M
fr I
УДК 94
DOI: 10.37493/2409-1030.2021.1.2
А. А. Вартумян М. Л.Карданова
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИСПАНИИ
В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.
Испания после гражданской войны долгое время находилась в международной изоляции. Только восстановление демократии позволило стране постепенно занять достойное место на мировой арене. В XXI веке Испания активизировала свою внешнюю политику, которая приобрела устойчивый многовекторный характер, что закономерно нашло отражение в документах испанского внешнеполитического ведомства. Первый Стратегический план внешнеполитической деятельности Испании был представлен министерством иностранных дел еще в 2000 г. и зафиксировал окончание переходного периода, занявшего последнюю четверть ХХ в. и связанного с преодолением Испанией ее внешнеполитической изоляции, и начало нового этапа, характеризующегося поиском Испании своего места в мире с учетом имеющихся у нее ресурсов и внешнеполитических амбиций. Европейский вектор остается ведущим во внешней политике Испании. В XXI веке выделяется интенсивность внешней связи Испании с Североамериканским и Латиноамериканским векторами. Смена власти США в 2021г., вступление в должность президента Дж. Байдена, должна положительно отразиться на ди-
намике двухсторонних отношений между Испанией и США. Колониальное прошлое страны, географическая близость определили особый интерес Испании к развитию сотрудничества с Африканским континентом. Рост экономического потенциала Азиатско-Тихоокеанского бассейна в глобальной экономике предопределило расширение сотрудничества Испании с данным регионом, в том числе с Китаем, Индией и др. В статье представлена иерархия внешнеполитической традиции Испании с учетом расстановки приоритетов ее «векторной дипломатии». Большое внимание в статье уделяется историческим предпосылкам и историко-культурному фактору при формировании основных направлений внешней политики Испании на рубеже XX-XXI вв., во многом определяющими взаимоотношения Мадрида с испаноговорящими государствами. Автор приходит к выводу о синтезе исторического прошлого страны и современных реалий при выстраивании Испанией многовекторной внешней политики.
Ключевые слова: Латинская Америка, «фабрика мыслей», Европейский вектор, Атлантическая ось, исламизм, союз для Средиземноморья, «арабская весна».
Arushan Vartumyan Maryana Kardanova
FORMATION OF MAIN DIRECTIONS OF FOREIGN POLICY OF SPAIN IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY
Spain, after the civil war, was in international isolation for a long time. Only the restoration of democracy enabled the country to gradually take its rightful place on the world stage. In the 21st century, Spain has stepped up its foreign policy, which has acquired a stable multi-vector character, which is naturally reflected in the documents of the Spanish Foreign Ministry. The first Strategic Plan for Spain's foreign policy was presented by the Ministry of Foreign Affairs back in 2000 and marked the end of the transition period that took place in the last quarter of the twentieth century and associated with Spain's overcoming of its foreign policy isolation, and the beginning of a new stage, characterized by Spain's search for its place in the world, taking into account its resources and foreign policy ambitions. The European vector remains the leading one in Spanish foreign policy. In the XXI century, the intensity of Spain's external ties with the North American and Latin American
К 2008 г сложилась ситуация, когда абсолютное большинство аналитиков из испанского научного сообщества, т.н. «фабрик мысли» и представителей государственных структур стали выступать за док-тринальное оформление основ внешней политики Испании с выделением ее приоритетов, векторов,
vectors stands out. The change of power in the United States in 2021, the inauguration of President J. Biden, should have a positive effect on the dynamics of bilateral relations between Spain and the United States. The article presents the hierarchy of foreign policy diplomacy, taking into account the prioritization of its vector diplomacy. Much attention in the article is paid to the historical background and the historical and cultural factor in the formation of the main directions of Spanish foreign policy at the turn of the XX-XXI centuries, which largely determine the relationship of Madrid with the Spanish-speaking states. The author comes to the conclusion about the synthesis of the country's historical past and modern realities while building Spain's multi-vector foreign policy.
Key words: Latin America, «think tank», European vector, Atlantic axis, Islamism, union for the Mediterranean, «Arab spring».
целей и средств. Работа на данном направлении продолжалась в течение шести лет и завершилась принятием двух базовых документов:
- Закон «О деятельности и международной службе государства» (подписан королем Испании Х. Карлосом II 25 марта 2014 г. [1]);
- Стратегия внешних действий (утверждена на заседании Совета министров Испании 26 декабря 2014 г, включает в себя собственно Стратегию внешнеполитической деятельности и План действий во внешней политике на 2015-2018 гг.) [2].
В этих документах отражены основные векторы внешней политики Испании, обоснована их значимость для нее. В частности, в Стратегии внешних действий седьмой раздел посвящен именно территориальному измерению испанской политики, в нем выделяются подразделы «Европа», «Средиземноморье и Ближний Восток», «Латинская Америка и Карибский бассейн», «Трансатлантические отношения», «Страны Африки к югу от Сахары» и «Азиатско-Тихоокеанский регион» [3]. Рассмотрим, какие именно внешнеполитические векторы выделяются в испанской политике в настоящее время и как соотносятся они по степени значимости между собой.
