11. World of warcraft® subscriber base reaches 12 12. Lineage II™: awesome views, rave reviews! -
million worldwide. - URL: http://us.blizzard.com/en- URL: http://www.mcvuk.com/press-releases/read us/company/press/pressreleases.html?id=2847881 /lineage-ii-trade-awesome-views-rave-reviews
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Геополитические образы регионов постсоветской России (Сибири и Дальнего Востока) в странах СевероВосточной Азии», проект № 14-03-00439.
Бураев Дмитрий Игнатьевич, доктор исторических наук, директор Восточного института Бурятского государственного университета. Е-mail: [email protected]
Гармаханов Мунко Цыденович, аспирант кафедры истории, археологии и этнографии. Е-mail: [email protected]
Buraev Dmitriy Ignat'evich, doctor of historical sciences, head of the Oriental Institute, Buryat State University. Е-mail: [email protected]
Garmahanov Munko Tsydenovich, postgraduate student at History, Archeology, and Ethnography Chair of Buryat State University. Е-mail: [email protected]
УДК 94 (571.54) © И.А. Бутаев
ВНЕШНЯЯ МОНГОЛИЯ В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
В статье рассматривается борьба России и Японии за политическое влияние на Внешнюю Монголию в начале ХХ в.
Ключевые слова: байкальский коридор, панмонголизм, Унгерн, Семенов, Куроки, Манмо.
I.A. Butaev
MONGOLIA IN STRUGGLE BETWEEN RUSSIA AND JAPAN FOR THE POLITICAL INFLUENCE AT THE BEGINNING OF XX CENTURY
The article is devoted to the struggle between Russia and Japan for the political influence on Mongolia at the beginning of XX century.
Keywords: Baikal corridor, panmongolism, Ungern, Semenov, Kuroki, Manmo.
Приход к власти императора Николая II ознаменовался для России активностью внутренней и внешней политики на востоке. После поражения России в войне с Японией и подписания унизительного Портсмутского мирного договора в 1905 г. в США для России жизненно необходимым геостратегическим регионом становится Внешняя Монголия, получившая в 1911 г. в результате Синьхайской революции автономию и представляющая буферную зону перед уязвимым «байкальским коридором». Единственной транспортной артерией в России, связывавшей Западную Сибирь с Восточной Сибирью и Дальним Востоком, являлся узкий перешеек от южной оконечности озера Байкал до саянского горного хребта Хамар-Дабан на монгольской границе - т.н. «байкальский коридор». Только по нему проходили все возможные дороги как для гужевого и автомобильного транспорта, так и железнодорожная транссибирская магистраль. Захват указанного транспортного перешейка позволял противнику разделить Россию на западную и восточную части по Байкалу. Севернее Байкала никаких трактовых или железнодо-
рожных путей не было. Япония открыто заявила о своих геостратегических интересах в СевероВосточной Азии. Восточная политика России целиком подчинилась задаче прикрытия уязвимого «байкальского коридора» путем образования пророссийски настроенного суверенного южного соседа, выполняющего роль разделительной буферной зоны от агрессивной Японии. Эта же проблема сохранялась и в СССР, когда И.В. Сталин в 1945 г. при обсуждении с Чан Кайши вопроса о предоставлении Китаем независимости МНР отметил, что потеря Сибирской железной дороги является концом России, если какая-нибудь военная сила нападет со стороны Монголии [1].
Европейские демократические преобразования утвердили понятие республики, характеризующейся периодической выборностью и сменяемостью власти, понятие прав человека, право нации на самоопределение, национальный суверенитет и законодательно закрепили их соблюдение и получили распространение во всем мире.
И.А Бутаев. Внешняя Монголия в российско-японских геостратегических противоречиях в начале ХХ века
Одной из первых азиатских стран, пошедших по пути изменения внутренней жизни и показавшей пример необходимости переустройства «дремлющей» Азии, становится в Х1Х в. Япония. Пример Японии, стремительно произошедшие в ней перемены, политическая активность, экономический рост, открытые заявления на лидерство в Азии повлекли остальные народы к активной борьбе за права, за политико-правовое переустройство отставшего азиатского общества. Япония начинает оказывать самое прямое воздействие на территории Маньчжурии и Монголии (Манмо), представляющиеся ей жизненно необходимым пространством [2].
