Научная статья на тему 'Особенности функционирования экономических и дипломатических учреждений Королевства Испания'

Особенности функционирования экономических и дипломатических учреждений Королевства Испания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резников Валерий Владимирович, Моторина Виктория Евгеньевна

Целью статьи является анализ особенностей деятельности и структуры экономических и дипломатических учреждений Королевства Испания. В работе представлена схематическая структура экономических и дипломатических институтов Королевства Испания, описание их деятель­ности. Показано взаимодействие указанных институтов и их влияние на реализацию внешнеполитических и экономических задач Королевства Испания на международной арене. На основе анализа экономико-дипломатических составляющих представлена схема построения и функциони­рования указанных государственных институтов, их структура, задачи и особенности деятельности. Доказано, что важную роль в реализации государственных внешнеэкономических и политических стратегий играют Министерство иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания и Министерство экономики, промышленности и конкурентоспособности, а за рубежом страну представляют посольства, консуль­ства и торговые представительства. Определено, что экономическая дипломатия Испании должна учитывать экономические стороны по­литических явлений, а также следовать за действиями экономических механизмов и при анализе придерживаться вектора международных экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования экономических и дипломатических учреждений Королевства Испания»

УДК 339:341.7(460)

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ

©2018

РЕЗНИКОВ В. В., МОТОРИНА В. Е.

УДК 339:341.7(460)

Резников В. В., Моторина В. Е. Особенности функционирования экономических и дипломатических учреждений

Королевства Испания

Целью статьи является анализ особенностей деятельности и структуры экономических и дипломатических учреждений Королевства Испания. В работе представлена схематическая структура экономических и дипломатических институтов Королевства Испания, описание их деятельности. Показано взаимодействие указанных институтов и их влияние на реализацию внешнеполитических и экономических задач Королевства Испания на международной арене. На основе анализа экономико-дипломатических составляющих представлена схема построения и функционирования указанных государственных институтов, их структура, задачи и особенности деятельности. Доказано, что важную роль в реализации государственных внешнеэкономических и политических стратегий играют Министерство иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания и Министерство экономики, промышленности и конкурентоспособности, а за рубежом страну представляют посольства, консульства и торговые представительства. Определено, что экономическая дипломатия Испании должна учитывать экономические стороны политических явлений, а также следовать за действиями экономических механизмов и при анализе придерживаться вектора международных экономических отношений.

Ключевые слова: экономическая дипломатия, государственные институты, дипломатические отношения, Королевство Испания. Рис.: 2. Библ.: 9.

Резников Валерий Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина (пл. Свободы, 4, Харьков, 61022, Украина) E-mail: [email protected]

Моторина Виктория Евгеньевна - магистрант кафедры международных экономических отношений, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина (пл. Свободы, 4, Харьков, 61022, Украина)

УДК 339:341.7(460) Резнтов В. В., Моторна В. £. Особливост'1 функцонування економiчних i дипломатичних iнституцiй Королiвства 1спашя

Метою статтi е анал'в особливостей дяльностi та структури еко-номЫних i дипломатичних тституцш Королвства 1спашя. У роботi надано схематичну структуру економiчних i дипломатичних 'тституцш Королвства 1спан1я, опис ¡хньо/ дiяльностi. Показано взаемодю зазначених тституцш та ¡хнш вплив на реалiзацiю зовншньополтич-них i економiчних завдань Королiвства 1спатя на мiжнароднiй арет. На основанал'вуекономiко-дипломатичнихскладовихпредставлено схему побудови й функцюнування зазначених державних iнститутiв, ¡х структуру, завдання та особливот дiяльностi. Доведено, що важливу роль у реал'ваци державних зовнiшньоекономiчних та полiтичних стратегш в'дграють Мштерство закордонних справ i ствробтництва Корол'ю-ства lспанiя та Мтстерство економки, промисловот та конкурен-тоспроможностi, а за кордоном крану представляють посольства, консульства та торговi представництва. Визначено, що економiчна дипломатiя 1спанп мае враховувати економiчнi сторони полiтичних явищ, а також тдувати за дiями економiчних механiзмiв i при аналiзi дотримуватись вектора мiжнародних економiчних вiдносин. Ключов'1 слова: економ'нна дипломатiя, державнi 'тститути, дипло-матичт зносини, Королiвство lспанiя. Рис.: 2. Б'бл.: 9.

