeeva, N.E. (2021). Foreign policy of Pedro Sanchez: one year on. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 23(5): 15-22. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran520211522
Abstract. The article analyzes the foreign policy of Spain, as well as the foreign policy strategy (2021-2024), adopted in early 2021, a year after Pedro Sánchez took office as chairman of the coalition government. The appearance of this document took place against the backdrop of the inaugu-
© Аникеева Н.Е. - д.и.н., профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России.
ration of the new US President Joe Biden. P. Sanchez's government expressed the hope that Spain and the EU will be able to improve relations with the United States in various spheres of activity. The new foreign policy strategy was influenced by the global financial and economic crisis provoked by the development of the coronavirus pandemic. In the summer of 2021, another important event for Spanish foreign policy took place. Jose Manuel Albarez was appointed to the post of Foreign Minister, who replaced Arancha Gonzalez Lai. The author comes to the conclusion that relations with Morocco are traditionally important for the foreign policy of Spain. Latin America will play an important role in the new strategy. The place of Spain in the establishment of a dialogue between the EU and Latin American states was especially marked.
Key words: PSOE, Spain, foreign policy, strategy, EU, USA, Latin America, Morocco.
Article received: 12.09.2021.
ИСРП (Испанская социалистическая рабочая партия) во главе с Педро Санчесом впервые пришла к власти 1 июня 2018 г. В этот день король Испании Филипп VI подписал указ о его назначении главой правительства, поскольку Конгресс депутатов вынес вотум недоверия кабинету Народной партии М. Рахоя из-за обвинений в коррупции.
В журнале «Политика Экстерьор» в мае 2019 г. была опубликована статья Санчеса, в которой он представил свою внешнеполитическую программу. Главная роль в ней отводится отношениям Испании с ЕС, подчёркивается значимость отношений с НАТО, а также считается необходимым реализовывать «Цели устойчивого развития ООН». Среди разносторонних форматов продуктивного межгосударственного диалога были названы «Большая двадцатка» и Всемирный экономический форум в Давосе. В программе значительное внимание уделяется теме взаимоотношений со странами Латинской Америки (Sanchez 2019).
После проведения в ноябре 2019 г. вторых парламентских выборов были определены основные цели коалиционного правительства ИСРП и «Вместе мы можем» (Unidas Podemos). Концептуальные основы этих договорённостей о сотрудничестве между П. Санчесом и П. Иг-лесиасом были зафиксированы в соглашении, подписанном ими 30 декабря 2019 г. Документ получил название «Прогрессистская коалиция. Новое соглашение для Испании». В нём были представлены задачи правительства в сфере внутренней и внешней политики. В частности, речь идёт о содействии смягчению мировой напряжённости и развитию сотрудничества на принципах многосторонности в международных делах, а также об эффективном противодействии распространению на территории Испании негативных последствий климатических изменений (Яковлев 2020: 88-103).
В январе 2021 г. исполнился год после официального утверждения П. Санчеса в должности председателя коалиционного правительства. В июле 2021 г. он произвёл кадровые перестановки. На пост главы МИД Испании был назначен Хосе Мануэль Альбарес, сменивший на этой должности Аранчу Гонсалес Лаю. Прежде он был послом в Париже. Новый глава внешнеполитического ведомства заявил, что «кризис в области здравоохранения, вызванный пандемией коронавируса, уже перерос в экономический и социальный» (Новый глава МИД ...).
Приоритеты внешнеполитической стратегии Испании
26 января правительство опубликовало внешнеполитическую стратегию на 2021-2024 гг. Документ появился во время инаугурации нового президента США Джо Байдена. Напомним, что правление предыдущего лидера Дональда Трампа не лучшим образом сказалось на
испано-американских отношениях: контакты Мадрида и Вашингтона осуществлялись достаточно редко. По мнению Санчеса, при Байдене Испания и ЕС смогут улучшить взаимоотношения с США.
Приоритетами внешнеполитической стратегии Мадрида являются Евросоюз и США. В документе отмечается, что главной линией на ближайшие несколько лет становится лозунг «Больше Европы», подчёркивается, что ЕС должен играть ведущую роль в системе современных международных отношений, а Испания - быть одним из лидеров внутри Евросоюза. (Estrategia de Acción Exterior...). Большое значение придаётся сотрудничеству с ЕС в области миграционной политики и вопросам координации позиций в еврозоне.
