уДК 327
М. В. Пупышева
соискатель кафедры политологии;
ст. преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета; е-т^Н: [email protected]
ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ
В статье проводится анализ приоритетов внешней политики Испании на современном этапе. Многовекторность внешней политики страны проявляется в действиях в нескольких глобальных направлениях, которые, в свою очередь, определяют ее территориальные приоритеты: европейский, средиземноморский, латиноамериканский и трансатлантический. Мировой экономический кризис выдвинул на первый план европейский и ибероамериканский векторы, а позиция региональной державы определяет важность средиземноморского региона.
Ключевые слова: внешняя политика Испании; приоритеты внешней политики; Хосе Мария Аснар; Хосе Луис Родригес Сапатеро; Мариано Рахой.
M. V. Pupysheva
Postgraduate student of the Department of Political Science, senior lecturer at the Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Media Technologies, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]
PRIORITIES OF FOREIGN POLICY OF MODERN SPAIN
The article analyzes the main priorities of foreign policy of modern Spain. The multi-vector nature of its foreign policy is manifested in actions in several global directions, which determine the country's territorial priorities: European, Mediterranean, Latin American and Transatlantic. The global economic crisis has brought to the fore the European and Iberoamerican vectors, and the position of a regional power determines the importance of the Mediterranean region.
Key words: foreign policy of Spain; priorities of foreign policy; Jose Maria Aznar; Jose Luis Rodriguez Zapatero; Mariano Rajoy.
Введение
Испания - современная европейская страна, что определяет ряд свойств, общих с иными европейскими странами, в частности, в области формирования и реализации единой политики, проводимой Евросоюзом. Вместе с тем в силу своего географического положения
Испания играет особую роль в качестве «буферной зоны» или посредника: являясь мостом между Европой и Африкой, играет особую роль в средиземноморском регионе, например, в выстраивании отношений между ЕС и Марокко или Турцией; на основе единого историко-культурного прошлого обладает необходимыми инструментами для продвижения своих интересов в Латинской Америке; будучи атлантической страной, Испания является стратегически важным объектом на международной арене.
Внешнеполитические приоритеты представляют собой наиболее важные из долгосрочных интересов, реализуемые при помощи взаимодействия с другими международными субъектами в рамках внешнеполитического курса страны [Челядинский, 2003]. Эти приоритеты определяются государством и уполномоченными институтами с учетом интересов других игроков на политической арене: политических блоков, некоммерческих организаций, ТНК. Важную роль в определении и реализации приоритетов внешней политики также играет общественное мнение: так, неприятие общественностью политики Испании в Ираке привело к разгромному поражению Народной партии на выборах 2004 г.
Приоритетные направления внешней политики страны, а также конкретные шаги для реализации намеченного курса закрепляются в «Стратегии внешнеполитической деятельности»; последний документ был принят в конце 2014 г.; в нем подробно изложены цели, задачи, а также функциональные и территориальные приоритеты Испании на действующий период.
Основные функциональные приоритеты Испании диктуются, с одной стороны, членством в международных надгосударственных организациях (общая внешняя политика и политика безопасности Европейского союза, цели устойчивого развития ООН и др.), с другой - особенностями позиции страны как «региональной державы» (увеличение доли участия в процессе европейской интеграции, укрепление ибероамериканского сообщества наций) и тяжелой финансово-экономической ситуацией внутри страны (защита и продвижение экономических интересов Испании за рубежом).
Перечисленные приоритеты демонстрируют понимание испанским правительством необходимости «многовекторной внешней политики», основанной на совокупности различных факторов и действий множества акторов на международной арене [Яковлев 2011]. Испания
до сих пор не смогла полностью раскрыть свой политический и социально-экономический потенциал и вынуждена вести работу сразу на нескольких глобальных направлениях: военном, развивая так называемое атлантическое направление (США, НАТО); политическом, пытаясь войти в ряд стран, составляющих ядро Европейского союза, а также стать лидером Средиземноморского региона; экономическом, снизив свою энергетическую зависимость от внешних партнеров, а также помогая испанским ТНК и банкам закрепиться на международных рынках, в особенности Латинской Америки, вызывающей активный интерес Китая.