Резнтов Валерй Володимирович - кандидат економiчних наук, доцент кафедри мiжнародних економiчних вiдносин, Хартський нацональний утверситет ¡м. В. Н. Каразша (пл. Свободи, 4, Харщ 61022, Украна) E-mail: [email protected]

Моторна Вiкторiя £вгенiвна - магктрант кафедри мiжнародних еко-номiчних тдносин, Хармвський нацональний утверситет ¡м. В. Н. Карата (пл. Свободи, 4, Харщ 61022, Украна)

UDC 339:341.7(460j

Ryeznikov V. V., Motorina V. Ye. The Features of Functioning of Economic and Diplomatic Institutions of the Kingdom of Spain

The article is aimed at analyzing the features of activity and structure of economic and diplomatic institutions of the Kingdom of Spain. The publication presents a schematic structure of the economic and diplomatic institutions of the Kingdom of Spain, describing their activities. The interaction of these institutions and their influence on implementation of foreign policy and economic objectives of the Kingdom of Spain on the international arena is demonstrated. On the basis of an analysis of economic and diplomatic components the scheme of construction and functioning of the mentioned State institutions, their structure, tasks and features of activity is presented. It is proved that the Ministry of Foreign Affairs and Cooperation of the Kingdom of Spain and the Ministry of Economy, Industry and Competitiveness play an important role in implementation of the State foreign economic and political strategies, and abroad the country is represented by embassies, consulates and trade representations. It is determined that the economic diplomacy of Spain should take into consideration the economic aspects of political phenomena, as well as follow the actions of economic mechanisms and in terms of analysis adhere to the vector of international economic relations. Keywords: economic diplomacy, the State institutions, diplomatic relations, Kingdom of Spain. Fig.: 2. Bibl.: 9.

Ryeznikov Valeriy V. - PhD (Economicsj, Associate Professor of the Department of International Economic Relations, V. N. Karazin Kharkiv National University (4 Svobody Square, Kharkiv, 61022, Ukrainej E-mail: [email protected]

Motorina Viktoriia Ye. - Graduate Student of the Department of International Economic Relations, V. N. Karazin Kharkiv National University (4 Svobody Square, Kharkiv, 61022, Ukrainej

Важным инструментом реализации национальных интересов является экономическая дипломатия, которая занимается урегулированием сложных отношений большого количества госу-

дарств, правительственных и неправительственных международных организаций, транснациональных корпораций. Экономическая дипломатия - довольно новая наука, и ее изучение является актуальным и се-

годня, так как с помощью нее решается значительное количество межгосударственных вопросов, связанных с политическими и экономическими проблемами и задачами в системе международных экономических отношений. Испания рассматривается как одна из самых влиятельных государств Европейского Союза в экономико-дипломатическом аспекте, что обусловливает актуальность темы исследования.

Целью статьи является анализ особенностей деятельности и структуры экономических и дипломатических институтов Королевства Испания.

Дипломатическая деятельность с развитием специализированных международных отношений стала приобретать черты межгосудар-ого регулирования экономики и реализации внешнеэкономической политики государства. Появилось такое понятие, как «экономическая дипломатия», которую можно представить как достижение экономических целей средствами дипломатии, независимо от того, использует она экономические рычаги для их достижения или нет [1, с. 52], с одной стороны, а с другой - как деятельность по реализации национальных экономических интересов на мировой арене и защите экономической безопасности дипломатическими методами [2].

