Научная статья на тему 'Исторические аспекты внешней политики Испании в контексте региональных проблем'

Исторические аспекты внешней политики Испании в контексте региональных проблем Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
867
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПА РЕГИОНОВ / EUROPE REGIONS / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ИСПАНИИ / ANALYTICAL CENTERS IN SPAIN / РЕГИОНЫ / REGIONS / АВТОНОМНЫЕ СООБЩЕСТВА / AUTONOMOUS COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Базаренко Татьяна Владимировна

Статья посвящена сравнению позиций основных аналитических центров Испании (Королевский институт Элькано, Фонд анализа и социальных исследований, Фонд международных отношений и внешнеполитического диалога и Центр международных исследований и документации в Барселоне) по проблеме усиления регионального фактора в международных отношениях. Автор анализирует их взгляд на концепцию «Европа регионов» и будущее Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of regional aspects of international relations in Spanish basic analytical centers’ researches

The article is devoted to comparing of the main Spanish analytical centers’ positions (Royal Elcano Institute, Foundation Analysis and Social Studies Foundation, international relations and foreign policy dialogue and the Center for International Studies and Documentation in Barcelona) on the issue of the regional factor’s strengthening in international relations. The author also analyzes the way they look at the concept of "Europe of regions" and the future of the European Union.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты внешней политики Испании в контексте региональных проблем»

ПРОБА ПЕРА

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОСНОВНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ИСПАНИИ

Т.В. Базаренко

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена сравнению позиций основных аналитических центров Испании (Королевский институт Элькано, Фонд анализа и социальных исследований, Фонд международных отношений и внешнеполитического диалога и Центр международных исследований и документации в Барселоне) по проблеме усиления регионального фактора в международных отношениях. Автор анализирует их взгляд на концепцию «Европа регионов» и будущее Европейского союза.

Ключевые слова: Европа регионов, аналитические центры Испании, регионы, автономные сообщества.

В постфранкистский период были сняты практически все барьеры, блокирующие попытки критического взгляда на задачи и инструменты внешней политики. Благодаря этому новым для Испании явлением стало формирование аналитических центров (1) (think tanks) — различного рода институтов, фондов и исследовательских центров, занимающихся анализом актуальной социально-экономической и политической проблематики, включая вопросы международной политики, и формулирующих рекомендации правительственным ведомствам. Таким образом, доктринальная основа и организационная сторона внешнеполитического арсенала Мадрида складывалась параллельно. Однако необходимо констатировать, что по количеству учреждений, способных квалифицированно и многовариантно анализировать события, происходящие в системе международных отношений, Испания отстает от передовых держав [2. C. 69].

Тем не менее отдельные испанские исследовательские центры своими разработками внесли существенный вклад в осмысление национальных интересов и получили международное признание [2. C. 69]. В последние годы испанские фабрики мысли получили серьезный толчок к развитию своей исследовательской деятельности и постепенно укрепляют свои позиции как в политической и экономической, так и в международной сферах [22. C. 31].

Крупнейшим и наиболее значимым аналитическим центром Испании является Королевский институт Элькано (Real Instituto Elcano) [24], деятельность которого нацелена на продвижение позитивного образа Испании за рубежом. Этот аналитический центр специализируется на международных отношениях и внешней политике Испании и продвигает на международной арене принципы мира, солидарности и сотрудничества, уважения прав человека, демократии и взаимопонимания между государством и регионами [22. C. 182—187].

Отличительной особенностью данного аналитического центра является отсутствие отдельных исследований роли регионов в международных отношениях. Концепция «Европа регионов» не рассматривается ни в одном из исследований. Таким образом, данный аналитический центр не придает серьезного значения третьему уровню управления в Европейском союзе, оставляя за государствами главную роль в международных отношениях. Об этом свидетельствует организованный в 2013 г. исследовательский проект для стратегического анализа различных параметров внешней политики Испании. В одном из последних исследований говорится о том, что в настоящее время основными действующими лицами в международных отношениях являются крупные государства, и эта тенденция со временем будет только усиливаться. Особенный акцент делается на том, что ни регионы, ни международные институты не имеют такого глобального влияния, как государства. Основные государства — члены Европейского союза не передают своих внешнеполитических полномочий ЕС, проводя свою собственную внешнюю политику, в Совете безопасности государства они также оказывают решающее влияние на принятие решений. Признавая тот факт, что международные институты и международное право продолжают расширяться, исследователи института Эль-кано отмечают, что многие важные международные вопросы зависят от наиболее влиятельных государств. О внешней деятельности автономных сообществ говорится, что она должна формироваться в рамках внешней политики государства и соотноситься с основным внешнеполитическим курсом Испании так, как это происходит в Баварии или Фландрии. Основной необходимостью, по мнению данного аналитического центра, является возможность координировать все многочисленные внешнеполитические прерогативы автономных сообществ, указанные в их статутах. Перефразировав Ортега-и-Гассета, исследователи говорят о том, что если раньше Испания была проблемой, а Европа решением, то теперь основные проблемы находятся не в Испании, а в мире, а Испании необходимо стать частью их решения [20].

