Humanity space International almanac VOL. 8, No 7, 2019: 927-947
Историческое развитие ресурсов «мягкой силы» Королевства Испании
Н.Д. Николашвили
Российский университет дружбы народов 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6 The Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow 117198 Russia e-mail: n.i.n.o.31297@gmail.com
Ключевые слова: Королевство Испания, «мягкая сила», национальный бренд, привлекательность, культура, идеология, дипломатия, колониальное прошлое, испанский язык, Европейский Союз, «Марка Испания».
Key words: Kingdom of Spain, "soft power", national brand, attraction, culture, ideology, diplomacy, colonial past, Spanish language, European Union, "Marca España".
Резюме: Данная статья посвящена проблеме развития «мягкой силы» Испании. Исследование демонстрирует, что этот процесс был начат с распространением испанского языка в колониальную эпоху, а затем утверждён благодаря нейтралитету страны во время основных международных конфликтов ХХ века. Автор полагает, что с окончанием режима Франко и в условиях глобализации испанское правительство осознало потенциальные возможности развития «мягкой силы» и улучшения национального имиджа, что привело к изменению природы внешнеполитической деятельности Испании в ХМ веке. В статье анализируются основные этапы данного процесса.
Abstract: The article is dedicated to the issue of the development of Spain's "soft power". The research shows that this process had started with the diffusion of Spanish language during the colonial era and later was cemented by the state's neutrality during main international conflicts of the 20th century. The author argues that with the end of the Franco regime and in the context of globalization, Spanish government realized potential possibilities that lie within the development of its "soft power" and improvement of its international image, which led to the transformation of the nature of the exterior policy of Spain in the 21st century. The paper analyzes the most significant steps in this process.
[Nikolashvili N.D. The historical development of the "soft power" resources of the Kingdom of Spain]
В условиях глобализации, изменившей природу международных отношений, увеличившей число их участников и разнообразившей характер имеющих в ней место процессов, «жёсткая сила» акторов, которая включает в себя их военный потенциал, вовлеченность в мировое хозяйство и
дипломатическую деятельность, начинает терять позиции среди основных факторов, влияющих на современное мироустройство, уступая новым способам воздействия. Ещё в начале 1990-ых -сразу по завершении холодной войны и после распада биполярной системы - американский политолог Джозеф Най ввёл понятие «мягкой силы», впоследствии развив его в отдельную концепцию. В 2004 году он определил данный феномен как «способность добиваться желаемого посредством привлекательности, а не принуждения или подачек» (Nye, 2005). Если расширить это определение в соответствии с описанной Дж. Наем в указанной монографии теорией, «мягкая сила» представляет собой способность оказывать непрямое воздействие на акторов благодаря привлекательности политической системы, культуры и идеологии государства (или любого другого актора).
Идею присутствия данных факторов в международных процессах нельзя назвать инновационной. Культура всегда играла неотъемлемую часть международных отношений. Через экспорт культурных объектов происходило сближение менталитетов, посредством культурных обменов расширялась торговля, благодаря участию писателей и художников устанавливались дипломатические отношения... О значимости имиджа государя писал Никколо Макиавелли, идея распространения духовных ценностей в мир была отражена в рамках крестовых походов XI-XIII веков, с XVII века во Франции активно развивалась культурная дипломатия, а в середине ХХ века Пьер Бурдьё высказал идею существования символического типа ресурсов (влияющего на престиж, репутацию и честь акторов). С развитием технологий и наступлением информационной эры участие культуры в развитии международных отношений вышло на совершенно новый уровень. Потому именно на рубеже ХХ и ХХ1 веков теория Джозефа Ная положила начало более серьёзному изучению «мягкой силы» и её элементов как среди американских учёных, так и в международном научном мире, в первую очередь, в других развитых и развивающихся странах (Пименова, 2017).
Национальные теории «мягкой силы» формировались и
продолжают формироваться в соответствии с ресурсами, которыми обладает государство или актор. Именно в связи с этим американская теория, в первую очередь, основана на идеях привлекательности культуры, образа жизни, политической (точнее - демократической) и экономической (капиталистической) систем - иными словами, всём том, что составляет фундамент «американской мечты». В рамках китайской школы также принято мнение, что «мягкая сила» укрепляется благодаря превосходству политической и экономической систем, а, кроме того, национальному духу и культурному наследию страны. В свою очередь, европейские теоретики, по большей части, полагают, что «мягка сила» государства зиждется на мировой роли его языков (ведь именно из данного региона распространилась большая часть современных языков международного общения), на его внутренних экономических и социальных успехах, а также на его вкладе в совместное региональное и глобальное урегулирование конфликтов, устранение вызовов и угроз (Бобыло, 2013).
Изучение «мягкой силы» европейских стран вызывает особый интерес, так как оно позволяет определить ключевые преимущества и недостатки того, что до ХХ века именно они контролировали развитие большей части территориальных образований в мире. С усилением США, с двумя мировыми войнами, с изменением политических систем многих государств и с установлением биполярной системы в ХХ веке положение Европы изменилось и она была вынуждена искать новые пути подтверждения своей роли в мировых процессах, что и послужило основой создания Европейского Союза - наиболее глубоко интегрированной региональной организации на сегодняшний день. Именно Европейских Союз позволяет маленьким по территории и населению странам с недостаточными запасами ресурсов звучать громче на международной арене.
