Научная статья на тему '«Внешняя политика государства» как категория современной политической науки'

«Внешняя политика государства» как категория современной политической науки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7641
1024
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мгалоблишвили В.И.

В статье рассматривается внешняя политика современного государства и такая основополагающая категория политической науки как «внешняя политика». Автором проведен анализ существующих подходов к пониманию термина «внешняя политика» и дает свое авторское определение. Перечисляются особенности внешней политики, которые обуславливают ее отделение от более широкого понятия «международные отношения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мгалоблишвили В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Внешняя политика государства» как категория современной политической науки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 327

В.И. Мгалоблишвили

аспирантка Пятигорского государственного лингвистического университета г. Пятигорск, Российская Федерация

«ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА» КАК КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация

В статье рассматривается внешняя политика современного государства и такая основополагающая категория политической науки как «внешняя политика». Автором проведен анализ существующих подходов к пониманию термина «внешняя политика» и дает свое авторское определение. Перечисляются особенности внешней политики, которые обуславливают ее отделение от более широкого понятия «международные отношения».

Ключевые слова

Внешняя политика, международные отношения, суверенитет.

Современный этап развития человечества отличается всевозрастающим комплексным характером взаимодействия между государствами, которые обязаны в силу вовлеченности в глобальные процессы реагировать на меняющийся характер международной среды. Исходя из этого, однозначен вывод о том, что государство для обеспечения своего поступательного развития должно стремиться к проведению выверенного внешнеполитического курса, направленного на взаимодействие с широким кругом международных акторов. Таким образом, оно не может существовать изолированно и обособленно.

В связи с этим, особую значимость приобретает необходимость теоретического осмысления внешней политики современного государства и категории «внешняя политика», как одной из основополагающих в политической науке. Отметим, что развитие теории «внешней политики» неразрывно связано с осмыслением «теории международных отношений» [3, c. 222-239.].

Как известно, в содержательном плане политика государства и внутренняя, и внешняя представляет собой управление, стратегию и утвержденные действия, направленные на достижение артикулированных и запланированных целей [1, c. 644]. Политика любого государства реализуется через специальные институты и органы власти.

Непосредственно понятие «внешняя политика» следует отделять от понятия «международные отношения», которое является более широким и включает в себя наряду с политическими и другие виды связей между субъектами международных отношений. В качестве последних в настоящее время выступают не только государства, но и другие образования: наднациональные политические и неполитические организации, негосударственные организации, транснациональные корпорации и т.д.» [6, c. 192].

«Внешняя политика» как категория современной политической науки рассматривается как неотъемлемая часть общей политики государства и как продолжение его внутренней политики. Любое государство выстраивает определенный внешнеполитический курс, основываясь на своих интересах и на других объективных и субъективных факторах [9, c. 543]. Также необходимо помнить, что выработка внешней политики государством зависит от конкретного исторического момента и характеристик внутриполитического процесса в стране и параметров международной системы. Таким образом, специфика внешнеполитической деятельности государства неразрывно связана с особенностями системы международных отношений, в которых эта деятельность осуществляется. В свою очередь, международные отношения изначально формируются из совокупности внешнеполитической деятельности государства [7, c. 192].

212

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Другой особенностью внешней политики является показатель активности деятельности государства на международной арене или индикатор его способности к таковым действиям. В этой связи, на наш взгляд, базовым вопросом в исследованиях внешней политики является дискуссия о роли государства в современных международных отношениях и ее постепенном видоизменении [5, c. 77].

Наряду с этим, в современных политических исследованиях много внимания уделяется уровневому анализу внешней политики, который также соотносится с особенностями формирования внешнеполитического курса государством и его ролью в этом процессе. Начало диспутам относительно уровней анализа в области международной политики государства после окончания Второй мировой войны положила книга К. Уолца «Человек, государство и война», изданная в 1959 году, где автор говорит об «уровнях анализа внешней политики» как об «образах», с помощью которых он обозначает различные категории факторов, вызывающих войны: характеристики или атрибуты индивидов, государств и международной системы [10, c. 361].

Мы полагаем, что центральное место в исследовании категории «внешняя политика» в обозримом будущем будет занимать роль государства в системе международных отношений. Со своей стороны, анализируя позиции государства на современном этапе, считаем необходимым отметить, что, несмотря на существование определенных предпосылок к снижению и ослаблению государства как основного субъекта мировой политики и росту влияния наднациональных структур, оно и впредь будет основным регулятором архитектуры мироустройства и сможет относительно свободно реализовывать свой внешнеполитический курс [8, c. 9-10]. Вместе с тем, нельзя не согласиться с П.А. Цыганковым, который отмечает, что принцип суверенитета государств приводит к неоднозначным последствиям, среди которых он выделяет то, что в современном мире государства обладают неравными возможностями и потенциалом для сохранения своей независимости при принятии внешнеполитических решений, выделив при этом четыре группы государств: великие державы, средние державы, малые державы и микрогосударства [2, c. 280]. Таким образом, значимость проблемы внешней политики самым прямым образом связана с системой суверенности государств и зависит от их характеристик и показателей развития.