Европейский вектор в испанской политике является ключевым, что подтверждается данными Королевского института Элькано, согласно которым на европейские страны приходится 61,1% всего испанского экономического, военно-политического и социокультурного присутствия в мире (для сравнения доля стран Латинской Америки -13,6 %, Северной Америки - 8,4 %, Ближнего Востока и стран Магриба - 7,2 %, Азиатско-Тихоокеанского региона - 7%, Африки южнее Сахары -2,7 %) [4]. В данном рейтинге учитываются суммарные показатели экспорта и импорта энергоресурсов, всех видов товаров и услуг, инвестиций, присутствия вооруженных сил и военной техники Испании на территории других стран, данные о миграции, масштабах сотрудничества в сферах культуры, туризма, спорта, информационного, технологического, научного и образовательного обмена, об участии Испании в программах регионального развития [5]. Европейский вектор реализуется через участие Испании в работе учреждений в составе Европейского союза, нацеленного на консолидацию стабильной и единой демократической Европы, наделенной собственным голосом на международной арене.
Для Испании европейская интеграция имеет исключительное значение, выступает краеугольным камнем ее внешней политики и гарантией обеспечения безопасности ее граждан. Испания отдает явное предпочтение Евросоюзу как платформе для интеграции в глобальный мир. В 2015 г. в Испании отмечалось тридцатилетие с момента подписания Договора о присоединении Испании к Европейскому союзу, которого добился председатель испанского правительства А. Суарес. В июне 1991 г Испания присоединилась к Шенгенскому соглашению, в декабре 1995 г., председательствуя в Евросоюзе, добилась утверждения единой европейской валюты «евро», став одним из ее учредителей.
Испания неоднократно председательствовала в Европейском совете: дважды во время работы Ф. Гонсалеса (1989 и 1995 гг.), третий - в 2002 г. при Х. М. Аснаре и четвертый - в 2010 г. при Х. Л. Р. Сапатеро, используя этот пост для усиления политической и экономической интеграции внутри Евросоюза и использования его механизмов для продвижения испанских интересов в мире. Европейским парламентом трижды руководили испанцы: Э. Барон (1989 - 1992 гг.), Х. М. Гил-Роблес (1997 - 1999 гг.) и Ж. Боррель (2004 - 2007 гг.); с 1999 г. на протяжении десятилетия Верховным представителем по Общей внешней политике и политики безопасности ЕС (CFSP) был представитель Испании Х. Солана; в составе Европейской комиссии работали испанцы М. Ореха, П. Солбес, Л. де Паласио, А. Мату-тес, М. Марин, Х. Альмуния и - с 1 ноября 2014 г. -М. Ариас Каньете [6]. О важности европейского вектора для испанской политики свидетельствует и тот факт, что ранее руководивший Европейским парламентом Ж. Боррель в июне 2018 г. был назначен испанским министром иностранных дел.
Испания исторически играла и продолжает играть активную роль в строительстве европейского проекта, участвуя в переговорах по договорам Амстердама (1997), Ниццы (2001), несостоявшегося Конституционного договора (2004 год) и Лиссабона (2009 год), регулярно вносит на рассмотрение и поддерживает региональные программы в таких областях, как политика гражданства, политика сплоченности, поддержка культурного и языкового разнообразия в европейских странах, сотрудничество по линии правоохранительных и судебных органов, борьба с терроризмом, а также выступает в роли посредника и представителя Евросоюза в вопросах, связанных с реализацией европейской политики, ориентированной на Латинскую Америку и южный берег Средиземного моря.
Европейский вектор был и остается ведущим во внешней политике Испании ввиду того, что Европейский союз воспринимается её правительством как естественная основа ее политического и экономического развития. Тем не менее, XXI в. ознаменовался выделением и/или интенсификацией внешних связей Испании в рамках еще нескольких внешнеполитических векторов, среди которых несколько менее значимыми, чем европейский, и имеющими равное значение в сопоставлении друг с другом являются североамериканский и латиноамериканский векторы.
Под североамериканским вектором в данном контексте подразумевается, в первую очередь, укрепление всестороннего многоуровневого стратегического партнерства между Испанией и США, поскольку ее сотрудничество с Канадой, хотя и осуществляется и положительно оценивается обеими сторонами, тем не менее, не имеет
м
ГГI
настолько всеобъемлющего характера и гораздо менее масштабно (оно охватывает взаимодействие в таких секторах, как авиакосмическая промышленность, сельское хозяйство, торговля морепродуктами, фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии и финансовые услуги; Испания выступает посредником при заключении торговых договоров между Канадой и Евросоюзом; Испания и Канада сотрудничают в области инноваций через Национальный исследовательский Совет Канады (NRC) и Национальный исследовательский Совет Испании (CSIC); между этими двумя странами подписано более 100 соглашений, стимулирующих академическую мобильность и способствующих образовательным обменам) [7].