Будущее Европейского союза в данном аналитическом центре рассматривается с позиции союза как одного из центров многополярного мира, а внутриполитические перспективы анализируются исключительно в контексте отношений между государствами-членами и самим Европейским союзом [19]. По вопросу усиления сепаратистских тенденций в Европейском союзе, связанных со стремлениями сформировать собственные государства в Шотландии и Каталонии, исследователи аналитического центра Элькано придерживаются критической точки зрения. Отдавая должное желанию лидеров националистических правительств получить поддержку населения благодаря обещаниям автоматического вступления в Европейский союз после создания самостоятельных государств, исследователи утверждают, что эти обещания не имеют никаких оснований, поскольку отделившимся государствам придется пройти стандартную процедуру вступления в сообщество. Более того, вето на вступление в ЕС, как минимум со стороны Испании, будет обеспечено [16].

Еще одним аналитическим центром, исследования которого представляют интерес в рамках данного исследования, является Фонд анализа и социальных ис-

следований (FAES) [25], занимающий 60-е место в мировом рейтинге Института Пенсильвании [23], президентом которого является Хосе Мария Аснар. Основными целями данного аналитического центра является создание, продвижение и распространений идей, основанных на принципах политической, экономической и интеллектуальной свободы, свободы личности и на правах человека [22].

В этом аналитическом центре концепция «Европа регионов» пока не исследовалась, тем не менее интерес представляет его позиция по вопросу соотношения внутренней и внешней политики государства. Исследователи полагают, что качество внешней политики напрямую зависит от внутренней, также она должна выражать национальные интересы и быть надежной, предсказуемой и внушающей доверие [8].

Особенно подробно рассматривается проблема реформирования государства автономий для успешной адаптации к изменениям, происходящим не только в Европейском союзе, но и в мире. В этой связи наиболее остро стоит проблема возможной фрагментации Испании. Признается, что процесс политической и территориальной децентрализации прошел очень быстро и имел успех в аспектах территориального сплочения, тем не менее он не достиг должного успеха в вопросах управления территориальным разнообразием, в особенности по отношению к Стране Басков и Каталонии. Спорные положения конституции 1978 г. влияют непосредственно на внутреннюю стабильность государства и провоцируют конфликтные ситуации. В этой связи необходимо более четкое распределение полномочий, так как на данном этапе в Испании «все делают всё». Поэтому предлагается реформирование конституции 1978 г. и усовершенствование государства автономий, так как, несмотря на его достоинства, роль государства стала постепенно ослабляться, что создает хаос во всей системе управления [4; 15].

Следующим аналитическим центром является находящийся в Мадриде Фонд международных отношений и внешнеполитического диалога (FRIDE) [26], который занимается исследованиями роли Европы в международных отношениях, проблемами мира и безопасности, поддержкой демократии и гуманитарной помощи [22]. Основной акцент в этом аналитическом центре ставится на анализ внешней политики Европейского союза [13].

Особый интерес представляет аналитический прогноз развития Европейского союза к 2030 г., в котором отмечается постепенно растущее влияние негосударственных акторов в международных отношениях, что приведет к серьезным вызовам как на международном, так и на региональном уровнях. Это может стать результатом дефицита лидерства и управления на международной арене. Исследователями признается, что к 2030 г. не будет превалировать какой-то один уровень управления либо модель сотрудничества, будущие международные отношения будут характеризоваться переплетением разных уровней управления, при этом подчеркивается возрастание влияния региональных акторов, в связи с чем прогресс будет зависеть от баланса между этими уровнями [12].