На сегодняшний день происходит смешение сфер безопасности и внешней политики, что обуславливается следующим - «гражданин обеспокоен своей безопасностью и ожидает от государства (его внешней политики) конкретных мер, обеспечивающих ее» [4]. На наш взгляд, гарантировать безопасность можно, только обладая монополией на применение силы. Поэтому, при ее отсутствии, оно столкнется с серьезными проблемами при реализации своего внешнеполитического курса.

Именно на этом основан наш вывод о том, что внешняя политика государства в будущем будет напрямую зависеть от таких показателей как: территория, экономическое развитие, политическое устройство, социальное развитие, военная мощь, уровень промышленности и т.д. То есть именно от тех переменных, которые используются на государственном уровне анализа внешней политики государства. Очевидно, что относительно небольшой круг государств в мире способен обеспечить сбалансированность в вопросах государственного развития. Именно поэтому в мире уже существуют различные группы стран, которые можно классифицировать относительно их суверенности в вопросе принятия внешнеполитических решений.

Категория «внешняя политика государства» продолжает занимать одно из центральных мест в современных политических исследованиях, что во многом связано со значительными изменениями в системе международных отношений, произошедших после распада двухполярной системы мироустройства и ее усложнения. Именно поэтому в настоящее время среди исследователей внешней политики государства большой популярность и актуальностью пользуется уровневый анализ этой категории. При этом, при проведении исследований внешней политики современного государства в первую очередь, на наш взгляд, необходимо учитывать государственный уровень и уровень системы, в которой существует государство. При этом, возможно использование и других переменных или детерминантов внешней политики современного государства.

Отсюда вытекают и другие особенности научных изысканий в этой сфере: роль государства, как главного актора международных отношений, в новой системе миропорядка и основные тенденции

213

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

глобального развития, которые и формируют этот порядок. На основе проанализированных подходов к этой проблематике, нами был сделан следующий вывод. Несмотря на существующие предпосылки к ослаблению позиций государства (глобализация, усиление наднациональных структур, растущее неравенство потенциалов) и соответствующее видоизменения его внешнеполитической функции, оно сохранит свое определяющее значение для различных международных процессов. Таким образом, с учетом проведенного анализа, категорию «внешняя политика» можно определить, как механизм регуляции межгосударственных отношений, реализуемый различными средствами и инструментами, набор которых зависит от степени суверенности того или иного государства, что неразрывно связано с основными тенденциями глобального развития (глобализацией, формированием наднациональных структур, становлением многополярного мира, усилением ТНК и т.д.)

Список использованной литературы:

1. Вебер М. Политика как признание и профессия // Избранные сочинения / М. Вебер. - М., 1990. - С. 644.

2. Внешняя политика России в условиях глобальной неопределенности: монография / под ред. П.А. Цыганкова. - М.: Издательство «Русайнс», 2015. - 280 с.

3. Грум Дж. Растущее многообразие международных акторов / Международные отношения: социологические подходы // Под ред. проф. П.А. Цыганкова. - М.: Гардарика, 1998. - С. 222-239.

4. Рыхтик М.И. В чем актуальность проблематики внешней политики? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: sun.tsu.ru/mminfo/2014/000386651/000386651.pdf

5. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века / А.И. Уткин. - М.: ЭКСМО, 2002. - С. 77.

6. Barker J.C. International Law and International Relations / J.C. Barker. - A&C Black, 2000. - 192 p.

7. Donnely J. Realism and International Relations/ J.Donnely. - Cambridge University Press, 2000. - 192 p.

8. PONARS Policy Memo, Program on New Approaches to Russian Security, Davie’s Center, Harvard University. - 1999; Бабуркин С.А. США в начале XXI века: проблемы безопасности и государство // Актуальные проблемы американистики: Материалы девятого международного научного семинара «Меняющаяся роль государства и международных организаций в современном мире». - Н.Новгород: ФМО ННГУ, 2003. - С. -9-10.

9. Smith S., Hadfield A., Dunne T. Foreign Policy: Theories, Actors, Cases / S. Smith. - OUP Oxford, 2012. - 543 p.

10. Waltz K. Realism and Interbational Politics / K. Waltz. - Routledge, 2008. - 361 p.

© В.И. Мгалоблишвили, 2015

УДК 35.088

А.А. Романова

студентка 1 курса магистратуры факультета упавления Ульяновский государственный университет Научный руководитель: В.В.Слепова к.э.н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление»

Ульяновский государственный университет г. Ульяновск, Российская Федерация

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ВНЕШТАТНЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрены основные современные кадровые технологии в государственном управлении, актуальность которой была обусловлена применение их в государственных программах развития

214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.