На содержание новой внешнеполитической стратегии повлиял глобальный финансово-экономический кризис, спровоцированный пандемией коронавируса. Затрагивается в документе и проблема изменения климата. Напомним, что Мадрид был местом проведения климатического саммита 2019 г.
Для Испании традиционно важны отношения с Марокко, ближайшим соседом в Северной Африке. Мадрид всегда стремился к укреплению отношений ЕС - Марокко. Однако препятствием на этом пути является отсутствие соглашения о свободной торговле. Переговоры по нему были начаты в марте 2013 г., но приостановлены в 2015 г. (Марокко возобновит прерванные.). В Марокко сочли предложение ЕС «асимметричным», поскольку стороны полностью разошлись во мнениях по вопросу о торговле и рыболовстве. Это негативным образом повлияло и на переговоры по соглашению о реадмиссии1, инициатором которого в 2000 г. выступила Испания. Преодолеть разногласия между Марокко и Еврокомиссией не удалось. Брюссель настаивает на реадмиссии в Марокко мигрантов из третьих стран и самих марокканцев. Рабат считает такой подход неприемлемым. Испанская сторона не разделяет официальную позицию Еврокомиссии по данному вопросу. Бывший министр иностранных дел Испании А. Гонсалес Лайя 22 апреля 2021 г. во время выступления в испанском парламенте сделала заявление по этому поводу. В частности, она подчеркнула, что «прилагаются значительные усилия для формирования консенсуса внутри ЕС, чтобы поддержать партнёра Испании в Северной Африке» (La UE busca apoyo ...).
Дипломатический и миграционный испано-марокканский кризис, возникший в 2021 г., был признан самым тяжёлым со времён конфликта из-за о. Перехиль в 2002 г. Однако П. Сан-чес выступает против конфронтации. На заседании Европейского совета 24-25 мая 2021 г. он заявил, что Мадрид стремится «сохранить испано-марокканские отношения, основанные на доверии и уважении границ друг друга» (España rebaja la tensión.). Ведь эскалация конфликта может лишь ухудшить ситуацию и затруднить разрешение миграционного кризиса. Преодолеть все сложности в испано-марокканских отношениях в ближайшее время пока не представляется возможным. Тем не менее Мадрид способствует предотвращению роста напряжённости между Марокко и ЕС.
Испания поддерживает миграционную политику ЕС и выступает против незаконных мигрантов. В мае 2021 г. между Мадридом и Рабатом возникли определённые трудности из-за массового проникновения людей из Марокко в Сеуту. Министр внутренних дел Фернандо Гранде Марласка заявил, что б0льшая часть лиц, которые ненадлежащим образом пересекли границу, возвращены в Марокко. В частности, из 8 тыс. прибывших было депортировано более 6,5 тыс. Мадрид придерживается прежней позиции и в отношении Западной Сахары -
1 Реадмиссия - согласие государства на приём обратно на свою территорию своих граждан (а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства.
при разрешении данного вопроса необходимо следовать принципам ООН.
Во внешнеполитической стратегии Испании указано, что Великобритания является одним из её основных партнёров. Важной проблемой в их взаимоотношениях остаётся статус Гибралтара. 31 октября 2020 г. Мадрид и Лондон согласовали правила пересечения границы после брекзита гражданами ЕС и Великобритании. В частности, принципы Шенгена могут применяться и к Гибралтару. Напомним, что соглашение по брекзиту, регулирующее проблему «жёсткой границы» в Северной Ирландии, было ратифицировано Лондоном и Европарла-ментом в январе 2020 г. В результате официального выхода Великобритании (и вместе с ней Гибралтара) из ЕС 1 февраля 2020 г. завершился сложный переговорный процесс. В итоге в действие вступили четыре меморандума о взаимопонимании по Гибралтару.