Наиболее известным за рубежом аналитическим центром Испании является Центр международных исследований и документации в Барселоне (Fundación CIDOB) [27]. Он специализируется на международных исследованиях в областях политики, безопасности, межкультурного развития и миграции и является серьез-

ным участником формирования внешнеполитических приоритетов государства [22]. Согласно ежегодному рейтингу Университета Пенсильвании «Global Go To Think Tanks» [23], эта фабрика мысли заняла 64-е место в категории «Лучшие аналитические центры мира», обогнав Королевский институт Элькано (94-е место рейтинга), и 16-е место в рейтинге ведущих аналитических центров в Западной Европе. Он также считается первой фабрикой мысли в Южной Европе [7].

В данном аналитическом центре роль регионов, в частности автономных сообществ Испании в Европейском союзе, а также концепция «Европа регионов» анализируется с заметным постоянством, проводятся исследования внешнеполитической активности Автономных сообществ [14], анализируются проблемы институционального представительства автономных сообществ в Европейском союзе [3], оценивается их роль в процессе европейского строительства [9] и в процессе трансграничного сотрудничества [10], рассматриваются различные аспекты взаимоотношений государства автономий и Европейского союза [17]. В ряде аналитических работ подчеркивается, что, несмотря на относительное затухание дебатов по поводу концепции «Европа регионов» в последние годы, значимость регионального вопроса в политике Европейского союза с каждым годом увеличивается, что предопределяет необходимость всестороннего изучения роли регионов в системе европейского управления и будущих перспектив для регионов в процессе европейской интеграции [21].

В исследованиях этого аналитического центра отмечается: несмотря на то, что в разгар экономического кризиса, захлестнувшего Европейский союз в 2010 г., председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу сказал, что Европейский союз не должен навязываться «сверху-вниз», а должен создаваться и укрепляться «снизу-вверх» регионами и городами, в реальности регионы все еще имеют ограниченное влияние в европейских делах [5].

Рождение концепции «Европа регионов» в данном аналитическом центре относят к 1957 г., когда в преамбуле Римского договора было выражено желание «укрепить единство экономики своих стран и обеспечить ее гармоничное развитие путем уменьшения разрыва между различными районами и преодоления отсталости районов, находящихся в менее благоприятных условиях» [1]. Тем не менее в то время идея «Европы регионов» принадлежала утопичным федералистам, которые противопоставили эту концепцию идее наднационального объединения государств, однако на первых этапах развития европейской интеграции этой концепции особого внимания не уделялось. Но в 60-е годы европейские регионы активизировали свою деятельность в рамках процесса европейской интеграции, в 80-е годы произошел резкий подъем изучения региональных проблем европейскими исследователями, а в последующие годы роль регионов в Европейском союзе окончательно консолидировалась.

Реформа политики сплочения, означавшая желание Европейской комиссии усилить свои отношения с регионами, также способствовала созданию новых возможностей для регионального участия в процессе формирования европейской политики посредством, с одной стороны, горизонтального сотрудничества (транс-

граничного и межрегионального), а с другой стороны, усилением прямого представительства в Брюсселе для большего влияния в процессе принятия решений. Это спровоцировало большее региональное участие в процессе европейского строительства. Таким образом, политика сплочения ознаменовала расцвет концепции «Европа регионов». В период 90-х годов эта концепция являлась наиболее популярным видением будущего Европейского союза, получив большую известность в академических кругах. Однако в начале XXI в., благодаря новым тенденциям в международных отношениях и новым парадигмам в анализе европейской архитектоники, она трансформировалась в концепцию «Европа с регионами», когда новый политический контекст характеризуется переплетением всех трех уровней управления в Европейском союзе [21].

Исследователи полагают, что создание Комитета регионов облегчило участие региональных и местных представителей в процессе принятия решений в ЕС. Еще одним достижением было получение доступа в Совет министров — орган, который раньше был открыт исключительно для государств, и принятие принципа субси-диарности как основной формулы для приближения процесса принятия решений к гражданам.

Помимо этого, исследователи, подчеркивая значимость системы автономного представительства в Европейском союзе, отмечают, что она не обладает достаточными функциями. Однако представительства являются основным механизмом, оказывающим автономным сообществам институциональную, техническую и логистическую поддержку, и зачастую становятся основными действующими лицами системы формального представительства [18]. Регионы обладают достаточными возможностями для того, чтобы влиять на систему европейского управления. Однако для того, чтобы стать решающим актором в европейском строительстве, полномочия, предоставляемые им, недостаточны. Поэтому исследователи говорят о необходимости создания такой системы, которая позволила бы регионам более эффективно участвовать в европейских делах.

