Научная статья на тему 'Внешние факторы ухудшения финансовой состоятельности хозяйствующих субъектов в российской Федерации'

Внешние факторы ухудшения финансовой состоятельности хозяйствующих субъектов в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иглина Наталия Анатольевна

Выделено 6 основных, внешних для предприятия факторов, влияющих на его финансовое положение: платежеспособность покупателей и их спрос на товары и услуги, поставляемые на рынок данным хозяйствующим субъектом качество правового режима предпринимательской среды уровень цен на товары и услуги, которые данный хозяйствующий субъект регулярно приобретает у поставщиков для выпуска своих товаров, а также величина затрат на осуществление товарно-денежных трансакций последовательность и рациональность мер финансовой политики государства величина налогов полнота и своевременность исполнения обязательств государственными и муниципальными организациями, для которых данный хозяйствующий субъект производит товары либо услуги. Библиогр. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article marks out six main external factors, which influence the financial position of enterprises. They are the following: purchasers" paying capacity and their demand for the goods and services supplied to the market by the given enterprise the quality of legal regime in the entrepreneurial sphere the price level for the goods and services, which the given enterprise regularly buys from providers to its off-take cost of inputs necessary for commodity-money transactions consecution and rationality of measures in the financial policy of the state taxation rate completeness and timeliness in liability fulfillment by state and municipal organizations, for which the given enterprise produces goods or services.

Текст научной работы на тему «Внешние факторы ухудшения финансовой состоятельности хозяйствующих субъектов в российской Федерации»

ББК 65.291.93

Н. А. Иглина

Астраханский государственный технический университет

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ УХУДШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

Реформирование экономики России повлекло за собой радикальные преобразования во всех сферах деятельности. Помимо позитивных тенденций в экономике появились и негативные - разрыв хозяйственных связей между предприятиями, ликвидация госзаказов, резкое снижение объемов производства, неспособность конкурировать с западными товаропроизводителями, низкий уровень технологий, высокая степень изношенности оборудования, неплатежи предприятий друг другу и государству - вот далеко не полный перечень наследия, оставленного административно-командной системой. Среди множества негативных влияний на финансовое положение хозяйствующих субъектов можно выделить шесть экзогенных (внешних для предприятия) факторов, разрушающих потенциал финансового успеха, снижающих финансовую мобильность и гибкость компании, а также определяющих уровень финансовой мощи и состояния либо вследствие чрезмерного изъятия части финансового потока, либо несвоевременного (неполного) получения денежной выручки.

Финансовое состояние предприятия зависит, во-первых, от потребности покупателей регулярно приобретать и от их способности своевременно и полностью оплачивать товары и услуги, которые поставляет на рынок данный хозяйствующий субъект. Объективно существующий спрос, правильно занятая товаропроизводителем ниша позволяют ему постоянно выпускать и продавать продукцию, создавая, таким образом, потенциал финансового успеха, генерируя свой финансовый поток и получая денежные средства в процессе предпринимательской деятельности. Потребность покупателя иметь товар и способность надлежащим образом заплатить по своим обязательствам становятся необходимой предпосылкой платежеспособности продавца-кредитора. Если товаропроизводитель несёт затраты на выпуск продукции, но не может с выгодой и в рациональный срок её продать, это негативно сказывается на состоянии потенциала финансового успеха и способно привести его к банкротству.

По итогам 2005 г. в структуре российского валового внутреннего продукта (ВВП) производство товаров достигло 46,5 % (наибольший удельный вес в производстве у промышленности -31,9 %, у сельского хозяйства и строительства - 5,9 %), остальное составили услуги: - 47,1 % ВВП и нерыночные - до 6,4 % [1].

Фактор импортоориентированности спроса нейтрализуется, потенциал финансового успеха восстанавливается, и финансовое состояние предприятия улучшается в условиях спроса, подкреплённого финансовой состоятельностью покупателей, заинтересованных в денежных отношениях с российскими товаропроизводителями для удовлетворения возникающих и меняющихся потребностей.

Во-вторых, финансовое состояние предприятия зависит от качества правового режима предпринимательской среды, в которой данному хозяйствующему субъекту неизбежно приходится функционировать. Жёсткость правового режима, т. е. устойчивость традиций в конкретной стране неукоснительно соблюдать все нормы права (а также принуждать всех, кто должен, соблюдать эти нормы) и обязательства по контрактам в частности, даёт предприятию основания рассчитывать на получение денежных средств за свои товары и услуги. Уважительное отношение к законности, с одной стороны, эффективность правоприменительных механизмов, с другой, обеспечивают полноту и своевременность платежей дебиторов, что трансформируется в дальнейшее движение финансового потока от данного хозяйствующего субъекта к его кредиторам, позволяя создавать потенциал финансового успеха.