В свою очередь, 22 июня 2020 г. бывший министр иностранных дел Испании А. Гонса-лес Лайя побывала с визитом в Кампо-де-Гибралтар и провела встречу с главным министром Гибралтара Ф. Пикардо. Правые («Граждане» и Народная партия) назвали это событие «исторической ошибкой» (Exteriores dice que Laya ...). Негативное отношение оппозиции обусловлено тем, что она расценила эту встречу как государственный визит и признание Гибралтара равноправным партнёром. Однако МИД Испании настаивает на том, что позиция Мадрида в отношении Гибралтара остаётся неизменной. Правительство П. Санчеса исходит из того, что необходимо вести диалог с гибралтарскими властями в духе Трёхстороннего Форума1. Испания и Великобритания продолжили переговоры о статусе Гибралтара после 1 января 2021 г.
Традиционно важное место в новой стратегии внешней политики отведено Латинской Америке. Особенно обозначена роль Мадрида в налаживании диалога между ЕС и латиноамериканскими государствами. Планируется увеличить взаимные инвестиции между Испанией и такими государствами как Чили, Аргентина, Бразилия, Уругвая, улучшить отношения с Кубой. В августе 2018 г. П. Санчес посетил Боливию, Коста-Рику, Колумбию и Чили. Он считает, что во время правления предыдущего правительства при обсуждении латиноамериканской повестки в рамках ЕС ощущалось «отсутствие» Испании (La gira latinoamericana.).
Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Бор-рель подчеркнул, что намерен содействовать проведению саммитов по линии ЕС - СЕЛАК (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños)2 (Тайар 2020: 92). Согласно его мнению, это «уникальная возможность» поддержания межрегионального политического диалога» (Borrell 2020: 1). 22 ноября 2018 г. П. Санчес совершил визит на Кубу и встретился с председателем Государственного совета и Совета министров Кубы Мигелем Диас-Канелем. Была достигнута договорённость о проведении регулярных политических консультаций на уровне внешнеполитических ведомств, в частности, по вопросам, связанным с правами человека. Король Испании Филипп VI посетил с историческим визитом Гавану в ноябре 2019 г. (Смирнов 2019)3, что также способствовало развитию двусторонних отношений (Relaciones bilaterales.).
Испания внесла существенный вклад в успешный исход торговых переговоров между ЕС и МЕРКОСУР (El Mercado Comun del Sur)^ июне 2019 г., что свидетельствует о посте-
1 Трёхсторонний Форум «Диалог по Гибралтару» начал работу в 2004 г. и стал площадкой, которая позволила испанцам, англичанам и гибралтарцам совместно найти конкретные решения по ряду вопросов, осложнявших жизнь обычных людей.
2 СЕЛАК (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна) - региональный блок государств Латинской Америки и Карибского бассейна, основанный 23 февраля 2010 г.
3 Доля испанского экспорта в 2018 г. составила 971 млн евро, в 2020 г. объём экспорта заметно снизился, составив 592,5 млн евро.
4 МЕРКОСУР - южноамериканский торгово-экономический блок с общим коммерческим и инвестиционным пространством, учреждённый Асунсьонским договором (1991 г.) и Протоколом Ору-Прету (1994 г.)
пенном усилении испанского влияния внутри ЕС (Malamud, Steinberg 2019)'
Правительство П. Санчеса поставило перед собой ряд конкретных задач по укреплению взаимодействия между ЕС и Латинской Америкой. Речь идёт о дальнейшем проведении Ибе-ро-американских конференций, о преодолении венесуэльского кризиса, а также об усилиях ЕС по борьбе с экономическими проблемами, вызванными пандемией коронавируса (Estrategia de Acción Exterior.). XXVII иберо-американский саммит, который должен был состояться в ноябре 2020 г., отменили в связи с пандемией, но следующую конференцию провели 21 апреля 2021 г. (XXVII Cumbre Iberoamericana.).
В июле 2021 г. власти Испании потребовали освобождения задержанной на Кубе независимой журналистки издания «АБЦ» Камилы Акосты. Глава МИД Испании Хосе Мануэль Альбарес заявил, что «Испания защищает право на свободную и мирную демонстрацию граждан Кубы и просит кубинские власти уважать его». Он потребовал незамедлительного освобождения Акосты. По версии газеты «АБЦ», журналистка была задержана по подозрению в «преступлениях против безопасности государства». Она была среди представителей СМИ, которые освещали протесты в Гаване и в нескольких городах республики.
