Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования внешней политики постсоветских государств'

Теоретические основы исследования внешней политики постсоветских государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4128
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ТЕОРИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / РЕАЛИЗМ / НЕОРЕАЛИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коваленко Глеб Васильевич

Проблема включения новых независимых государств, созданных на постсоветском пространстве, в систему современных международных отношений обусловлена как теоретическими, так и практическими причинами. С теоретической точки зрения необходимо, во-первых, осмыслить, могут ли парадигмы международных отношений, использоваться при формировании внешней политики суверенных государств; во-вторых, ответить на вопрос, на каких концептуальных основаниях и в каких формах новые независимые государства участвует в функционировании международной политической системы; в-третьих, выяснить специфику становления внешней политики новых независимых государств. Взаимодействие государств на мировой арене является с давних пор объектом исследований. Этим описанием происходящих событий занимается история международных отношений, в то время как теория международных отношений изучает формирование основных методологических конструкций, объясняющих появление и развитие того или иного мирового порядка. Основными методологическими школами, действующими в рамках теории международных отношений, являются реализм, неореализм, либерализм, неолиберализм, конструктивизм, институционализм, функционализм, феминизм и др., в которых за основу берутся определенные предположения, на базе чего выстраивается вся система анализа. Таким образом в статье рассматриваются основные теоретические подходы к изучению внешней политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования внешней политики постсоветских государств»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ

ПОЛИТИКИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ

Г.В. Коваленко

филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе, г. Душанбе, Республика Таджикистан

Аннотация. Проблема включения новых независимых государств, созданных на постсоветском пространстве, в систему современных международных отношений обусловлена как теоретическими, так и практическими причинами. С теоретической точки зрения необходимо, во-первых, осмыслить, могут ли парадигмы международных отношений, использоваться при формировании внешней политики суверенных государств; во-вторых, ответить на вопрос, на каких концептуальных основаниях и в каких формах новые независимые государства участвует в функционировании международной политической системы; в-третьих, выяснить специфику становления внешней политики новых независимых государств.

Взаимодействие государств на мировой арене является с давних пор объектом исследований. Этим - описанием происходящих событий - занимается история международных отношений, в то время как теория международных отношений изучает формирование основных методологических конструкций, объясняющих появление и развитие того или иного мирового порядка. Основными методологическими школами, действующими в рамках теории международных отношений, являются реализм, неореализм, либерализм, неолиберализм, конструктивизм, институционализм, функционализм, феминизм и др., в которых за основу берутся определенные предположения, на базе чего выстраивается вся система анализа. Таким образом в статье рассматриваются основные теоретические подходы к изучению внешней политики.

Ключевые слова: внешняя политика, теория международных отношений, теория внешней политики, реализм, неореализм, либерализм, неолиберализм.

Одновременно с развитием общества и

образованием первых государств возникает внешняя политика. Любое государство претворяет в жизнь тот или иной курс внешней политики, взаимодействуя с другими субъектами внешнеполитической деятельности и регулируя свои взаимоотношения с ними. Так как каждое государство не существует изолированно, его положение обязывает к выбору и взаимоотношениям с партнерами и противниками на международном уровне в системе современной мировой политики, учитывая свои национальные интересы и приоритеты.

Главными внешнеполитическими целями государства, главным образом, являются национальная безопасность, формирование подходящих внешних условий для реализации целей и задач внутренней политики, направленных на достижение национально-государственных интересов. В задачи свободного и независимого существования государства входит предотвращение внешней угрозы своей целостности и безопасности, поиск союзников и партнеров в международных процессах, отстаивание должной роли и авторитета своей страны на международном уровне и т.д.; обеспечение благоприятных внешних условий составляют единую политическую линию государства в качестве самостоятельной и независимой области политики.

Становление и процесс международной политики как правило рассматривалась в рамках локального и регионального уровней, и только в XX в. у нее появилось третье измерение - глобальное. Все акторы международных отношений взаимозависимы и взаимодействуют как элементы единого целого. Кроме того, внешняя политика, как продолжение внутренней политики, связана с ней единой ресурсной базой.

Категория «внешней политики» остается одной из самых спорных в современной теории международных отношений. Внешняя политика государства формируется под воздействием как внешних, так и преимущественно внутренних факторов, является продуктом их сложной взаимосвязи.

С современной точки зрения можно говорить о двух тенденциях в установлении дефиниции термина «внешняя политика»:

первая определяет ее как «общий курс государства в международных делах», вторая -как «отношения между народами и государствами».

Большинство исследователей придерживаются точки зрения, что внешняя политика формируется в соответствии с национальными интересами и прочно соединена с внутренней политикой каждого государства, и ее самым главным фактором, определяющим мощь страны, является дипломатия.