Учитывая развитие на современном этапе, а также очень тесные связи между основными внешнеполитическими институтами любого государства (министерства иностранных дел и других специализированных министерств - (экономики, торговли, энергетики и пр.)), можно выделить новые виды специализированной дипломатической деятельности [3]:

1) финансовая и долговая дипломатия;

2) отраслевая дипломатия;

3) торговая и коммерческая дипломатия;

4) корпоративная дипломатия;

5) имиджевая экономическая дипломатия и др.

Испания имеет долгую и многогранную историю, в ходе которой формировались государственные органы, регулирующие международные, дипломатические и экономические отношения. Испанская дипломатия прослеживается еще со времен Королевства Вестготов (У1-УШ вв.). Сегодня же Испания является парламентской монархией, во главе которой стоит король, исполняющий роль не только главы государства, но также осуществляющий высшее представительство испанского государства в международных отношениях. Премьер-министр является главой правительства и имеет фактически президентские полномочия [4].

Парламент Испании - Генеральные Кортесы, состоящие из Верхней палаты (Сената) и Нижней палаты (Конгресса). В парламенте вопросами экономики занимается Комитет по экономике и финансам, а дипломатическим аспектом (то есть внешней деятельностью) - Комитет по зарубежным делам. Оба

комитета непосредственно относятся к Конгрессу, что продемонстрировано на рис. 1.

Кабинету Министров Испании подчиняются Министерство иностранных дел и сотрудничества, Министерство экономики, промышленности и конкурентоспособности, а также Торгово-промышленные палаты - это основные органы, которые осуществляют экономическую дипломатию Испании и способствуют ее развитию.

За границей функции экономической дипломатии Королевства Испания выполняют посольства, консульства и торговые представительства.

На современном этапе развития испанской дипломатии можно наблюдать изменения в сторону модернизации и развития системы административного государственного управления, с учетом современных потребностей евроинтеграции и глобализации.

Основным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию внешних сношений Испании, является Министерство иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания. Оно отвечает за планирование, руководство, осуществление и оценку политики государства в сфере внешней политики и международного сотрудничества в целях развития, уделяя особое внимание политике, связанной с Европейским Союзом и Иберо-Америкой, а также за координацию и контроль за всеми действиями других министерств и общественных администраций в этих областях. Министерство также отвечает за развитие экономических, культурных и научных отношений; участие в осуществлении политики в области миграции и иностранцев; содействие трансграничному и международному сотрудничеству; защиту испанцев за рубежом, а также подготовку, ведение переговоров и обработку международных договоров, одной из сторон в которых является Испания.

Согласно Королевскому указу [8], министерство иностранных дел и сотрудничества под руководством министра состоит из таких высших и руководящих органов (рис. 2).

Государственный секретариат иностранных дел несет непосредственную ответственность за разработку и реализацию внешней политики, стратегии ее реализации и общих целей, а также ее спецификации в различных географических и тематических сферах. Среди других обязанностей секретариата - координация и контроль участия Испании в Совместной внешней политике и политике безопасности Европейского Союза; разработка и реализация внешней политики в отношении системы Организации Объединенных Наций; исполнение обязанностей, связанных с международными делами по вопросам терроризма, международной безопасностью, разоружением и правами человека; управление взносами в международные организации.

Королевство Испания

Рис. 1. Структура государственных органов, отвечающих за осуществление экономико-дипломатических

отношений Королевства Испания

Источник: составлено по материалам [5-7].

Государственному секретариату подотчетны пять Генеральных директоратов:

+ по вопросам внешней политики и безопасности;

+ по вопросам ООН и прав человека; + по странам Магриб, Средиземноморья и Ближнего Востока; + по Африке;

+ по Северной Америке, Азии и Тихому океану.

Государственный секретариат по европейским делам отвечает за разработку и реализацию политики Испании в отношении Европейского Союза. Кроме этого, он координирует действия других государственных администраций в Европейском Союзе, а также разрабатывает и реализует внешнюю политику Испании с Европой.

Три Генеральных директората и Государственная юридическая служба в Суде Европейского Союза отчитываются Государственному секретариату (Генеральный директорат по вопросам интеграции и координации общих вопросов Европейского Союза; Генеральный директорат по координации внутреннего рынка и других политик Европейского Союза; Генеральный директорат Европы).

