Научная статья на тему 'Факторы внешней среды, снижающие платежеспособность российских промышленных предприятий'

Факторы внешней среды, снижающие платежеспособность российских промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончаров А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы внешней среды, снижающие платежеспособность российских промышленных предприятий»



ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, СНИЖАЮЩИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРОМЫИ1ЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.И. ГОНЧАРОВ, кандидат экономических наук

Фактор спроса, ориентированного на импорт

Платежеспособность предприятия зависит от нуждаемости покупателей регулярно приобретать, и от их способности своевременно и полностью оплачивать товары и услуги, которые поставляет на рынок данный хозяйствующий субъект. Объективно существующий спрос, правильно занятая товаропроизводителем ниша позволяют ему постоянно выпускать и продавать продукцию, создавая свой финансовый поток и получая денежные средства в процессе предпринимательской деятельности. Потребность покупателя иметь товар и способность надлежащим образом заплатить по своим обязательствам становится необходимой предпосылкой платежеспособности продавца-кредитора. Если товаропроизводитель понесет затраты на выпуск продукции, но не сможет с выгодой и в рациональный срок ее продать, это приведет данного хозяйствующего субъекта к банкротству.

По итогам 2003 г. в структуре российского ВВП производство товаров достигло 45%, остальное составили услуги. Наибольший удельный вес в производстве у промышленности - 31%, у сельского хозяйства и у строительства - чуть менее 7%. Услуги в свою очередь, подразделяются на рыночные (47% ВВП) и нерыночные - до 8%. В рыночных-услугах основное значение имеют торговля (оптовая, розничная, внешняя, внутренняя) - 24%, а также транспорт и связь - до 9%. Соответствующим был вклад и в прирост ВВП за 1999 - 2002 гг.: промышленность - 37%; рыночные услуги - 40% (в них торговля - 23%). Вклад в прирост ВВП за 1999 -

1 Белецкий Ю. Алгебра роста // Эксперт. - 2003. - N9 30. -С. 40.

2002 гг. со стороны финансового сектора составил 0,8%; информационного обслуживания - 0,14%, а от операций с недвижимостью - 3,9%'.

Внутрироссийский спрос, о зарождении которого можно говорить с 1991 г., первоначально возник в стране с бедным населением и в хозяйстве с серьезными структурными диспропорциями, где, например, большинство предприятий в силу целого ряда причин не имеют накоплений, чтобы предъявлять притязания на новейшие машины и оборудование для самообновления и технологического развития. Кроме того, традиционно высокий уровень образования россиян стал основой информационного переворота в осознании ими современных стандартов качества потребляемых товаров и услуг, что привело к тотальной импортоори-ентированности спроса. Отечественной промышленности остались сырьевые ниши, продукты низких степеней переработки и добавленной стоимости. С одной стороны, в преимущественно добывающем и горно-обогатительном характере российской экономики нет ничего экстраординарного, так как аналогичные хозяйства в мире вполне удовлетворительно существуют, однако, с другой стороны, в экономике с такой структурой всегда чрезвычайно мало реальных рабочих мест, что приводит к бедности населения и одновременно угнетает развитие производства внутри страны. В России так и не созданы передовые легковые автомобили, морские и речные суда, эффективная бытовая техника, средства мобильной связи, компьютеры, телевизоры, широко не внедрены достижения современного жилищного строительства, технологии ресурсообеспечения жилья, нет производств высококачественной одежды, обуви, мебе-

ли, сантехники, отсутствует индустрия туризма, развлечений и др. Например, российские производители средне- и дальнемагистральных гражданских самолетов выпускают настолько дорогой и некачественный товар, что наши крупнейшие авиакомпании вынуждены импортировать западные лайнеры даже при существующих весьма высоких таможенных пошлинах.

Финансовые активы населения России в 1997 г. составили только 32% ВВП по номиналу и всего 12% без наличного валютного компонента, который не является инвестиционным резервом для национальной экономики, а активы населения США в 1997 г. почти в 5 раз превысили ВВП. Имея в виду потребительский потенциал накоплений, население России в 1997 г. располагало финансовыми ресурсами всего на 7,5 месяца расходов (что соответствовало уровню 1975 г. в СССР). К этому году люди в США обладали 5-летним запасом, в Японии - 4-летним, во Франции - 3-летним. В итоге Россия вновь, как и 30 лет назад, отстала почти на порядок от США2.

В российской промышленности в позитивном свете можно выделить оборонный комплекс, который занимает одно из ведущих мест среди военных экспортеров мира. Однако российская оборонная промышленность принципиально отличается от зарубежных корпораций в подходе к военному производству как синтезу двойных технологий - и оружия, и мирных высококачественных товаров, имеющих регулярный потребительский спрос. Так, наши лучшие технологические достижения используются в других странах.