11 августа 2021 г. правительство Испании решило отозвать своего посла в Манагуа (Никарагуа) для консультаций после коммюнике местного правительства, в котором содержались обвинения против Испании и её властных институтов. Никарагуа вот уже три года находится в политическом и экономическом кризисе. Испанская сторона настаивает на том, чтобы Манагуа «выполнила обязательства перед международным сообществом в области прав человека, гарантируя права своих граждан на свободное участие в политической жизни страны». В последнее время в Никарагуа были задержаны оппозиционные политики, которые планировали принять участие в предстоящих президентских выборах 7 ноября.
Испания и НАТО
На состоявшемся в Брюсселе в июне 2018 г. саммите Североатлантического альянса Санчес объявил о готовности Мадрида возглавить новую антитеррористическую миссию НАТО в Тунисе. Тогда впервые состоялась его встреча с президентом США Д. Трампом. Соединённые Штаты призвали союзников увеличить расходы на оборону до 2% ВВП до 2024 г. В 2020 г. расходы Испании по этому показателю составили 1,17% ВВП (González, Abellán 2018).
Испанские военные находились в Афганистане до середины 2021 г. в рамках миссии НАТО «Решительная поддержка». 14 апреля 2021 г. МИД и Министерство обороны Испании объявили, что все испанские военнослужащие в Афганистане покинут эту страну. Это заявление было сделано после решения президента Джо Байдена вывести оттуда американский контингент (España sincronizará con.).
Как отметила испанская газета «Эль Паис», 27 августа 2021 г. 81 гражданин Испании покинул Афганистан, среди них были военные, сотрудники посольства и правоохранительных органов, а также два последних самолёта ВВС Испании прибыли в Дубай из Кабула, тем самым завершив операцию по эвакуации людей из Афганистана. В результате удалось вывезти в общей сложности около 1,9 тыс. человек.
Позиция правительства П. Санчеса в отношении России не отличается существенно от других участников НАТО. Мадрид, так же как и страны Запада, продолжает придерживаться натовской политики «сдерживания» России. 21 августа 2021 г. российская сторона с недоумением узнала о решении Испании не допустить корабли российского ВМФ в порт города Се-уты, что противоречит Декларации о стратегическом партнёрстве стран 2009 г. По мнению МИД РФ, такое решение Испании не соответствует духу этого документа и является «свиде-
тельством её равнения на русофобское крыло НАТО в период подготовки стран - членов Альянса к очередному саммиту, проведение которого запланировано на 2022 г. в Мадриде» (Захарова: недопуск Испанией.).
МИД Испании поддержал доклад под названием «НАТО 2030: единство в новой эре», представленный генеральным секретарём Альянса в 2020 г. (La ministra González Laya.) В нём отмечается необходимость «комбинированного» подхода - сдерживание России и ведение предметного диалога в Совете Россия - НАТО в случаях, когда это возможно». Сделан вывод, что политика «сдерживания» в отношении России будет продолжена в перспективе до 2030 г. (La ministra González Laya. 25-26).
После заседания Совета Европы в Брюсселе, состоявшегося 26 июня 2021 г., П. Санчес подчеркнул, «что для Испании важно, чтобы у неё был чёткий диалог с ясно обозначенными красными линиями ЕС, но у неё есть интересы в отношениях с Россией». Это означает, что испанское руководство поддерживает «открытые каналы с Россией и не закрывает диалог, несмотря на отказ лидеров ЕС принять предложение немецкого канцлера А. Меркель пригласить президента РФ В. В. Путина на европейский саммит». Вместе с тем Мадрид поддерживает новую стратегию ЕС в отношении Москвы, представленную главой дипломатии ЕС Ж. Боррелем. Этот документ основывается на трёх принципах - дистанцироваться, сдерживать и взаимодействовать. Он принят в условиях, когда перспектива тесного партнёрства между ЕС и РФ представляется отдалённой, и Евросоюз ищет пути, позволяющие перевести отношения с Москвой в более предсказуемую плоскость (Премьер Испании заявил.).
* * *
У сменявшихся правительств на протяжении всего постфранкистского периода существовали разные подходы по вопросам внешнеполитического курса страны. Однако к приоритетным направлениям внешней политики Испании традиционно относятся: европейское, средиземноморское, ближневосточное, атлантическое и латиноамериканское. Необходимо также особо выделить отношения Испании с Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
ИСРП, так же, как и Народная партия, выступает за активизацию роли Мадрида на международной арене, признаёт значимость участия страны в ЕС и НАТО, а также необходимость сотрудничества с Латинской Америкой и Средиземноморьем. Несмотря на политическое противостояние, которое существует между «народниками» и ИСРП, их позиции по вопросам внешней политики во многом совпадают. Эти ведущие партии Испании оказывают на её внешнюю политику более значимое воздействие, чем такие политические силы как «Вместе мы можем», «Граждане» и «Вокс».