Специфика внешней политики новых независимых государств характеризуется конструктивными отношениями с существующими различными государствами, независимо от их государственных различий в мире.

Во-первых, выступая единым целым, она формируется из комплекса процессов, происходящих во внутренней политике государства. Результатом этого является то, что мировое сообщество рассматривает содержание внешней политики как актора мировой политики, понимает интересы и позиции всего субъекта во всей совокупности, что достаточно часто приводит к отождествлению политики государства со всей страной и даже ее населением [Косолапов, 1999. С. 64-73].

Во-вторых, одна из характеристик внешней политики, развивается в системе международных отношений и мировой политики. Таким образом, прагматичная внешняя политика основывается на формировании рационального баланса между ее целями и возможностями для их достижения.

В-третьих, в своем прямом значении внешняя политика актора ориентирована исключительно на субъекты аналогичного порядка. Соответственно, каждое государство строит свою линию поведения на международной арене, формируя и осуществляя тот или иной внешнеполитический курс.

Общепринято, что внешняя политика государства считается продолжением внутренней. Однако теория польско-австрийского социолога Л. Гумпловича трактует

противоположное: собственно, внешняя политика определяет внутреннюю. По его теории, существует три категории, в рамках который осуществляется внешняя политика.

Первая гласит, что внутренняя политика должна добиваться реализации усиления военной мощи, при помощи которой государство обеспечивает свою безопасность. Второй категорией являются приграничное сотрудничество или противоречия из-за приграничной линии между соседними государствами. Наконец, третья категория: «дилемма безопасности», т.е. государство должно сдерживать военное усиление соседнего государства для баланса сил1.

С позиции геополитического положения государства и его ресурсного потенциала внешнюю политику реальнее отнести к более консервативной, чем внутреннюю. Тем не менее, правильным будет аргументировать, что действительное преобладание внутренней или внешней политики в каждом случае зависит от объективно-исторической конкретики. Основой координации между внутренней и внешней политикой служит «внешнеполитический процесс», содержание и структура которого составляют особый предмет научных полемик.

В то же время, согласно теории и практики международных отношений различные действия государства на международной арене часто имеют различия в трактовке понятий.

Так, для западных специалистов характерно использование термина «поведение государства» (conduct). Российский исследователь Н.А. Косолапов полагает, что подобный термин довольно размыт и призван формировать выводы о существовании у любого государства соответствующих целей, исходя из «умозрительного анализа», тогда как для рациональной оценки деятельности государства необходимо рассматривать, являются ли они результатом нескоординированности, существующей между отдельными ведомствами, случайности или намеренным шагом [Косолапов,

1 Баранов Н.А., Теория политики // Международные отношения и геополитика [Электронный ресурс].

Режим доступа:

http://read.virmk.ru/b/BARANOV_POLITICA/21.htm

59

1999. С. 64-73].

Однако можно отметить, что у этой категории есть положительные стороны, и ее применение необходимо для исследования направленности во внешнеполитических процессах государства, а также для политической, правовой или моральной оценки его действий на международной арене. Таким образом, если «поведением» можно обозначить любое действие актора, «политика» предполагает осознанное участие в полимерическом виде деятельности и долгосрочную системную обусловленность конкретного курса.

В свою очередь, российский исследователь и политолог М.М. Лебедева указывает, что сегодня в современных исследованиях теории внешней политики сформировались четыре главных традиции [Лебедева, 2009. С. 32-42]. Она считает, что как самостоятельная научная дисциплина «внешняя политика» требует более глубокого исследования виду того, что много исследований сосредоточены, в частности, на таких аспектах международных отношений как безопасность, политические режимы, борьба за энергоресурсы и др.

Таким образом, «внешняя политика» рассматривается преимущественно с позиций школы «политического реализма» и ее взглядов на природу международных отношений.

Вторая традиция изучает внешнюю политику посредством общетеоретического и сравнительного подходов. Для политологов во главе анализа стоят - исход осуществления государством своего внешнеполитического курса, для других субъектов, представители этого подхода анализируют механизмы формирования внешней политики, а также ее связей с внутренней политикой государства [Foreign Policy, 2001].

Третья традиция заключается в исследовании внешней политики государства с помощью составления обширной базы данных. Здесь широкое распространение получают математические методы и статистический анализ. Эта методология не дает объяснения самому процессу формирования внешней политики государства и степени влияния на нее отдельных факторов. Но

при том, что это направление менее популярно двух предыдущих, оно достойно внимания в контексте объяснительной модели существующего политического устройства государств мира и исследования собственно инструментов внешней политики страны.

