Научная статья на тему 'Внешняя поддержка экстремизма и сепаратизма как способы вмешательства в суверенитет государства'

Внешняя поддержка экстремизма и сепаратизма как способы вмешательства в суверенитет государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
334
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ЭКСТРЕМИЗМ / СЕПАРАТИЗМ / ВМЕШАТЕЛЬСТВО / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дикаев Салман Умарович

Нищее население, некомпетентное правительство, бессовестный бизнес это идеальная почва для внешней поддержки экстремизма и сепаратизма внутри государства. Если не принять срочные меры по корректировке внутренней политики России, укреплению естественных основ её суверенитета, сохранение стабильности в стране в отдалённой перспективе представляется весьма сомнительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешняя поддержка экстремизма и сепаратизма как способы вмешательства в суверенитет государства»

УДК 343.9 ББК 67.51

С.У. Дикаев

ВНЕШНЯЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСТРЕМИЗМА И СЕПАРАТИЗМА КАК СПОСОБЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: Нищее население, некомпетентное правительство, бессовестный бизнес - это идеальная почва для внешней поддержки экстремизма и сепаратизма внутри государства. Если не принять срочные меры по корректировке внутренней политики России, укреплению естественных основ её суверенитета, сохранение стабильности в стране в отдалённой перспективе представляется весьма сомнительным.

Ключевые слова: государственный суверенитет; экстремизм; сепаратизм; вмешательство; внутренняя политика.

S.U. Dikaev

EXTERNAL SUPPORT OF EXTREMISM AND SEPARATISM

AS A WAY TO INTERFERE IN THE SOVEREIGNTY OF THE STATE

Summary: Poor population, incompetent government and unscrupulous business are an ideal ground for external support for extremism and separatism within the state. If urgent measures are not taken to correct Russia's domestic policy and to strengthen the natural foundations of its sovereignty, it seems very doubtful to maintain stability in the country in the distant future.

Key words: state sovereignty; extremism; separatism; intervention; domestic policy.

Прежде чем говорить о вмешательстве в государственный суверенитет, о формах и способах такого вмешательства, надо определиться с самим понятием «суверенитет». Специалисты в области конституционного права отмечают, что суверенитет - это общепризнанное свойство государства, определить которое непросто [6, с. 167]. И это при том, что данный термин был введён в оборот ещё в XVI веке. Его автор - Жан Боден - французский политик, философ, экономист, юрист, член парламента Парижа, профессор права в Тулузе. За разработку Боденом теории «государственного суверенитета» его считают основателем науки о политике.

В те далёкие времена термином «суверенитет» определялась абсолютная власть феодального монарха. Окончание тридцатилетней войны за гегемонию в Священной Римской Империи и Европе германской нации было закреплено Вестфальским миром 1648 года. Оно ознаменовало установление нового порядка в Европе, который вошёл в историю как «Вестфальская система международных отношений», основывающаяся на

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

признании государственного суверенитета, то есть, верховенства во внутренних делах и независимости во внешних. Отсюда и деление суверенитета в современных источниках на внутренний и внешний.

Разъясняя конституционно-правовой смысл суверенитета России, заложенный в статьях 3-5, 67 и 79 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений определил его как «верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении» [5].

Однако процессы глобализации и мировой интеграции, усиление сотрудничества государств вывело часть государственного суверенитета на надгосударственный уровень. Поэтому, по-нашему мнению, суверенитет, как абсолютная власть монарха, президента или верховного правителя в современных условиях практически невозможна, поскольку каждое государство, так или иначе, связано обязательствами, возникающими в связи

с признанием и подписанием им международных и межгосударственных соглашений. Например, публичная власть любого уровня внутри государства ограничена правами и свободами человека и гражданина, вытекающими из международных пактов ООН о гражданских и политических правах [1], об экономических, социальных и культурных правах [2].

Поэтому в конституциях государств, в том числе и в Конституции России (ч. 1 ст. 3), носителем суверенитета определяют не конкретную персону или должностное лицо, а народ (ч. 2 ст. 20 Основного закона ФРГ, ст. 3 Конституции Франции).

Во внешней политике и международных отношениях внешний суверенитет государств ограничен двусторонними и многосторонними соглашениями, иными актами, к которым они присоединились. Например, такими, как: Устав ООН, Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (принята 09.12.1981 Резолюцией 36/103 на 36-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Декларация об укреплении международной безопасности (принята 16.12.1970 Резолюцией 2734 (XXV) на 1932-ом пленарном заседании 25-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН), Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (принята 21.12.1965 Резолюцией 2131 (XX) на 20-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

Некоторые из этих актов выступают (или должны были выступать) одновременно и гарантиями сохранения государственного суверенитета. Однако напрашивается вопрос: «Что будут делать государства, если их не устраивает внутренняя или внешняя политика суверенного государства?».