Отмечается, что новый политический контекст все больше благоприятствует участию регионов в Европейском союзе, усиливается процесс, в котором регионы становятся весомыми акторами в международных отношениях, образуя третий уровень управления и смещая государства из центра политического процесса («новый регионализм»), а интеграционные процессы прямо или косвенно усиливают систему многоуровневого управления.

В отличие от Королевского института Элькано, в Центре международных исследований и документации в Барселоне полагают, что Европейский союз в настоящее время не ограничивается лишь отношениями на уровне государств и ком-мунитарных институтов. В современном международном контексте на политическую арену выходят регионы, которые стремятся играть более существенную роль в европейской политике. Такие регионы, как Фландрия, Шотландия и Каталония все сильнее проявляют себя как самостоятельные акторы международных отношений. По проблеме сепаратистских тенденций в этих регионах позиция данного аналитического центра более лояльна: исследователями допускается веро-

ятность создания независимых государств, в частности выражается надежда на ослабление чрезмерно жесткой позиции центрального правительства Испании и предоставление Каталонии возможности провести референдум (как это произошло в Шотландии), поскольку со стороны правительства до сих пор не было предпринято никаких шагов для предотвращения эскалации конфликта [11]. Тем не менее подчеркивается необходимость поиска путей решения проблемы в рамках юридического поля, а поскольку конституция Испании не предполагает возможности отделения, Каталонии необходимо стремиться к тому, чтобы центральное правительство дало возможность каталонцам самим сделать выбор. Однако, анализируя возможные последствия отделения Каталонии от Испании, исследователи пришли к выводу, что отделение и последующий автоматический выход из состава Европейского союза является самым плохим вариантом развития событий и самым нежелательным для Каталонии [6].

Таким образом, все упомянутые аналитические центры Испании в той или иной степени признают возрастающую роль регионов в международных отношениях. В Королевском институте Элькано полагают, что в данный момент слишком рано говорить о серьезном влиянии регионов в мировой политике, поскольку только государства, а не международные организации или региональные акторы являются основными акторами в международных отношениях, и любая внешнеполитическая деятельность регионов должна соотноситься с общей внешней политикой государства, не входя с ней в противоречие. В аналитическом центре FRIDE уже прогнозируют усиление роли регионов в ближайшем будущем. В Фонде анализа и социальных исследований (FAES) говорят о решающем влиянии внутренней политики на внешнюю, что определяет необходимость поиска новых путей решения проблемы стремления автономных сообществ проводить свою собственную внешнюю политику. Но наиболее обширный пласт исследований концепции «Европа регионов» принадлежит Центру международных исследований и документации в Барселоне (CIDOB), в котором признается влияние, оказываемое регионами на систему международных отношений и необходимость поиска новых моделей многоуровневого управления.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Преамбула договора об учреждении Европейского экономического сообщества (Рим, 25 марта 1957 года) (в ред. На февраль 1986 г.) // URL: http://ppt.ru/texts/index.phtml?id= 26343.

[2] Яковлев П.П. Испания в мировой политике. — М. : ИЛА РАН, 2011.

[3] Beltrán Garcia S. Una salida para la representación de las comunidades autónomas en el Consejo de la UE // Revista CIDOB d'afers internacionals, № 99 (septiembre 2012). P. 133—156 // URL: http://www.revistasculturales.com/xrevistas/PDF/ 13/1541.pdf.

[4] Bereijo aboga por «una reforma del Estado que permita adaptarnos con éxito al mundo global». 6 de julio 2013 // URL: http://www.fundacionfaes.org/es/prensa/45028/bereijo_aboga_ por_-ldquo-una_reforma_del_estado_que_permita_adaptarnos_con_exito_al_mundo_global-rdquo.

[5] Carter С., Pasquier R. The Europeanization of regions as «Spaces for Politics»: a Research Agenda. Regional and Federal Studies, vol. 20 № 3 (July 2010). P. 281.

[6] Ciclo «¿Qué pasa en el mundo?»: ¿Un nuevo Estado se Europa? // Noticias CIDOB. Europa, 27/11/2013] // URL: http://www.cidob.org/es/noticias/europa/ciclo_que_pasa_en_el_mundo_ un_nuevo_estado_de_europa.