Интересным примером развития «мягкой силы» является Королевство Испания - первая колониальная империя в мире. Именно колониальное прошлое Испании обеспечило распространение в мире основного ресурса её «мягкой силы» -
испанского языка. На сегодняшний день испанский язык занимает второе место по числу носителей (после китайского). Он является официальным языком в 21 государстве, из которых 19 (за исключением самой Испании, а также Экваториальной Гвинеи) расположены в Латинской Америке и Карибском бассейне (ЛАК). Кроме того, испаноязычное население составляет значительную часть населения таких стран, как Бразилия, США, Канада, Филиппины, а также ряда других европейских и африканских государств. По данным за 2017 год носители испанского языка отвечают за 9% мирового ВВП. Испанский является 3-м наиболее изучаемым в мире языком. Общее число людей, владеющих испанским языком на 2018 год, составляет более 577 миллионов (Instituto Cervantes, 2018). Благодаря столь широкому распространению испанский в полной мере стал международным языком. Он является одним из официальных языков таких международных организаций, как ООН, МВФ, Всемирный Банк, Всемирная торговая организация (ВОТ), Международный уголовный суд (МУС), Международная федерация футбола (ФИФА) и т.д. Кроме того, испанский язык входит в число официальных в целом ряде региональных интеграционных объединений, среди которых следует выделить Европейский Союз (ЕС), Организацию американских государств (ОАГ), Меркосур и Карибское сообщество (КАРИКОМ) (Power Language Index, 2016). Таким образом, колониальное прошлое обеспечило более глубокую связь Испании с другими регионами (в первую очередь, с латиноамериканским), сделав испанский язык проводником культуры Испании и испанского менталитета, что, в свою очередь, также внесло вклад в развитие экономического и политического межрегионального сотрудничества.
Однако закат колониального могущества Королевства Испании наступил раньше, чем в случае с другими европейскими державами, ещё в XVI веке, а уже в XIX столетии оно утратило свои колонии в результате борьбы американских народов за независимость - успеху которой способствовало вторжение Наполеона в начале века - и поражения в испано-американской войне 1898 года. Значительную часть XX века Испания провела в тени мировых событий: это стало
результатом её официального нейтралитета во время Первой и Второй мировых войн, а также Гражданской войны и установления в 1936 году режима Франциско Франко. После окончания Второй мировой войны Испания под руководством Франко постепенно стала восстанавливать связи с другими государствами и начала процессы интеграции в такие структуры, как ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МОТ (Международная организация труда) и т.д. Тем не менее, экономически Испания всё ещё отставала от ведущих европейских держав (в первую очередь, от Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерланд и ФРГ) (Аникеева, 2013). Отсутствие экономической стабильности делало развитие «мягкой силы» государства невозможным, ведь, как отмечал Джозеф Най и как соглашались в дальнейшем многие другие - в том числе испанские -политологи, «мягкая сила» по сути своей является продолжением «жёсткой» и без экономических, дипломатических и военных успехов - или хотя бы успехов в одном из этих направлений - актор международных отношений не может рассчитывать на особое влияние на мировой арене и на поддержание положительного - привлекательного - образа (Noya, 2005).
Падение режима Франко в 1975 году привело к достаточно быстрому транзиту от диктаторского режима к демократической системе. В Испании имела место политическая, экономическая и социальная модернизация, заложившая основу ускорению экономического роста, борьбе с такими социальными проблемами, как безработица и низкий уровень жизни, а также расширению международных связей Испании, что в итоге сделало её региональной державой, способной уделять большее внимание развитию своей «мягкой силы» и улучшению национального бренда.
Во время преобразований в стране была восстановлена монархия (на престол взошёл Хуан Карлос I де Бурбон), ставшая одним из важных ресурсов современной «мягкой силы» Испании. После почти 40 лет диктатуры король Испании, как и большинство других современных монархов, стал символом
единства и стабильности страны. Кроме того, в Испании король отвечает за принятие основных внешнеполитических решений, представляет свою страну за рубежом - на дву- и многосторонних встречах и в рамках многих международных организаций. Так, Хуан Карлос I лично принимал участие в согласовании вступления Испании в Европейский Союз, а затем содействовал укреплению влияния данной интеграции. Его участие в международных встречах положительно влияло на установление более широкого сотрудничества Испании как с ближайшими соседями, так и со странами Северной и Южной Америки (Аникеева, 2013). После отречения Хуана Карлоса I в 2014 году новым королем Испании стал его сын Филипп VI, который также активно участвует во внешней политике Испании и в утверждении её международного престижа. Лишь за два первых месяца на испанском престоле Филипп VI совершил 15 официальных визитов за рубеж, продолжая дело отца (Primer año de Felipe VI como rey: balance, 2015).
Отдельно следует отметить тот факт, что жизнь современных королевских семей всегда вызывает особый интерес мировой общественности. Люди следят за королевскими свадьбами, рождением новых членов семей - в особенности, наследников престолов, - а также за скандалами, связанными с членами королевских семей. Несмотря на ряд крайне положительных примеров среди современных представителей древнего рода Бурбонов, испанская королевская семья известна в мире рядом громких скандалов, большая часть которых связана с нелегальной деятельностью, в первую очередь, коррупцией, и супружеской неверностью. Подобные скандалы привлекают общественное внимание, что вынуждает социологов утверждать, что они тоже являются важным «мягким ресурсом» страны. Благодаря скандалам Испания всё чаще появляется в иностранных средствах информации - а ведь именно информация о стране является важным элементом «мягкой силы», - появляется больше людей, заинтересованных в делах испанской королевской семьи, а затем и в культуре Испании, её научных достижениях, её политике и экономике.