Принуждение есть смысловое ядро в механизме обеспечения соблюдения условий контракта, создание издержек посредством угрозы или применения санкций. Принуждение может принимать различные формы - вплоть до разрушения (размывания) репутации нарушителя, затруднения последующего заключения соглашений, конфискации части активов, недополучения доходов путём, например, включения в «чёрные списки» [2].

Фактор слабого правового режима нейтрализуется, а финансовое состояние предприятия улучшается в условиях понятного, справедливого и эффективно действующего правового режима, предопределяющего меры ответственности и механизмы принуждения к своевременному и полному исполнению денежных обязательств между хозяйствующими субъектами, обязанностей перед государством, к выполнению норм хозяйственного законодательства и планов бюджетного финансирования самим государством.

В-третьих, финансовое состояние предприятия зависит от уровня цен на товары и услуги, которые данный хозяйствующий субъект регулярно приобретает у поставщиков для выпуска своих товаров, а также от величины затрат на осуществление товарно-денежных трансакций. Из финансового потока предприятия неизбежно расходуются денежные средства на платежи за электроэнергию, газ, воду, тепло, транспорт, материальные и иные постоянно необходимые ресурсы и услуги, которые включаются в издержки предприятия. Неуклонный рост таких издержек в течение последних 15 лет, характерный для российской экономики, негативно отражается на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов производственного сектора. Товары и услуги, цены которых высоки, т. к. учитывают затраты на необходимые ресурсы, трудно реализовать на рынке, поскольку высокие цены не соответствуют текущей платёжной способности спроса. Это вызывает сбои кругооборота финансового потока предприятия, ведущие к разрушению потенциала финансового успеха, ухудшению платежеспособности и банкротству.

Г. Клейнер, В. Тамбовцев, Р. Качалов формулируют правильные, на наш взгляд, причины того, почему издержки производства в российской экономике остаются на очень высоком уровне и нет тенденции к их снижению [3]:

— отсталость технологической структуры гражданского сектора экономики, обусловившая неспособность к инновациям и низкую эффективность технических процессов в основных отраслях экономики, включая сырьевые; высокая доля крупных и сверхкрупных промышленных предприятий, в силу чего технические нововведения требуют значительных финансовых затрат на замену основных фондов;

— неконкурентоспособность продукции обрабатывающих отраслей на мировом рынке, что приводит к нехватке собственных средств для технического перевооружения на предприятиях, не являющихся добывающими; чрезвычайно высокий уровень монополизма, препятствующий интенсивной конкуренции между товаропроизводителями.

Кроме производственных затрат, постоянно происходит рост трансакционных издержек, которые высоки вследствие ряда факторов, в том числе таких, как:

— неразвитость горизонтальной инфраструктуры рынка, включая системы связи, транспорта, хранения, а также институты банковской, биржевой и страховой деятельности;

— низкая мобильность сырьевых, трудовых и капитальных ресурсов, обусловленная низкой скоростью информации, её неправильной интерпретацией, слабой инновационной активностью предпринимателей;

— разрушение системы хозяйственного управления, выразившееся в «размывании» прав собственников и границ полномочий управляющих, в разрыве традиционных хозяйственных связей, росте стартовых издержек ведения бизнеса, возрастании уровня деловых рисков;

— резкое снижение эффективности всей промышленности, обусловленное тем, что инфляция издержек, не компенсируемая рационализацией производства из-за отсутствия инвестиций, приводит к росту цен на производимую продукцию, а этот рост ограничен величиной платежеспособного спроса.

Фактор инфляции издержек нейтрализуется, а финансовое состояние и состояние потенциала финансового успеха предприятия улучшается в условиях стабильно низких переменных и постоянных издержек, которые данный хозяйствующий субъект несёт в соответствии с технологией производства его товаров и услуг.