Мы полагаем, платежеспособность предприятия улучшается в условиях спроса, подкрепленного финансовой состоятельностью покупателей, заинтересованных вступать в денежные отношения с товаропроизводителями для удовлетворения постоянно возникающих потребностей.

Фактор слабого правового режима

Платежеспособность предприятия зависит от качества правового режима предпринимательской

2 Кашин Ю. Сберегательный процесс и сберегательный банк // Вопросы экономики. - 2000. - № 5. - С. 125.

3 Шаститко А. Механизм обеспечения соблюдения правил // Вопросы экономики. - 2002. - № 1. - С. 35.

4 May В. Российские экономические реформы глазами западных критиков // Вопросы экономики. - 1999. - JVfe 12. -С.35 - 36.

5 Колодко Г. Уроки 10 лет постсоциалистической трансформации // Вопросы экономики. - 1999. - Nq 9. - С. 27.

среды, в которой данному хозяйствующему субъекту неизбежно приходится функционировать. Жесткость правового режима, т.е. устойчивость традиций в конкретной стране неукоснительно соблюдать все нормы права (а также принуждать всех, кто должен, соблюдать эти нормы), и обязательства по контрактам, в частности, дает предприятию основания рассчитывать на получение денежных средств за свои товары и услуги. Уважительное отношение к законности, с одной стороны, эффективность правоприменительных механизмов, с другой стороны, обеспечивают полноту и своевременность платежей дебиторов, что трансформируется в дальнейшее движение финансового потока отданного хозяйствующего субъекта его кредиторам.

Принуждение есть смысловое ядро в механизме обеспечения соблюдения условий контракта, создание издержек посредством угрозы или применения санкций. Принуждение может принимать различные формы - вплоть до разрушения (размывания) репутации нарушителя, затруднения последующего заключения соглашений, конфискации части активов, недополучения доходов путем, например, включения в «черные списки»3.

Слабость правового режима отражает слабость государственной власти, что приводит экономику к негативным последствиям, в их числе:

неспособность собирать налоги; вследствие чего - возрастание роли инфляционного налога или (чаще и) обострение бюджетного кризиса, за чем следует масштабное недофинансирование государственных обязательств; существенный рост трансакционных издержек, что ведет к снижению конкурентоспособности отечественного производства; демонетизация народного хозяйства (характерно, что это наблюдалось и в странах, которым удавалось избежать инфляционных процессов, и было обусловлено уходом денег из обращения в сокровища); решение социально-политических и фискальных задач при осуществлении приватизации в противовес экономической эффективности4. «Система, где «только глупый платит налоги», контракты не выполняются, а платежи не осуществляются вовремя, едва ли может быть названа рыночной экономикой»5. Если товаропроизводитель не имеет легальных и практически реализуемых возможностей получить обусловленное договором финансовое исполнение от должника, тогда данный хозяйствующий субъект движется к банкротству.

В 2000 г. в исследовании 328 предприятий в крупнейших городах России предлагалось 8 вариантов ответов по фактам необращений в арбитражный суд. На 1-м месте оказался ответ, что права потерпевшего кредитора не удается восстановить с помощью судебной власти. В странах, где фирмы нуждались в более четкой системе инфорсмен-та контрактных прав, отношение числа компаний, сообщавших о нарушениях контрактов, к общей выборке составило: в Словакии - 83%, в Польше и Румынии - более 78%, напротив, в Украине - 20%, а в России - 14%. Среди выявленных механизмов инфорсмента судебный механизм использовали лишь 39% всех фирм, имевших конфликт с контрагентом, хотя 2/3 фирм, втом числе не имевших конфликтов, не отрицали возможности обращения в суд (по России - 55,8%). На возможность использования арбитража торговых ассоциаций, третейских судов указывали 2/3 фирм выборки, на применение механизмов частной защиты - 48% опрошенных компаний6.

До 1990-х гг. в России отсутствовали основные рыночные институты: национальная валюта, независимый центральный банк, арбитражный суд, частная собственность на средства производства, налоговая система, пенсионная система, мобильность рабочей силы, и тем более законодательство о банкротстве должников или правовой режим исполнительного производства.

Отечественное исполнительное законодательство (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве») весьма часто нарушается и требует дальнейшего совершенствования и развития по линии предоставления кредиторам дополнительных правовых гарантий. Реальное пренебрежение правилами исполнительного производства в значительной мере связано с общей атмосферой, порождаемой коррупцией: ценовой сговор; отсутствие открытого аукциона; реализация конфискованного имущества в интересах конкретных лиц (организаций); неправомерное обращение взысканий только на акции, а не на денежные и иные активы.