Другим важным направлением на пути улучшения международного имиджа было расширение дипломатических
связей. Как уже было отмечено, сильное отставание европейских государств от двух сверхдержав сделало Европейский союз важной платформой обеспечения ими своего участия в международных делах до 1991 года и сохранило за ним эту роль и в постбиполярный период. По мнению некоторых политологов и социологов после восстановления демократии испанцы утратили национальную идентичность и вновь стали воспринимать себя в качестве европейцев. Это значительно ускорило процесс интеграции Испании в основные уже существующие на тот момент региональные структуры. Уже в 1977 году Испания вошла в Совет Европы, а в 1986 году в рамках третьей волны расширения Испания вместе с Португалией стала членом Евросоюза. Она вошла в Шенгенское соглашение 4 года спустя. Вкупе с процессом модернизации столь быстрое интегрирование Испании в Европу позволило ей преодолеть целый ряд внутренних проблем и вскоре стать одним из лидеров Европейского союза. С середины 1990-ых Королевство Испания не раз становилось инициатором различных международных проектов в рамках ЕС. Развитие дипломатических отношений заложило основу распространения «мягкой силы» данного государства в мире - в первую очередь, в страны Средиземноморья, Латинской Америки и Карибского бассейна. Подобные геополитические приоритеты обусловлены не угасающим по сей день стремлением Испании стать неким «мостом» между Европой и Средиземноморьем, Европой и Латинской Америкой, благодаря её географической близости к одному региону и историко-культурной близости к другому (Аникеева, 2013).
Таким образом, в новое тысячелетие Испания вошла в качестве одной из ведущих региональных держав с глобальными интересами и приоритетами. В 2000-ые годы концепция «мягкой силы» проникла в испанский научный мир, что привело к достаточно быстрому развитию национальной теории данного феномена. Важнейший вклад в данный процесс внесли испанские «фабрики мысли», в частности созданный в 2001 год в Мадриде Королевский Институт Элькано. Своей ключевой целью данный аналитический центр поставил продвижение информации о внешнеполитической деятельности
Королевства в мире, а также создание теоретической базы для принятия правительством Испании и частными организациями дальнейших внешнеполитических решений в духе «демократии, многосторонности, рыночной экономики, свободы и прав человека». Престиж Института подтверждает тот факт, что членами его Совета Попечителей являются бывшие руководители правительства Испании (Фелипе Гонсалеса, Хосе Мария Аснара и Хосе Луиса Родригеса Сапатеро), а почетным президентом - сам король Испании Филипп VI (Real Instituto Elcano).
Именно эксперты Королевского Института Элькано стали авторами первых крупных исследований феномена «мягкой силы» в Испании. Первым шагом в данном направлении можно назвать создание в 2002 году Барометра Королевского Института Элькано (BRIE, Barómetro del Real Instituto Elcano), в рамках которого 1-3 раза в год проводятся опросы граждан Испании и составляются отчёты о восприятии испанцами самих себя, своей страны и её внешней политики для определения наиболее сильных и слабых аспектов испанского бренда.
Основоположником испанской национальной теории «мягкой силы» можно назвать старшего аналитика Института, ответственного за изучение международного образа Испании и за исследования в рамках Барометра Элькано, Хавьера Нойу. В 2005 году Х. Нойа опубликовал рабочий документ под названием «Символическая сила государств». В нём исследователь приходит к выводу, что «мягкая сила может быть действенной лишь в своей «жёсткой» версии, в качестве идеологии», в связи с чем, обращаясь к работам Бурдьё, и решает заменить понятие «мягкой силы» ('soft power', 'poder blando') на «символическую силу» ('poder simbólico'), измерить которую можно лишь приблизительно, обращаясь к опросам общественного мнения (Noya, 2005).
С 2010 года в рамках Института Элькано на основе отдельного изучения военного, экономического и «мягкого» глобального присутствия государств создаётся Индекс глобального присутствия (Índice Elcano de Presencia Global). Данный рейтинг позволяет более подробно определить основные «мягкие» ресурсы 110 исследуемых стран, в том числе
Испании. В целом, на 2018 год «мягкая сила» составила 26,1% общего глобального присутствия Испании. Наибольший вклад внесли такие элементы, как культура, туризм, наука, СМИ и миграционные процессы. Именно благодаря развитию этих направлений Королевство Испания заняло 10-е место в мире по своему «мягкому присутствию» (Índice Elcano de Presencia Global, 2018).
В 2012 году была создана Обсерватория образа Испании (OEI, Observatorio de la Imagen de España), которая объединила в себе вышеотмеченный Барометр Королевского Института Элькано с такими структурами, как определяющий международный имидж данного государства Барометр образа Испании (BIE, Barómetro Imagen de España), Систему показателей различий между образом и реальностью (SIDIR, Sistema de Indicadores de la Distancia entre Imagen y Realidad) - в рамках которой проводится сравнительный анализ двух Барометров - и с рядом нерегулярных докладов и общей базы данных. Данная Обсерватория и Индекс глобального присутствия позволяют сравнительно объективно оценить недостатки национального бренда Испании.