Соединенные Штаты рассматриваются Испанией как дружественная страна, военно-политический союзник и стратегический партнер во внешней политике, вопросах укрепления обороны, безопасности, экономического и технологического развития, с которым имеются крепкие исторические, культурные и языковые связи, общие демократические ценности и геостратегические интересы. Испаноязычное сообщество в Соединенных Штатах уже достигло численности 57,5 млн. человек и в настоящее время составляет 17,4% населения (к 2060 г. США станут лидером в мире по числу говорящих на испанском языке). Испанская община, проживающая в этой стране, также растет и превосходит 100000 человек, которые занимают видные позиции в деловой, научной, технологической, образовательной, культурной и спортивной сферах американского общества [8]. Испания имеет девять генеральных консульств в городах Нью-Йорк, Бостон, Майами, Чикаго, Хьюстон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сан-Хуан в Пуэрто-Рико и в Вашингтоне, округ Колумбия.
Испано-американские двусторонние связи интенсивно развиваются с момента подписания в 1976 г. в Вашингтоне Договора о дружбе и сотрудничестве между Соединенными Штатами и Испанией, их укреплению в значительной степени способствовало вступление Испании в НАТО в 1982 г. и в Европейский союз в 1985 г., подписание в 1988 г. первой версии Соглашения о сотрудничестве в области обороны между США и Испанией, которое впоследствии было изменено три раза (последний - 17 июня 2015 г.). Этот новый внешнеполитический вектор привел к тому, что в 1995 г. в год своего председательства в Европейском совете Испания положила начало новой трансатлантической повестки дня для стимулирования отношений между Европейским союзом и Соединенными Штатами.
Теракты в США 11 сентября 2001 г. придали новый импульс двусторонним отношениям между заинтересованной в борьбе с терроризмом
Испанией и Соединенными Штатами, в результате чего в декабре 2001 г. руководители внешнеполитических ведомств двух стран Х. Пике и М. Олбрайт подписали историческую Совместную декларацию (т.н. «Мадридская декларация»), предусматривающую углубление двусторонних связей не только на политическом уровне, но также и в области обороны и безопасности, поддержку экономического, финансового, научного, промышленного, технологического и культурного сотрудничества. В последующие годы были достигнуты важные соглашения, касающиеся сотрудничества в области юстиции, проведены многочисленные обмены визитами на высшем и высоком уровне. «Атлантическая ось» официально стала вторым из основных векторов внешней политики Испании в 2012 г., что на практике проявилось в виде интенсификации двусторонних политических связей с США: встреча двух лидеров состоялась в Вашингтоне в январе 2014 г., министры иностранных дел и торговли двух стран обменялись многократными визитами и провели переговоры по всем направлениям сотрудничества, а кульминацией стал исторический визит короля Испании в США в сентябре 2015 г. [9].
Смена власти в США в 2017 г., вступление в должность президента Д. Трампа положительно отразилось на динамике двусторонних отношений между Испанией и США: по приглашению Д. Трампа премьер-министр Испании М. Рахой совершил официальный визит в США в сентябре 2017 г., министр иностранных дел А. Дастис трижды посещал эту страну в 2017 г. и председательствовал на XXII Испанско-Американском форуме в Уильямсбурге, штат Вирджиния. Эти визиты подтвердили приверженность сторон к развитию взаимодействия по линии правоохранительных органов, совместной борьбе с терроризмом и радикальным исламизмом, укрепления торговых связей. Таким образом, значимость североамериканского вектора в политике Испании обусловлена, прежде всего, интересами обороны и безопасности: Испания видит в США надежного союзника в борьбе с терроризмом, от проявлений которого регулярно страдают испанские граждане.
Латиноамериканский вектор во внешней политике Испании обладает сопоставимой значимостью с североамериканским и определяет ее отношения с т.н. Иберо-Америкой. Ценность Ибе-ро-Америки для испанского правительства базируется на следующих положениях [10]:
- Иберо-Америка исторически была и остается приоритетом для внешней политики Испании в силу исторических, социальных, культурных, политических, экономических и языковых связей;
- отношения Испании с ибероамериканскими странами уникальны по богатству и разнообразию и поддерживаются правительствами
во всех сферах, при этом Испания ведет политический диалог со всеми странами региона вне зависимости от степени политической близости;
- Испания является одним из основных инвесторов в Латинской Америке, обеспечивая свое заметное присутствие в таких секторах, как банковское дело, энергетика, связь, строительство и управление инфраструктурой, туризм и сфера услуг;
- испаноязычная культура в Латинской Америке достигла высокого уровня качества во всех ее проявлениях и пользуется заслуженной популярностью во всем мире;
- Испания нацелена на постоянное обновление исторически сложившихся отношений с латиноамериканскими странами с учетом новых вызовов и возможностей, она выступает за развитие политического и экономического диалога и видит этот регион одним из двигателей восстановления мировой экономики;
- роль Испании в Иберо-Америке также подкрепляется ее участием в различных латиноамериканских многосторонних организациях в качестве наблюдателя и в Ибе-роамериканском сообществе наций в качестве одного из основателей и участника.