Внешний правовой режим находится во вза- * имной связи с практикой, которая с течением времени порождает новые правила либо подвигает к

6 Радыгин А., Энтов Р. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств // Вопросы экономики. - 2003. -№ 5. - С. 94.

7 Клейнер Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике // Вопросы экономики. - 1999. - № 8. - С. 64 - 65.

пересмотру действующих норм хозяйственного поведения. «Предприятия в современной России играют как общеизвестную товаропроизводствен-ную, так и менее замечаемую «нормотворческую роль (имеются в виду не столько писаные законы, сколько социально-экономические институты -традиции, обычаи делового оборота)»7. Характерной чертой формирующихся российских экономических институтов является неполнота права собственности номинальных собственников предприятий, хотя большинство промышленных предприятий в 2004 г. являются частными. Пока существенная часть правомочий, которая должна бесспорно быть у предприятий, находится у правящих местных групп, наделенных административной властью.

Мы полагаем, платежеспособность предприятия улучшается в условиях понятного, справедливого и эффективно действующего правового режима, публично предопределяющего меры ответственности и механизмы принуждения к своевременному и полному исполнению денежных обязательств между хозяйствующими субъектами, обязанностей перед государством, к выполнению норм хозяйственного законодательства и планов бюджетного финансирования самим государством.

Фактор инфляции издержек

Платежеспособность предприятия зависит от уровня и волатильности цен на товары и услуги, которые данный хозяйствующий субъект регулярно приобретает у поставщиков для выпуска своих товаров, а также от величины затрат, необходимых на осуществление товарно-денежных трансакций. Из финансового потока предприятия неизбежно расходуются денежные средства на платежи за электроэнергию, газ, воду, тепло, транспорт, материальные и иные постоянно необходимые ресурсы и услуги, которые включаются в издержки предприятия. Неуклонный рост таких издержек в течение последних 14 лет, характерный для российской экономики, негативно отражается на платежеспособности хозяйствующих субъектов производственного сектора. Товары и услуги, цены которых высоки, так как учитывают затраты на необходимые ресурсы, трудно реализовать на рынке, поскольку такие цены не соответствуют текущей платежной способности спроса, что вызывает сбои кругооборота финансового потока хозяйствующего субъекта, которые ведут к ухудшению платежеспособности и банкротству.

В российской экономике в течение 1990-х гг. наблюдалась специфическая реакция товаропроизводителей на ухудшение рыночной конъюнктуры: неэластичность издержек по цене приводила к устойчивому превышению их затрат над уровнем тех цен, которые были согласны оплачивать покупатели. Лишь один вариант реализации сделок возможен при уменьшении платежеспособного спроса - продать продукцию по сниженным ценам, пусть и не покрывающим полностью издержек производства. Возникающий разрыв между затратами и ценой реализации приводит к растущей убыточности предприятий, неисполненные финансовые обязательства накапливаются в виде кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов перед своими работниками, поставщиками, налоговой системой, внебюджетными фондами.

Классическая теория предусматривает в данной ситуации полное прекращение выпуска убыточной продукции и банкротство неплатежеспособных предприятий. Однако в условиях ригидной экономики банкротство неэффективных товаропроизводителей неизбежно принимает тотальные масштабы, поскольку устойчиво высокие издержки выпуска присущи почти всем российским компаниям. Если массовое банкротство предприятий неосуществимо по соображениям социального, технического или политического характера, разрыв между издержками производства и ценами реализации может покрываться за счет экзогенных действий (субсидии, перекрестные дотации, налоговые кредиты, просроченная задолженность)8.

Г. Клейнер, В. Тамбовцев, Р. Качалов формулируют правильные, на наш взгляд, причины того, почему издержки производства в нашей экономике остаются на чрезмерно высоком уровне и нет тенденции к их снижению9:

отсталость технологической структуры гражданского сектора экономики, обусловившая неспособность к инновациям и низкую эффективность технических процессов в основных отраслях экономики, включая сырьевые; высокая доля крупных и сверхкрупных промышленных предприятий, в силу чего технические нововведения требуют значительных финансовых затрат на замену основных фондов;

8 Ляско А. Особенности бартерных обменов в переходной экономике// Вопросы экономики. - 2000. - № 6. - С. 71.

9 Клейнер Г., Тамбовцев В., Каналов Р. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: Экономика, 1997. С. 24 - 28.

неконкурентоспособность продукции обрабатывающих отраслей на мировом рынке, что приводит к нехватке собственных средств для технического перевооружения на предприятиях, не являющихся добывающими; чрезвычайно высокий уровень монополизма, препятствующий интенсивной конкуренции между товаропроизводителями. Кроме производственных затрат, постоянно происходит рост трансакционных издержек, которые высоки вследствие ряда внешних и внутренних негативных факторов.