Осознавая отставание Испании в этом направлении от таких держав, как США, Великобритания, Китай, Франция и Германия, правительство Королевства было вынуждено пересмотреть свою внешнюю политику и начать уделять большее внимание «мягкой силе». В результате, в 2012 году при правительстве Мариано Рахоя - лидера Народной партии и премьер-министра Испании в 2011-2018 гг. - был издан Королевский декрет 998, учреждавший должность Верховного комиссара по «Марке Испания». «Марка Испания» ("Marca España") - это государственная программа, разработанная при участии экспертов Элькано для создания и поддержания положительного образа Королевства на мировой арене. Декрет поручал Верховному комиссару взять на себя ответственность за «планирование, координирование и продвижение внешней деятельности Испании - как государственной, так и частной - в экономической, культурной, социальной, научной сфере и в сфере технологий с целью продвижения образа [Испании]» (Real Decreto 998/2012).
В рамках данной программы были приняты новые стратегии и планы, ставящие новые внешнеполитические цели для Королевства. Так, сразу после издания декрета Министерство образования, культуры и спорта Испании опубликовало новый «Генеральный стратегический план», в котором особое внимание уделяется продвижение в мире испанской культуры - основного элемента «Марки Испания». В ближайшие 3 года Министерство должно было ускорить процесс интернационализации испанской культуры, обеспечить развитие туризма в Королевство, а также расширить международное культурное сотрудничество - в частности с Европой и регионом ЛАК (Plan Estratégico General 2012-2015).
К 2015 году была разработана новая Стратегия внешней политики Испании, которая особенно отмечала необходимость развития глобального присутствия Королевства (в создании данной стратегии участвовали эксперты Института Элькано). Одной из 4-х приоритетов Стратегии стало создание имиджа «продвинутого государства» за счет расширения международного сотрудничества в самых разных - в том числе «мягких» - направлениях: наука, миграция, культура, образование, спорт и т.д. (Estrategia de Acción Exterior 2015).
Однако государственная программа по улучшению «Марки Испания» просуществовала лишь до смены правительства летом 2018 года, когда к власти пришла Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) во главе с Педро Санчесом. Уже осенью проект «Марки Испания» был заменен на новый, однако достаточно схожий, проект «Глобальной Испании» ("España Global"), продолживший начатые в 2012 году изменения с учётом выявленных за 6 лет недостатков.
Таким образом, современная «мягкая сила» Королевства Испании является плодом многовекового развития. Колониальное прошлое и отстраненность от основных международных конфликтов в ХХ веке, а также отставание в военном и экономическом плане от ведущих мировых держав обеспечили Испании фундамент для дальнейшего развития государственной политики по улучшению национального бренда и распространения собственной «мягкой силы» в разные
регионы. Испанский язык, испанская литература, живопись, музыка, гастрономия, испанские спортсмены - вкупе с координированием внешней политики для расширения глобального присутствия всё это позволяет Испании претендовать на роль не только важного регионального, но и глобального игрока, влияющего на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений в странах Европейского Союза, Латинской Америки и Карибского бассейна и Средиземноморья.
SUPPLEMENT
El desarrollo histórico de los recursos del "poder blando" del Reino de España
En el contexto de la globalización que ha modificado la naturaleza de las relaciones internacionales, aumentado el número de sus participantes y diversificado el carácter de sus procesos, el "poder duro" de los actores - lo que incluye su potencial militar, su lugar en el mercado mundial y su actividad diplomática - se ve eclipsado por otros factores que influyen en el nuevo orden mundial. A principios de la década de 1990, justo al acabar la Guerra Fría y colapsar el sistema bipolar, el geopolitólogo estadounidense Joseph Nye introdujo el término "poder blando", más tarde desarrollándolo en un concepto particular. En 2004 lo definió este fenómeno como "la capacidad de obtener lo que uno desea por medio de la atracción y persuasión en vez de amenazas de coerción u ofertas de pago" (Nye, 2005). Una vez ampliada esta definición de acuerdo con la teoría de J. Nye, se puede constatar que el "poder blando" constituye la capacidad de incidir en las acciones de otros actores a través de la atracción del sistema político, la cultura e ideología del estado (o cualquier otro actor de las relaciones internacionales).
La idea de la presencia de estos factores en los procesos internacionales no se puede considerarla innovadora. Cultura siempre ha desempeñado un papel integral en las relaciones internacionales. Por medio de las exportaciones de objetos culturales se acercaban las mentalidades de naciones a través de los intercambios culturales se expandía el comercio, gracias a escritores y pintores se establecían relaciones diplomáticas... Niccolo Machiavelli escribía de la
importancia de la imagen del principe; la tendencia de difundir los valores espirituales se reflejaba en las cruzadas de los siglos XI-XIII; a partir del siglo XVII en Francia intensificaba el desarrollo de la diplomacia cultural; y a mediados del siglo XX Pierre Bourdieu expresó la idea de la existencia del tipo de recursos que denominó el capital simbólico (los recursos que afectan el prestigio, la reputación y el honor de los actores). Con el desarrollo de las tecnologías y el inicio de la era de la información, el papel del factor cultural en el desarrollo de las relaciones internacionales ha alcanzado un nivel completamente nuevo. Por lo tanto, fue a la vuelta de los siglos veinte y veintiuno que la teoría de Joseph Nye puso en marcha las investigaciones más completas del "poder blando" y sus elementos como en la comunidad científica estadounidense tanto en la internacional, principalmente en los estados desarrollados (Pimenova, 2017).