Необходимо отметить, что четвертое направление изучения внешней политики находится в настоящее время на стадии своего становления и преимущественно отражает традиции неолиберальной школы, подвергая при этом критике ее базовые постулаты и большей частью принимая во внимание актуальную динамику международных отношений, в том числе рост влияния негосударственных игроков, глобализацию и т.п. Главное преимущество данного подхода заключается в отрицании крайностей реализма и либерализма: эта традиция в совокупности изучает внешнюю политику государств и деятельность негосударственных игроков, представляя свое видение их взаимовлияния.

Детально изучая классические подходы к исследованию внешней политики, необходимо упомянуть наиболее распространенную теорию Г. Моргентау. Рассматривая «внешнюю политику» с точки зрения силы, где национальные интересы превалируют над международными принципами и стандартами, он выводит следующую формулу: «Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой» [Моргентау, 1997. С. 501-507].

Таким образом, сила (военная, ресурсная, экономическая) преобразовывается в главный инструмент достижения целей, поставленных государством. Данная теория экстраполируется на внешнюю политику развитых государств на международной арене, но не всегда является успешной (примером может служить внешняя политика США в Афганистане) [Сушенцов, 2013].

В условиях безвластия стремления государств усилить свою мощь и, следственно, небезопасного мира, в обстановке, когда необходимо соблюдать равновесие сил между великими державами, по большому

счету определяют базовые принципы формирования внешней политики. На неизменности и вечности этих позиций стоит четкое понимание умозаключений реалистов. Основополагающим является соотношение военных потенциалов государства, от чего базируется положение страны в общей структуре сил. Вследствие чего внешняя политика обусловлена наращиванием мощи государства, поддержанием баланса сил и способностью противостояния внешним угрозам.

Американский политолог, К. Уолтц, принимая во внимание влияние неоклассической экономической теории, заявляет, что во внешней политике главное — это структура международных отношений, т.е. глобальная система. На основании чего он предлагает два способа анализа структуры.

Прежде всего, это теория равновесия сил, являющейся частью курса государств, с целью недопущения усиления какой-либо государства, чтоб не произошло нарушение баланса сил. Иной способ заключается в том, что структура мировой системы, как результат взаимодействия участников международных отношений, может, как ограничить деятельность на мировой арене, так и предоставить благоприятные возможности. Различия целей и результатов в деятельности внешней политики стран происходит именно из- за структурные особенности международной системы [Waltz, 2010].

Рассмотрим позицию приверженцев либеральной парадигмы. Они не отрицают роль национальных интересов во внешней политике государства. Однако считают, что интересы личности кроются в основе интересов государства и самой внешней политики.

С позиции либерализма, основными действующими акторами мировой политики и внешней политики являются индивиды и группы индивидов. Курс внешнеполитической деятельности страны зависит от стоящей элиты у власти.

Внешняя политика базируется на социальных, экономических, научно-технических, ресурсных, военных, демографических и культурных возможностях государства. Комбинация этих потенциалов определяет мощь и поведение государства на

мировой арене, его приоритеты, возможности и интересы, формируют внешнеполитический потенциал государства.

Геополитическое положение государства оказывает влияние на выбор партнеров в международных отношениях и формирование взаимоотношений с противниками. Внешнеполитический потенциал обусловливает процесс преобразования национальных интересов в цели внешней политики, без чего не может быть осуществлена любая внешнеполитическая установка.

Важнейшие внешние функции государства, определяющие его деятельность в конкретных направлениях, представляют собой:

- гарантия мира и поддержание мирового порядка;

- безопасность государства (защита суверенитета, территории, решение других вопросов в обеспечении национальной безопасности);

- интеграция в мировую экономику;

- взаимодействие в решении современных глобальных вызовов и угроз с другими государствами. [Кондратов, 2010. С. 48-54].

Исторически внешнеполитическое поведение государства определяется благодаря установлению дипломатических отношений между различными странами. При этом традиционно для внешнеполитического процесса характерно: установление дипломатических отношений между государствами, открытие представительств государства при международных организациях, либо членство в них, диалог и взаимодействие с дружественными иностранными общественными движениями, союзами и учреждениями.

Выгодные возможности для проведения успешного внешнеполитического курса и наличие широкой системы связей различных аспектов во внешней политике дают возможность государству использовать множество рычагов влияния на другие страны. Но в случае несоблюдения равновесия сил может появиться реальная угроза суверенитету такого государства. Такой дисбаланс может повлиять на развитие положение и сотрудничество государства на мировой арене. [Трухин, 2013. С. 21-26].

Динамичное развитие международных процессов в современном мире не дает применить к их анализу одну из рассмотренных нами теорий.

Сущность внешней политики до сих пор по-разному понимается современными международниками. Многие думают, что данное понятие, утратило свою актуальность или требует пересмотра.

Политологи в исследованиях предлагают использование таких альтернативных понятий как «акция» и «поведение государства». Остальные отдают предпочтение анализу динамики внешней политики сквозь призму «процесса ее выработки и принятия», прочие - через анализ «внешнеполитической культуры» государств.