Руководство Испании в начале XXI в. стремится к усилению национального влияния в рамках ЕС с помощью реализации своего внешнеполитического потенциала. География внешнеполитической активности ЕС рассматривается не в контексте распространения европейских ценностей, а исходя из того, насколько она способна укрепить позиции Евросоюза в новом мире. Такого рода переориентация - это ответ на необходимость - сохранить принципы широкого сотрудничества как основы внешнего влияния ЕС (Болгова 2020: 41).
Список литературы / References
Adapting NATO for 2030 and beyond. NATO. 23.11.2020. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_179665.htm (accessed 30.04.2021).
Borrell, J. (2020). América Latina-Europa: la «otra» relación transatlántica. Análisis Carolina (51): 1-6. DOI: 10.33960/AC_51.2020
Escribano, G. (2017). La reducción de espacio de las políticas euro-mediterráneas. ARI. 12.09.2017. Available at: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/wcm/connect/0c3a0f21-ca1b-465c-a648-07a996f0dcf4/ARI68-2017-Escribano-Reduccion-espacio-politicas-euro-mediterraneas. pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=0c3a0f21-ca1b-465c-a648-07a996f0dcf4 (accessed 09.05.21).
España rebaja la tensión con Marruecos ante sus socios de la Unión Europea. El País.
26.05.2020. Available at: https://elpais.com/espana/2021-05-26/espana-rebaja-la-tension-con-marruecos-ante-sus-socios-de-la-union-europea.html (accessed 09.05.21).
España sincronizará con EEUU la salida de sus últimos militares en Afganistán. Infodefensa.
15.04.2021. Available at: https://www.infodefensa.com/es/2021/04/15/noticia-espana-sincronizara-salida-ultimos-militares-afganistan.html (accessed 20.04.2021).
España vuelve a ser la principal puerta de entrada de la UE para la inmigración irregular. El País. 02.01.2021. Available at: https://elpais.com/espana/2021-01-01/espana-vuelve-a-ser-la-principal-puerta-de-entrada-de-la-ue-para-la-inmigracion-irregular.html (accessed 20.04.2021).
Estrategia de Acción Exterior 2021-2024. Ministerio de Asuntos Exteriores. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/Documents/Proyecto%2 0Estrategia%20Accio%cc%81n%20Exterior%202021-2024.pdf (accessed 04.04.2021).
Exteriores dice que Laya y Picardo no hablaron sobre la soberanía de Peñon. El Confidencial. 24.07.2020. Available at: https://www.elconfidencial.com/espana/2020-07-24/exteriores-ministra-gonzalez-laya-gibraltar-picardo-soberania-penon_2695199/ (accessed 09.05.21).
González, M., Abellán, L. (2018). España liderará la nueva misión antiyihadista de la OTAN en Túnez. El País. 11.07.2018. Available at: https://elpais.com/internacional/2018/07/11/ actuali-dadA531332315_239047.html (accessed 04.04.2021).
La gira latinoamericana de Sánchez: apoyo a firmas españolas y mediación en Colombia. El Confidencial. 26.08.2018. Available at: https://www.elconfidencial.com/espana/2018-08-26/claves-gira-latinoamericana-pedro-sanchez-cita-lideres-empresarios-mediacion-colombia_1607860/ (accessed 04.04.2021).
La ministra González Laya apuesta por una visión más política de la OTAN. Presidencia del Gobierno. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/serviciosdeprensa/notasprensa/ exteriores/paginas/2020/021220-laya_otan.aspx (accessed 29.04.2021).
La UE busca apoyo de Marruecos contra la inmigración irregular a cambio de más ayudas. El País. 26.04.2021. Available at: https://elpais.com/internacional/2021-04-26/la-ue-busca-mayor-apoyo-de-marruecos-contra-la-inmigracion-irregular-a-cambio-de-mas-ayudas.html (accessed 29.04.2021).