Для характеристики инфляции издержек в российской экономике применимы данные ежемесячных опросов руководителей 500 предприятий, проводимых «Российским экономическим барометром». На протяжении всего периода 1990-х гг. 1-е место среди факторов, указываемых респондентами в качестве причин ограничения роста производства, занимает нехватка финансовых ресурсов. Дефицит оборотных средств вызван невозможностью осуществления продаж по ценам, покрывающим высокие издержки выпуска. Второе место удерживает фактор недостаточного платежеспособного спроса покупателей, обусловленный их собственными высокими издержками как производителей продукции, так и внешними монетарными ограничениями.

Мы полагаем, платежеспособность промышленного предприятия улучшается в условиях стабильно низких переменных и постоянных издержек, которые данный хозяйствующий субъект несет в соответствии с технологией производства его товаров и услуг.

Фактор противоречивой государственной финансовой политики

Платежеспособность предприятия зависит от последовательности и рациональности мер финансовой политики, под воздействием которых данный хозяйствующий субъект находится в силу его привязки к государству пребывания и периоду раз-• вития этого государства. Противоречивость и ошибочность экономических мер могут обесценивать оборотные средства производственной компании, осложнять доступ товаропроизводителя к кредитным ресурсам, на внешние и внутренние рынки как покупателей, так и поставщиков, могут создавать чрезмерную налоговую нагрузку, приводить к бюджетному недофинансированию, что в конечном счете вызывает ухудшение платежеспособности

данного хозяйствующего субъекта и далее - банкротство.

Первые 8 лет 1990-х гг. в России существовало несоответствие макро- и микроэкономической политики. Макроэкономические решения были направлены на достижение стабилизации для последующего экономического роста. Правительством РФ был зафиксирован в валютном «коридоре» обменный курс рубля, и было ограничено кредитование субъектов экономики, несмотря на незавершенность налоговых реформ, дефицит консолидированного бюджета и внебюджетных фондов, что вскоре привело к нарастанию бюджетной задолженности и резкому росту государственных заимствований внутри страны и за рубежом. При этом задачи микроэкономической политики внятно не были обозначены, но в целом выявлялась государственная линия на сохранение системы социальной поддержки населения путем предоставления предприятиям субсидий, без их массового банкротства и ликвидации. С 1993 г. прямые бюджетные субсидии экономике были резко сокращены, но хозяйствующие субъекты все равно получали поддержку в виде скрытых субсидий, которые в свою очередь обрели форму масштабной кредиторской задолженности и неденежных расчетов по налогам и платежам за энергоресурсы. Энергетические монополии, а также МПС стали держателями гигантской дебиторской задолженности, крупнейшими неплательщиками налогов, ключевыми участниками зачетных схем. В период 1994 - 1998 гг. закономерно наблюдался хронический недобор налогов и рост недоимки в бюджеты всех уровней. Скрытые субсидии (мягкие бюджетные ограничения) для всех предприятий и энергетических монополий, в частности в форме недоимки, индивидуальных льгот, налоговых освобождений, зачетов, обходились государству очень дорого. Без скрытых субсидий бюджетный дефицит в 1996 г. снизился бы до 0,3% ВВП, в 1997 г. сменился бы профицитом в 0,1% ВВП, а в 1998 г. величина профицита достигла бы 4,5% ВВП10.

10 Пинто Б., Дребенцов В., Морозов А. Разрушение системы неплатежей в России: создание условий для устойчивого экономического роста // Вопросы экономики. - 2000. - № 3. -С. 19.

11 Народное хозяйство РСФСР в 1990 г. - М.: Госкомстат РСФСР, 1991.-С. 27.

12 Варшавский А. Неплатежи и бартер как проявление системных трансформаций // Вопросы экономики. - 2000. - № 6. -С. 93.

13 Бюро экономического анализа. Обзор экономической политики в России за 1998 год. - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 49.

Масштабы сокращения оборотных средств предприятий в указанный период можно оценить динамикой соотношения материальных оборотных средств и запасов и основных фондов предприятий. Если в 1980- 1990-х гг. оно составляло 25-28%, то к 1997 г. снизилось до 1,6% (в 15 - 17 раз). Изменилась и структура оборотных активов предприятий - в 1990 г. в оборотных средствах материальные оборотные активы составляли 64,7%, денежные средства -17,5%, дебиторская задолженность - 5,7%, а в 1996 г. - соответственно 33,6; 2,6; 52,2%. Доля денежных средств в оборотных активах предприятий России в 1989 - 1990-е гг., согласно официальным данным, была равна 14,5 - 17,5%, хотя по СССР в целом - 9%п. Согласно этим оценкам, к середине 1990-х гг. российские предприятия практически лишились денежных средств, и нехватка денег превышала 7% ВВП12.