Государственный секретариат международного сотрудничества с Иберо-Америкой и странами Карибского бассейна несут ответственность за разработку, руководство, внедрение, мониторинг и оценку внешней политики Иберо-Америки, а также за международное сотрудничество в области развития и координации внешнеэкономических мероприятий. Он также готовит и координирует иберо-американские встречи на высшем уровне, планирует и способствует деятельности иберо-американского сообщества наций; сотрудничает и поддерживает обязанности Генерального секретариата Иберо-Америки; способствует и координирует присутствие Испании в Организации Американских Государств и в различных многосторонних организациях и организациях в сфере Иберо-Америки.

Два Генеральных директората отчитываются Государственному секретариату (Генеральный директорат по политике устойчивого развития; Генеральный директорат Иберо-Америки и стран Карибского бассейна).

В Государственном секретариате также есть два полномочных учреждения: Испанское агентство международного сотрудничества по вопросам развития и Институт Сервантеса.

Государственный секретариат иностранных дел

Государственный секретариат по европейским делам

Генеральный директорат по вопросам внешней политики и безопасности

Генеральный директорат по вопросам ООН и правам человека

Генеральный директорат Магриб, Средиземноморья и Ближнего Востока

Генеральный директорат по Африке

Генеральный директорат по Северной Америке, Азии и Тихому океану

Государственный секретариат по международному сотрудничеству с Иберо-Америкой и странами Карибского бассейна

Генеральный директорат по вопросам интеграции и координации общих вопросов ЕС

Генеральный директорат по координации внутреннего рынка и других политик ЕС

Генеральный директорат по политике устойчивого развития

Генеральный директорат по Иберо-Америке и странам Карибского бассейна

Генеральный директорат по вопросам европейской интеграции

Рис. 2. Структура МИД Королевства Испания

Источник: составлено по материалам [6].

Субсекретариат иностранных дел и сотрудничества несет ответственность за руководство и координацию общих служб Министерства; подготовку, обработку, контроль и хранение договоров, участником которых является Испания; подбор и подготовку государственных служащих Дипломатического корпуса и Корпуса переводчиков; разработку и реализацию внешней политики Испании в сфере иностранцев; защиту испанцев за рубежом; управление чрезвычайными и кризисными ситуациями, касающихся испанцев за рубежом, а также контролирует действия консульских учреждений Испании.

Три подконтрольных органа подотчетны Субсекретариату: Технический Генеральный Секретариат; Генеральный директорат внешней службы; Генеральный директорат испанцев за рубежом, по консульским и миграционным вопросам.

Субсекретариат иностранных дел и сотрудничества

Технический Генеральный Секретариат

Генеральный директорат внешней службы

Генеральный директорат испанцев за рубежом и по консульским и миграционным вопросам

Непосредственно министру иностранных дел подотчетны: Генеральный директорат по международным экономическим отношениям; Генеральный директорат по коммуникации и дипломатической информации, представления послов.

Прототипом современного Министерства иностранных дел был орган, отвечавший за внешнеполитические вопросы, созданный в XV веке во время правления короля [9, с. 128-150].

Отдельно рассмотрим деятельность государственных секретариатов. За разработку и осуществление внешней политики монархии; международные экономические отношения; двустороннее и многостороннее сотрудничество со странами Магриб, Африки, Средиземноморья, Ближнего

Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона отвечает Государственный секретариат по международным делам. Он координирует и контролирует участие страны в совместной внешней политике и политике безопасности ЕС, взаимодействует со структурами Организации Объединенных Наций, распределяет отчисления в международные организации. Государственный секретариат по вопросам сотрудничества с ЕС обеспечивает внешнюю политику в рамках регионального образования, согласовывает общую политику с ЕС через постоянного представителя Испании в Евросоюзе. Государственный секретариат по международному сотрудничеству и по делам Латинской Америки выполняет следующие основные функции: подготовка иберо-американских саммитов, планирование деятельности иберо-американского сообщества наций, координация участия Испании в региональных объединениях латиноамериканских государств, межконтинентальное культурное сотрудничество.