Европейский, североамериканский и латиноамериканский векторы испанской внешней политики образуют триаду, в которой европейский вектор составляет первый уровень значимости, североамериканский и латиноамериканский векторы можно разместить на втором. Вместе с тем, этими тремя векторами в XXI в. внешняя политика Испании не исчерпывается, в ней усиливается влияние еще четырех внешнеполитических векторов: средиземноморского, африканского, азиатско-тихоокеанского и ближневосточного, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения.
Средиземноморский вектор сохраняет свою значимость для Испании ввиду того, что стабильность и процветание данного региона оказывают прямое влияние на стабильность и процветание самой Испании, являющейся частью Средиземноморья, и на стабильность и процветание Европейского союза, в чем, как было отмечено ранее, она также заинтересована. Отношения между Испанией и средиземноморскими странами характеризуются не просто как добрососедские, но еще и как взаимозависимые, что не в последнюю очередь связано с обострившейся в последние годы проблемой миграции. Средиземноморский вектор внешней политики Испании реализуется на двух уровнях и подразумевает:
а) развитие двусторонних связей с каждым государством по отдельности;
б) взаимодействие с ними через многосторонние форматы - как через структуры Европейского союза, так и за счет участия
Испании в инициативах регионального сотрудничества (Союз для Средиземноморья, «Диалог 5+5», ОБСЕ, ОЭСР и пр.) [11].
Наиболее значим для Испании Союз для Средиземноморья - созданная 13 июля 2008 г. ассоциация, объединяющая 42 страны с общей численностью 750 млн человек. Она была предложена президентом Франции Н. Саркози для имеющих выход к Средиземному морю стран, однако именно Испания настояла на том, чтобы одним из участников ассоциации стал весь Европейский союз. В Испании же в Барселоне была подписана Барселонская декларация с основной заявленной целью превратить Средиземноморье в мирный, стабильный и безопасный регион путем активизации политического диалога и создания новых возможностей в области экономического и культурного сотрудничества. В Барселоне регулярно проходят совещания министров иностранных дел стран-участниц союза, на последней из которых (в январе 2017 г.) участники утвердили «Дорожную карту» на ближайшие годы, выделив в качестве приоритетов содействие инклюзивному росту, программы для молодежи и женщин, поддержание региональной стабильности и стимулирование региональной интеграции [12].
Южная часть средиземноморского вектора политики Испании представлена взаимодействием со странами африканского Магриба. Традиционно Испания проводит активную политику в странах Магриба, направленную на минимизацию и разрешение имеющихся конфликтов [13]. С начала 2011 г Магриб стал эпицентром глубоких социально-политических преобразований в рамках т. н. «Арабской весны», Испания с пониманием отнеслась к смене власти в Тунисе, поддержала посреднические усилия Организации Объединенных Наций в конфликте в Ливии и организовала в сентябре 2014 г в Мадриде конференцию «Стабильность и развитие в Ливии» для представителей 21 страны. Она выступает приверженцем политического решения проблемы Западной Сахары в рамках принципов ООН и оказывает ее народу гуманитарную помощь; ведет интенсивный политический диалог с Марокко, Тунисом, Алжиром и Мавританией в рамках договоров о дружбе, стала к 2012 - 2013 гг главным торговым партнером для Марокко и Алжира и довела долю импорта природного газа из Магриба до 45 % от всего объема, требуемого для испанской экономики [14].
Западная часть средиземноморского вектора политики Испании реализуется через «Диалог 5+5», в котором участвуют с европейской стороны Испания, Португалия, Франция, Италия и Мальты, а также пять стран Магриба: Марокко, Алжир, Ливия, Мавритания и Тунис. Диалог осуществляется в формате министерских конференций, для каждой из которых выбирается актуальная тема (к примеру: «Миграция» (2002 г), «Оборона» (2004 г),
м
fc. I
«Туризм» (2006 г.), «Образование» (2009 г.), «Окружающая среда и возобновляемые источники энергии» (2010 г), «Сельское хозяйство и продовольственная безопасность» (2013 г.), «Вода» (2015 г.), «Финансы» (2017 г) и др. Подобные встречи бывают эффективными - так, в марте 2015 г на первом совещании на уровне министров по водным ресурсам была утверждена Стратегия водных ресурсов для Западного Средиземноморья - инициатива Испании и Алжира [15].
Испания стала инициатором и поддерживает Средиземноморский диалог НАТО, объединивший семь стран, не являющихся членами стратегического альянса: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис. Эта инициатива является важной частью адаптации НАТО к новой ситуации в области безопасности, отражает убежденность членов НАТО в том, что безопасность в Европе тесно связана с безопасностью в Средиземноморье, она направлена на поддержание мира и стабильности в Средиземноморском регионе и улучшение имиджа НАТО в средиземноморских странах.