Данные направления обусловливают территориальные приоритеты внешней политики Испании, также перечисленные в «Стратегии»: европейский, средиземноморский, латиноамериканский и трансатлантический [Estrategia de Acción Exerior, 2015].
Атлантический вектор
Атлантический вектор становится основным приоритетом Мадрида после террористических атак 11 сентября 2001 г.: правительство Хосе Марии Аснара видит в изменении мирового порядка возможность для приобретения влияния на международной арене при поддержке США. Целью председателя правительства было превратить страну в «одну из крупнейших демократий мира» [Aznar 2005], что не представлялось возможным в рамках опоры на франко-германскую ось ЕС; это и доказала подчеркнутая нейтральность этих стран в рамках территориального конфликта на острове Перехиль [Черкасова 2009].
Отношения с США базируются на активных экономических и культурных контактах (по прогнозам Института Сервантеса, к 2060 г. США станут второй после Мексики страной в мире по количеству испаноговорящих [El español, una lengua viva ... URL]). Тем не менее политика Народной партии в 1996-2004 гг., выразившаяся не только в активном участии в операциях в Афганистане и Ираке, но и сделавшая Испанское королевство самым активным союзником США в Европе, наносила вред национальным интересам Испании, что в свою очередь определило и неприятие внешней политики страны со стороны ее граждан и в итоге привело к поражению на выборах [Аникеева 2009]. Характерно, что смена власти в стране произошла после террористического акта, осуществленного за несколько дней до парламентских выборов.
Выбор Х. Л. Сапатеро в качестве председателя правительства означал охлаждение отношений с Соединенными Штатами: в противовес политике Вашингтона, ИСРП досрочно выводит свой контингент из Ирака, выступает за предоставление права на развитие программы «мирного атома» Тегерану, а также в защиту Палестины [Ермоленко 2011].
После прихода к власти Барака Обамы правительство Испании пересмотрело свою позицию, что закончило период открытой конфронтации. Постепенное налаживание отношений позволило разделить интересы обеих стран в Латинской Америке и Средиземноморье, для чего Мадрид ужесточил свою позицию по иранскому и палестинскому вопросу, а также объявил о возвращении контингента в Ирак, однако, в составе международных войск НАТО.
Европейский вектор
В своей речи на инаугурации председатель испанского правительства (2004-2008) детально описал внешнеполитическую стратегию страны, основанную на европейском векторе и «мягкой силе». В своей новой программе Х. Р. Сапатеро объявил о возвращении Испании на позиции региональной державы, ориентированной на интеграцию в ЕС, и, следовательно, не берущей на себя невыполнимые для нее обязательства [Rodríguez Zapatero URL].
В силу своего экономико-географического положения, приоритетным направлением Испании является усиление влияния на внутри-европейском рынке, в частности, создание оси Берлин - Париж - Мадрид, что подтверждается активными действиями страны по усилению интеграционных процессов (например. принятие Конституции ЕС или вступление в Союз Турции). Увеличению веса Испании на европейской арене также способствовали победа Брекзита и новый политический кризис в Италии из-за отставки правительства после провала референдума по конституционной реформе, в дополнение к неопределенности, вызванной избранием Дональда Трампа Президентом Соединенных Штатов Америки. В новой европейской реальности Мадрид может стать надежным партнером Германии, учитывая тот факт, что испанское общество продолжает поддерживать идеи европеизма и евро, несмотря на экономические проблемы и высокий приток иммигрантов.