власти, привлекаются автономные сообщества, местные органы власти, неправительственные организации и институты гражданского общества. Глава МИД Испании обязан ежегодно докладывать о реализации внешнеполитической стратегии страны в обеих палатах Генеральных кортесов [8]. Законом определено, что испанское правительство, по инициативе МИД страны и учитывая предложения Министерства финансов и государственного управления, может вместе, как с органами, так и государствами - членами ЕС, создавать совместные дипломатические миссии в третьих странах, особенно там, где нет представительств Европейского Союза; создавать совместные культурные представительства в третьих странах для распространения принципов и ценностей, на которых основывается ЕС; приобщать испанских чиновников к делегациям от ЕС в тех государствах, где у Испании нет постоянного дипломатического представительства [8].

Закон о государственной внешней политике и дипломатической службе от 25 марта 2014 г. четко определяет роль всех субъектов внешнеполитического процесса и его регулятивную функцию на современном этапе [8]. Согласно закону, дипломатическая служба, как гибкий инструмент обеспечения интересов государства, должна: укреплять международное присутствие и имидж Испании, продвигать ее ценности и интересы; способствовать внешнеэкономической деятельности иберийского бизнеса, увеличению экспорта товаров и услуг, привлечению инвестиций в национальную экономику; усилить свое участие в работе Европейской внешнеполитической службы и координацию совместных внешних действий, гармонизацию внешней политики монархии с общей европейской внешней политикой и политикой безопасности; обеспечить постоянное взаимодействие с латиноамериканскими странами [8]. Анализируя Закон о государственной внешней политике и дипломатической службе, следует обратить внимание на его четыре раздела (или титулы).

Первый раздел определяет субъектов иностранных дел государства (институт монарха, государственные и административные органы, учреждения, организации, конституционные органы - 17 автономий, местные органы власти и т. д.) и сферы внешней деятельности государства (поддержание международного мира и безопасности, обеспечение прав человека и уважение человеческого достоинства; экономическое, финансовое, научное, культурное транснациональное и региональное сотрудничество и т. д.). Четко указано, что планирование и мониторинг внешней деятельности государства будет осуществляться через стратегию внешних воздействий и отчет об этих действиях. К выработке внешнеполитической стратегии, которая принимается сроком на четыре года, кроме центральных органов

Не менее важным органом, влияющим на реализацию экономической дипломатии страны, является Министерство экономики, промышленности и конкурентоспособности Испании. Его целью является реализация политики правительства по экономическим вопросам и продвижению реформ, направленных на повышение конкурентоспособности, научных исследований, технологического развития и инноваций во всех секторах. Оно отвечает за торговую политику и поддержку компаний, а также другие возможности и обязанности, предоставляемые законом.

К Министерству экономики, промышленности и конкурентоспособности относятся:

1. Государственный секретариат по экономике и поддержке бизнеса, в который входят: а) Генеральный секретариат казначейства и финансовой политики (в ранге заместителя секретаря); б) Генеральный директорат казначейства; в) Генеральный директорат по вопросам экономической политики; в) Генеральный директорат по макроэкономическому анализу и международной экономике; г) Генеральный директорат по страхованию.

2. Государственный секретариат по торговле, в который входят: а) Генеральный директорат по международной торговле и инвестициям; б) Генеральный директорат по внутренней торговле.

3. Государственный секретариат по исследованиям, развитию и инновациям, в который входят: а) Генеральный секретариат по науке и инновациям (в ранге заместителя секретаря); б) Генеральный директорат по исследованиям, развитию и инновациям.

4. Генеральный секретариат промышленности, малого и среднего предпринимательства.

5. Заместитель министра экономики, промышленности и конкурентоспособности; Генеральный технический секретариат [7].