В отличие от средиземноморского вектора, интерес к которому Испания не прекращала демонстрировать на протяжении всей своей истории, повышенное внимание африканскому вектору стало уделяться лишь в XXI столетии, при этом под африканским вектором правительством Испании подразумевается развитие отношений со странами тропической саванны Сахель и государствами, расположенными к югу от пустыни Сахара (т. н. «Черная Африка»). Интерес Испании к данному региону существенно возрос вследствие многомерного кризиса в Мали 2012 г., показавшего существование многочисленных и серьезных проблем для Испании и Европейского союза, среди которых особенно важны увеличение численности террористических групп с радикальной идеологией джихадистов, а также расширение преступных сетей, посвященных всем видам незаконного оборота, включая торговлю людьми.
Испания преследует три внешнеполитические цели в Сахеле: [16]
- стабилизация политической ситуации и разрешение конфликтов, в особенности, в Мали и районе озера Чад, а также борьба с сетями торговцев людьми, которые распространяются по всему региону;
- упорядочение и усиление контроля над миграционными потоками в регионе;
- содействие распространению демократических принципов и соблюдению прав человека как основ для процветания региона, экономическому развитию и созданию рабочих мест.
Испания участвовала в продвижении и активно поддерживает соглашение о примирении сторон, подписанное в 2014 г. между правительством и повстанческими группами в Мали. Она участвует
во всех миссиях - гражданских и военных - Европейского союза и ООН в регионе, включая (но не ограничиваясь ими) следующие:
- EUTM Mali (миссия Европейского союза, целью которой является обучение подразделений малийской армии и консультационная помощь);
- EUCAP Sahel Mali (миссия по наращиванию потенциала Европейского союза в Мали);
- EUCAP Sahel Niger (миссия Европейского союза по наращиванию потенциала в Нигере);
- MINUSMA (миссия ООН в Мали) и др.
Кроме того, испанская гражданская гвардия
возглавляет проект Евросоюза GAR-SI Sahel (Группы быстрого реагирования - наблюдение и вмешательство в Сахеле [17]) по созданию подразделений жандармерии в Сенегале, Мали, Буркина-Фасо, Чаде и Нигере. Испания активно участвовала вместе с Францией в проведении операции «Серваль» [18] и продолжает сотрудничать с Францией в рамках операции «Бархан». В рамках Миссии ООН в Центральноафрикан-ской Республике размещены испанские войска.
Африканский вектор Испании в субрегионе Западная Африка реализуется через двустороннее взаимодействие с государствами, образующими Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), выступающее в роли основной интеграционной группировки в регионе. Основной проблемой региона являются незаконный оборот наркотиков и пиратство в Гвинейском заливе, что ставит под угрозу способность имеющих выход к нему стран продавать свои ресурсы (в первую очередь - нефть). Международное сообщество выступает за усиление контроля над Гвинейским заливом за счет создания региональных контрольных центров, и Испания поддерживает эту инициативу, участвуя в заседаниях Группы G7++ Друзья Гвинейского залива [19].
Испания участвовала и в программах стабилизации политической ситуации в Сомали в 2005 -2012 гг., в т.ч. через предоставление военных для операций Европейского Союза и НАТО по борьбе с пиратством в водах Индийского океана и на сомалийской территории, в особенности в рамках EUNAVFOR Atalanta [20]. Она поддерживает особые отношения с Экваториальной Гвинеей благодаря глубоким историческим связям и общему языку, стремится к увеличению двустороннего торгового оборота, открывает культурные центры в ней (основные из них были открыты в 2003 и 2001 гг. в Малабо и Бате) [21]. В 2018 г. в связи с принятием третьего плана в рамках программы «Планы Африки» африканский вектор испанской политики был включен в число ее стратегических внешнеполитических приоритетов, при этом Испания намерена сосредоточиться на решении проблем нищеты, минимизации угроз миру и безопасности, продвижении демократии на территории всего африканского континента [22].
Следующий внешнеполитический вектор Испании - азиатско-тихоокеанский - актуализировался именно в XXI столетии ввиду высоких темпов экономического роста одноименного региона, ставшего в этом отношении мировым лидером. Примечательно, что понятие азиатско-тихоокеанского вектора в работе и документах испанского правительства и МИД Испании употребляется в чрезвычайно широком смысле и охватывает такие территории, как:
- собственно Азиатско-Тихоокеанский регион;
- Восточная Азия;
- Юго-Восточная Азия;
- Южная Азия;
- Центральная Азия.
В январе 2018 г в целях более широкого внедрения Испании в политическую, экономическую, научную и социальную жизнь региона было утверждено Стратегическое видение Испании в Азии на 2018 - 2022 гг., в котором анализируются последние события в политической и экономической сферах в Азии и Испании, проблемы и возможности для Испании на ближайшие годы, предлагаются рекомендации по обновлению испанской политики в АТР [23].
Реализация азиатско-тихоокеанского внешнеполитического вектора Испании в отношении названных выше субрегионов и регионов в XXI в. характеризуется следующими чертами:
1. В Океании в последние годы наблюдается возвращение Испании после длительного периода отсутствия, она развивает отношения с Соломоновыми Островами, Науру, Папуа-Новой Гвинеей, Тувалу и Вануату через посольство в Канберре; с Фиджи, Островами Кука, Самоа, Тонгу и Кирибати через посольство в Веллингтоне, а также с Маршалловыми островами, Палау и Федеративными Штатами Микронезии через посольство в Маниле. В 2011 г. Испания разработала и внедрила новую стратегию своей политики в Тихом океане, начала активно участвовать в работе саммитов Форума тихоокеанских островов, добившись к 2014 г. статуса партнера по диалогу [24].