Las teorías nacionales del "poder blando" se formaron y continúan formándose de acuerdo con los recursos que posee cada estado o actor. Por esa razón la teoría estadounidense se basa, en primer lugar, en las ideas de la atracción de su cultura, su estilo de vida, su sistema político (es decir, la democracia) y económico (esto es, el capitalismo) - en otras palabras, todo lo que constituye el fondo del "sueño americano". En el seno de la escuela china, también se opina que el "poder blando" se establece debido a la superioridad del sistema político y económico y, además, al espíritu nacional y al patrimonio cultural del país. A su vez, los científicos europeos, en su mayor parte, suponen que el "poder blando" del estado está formado por el papel mundial de su idioma (ya que la mayoría de las lenguas de comunicación internacional se difundieron precisamente desde esta región), en sus éxitos internos económicos y sociales, así como en su contribución a la resolución de los conflictos regionales y globales por medio del consenso y colaboración, a la lucha contra los desafíos y amenazas (Bobylo, 2013).
Estudiar el "poder blando" de los países europeos cobra particularmente mucho interés, dado que ello permite identificar las ventajas y desventajas clave del hecho de que hasta el siglo XX, estos estados controlaron el desarrollo de la mayoría de las entidades territoriales en el mundo. Con el fortalecimiento de los Estados Unidos, las dos guerras mundiales, con el cambio de los sistemas
políticos en muchos países y con el establecimiento del orden internacional bipolar, la situación en la cual se encontraba Europa en el siglo XX se cambió y los gobiernos europeos se vieron obligados a buscar nuevas formas de confirmar su voz en los procesos mundiales, lo que provocó la creación de la Unión Europea - la organización regional más integrada hasta la fecha. Es la Unión Europea la que permite a los países pequeños con escasas reservas de recursos naturales participar más seguramente en los procesos internacionales.
Un ejemplo interesante del desarrollo del "poder blando" constituye el caso del Reino de España - el primer imperio colonial en el mundo. El pasado colonial de España aseguró la extensión mundial del recurso más significante de su "poder blando" - la lengua española. Hoy en día, el español es la segunda lengua materna por número de hablantes (después del chino). Es el idioma oficial en 21 estados, de los cuales 19 (con la excepción de España, así como de Guinea Ecuatorial) se encuentran en la región de América Latina y el Caribe (ALC). Además, la población hispana constituye una parte importante de la población de tales países como el Brasil, los Estados Unidos, el Canadá, Filipinas y más estados europeos y africanos. En 2017 la contribución de los hispanohablantes al PIB mundial ascendió a 9% del total. El español es el tercer idioma más estudiado en el mundo. De modo que, el número total de personas que hablan español en 2018 superó 577 millones (Instituto Cervantes, 2018). Una difusión tan amplia del español asegura que este idioma sigue siendo un idioma internacional. Es una de las lenguas oficiales de tales organizaciones internacionales como las Naciones Unidas, el FMI, el Banco Mundial, la Organización Mundial de Comercio (OMC), la Corte Penal Internacional (CPI), la Federación Internacional de Fútbol (FIFA), etc. Además, el español es uno de los idiomas de trabajo de varias integraciones regionales, entre las cuales cabe destacar la Unión Europea (UE), la Organización de Estados Americanos (OEA), el Mercado Común del Sur (Mercosur) y la Comunidad del Caribe (CARICOM) (Power Language Index, 2016). De ahí que, el pasado colonial ha proporcionado una conexión más profunda entre España y otras regiones (sobre todo, América Latina), convirtiendo el español en un conductor de la cultura y la mentalidad española, y esto, a su vez,
también contribuye al desarrollo de la cooperación interregional económica y política.
Sin embargo, el declive del poder colonial del Reino de España también llegó más temprano que en los casos de otras potencias europeas - comenzó en el siglo XVI, y ya en el siglo XIX España perdió sus colonias como resultado de la lucha de los pueblos americanos por la independencia (al éxito de la cual contribuyó la invasión de Napoleón a principios del siglo) y de la derrota en la guerra hispanoamericana de 1898. Gran parte del siglo XX España pasó detrás de la escena mundial: oficialmente se mantuvo neutral durante la Primera y la Segunda Guerras Mundiales, después resultó sumida en una prolongada Guerra Civil y, al fin, en 1936 en el país se impuso el régimen de Francisco Franco qué duró hasta 1975. Al acabarse la Segunda Guerra Mundial, España, bajo el liderazgo de Franco, comenzó gradualmente a restablecer los vínculos con otros estados y a integrarse en tales estructuras como la FAO (Organización de las Naciones Unidas para la Agricultura y la Alimentación), la OMS (Organización Mundial de la Salud), la OIT (Organización Internacional del Trabajo), etc. Si bien, económicamente, España todavía iba a la zaga de las principales potencias europeas (sobre todo, de Gran Bretaña, Francia, Bélgica, los Países Bajos y la RFA) (Anikeeva, 2013). La falta de estabilidad económica impidió el desarrollo del "poder blando" del estado, ya que - según señaló Joseph Nye y muchos otros investigadores, entre los cuales los españoles, - el "poder blando" es esencialmente una extensión del "poder duro". Dicho de otra manera, sin éxitos económicos, diplomáticos y militares (o, al menos, sin éxitos en uno de estos campos) ningún actor de las relaciones internacionales puede contar con una influencia significante en la escena mundial y con el mantenimiento de una imagen positiva y atractiva (Noya, 2005).