Будучи связанными международным правом, государства могут тайно совершать операции по подрыву политических основ стран путём поддержки экстремистских и сепаратистских сил внутри них. Раз носителем суверенитета является народ, то с ним и надо работать, указывая ему на конкретные приоритеты, обучая и стимулируя должным образом определённых лиц для организации массового недовольства властью.

Возможны различные законные и незаконные формы и методы выражения недовольства внутренней или внешней полити-

кой государства. К числу законных методов относятся митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. К незаконным формам, соответственно, причисляются те же формы, но нарушающие Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», либо другие формы, которые сами по себе являются незаконными (массовые беспорядки, экстремистские действия, терроризм и др.). В сложно устроенных государствах, к каковым относится и Россия, методом внешнего вмешательства в суверенитет государства является также внешняя поддержка сепаратизма.

Экстремизм и сепаратизм оказываются малоэффективными средствами, если внутренняя политика государства ориентирована на максимальное обеспечение прав и свобод граждан, повышение их благосостояния. Внешняя поддержка внутреннего недовольства политикой государства, несомненно, рано или поздно приведёт либо к свержению власти, либо принуждению её к исполнению своих обязанностей. Но власть отслеживает эти процессы, знает о возможностях внешнего вмешательства в суверенитет и предпринимает меры к самозащите. Типичным примером такой самоорганизации являются изменения в законодательстве России.

В частности, внесены поправки в ФЗ «О некоммерческих организациях»: введено понятие «некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента». Также установлена административная ответственность за нарушения данными организациями установленного порядка регистрации, предоставления сведений и др. (статьи 19.7.5-2, 19.34, ч. 2 ст. 20.28 КоАП Рф). Нововведения позволили в большей степени контролировать финансирование подобными организациями деструктивной деятельности, осуществляемой по заказу иностранных государств.

На основе анализа государственного переворота на Украине в УК РФ были оперативно внесены соответствующие изменения и дополнения [8]. В частности, скорректированы нормы об ответственности за массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ), установлена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 212.1 УК РФ); расширена и ужесточена ответственность за экстремистскую и террористическую

4 (47)2017

деятельность, в том числе, увеличены сроки лишения свободы в случае совокупности преступлений и совокупности приговоров (30 и 35 лет лишения свободы соответственно).

Кроме того, была установлена административная ответственность с возможностью назначения юридическим лицам наказания в виде штрафа размером до 60 миллионов рублей (ст. 15.21.7, КоАП РФ). Эти изменения в законодательстве являются не только жёсткой реакцией со стороны государства на возможные преступные проявления, но и ориентиром для субъектов профилактики.

Войска Национальной гвардии, подчиняющиеся напрямую Президенту России, в задачу которым поставлено противодействие экстремизму и терроризму, должны взять под контроль деятельность всех законных вооруженных формирований, в том числе частных охранных предприятий, а также весь оборот оружия в стране.

Принятые государством меры по обеспечению суверенитета России можно было бы продолжать перечислять, но и из вышеперечисленного видно, что власть очень серьёзно относится к возможности подрыва устоев государства изнутри. Однако позволят ли эти меры обеспечить внутреннюю стабильность и суверенитет государства в долгосрочной перспективе?

Всё имеет свои пределы, «закручивание гаек» тоже. Стабильность в любом государстве напрямую связана с комфортом жизни и деятельности народа. Его явно не хватает российским гражданам. По данным Госкомстата, в 2016 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 19,8 миллиона человек (13,5 %) (2012 - 10,7 %, 2013 - 10,8 %, 2014 - 11,2 %, 2015 - 13,3 %) [7].

При этом ужесточается эксплуатация человека и облегчается фактическое изъятие у него денежных средств - путём введения различных налогов и сборов, повышения размеров штрафных санкций за различные нарушения, стоимости государственных услуг и прочее. Низкие зарплаты вынуждают людей искать дополнительные заработки, работать на полторы и даже две ставки. Но и это не позволяет жить сносно.

Банковская система России также настроена на выкачивание денег у населения. Уровень зарплат не позволяет гражданам приобретать

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

товары длительного потребления за наличные деньги, поэтому и расцвело потребительское кредитование под такие проценты, которые нельзя назвать гуманными. Например, при заявленной инфляции в России около 4 % процент банковского кредитования составляет 16 % и более! Зато по вкладам граждан банки устанавливают доходный процент значительно меньший, чем при кредитовании.

Наложенные на Россию санкции существенно ограничили возможности российских физических и юридических лиц по кредитованию за рубежом. При очевидной необходимости ограничения свободы перемещения капитала Россия не делает этого, чем пользуются и банки, и крупный бизнес. Так, Банк России объявил о существенном увеличении оттока капитала из России в январе-апреле 2017 года. По данным регулятора, чистый вывоз капитала частным сектором за этот период составил 21 млрд долларов, что более чем вдвое превышает показатель первых четырёх месяцев предыдущего года (9,8 млрд долларов) [4].

