Научная статья на тему 'Построение универсальной концепции прав человека: от возможности к необходимости'

Построение универсальной концепции прав человека: от возможности к необходимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
667
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
HUMAN RIGHTS / INTERNATIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF HUMAN RIGHTS / UNIVERSAL CONCEPT OF HUMAN RIGHTS / INTERNATIONAL SECURITY / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ханахмедова Людмила Викторовна, Стругова Елена Владимировна

В статье анализируются особенности построения универсальной концепции прав человека с позиций возможности или необходимости. Отмечается, что конструкция прав человека всегда будет являться критерием эффективности действия международного и внутригосударственного права. При этом создание универсальной концепции прав человека, по мнению авторов, обусловлено тем, что в основу жизнедеятельности всех субъектов международного сообщества должны быть положены принципиальные императивные требования безопасности человека и всеобщей значимости его прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE UNIVERSAL CONCEPT OF HUMAN RI GHTS: FROM POSSIBILITY TO NECESSITY

In article features of creation of the universal concept of human rights from positions of an opportunity or need are analyzed. It is noted that the design of human rights will always be criterion of efficiency of operation of the international and internal law. At the same time creation of the universal concept of human rights, according to authors, is caused by the fact that basic

Текст научной работы на тему «Построение универсальной концепции прав человека: от возможности к необходимости»

УДК 341.231.14 ББК 67.412

Ханахмедова Людмила Викторовна Khanakhmedova Ludmila Victorovna

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя кандидат юридических наук.

Associate Professor, Department of Public and Civil Law Disciplines, Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Ya. Kikot, PhD in Law. Тел.: 8 (905) 691-53-89.

Стругова Елена Владимировна Strugova Elena Vladimirovna

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя кандидат юридических наук.

Associate Professor, Department of Public and Civil Law Disciplines, Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Ya. Kikot, PhD in Law. Тел.: 8(910) 504-22-58.

ПОСТРОЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ОТ ВОЗМОЖНОСТИ К НЕОБХОДИМОСТИ

Construction of the universal concept of human ri ghts: from possibility to necessity

В статье анализируются особенности построения универсальной концепции прав человека с позиций возможности или необходимости. Отмечается, что конструкция прав человека всегда будет являться критерием эффективности действия международного и внутригосударственного права. При этом создание универсальной концепции прав человека, по мнению авторов, обусловлено тем, что в основу жизнедеятельности всех субъектов международного сообщества должны быть положены принципиальные императивные требования безопасности человека и всеобщей значимости его прав.

Ключевые слова: права человека, международные стандарты в области прав человека, универсальная концепция прав человека, международная безопасность.

Становление универсальной концепции прав человека позволяет раскрыть особенности функционирования как отдельной национальной правовой системы, так и глобальной системы международных отношений.

Вполне понятно, что конструкция прав человека всегда являлась критерием эффективности действия права внутри конкретного государства и за его пределами, важнейшим показателем сформированности гражданского общества и правового государства, а также той или иной цивилизации.

Безусловно, права человека - сложное многогранное явление. Причем это не только юридическая категория, но и дефиниция, свя-

In article features ofcreation of the universal concept of human rights from positions of an opportunity or need are analyzed. It is noted that the design of human rights will always be criterion of efficiency of operation of the international and internal law. At the same time creation of the universal concept of human rights, according to authors, is caused by the fact that basic imperative safety requirements of the person and the general importance of his rights have to be the basis for activity of all subjects of the international community.

Keywords: human rights, international standards in the field of human rights, universal concept of human rights, international security.

занная с политическими, социальными, философскими, нравственными и иными проявлениями.

В рассматриваемом контексте представляется весьма убедительной точка зрения Ю. А. Чернавина о том, что «научные ипостаси прав человека многообразны и предстают как политическое и юридическое понятие, так и выражение социальной жизни и конкретно-историческое явление ...связаны со становлением культуры...» [13, с. 58].

Осознание ценности и универсальности рассматриваемого правового института сформировалось в ходе исторического развития и его теоретического осмысления.

Следует заметить, что в различные исторические периоды понятие и объем прав человека были не одинаковыми и регулировались в основном нормами внутригосударственного права.