2. Стратегические отношения Испании с Восточной Азией направлены на развитие всестороннего сотрудничества с тремя ведущими экономиками региона: Китаем, Японией и Республикой Корея. Двусторонние отношения Испании с Китаем являются частью «Интегрального стратегического партнерства», предусмотренного в Совместной декларации, подписанной по случаю официального визита президента Х. Цзиньтао в Мадрид в 2005 г. и возобновленного в 2009 г. Партнерство предусматривает проведение регулярных встреч на высшем уровне, продвижение испанского бренда и присутствия
в Китае через торговые палаты и расширение сети генеральных консульств, экономических и коммерческих офисов, туристических офисов и Институт Сервантеса; главным инструментом публичной дипломатии выступает созданный в 2004 г. фонд -Совет Испания-Китай. Двусторонние отношения Испании с Японией в XXI в. получили мощный импульс в связи с запуском в 2013 г. Испано-японской ассоциации мира, роста и инноваций, предусматривающей четыре базовых приоритета: укрепление политических связей и сотрудничества в области безопасности; продвижение экономических и торговых отношений; развитие сотрудничества в области науки и техники и содействие обмену между гражданскими обществами. Двусторонние отношения Испании с Республикой Корея развиваются в рамках подписанных в 2007 г. Совместной декларации и Меморандума о взаимопонимании; в 2013 г. Испания разработала и приняла Комплексный план развития корейского рынка, который содержит различные меры поддержки испанской торговли и инвестиций в этой стране, поощрения инвестиций в обоих направлениях; также благодаря улучшению авиасообщения между двумя странами с 2012 г. начался значительный рост числа южнокорейских туристов в Испании [25].
3. В Юго-Восточной Азии приоритетными странами для Испании являются Филиппины, Индонезия и Вьетнам. Филиппины - единственная страна в регионе, входящая в Ассоциацию испанского сотрудничества, благодаря чему в ней наблюдается последовательный рост числа испанских компаний; Испания участвует в миротворческих процессах на территории Филиппин в рамках Программы устойчивых сообществ за мир и развитие, развивает в них гражданский диалог. Индонезия привлекает Испанию как самая густонаселенная мусульманская страна в мире, играющая ключевую роль в АСЕАН и являющаяся членом Группы двадцати, что позволяет продвигать с ней совместные инициативы в области межрелигиозного диалога, борьбы с терроризмом, реформирования глобальной финансовой архитектуры. Вьетнам - государство, с которым Испания первой из европейских стран создала стратегическое партнерство в 2009 г. для продвижения интересов испанских компаний и партнерства в области обороны [26].
4. В Южной Азии в рамках своего внешнеполитического вектора Испания ориентируется на взаимодействие с Ассоциацией регионального сотрудничества Южной Азии (SAARC), объединившей Афганистан,
м
ГГI
Бангладеш, Бутан, Индию, Мальдивские Острова, Непал, Пакистан и Шри-Ланку, и на развитие двусторонних связей с Индией в соответствии с имеющимися рамочными соглашениями (последнее Рамочное соглашение о партнерстве в интересах мира, роста и инноваций между Испанией и Индией было подписано в мае 2017 г., оно содержит «дорожную карту» для двусторонних отношений). У Испании имеется интегральный план развития рынка Индии, ориентированный на увеличение доли испанских компаний в промышленном секторе этой страны; она участвует в обсуждении соглашение о свободной торговле между Индией и Европейским союзом. Помимо этого, следует отметить участие Испании с 2001 г. в стабилизации политической и экономической обстановки в Афганистане в рамках миссии ИСАФ под командованием НАТО (2001 -2014 гг.), консультационной Миссии решительной поддержки НАТО (2014 г.), выделению ею финансовой помощи Афганистану в сумме более 500 млн. евро с 2005 по 2015 гг. на инфраструктурные проекты (аэропорт, дороги, новые распределительные структуры для водоснабжения, канализации и электричества, строительство 7 сельских клиник) [27].
5. Центральная Азия представляет геостратегический интерес для Испании как территория, расположенная между тремя крупными державами - Россией, Китаем и Индией; Испания использует ее в логистических целях для доставки необходимых грузов своему воинскому контингенту в Афганистане, а также продвигает в ней интересы испанских компаний - в первую очередь, в энергетической сфере [28].