Несомненно, приведённые цифры имеют криминологическое значение, указывая на серьёзную зависимость экономики и финансовой системы России от глобальной олигархической власти [9, с. 13]. Неспособность (или нежелание) государства защитить население от открытого и завуалированного грабежа даёт основание усомниться в его способности обеспечить внутренний суверенитет России.

Не прибавляют уважения к власти и непрофессиональные действия, откровенно циничные высказывания видных государственных деятелей. Например, рекомендация учителям «идти в бизнес», напутствие крымчанам «денег нет, но вы держитесь», игнорирование требований населения объясниться по поводу наличия компрометирующей власть информации. Как верно заметил М.Г. Миненок, «суверенитетом может обладать только та власть, что имеет авторитет у простого населения. А он зарабатывается через помощь людям, принятие своевременных решений, скромный образ жизни высших должностных лиц» [3, с. 50].

Всё сказанное таит в себе угрозу массовых выступлений, экстремистских и сепаратистских проявлений, причём таких, что сил Национальной гвардии может на их усмирение не хватить.

В своей способности удержать государство от развала сомневаются и высшие должност-

ные лица, заявляющие: «Нет Путина - нет России». К сожалению (или к радости), ничего не вечно под луной. Нищее население, некомпетентное правительство, бессовестный бизнес - идеальная почва для поощрения и внешней поддержки экстремизма и сепа-

ратизма. Если не принять срочные меры по корректировке внутренней политики России, укреплению естественных основ её суверенитета, сохранение стабильности в стране в отдалённой перспективе представляется весьма сомнительным.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

3. Миненок М.Г. Криминологически значимые факторы, влияющие на суверенитет государства // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 4 (47). С. 49-53.

4. Отток капитала из России в январе-апреле 2017 года вырос более чем вдвое. URL: http://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5915bc8a9a79474771420a4b?from=materials_on_subject (дата обращения: 01.10.2017).

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» // Российская газета. - 2000. - 21 июня.

6. Страшун Б.А. Суверенитет государства в современном национальном, международном и наднациональном праве // Lex russica. 2016. № 7 (116). С. 167-176.

7. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения: 01.10.2017).

8. Федеральный закон от 05.05.2014 № 130-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - 7 мая.

9. Шестаков Д.А. Планетарная олигархическая преступная деятельность // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 2 (25). С. 12-22.

REFERENCES

1. Mezhdunarodniy pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravah (Prinyat 16.12.1966 goda Rezolyutsiey 2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii General'noy Assamblei OON). [International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th Plenary Meeting of the UN General Assembly)]. Byulleten' Verkhovnogo Suda RF - Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 1994, no. 12.

2. Mezhdunarodniy pakt ob ekonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh pravah (Prinyat 16.12.1966 goda Rezolyutsiey 2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii General'noy Assamblei OON). ). [International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th Plenary Meeting of the UN General Assembly)]. Byulleten' Verkhovnogo Suda RF - Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 1994, no. 12.

3. Minenok M.G. Kriminologicheski znachimye faktory, vliyayushchie na suverenitet gosudarstva. [Criminologically significant factors affecting the sovereignty of the state]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2017, no. 4 (47), pp. 49-53.

4. Ottok kapitala iz Rossii v yanvare-aprele 2017 goda vyros bolee chem vdvoe. [The outflow of capital from Russia in January-April 2017 has more than doubled]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5915bc8a9a794747 71420a4b?from=materials_on_subject (date of submission: 01.10.2017).

5. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 07.06.2000 № 10-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti otdel'nykh polozheniy Konstitutsii Respubliki Altay i Federal'nogo zakona «Ob obshchih printsipah organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii»». [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of June 7, 2000 no. 10-P "On the case of the verification of the constitutionality of certain provisions of the Constitution of the Republic of Altai and the Federal Law «On general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation»"]. Rossiyskaya gazeta. 2000, June 21.

4 (47)2017

6. Strashun B.A. Suverenitet gosudarstva v sovremennom natsional'nom, mezhdunarodnom i nadnatsional'nom prave. [Sovereignty of the state in modern national, international and supranational law]. Lexrussica. 2016, no. 7 (116), pp. 167-176.

7. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Federal Service of State Statistics]. URL: http://www. gks.ruwps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (date of submission: 01.10.2017).

8. Federal'niy zakon ot 05.05.2014 № 130-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii». [The Federal Law no. 130-FZ of May 5, 2014 «On amending certain legislative acts of the Russian Federation»]. Rossiyskaya gazeta. 2014, May 7.

9. Shestakov D.A. Planetarnaya oligarkhicheskaya prestupnaya deyatel'nost'. [Global oligarchic criminal activity]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2012, no. 2 (25), pp. 12-22.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Салман Умарович Дикаев - доктор юридических наук, профессор, соучредитель Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: dikaev@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Salman Umarovich Dikaev - doctor of Laws, professor, co-founder of the Saint-Petersburg International Criminology Club (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: dikaev@mail.ru

РИМИНОАОГИЯ

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.