Напомним, что юридическое закрепление данного термина напрямую связывают с Декларацией прав Вирджинии 1776 года [9], в которой провозглашалось, что все люди по своей природе равноправны и независимы. Более того, они не могут отказаться от своих прав и лишить таковых своих детей.

Однако отсутствие стандартизованного межгосударственного юридического подхода к понятию и содержанию прав человека долгое время противоречило законам логики и здравому смыслу.

Очевидно, что если исходить из аксиомы о действительности существования прав человека в глобальном пространстве, то они должны представлять собой эталонный взаимосогласованный формат поведения, в рамках которого приобретается благо.

Следовательно, принцип универсальности прав человека должен быть главенствующим в иерархии международных правовых норм.

В этой связи в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года[4], наряду с другими императивными положениями международного права был сформулирован и принцип всеобщего уважения прав человека, закрепляющий признание достоинства человеческой личности.

Подобный международный правовой стандарт должен быть типовым ориентиром для всех участников международных правовых отношений и обеспечивать равные права для каждого субъекта подобного общения.

Современные универсальные права человека как ценностные ориентиры человеческого общежития нашли отражение в различных международных правовых актах.

Представляется справедливым заметить, что итоги Второй мировой войны наиболее четко определили круг проблем, связанных с международной правовой регламентацией института прав человека.

Так, исследования Е. А. Лукашевой показывают, что в тот период была выявлена неразрывная связь между необходимостью поддержания международного мира и правопорядка и соблюдением основных прав и свобод человека [11, с. 465].

Следует отметить, что в начале ХХ века признание осознанной необходимости международной защиты прав человека в качестве основополагающего принципа межгосударственного сотрудничества послужило важным фактором создания универсального документа в этой сфере.

Таким образом, новый этап в регулировании международного института прав человека начался после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 года (далее - Всеобщая декларация) [ 1].

В этом документе впервые предпринята попытка консолидации каталогов основополагающих прав человека, в том числе гражданских, политических, экономических и социальных, получивших всеобщее признание.

Несмотря на то, что Всеобщая декларация по своей правовой природе имеет рекомендательный характер, она представляет собой своего рода кодекс цивилизованного конструктивного и разумного поведения всех субъектов международного права в гуманитарной сфере.

В дальнейшем институт прав человека получил закрепление в международных пактах о правах человека (далее - Пакты) [2; 3].

В преамбулах к Пактам обозначены векторы развития международных отношений, базирующихся на универсальных принципах уважения прав и свобод человека, достоинства личности, являющихся основой свободы, справедливости и всеобщего благополучия.

Согласимся с Е. А. Лукашевой в том, что принятие Пактов представляет собой «историческое событие в социокультурном развитии человечества» [10, с. 15].

Неслучайно Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах в совокупности составляют Международный билль о правах человека. В последующем были приняты и другие международные правовые акты в этой сфере.

Однако разработка и утверждение большого количества деклараций и конвенций, посвященных правам человека, не предусмотрели их неукоснительной реализации.

Сама возможность постановки вопроса о создании универсальной концепции прав человека обусловлена тем, что в основу жизнедеятельности международного сообщества должны быть положены принципиальные императивные требования безопасности челове-

ка и всеобщей значимости его прав, прежде всего в отдельном государстве.

Так, в Указе Президента России от 30 ноября 2016 года № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [6] прямо указывается на то, что внешнеполитическая деятельность государства направлена на выполнение определенных задач: дальнейшее продвижение курса по укреплению международного мира; обеспечение всеобщей безопасности и стабильности; формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами; всесторонняя эффективная защита прав и законных интересов российских граждан; содействие развитию конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций.

Однако современный мир многополярен. В этой связи представляется затруднительным постоянно сохранять баланс в интерпретации содержания универсальных прав человека со стороны всего международного сообщества.

Появляются новые потенциальные угрозы безопасности международному миру и правопорядку. Так, по данным Организации Объединенных Наций, к ним следует отнести: межгосударственные и внутригосударственные конфликты, споры регионального или субрегионального масштаба, террористические акты, распространение оружия массового поражения или стрелкового оружия и легких вооружений, незаконную торговлю ими [12].