Однако вместе с достижениями правовой мысли в начале ХХ в. приобретает иной вид и масштаб процесс мировой колонизации и в него активно включаются новые колонизаторы в лице США, Японии, Германии. Россия, несмотря на свою патриархальность, также пытается поспеть за реформированными молодыми «хищниками». В этот же период в международной деятельности среди развитых государств мира окончательно утверждаются основные принципы концепции геополитики, предусматривающие политическую борьбу за влияние и геостратегические интересы государства в мире, за свои судьбоносные зоны контроля. В вечном двустороннем споре «талассократия» (морское могущество) берет верх над «теллурократией» (сухопутное могущество) и новоиспеченные военные флотилии ищут зоны своих государственных геостратегических интересов с выгодными международными торговыми портами. Россия вместе с Японией, США и Германией полностью устремляется в зону Азиатско-Тихоокеанского региона, поспевая к разделу распадающегося Китая для получения незамерзающих портов. В этот период российский царь Николай II в послании министру иностранных дел С. Сазонову отметил необходимость активной политики в спорных территориальных вопросах в китайском направлении с учетом его сложного внутреннего положения, «иначе мы нигде вдоль китайской границы не добьемся пользы для себя» [3, с. 25]. Ослабление цинской династии в Китае усилило развитие национально-освободительной борьбы в родственных бурятам Монголии и Тибете, в результате которой в Урге в 1911 г. была провозглашена автономная республика, а в 1912 г. на 40 лет китайские войска были изгнаны из Тибета. Молодая и независимая Монголия предпринимала целый ряд шагов в попытке добиться признания со стороны великих держав и особенно Японии, успевшей заявить о себе в Восточной Азии как о расовом ли-
дере на основе развития политических теорий и тезиса «Азия для азиатов». Вовлечение Японии как третьей влиятельной страны в свою внешнеполитическую деятельность помимо России и Китая являлось основной целью Монголии [3, с. 17]. «Японские сокровенные задачи и планы на территории Сибири, Маньчжурии и Монголии» [4] импонировали лидерам бурятского национального движения, которые усматривали в них опору в реализации идеи панмонгольского государства и защиту от ассимиляции русскоязычным большинством. В этих условиях в начале ХХ в. в среде передовой бурятской интеллигенции и буддийского духовенства получает развитие обновленческое движение, пришедшее к бурятам из Монголии. Идеологом прогрессивного обновления Монголии становится журналист пекинской газеты «Дао гун Бао» Чимэдийн Дэмчигдорж, активно критиковавший Богдо-хана и религиозное влияние в Монголии и призывавший к созданию общемонгольского государства, ориентирующегося на передовые страны мира [5].
Создание общемонгольского государства предусматривало восстановление в указанных границах раннее существовавшей монгольской империи, поглощенной в ХУ11 в. маньчжурами. Эта идея государственного строительства становится наиболее популярной среди европейски образованной монгольской интеллигенции в начале ХХ в., получает развитие как национальная идеология бурят, поддержанная большинством монгольских народов, атаманом Семеновым, японцами, а в последующем и Коминтерном вплоть до печально известного 1937 г., когда была объявлена чуждой националистической прояпонской идеологией пан-монголизма. Кульминационным моментом в развитии бурятской идеи образования общемонгольского государства явился конечно же 1919 г. когда на приграничной станции Даурия Забайкальской области, являвшейся центром дислокации казачьей армии атамана Семенова, 12-14 января с участием самого атамана Г.М. Семенова и японского майора Судзуки проходила подготовительная конференция монгольских народов с представителями Внутренней Монголии, Барги, Бурятии по этому вопросу, но без Внешней Монголии. Было сформировано временное правительство, главой которого избрали монгольского князя (нейсэ-гэгэна) из Внутренней Монголии [6]. С 25 февраля по 6 марта в Чите проходил уже сам Конгресс монгольских народов, на котором было официально заявлено об образовании панмонгольского государства со столицей в приграничном