В-четвертых, финансовое состояние предприятия зависит от последовательности и рациональности мер финансовой политики, под воздействием которых данный хозяйствующий субъект находится в силу его привязки к государству пребывания и периоду развития этого государства. Так, первые 8 лет 1990-х гг. в России существовало несоответствие макро- и микроэкономической политики. Макроэкономические решения были направлены на достижение стабилизации для последующего экономического роста. Правительством РФ был зафиксирован в валютном «коридоре» обменный курс рубля и было ограничено кредитование субъектов экономики, несмотря на незавершённость налоговых реформ, дефицит консолидированного бюджета и внебюджетных фондов, что скоро привело к нарастанию бюджетной задолженности и резкому росту государственных заимствований внутри страны и за рубежом. При этом задачи микроэкономической политики внятно не были обозначены, но в целом выявлялась государственная линия на сохранение системы социальной поддержки населения путём предоставления предприятиям субсидий, без их массового банкротства и ликвидации. С 1993 г. прямые бюджетные субсидии экономике были резко сокращены, но хозяйствующие субъекты всё равно получали поддержку в виде скрытых субсидий, которые, в свою очередь, обрели форму масштабной кредиторской задолженности и неденежных расчётов по налогам и платежам за энергоресурсы.

Масштабы сокращения оборотных средств предприятий в указанный период можно оценить динамикой соотношения материальных оборотных средств и запасов и основных фондов предприятий. Если в 1980-1990-х гг. оно составляло 25-28 %, то к 1997 г. снизилось до 1,6 % (в 15-17 раз). Изменилась и структура оборотных активов предприятий - в 1990 г. в оборотных средствах материальные оборотные активы составляли 64,7 %, денежные средства - 17,5 %, дебиторская задолженность - 5,7 %, а в 1996 г. - соответственно 33,6; 2,6; 52,2 %. Доля денежных средств в оборотных активах предприятий России в 1989-1990-е гг., согласно официальным данным, была равна 14,5-17,5 %, хотя по СССР в целом - 9 %. Согласно этим оценкам, к середине 1990-х гг. российские предприятия практически лишились денежных средств, и нехватка денег превышала 7 % ВВП [4].

В целом макроизменения финансовых потоков в 1998-2003 гг. определялись финансовой политикой государства, ориентированной на снижение государственного внешнего и внутреннего долга, укрепление расчётной дисциплины в экономике. Это подталкивает хозяйствующие субъекты к погашению задолженностей государственным учреждениям, привлечению в производственный сектор банковских кредитов, увеличению капиталовложений в банковскую систему от населения.

Фактор противоречивой государственной финансовой политики нейтрализуется, а финансовое состояние предприятия улучшается в условиях проведения государством научно обоснованной финансовой политики, последовательно осуществляемой по плану, который заранее известен работающим на рынках этого государства хозяйствующим субъектам.

В-пятых, финансовое состояние предприятия зависит от величины налоговых изъятий, на которые данный хозяйствующий субъект обязан систематически уменьшать свой финансовый поток, осуществляя платежи налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

Считается, что налоги формируют финансовые ресурсы всего общества для решения текущих задач его существования и развития, а управлять этими общественными финансовыми ресурсами призван государственный аппарат. Следует отметить, что формирование российского бюджета основано на принципе превышения его доходов (прежде всего, налогов) над бюджетными расходами. Статьей 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить налоги и сборы, однако не установлено, для чего эти финансовые ресурсы предназначены и как они связаны с расходами. По нашему мнению, не налоги являются первичными по отношению к бюджетным расходам, напротив - налоги должны прямо корреспондировать государственным расходам, когда общество определит, сколько, кто и когда должен заплатить для решения общественно-полезных задач. Такой взгляд на проблему подсказывает, что снижение налоговой нагрузки на экономику связано не столько с уменьшением количества и ставок налогов, сколько с сокращением государственных расходов. Здесь, возможно, кроется коренная причина массового уклонения хозяйствующих субъектов и физических лиц в России от уплаты налогов.

Значительный позитивный эффект на предприятия оказало снижение с 2001 г. оборотных налогов - на содержание жилищного фонда и на пользователей дорог. Уменьшилось налоговое бремя в промышленности на 8,5 % добавленной стоимости, в строительстве - на 7,3 %, на транспорте - на 5,8 % добавленной стоимости. Окончательная отмена указанных налогов с 2003 г. дополнительно снизила нагрузку в этих секторах ещё на 3, 2,50 и 2,0 % добавленной стоимости соответственно.