[7] CIDOB consolida su posición en la élite de los think tanks//CIDOB, 22/01/2014 // URL: http://www.cidob.org/es/noticias/cidob/cidob_consolida_su_posicion_en_la_elite_de_los_thi nk_tanks.

[8] El nuevo escenario internacional. 16.03.2012 // URL: http://www.fundacionfaes.org/es/prensa/ 44498/_el_nuevo_escenario_internacional.

[9] Etherington J. Las comunidades autónomas y la UE desde una perspectiva teórica: ¿superando los enfoques existents? // Revista CIDOB d'afers internacionals, № 99 (septiembre 2012). P. 75—91 // URL: http://www.raco.cat/index.php/RevistaCIDOB/article/download/258769/ 346066.

[10] Fernández Manjón D. El papel de las regiones en la dinámica transfronteriza en Europa // Revista CIDOB d'afers internacionals, № 69. P. 61—88 // URL: http://www.cidob.org/ca/ layout/set/print/publicacions/articulos/revista_cidob_d_afers_internacionals/el_papel_de_las_ regiones_en_la_dinamica_fronteriza_en_europa2.

[11] Gafarot y Monjó M. Nous actors per a nova Europa // Opinión CIDOB, № 224, 25 febrer 2014 // URL: http://www.cidob.org/es/publicaciones/opinion/europa/nous_actors_per_a_una_nova_ europa.

[12] Grevi G., Keohane D., Lee B., Lewis P. Empowering Europe's Future: governance, power and options for the EU in a changing world // FRIDE, 05.12.2013 // URL: http://www.fride.org/ download/ESPAS_EXECUTIVE_%20SUMMARY.pdf.

[13] Grevi G., Keohane D. (eds.) Desafíos para la política exterior europea en 2014 // URL: http://www.fride.org/publicacion/1170/desafios-para-la-politica-exterior-europea-en-2014:-la-gran-vecindad-de-la-ue.

[14] La acción exterior de las Comunidades autónomas en 2007. Claves para interpretar la política exterior española y las relaciones internacionales en 2007 // Anuario internacional CIDOB // URL: http://www.cidob.org/es/content/download/7536/77656/file/30_acci_ext_ccaa.pdf.

[15] La reforma del modelo territorial. 6 de julio 2012 // http://www.fundacionfaes.org/es/prensa/ 44687/la_reforma_del_modelo_territorial.

[16] Molina I. Independentismo y integración europea: la imposible adhesión automática a la UE de un territorio secesionado. ARI 80/2012—22/11/2012 // URL: http://www.realinstitutoelcano.org/ wps/portal/rielcano/contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/europ a/ari80-molina_ue_escocia_catalunya.

[17] Morata F., Mateo G. (eds.) España en Europa — Europa en España (1986—2006). — Fundación CIDOB, 2007. P. 149—236 // URL: http://repositori.uji.es/xmlui/bitstream/handle/ 10234/71105/Espa%C3%B1a_Morata_2007.pdf.pdf?sequence= 1.

[18] Nouvilas Rodrigo M. Las oficinas regionales españolas en Bruselas: ¿la clave para una participación efectiva en la UE? // Revista CIDOB d'afers internacionals, № 99 (septiembre 2012). P. 113—131 // URL: http://www.cidob.org/es/publicaciones/articulos/revista_cidob_d_afers_ internacionals/99/las_oficinas_regionales_espanolas_en_bruselas_la_clave_para_una_participa cion_ efectiva_en_la_ue.

[19] Olivié A., Gracia M. ¿Cómo serían unos Estados Unidos de Europa? Algunas ideas en base al IEPG. ARI 3/7/2013 // URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/web/rielcano_ es/contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/cooperacion+y+desarro llo/ari25-2013-olivie-gracia-united-states-of-europe-estados-unidos-europa-iepg-2012#.UxQNv-N uKI.

[20] Ortega Carcelén M. Por una política exterior española más asertiva y global. DT 6/2013— 22/4/2013 // URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/web/rielcano_es/contenido? WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/politicaexteriorespanola/dt6-2013-ortega-politica-exterior-espanola-asertiva-global#_ftnL

[21] Popartan L.A., Sandoval I.S. Las regiones en la Unión Europea: procesos y paradigmas // Revista CIDOB d'afers internacionals, № 99 (septiembre 2012). P. 9—23 // URL: http://www.cidob.org/ es/publicaciones/articulos/revista_cidob_d_afers_internacionals/99/las_regiones_en_la_union_eu ropea_procesos_y_paradigmas.