Изложенное свидетельствует о том, что на современном этапе актуализация процесса становления рассматриваемой концепции предполагает необходимость выработки согласованных принципов международного гуманитарного сотрудничества всех государств, относящихся к различным культурам и правовым системам.

Однако достигнутый уровень и эффективность сотрудничества в области прав человека не могут претендовать на универсальность.

В целом эта концепция должна стать действенным средством международного правового регулирования в правозащитной сфере.

Другими словами, только структурные изменения в институциональной системе прав человека на концептуальном уровне смогут повысить эффективность ее функционирования.

Безусловно, существующие международные стандарты в области прав человека, предусматривающие соблюдение государствами

принятых на себя обязательств, оказали значительное воздействие на развитие всей международной правовой системы и фактически установили верховенство международного права в целом.

По справедливому замечанию В. А. Кар-ташкина, примат международного права не является абсолютным, поскольку «ограничивается тем объемом, в соответствии с которым международное право регулирует межгосударственные и внутригосударственные отношения» [8, с. 27].

Подтверждением данному обстоятельству являются положения Федерального конституционного закона от 14 декабря 2015 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"» [5], дающие право Конституционному суду не признавать обязательность исполнения в России решений международных судебных инстанций, если они нарушают принцип конституционного верховенства.

В первую очередь речь идет о приоритете решений Конституционного суда Российской Федерации над вердиктами Европейского суда по правам человека.

Таким образом, следует отметить, что в случае возникновения противоречия между обозначенными судебными актами Российская Федерация оставляет за собой право отказаться от буквального исполнения решения международного суда, что является мерой реализации национального правозащитного механизма.

Безусловно, подобные меры необходимы для обеспечения защиты прав человека и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Представляется верным мнение о том, что «в идеале права человека призваны выразить единство требований человека и объективных условий их осуществления» [7, с. 25].

В этой связи универсальная концепция прав человека должна учитывать разнообразные формы проявления института прав человека в различных цивилизациях. В ней должна найти отражение региональная специфика существования определенной общности людей, их уникальность и особенности исторического, социально-экономического, политического и иного развития. И это вполне логично, учитывая, что права человека являются ориентиром и вектором развития международ-

ных отношений, средством обеспечения свободы и достойного развития человека в глобальном и региональном измерениях.

Следовательно, построение универсальной системы прав человека в международном сообществе возможно при наличии взаимоприемлемых компромиссов и согласованного поведения всех субъектов международного права.

Кроме того, если права человека представляют собой надгосударственный правовой институт, определяют его принципы и ценности, обусловленные развитием культуры и цивилизации, то и государство в целом становится цивилизованным.

Неэффективность ныне существующей системы прав человека объясняется тем, что она не в полной мере учитывает социально-культурные условия отдельных государств, их ментальность.

Кроме того, в настоящее время рассматриваемая концепция не имеет абсолютного числа сторонников в системе международных координат, что не позволяет ей стать концептуальной основой всех международных договоров в данной сфере.

В этой связи считаем целесообразным согласиться с В. А. Карташкиным в том, что настало время для подготовки единой хартии прав человека на основе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, международных пактов о правах человека 1966 года и иных документов.

По мнению исследователя, в этом универсальном документе должны детализироваться не только принципы и нормы в сфере прав человека, но и пути их развития с учетом общечеловеческих ценностей, интересов различных цивилизаций и пожеланий народов иных культур [8, с. 28].

В продолжение темы представляется возможным наделить контрольными функциями за соблюдением положений хартии Комитет по правам человека ООН (далее - Комитет ООН),

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //

значительно расширив круг его полномочий.

В настоящее время в рамках функционирования Комитета ООН уже разработана трехуровневая концепция обязательств, налагаемых на государства-участников.

Так, первое обязательство заключается в недопущении нарушений прав человека со стороны государств - членов Комитета ООН. Второе предусматривает необходимость осуществления защиты конкретных прав от нарушений их третьей стороной. Подобные обстоятельства могут потребовать принятия позитивных действий со стороны государства-участника, например, создания надлежащих правотворческих инициатив и выделения достаточных ресурсов для их эффективного претворения в жизнь. Третье обязательство предполагает возможность должного поощрения соответствующих прав и свобод человека, то есть государства должны принимать требуемые меры по созданию необходимой и благоприятной среды, в условиях которой соответствующие права могли бы быть реализованы в полном объеме.