г. Хайлар у барга-монголов (современный Эвенкийский хошун Автономного района Внутренней Монголии КНР) [2, с. 30]. Образованное правительство Велико-Монгольского государства вошло в историю как «Даурское». Съезд высказался за переселение иркутских бурят в Забайкалье и Монголию. Последовавшие дальнейшие события показали несбыточность задуманного панмонголистами. Отряд князя (нейсэ-гэгэна) Ничи-Тойна Менду Баира с чахар-монголами был разбит китайцами, а сам он арестован и расстрелян. Правительство образованного государства, не найдя общемонгольской поддержки, не смогло получить международного признания и было забыто. И более того, пришедший к власти в Омске на несколько месяцев в конце 1918 г. адмирал А.В. Колчак, названный Верховным правителем России, сумел убедить, тогда еще доверявших ему англичан и французов в нарушении читинским Конгрессом русско-китайско-монгольского соглашения 1915 г. Японцы также поддались воздействию правительства Колчака, преувеличив его возможности, и отвернулись от атамана Г.М. Семенова и выдвигаемых им инициатив. 15 апреля 1919 г. Генштаб Японии отдал приказ о возвращении офицера Куроки из Забайкалья и снятие его с должности советника Семенова [2, с. 31]. Атаман Семенов при поддержке японцев преследовал собственные цели, которые сводились к образованию самостоятельной от большевиков казачьей республики. В идее панмонголизма он видел первый шаг к реализации своей цели. Политика оказачивания бурят была губительной для народа и приводила к его полной самомобилизации на гражданскую войну за интересы Семенова [7].
Однако разработанная бурятской интеллигенцией идея образования панмонгольского государства не забылась и начала реализовы-ваться с новой силой со стороны барона Р.Ф. Унгерна-Штернберга фон Пилькау, который в 1920 г. во главе созданной им Азиатской конной дивизии освободил Ургу от китайской армии и возвратил престол арестованному китайцами Богдо-гэгэну VIII Джебцзундамбе-хутухте, являвшемуся теократическим правителем Внешней Монголии. Идея немецко-венгерского барона Унгерна, женатого на китаянке и исповедавшего буддизм, в деталях несколько отличалась от того, за что ратовали буряты, и состояла в образовании Срединного
азиатского государства, в котором должны были объединиться монгольские кочевые роды в противовес оседлому населению [8, с. 248]. Японцы внимательно отслеживали деятельность Унгерна на интересующей их территории Монголии и отмечали, что именно он освободил Внешнюю Монголию от китайской армии [1, с. 225]. Барон Унгерн, так же как и атаман Семенов, не учитывал межэтнических разобщений внутри монгольских народов. Идея объединения настораживала монголов возможностью перехода ключевых постов в новом государстве к пришлым и обрусевшим бурятам [9]. Исходя из чего, население Внешней Монголии не было заинтересовано в реализации замысла создания в Евразии по принципу «монгольского корня» Срединного азиатского государства Унгерна [8, с. 631]. Лидеры бурятского национального движения очередной раз встали перед выбором дальнейшего пути по строительству государственности: или в рамках России с доминирующим иноязычным большинством и его культурой, или в рамках единого общемонгольского государства со всеми родственными народами. Движение положило начало развитию идеи переселения бурят на юг за пределы России в родственный мир буддистской Азии подальше от насилия русских переселенцев. В последующие годы строительства основ Бурят-Монгольской АССР эта же идея была конкретизирована и озвучена руководством республики перед руководством СССР относительно предоставления возможности переселения всего бурятского населения в Монголию в обмен на оказание помощи со стороны СССР в строительстве Великой Монголии [1, с. 334], но также не получила поддержки Москвы.
Литература
1. Баабар. История Монголии: от мирового господства до советского сателлита. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2010.
2. Батбаяр Ц. Монголия и Япония в первой половине ХХ века. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2002.
3. Адамов Е.А. Урянхайский вопрос при царском и временном правительствах. - Кызыл: ТИГИ, 2007.
4. Курас Л.В. Атаман Семенов и национальное движение бурят // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2008. Вып. 7. - С. 36-39.
5. Гатапов А.С. Монгольский исторический словарь. Энциклопедический справочник. - Улан-Удэ, 2008. - С. 137.