[22] Tello Beneitez M. Guía de Think Tanks en España. — Fundación Ciudadanía y Valores, Madrid.

[23] The Global Go To Think Tank Index Report, 2013. Think Tanks and Civil Societies Program // International Relations program. University of Pennsylvania. January 22, 2014 // URL: http://gotothinktank.com/dev1/wp-content/uploads/2014/01/GoToReport2013.pdf.

[24] Официальный сайт Королевского института Элькано // URL: http://www.realinstituto elcano.org/.

[25] Официальный сайт Фонда анализа и социальных исследований // URL: http://www.fundacionfaes.org/es.

[26] Официальный сайт Фонда международных отношений и внешнеполитического диалога // URL: http://www.fride.org/.

[27] Официальный сайт Центра международных исследований и документации в Барселоне // URL: http://www. cidob. org/.

THE ROLE OF REGIONAL ASPECTS OF INTERNATIONAL RELATIONS IN SPANISH BASIC ANALYTICAL CENTERS' RESEARCHES

T.V. Bazarenko

Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to comparing of the main Spanish analytical centers' positions (Royal Elcano Institute, Foundation Analysis and Social Studies Foundation, international relations and foreign policy dialogue and the Center for International Studies and Documentation in Barcelona) on the issue of the regional factor's strengthening in international relations. The author also analyzes the way they look at the concept of "Europe of regions" and the future of the European Union.

Key words: Europe regions, analytical centers in Spain, regions, autonomous communities.

REFERENCES

[1] Preambula dogovora ob uchrezhdenii Evropeyskogo ekonomicheskogo soobshchestva (Rim, 25 marta 1957 goda) (v red. Na fevral' 1986 g.) // URL: http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=26343.

[2] Yakovlev P.P. Ispaniya v mirovoy politike. — M.: ILA RAN, 2011.

[3] Beltrán Garcia S. Una salida para la representación de las comunidades autónomas en el Consejo de la UE // Revista CIDOB d'afers internacionals, № 99 (septiembre 2012). P. 133—156 // URL: http://www.revistasculturales.com/xrevistas/PDF/ 13/1541.pdf.

[4] Bereijo aboga por «una reforma del Estado que permita adaptarnos con éxito al mundo global». 6 de julio 2013 // URL: http://www.fundacionfaes.org/es/prensa/45028/bereijo_aboga_por_-ldquo-una_reforma_del_estado_que_permita_adaptarnos_con_exito_al_mundo_global-rdquo.

[5] Carter Q, Pasquier R. The Europeanization of regions as «Spaces for Politics»: a Research Agenda. Regional and Federal Studies, vol. 20 № 3 (July 2010). P. 281.

[6] Ciclo «¿Qué pasa en el mundo?»: ¿Un nuevo Estado se Europa? // Noticias CIDOB. Europa, 27/11/2013] // URL: http://www.cidob.org/es/noticias/europa/ciclo_que_pasa_en_el_mundo_un_ nuevo_estado_de_europa.

[7] CIDOB consolida su posición en la élite de los think tanks // CIDOB, 22/01/2014 // URL: http://www.cidob.org/es/noticias/cidob/cidob_consolida_su_posicion_en_la_elite_de_los_thi nk_tanks.

[8] El nuevo escenario internacional. 16.03.2012 // URL: http://www.fundacionfaes.org/es/prensa/ 44498/_el_nuevo_escenario_internacional.

[9] Etherington J. Las comunidades autónomas y la UE desde una perspectiva teórica: ¿superando los enfoques existents? // Revista CIDOB d'afers internacionals, № 99, (septiembre 2012). P. 75—91 // URL: http://www.raco.cat/index.php/RevistaCIDOB/article/download/258769/ 346066.

[10] Fernández Manjón D. El papel de las regiones en la dinámica transfronteriza en Europa // Revista CIDOB d'afers internacionals, № 69. P. 61—88 // URL: http://www.cidob.org/ca/ layout/set/print/publicacions/articulos/revista_cidob_d_afers_internacionals/el_papel_de_las_ regiones_en_la_dinamica_fronteriza_en_europa2.