Фактор чрезмерной налоговой нагрузки устраняется, а финансовое состояние предприятия улучшается, вследствие чего повышаются финансовая гибкость и мобильность в условиях низкой налоговой нагрузки, которая позволяет хозяйствующему субъекту более свободно маневрировать финансовым потоком, направлять денежные средства на накопление и технологическое развитие.

И наконец, финансовое состояние предприятия зависит от полноты и своевременности исполнения обязательств бюджетными (государственными и муниципальными) организациями, для которых данный хозяйствующий субъект производит товары либо услуги. Контрактные (гражданско-правовые) отношения предприятий с бюджетными организациями - совершенно обычное явление для рыночной экономики, такие связи ничем не отличаются от отношений с любыми другими хозяйствующими субъектами, в таких контрактах бюджетные организации для предприятий являются такими же покупателями-дебиторами, как и частные фирмы. Несомненно, финансовое состояние хозяйствующего субъекта вообще основано на ритмичных поступлениях денег от контрагентов, однако фактор бюджетного финансирования мы выделяем особо, поскольку в России своевременные расчёты по государственным (муниципальным) заказам, исполнение иных бюджетных обязательств в полном объёме являются серьёзной и застарелой проблемой. Если товаропроизводитель кредитует поставкой своих товаров бюджетного покупателя, а последний не запланировал деньги, чтобы своевременно и в полном объёме расплатиться с данным кредитором, - это приведёт данного хозяйствующего субъекта к разрушению потенциала финансового успеха и вместе с ним - к банкротству.

Вместе с тем государство и само усугубляет финансовое состояние хозяйствующих субъектов, не рассчитываясь вовремя за поставленную продукцию. Например, к началу 2000 г. общая просроченная кредиторская задолженность государственных заказчиков за отгруженную продукцию составляла 43 млрд руб., в том числе по промышленности - 31,7 млрд руб. Общая величина долгов государства за поставленную продукцию и выполненные работы перед нефинансовыми организациями внебюджетной сферы оценивалась в 77,5 млрд руб. Просроченная кредиторская задолженность государства электроэнергетике составляла в указанный период 46,1 млрд руб. - 24 % всей просроченной задолженности отрасли, а долги отрасли по налоговым платежам и по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 января 2000 г. составили 53,8 млрд руб.

Фактор бюджетного недофинансирования нейтрализуется, а финансовое состояние предприятия улучшается в условиях своевременного и полного исполнения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями платежей по их контрактным денежным обязательствам, которые заранее запланированы в соответствующем бюджете.

Заключение

Таким образом, финансовое состояние предприятия улучшается при выполнении следующих условий:

— наличие спроса, подкреплённого финансовой состоятельностью покупателей, заинтересованных в денежных отношениях с российскими товаропроизводителями;

— эффективно действующий правовой режим, предопределяющий меры ответственности и механизмы принуждения к своевременному и полному исполнению денежных обязательств между хозяйствующими субъектами и обязанностей перед государством;

— стабильно низкие переменные и постоянные издержки, которые данный хозяйствующий субъект несёт в соответствии с технологией производства его товаров и услуг;

— проведение государством научно обоснованной финансовой политики, осуществляемой по плану, заранее известному работающим на рынках этого государства хозяйствующим субъектам;

— низкая налоговая нагрузка, позволяющая предприятию направлять денежные средства на накопление и технологическое развитие;

— своевременное и полное исполнение государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями платежей по их контрактным денежным обязательствам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Россия в цифрах. 2006: Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2006. - 462 с.

2. Шаститко А. Механизм обеспечения соблюдения правил // Вопросы экономики. - 2002. - № 1. - С. 32-49.

3. Клейнер Г., Тамбовцев В., Качалов Р. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: Экономика, 1997. - С. 24-28.

4. Варшавский А. Неплатежи и бартер как проявление системных трансформаций // Вопросы экономики. - 2000. - № 6. - С. 89-101.

Получено 15.12.2006

EXTERNAL FACTORS OF FINANCIAL STABILITY DETERIORATION OF ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

N. А. Iglina

The author of the article marks out six main external factors, which influence the financial position of enterprises. They are the following: purchasers’ paying capacity and their demand for the goods and services supplied to the market by the given enterprise; the quality of legal regime in the entrepreneurial sphere; the price level for the goods and services, which the given enterprise regularly buys from providers to its off-take; cost of inputs necessary for com-modity-money transactions; consecution and rationality of measures in the financial policy of the state; taxation rate; completeness and timeliness in liability fulfillment by state and municipal organizations, for which the given enterprise produces goods or services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.