В контексте связи внешней политики с внутренней стоит обратиться к проблеме каталонского сепаратизма, обратившей на себя
внимание мирового сообщества. Взаимосвязь между провозглашенным Барселоной «получением суверенитета» и позицией Испании в ЕС можно проследить с 11 сентября 2012 г., когда, в условиях кризиса евро, каталонские лидеры провели демонстрацию под девизом «Каталония теперь европейское государство», что положило начало так называемому «каталонскому процессу». Первоначальный политический ответ Брюсселя не был однозначным в связи с проходящими переговорами о референдуме в Шотландии; несмотря на то, что референдум этой территории был законным и согласованным с Лондоном, была негласно утверждена политика невмешательства. Однако неоднократные обращения правительства Испании о внесении ясности в позицию ЕС, а также заявления Артура Маса о возможности одностороннего выхода вынудили Евроко-миссию выступить в поддержку позиции Мадрида, определив данный вопрос как «внутренний» [Molina, Martín URL]. Принятый Брюсселем путь разрешения проблемы показателен для оценки политического потенциала Испании в рамках ЕС; в 2018 г. представители четырех стран ЕС (Германия, Испания, Франция и Италия) встретились в Версале для обсуждения будущего проекта евроинтеграции. Присутствие на встрече Испании после длительного периода отдаления от ключевых позиций было воспринято аналитиками как предложение возвращения Мадрида в ядро Европы [Lledó URL]. Интересным также представляется тот факт, что Испании было дано право вето в отношениях ЕС - Гибралтар.
Средиземноморский вектор
В русле средиземноморской политики Испании традиционно выделяются страны Магриба, в частности Марокко. Отношения между Мадридом и Рабатом традиционно характеризуются как сложные [Тканко 2009]: географическая близость, крупное марокканское сообщество в Испании (более 800 тыс. человек), испанский протекторат над Северным Марокко и связанные с ним территориальные претензии, а также политические и культурные различия представляют собой богатую почву для трений и конфликтов. Тем не менее данные особенности означают, что существуют причины для сотрудничества, и Рабат является одним из ключевых субъектов внешней политики испанского государства (в том числе в рамках Барселонского процесса и испано-марокканской министерской комиссии Ибн Рашд). Трудности во взаимоотношениях Испании с Марокко возникают из-за проблем, связанных с анклавами Мелилья и Сеута, а также с Западной
Сахарой; играет роль нелегальная миграция и наркотрафик (в 2014 г. доходы от наркоторговли в Испании составляли 15,7 млн в день (Радио «Свобода», 02.07.2014)).
Важно отметить, что позитивные моменты, связанные с разрешением вышеописанных проблем в направлении Магриба, случились после возвращения Испании к традиционной иерархии ее внешнеполитических приоритетов: выборы 2004 г. привели не только к выводу войск из Ирака, но и к смягчению позиции относительно Марокко. На смену напряженности приходит улучшение отношений - во многом благодаря «личной дипломатии» Хуана Карлоса (встреча с Мохам-медом IV в 2005 г.) - и смягчение положения в связи с Западной Сахарой (соглашение о передаче временного контроля Марокко и Мавритании), которое играет свою роль и сейчас [Быстров URL]. Политика Х. Л. Сапатеро была перенята его преемниками, что привело к решению данной страны Магриба сделать заметную ставку на иностранных инвесторов, важнейшими из которых стали Испания и Франция [Саламов 2013].
Латиноамериканский вектор
Приоритетным направлением внешней политики Испании, связанным с колониальным прошлым, является ибероамериканское: Мадрид традиционно уделяет большое внимание отношениям с Латинской Америкой, которая в настоящее время получает от своей бывшей метрополии четверть всех инвестиций и более трети помощи в целях развития. Экономический кризис повысил значение региона в глазах Испании, поскольку именно рост таких стран, как Мексика или Бразилия, и в значительной степени позволил крупным корпорациям Испании выжить в условиях кризиса. Тем не менее политическое влияние и престиж Испании в регионе явно ослабевают под давлением США [Gratius 2010].
Политика Испании в латиноамериканском регионе 2011-2018 гг. характеризовалась, прежде всего, резким сокращением сотрудничества в области развития, потоков частных инвестиций и денежных переводов от латиноамериканских мигрантов в Испании, которые в большей степени пострадали от кризиса. Снижение испанского присутствия компенсировалось активизацией других игроков, имевших интересы на латиноамериканском рынке, таких как Китай и Россия [Емельянов 2016].