[11] Gafarot y Monjó M. Nous actors per a nova Europa // Opinión CIDOB, № 224, 25 febrer 2014 // URL: http://www.cidob.org/es/publicaciones/opinion/europa/nous_actors_per_a_una_nova_ europa.

[12] Grevi G., Keohane D., Lee B., Lewis P. Empowering Europe's Future: governance, power and options for the EU in a changing world // FRIDE, 05.12.2013 // URL: http://www.fride.org/ download/ESPAS_EXECUTIVE_%20SUMMARY.pdf.

[13] Grevi G., Keohane D. (eds.) Desafíos para la política exterior europea en 2014 // URL: http://www.fride.org/publicacion/1170/desafios-para-la-politica-exterior-europea-en-2014:-la-gran-vecindad-de-la-ue.

[14] La acción exterior de las Comunidades autónomas en 2007. Claves para interpretar la política exterior española y las relaciones internacionales en 2007 // Anuario internacional CIDOB // URL: http://www.cidob.org/es/content/download/7536/77656/file/30_acci_ext_ccaa.pdf.

[15] La reforma del modelo territorial. 6 de julio 2012 // http://www.fundacionfaes.org/es/prensa/ 44687/la_reforma_del_modelo_territorial.

[16] Molina I. Independentismo y integración europea: la imposible adhesión automática a la UE de un territorio secesionado. ARI 80/2012—22/11/2012 // URL: http://www.realinstitutoelcano.org/ wps/portal/rielcano/contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/europa/ ari80-molina_ue_escocia_catalunya.

[17] Morata F., Mateo G. (eds.) España en Europa — Europa en España (1986—2006). — Fundación CIDOB, 2007. P. 149—236 // URL: http://repositori.uji.es/xmlui/bitstream/handle/10234/ 71105/Espa%C3%B 1a_Morata_2007.pdf.pdf?sequence= 1.

[18] Nouvilas Rodrigo M. Las oficinas regionales españolas en Bruselas: ¿la clave para una participación efectiva en la UE? // Revista CIDOB d'afers internacionals, № 99 (septiembre 2012). P. 113—131 // URL: http://www.cidob.org/es/publicaciones/articulos/revista_cidob_d_ afers_internacionals/99/las_oficinas_regionales_espanolas_en_bruselas_la_clave_para_una_ participacion_efectiva_en_la_ue.

[19] Olivié A., Gracia M. ¿Cómo serían unos Estados Unidos de Europa? Algunas ideas en base al IEPG. ARI 3/7/2013 // URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/web/rielcano_es/ contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/cooperacion+y+desarrollo/ ari25—2013-olivie-gracia-united-states-of-europe-estados-unidos-europa-iepg-2012#.UxQNv-N uKI.

[20] Ortega Carcelén M. Por una política exterior española más asertiva y global. DT 6/2013— 22/4/2013 // URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/web/rielcano_es/contenido? WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/politicaexteriorespanola/dt6-2013-ortega-politica-exterior-espanola-asertiva-global#_ftnL

[21] Popartan L.A., Sandoval I.S. Las regiones en la Unión Europea: procesos y paradigmas // Revista CIDOB d'afers internacionals, № 99 (septiembre 2012). P. 9—23 // URL: http://www.cidob.org/ es/publicaciones/articulos/revista_cidob_d_afers_internacionals/99/las_regiones_en_la_union_eu ropea_procesos_y_paradigmas.

[22] Tello Beneitez M. Guía de Think Tanks en España. — Fundación Ciudadanía y Valores, Madrid.

[23] The Global Go To Think Tank Index Report, 2013. Think Tanks and Civil Societies Program // International Relations program. University of Pennsylvania. January 22, 2014 // URL: http://gotothinktank.com/dev1/wp-content/uploads/2014/01/GoToReport2013.pdf.

[24] Ofitsial'nyy sayt Korolevskogo instituta El'kano // URL: http://www.realinstitutoelcano.org/.

[25] Ofitsial'nyy sayt Fonda analiza i sotsial'nykh issledovaniy // URL: http://www.fundacionfaes. org/es.

[26] Ofitsial'nyy sayt Fonda mezhdunarodnykh otnosheniy i vneshnepoliticheskogo dialoga // URL: http://www.fride.org/.

[27] Ofitsial'nyy sayt Tsentra mezhdunarodnykh issledovaniy i dokumentatsii v Barselone // URL: http://www.cidob.org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.