Другим внешнеполитическим вектором современной Испании является ближневосточный, в рамках реализации которого в XXI в. она сосредоточилась на подписании торговых соглашений со странами Ближнего Востока, позволяющих на более выгодных условиях экспортировать испанские товары и инфраструктурные технологии в регион, в особенности на территорию стран Персидского залива (здесь особо выделяются двусторонние отношения с Саудовской Аравией, имеющие статус перспективного экономического партнерства). Внимание Испании также привлекают конфликты в Сирии и Ираке, борьба с т.н. «Исламским государством», арабо-израильский конфликт, она пытается внести конструктивный вклад в решение этих проблем как в рамках Европейского союза, так и на двусторонней основе. Значимым приоритетом испанской политики в регионе является Палестина: в рамках Генерального плана сотрудничества на 2018 - 2021 гг.
Испания поддерживает жизнеспособность палестинского государства путем борьбы с нищетой, укрепления государственных структур и институтов и поддержки гражданского общества в области демократических ценностей и построения мира, она уделяет существенное внимание оказанию гуманитарной помощи Палестине и вносит вклад в процесс реконструкции Газы. Испания проводит также активную культурную политику на Ближнем Востоке через представительства Института Сервантеса в городах Амман, Тель-Авив, Бейрут и Каир [29].
В целом, обобщая результаты проведенного анализа внешнеполитических векторов в структуре современной испанской внешней политики, представляется возможным составить их иерархию по степени значимости для испанского правительства и изобразить ее в виде схемы.
Рисунок 1. Иерархия внешнеполитических векторов Испании по степени значимости на 2018 г.
В данной схеме семь существующих векторов разделены на три уровня: первый соответствует европейскому вектору, второй - латиноамериканскому и североамериканскому векторам, третий -средиземноморскому, африканскому, азиатско-тихоокеанскому и ближневосточному векторам. Векторы третьего уровня между собой роднит то, что они менее значимы для Испании, чем векторы первого и второго уровней, и приобрели особую актуальность для испанского правительства лишь в XXI в.
Представленная иерархия не означает отсутствия интереса у Испании к государствам, территориально не входящим в эти семь векторов, - он имеется, поскольку внешняя политика Испании носит глобальный характер. Однако он выражен
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
недостаточно сильно для того, чтобы включить их в разработанную схему. Вместе с тем, в перспективе предложенная схема может претерпеть изменения в случае смены приоритетов испанской внешней политики.
Испания отводит европейскому направлению особое стратегической значение в своей внешней политике. Расширение евроатлантического сотрудничества и фактор расширения связей Испании с США после Второй мировой войны выводят отношения Испании с США в особый ранг внешнеполитической стратегии страны. Историко-культурная близость Испании со странами Латинской Америки высветила третье стратегическое направление внешней политике Испании (иберо-американское). В последние годы Мадрид развивает контакты и с другими регионами мира (Африка, Азиатско-Тихоокеанский бассейн и т. д.).
Таким образом, представленный материал свидетельствует о росте международного признания Испании на международной арене в конце ХХ - начале XXI вв. Страна, используя историко-культурный ресурс, в том числе опыт построения колониальной империи, стремится адаптировать внешнюю политику к современным реалиям. Осознавая собственную культурную и историческую принадлежность к Европе,
Источники и литература / References
1. Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Acción y del Servicio Exterior del Estado // Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2014-3248 (Accessed: 15.06.2020).
2. El Gobierno aprueba la Estrategia de Acción Exterior // España Exterior, URL: http://www.espanaexterior.com/noticias/ el-gobierno-aprueba-la-estrategia-de-accion-exterior/ (Accessed: 15.06.2020).
3. Estrategia de Acción Exterior // Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/ Portal/es/SalaDePrensa/Multimedia/Publicaciones/Documents/ESTRATEGIA%20DE%20ACCION%20EXTERIOR%20 castellano.pdf (Accessed: 15.06.2020).
4. Olivié I., Gracia M., Gomariz M. Spain in the world: an analysis of the Elcano Global Presence Index 2016 // Fundación Real Instituto Elcano, URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_en/contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/ elcano/elcano_in/zonas_in/spanishforeignpolicy/ari103-2017-olivie-gracia-gomariz-spain-in-the-world-analysis-elcano-global-presence-index-2016 (Accessed: 15.06.2020).
5. Chislett W. Global Spain: the country's economic, military and soft presence. July 2017 // Fundación Real Instituto Elcano, URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/wcm/connect/57d01e71-349f-413d-8c6e-cd0f3863d534 /WP8-2017-Chislett-Global-Spain-economic-military-soft-power.pdf?M0D=AJPERES& CACHEID=57d01e71-349f-413d-8c6e-cd0f3863d534 (Accessed: 15.06.2020).
6. La Unión Europea // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/ Portal/es/ PoliticaExteriorCooperacion/UnionEuropea/Paginas/Inicio.aspx (Accessed: 15.06.2020).
7. Canada - Spain Relations: Fact Sheet // Embassy of Canada to Spain, URL: http://www.canadainternational.gc.ca/spain-espagne/bilateral_relations_ bilaterales/canada-spain-espagne.aspx?lang=eng (Accessed: 15.06.2020).
8. España y Estados Unidos // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores. gob.es/Portal/es/ PoliticaExteriorCooperacion/Espa%C3%B1ayEEUU/Paginas/inicio.aspx (Accessed: 15.06.2020).