Но несомненно, что исторически «национальный интерес» — это базовая категория внешней политики любого современного государства.

Таким образом, годы независимости стали временем активного выхода стран ЦА на международную арену, динамичного проведения ими самостоятельной внешней политики. Будучи полноправными членами мирового сообщества, каждая страна региона стремится самостоятельно формировать и реализовать свои национальные интересы и внешнюю политику, в меру своих возможностей принимает активное участие во всех сферах международной жизни. Осуществляя внешнеполитическую деятельность, учитывая реалии современного мира, глобальные и региональные вызовы, страны ЦА, несмотря на все трудности, постоянно находятся в поиске достойного места в мировом сообществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баранов Н.А., Теория политики // Международные отношения и геополитика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://read. virmk.ru/b/B ARANOV_POLI TICA721.htm

2. Косолапов Н.А. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений// Мировая экономика и международные отношения. 1999. №3.

3. Кондратов А.И. Направление внешнеполитической деятельности государства // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2010. №1.

4. Лебедева М.М. Внешняя политика: исчезновение или перезагрузка? // Материалы научного семинара «Внешняя политика: вопросы теории и практики» / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Изд-во МГУ, 2009.

5. Моргентау Г. Международная политика/ Антология мировой политической мысли: в 5 т. М.: Мысль, 1997. Т.2.

6. Сушенцов А.А. Очерки политики США в региональных конфликтах 2000-х годов/ А.А. Сушенцов; отв. ред. Богатуров А Д. М.: Издательство МГИМО-Уни-верситета, 2013. - 249 с.

7. Трухин Б.Н. Внешняя политика государства / Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2013. №3-2.

8. Foreign Policy in Comparative Perspective: Domestic and International Influences on State Behavior / Eds. by R. Beasley et al. Washington D.C.: CQ Press, 2001. -368 p.

9. Waltz K. Theory of International Politics / Long Grove, III.: Waveland Press, 2010. -251 p.

Сведения об авторе: Коваленко Глеб Васильевич доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе, (e-mail: kovalenko-gleb@mail.ru).

THEORETICAL FOUNDATIONS FOR RESEARCH OF THE FOREIGN POLICY OF THE POST-SOVIET STATES

The Lomonosov MSU branch in Dushanbe city, Dushanbe, Republic of Tajikistan

Abstract. The integration problem of the newly independent states of former Soviet Union, into the contemporary system of international relations reflects both theoretical and practical aspects. From theoretical point, first of all, it is necessary to understand whether the paradigms of international relations can be used in forming of foreign policy of sovereign states; secondly, answer the question, on which conceptual basis and in which forms the newly

nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T. 1. № 1 (2018)

independent states are participating in the functioning of the international political system; and thirdly, to find out the special nature of these newly independent states' foreign policy forming process.

The interaction of states on the global arena has long been a focus of numerous studies. This - depiction of current events - is the focus of history of international relations, while the theory of international relations studies the forming of main methodological structures which explain appearance and development of any given world order. The main methodological schools within the theory of international relations are realism, neorealism, constructionism, institutionalism, functionalism, feminism and others, in which certain assumptions are taken as a basis consequently forming the whole system analysis. As a result, the article examines main theoretical approaches on study of foreign policy.

Key words: Foreign policy, theory of international relations, theory of foreign policy, realism, neorealism, liberalism, neoliberalism.

REFERENCES

1. Baranov NA, Theory of Politics // International relations and geopolitics [Electronic resource]. Access mode: http://read. virmk.ru/b/B ARANOV_PO-LITICA/21.htm

2. Kosolapov N.A. Foreign policy and foreign policy process of subjects of international relations // World economy and international relations. 1999. №3.

3. Kondratov AI Direction of foreign political activity of the state // Scientific and analytical magazine Observer - Observer. 2010. № 1.

4. Lebedeva M.M. Foreign policy: expiration or reboot? // Materials of the scientific seminar "Foreign Policy: Issues of Theory and Practice" / Ed. P.A. Tsygankova. Moscow: Moscow State University, 2009.

5. Morgenthau G. International Politics / Anthology of World Political Thought: in 5 volumes M.: Thought, 1997. T.2.

6. Sushentsov A.A. Essays on US policy in the regional conflicts of the 2000s / A.A. Sushentsov; otv. Ed. Bogaturov A.D. Moscow: MGIMO University Press, 2013. -249 p.

7. Trukhin B.N. Foreign policy of the state / Bulletin of the Altai State Pedagogical Academy. 2013. № 3-2. About the author: Kovalenko Gleb Vasi-lievich - PhD, associate professor of department on social and liberal art sciences of the Lomonosov MSU branch in Dushanbe city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.