С.Б. Бухоголова. Способ разделки мяса у новых баргутов
6. Балдано М.Н. Трансграничные аспекты пан-монголизма // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2008. -Вып. 7. - С. 47-53.
7. Бабаков В.В. Национально-государственное строительство в Бурятии в 1917-1919 гг. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2012. - С. 132.
8. Кузьмин С.Л. Барон Унгерн в документах и мемуарах. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004.
9. Шинкарев Л.И. Цеденбал и Филатова: Любовь. Власть. Трагедия. - М.; Иркутск: Издатель Сапронов, 2004. - С. 98.
Бутаев Игорь Алексеевич, кандидат политических наук. E-mail: [email protected] Butaev Igor Alekseevich, candidate of political sciences. E-mail: [email protected]
УДК 391 (=512.31) © С.Б. Бухоголова
СПОСОБ РАЗДЕЛКИ МЯСА У НОВЫХ БАРГУТОВ
В статье рассматривается способ разделки баранины у новых баргутов.
Ключевые слова: мясная пища, котел, брюшина, крестец, лимфатические железы, «овца - драгоценность».
S.B. Buchogolova
METHOD OF CUTTING MEAT AT THE NEW BARGUTS
In this paper, a method of cutting a lamb from New Barguts. Keywords: meat food, boiler, peritoneum, sacrum, lymph glands, «sheep - jewel»
В набор пищи новых баргутов, как и у остальных монгольских народов, входят улаан идээ - мясная пища, сагаан идээ - молочная пища, ногоон идээ - растительная пища, хухэ идээ - синяя пища (ягоды), боро идээ - серая пища (крупы). В статье мы подробнее рассмотрим употребление баргутами баранины, которая является более предпочтительной по вкусовым качествам и быстроте разделки.
Мясо - самый питательный, сытный продукт, его можно быстро приготовить, на протяжении многих столетий у баргутов оно служило основной пищей. Из года в год, в лютую зиму, в холодную весну, появляется острая необходимость в богатой белком мясной пище. Зимнее мясо - уусэ заготавливают, когда ударят морозы. И поэтому иностранцы говорят про баргутов, что они «умело применяют природный холодильник» - «байгаалийн хулдуур чадамгай ашигладаг».
На зиму запасаются мясом пяти видов скота, хотя летом также забивают скот, но в это время не возникает большой необходимости в связи с обилием молока, молочной пищи. На летнее мясо предпочтительнее баранина. Весной, когда скот тощий, на мясо обычно закалывают бычка.
YYCэ - зимнее мясо заготавливается в промежутке между «бага сака» - малым снегом и «ехэ сака» - большим, постоянным снегом. Это мясо хранится в бочке для перевозки воды -уканай ган, так как в этот период баргуты перестают пользоваться водой и используют лед,
снег, их собирают большими кусками возле юрты. Потом заносят в юрту, растапливают в котле - тогоо. Особый интерес вызывает загадка, бытующая среди новых баргутов: «YбкэгYй хон-хорто YYлгYй бороо оробо» - «Во впадине без сена, без облака пошел дождь», отгадкой является тогоондо ука хэхэ - «лить воду в котел» [5, с. 17].
На зимнее мясо в большинстве закалывают овец, затем коров, также коз, однако, по словам информатора Содномсурэн, козье мясо оказывает плохое воздействие на здоровье пожилых, больных людей.
В большую бочку можно вместить мясо нескольких овец, даже целой коровы, предварительно разрубив по суставам. Хотя и употребляют мясо верблюда, лошади, но в бочку это мясо не помещают. Конина считается «горячим» мясом - «халуу ехэтэй», обладает обогревательной функцией и ее употребляют в самые сильные морозы. Мясо верблюда считается таким, но его нельзя высушивать «борсоглохо», так как верблюд относится к животным «с холодным дыханием» - «XYйтэн хушуутай мал». Малочисленность верблюдов позволяет закалывать их на мясо в исключительных случаях.
Среди пяти видов скота могут быть животные, посвященные духам - сэтэртэй мал, согласно древним традициям, такой скот нельзя забивать, дарить, продавать, он в какой-то степени выполняет функцию хранителя скота. Посвященного животного буряты называли также «сэтэртэй мал» или «онгон» [3, с. 32].