Фундаментальные факторы, включая структурный кризис в производственном секторе, общий кризис ответственности, проявляющийся в повсеместных - бюджетных и частных - неплатежах, отсутствие стимулов к инвестированию под влиянием высокого налогового бремени, недоверие населения к национальной валюте, отсталость банковского сектора и сферы услуг, относительная закрытость экономики, а также вялотекущий политический кризис, не позволили финансовым органам власти изменить ситуацию13.

Ожидаемым результатом противоречий в валютной и бюджетной политике стал кризис 1998 г. Однако последующими шагами Правительства и ЦБ РФ нисколько не было расширено участие государства в экономике, не была начата финансовая экспансия. Например, законом о бюджете на 1999 г. были закреплены: 30%-я инфляция; минимальный рост обменного курса рубля и первичный профицит бюджета на уровне 2% ВВП. Финансовая политика того времени подтверждала, что Правительство РФ ориентировалось на дальнейшее развитие рыночных отношений.

Вместе с тем в период 1990-х и в начале 2000-х гг. крупными российскими компаниями на вполне выгодных условиях экспортировалось огромное количество ресурсов. При относительно низких издержках производства, например нефти (себестоимость добычи 1 барреля нефти: 3 - 8 дол.; цена 1 барреля нефти по экспортным контрактам: 23 -26 дол.), топливно-энергетические компании получали как прибыль, так и ренту, которую государство полностью не сумело изъять и направить на ускорение и повышение качества реформ. Также

сузился поток финансирования расходов на оборонно-промышленный комплекс, допущено многолетнее недофинансирование системы образования и отечественной науки, перспективных общегосударственных инвестиций.

В целом, макроизменения финансовых потоков в 1998 - 2003 гг. определялись финансовой политикой государства, ориентированной на снижение государственного внешнего и внутреннего долга, укрепление расчетной дисциплины в экономике. Это подталкивает хозяйствующие субъекты к погашению задолженностей государственным учреждениям, привлечению в производственный сектор банковских кредитов, увеличению капиталовложений в банковскую систему от населения.

Мы полагаем, платежеспособность предприятия улучшается в условиях проведения государством научно обоснованной финансовой политики, последовательно осуществляемой по плану, который заранее известен работающим на рынках этого государства хозяйствующим субъектам.

Фактор чрезмерной налоговой нагрузки

Платежеспособность предприятия зависит от величины налоговых изъятий, на которые данный хозяйствующий субъект обязан систематически уменьшать свой финансовый поток, осуществляя платежи налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством. Считается, что налоги и иные обязательные платежи формируют финансовые ресурсы всего общества для решения текущих задач его существования и развития, а управлять этими общественными финансовыми ресурсами призван государственный аппарат. Следует отметить, что формирование российского бюджета основано на принципе превышения его доходов (прежде всего налогов) над бюджетными расходами. Статьей 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить налоги и сборы, однако не установлено для чего эти финансовые ресурсы предназначены и как они связаны с расходами. По нашему мнению, не налоги являются первичными к бюджетным расходам, напротив - налоги дол-' жны прямо корреспондировать государственным расходам, когда общество определит, сколько, кто и когда должен заплатить для решения общественно полезных задач. Такой взгляд на проблему подсказывает, что снижение налоговой нагрузки на экономику связано не столько с уменьшением ко-

14 Горский И. К оценке налоговой политики // Вопросы экономики. - 2002. - № 7. - С. 73.

личества и ставок налогов, сколько с сокращением государственных расходов. Здесь, возможно, кроется коренная причина массового уклонения хозяйствующих субъектов и физических лиц в России от уплаты налогов.

Российская налоговая система создавалась в начальный период преобразований общественного строя, экономики и государства, на фоне длительной финансовой нестабильности. Принципиально новый механизм сбора, распределения и перераспределения государственных доходов закономерно вобрал в себя недостатки и противоречия переходной эпохи. Наряду с другими причинами это повлияло на сокращение инвестиций в промышленность, приводило к массовым неплатежам налогов и сборов, нарастанию задолженности предприятий перед бюджетом, росту теневого сектора.

40 - 50 крупнейших российских компаний к середине 1990-х гг. «обеспечивали» до 80% недоимки в бюджет. Налоговая база в указанный период сокращалась, причем именно в наиболее богатых экспортных отраслях. Операции с налоговой недоимкой стали самостоятельным и высокоприбыльным видом бизнеса. Лишь с 1999 г. можно говорить об успехах Правительства РФ в налоговой сфере, которые (вместе с девальвацией рубля) были связаны в основном с ростом мировых цен на нефть, газ, черные и цветные металлы.