Malamud, C., Steinberg, F. El acuerdo UE-Mercosur: ¿quién gana, quién pierde y qué significa el acuerdo? Real Instituto Elcano. 01.07.2019. Available at: http://www.realinstitutoelcano.org/ wps/portal/rielcano_es/contenido?WCM_GL0BAL_C0NTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/ari78 -2019-malamud-steinberg-acuerdo-ue-mercosur-quien-gana-quien-pierde-que-significa-el-acuerdo (accessed 29.04.2021).
Report «NATO 2030: United for a New Era». NATO. 09.12.2020. Available at: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2020/12/pdf/201201-Reflection-Group-Final-Report-Uni.pdf (accessed 30.04.2021).
Resumen de las relaciones bilaterales con España. Available at: https://www.icex.es/icex/es/ navegacion-principal/todos-nuestros-servicios/informacion-de-mercados/paises/navegacion-princi pal/el-pais/relaciones-bilaterales/index.html?idPais=CU#1 (accessed 04.04.2021).
Sanchez, P. (2019). Política exterior comprometida con España. Política exterior (189): 44-54. Available at: https://www.politicaexterior.com/articulo/politica-exterior-comprometida-espana/ (accessed 30.04.2021).
Аникеева, Н.Е. (2019). Очерки политической истории Испании (1982-2018 гг.): учебное пособие. М.: МГИМО-Университет. [Anikeeva, N.E. (2019). Essays on the Political History of Spain (1982-2018). Moscow: MGIMO-University].
Болгова, И.В. (2020). Внешнеполитическое измерение европейской интеграции: уроки COVID-19 // Современная Европа (6): 41-51. [Bolgova, I.V. (2020). Foreign Policy Dimension of the European Integration: Lessons of COVID-19. Sovremennaya Evropa (6): 41-51.] DOI: 10.15211/ soveurope620204151
Захарова: недопуск Испанией кораблей ВМФ РФ противоречит стратегическому партнёрству стран. ТАСС. 21.08.2021. [Zakharova: Spain's non-admission of Russian Navy ships contradicts the strategic partnership of the countries. TASS. 21.08.2021.] Available at: https://tass.ru/politika/12186771 (accessed 21.08.2021).
Марокко возобновит прерванные в феврале контакты с ЕС. Коммерсант. 17.03.2016. [Morocco will resume contacts with the EU, which were interrupted in February. Kommersant. 17.03.2016.] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2939976 (accessed 30.04.2021).
Новый глава МИД Испании спрогнозировал дипломатический кризис из-за пандемии. ТАСС. 12.07.2021. [The new Spanish Foreign Minister predicted a diplomatic crisis due to the pandemic. TASS. 12.07.2021.] Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11883619 (accessed 12.07.2021).
Премьер Испании заявил, что Мадрид настаивает на важности диалога между ЕС и РФ. ТАСС. 25.06.2021. [The Spanish prime minister said that Madrid insists on the importance of a dialogue between the EU and the Russian Federation. TASS. 25.06.2021.] Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11755031 (accessed 12.07.2021).
Смирнов, А. (2019). Испания-Куба: король на мятежном острове. Вся Европа (11). [Smirnov, A. (2019). Spain-Cuba: a king on a rebellious island. All Europe (11).] Available at: https://alleuropa.ru/?p=16894 (accessed 30.04.2021).
Тайар, В.М. (2020). ЕС - Латинская Америка: переход на конструктивную модель сотрудничества // Современная Европа (6): 90-100. [Tayar, V.M. (2020). EU-Latin America: Towards a Constructive Model of Partnership. Sovremennaya Evropa (6): 90-100.] DOI: 10.15211/soveurope6202090100
Яковлев, П.П. (2020). Испания в «красной зоне». Политическая перезагрузка в условиях пандемии // Свободная мысль (4): 88-103. [Yakovlev, P. (2020). Spain in the «Red Zone». Political reboot in the face of the pandemic. Free thought (4): 88-103.]
Яковлев, П.П., Куракина-Дамир, А.А. (отв. ред.) (2020). Испания в новой национальной и международной реальности. М.: ИЛА РАН. [Yakovlev, P.P., Kurakina-Damir, A.A. (eds.) (2020). Spain in a new national and international reality. Moscow: Institute of Latin America RAS].