Несмотря на логичность, разумность и правильность установленных процедур современной системы защиты прав человека, они нуждаются в совершенствовании.

Более того, международное и национальное право больше не являются закрытыми системами, так как их нормы тесно взаимодействуют в рамках одних и тех же правоотношений, в особенности в сфере обеспечения прав человека.

Таким образом, возникла острая необходимость разработки и реализации универсальной концепции прав человека, предполагающей безусловную согласованность в действиях всех субъектов международного права и осознание того, что права человека выражают наднациональные, общечеловеческие стандарты поведения.

Bibliography

1. The Universal Declaration of human rights (it is accepted by the United Nations General Assembly 12.10.1948)// Russian newspaper. 1998. December 10.

2. The International Covenant on civil and political rights (it is accepted 12.16.1966 by the Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the United Nations General Assembly) //

Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1994. № 12.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1994. № 12.

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (принята Резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24.10.1970). URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/intlaw_principles. shtml.

5. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституц. закон Российской Федерации от 21.07.1994 № 1 -ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.

6. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6886.

7. Бабенко А. Н. Правовые ценности и освоение их личностью: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.

8. Карташкин В. А. Международные пакты о правах человека: новый этап исторического опыта // Международные пакты о правах человека: ценностные характеристики: материалы Международной научно-практической конференции. М., 2016.

9. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX веков: Англия, США, Франция, Италия, Германия: сборник документов / сост. Н. Н. Блохин; под ред. П. Н. Галанзы. М., 1957.

10. Лукашева Е. А. Международные пакты о правах человека: итоги компромисса // Международные пакты о правах человека: ценностные характеристики: материалы Международной научно-практической конференции. М., 2016.

11. Права человека: учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева. 2-е изд., перераб. М., 2011.

1 2. Справочник по практике Совета Безопасности ООН. URL: http://www.un.org/ru/sc/ repertoire/actions. shtml.

13. Чернавин Ю. А. Права человека как философская концепция: постановка проблемы // Философия права. 2016. № 3 (76).

Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 1994. № 12.

3. The International Covenant on economic, social and cultural rights (it is accepted 12.16.1966 by the Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the United Nations General Assembly)// Bulletin of the Supreme Court of Russian Federation. 1994. № 12.

4. The Declaration on the principles of international law concerning friendship and cooperation between the states according to the Charter of the UN (it is accepted by the resolution 2625 (XXV) of the United Nations General Assembly from 10.24.1970). URL: http://www.un.org/ru/do-cuments/decl_conv/declarations/intlaw_princip-les.shtml.

5. About the Constitutional Court of the Russian Federation: federal constitutional law of the Russian Federation of July 21, 1994 № 1 // Russian Federation Code. 1994. № 13. Art. 1447.

6. About the approval of the Concept of foreign policy of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation from 11.30.2016 № 640 // Russian Federation Code. 2016. № 49. Art. 6886.

7. Babenko A. N. Legal values and development by their personality: dis. ... Doctor of law. Moscow, 2002.

8. Kartashkin V. A. International covenants on human rights: new stage of historical experience // International covenants on human rights: valuable characteristics: materials of the International scientific and practical conference. Moscow, 2016.

9. Constitutions and acts of the bourgeois states of the XVII-XIX centuries: England, USA, France, Italy, Germany: collection of documents / author N. N. Blochin; under the editorship of P. N. Galanza. Moscow, 1957.

10. Lukasheva E. A. International covenants on human rights: compromise results // International covenants on human rights: valuable characteristics: materials of the International scientific and practical conference. Moscow, 2016.

11. Human rights: textbook / under the editorship of E. A. Lukashev. 2nd prod., reslave. Moscow, 2011.

12. Reference book on practice of the UN Security Council. URL: http://www.un.org/ru/sc/ repertoire/actions. shtml.

13. Chernavin Yu. A. Human rights as philosophical concept: statement of a problem // Legal philosophy. 2016. № 3 (76).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.