La caída de la dictadura franquista en 1975 condujo a un tránsito bastante rápido del régimen autoritario al sistema democrático. Se llevó a cabo una modernización política, económica y social, que sentó las bases para el crecimiento económico, para la solución de varios problemas sociales, como el desempleo y el bajo nivel de vida, y para la ampliación de los vínculos exteriores de España, lo que finalmente la convirtió en una potencia regional capaz
de prestar más atención al desarrollo de su "poder blando" y a la mejora de su marca nacional.
En el marco de las transformaciones, en el país fue restaurada la monarquía (Juan Carlos I de Borbón ascendió al trono), haciéndose uno de los recursos más importantes del "poder blando" de España. Después de casi 40 años de dictadura, el rey de España, como la mayoría de los monarcas modernos, se convirtió en un símbolo de la unidad y la estabilidad del país. Además, en España, las funciones del rey incluyen la toma de decisiones clave en relación con la política exterior y la representación de su país en el extranjero, tanto en las reuniones bilaterales y multilaterales como en algunas organizaciones internacionales. De este modo, Juan Carlos I personalmente participó en la coordinación de la adhesión de España a la Unión Europea, y luego estimulaba el crecimiento de la influencia de esta integración en el mundo. Su participación en conferencias internacionales tuvo un efecto positivo en el establecimiento de una cooperación más amplia tanto con los vecinos más cercanos del Reino de España como con los países de América del Norte y del Sur (Anikeeva, 2013). Después de la abdicación de Juan Carlos I en 2014, fue coronado su hijo Felipe VI. Él participa activamente en la política exterior de España y da realce al prestigio internacional del estado. Solo durante los dos primeros meses de su reino, Felipe VI realizó 15 visitas oficiales al extranjero, siguiendo el ejemplo de su padre (Primer año de Felipe VI como rey: balance, 2015).
Por otro lado, cabe señalar que la vida de las familias reales modernas siempre suscita un interés particular en la comunidad mundial. La gente sigue tales acontecimientos como las bodas reales, los nacimientos de nuevos miembros de las familias reales -especialmente de los herederos de los tronos, - así como los escándalos relacionados con los miembros de estas familias. A pesar de algunos ejemplos extremadamente positivos entre los representantes modernos de la antigua casa de Borbón, la familia real española es conocida en el mundo por una serie de escándalos sonados, la mayoría de los cuales tienen que ver con actividades ilegales, en primer lugar, la corrupción, y con la infidelidad. Tales escándalos atraen la atención del público, obligando a los sociólogos a admitir que estos eventos constituyen un importante "recurso
blando" del país. Debido a los escándalos, España está apareciendo cada vez más en los medios de comunicación extranjeros, y la información sobre un país es uno de los elementos clave en el establecimiento de su "poder blando". Cada vez más personas se preguntan sobre los asuntos de la familia real española, y, por consiguiente, sobre la cultura de España, sus logros científicos, su política, y economía.
Otro aspecto importante en el proceso de la mejora de la marca nacional, fue el fortalecimiento de los vínculos diplomáticos de España. Como ya se señaló, los países europeos se quedaron muy por detrás de las dos superpotencias durante la Guerra Fría, lo que transformó la Unión Europea en una plataforma crucial para el aseguramiento de la participación de Europa en los asuntos internacionales. La UE conservó este papel también en la era posbipolar. Según algunos científicos políticos y sociólogos, después del advenimiento de la democracia, los españoles perdieron su identidad nacional y volvieron a verse a sí mismos como a europeos. Esto, en gran medida, aceleró el proceso de la integración de España en las principales estructuras regionales que ya existían en ese período. En 1977 España se unió al Consejo de Europa; en 1986 en el seno de la tercera ola de expansión, España, junto con Portugal, se convirtió en un miembro más de la Unión Europea. 4 años más tarde llegó a formar parte de la zona Schengen. Combinada con el proceso de la modernización política y social, la rápida integración de España en Europa le permitió superar una serie de problemas internos y convertirse pronto en uno de los líderes de la Unión Europea. Desde mediados de la década de 1990, el Reino de España en varias ocasiones ha iniciado diversos proyectos internacionales dentro de la UE. El desarrollo de las relaciones diplomáticas sentó las bases para la difusión de su "poder blando" en el mundo, ante todo, en los países del Mediterráneo, América Latina y el Caribe. Tales prioridades geopolíticas se deben al deseo (que no se cede hasta la fecha) de España de ser en un tipo de "puente" entre Europa y el Mediterráneo, y entre Europa y América Latina, gracias a su proximidad geográfica a una región y su proximidad histórica y cultural a la otra (Anikeeva, 2013).
Así pues, España entró en el nuevo milenio como una de las principales potencias regionales con intereses y prioridades globales.
En la década de 2000 el concepto del "poder blando" penetró en la comunidad científica española, lo que llevó a un desarrollo bastante rápido de la teoría nacional de este fenómeno. La contribución más importante a este proceso fue proporcionada por los "tanques de pensamiento" españoles, en particular, por el Real Instituto Elcano que fue creado en 2001 en Madrid. Como el principal objetivo este centro analítico proclama "fomentar en la sociedad el conocimiento de la realidad internacional y las relaciones exteriores de España", así como crear una base teórica para futuras decisiones con respecto a la política exterior del gobierno español y de organizaciones privadas en el espíritu de "la democracia, el multilateralismo, la economía social de mercado, la libertad y los derechos humanos". El prestigio del Instituto se ve confirmado por el hecho de que su Patronato cuenta con los exlíderes del gobierno español (Felipe González, José María Aznar y José Luis Rodríguez Zapatero), y, además, de que el Rey de España, Felipe VI es su presidente de honor (Real Instituto Elcano).