Данный период также характеризовался изменением в расстановке сил, что объясняется как ослаблением Испании, так и видимым подъемом Латинской Америки. Это изменение наблюдается как в экономическом, так и в идеологическом планах: экономическая и социальная асимметрия сократилась, о чем свидетельствуют увеличение инвестиций и поглощений европейских компаний «мультилатинас» [Сидоренко 2019], а также ренационализация активов испанских компаний Аргентиной и Боливией. Миграционные потоки также изменились: растет число испанцев, ищущих работу в странах Латинской Америки, и мигрантов из Латинской Америки, во многих случаях уже имеющих испанское гражданство, которые возвращаются в страны своего происхождения.
С другой стороны, эффективность действий Мадрида в регионе также ограничена «Общей позицией», которая была препятствием для нормализации отношений между ЕС и Кубой. Несмотря на то, что Испании не удалось добиться отмены «Общей позиции», предложенной именно Х. Аснаром, под давлением Мадрида в феврале 2014 г. Совет Европейского Союза принимает решение начать переговоры по соглашению о политическом диалоге и сотрудничестве [Огай^ 2014], дав странам-членам возможность разработать двусторонние инициативы.
Заключение
Парламент Испании 1 июня 2018 г. принял первый в истории страны вотум недоверия, внесенный на рассмотрение секретарем ИСРП Педро Санчесом в связи с коррупционным делом «Гуртель». Уже 2 июня последний принял присягу в качестве председателя правительства. Как указывает избирательная программа Социалистической партии, стратегия Испании на ближайшие годы будет строиться вокруг «внешней политики, направленной на людей».
Таким образом, приоритетными направлениями во внешнеполитическом курсе страны останутся дальнейшая евроинтеграция, латиноамериканский и средиземноморский регион, а также атлантическое направление. Традиционно ИСРП привносит во внешнюю политику социальное направление, решая проблемы миграции, наркотрафика, терроризма при помощи инструментов «мягкой силы», поддерживая проекты по развитию стран Африки, Азии и Латинской Америки. Оценивая роль Испании как страны регионального масштаба, ИСРП отдает предпочтение вектору на евроинтеграцию, а также на
развитие латиноамериканских международных объединений. Такой подход может привести к столкновению интересов с Россией. Отечественными специалистами отмечается, что национальные интересы меняются под давлением текущей ситуации [Белозёров 2012]. Учитывая современный контекст разрыва сотрудничества между Россией и Западом, Москва будет более активно реализовывать свои интересы в Латинской Америке.
Политическая нестабильность в регионе может нанести ущерб интересам как Испании, так и России, а потому важным аспектом является конструктивное сотрудничество данных акторов, включающее в себя совместные усилия по противодействию международной преступности, наркотрафику и терроризму.
список ЛИТЕРАТУРЫ
Аникеева Н. Е. Основные направления внешней политики Испании (19762004) : автореф. : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2009. 34 с. Белозёров В. К. Геополитические интересы России и перспективы их реализации // Геополитика и безопасность. 2012. № 3. С. 53-59. Быстров А. А. О переговорах Марокко с ЕС по Западной Сахаре // Институт
Ближнего Востока. URL: www.iimes.ru/?p=42537. Емельянов А. И. Цивилизационная идентичность государств Латинской Америки как новый феномен мировой политики : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2016. 18 с. Ермоленко И. А. Перипетии испаноамериканских отношений на современном этапе // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 3. С. 290-294. Саламов Э. В. Проблема Сеуты и Мелильи в современных испано-марокканских отношениях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2013. № 2. С. 32-40. Сидоренко Т. В. Европейский Союз - Мексика: Заключение торгового договора «Нового поколения» // Мир новой экономики. 2019. № 4. С. 72-78. Тканко В. Ю. Арабская компонента как составляющая феномена испанской культуры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 3 (1). С. 214-216. Челядинский А. А. Внешнеполитические приоритеты и интересы Республики Беларусь // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 4. С. 27-33. Черкасова Е. Испания между атлантизмом и европеизмом (постфранкистский период) // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 8. С. 82-88.
Яковлев П. П. Внешняя политика Испании и формирование многополярного мира // Латинская Америка. 2011. № 10. С. 17-33.
Aznar J. M. Retratos y perfiles. De Fraga a Bush // Barcelona : Editorial Planeta, 2005. 380 p.