9. España y Estados Unidos // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores. gob.es/Portal/es/PoliticaExteriorCooperacion/Espa%C3%B1ayEEUU/Paginas/inicio.aspx (Accessed: 15.06.2020).
10. Foreign Affairs and Cooperation: Ibero-America // Ministerio de Asuntos Exteriores y Cooperación, URL: http://www. exteriores.gob.es/Portal/ en/PoliticaExteriorCooperacion/Iberoamerica/Paginas/Inicio.aspx (Accessed: 15.06.2020).
11. Mediterráneo // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/ Portal/es/Politica ExteriorCooperacion/Mediterraneo/Paginas/inicio.aspx (Accessed: 15.06.2020).
12. Asociación Euro-Mediterránea: del proceso de Barcelona a la Unión por el Mediterráneo // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/PoliticaExteriorCooperacion/ Mediterraneo/Paginas/PartenariadoEuroMediterraneo.aspx (Accessed: 15.06.2020).
13. Oriente Próximo y Magreb // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores. gob.es/Portal/es/ PoliticaExteriorCooperacion/OrienteProximoMagreb/Paginas/Inicio.aspx (Accessed: 15.06.2020).
14. España y el Magreb // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob. es/Portal/es/Politica ExteriorCooperacion/OrienteProximoMagreb/Paginas/EspElMagreb.aspx (Accessed: 15.06.2020).
15. Otros procesos: Diálogo 5+5 y Foromed // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http:// www.exteriores.gob.es/ Portal/es/PoliticaExteriorCooperacion/Mediterraneo/Paginas/OtrosProcesos.aspx (Accessed: 15.06.2020).
16. Sahel y Malí // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/ es/ PoliticaExteriorCooperacion/Africa/Paginas/Sahel.aspx (Accessed: 15.06.2020).
17. GAR-SI SAHEL // Directorate General for International Cooperation and Development, URL: https://ec.europa.eu/ europeaid/sites/devco/files/t05-eutf-sah-reg-2016_fr.pdf (Accessed: 15.06.2020).
18. Mali: Decisiva Y Contundente Reacción Militar de Francia para Frenar El Avance Yihadista, URL: http://www.ieee.es/ Galerias/fichero/ docs_analisis/2013/DIEEEA06-2013_Reaccion_de_Francia_en_Mali_JDA.pdf (Accessed: 15.06.2020).
19. África Occidental // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/ Portal/es/Politica ExteriorCooperacion/Africa/Paginas/AfricaOccidental.aspx (Accessed: 15.06.2020).
20. Cuerno de África // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/ Portal/es/ PoliticaExteriorCooperacion/Africa/Paginas/CuerdoDeAfrica.aspx (Accessed: 15.06.2020).
м
fe \
21. Guinea Ecuatorial // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/ Portal/es/ PoliticaExteriorCooperacion/Africa/Paginas/GuineaEcuatorial.aspx (Accessed: 15.06.2020).
22. África // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/ PoliticaExterior Cooperacion/Africa/Paginas/Inicio.aspx (Accessed: 15.06.2020).
23. Asia y Pacífico // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/ Portal/es/Politica ExteriorCooperacion/AsiaPacifico/Paginas/Inicio.aspx (Accessed: 15.06.2020).
24. Pacífico // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/ PoliticaExterior Cooperacion/AsiaPacifico/Paginas/Pac%C3%ADfico.aspx (Accessed: 15.06.2020).
25. Asia Oriental // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/ Portal/es/Politica ExteriorCooperacion/AsiaPacifico/Paginas/Asia-Oriental.aspx (Accessed: 15.06.2020).
26. Filipinas y Sureste asiático // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores. gob.es/Portal/es/Politica ExteriorCooperacion/AsiaPacifico/Paginas/filipinas.aspx (Accessed: 15.06.2020).
27. Asia Meridional // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/ Portal/es/Politic aExteriorCooperacion/AsiaPacifico/Paginas/Asia-Meridional.aspx (Accessed: 15.06.2020).
28. Asia Central // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación, URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/ es/Politica ExteriorCooperacion/AsiaPacifico/Paginas/AsiaCentral.aspx (Accessed: 15.06.2020).
29. España y Oriente Próximo // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación URL: http://www.exteriores. gob.es/Portal/es/PoliticaExteriorCooperacion/OrienteProxio (Accessed: 15.06.2020).
Сведения об авторах:
Вартумян Арушан Арушанович - доктор политических наук, профессор кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / [email protected]
Карданова Марьяна Лионовна - старший преподаватель кафедры туризма и гостиничного дела института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске (Пятигорск) / [email protected]
Information about the authors:
Vartumyan Arushan - Doctor of Political Sciences, Professor, Chair of Foreign History, Political Science and Foreign Affairs, Institute of Humanities, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / [email protected]
Kardanova Maryana - Senior Lecturer, Chair of Tourism and Hotel Business, Institute of Service, Tourism and Design (branch) of the North-Caucasus Federal University in Pyatigorsk (Pyatigorsk) / [email protected]