Los expertos del Real Instituto Elcano fueron los autores de los primeros estudios significantes sobre el fenómeno del "poder blando" español. El primer paso en esta dirección resultó ser la creación en 2002 del Barómetro del Real Instituto de Elcano (BRIE), en el que se realizan encuestas entre los ciudadanos españoles y de 1 a 3 veces al año se publican informes sobre la percepción de los españoles de si mismos, de España y su acción exterior, lo que sirve de base para la identificación de los aspectos más fuertes y más débiles de la marca española.
El fundador de la teoría nacional española del "poder blando" puede considerarse el investigador principal del Instituto, el responsable de los estudios de la imagen exterior de España y de las investigaciones en el marco del Barómetro del Real Instituto Elcano, Javier Noya. En 2005 publicó el documento de trabajo titulado "El poder simbólico de las naciones", en el cual concluyó que "el poder blando solo puede ser eficaz en su versión dura como ideología". Por lo tanto, refiriéndose a las obras de Bourdieu, decidió sustituir el término "poder blando" (o sea, "soft power") por el "poder simbólico", que solo puede ser medido aproximadamente a través de las encuestas de opinión pública (Noya, 2005).
Desde 2010 en el Instituto sobre la base de mediciones de la
presencia global militar, económica y "suave" de los estados se elabora el Indice Elcano de Presencia Global. Esta clasificación permite definir con más detalle los principales recursos "blandos" de 110 países analizados, entre los cuales España. En general, para el año 2018 el "poder blando" constituyó el 26,1% de la presencia global total de España. En su mayoría, esta contribución se debe a tales elementos como la cultura, el turismo, la ciencia, la información, y la migración. Gracias al desarrollo de estos ámbitos el Reino de España ocupa el décimo lugar en el índice de "presencia global suave" (Indice Elcano de Presencia Global).
En 2012 fue creado el Observatorio de la Imagen de España (OEI), que reunió al ya mencionado BRIE y tales estructuras como el Barómetro de España (BIE) que analiza la imagen internacional del estado y el Sistema de Indicadores de la Distancia entre Imagen y Realidad (SIDIR), en el marco del cual se realiza un análisis comparativo de los dos Barómetros, asimismo, a una serie de informes irregulares y una base de datos. Este Observatorio e Indice de Presencia Global permiten que la evaluación de las deficiencias de la marca nacional de España sea relativamente objetiva.
Dándose cuenta del retraso de España en esta vertiente de tales potencias como EEUU, Gran Bretaña, China, Francia y Alemania, el gobierno español se vio obligado a reconsiderar su política exterior y comenzar a prestar más atención a su "poder blando". Como resultado, en 2012, bajo el gobierno de Mariano Rajoy (el líder del Partido Popular y el presidente del gobierno en 2011-2018) se emitió el Real Decreto 998 por el cual se estableció el puesto del Alto Comisionado para la Marca España. Se introdujo un proyecto gubernamental desarrollado con la participación de los expertos del Instituto Elcano para crear y mantener una imagen positiva del Reino en la escena internacional. El decreto dispuso que el Alto Comisionado asumiera la responsabilidad de "la planificación, y el impulso, coordinación y seguimiento de la acción exterior española, pública y privada, en los ámbitos económico, cultural, social, científico y tecnológico, encaminada a la promoción de dicha imagen [la imagen exterior de España]" (Real Decreto 998/2012).
En el seno de este programa, se han adoptado nuevas estrategias y planes, que establecieron nuevos objetivos en la política
exterior del Reino de España. Por ende, inmediatamente después de la emisión del decreto, el Ministerio de Educación, Cultura y Deporte de España publicó un nuevo "Plan Estratégico General", en el cual se prestaba mucha atención a la promoción de la cultura española en el mundo - el elemento esencial del proceso de la mejora de la Marca España. En los próximos 3 años el Ministerio tendría que acelerar el proceso de la internacionalización de la cultura española, garantizar el desarrollo del turismo en el estado y ampliar la cooperación cultural internacional, en particular con Europa y la región de ALC (Plan Estratégico General 2012-2015).
Para 2015 se elaboró una nueva Estrategia de Acción Exterior de España, que destacó la necesidad de desarrollar la presencia mundial del Reino (obviamente, los expertos del Real Instituto Elcano participaron en la creación de esta estrategia). Una de las 4 prioridades para la futura acción exterior en este documento fue "proyectarse globalmente como país avanzado", ampliando la cooperación internacional en una variedad de áreas, incluidas las blandas: la ciencia, la migración, la cultura, la educación, el deporte, etc. (Estrategia de Acción Exterior 2015).
No obstante, el programa estatal para la mejora de la Marca España solo duró hasta el cambio de gobierno en el verano de 2018, cuando el Partido Socialista Obrero Español (PSOE), encabezado por Pedro Sánchez, tomó el poder. En el otoño de 2018 el proyecto de la mejora de la Marca España fue reemplazado por un nuevo, aunque bastante parecido, proyecto "España Global" que continuó los pasos que en 2012 había iniciado su precursor, teniendo en cuenta las deficiencias identificadas durante los 6 años de su ejecución.