El Español, una lengua viva Informe 2017 // Instituto Cervantes. URL: cvc. cervantes.es/lengua/espanol_lengua_viva/pdf/espanol_lengua_viva_2017.pdf
Estrategia de Acción Exerior 2014. Madrid : Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperación, 2015. 144 p.
Gratius S. ¿Por qué España no tiene una política hacia América Latina? // FRIDE Policy Brief. 2010. # 24. 5 р.
Gratius S. Engaging Cuba // EU-ISS Alert. 2014. № 13. 2 p.
Lledó E. Más España en Europa // Real Instituto Elcano. URL: www. realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_es/contenido?WCM_GLOBAL_ CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/comentario-lledo-mas-espana-en-europa
Molina I., Martín N. La crisis catalana y la influencia de España en Bruselas // Real Instituto Elcano. 2019. ARI # 42. 15 p.
Rodríguez Zapatero J. L. En interés de España: una política exterior comprometida // Real Instituto Elcano. URL: www.realinstitutoelcano.org/ wps/portal/rielcano_es/contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/ elcano_es/zonas_es/00027.
REFERENCES
Anikeeva N. E. Osnovnye napravlenija vneshnej politiki Ispanii : 1976-2004 gg. : avtoref. : dis. ... d-ra ist. nauk. M., 2009. 34 c.
Belozjorov V. K. Geopoliticheskie interesy Rossii i perspektivy ih realizacii // Geopolitika i bezopasnost'. 2012. № 3. S. 53-59.
Bystrov A. A. O peregovorah Marokko s ES po Zapadnoj Sahare // Institut Blizhnego Vostoka. URL: www.iimes.ru/?p=42537.
Emel'janov A. I. Civilizacionnaja identichnost' gosudarstv Latinskoj Ameriki kak novyj fenomen mirovoj politiki : avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M., 2016. 18 s.
Ermolenko I. A. Peripetii ispanoamerikanskih otnoshenij na sovremennom jetape // Vestnik MGIMO Universiteta. 2011. № 3. S. 290-294.
Salamov Je. V. Problema Seuty i Melil'i v sovremennyh ispano-marokkanskih otnoshenijah // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Vseobshhaja istorija. 2013. № 2. S. 32-40.
Sidorenko T. V. Evropejskij Sojuz - Meksika: Zakljuchenie torgovogo dogovora «Novogo pokolenija» // Mir novoj jekonomiki. 2019. № 4. S. 72-78.
Tkanko V. Ju. Arabskaja komponenta kak sostavljajushhaja fenomena ispanskoj kul'tury // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2009. № 3 (1). S. 214-216.
CheljadinskijA. A. Vneshnepoliticheskie prioritety i interesy Respubliki Belarus' // Belorusskij zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij. 2003. № 4. S. 27-33.
Cherkasova E. Ispanija mezhdu atlantizmom i evropeizmom (postfrankistskij period) // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2009. № 8. S. 82-88.
Jakovlev P. P. Vneshnjaja politika Ispanii i formirovanie mnogopoljarnogo mira // Latinskaja Amerika. 2011. № 10. S. 17-33.
Aznar J. M. Retratos y perfiles. De Fraga a Bush // Barcelona : Editorial Planeta, 2005. 380 p.
El Español, una lengua viva Informe 2017 // Instituto Cervantes. URL: cvc. cervantes.es/lengua/espanol_lengua_viva/pdf/espanol_lengua_viva_2017.pdf
Estrategia de Acción Exerior 2014. Madrid : Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperación, 2015. 144 p.
Gratius S. ¿Por qué España no tiene una política hacia América Latina? // FRIDE Policy Brief. 2010. # 24. 5 r.
GratiusS. Engaging Cuba // EU-ISS Alert. 2014. № 13. 2 p.
Lledó E. Más España en Europa // Real Instituto Elcano. URL: www. realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_es/contenido?WCM_GLOBAL_ CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/comentario-lledo-mas-espana-en-europa
Molina I., Martín N. La crisis catalana y la influencia de España en Bruselas // Real Instituto Elcano. 2019. ARI # 42. 15 p.
Rodríguez Zapatero J. L. En interés de España: una política exterior comprometida // Real Instituto Elcano. URL: www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/ rielcano_es/contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/ zonas_es/00027.