ВЫВОДЫ

Исходя из анализа представленного материала, можно утверждать, что на сегодняшний день в Испании сложилась достаточно развитая система государственных органов, регулирующих экономические и дипломатические отношения со странами мира. Важную роль играют Министерство иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания и Министерство экономики, промышленности и конкурентоспособности, а за границей страну представляют посольства, консульства и торговые представительства. Вышеперечисленные органы успешно функционируют в направлении продвижения как экономических, так и политических интересов Испании на мировом уровне.

Экономическая дипломатия Испании должна учитывать экономические стороны политических явлений, а также следовать за действиями экономических механизмов и при их анализе учитывать современные тенденции международных экономических отношений. Тесное сплетение экономических и политических факторов является характерной чертой экономической дипломатии. Для экономической дипломатии Испании обеспечение национальных интересов и защиты национальной безопасности становится приоритетной задачей. Важное значение приобретает способность экономической дипломатии работать на перспективу, обеспечивать политический задел для продвижения экономических интересов. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Каррон де ля Каррьер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок / пер. с фр. М. : РОССПЭН, 2003. 296 с.

2. Мавланов И. Экономическая дипломатия: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2016. 524 с.

3. Ryeznikov V. Theoretical aspects of diplomacy, its role in international economic relations. Bíchuk Мiжнародного Слов'янського yHiBepcumemy. Cepin «Ekohomí4hí науки». 2013. Том XVI. № 1-2. С. 48-53.

4. Constitución Española de 1978: texto consolidado. Boletín Oficial del Estado. 1978. No. 311. P. 29313-29924.

5. Demoledor informe de Exteriores sobre la diplomacia española: las embajadas son morosas, falta personal y peligra la ayuda al desarrollo / El Confidencial, 25 de mayo de 2005. URL : http://www.elconfidencial.com/enexclusiva/ indice_2592/

6. Ministerio de Asuntos Exteriores y Cooperación. URL: http://www.exteriores.gob.es

7. Ministry of Economy, Industry and Competitiveness. URL: http://www.mineco.gob.es

8. Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Accion y del Servicio Exterior del Estado. Boletin Oficial del Estado. 2014. No. 74. URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2014-3248

9. Богучарский Е. М., Солнцев Л. С. Дипломатическая служба Испании // Дипломатия иностранных государств : учебное пособие / под ред. Т. В. Зоновой. М. : РОССПЭН, 2004. С. 128-150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

Bogucharskiy, Ye. M., and Solntsev, L. S. "Diplomatiches-kaya sluzhba Ispanii" [The Diplomatic Service of Spain]. In Diplomatiya inostrannykh gosudarstv, 128-150. Moscow: ROSSPEN, 2004.

"Constitucion Espanola de 1978: texto consolidado". Boletin Oficial del Estado, no. 311 (1978): 29313-29924.

"Demoledor informe de Exteriores sobre la diplomacia espanola: las embajadas son morosas, falta personal y peligra la ayuda al desarrollo". El Confidencial, 25 de mayo de 2005. http://www.elconfidencial.com/enexclusiva/indice_2592/

Karron de lia Karrer, G. Ekonomicheskaya diplomatiya. Diplomat i rynok [Economic diplomacy. Diplomat and market]. Moscow: ROSSPEN, 2003.

"Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Accion y del Servicio Exterior del Estado". Boletin Oficial del Estado. 2014. https:// www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2014-3248

Mavlanov, I. Ekonomicheskaya diplomatiya [Economic diplomacy]. Moscow: Aspekt Press, 2016.

Ministerio de Asuntos Exteriores y Cooperacion. http:// www.exteriores.gob.es

Ministry of Economy, Industry and Competitiveness. http://www.mineco.gob.es

Ryeznikov, V. "Theoretical aspects of diplomacy, its role in international economic relations". Visnyk Mizhnarodnoho Slovianskoho universytetu. Seriia «Ekonomichni nauky», vol. XVI, no. 1-2 (2013): 48-53.

E?

OQ О О

О

Q_

О <

СО

<

о

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.