Убыточность и наличие долгов перед контрагентами и бюджетами различных уровней, как правило, отражают вывод ресурсов не только за рубеж, но, как минимум, за пределы данного предприятия. Система неплатежей, сложившаяся в российской экономике, является важным элементом обслуживания данного механизма сокрытия доходов. Экономический кризис, высокая степень субъективизма в государственной финансовой политике и низкий уровень налоговой культуры как у налогоплательщика, так и у законодателя предопределили значительные колебания в структуре налоговых поступлений. Так, в платежах, контролируемых МНС, в период 1992 - 2000 гг. доля подоходного налога составляла от 9 до 14%, НДС - от 25 до 43%, налога на прибыль - от 19 до 44%, акцизов -от 4 до 12%, а имущественных налогов - от 1 до 8 -9%14.

Значительный позитивный эффект на предприятия оказало снижение с 2001 г. оборотных налогов - на содержание жилищного фонда и на пользователей дорог. Уменьшилось налоговое бремя в промышленности на 8,5% добавленной сто-

имости, в строительстве - на 7,3%, на транспорте -на 5,8% добавленной стоимости. Окончательная отмена указанных налогов с 2003 г. дополнительно снизила нагрузку в этих секторах еще на 3, 2,5, и 2% добавленной стоимости соответственно. Снижение ставки оборотных налогов (начислявшихся на всю денежную выручку независимо от издержек производства) на 3% в 2001 г. было эквивалентно уменьшению нагрузки на 5 - 7% добавленной стоимости для топливной промышленности и цветной металлургии; на 10-13% добавленной стоимости для перерабатывающих отраслей - химии и нефтехимии, машиностроения, пищевой промышленности15.

Вместе с тем из-за непоследовательности налоговой политики в 2002 - 2003 гг. еще не достигнуты намеченные цели в ходе реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам. К началу 2003 г. налоговыми органами почти 65 тыс. организаций было предоставлено право на проведение реструктуризации на общую сумму более 378 млрд руб. Однако уже в 2003 г., например, в Республике Адыгея, аннулировано около 65% ранее принятых решений. В Калмыкии и Таймырском автономном округе - более 50%. Всего отменено решений о реструктуризации на сумму почти 40 млрд руб. В федеральный бюджет недопоступило более 320 млрд руб., или 84% от реструктуризированной суммы задолженностей16.

В целом налоговая реформа (вступление в силу всего Налогового кодекса) привела к повышению доли оплаты труда в ВВП почти на 2%. Наблюдавшееся в 2001 г. существенное опережение роста зарплаты по сравнению с производительностью труда более чем на 50% было обеспечено снижением налоговой нагрузки. То есть снижение налогового бремени не только частично высвобождает финансовые потоки товаропроизводителей, но также дает импульс к росту доходов населения.

Платежеспособность предприятия улучшается в условиях низкой налоговой нагрузки, которая позволяет хозяйствующему субъекту более свобод- " но маневрировать финансовым потоком, направлять денежные средства на накопление и техническое развитие.

15 Васильева Л., Гурвич Е., Субботин В. Все-таки нагрузка снизилась//Эксперт. - 2003. - N9 23. - С. 42.

16 Президентский контроль. - 2003. - № 3. - С. 14.

17Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики. - 2002. - N9 11. - С. 17.

Фактор бюджетного недофинансирования

Платежеспособность предприятия зависит от полноты и своевременности исполнения обязательств бюджетными (государственными и муниципальными) организациями, для которых данный хозяйствующий субъект производит товары либо услуги. Контрактные (гражданско-правовые) отношения предприятий с бюджетными организациями - совершенно обычное явление для рыночной экономики, такие связи ничем не отличаются от отношений с любыми другими хозяйствующими субъектами, в таких контрактах бюджетные организации для предприятий являются такими же покупателями-дебиторами, как и частные фирмы. Несомненно, платежеспособность хозяйствующего субъекта вообще основана на ритмичных поступлениях денег от контрагентов, однако фактор бюджетного финансирования мы выделяем особо, поскольку в России своевременные расчеты по государственным (муниципальным) заказам, исполнение иных бюджетных обязательств в полном объеме являются застарелой проблемой. Если товаропроизводитель кредитует поставкой своих товаров бюджетного покупателя, а последний не запланировал деньги (не закладывал в смету расходов), чтобы своевременно и в полном объеме расплатиться с данным кредитором, то это приведет данного хозяйствующего субъекта к банкротству.