En definitiva, el "poder blando" actual del Reino de España es el fruto de un proceso prolongado. El pasado colonial y el alejamiento de los principales conflictos internacionales del siglo XX, así como el retraso en términos militares y económicos en comparación con las principales potencias mundiales, proporcionaron al Reino de España la base para un desarrollo acelerado de la política estatal en el ámbito de la mejora de su marca nacional y extensión de su "poder blando" a otras regiones. El idioma español, la literatura, la pintura, la música, la gastronomía, los deportistas españoles, junto con la coordinación gubernamental de la política exterior con el fin de la ampliación de la presencia
global del estado, transformaron España no solo en un importante actor regional, sino también en un país que pretende ser una potencia global, que incide en el proceso de toma de decisiones políticas y económicas en los países de la Unión Europea, América Latina y el Caribe y el Mediterráneo.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
Бобыло А.М. 2013. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий. - Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 14: 129-135. [Bobylo A.M. 2013. «Myagkaya sila» v mezhdunarodnoy politike: osobennosti natsionalnykh strategiy. - Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya. 14: 129135.]
История внешней политики Испании. Н.Е. Аникеева, В.А. Ведюшкин, О.В. Волосюк, С.П. Пожарская и др. Под ред. Г.Н. Севостьянова. М.: Международные отношения, 2013. - 504 с.
[Istoriya vneshney politiki Ispanii. N.E. Anikeyeva. V.A. Vedyushkin. O.V. Volosyuk. S.P. Pozharskaya i dr. Pod red. G.N. Sevostianova. M.: Mezhdunarodnyye otnosheniya. 2013. - 504 s.] Ковалевская Н.В. 2015. Роль испанского языка как "мягкой силы" во внешней политике Испании. - Историческая и социально-образовательная мысль. 7 (5-2): 141-145.
[Kovalevskaya N.V. 2015. Rol ispanskogo yazyka kak "myagkoy sily" vo vneshney politike Ispanii. - Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl. 7 (5-2): 141-145.] Пименова Е.В. 2017. Закат «мягкой силы»? Эволюция теории и практики soft power. - Вестник МГИМО Университета. 1 (52): 57-66. [Pimenova E.V. 2017. Zakat «myagkoy sily»? Evolyutsiya teorii i praktiki soft power. - Vestnik MGIMO Universiteta. 1 (52): 57-66.] Харитонова Е.М., Прохоренко И.Л. 2018. «Мягкая сила» бывших империй: сравнительный опыт Великобритании и Испании. - ИМЭМО. Мировая экономика и международные отношения. 62 (3): 39-49. [Kharitonova E.M.. Prokhorenko I.L. 2018. «Myagkaya sila» byvshikh imperiy: sravnitelnyy opyt Velikobritanii i Ispanii. - IMEMO. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. 62 (3): 39-49.] El «poder suave» de los Príncipes [Recurso electrónico]. - La Razón. - URL: https://www.larazon.es/historico/4428-el-poder-suave-de-los-principes-NLLA_RAZON_473645. Emilio Lamo вe Espinosa. Estar en Europa, ser europeos. [Recurso electrónico]. - El País. - URL: https://elpais.com/diario/2001/12/31/opinion/1009753209_ 850215.html.
Español: una lengua viva. Informe 2018. Madrid: Instituto Cervantes, 2018. 61 p. Estrategia de Acción Exterior. Madrid: Ministerio de asuntos extranjeros y de
cooperación, 2015. 148 p.
García Delgado Jose L., Alonso Jose A., Jiménez Juan C. 2017. El valor económico del español. Barcelona: Ariel. 211 p.
Índice Elcano de Presencia Global. España [Recurso electrónico]. Real Instituto Elcano. 2017. -
URL: http://explora.globalpresence.realinstitutoelcano.org/es/country/iepg/ global/ES/ES/2017.
La Secretaría de Estado de Lozano para la Marca España: 110.000 euros y coche oficial [Recurso electrónico]. El Confidencial. 2018. - URL: https://www.elconfidencial.com/espana/2018-10-10/marca-espana-irene-lozano-borrell-secretaria-estado-coche-oficial-110-000-euros_1627960.
Noya J. 2005. El poder simbólico de las naciones. - Real Instituto Elcano. Documento de trabajo 35. - 17 p.
Nye J. 2005. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs. 206 р.
Plan Estratégico General 2012-2015. Madrid: Secretaría de estado de cultura, 2012. 121 p.
Power Language Index. Abu Dhabi: Insead, 2016. 33 p.
Primer año de Felipe VI como rey: balance [Recurso electrónico]. ECD Confidencial digital. -
URL: https://www.elconfidencialdigital.com/articulo/te_lo _aclaro/Primer-Felipe-VI-rey-balance/20150522195002077337.html.
Real Decreto 998/2012, de 28 de junio, por el que se crea el Alto Comisionado del Gobierno para la Marca España y se modifica el Real Decreto 1412/2000.
Real Instituto Elcano [Recurso electrónico]. -
URL: http ://www. realinstitutoelcano. org
Statista [Electronic resource]. - URL: https://www.statista.com.
Получена /Received: 29.06.2019 Принята /Accepted: 08.07.2019