Преобладающая в бюджетной сфере форма бюджетного учреждения призвана способствовать оказанию публичных услуг, которые финансируются через эти учреждения из бюджетов всех уровней. Учреждения сфер образования и медицины, например, оказывают платные услуги, восполняя недостаток финансовых средств, другие сдают в аренду часть закрепленного за ними государственного имущества, осуществляют иные виды предпринимательской деятельности, формально не являясь хозяйствующими субъектами-предприятиями. Это происходит вследствие недофинансирования, хотя плановый объем денежных средств, например на государственные закупки, из бюджета составлял: в 2000 г. - 342,9 млрд руб., в 2001 г. - 445,8 млрд руб. (около 17% всех расходов консолидированного бюджета), в 2002 г. - 543 млрд руб., в 2003 г. - 826 млрд руб.17.

После дезинтеграции СССР Россия получила систему, по существу, унитарного высокоцентрализованного государства, в котором региональные и местные власти не имели реальной финансовой самостоятельности. Распад СССР был предопределен явочным введением в 1990 - 1991 гг. «одно-

канальной» модели расчетов между республиками и союзным центром, а также отказом ряда республик перечислять взносы в союзный бюджет. Такой исход во многом был обусловлен внутренней неустойчивостью системы, основанной на административном соподчинении властей разного уровня, а не на разделении между ними полномочий и ответственности (включая бюджетную)18.

Многие субъекты уже Российской Федерации перечисляют в бюджет существенно меньшую, чем должны, долю собираемых на их территориях налогов. В 1999 - 2000 гг. 5 раз и более эта доля была на 1/3 меньше, чем в среднем по России, причем Карелия, Якутия и Чукотка «недоплачивали» по 7 раз, Башкортостан - 8, а Татарстан весь указанный период отчислял центру значительно меньшую долю, чем средняя по стране. Если использовать показатель - средний (невзвешенный) удельный вес платежей в федеральный бюджет за 9 лет, то при значении показателя в целом по России 41,4% для Башкортостана он составит 18,5%, а для Татарстана- 13,4%19.

Вместе с тем государство и само усугубляет финансовое состояние хозяйствующих субъектов, не рассчитываясь вовремя за поставленную продукцию. Например, к началу 2000 г. общая просроченная кредиторская задолженность государственных заказчиков за отгруженную продукцию составляла 43 млрд руб., в том числе по промышленности - 31,7 млрд руб. Общая величина долгов государства за поставленную продукцию и выполненные работы перед нефинансовыми организациями небюджетной сферы оценивалась в 77,5 млрд руб. Просроченная кредиторская задолженность государства электроэнергетике составляла в указанный период 46,1 млрд руб. - 24% всей просроченной задолженности отрасли, а долги отрасли по налоговым платежам и по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 января 2000 г. составили 53,8 млрд руб. В машиностроительном комплексе просроченная задолженность государственных заказчиков составляла к началу 2000 г. 8,0 млрд руб. -13,3% общей задолженности покупателей. Почти вся задолженность относилась к оборонно-промышленному комплексу, при этом ма-

18 Христенко В. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х гг. и задачи на перспективу // Вопросы экономики. - 2002. - № 2. - С. 5.

19 Горский И. К оценке налоговой политики // Вопросы экономики. - 2002. - № 7. - С. 74.

20 Сабуров Е., Чернявский Л. Причины неплатежей в России // Вопросы экономики. - 2000. - № 6. - С. 67.

21 Президентский контроль. - 2003. - № 6. - С. 24.

шиностроение было лидером среди отраслей промышленности по налоговой задолженности и задолженности государственным внебюджетным фондам, существенно превышающим долги государства. Такое положение было обусловлено еще и наличием в отрасли большого числа простаивающих предприятий, которые различными методами удерживались от банкротства региональными администрациями20.

По состоянию на 1 марта 2003 г. задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 4 230 млн руб. (на 9,5% меньше, чем по состоянию на 1 марта 2002 г., но по сравнению с 1 февраля 2003 г. она возросла на 15,8%). Задолженность из-за недофинансирования из федерального бюджета составила 613 млн руб. (на 15,8% меньше, чем на 1 марта 2002 г., но при этом увеличилась на 8% по сравнению с 1 февраля 2003 г.). Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов составила 3 617 млн руб. (на 8,4% меньше, чем по состоянию на 1 марта 2002 г., но возросла на 17,2% по сравнению с 1 февраля 2003 г.)21.

Мы полагаем, платежеспособность предприятия улучшается в условиях своевременного и полного исполнения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями платежей по их контрактным денежным обязательствам, которые заранее запланированы в соответствующем бюджете.

Фактор государственного (муниципального) участия в капитале предприятия

Платежеспособность предприятия зависит от величины в его уставном капитале доли, которая принадлежит государству (муниципалитету). Если товаропроизводитель имеет в составе своих учредителей только государственные (муниципальные) органы, нередко его миссия может не иметь ничего общего с предпринимательской деятельностью, и такие хозяйствующие субъекты de facto становятся банкротами в первую очередь. Когда доля государства (муниципалитета) в уставном капитале незначительна, до 25%, можно считать данный хозяйствующий субъект частным хозяйственным обществом, и что его платежеспособность от названного фактора не зависит.

На начало 2002 г. насчитывалось 9 810 федеральных государственных унитарных предприятий с числом занятых 3,65 млн человек и основными фондами в размере 4 863,1 млрд руб. Всего же вместе с ГУП регионального и местного подчинения

было 22 195 предприятий. Также на 1 января 2002 г. насчитывалось 4 606 хозяйственных обществ с участием государственных органов всех уровней в доле более 50%22.

Если рассмотреть качественный состав госсектора в промышленности23, то за исключением предприятий, запрещенных к приватизации (производящих продукцию стратегического назначения для обеспечения национальной безопасности), в большинстве своем это небольшие низколиквидные организации, которые не удалось приватизировать, либо отраслевые научные учреждения, различные бюро, типографии и пр. Конфликт предпринимательских и общественных интересов в ходе деятельности государственных предприятий и учреждений затрудняет оценку качества менеджмента. Сложно определить, является ли плохое финансовое состояние предприятия следствием факторов, связанных с производством, или квалификацией менеджеров.

Для российской экономики характерно, что государство зачастую, не являясь титульным собственником, реализует правомочия собственника по отношению к большой части имущества в различных формах: регулирование тарифов на энергию и топливо, принуждение к уплате налогов в полном размере или, наоборот, налоговое кредитование и отсрочки на неопределенный срок, инициирование банкротства на нормально работающих предприятиях, невнимание к явным нарушениям прав кредиторов и инвесторов. Это феномен власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной системе. Отсюда торможение в развитии института частной собственности, так как доминирующими владельцами стали не частные лица с традициями использования собственного имущества (единство прав, обязанностей и ответственности), а бывшие директора предприятий и руководство региональных администраций (советская партийно-хозяйственная

22 Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики. - 2002. - N° 11. - С. 20.

23 Мильнер Б. Исполнительная власть: принципы организации и управления // Вопросы экономики. - 2002. - Nq 7. - С. 105.

24Нуреев Р., РуновА. Россия: неизбежна ли деприватизация? // Вопросы экономики. - 2002. - № 6. - С. 29 - 31.

25 Радыгин А. Внешние механизмы корпоративного управления и их особенности в России // Вопросы экономики. -1999. 8. -С. 93.

26 Ясин Е. Структурный маневр и экономический рост // Вопросы экономики. - 2003. - № 8. - С. 17.

27 Президентский контроль. - 2003. - № 8. - С. 7.

номенклатура), сохранившие традиции власти-собственности24.

Важно, что несовместимость власти и бизнеса относима к большинству отраслей. Например, в российском оборонно-промышленном комплексе из 1 500 предприятий (41 % - государственные, 33% - акционерные общества (АО) с долей государства, 25% - АО без государственной доли) около 400 в 1999 г. de facto являлись банкротами, при этом задолженность государства за выполнение оборонного заказа с 1996 по 1998 гг. возросла в 6 раз25.

Общеотраслевое банкротство наблюдается в российском жилищно-коммунальном хозяйстве, которое целиком сформировано муниципальными унитарными предприятиями. В 2001 г., например, стоимость предоставленных населению жилищно-коммунальных услуг по установленным тарифам составила около 360 млрд руб. Из них население оплатило 170,6 млрд руб. (47,4%), бюджеты всех уровней - 129,1 млрд руб. (35,9%). Разница в 60,3 млрд руб. (16,8%) - это недофинансирование оказанных услуг, а также невыполнение работ, заложенных в тарифы и предусмотренных действующими нормативами. Кроме того, около 30 млрд руб. составляют амортизационные отчисления, не закладываемые в тарифы из-за того, что они строятся по балансовой стоимости основных фондов, а не рыночной. Ежегодное проедание капитала достигает 90 млрд руб. К 360 млрд руб. надо добавить 50 млрд руб. на перекрестное субсидирование только по тепло- и электроэнергии26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что к 2003 г. в жилищно-коммунальном хозяйстве износ инженерного оборудования достиг 73%, инженерных сетей - 65%, исчерпали нормативные сроки службы - более 32% котлов, 23% паропроводов. Потери тепла при эксплуатации энергооборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. В год в среднем происходит 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения27.

Мы полагаем, платежеспособность предприятия улучшается в условиях наполнения его уставного капитала финансовыми средствами учредителей, которые не являются государственными (муниципальными) организациями и не исполняют административно-властных полномочий.

По нашему мнению, платежеспособность российских предприятий подвержена внешним негативным влияниям, в число которых входят факторы, обусловленные финансовой, бюджетной, фискальной, правовой, приватизационной, структурной, промышленной политикой государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.